Самообразование педагога дошкольника план. Анализ работы по самообразованию. Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр


Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново

Описание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: "Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;
образовательные:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год .
1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Отчет о работе над темой самообразования за 2015-2016 уч. год

учителя Мустафаевой Ш.У.

(предмет) технология «Все творчески, а иначе зачем!»

Современному обществу необходимы гармонично-развитые, конкурентно способные личности, умеющие быстро реагировать на жизненные изменения.

Развитие творческих способностей на уроках технологии и ИЗО, дает возможность детям раскрыть свои природные дарования и способности, творчески подходить к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации.

Тема самообразования : «Развитие творческих способностей путем внедрения инновационных технологий с целью повышения уровня знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС»

Работа над темой ведется первый год.

Цель : Создать условия для развития потребности, мотивации к трудовой и учебной деятельности учащихся и коррекции их познавательной деятельности.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Задачи:

    Внедрять активные методы и формы обучения, развивающие учебно-познавательные мотивы.

    Применять в процессе обучения и воспитания детей инновационные технологии.

    Воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков на уроках.

    Коррекция и развитие у обучающихся психических процессов через индивидуализацию и дифференциацию уроков.

    Совершенствовать педагогическое мастерство.

    Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья учащихся, их интересов и возможностей.

Активно внедряю в работу инновационные технологии :

- Информационно-коммуникационные технологии: Результат : Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации.

- Технология проблемного обучения: Результат : Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.

- Проектная технология: Результат: Учащиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

- Игровая технология (в 5-9 классах) Результат : Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

- Технология индивидуально-бригадного обучения: Результат : накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.

- Контрольно-корректирующая технология: Результат: Технология способствует развитию всех сфер личности школьника, коммуникативных способностей, самостоятельности.

За 2015-2016 год мне удалось:

Участвовать в работе творческой группы учителей технологии района.

Выступила на районном МО (№1 от 28.08.15г.) по теме «Техника безопасности на уроках технологии»

Выступала на педагогическом совете (№ 5 от 31.03.2016г.) по теме «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО и технологии.

Стараюсь принимать активное участие в предметных конкурсах и выставках.

Результаты участия обучающихся МОУ «Роскошненская школа» в олимпиадах и конкурсах в 2015 -2016 уч. г.

ФИО уч-ся

Олимпиада, конкурс.

Участие в олимпиадах, конкурсах, выставках.

Республика

Клеблеева Шукрие

Олимпиада по технологии

Мазурик Мария

Олимпиада по технологии

Якушина Марина

Олимпиада по искусству

Клеблеева Шукрие

Конкурс ДПИ «Крым в сердце моем»

Салядинов

Конкурс рисунков «Крым в сердце моем»

Зеленский Владислав

Адамек Яна

Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

Стогов Олег

Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

Бекирова Эльвина

Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

Шепетун Сергей

Фигурный Дмитрий

Конкурс «Прикосновение к истокам»

Адамек Яна

Конкурс «Прикосновение к истокам»

Клеблеева Шукрие

Конкурс «Прикосновение к истокам»

Шепетун Сергей

Конкурс «Пасхальная радуга» номинации «Творец»

Клеблеева Шукрие

Конкурс «Пасхальная радуга» номинации «Вдохновение»

Адамек Яна

Конкурс «Пасхальная ассамблея

Выводы: работа по теме самообразования позволило мне:

Продвинуть понимание изучаемого вопроса

Осуществить поиск новых идей

Найти требуемый вариант, ориентир в повышении качества преподаваемого предмета

Определиться с требованиями и содержанием новой педтехнологии (типа урока)

Совершенствовать собственные наработки по предмету

Определиться с выбором программы учебного курса, методического обеспечения по курсу

Планирование на 2016-2017 учебный год.

На следующий год планирую продолжить:

    работу по теме самообразования: «Развитие творческих способностей путем внедрения инновационных технологий с целью повышения уровня знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС»

    Принять участие в педагогических советах, научно-методических объединениях

    Посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания

    Провести теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

    Получить дополнительное профессиональное образование.

Источники самообразования

Интернет

Литература (методическая, художественная научно-популярная.)

Телевидение,

Видео, аудио информация, газеты, журналы, мастер-классы

Анализ работы по самообразованию

Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна

КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»

Работая над темой, в 2015-2016 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по организации работы с девиантным поведением, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.

Над данной темой работаю два года. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:

негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

В коррекционной работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.

Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:

Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.

Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.

Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).

Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одной из сторон.

В этом году особое внимание уделяю формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряжённых ситуаций.

Задача взрослого: снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, негативная оценка личности ребёнка, привлечение в конфликт посторонних людей, демонстрация власти - фразы: «Воспитатель всегда прав», «Будет так, как я сказала», проповеди и чтение морали, обобщения типа - «Ты как всегда…».

Один из способов снижения агрессии - установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы: например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»), вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»), дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать причины поступка. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса не следует. Ребёнок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Далее в личной беседе дать ребёнку объективную оценку случившегося.

Показать ребёнку пример конструктивного поведения можно с помощью таких приёмов:

Внимательно выслушать ребёнка, предоставить ему возможность высказаться;

Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами

(спокойная мимика и жестикуляция взрослого);

Признание чувств ребёнка («Я понимаю, тебе обидно…»);

Пауза, позволяющая ребёнку успокоиться и, конечно, чувство юмора.

В заключении хочется добавить, что агрессивным детям нужно уделять чуточку больше внимания, чем, обычным сверстникам. Такого ребёнка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, правильно направить его энергию в нужное русло, в нужном направлении.

Цели и задачи коррекционной работы на 2016-2017 учебный год

Цель коррекционной работы:

Обучение детей приёмам общения, стимулирования развития их коммуникативной культуры;

Формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Задачи коррекционной работы:

Воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно-необходимые навыки и умения;

Эффективно взаимодействовать и общаться;

Справляться со стрессом;

Делать выбор и принимать решения.

для педагогов ДОУ по самообразованию

ЭПИГРАФ:

Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

· Телевидение.

· Газеты, журналы.

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

· Интернет.

· Видео, аудио информация на различных носителях.

· Платные курсы.

· Семинары и конференции.

· Мастер-классы.

· Мероприятия по обмену опытом.

· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

· Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

Не могут правильно сформулировать тему самообразования;

При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

Возможная проблема

Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования

ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

Формулируйте темы по схемам:

ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и.т.п.

В ННОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

ñ Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов и ДОУ.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

Частичный предмет
исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Этапы работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Разработка конспектов ННОД.

Подготовить консультации по теме.

Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

Разработать проект.

Разработать опросники для диагностирования детей.

Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

Создать собственные методические пособия, атрибуты.

Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

Презентация проекта.

Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

Открытые просмотры.

Мастер – классы.

Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

Консультации для педагогов по теме самообразования.

Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

методических пособий.

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

образования (проблеме).

Неделя педагогического мастерства.

Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Приложение 1

Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

Этап

Результат /

форма отчетности

Срок

выполнения

2012 – 2013

уч. год

1. Изучение научно-

2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

5. Проведение мероприятий по плану.

6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

картотеки «…» и т.д.

7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

Картотека методической литературы.

Перспективный план на 2012-2013 учебный год

Сообщение на ПС или МС.

Оформление конспектов ННОД.

сентябрь

2013 – 2014

уч. год

1. Изучение научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

Оформление методической папки материалов.

3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

4. Оформление информационного листа на тему: «…».

4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

Пополнение картотеки методической литературы

Методическая папка «…».

Сообщение на родительском собрании.

Информационный лист – ширма - передвижка.

Выставка работ.

Выступление на ПС, МС.

2014 – 2015

уч. год

Показ открытого мероприятия.

Обобщение опыта.

Презентация.

Приложение 2

Перспективный план работы

по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

Месяцы

Деятельность

Отметка о

выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Приложение 3

Памятка для анализа процесса самообразования.

Оправдал ли себя план?

Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

Планировалась ли исследовательская работа.

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

Этапы проработки материала.

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Приложение 4

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

· Работа по теме самообразования не менее 1 года;

· Изучение научно-методической литературы;

· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

· Создание предметно-развивающей среды в группе;

· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

· Обучение на курсах повышения квалификации;

· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

· Показ открытого мероприятия;