Самые полезные навыки в жизни. Умение наслаждаться одиночеством. Записи с удовольствием

Мы живем в удивительно комфортабельное и сытое время. Из крана течет холодная и горячая вода, в соседнем магазине полки ломятся от еды, а друг-компьютер дает немедленный и исчерпывающий ответ на любой вопрос. Нельзя сказать, что это плохо, отнюдь. Но сможем ли мы прожить без этих благ цивилизации? Что мы будем делать в том случае, если наша личная судьба (или судьба всего человечества, почему нет?) вдруг резко изменится и нам придется самим себя обеспечивать всем необходимым?

В последние годы очень популярен жанр «survival horror» — выживание после всеобщего апокалипсиса. Однако компьютерные развлечения не слишком способствуют реальным умениям. Чтобы проверить вашу готовность к любым жизненным обстоятельствам, мы приводим список из 20 самых необходимых умений, которые должен знать каждый. Интересно, сколько пунктов из этого списка можете отметить вы?

  1. Разжечь огонь. Очень многие из нас не сумеют разжечь костер даже при наличии сухих дров и спичек. Что уж тут говорить про более тяжелые условия.
  2. Иметь основные навыки выживания. Знание мест, где можно найти воду, что вы можете и не можете есть в дикой природе, как строить убежище, как поймать рыбу, как правильно переходить реку, как сохранить температуру тела.
  3. Как выращивать овощи. Если все магазины исчезнут, то только огород поможет вам выжить. Если, конечно, вы сумеете что-либо вырастить.
  4. Уметь плавать. Есть ряд чрезвычайных ситуаций, когда вам может понадобиться уметь плавать, чтобы выжить самому или помочь другому человеку.
  5. Как менять шину. Относится как к автомобилю, так и к велосипеду.
  6. Как оказать первую помощь. Мы постоянно видим на экранах десятки разных смертельных сюжетов, но стоит оказаться в опасной ситуации, когда от нашей помощи зависит человеческая жизнь и здоровье, как впадаем в ступор.
  7. Как правильно одеваться. Существует огромное количество модных журналов, рассказывающих о цвете галстуков, но вам может понадобиться совсем другая информация. Узнайте, как защитить себя от холода и жары, что обезопасить от укусов насекомых и сохранить себя от травм.
  8. Как взаимодействовать с людьми. В тяжелые времена вам понадобится взаимовыручка и помощь людей. Пора восстанавливать эти утраченные в эпоху социальных сетей навыки.
  9. Как поднять свой собственный вес. Если вы с трудом можете передвигаться от холодильника к компьютеру и обратно, то вряд ли сможете помочь себе и своим близким в трудных ситуациях. Скорее будете лишней обузой.
  10. Уметь торговаться. В кризисные времена стоимость вещей будет сильно меняться и деньги, возможно, потеряют привычный статус. Ваше благосостояние будет сильно зависеть от вашего умения торговаться и договариваться.
  11. Как защитить себя от одного или нескольких нападающих. Навыки самообороны не приобретаются путем многочасового уничтожения монстров на экране монитора. В случае кризисной ситуации, вероятно, это первый навык, который может вам пригодиться.
  12. Научитесь рассказывать истории. В условиях отсутствия электричества и интернета ничто так не скрасит ваши долгие вечера, как увлекательная жизненная история.
  13. Как чинить все на свете. Вам придется освоить профессию плотника, столяра, автомеханика и сантехника. И дело совсем не в экономии денег. Просто вызвать будет некого.
  14. Осваивайте навигацию без GPS. Умение ориентироваться по компасу и карте является в наше время уже почти забытым.
  15. Научитесь шить. Если вас смущает девочковое сидение с иголкой, то осваивайте выделку и шитье звериных шкур костяной иголкой.
  16. Умейте водить машину. Возможно сейчас вы ездите на общественном транспорте или вас возит личный шофер. Но в случае кризиса ни тот, ни другой вариант не работает.
  17. Знайте как хранить продукты. Вялить мясо, консервировать, делать соления и варенья теперь придется самому, а не выбирать на полке супермаркета.
  18. Научитесь готовить. Рано или поздно вам придется это сделать. Если, конечно, не хотите умереть от вечной яичницы с беконом и бутербродов.
  19. Как жить без Google. Возможно, вы почувствуете себя немного сиротой. Крепитесь.
  20. Учитесь бегать. Если некоторые из предложенных выше умений вы усвоили плохо, то умение бегать может быть вашей последней надеждой.

А какими ценными навыками преодоления кризисных ситуаций можете похвастаться вы? Поразите нас своим комментарием, начинающимся со слов «я умею…»!

Каждый мужчина учится в жизни тому, что, как он считает, пригодится лично ему. Что-то важное и незаменимое. Но при этом есть полезные навыки, которыми можно было бы также овладеть, потому что эти умения обычно остаются в стороне, но могут оказаться востребованы в любой момент окружающими его людьми. Чтобы если вдруг какой-нибудь локальный апокалипсис, чрезвычайный случай или просто трудная ситуация, про такого мужчину сказали: «Среди нас есть настоящий мужик, он всё сделает!» И это «сделает» может касаться чего угодно — от самых основ выживания, поиска воды и оказания первой помощи, до приготовления еды, покупки одежды и ремонта автомобиля.

Поэтому вот 50 навыков, крайне полезных и необходимых к изучению каждым мужчиной…

1. Плотницкое дело

Плотничество — одним из самых древних умений и полезнейших навыков человека. Можно сказать, что это одна из причин существования нашей цивилизация. Плотницкое дело существует тысячи лет, и более чем актуально сегодня. Вы не обязательно должны быть способны построить дом с нуля, но некоторые общие вещи, например уметь пилить, строгать и сверлить, использовать электроинструменты, забивать гвозди, закручивать саморезы, собирать и разбирать мебель, соорудить что-то простое, типа полки, или даже скворечника — это знать и уметь просто необходимо.

2. Оказание первой помощи

После добычи воды, первая помощь является важнейшим навыком выживания. К счастью, в наше время умение оказать первую помощь — не то, что потребуется от вас каждый день, но если вы знаете, как обработать рану и остановить кровотечение — это рано или поздно спасёт вам или кому-то ещё жизнь. Просто, что знание основ первой помощи означает осознание предела ваших возможностей. Если вы не врач, вам не нужно пытаться поставить на место сломанную кость, потому что в итоге эта попытка приведёт к ещё большим повреждениям или даже к разрыву крупных кровеносных сосудов, и, в конечном итоге, к смерти…

3. Разведение костра

Навык разведения костра годится как для ситуаций выживания, так и для походов на природу и кемпинга. Важно помнить, что залог хорошего пламени и «живучего» костра — это его дыхание, то есть приток кислорода. Ещё нужно знать преимущества и недостатки различных видов древесины во время горения, и варианты «растопки» для костра (например, свежесрезанные ветви будут слишком влажными, чтобы дать начало костру). Создание огня — очень медленный процесс, если всё делать правильно. Это вам не кучка сухих веток на дне мангала, которую надо облить жидкостью для розжига и бросить туда горящую спичку. Здесь вам придётся фактически уговорить огонь к жизни, медленно подкармливать его и растить, чтобы потом получить максимальную пользу.

4. Строительство шалаша или любого другого укрытия

Надеемся, что вам никогда не придётся проводить ночь в дикой природе в ситуации, когда вы этого ну ни разу не планировали и не хотели. Но, если вдруг это случится, вам придётся построить укрытие от непогоды и диких зверей. Сгодится любая конструкция — от простого шалаша и до более продвинутого убежища. Однако помните: недостаточно просто соорудить нагромождение из веток и лапника, более важно подумать о подстилке, изолирующей вас от холодной земли, когда вы будете спать, и о том, как такая конструкция может защитить от дождя, ветра и хищников. И ещё один момент — выбирайте с умом и саму местность. Убежище для выживания, обустроенное в русле реки или на звериной тропе, может скорее навредить, чем помочь.

5. Покупка костюма

Вы могли бы подумать, что мероприятие вроде покупки костюма — это что-то простое и не особо нужное. Но тут вы ошибаетесь, это очень сложный и полезный навык. Покупка хорошего костюма больше похожа на покупку автомобиля. Для совершения удачной покупки вам не только придётся научиться различать стиль, фасон и крой, но также хорошо ориентироваться в ценообразовании, отличать хорошие предложения от развода. Самый лучший вариант тут — обратиться к профессиональному портному или в ателье, чтобы в конечном счёте получить костюм, который будет идеально соответствовать вашей фигуре. В таком не стыдно пойти на собеседование, на свадьбу лучшего друга или любое другое формальное событие, требующее респектабельности во внешнем виде.

6. Рыбалка

Есть такая поговорка: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу - будет сыт всю жизнь!». Избитая фраза, но так оно и есть. Рыбалка — полезный навык и отличный способ добыть незаменимый белок, будь вы на реке, застряли на необитаемом острове или просто любите суши и роллы. Рыбалка — это также прекрасная возможность отдохнуть на природе, расслабившись и получая удовольствие от отличной погоды. Существует несколько способов ловли рыбы, посмотрите, поизучайте, может что-то определённое придётся вам по вкусу.

7. Замена колеса на автомобиле


По статистике, каждый мужчина хотя бы раз за всю жизнь прокалывает шину на колесе, даже если не ездит на автомобиле =)

Подавляющее большинство автомобилей имеет запасное колесо, в багажнике, на крыше или на задней двери. В чрезвычайной ситуации, когда у вас на автомобиле спустило колесо — вы должны уметь его заменить на запасное. Как минимум это сэкономит время, ведь вместо того, чтобы ждать, когда кто-нибудь приедет на помощь — и приедет ли? — вы замените колесо и вернётесь на намеченный маршрут.

8. Замена масла в двигателе

Замена масла в двигателе вашего автомобиля — штука несомненно более важная и ответственная, чем замена колеса. Если вы «убьёте шину» — купить новую не составит труда, и это не так дорого. А вот нерегулярная замена масла или вообще отсутствие оной приведёт к поломке двигателя — его ремонт встанет гораздо дороже, на порядок. Подсказка: умение менять масло бережёт ваше время и деньги — в автосервисе вы заплатите гораздо больше, чем просто купив масло и фильтр. Конечно, вам не обязательно всегда менять масло самостоятельно, но вы можете сэкономить и узнать что-то новое, если решите сделать всё своими руками.

9. Фотографирование

Навел объектив и нажал на кнопку затвора, что может быть проще? Однако если серьёзно — всё гораздо сложней. Чтобы сделать хорошую фотографию, вам требуется гораздо больше времени и внимания, чем просто на нажатие кнопки. Нужно учесть расположение как объекта съемки, так и второстепенных объектов, найти хороший бэкграунд, поймать необходимый фокус, освещение. В идеале — заморочиться с глубиной резкости и выдержкой. Это полезный навык, ведь даже если вы просто фотографируете родных для семейного альбома, вам на память останутся отличные фото.

10. Искусственное дыхание

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) может быть рассмотрена как необходимое дополнение в базовому навыку первой помощи. Мы вынесли этот полезный навык отдельно, так как он подразумевает спасение жизни другого человека, а не собственной. Методика СЛР постоянно развиваются, и тезисы 20-летней давности сильно отличается от современных методов, в основном из-за исследований и практики. Сердечно-легочная реанимация — это умение, которое надо регулярно тренировать — если вы когда-то учились делать СЛР, это не значит, что вы сделаете всё правильно сегодня. И даже наверняка не сделаете. Помните, это знание спасло столько же жизней, сколько погубило незнание.

11. Приготовление коктейлей

Виски и кола — это не настоящий коктейль. Уж извините, но это правда =)

Настоящие алкогольные коктейли требуют чуть больше знаний и умения подбирать составляющие и их количества. А особенно если у вас есть собственный домашний бар и вы хотите получать истинное удовольствие от напитков, вам хорошо бы выучить по крайней мере несколько рецептов действительно хороших коктейлей. Вы можете начать с с простых и проверенных временем вкусов, а затем, когда почувствуете уверенность — перейти к более современным алкогольным коктейлям.

12. Критическое мышление и ситуационная осведомлённость

Замечать всё вокруг себя и правильно реагировать — одна из тех штук, о которой гораздо легче сказать, чем сделать. Этому трудно учиться, и легко с такого образа поведения «соскочить». Тем не менее, если вы сможете ежедневно уделять хотя бы немного времени развитию именно , вы увидите, что в любой момент можете легко взглянуть со стороны как свою собственную жизнь, так и на своё окружение и всё, что вас касается. Это называется критическое мышление — одно из тех качеств, которое поможет добиться успехов в тренировке всех остальных навыках в этом списке.

13. Танцы

Возможно, в голове у вас не звучит постоянно рок-н-ролл и вы не готовы пуститься в пляс при первых нотах танго. Однако в нашем обществе танцуют гораздо больше, чем хотелось бы думать. Это особенно часто происходит на свадьбах, например — там танцы вообще обязательное явление. Поэтому выучите хотя бы один популярный танец — вы как минимум не ударите в грязь лицом, а при стечении обстоятельств — завоюете сердце лучшей девушку на вечеринке, просто станцевав с ней.

14. Игра в карты

Вы были в Лас-Вегасе? Этот город незабываем, и одна из причин — игра в карты там возведена в абсолютное искусство. Да и даже если вы никогда не собираетесь посетить Город Грехов, всегда можно провести хорошо время, играя в карты с друзьями. Есть много карточных игр, которым можно и нужно научиться. Из американской классики это конечно же техасский Покер, Блэкджек и Рамми. Нам же более близки такие старички, как Преферанс, Брижд, Козёл и конечно Дурак.

15. Умение одеваться «по случаю»

Не одевайте джинсы на официальную встречу. Не приходите в смокинге на вечеринку у бассейна. Не надевайте футболку с любимой группой на собеседование. Эти случаи сильно утрированы, но тем не менее они дают хорошо понять, какую одежду, куда и как стоит одевать. Кто бы что ни думал, но умение правильно одеться по случаю — это сродни искусство, зачастую кроме опыта требующее сильно развитой интуиции, и иногда даже удачи.

16. Вождение при плохой погоде

Везде, где есть дороги — встречаются трудные для вождения условия, продиктованные плохой погодой — проливной дождь, метель или даже буря. Безопасное вождение при плохой погоде включает в себя не просто продолжение движения, а также обеспечение безопасных условий для других участников движения. Некоторые из наших советов просты — например, не тормозите резко на мокрой дороге, избегайте при аквапланирования, не крутите рулём при сильном боковом ветре. Будьте внимательны, и вы убережёте себя и свою машину от неприятностей.

17. Управление автомобилем с ручной коробкой передач

На первый взгляд может показаться, что эпохе автомобилей с ручной коробкой передач приходит конец. А вот и ничего подобного, отчасти благодаря любителям экстремального вождения. Поверьте — далеко не всегда вы будете иметь возможность передвигаться на машине с автоматом. Поэтому умение управляться с механическим рычагом переключения передач востребовано и необходимо — освойте этот полезный навык, если до сих пор этого не сделали! Более того, с ручной «коробкой» машина гораздо лучше управляется и чувствуется на дороге или трассе. Ну и ещё — немаловажный плюс — у вас просто не останется свободных рук, чтобы отвлекаться на смартфон во время езды.

18. Езда с прицепом

Представьте, что вы решите переезжать, или надо будет просто перевезти несколько вещей из вашего дома на дачу. Может быть, вы хотите отправиться в путешествие по пересеченной местности с домом на колёсах, прицепленным к вашему пикапу. В любом случае, вы должны знать, что вождение с прицепом коренным образом отличается от обычного вождения автомобиля и даже грузовика. Вести машину с прицепом гораздо сложнее — это касается набора скорости, торможения, поворотов и разворотов, а особенно — движения задним ходом и удержания стабильности на дороге на скорости. И тут необходима практика и ещё раз практика.

19. Валка деревьев

Чтобы свалить дерево, вы просто будете рубить и кромсать древесину топором до тех пор, пока не раздастся треск, после чего заорёте «Бойся! Дерево!»? Не особо так вариант. Рубка и валка деревьев требует гораздо больше знаний, чем «взял топор и свалил дерево нахрен». С помощью правильной техники рубки вы сохраните львиную долю сил, и зададите направление, куда дерево упадёт. А это обеспечит вашу безопасность и окружающих вас людей, а ещё и удобство при последующей обработке.

20. Поиск и очистка воды

Как мы уже говорили, добыча воды является самым важным и полезным навыком выживания. Потерявшись в лесной глуши, в степи или в пустыне, вы можете недели прожить без еды, но погибнуть в считанные дни без воды. Как минимум изучите способы поиска и добычи воды — и это спасёт вам жизнь. Развитие навыка предполагает изучение вариантов, когда воду употреблять нельзя, или можно — но после тщательного обеззараживания и фильтрации. Например, застоявшаяся вода почти гарантированно вызовет острое отравление, и тогда обезвоживание наступит гораздо раньше.

21. Устранение протечек

Протекающая труба, кран или шланг — довольно распространенное явление в черте города. Кроме того, что это расточительство и вообще может повредить пол, стены и перекрытия, так постоянно капающая вода вызывает раздражение. А вызов водопроводчика может оказаться дорогим. Поэтому наберитесь терпения и попробуйте всё починить сами, вы сэкономите время и средства. А, да, купите для начала соответствующий набор инструментов.

22. Садоводство

Исторически садоводство было сугубо мужским занятием, как бы это странно не звучало. Согласно источникам, именно мужчины были более склонны к сельскому хозяйству. Возможно, это связано с тем, что первоначально в садах выращивали фрукты и овощи для выживания и вообще автономного существования. Поэтому садоводство означает не выращивание цветов, а культивирование пищи.

23. Готовка и жарка мяса

Барбекю или шашлык на заднем дворе, на пляже и в парке — одно из наших самых любимых занятий, потому что сочетает в себе две прекрасные вещи: еду и природу. Однако вам надо понять и постичь основы жарки мяса — маринованье шашлыка, способы приготовления, какие бывают дрова, уголь, как жарить мясо на барбекю (тут кстати целый пласт науки, включая безопасность обращения с пропаном). В итоге благодаря этому полезному навыку вы сможете приготовить вкуснейший шашлык, пожарить стейки-убийцы и сочные бургеры всякий раз, когда того пожелает душа.

24. Умение писать от руки

Мы живем в цифровом мире — и это отчасти печальный факт, потому что так мы скоро совсем забудем, как писать от руки. Поэтому не допустите этого и практикуйтесь всякие раз, как найдете возможность. Верьте или нет, но если записать что-то на бумаге, а не вбить в планшет или смартфон, то это гораздо надежней укоренится в нашей памяти. Порой записать что-то от руки в блокноте получится даже быстрее, чем напечатать в ноутбуке. В любом случае, вы будете счастливы, что умеете красиво и быстро писать, если вдруг цифровые технологии откажут…

25. Умение вешать что-либо куда-либо

Почему этому простому делу выделено место в нашей статье? Представьте себе, тут тоже не всё просто. Повесить картинку на гвоздь, вбитый молотком в деревянную стену, особого навыка не потребует. А если стена кирпичная, бетонная? А как потом проверить, ровно ли висит картина? Тут нужен, например, уровень… Простите, что?

А вот, скажем, вам придётся вешать что-то тяжелое на стену из регипса — тут потребуется совсем другой уровень этого вроде простого навыка. Будьте уверены, вы скоро узнаете, что такое анкерные крепления, профили из нержавейки, дюбеля для гипсокартона, и так далее и тому подобное. Поэтому — хотя бы купите дрель, дюбеля и несколько анкеров. И уровень.

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.

Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).

Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей . Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитание это процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

нерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировка – дозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что в первом случае речь идет о состоянии и динамике антропометрических и морфологических показателей, во втором случае речь идет исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами .

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела, массе тела, «окружности» грудной клетки и головы, состоянию жировой и мышечной массы, мышечной силы и выносливости, а также мышечного тонуса, гибкости суставов, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики с расчетом индексов.

Физическая и функциональная подготовленность – тоже близкие понятия. Однако, физическая подготовленность проявляется на структурном уровне (сила и выносливость мышц, гибкость и прочность суставов и связочного аппарата, способность быстро и ловко передвигаться в пространстве); функциональная подготовленность организма проявляется возможностью различных функциональных систем обеспечить оптимальную, а при необходимости максимальную работу, перестроить, компенсировать и восстановить организм без нарушений его гомеостаза, чтобы не допускать срывов, которые впоследствии могут приводить к заболеваниям.

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе.

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием физических качеств и способностей, проявляемых в двигательных действиях, родственных избранной специальности или избранному виду спорта, способствующих лучшей подготовке организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется развитием физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих наивысшие достижения в избранном виде спорта и в избранной профессии.

Психическая подготовленность в свою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), а также самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует какое-либо сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.

В структуре специальной психической подготовленности выделяют:

    устойчивость к стрессовым ситуациям;

    степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;

    способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;

    способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и эмоциональной перегрузки.

Двигательная активность . Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществлением мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. Это и называется « общей двигательной активностью ». В реальной жизни существуют как необходимый (минимальный), так и достаточный (оптимальный) уровни общей двигательной активности человека. Минимальный уровень двигательной активности это как раз то, что, к сожалению, наблюдается у большинства наших современников-соотечественников, т. е. тех самых «практически здоровых» лиц, которые пока чувствуют себя удовлетворительно, ни на что не жалуются, но быстро утомляются и с трудом справляются с относительно небольшой физической нагрузкой. Оптимальный же уровень двигательной активности своим последействием в организме обеспечивает оптимальные показатели физического развития и физической подготовленности. Оптимальный уровень двигательной активности зависит от типа нервной деятельности, биохимических реакций в организме, количества и качества потребляемой пищи. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь нормального жизнеобеспечения организма, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Сейчас крайне важно, чтобы каждый уяснил для себя раз и навсегда, что наши современники с их автоматизацией и механизацией производственных процессов и быта никогда не смогут поднять свою двигательную активность до оптимального уровня, если не включат в нее специальную физкультурно-спортивную двигательную деятельность. Специальная физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека является лишь одним из компонентов его общей двигательной активности, но этот компонент очень важный, поскольку только он может вывести каждого конкретного индивидуума из состояния, называемого «гипокинезией». Часто путают понятия «гипокинезия» и «гиподинамия». Гипокинезия – это снижение двигательной активности, а гиподинамия – снижение мышечного напряжения и мышечной силы.

Двигательный режим это целенаправленное регламентированное распределение двигательной активности в течение суток. В двигательный режим входит утренняя гигиеническая гимнастика, бытовая физическая активность, производственный процесс с производственной гимнастикой, учебно-тренировочные или оздоровительно-физкультурные занятия и в конце дня заключительная расслабляющая гимнастика.

Спорт – специфическая область физической культуры, где в соревновательных условиях проявляются максимальные возможности и способности человека, к которым организм специально готовится путем активных усиленных тренировок. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, воспитание воли, решительности и смелости в решении различных задач, борьба за победу в условиях различных соревнований, высокая эмоциональность как соревнований, так и тренировочных занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими видами физической деятельности спорт позволяет достигать наивысшего развития физических и функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования и правильного восстановительного периода. К сожалению в погоне за золотыми медалями тренеры и спортсмены забывают об оздоровительных и этических нормах, применяя различные допинги и другие стимуляторы, которые дают временный успех, а затем длительные болезни. Это подрывает авторитет спорта. Поэтому в настоящее время физическая культура и большой спорт стали антиподами. Обязанность медиков – следить за тем, чтобы спорт приносил только пользу организму, а для этого следует строго подбирать тренировочный режим и хорошо восстанавливать организм после соревновательных нагрузок, создавая спортсменам условия для здорового образа жизни. Важнейшие из этих условий – квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленности. В спорте большое значение имеет техническая, тактическая и психофизиологическая подготовленность.

Физическое совершенство – это способность выполнять физические нагрузки в максимальном объеме и темпе, которые могут быть проявлены для данного пола и возраста. Физическое совершенство достигается в процессе постоянных тренировок в определенном режиме (с постепенным, правильным и постоянным увеличением нагрузок), позволяющем накапливать физические и функциональные резервы. Приблизительно до 25 лет человек может накапливать физические и функциональные резервы свыше своих биологических возможностей, затем он может их долгие годы поддерживать, но в конце концов биологический возраст заставит постепенно сокращать темп и объем максимальных нагрузок. (Демонстрация: примеры, графики, таблицы).

У человека существует три возраста: паспортный, биологический, который, в основном, совпадает с паспортным, и функциональный, который, как правило, не совпадает ни с паспортным, ни с биологическим. О функциональном возрасте хорошо говорят фразы: «Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине столько, на сколько она выглядит». А очень образно о функциональном возрасте сказал Андрей Вознесенский: «Мне жаль тебя, мне жаль тебя, старик, мне жаль тебя, старик двадцатилетний!» Да, можно стать функционально стариком и в молодые по паспорту годы, а можно и в 70 лет рожать детей и ставить рекорды, но для этого все годы нужно поддерживать психофизическое состояние на должном уровне.

Физическое совершенство – одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью средств физической культуры.

Организационно-административные аспекты физического воспитания в медицинских вузах . Предмет «Физическая культура» был введен в вузы в 1929 году, потому что было замечено, что у студентов ухудшается здоровье в процессе обучения в вузе. Ученые доказали, что умственная и эмоциональная нагрузка без физической нагрузки ведет к снижению функциональных и физических возможностей, что снижает резистентность к заболеваниям и приводит как к психической, так и к соматической патологии. В настоящее время информационный и эмоциональный объем нагрузок настолько велик, что значительно перегружает организм, и только физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат противодействует информационной и эмоциональной атаке на мозг.

Ученые во многих работах доказывают, что правильно организованные занятия физической культурой повышают умственную и физическую работоспособность, улучшая функциональные возможности организма. Учитывая важную роль физической культуры в оздоровлении и укреплении людей руководство страны уделяет большое внимание правильному воспитанию физической культуры во всех возрастных группах населения. Это подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г., в приказе Министерства образования Российской Федерации № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» и приказе от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 23.05.2002 № 11/9/6/5. Поэтому в Государственном образовательном стандарте предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной для каждого высшего учебного заведения без сокращения выделяемого объема часов. В медицинских вузах физическая культура является не только средством оздоровления студентов и поддержания у них физического и психического равновесия, но также предметом, который студенты должны впоследствии использовать в своей врачебной практике в качестве мощного немедикаментозного средства оздоровления. Каждый врач должен уметь назначать двигательный режим каждому своему пациенту также, как он должен назначать режим питания и режим приема лечебных процедур.

Предмет «Физическая культура» в медицинских вузах проводится согласно учебного плана каждого вуза, который должен соответствовать Госстандарту. Учитывая, что даже двух занятий в неделю не достаточно, чтобы совершенствовать физические и функциональные возможности организма, на академических занятиях студент в основном обучается тому, что и как следует выполнять. Поэтому необходимо стараться находить время для самостоятельных занятий во внеучебный период. Пропускать занятия – значит лишать себя возможности поддерживать физическую и умственную работоспособность, а затем лишать своих пациентов грамотных рекомендаций и полноценного лечения.

Занятия по физической культуре в медицинских вузах проводятся в виде лекций, методико-практических и учебно-тренировочных занятий в спортивных залах и на стадионах.

Все студенты-медики для занятий физическим воспитанием распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и ЛФК. Освобождаются студенты от занятий физическим воспитанием только на время освобождения от всех других академических занятий в вузе. Учитывая специфику образовательной направленности физического воспитания в медицинском вузе студенты-медики не могут освобождаться от предмета «Физическая культура», так как должны освоить теоретический раздел в виде лекций и методико-практический раздел, преподаваемый на практических академических занятиях, а в зависимости от физического и функционального состояния проходят либо учебно-тренировочный курс, либо лечебно-оздоровительный. Поэтому врачи, которые освобождают от занятий студентов-медиков, во-первых, выполняют не свои функции, а во-вторых, оказывают «медвежью услугу» будущим коллегам.

Студентам, пропустившим занятия, необходимо представить студенческие справки, которые заменяют больничные листы, в течение недели после возобновления занятий в вузе. Только на основании этих справок студент не отрабатывает пропущенные учебно-тренировочные занятия, любые другие справки недействительны. Однако, это не освобождает студентов от теоретического и методико-практического курса. Все пропуски учебно-тренировочных занятий без предоставления справок отрабатываются в течение месяца. Теоретический и методико-практический курсы отрабатываются в виде рефератов.

После прохождения медицинского осмотра и сдачи контрольных нормативов и контрольных упражнений студенты могут заниматься в спортивных секциях или оздоровительных группах, которые культивируются в вузе, где они обучаются. Занятия в секциях вне вуза не дают право на получение зачета. Студенты, входящие в сборные команды России по видам спорта, которые включены в Спартакиаду вузов России и чемпионаты России, проходят учебно-тренировочный курс в соответствии со своими тренировочными планами, подписанными преподавателем, ответственным за факультет, где учится данный студент.

Зачет ставится студенту, который полностью прошел теоретический, методико-практический и учебно-тренировочный или лечебно-оздоровительный курсы и на зачете показал знания и умения по пройденным курсам.

Физическое воспитание в медицинских вузах направлена на:

– укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности;

– обеспечение разностороннего физического развития студентов;

– развитие и совершенствование специальных физических качеств, необходимых медикам в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

– привитие студентам знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, при трудовой деятельности и на отдыхе;

– подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организаторов гигиенической и производственной гимнастики.

Профессиональная направленность физической культуры в медицинских вузах заключается в том, что врач не только должен сам оздоравливаться с помощью средств физической культуры и развивать необходимые для работы физические и психофизические качества, но и постоянно в своей врачебной практике включать средства физической культуры в двигательный режим пациентов и в тактику лечения больных. Для этого необходимо не только теоретически знать, какие и когда средства физической культуры следует назначать пациенту, но и уметь правильно объяснить ему, как эти средства применять, а при необходимости показать, как правильно выполняется то или иное физическое упражнение, а также правильно направить пациента в ту или иную секцию или группу здоровья. Кроме того, врач обязан уметь правильно оценивать физическое развитие по материалам проводимых антропометрических обследований до и после занятий физическим воспитанием; проводить врачебно-педагогические наблюдения в местах занятий физкультурников; проводить медицинский контроль за занятиями оздоровительно-тренировочных секций и групп здоровья, производственной гимнастикой; осуществлять санитарно-гигиенического контроль в местах занятий физкультурой и спортом и т. д.

Физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно – физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние.

Исследованиями в лаборатории И.П. Павлова доказано, что у подопытных животных, длительно находящихся в условиях чрезмерно тяжелой экспериментальной нагрузки, могут обнаруживаться трофические расстройства и другие симптомы раннего старения. Трудная экспериментальная задача, выполняемая животными, является аналогом напряженной умственной работы студента. Вот почему в системе профилактики заболеваний и старения должно быть четкое чередование правильной организации умственного труда и физической тренировки.

Жизненно необходимые умения и навыки. В физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человек двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Формирование умений и навыков осуществляется с помощью приобретенных рефлексов [от лат. reflexus – отражение] – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить носовое дыхание, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой. К сожалению, люди очень часто дышат неправильно. Неправильное дыхание включает сложные механизмы приспособительных реакций, которые, не выдержав продолжающейся патологической нагрузки, приводят к возникновению патологии в организме. Вот почему йоги многие болезни лечат обучением людей правильному дыханию. Кроме того, с помощью правильного дыхания носом лицам, занимающимся физической культурой, представляется великолепная возможность очень точно дозировать физическую нагрузку при занятиях физическими упражнениями с тем, чтобы физическая нагрузка оставалась на уровне оздоровительного воздействия на организм, впрочем, это уже тема последующих лекций.

Профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе заключается также в том, что студенты осваивают ряд профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей – изучение различных способов передвижения, особенно таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, которые могут пригодиться при обслуживании больных на дому и оказании неотложной помощи. Кроме того, необходимо развивать профессионально-прикладные физические качества, необходимые врачу для выполнения своих профессиональных обязанностей, например, для хирургов очень важно иметь статическую силовую выносливость мышц спины и нижних конечностей, чтобы не утомляясь часами стоять за операционным столом, скоростную выносливость и быстроту верхних конечностей, чтобы быстро взять нужный инструмент и наложить нужный шов, чтобы быстро остановить кровотечение, а также быстроту реакции, волю, оперативное мышление и т. д.

1. Ораторское искусство. Чрезвычайно важный фактор успеха, нужен каждому человеку, желающему преуспеть. Рано или поздно вам придется говорить на публике, и будет очень нехорошо, если вы не сможете внятно объяснить смотрящим на вас людям, что вы хотите и для чего. Постоянно развивайте свое искусство говорить, если вы чересчур стеснительны, попробуйте говорить для самого себя, затем произнесите речь перед знакомыми, ну а потом уже можно запускать тяжелую артиллерию и ораторствовать перед незнакомой публикой;

2. Письменные навыки. Для того, чтобы внятно излагать свои мысли на бумаге, нужно логично мыслить. Но если вы изложите свои мысли доступно и красиво, то все равно, вряд ли кто сможет нормально прочитать написанное, если у вас «докторский» почерк. Логика и каллиграфия - составляющие данного навыка.

3. Самодисциплина. Другими словами, сила воли. Для того, чтобы работать, нужно быть достаточно дисциплинированным человеком, и поменьше откладывать на потом. Потом ничего не будет, кроме разочарования, если вы не выполните свою работу здесь и сейчас.

4. Умение работать в команде. Здесь не обязательно имеется в виду какой-либо офис. Даже если вы профи-одиночка, все равно вам необходимо уметь привлекать заказчиков, сотрудников, коллег и просто знакомых, которые смогут вам помочь в реализации замыслов.

5. Критическое мышление. Оптимизм - очень хорошая черта, однако не нужно путать оптимизм с «розовыми очками». Трезво оценивайте свои идеи - и вы сможете стать успешным человеком. Иначе рискуете надорваться еще в начале пути.

6. Принятие решений. Все, что описано выше, актуально только в одном случае - если вы умеете принимать решения и выполнять их. Можно напланировать груду дел на день или на год. Все они так и останутся на бумаге, если вы не умеете выполнять то, что запланировали.

7. Математический склад ума. Вам не обязательно уметь высчитывать в уме матрицы или тройные интегралы, однако быстро работать с цифрами нужно уметь, если вы хотите чего-нибудь достичь в этой жизни.

8. Поиск. Новые идеи никогда не появятся, если вы не будете искать новую информацию, полезную для вашей текущей деятельности. Обязательно нужно искать что-то новое, и креативные идеи появятся в тот же момент.

9. Расслабление. Успешный человек должен уметь расслабляться. Можно быть успешным в течение пяти лет, а потом надорваться и «сгореть» на работе. Вас такое устраивает? Вряд ли, поскольку успех очень приятен, и им можно наслаждаться бесконечно долго. Человек, умеющий работать, должен уметь и расслабляться.

10. Базовые финансовые навыки. Никто не заставляет вас в течение трех секунд подсчитывать годовой бюджет корпорации Майкрософт, но все же вы обязаны знать азы экономики, если хотите преуспевать.

Это действительно базовые навыки, навыки первой необходимости. Владея ими всеми, без сомнения, вы сможете стать успешным человеком. Когда - это более сложный вопрос, поскольку удача, к сожалению, к навыкам не относится.

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги "Образование для жизни" и яростный критик школьной системы. Ее дочери - на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и... уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.

Лично для меня самое важное - навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети - на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное - вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык - слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же "Соло на клавиатуре", он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне - программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Основы переговоров. В этом направлении хороши и теория, и практика. Вы можете отправить ребенка на тренинг по переговорам или публичным выступлениям. А можете доверить ребенку (в любом возрасте) вести переговоры с персоналом в магазине или кафе. Жизнь - самый требовательный учитель.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.

Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский фитнес дал нужную ей спортивную подготовку.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров "Вольная журналистика", "Глянцевая журналистика", "Копирайтинг" и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли репетитора. Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться...

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому - это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков - например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное "почему", "зачем" и "как" - естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы - основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.


Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее", обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое "я" ничего не значит. Главное - не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то "принятой в обществе". Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства - не лучший выбор!

Купить эту книгу

Обсуждение

Спасибо, есть о чем задуматься.

Комментировать статью "Что должен уметь ребенок для успеха в жизни: 10 навыков"

Есть ли навыки, которых не хватало в семейной жизни, потому что в семье не привили? Что обязательно, а с чем можно смириться или воспитать-перевоспитать? Тема навеяна взрослыми мальчиками, которые часами в компе сидят, и взрослыми девочками...

Обсуждение

Недавно выяснила, что второй сын (14 лет) научился гладить свои рубашки во время моего отпуска. По роликам ютуба. Готовить простейшие блюда умеет, стирать руками скорее нет. Уборка, помощь с младшими - может (но не всегда хочет). Будет желание и мотивация - научится тому, что не умеет.Сейчас это гораздо проще, чем в доинтернетную эпоху.
Помню, как я маме звонила в первые годы брака, чтоб проконсультироваться по поводу каких-то блюд или здоровья ребенка. Нынешним детям проще спросить гугл.

Чем большему научите, тем проще во взрослой жизни! Если парень ответственный, всё нормально будет. Жизнь далеко не всех учит, некоторых даже калечит. Не у всех получается хорошо зарабатывать, да и далеко не всё можно купить за деньги, умелые руки никому ещё не мешали. Есть, правда, ещё умение по делу и вовремя ими шевелить, чтоб дрова неколотыми месяцами не стояли))))

10.01.2018 05:03:54, Прохожий33

Раздел: Опрос (Полезные навыки). Как вы считаете какой навык сложнее. дамы, "не смог научиться (освоить)" и "мечтала (или не мечтала вообще так как оно и не нужно), но не стала учиться так как денег на машину нет" это вообще-то совершенно разное. я писала о тех, кто...

Обсуждение

Тю! Мой папа в 65+ пошел работать, чтобы купить себе компьютер в кредит. Освоил фотошоп, легко переустанавливает Винду при каждом удобном случае, и ваще...))
Права у него с 1975 года.
Главное - захотеть.

Какие странные у Вас представления о деревне)

04.12.2017 11:57:03, алё

По нижней теме (о навыках). Общее развитие. Образование детей. Про навыки в целом. Не важно: получение информации из разных источников, выделение главного и пр. Думаю, вопрос в том, что многие взрослые полагают, что оно "само".

Обсуждение

И сейчас всему этому учат. Во втором и третьем классе на литературе очень много заданий типа "найти главную мысль", "разбить на части и озаглавить". Только таки да, у всех это получается по разному. Как, впрочем, и все остальное.
Умение учиться самостоятельно, это самое основное. Остальное всегда приложится.

и верно, не учат - вон сколько слов написали, а о чем не особо понятно
пересказу, плану и выделению главной мысли учат на уроках литература в 5 классе

Навеяно нижней темой про юбку, конечно. А что, вот те, кто против некоторых предметов в школе прям на полном серьезе считают, что школа должна давать только те знания, которые непосредственно пригодится в жизни? Это же невозможно определить в школьном возрасте...

Обсуждение

Да это не предметы ненужные, это преподавание через пятую точку. И дурацкая гонка за "лучшее произведение", чтоб при входе в школу на стенд повесить. Так-то идея обычно здравая везде. Вот у нас опять очередное задание по "окружке" - наклеить фотографии моря. Где, спрашивается, моя второклашка должна их искать и печатать потом? Для кого это, зачем? Хотя идея про изучение моря - мне нравится.

Я категорически против литературы - никогда не понимала зачем надо препарировать произведение, разбирая "что хотел сказать автор". Каждый видит в этом свое, а что автор сам хотел сказать никто и не узнает уже.
Плюс еще много произведений в школьной программе, осознание которых приходит в значительно более взрослом возрасте. Особенно для современного поколения.
Я читать люблю и читала всегда много - но литература раздражала ужасно

Физ-ра тоже не очень понятна, мне кажется, что большинство детей как-то добровольно спортом занимается, причем тем, который нужен. Я, слава богу, сидела почти всегда со справкой. А уж лыжи, которые надо тащить туда и обратно и еще сменная одежда, а потом все мокрые на занятия.

Раздел: Образование (задания на умение держать карандаш 2-3 года). Нужно ли учить ребенка правильно держать карандаш? "Самостоятельное прохождение стадий захвата карандаша – важный элемент развития в дошкольном возрасте.

Обсуждение

Я тоже так думала, что ребенку виднее, как держать. Но в школе потом ужас-ужас с письмом...

а как отличить "учителя младших классов, которые ведут подготовку к школе, не зная особенностей развития дошкольников" от " учителя младших классов кто знает особенности развития дошкольников"?
Мой трехлетка держит ручку/карандаш неправильно, воспитатель в саду уже сделал замечание, что "надо учить правильно".
Воспитатель ребенка мне кажется весьма компетентным.
Но я лентяйка, буду ждать что "как нибудь само" или в младшей школе кто то за меня научит.

Ведь на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность. Значит, верный вопрос должен звучать так: "Какие базовые знания необходимы человеку в жизни?" Это очень важный вопрос. Ответ, на который нужен, чтобы понимать, что нам делать с нашими детьми и...

Обсуждение

Что дать голодному? Рыбу или удочку? Сколько и каких знаний ни дайте ребёнку, их всегда будет мало. Более и сказать нечего.

29.07.2018 12:16:16, минсабир

Тут продвинутые родители посещают эту конференцию и Ваш вопрос для них давно решён! Вы же как бы отбрасываете их на многие годы назад... Дело в том, что 95 % здешних родителей в возрасте до 3 - 5 лет, в далёком детстве твердо усвоили ту истину, которую Вы хотите обсудить: "Надо в первую очередь освоить... язык! Потому что он нужен для общения! ...".
Да, это открытие - мирового значения, Вы правы.
Но в нашем, тутошнем - местном сообществе это открытие сделано.... тысячи лет тому назад! Поэтому Ваша тема повисла как глас вопиющего в пустыне. Так что простите за это замечание! :)
Более того, мы имеем отработанную веками не только методику обучения чтения, но и передачи всех основных знаний ребенку в понимании Моисея - автора Пятикнижия Библии. Идея, что "грамотность, образование - превыше всего!" - вбита с младых ногтей нашими родителями в нас. Более того, во многих вколочены и остальные знания, как воспитывать детей, накопленные за тысячи лет.
Здешние родители с 2-3-х лет дома от мамы и папы слышали то, что о чём Вы собираетесь рассказать, и вопрос "о базовых знаниях" у всех тут бывающих на этой конференции решен для присутствующих, можно сказать, с рождения.
Вы сюда попали из другого мира, по сути говоря: для вас это, что Вы хотите сказать - обучение языку и чтению, как универсальная система развития - это открытие, для нас - нет. Потому что иудаизм - это и есть система развития путём чтения, и чтения именно Торы, которая содержит 613 заповедей, а не 10-ти заповедей, как в православии или в христианстве. Речь идёт не о том, чтобы ребенок умел читать и общаться, а о том, чтобы он знал 613 заповедей и каждый год повторял их изучение всякий раз на новом витке спирали развития.
Именно поэтому в иудаизме запрещено рисовать, поклоняться картинкам иконкам и иконами, изображениями всяким, сколь бы они не были важными: всё это отвлекает от обучения ЧТЕНИЮ, грамотности, что является (по крайней мере, являлось 3 тысячи лет тому назад) синонимом богоизбранности.
Вот если бы Вы нам, скажем, дали методику, как изучить и понять ребенку быстрее 217 запретительную заповедь, тут бы Вас послушали и заинтересовались…
Ну, а если Вы не хотите попадать в кабалу методики обучения чтению и богоизбранности ортодоксального иудаизма, - где, кстати, дети уже в 3 года знают (или слышали) не 10 заповедей, а 613 заповедей, и они обязаны уметь читать и правильно общаться - то можете начать с обсуждения вполне светской методики "Читать - раньше, чем ходить", она тут на сайте есть и много раз обсуждалась и "старичками" и "новичками" - то же самое, только покруче и с использованием научных достижений прошедших тысяч лет...
Например, в прошлом году Штернберг предложил вариант методики обучения чтению и представил статью на эту тему - вот и Вы сделайте это! Но Штернберг, несмотря на высокую квалификацию теоретика, ничего не понял ни у Никитина, ни у Зайцева и даже Домана проигнорировал, и, к сожалению, начал с неуместной критики того, чего у великих педагогов-новаторов вовсе нет, и получил тут «под первое число»…
Вы хотя бы в теме изложите основные идеи статьи, и мы Ваши идеи обсудим: разбёремся, есть ли у Вас инновации, или новаторство? Хотя бы начните с того, сумели ли Вы повторить результаты педагогов-новаторов? Ведь практика – критерий любой теории.
Может быть, вы слышали или знаете, что на тему языка и общения ещё в 19 - 20-ом веке возикли и влавствовали умами человечества такие философские направления, как "позитивизм", "неопозитивизм", "лингвистическая философия", "семиотика", "общая семантка" и другие... В СССР возникли школы "теории общения", в г. Фрунзе, а также школа "психолингвистики" в МГУ (Леонтьев)...
Но Вас тут будут критиковать, поэтому лучше сначала выложите свою статью на каком-нибудь православном сайте, или обкатайте у Тюленева - там поддержат и помогут потом выйти суда на ринг… Проанализируют ваши идеи вроде бы объективно, как и идеи всех авторов. :)
Однако, помните о том, что говорил Пушкин: "Невежество и подлость смотрит в будущее, опираясь на настоящее и не ссылаясь на прошлое".
Как минимум, Вам необходимо показать, что Вы знаете о чем писали и какие открытия сделали Борис Никитин, Николай Зайцев, Глен Доман и другие первооткрыватели раннего развития и раннего чтения ещё до начала 90-х годов, я уж не говорю про педагогику иудаизма…
Здесь, в основном, бывают родители, которые не просто хотят научить ребенка чтению, языку и прочему, а развивают детей будущими президентами, гениями и т.д. Ну, а так называемые "базовые знания", начальная школа тут не интересны...
В любом случае – простите за советы – может быть Ваша теория гениальна и Вы опередили и педагогику иудаизма, и педагогов – новаторов? Вот и начните не с нуля, не с начала, а с … конца! Как воспитать ребенка владыкой народов, информацией, финансами... ?:)

Обсуждение

Я сама архитектор, хотя быть им не собиралась в детстве. Художественная школа не совсем даст представление, об архитектурном будущем. Раньше была Художественная школа при МАРХИ.
На мой взгляд, если про далекое будущее, то лучше заканчивать МИСИ отделение ПГС, а потом если очень захочется, то на него вторым высшим архитектурное образование. Архитектором сейчас расплодилось как собак не резанных, и зарплату хорошую после вуза, без протекции не найдете. Как художники, так и архитекторы – профессии наследственный, хотя есть конечно исключения.

А может стоит начать с художественной школы. В любом случае очень притная атмосфера и не очень важно кем потом станет ребенок, а если у него и действительно есть способности, так там ему их разовьют. Вот я тоже должна была стать архитектором (с родительской точки зрения), но проучившись 5 лет в художке и получив массу приятных впечатления я поняла, что все же это не мое, а ведь могла промаяться в МАРХи 6 лет.

Женаты 10 лет. так что по разному бывает.

20.05.2009 08:26:44, Alya.

Жизнь для работы - это когда приоритет работа, работа должна приносить удовольствие, быть интересной, перспективной и желательно денежной. Основная часть жизни проходит на работе, работа опосредует жизнь. Вот как у девушки, спешащей в провинцию занять пост нотариуса...

Обсуждение

ИМХО, орден горбатого Вам все равно никто не даст.Я очень жалею, что из-за работы пропустила половину утренников в детском саду, когда детишка был маленький. К сожалению, была вынуждена работать много и довольно долго зарабатывала больше всех своих подружек. Лет 5 назад мне надоели эти крысиные бега и я сошла с дистанции. Мне, о ужас, абсолютно все равно- чем я занимаюсь, лишь бы на не очень кучерявую жизнь хватало и на оплату дорогущего института для ребенка. А интересно мне практически на любой работе было, так как я туда хожу общаться, а люди везде интересные.
С возрастом очень раздражает недостаточно ухоженный дом и недостаточно облизанные родственники.А также бесит бесконечная смена начальства.На последней работке гендиректора меняли каждые 3 месяца и у каждого нового были свои идиотские идеи "как нам обустроить Рабкрин", фирму трясло.

Жила я до замужества с мамой, которая в плане хозяйствования никогда не мудрствовала, и меня "приучить" не пыталась (за что ей огромный респект!). Говорила она именно что: выйдешь замуж - научисси. Научилась:). На свадьбу мне мама подарила тетрадь с собственноручно написанными рецептами самых простых и ходовых блюд (которыми мы в основном питались, и на здоровье и желудок я никогда не жаловалась). Стаж семейной жизни 4,5 года, есть трехлетний сын. Готовить ОБОЖАЮ! Причем и выпечку делаю, и мясные блюда, и торты... Сначала тоже суп по телефону варила:). Убирать-стирать тоже помаленьку наловчилась, хотя не заморачиваюсь. С мужем из-за этого конфликты, правда, бывают, но все из-за разницы укладов. Я привыкла в свободную минутку лучше книжку почитать, а его мама - лучше пол помыть. Значится, муж нужен пра-аильный:)

А муж хочет, чтоббыла еда приготовлена любимой женщиной или чтобыопределенная еда была так приготовлена? А что он хочет в других хозяйственных вопросах?

Потму как если он обычный человек с обычными потребностями, т.е. ему не нужны суперчистота, обед с хрусталем и из 5 блюд,то приспособиться к нему не сложно. Тем более, если он готов что-то сам делать.

Если готовки не бояться, то научиться ей можно очень быстро. Я даже ен стала бы специально учиться, просто жила бы как жила и готовила в силу возможностей и потребностей. Первое время оставляя на готовку больше времени.
Т.е. представляете, что хотите съесть, соображаете, какие для этого нужны продукты (если не соображаете, то смотрите в кулинарной книге) и начинаете готовить...

08.02.2007 16:44:10, * Харас