Ребенок выговаривает буквы к и г. Как научить говорить ребенка буквы ж, т, г, с, ш, л в домашних условиях? Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы


Моей дочке 2 года и 10 месяцев. У нас проблема со звукопроизношением: вместо ш, щ, ч - своеобразное горловое Х, отсутствуют р, л. Речь нечеткая, посторонние понимают с трудом. И еще почему-то путаница с родами, может сказать: "папа пришла" или "я ушел". О ребенке: беременность и роды протекали спокойно, выписались из роддома на 3 сутки, в карте - первая группа здоровья. Ребенок 2ой, старшему брату 9 лет. И дальше развитие по возрасту: в 6 мес начала сидеть, в 7 - ползать, в 10 - ходить, примерно в этом возрасте сказала первые слова. Девочка усидчивая, любит читать, рисовать, фантазировать, хорошо разбирается в цветах, знает много стихов (правда, понять ее декламацию может только мама). Брат в этом возрасте говорил свободно, все буквы были на месте. Подскажите, когда бить тревогу, к кому обращаться в первую очередь, с какого возраста начинать?

Ответ
Екатерина, звукопроизношение ребенка соответствует физиологической норме. Для подстраховки можете проконсультировать ребенка у невролога, чтобы исключить неврологическую симптоматику. Можете подождать до 3,5 лет, а затем (если не будет изменений) проконсультировать дочку у логопеда. Но в любом случае звукопроизношением логопед занимается только с 4,5 лет.

Спрашивает Павел Крутов
Нашему сыну уже 2 года исполнилось недавно, но словарный запас очень скуден - только "папа, мама, деда, баба, да, нет, сам, туда, няня, кака...". Хотя занимаемся с ним много, в пальчиковые игры играет часто и с удовольствием, развивающие игры, рассчитанные на возраст 3 года, он проходит "на ура", все понимает, просьбы выполняет... но прогресса в развитии речи не видно. Очень обеспокоены этим. Не подскажете, что делать дальше? Может, сходить к врачу-логопеду или попробовать отдать его в детский садик пораньше, не осенью, поиграть в какие-то другие, определенные игры?

Ответ
Павел, сначала нужно проконсультировать ребенка у невролога, а затем решать вопросы с садом. Вы можете проконсультировать малыша у логопеда. Но думаю, что ничего нового Вам логопед не скажет, кроме того, что нужно подождать и прийти на консультацию через год. Если неврологический статус спокойный и ребенок не входит в группу риска, то ничего страшного нет. Мальчики обычно в этом возрасте медленнее девочек накапливают словарь, более ленивы в разговоре.

Спрашивает Оксана
Сыну 2 года и 6 месяцев. Месяц назад начала замечать, что ребенок хочет сказать что-то быстро-быстро, но у него не получается и получается: "я-я-я-я хочу пить" или "на-на-нарисуйте мне домик", когда говорит медленно, то говорит хорошо. Беременность протекала хорошо, роды без осложнений, ходить начал в 10 месяцев, говорить в 1 год и 4 месяца, в 1 год и 9 месяцев начал чисто говорить букву Р. Подскажите, что делать. Спасибо.

Ответ
Необходимо очень тщательное обследование у невролога. В этом возрасте у детей речевое развитие идет очень быстро, что может спровоцировать заикание, если неспокойный неврологический статус и ребенок входит в группу риска.

Спрашивает Мария
Моему малышу 2 года. Он говорит практически все, есть фразовая речь, но произношение оставляет желать лучшего. В сложных словах начальные согласные он не произносит, например, вместо слова "солдат" говорит "олдат", вместо "рассказать" - "азать" и т.д. Простые двусложные слова, такие как, "пупсик", "киска", "ложка" проговаривает нормально. Есть ли повод для беспокойства и как улучшить произношение? Спасибо.

Ответ
Мне трудно ответить по поводу беспокойства (мало информации о беременности и родах). Но, судя из написанного, могу сказать, что речевое развитие пока соответствует возрасту.

Спрашивает Лилия
Моему сыну через три месяца будет три года, а нормальной речи мы от него до сих пор не слышали. Можно сказать, что он вообще не говорит, а общается условными звуками (например, киска-няу, корова-му). Меня это очень беспокоит. Беременность протекала с угрозой в последние два месяца. Роды быстрые. Первые три месяца после родов у малыша было ВЧД. Пошел в год. Врожденная косолапость на правой ножке. Постоянно развиваем мелкую моторику, сынишка с раннего возраста проявляет интерес к мелким деталям (болтики, пуговицы). Врачи не придают значения моим опасениям, ссылаясь на индивидуальное развитие ребенка. У нас благополучная семья - я, муж и ребенок. Опыт с детским садиком оказался неудачным из-за частых болезней, и еще сын очень привязан ко мне. Сейчас его общение с детьми ограничивается только общением с моей племянницей, которая младше сына на два месяца (кстати, она говорит не лучше). Помогите разобраться, в чем дело. Спасибо.

Ответ
Обязательно консультация, обследование и лечение ребенка у невролога. В основе нарушения речи (скорее всего, задержка речевого развития) в неврологии. Не успокаивайте себя заявлением врачей об индивидуальном развитии ребенка. У Вашего малыша серьезные проблемы в речевом развитии.

Спрашивает Ирина
Ребенку 2,5 года. Во время беременности был токсикоз ранний. Беременность третья, до нее было два выкидыша. Беременность протекала хорошо. Только после родов я узнала, что у ребенка была плацентарная недостаточность. Марк пошел поздно, в 1 год и 1 месяц. На данный момент говорит в основном слогами: свет - ве, вода- ва, кошка - мяу, собака - аф и т.д. Начинает говорить простыми предложениями типа: мама на, где баба. Врач ставит задержку в развитии речи, выписал пикамилон, но я пока не давала. Может, и не стоит? А в общем, ребенок общительный, любознательный, все понимает.

Ответ
Ирина, обязательно лечить ребенка . Задержка речевого развития не исчезает сама по себе. Сначала лечить, а потом учить. С 3 лет обязательно заниматься с логопедом.

Спрашивает Екатерина
Моему сыну 2,5 года. Вместо букв "т" говорит "к", вместо буквы "г" - "д". Остальные буквы выговаривает хорошо, в том числе буквы "Р","Л","Х". Ребенок развитый, мы с ним постоянно занимаемся, рисуем, лепим, играем с мелкими предметами. Роды и беременность протекали без осложнений. Говорить начал в 1,11. Сейчас разговаривает хорошо, осмысленно, предложениями (только иногда говорит вместо "ПОШЕЛ"-"ПОШЛА"). Наследственно ничем плохим не отягощен))). ПОдскажите, на что направить мои усилия, чтобы помочь ему правильно говорить. Большое спасибо.

Ответ
Екатерина, постоянно обращайте внимание на родовое соответствие слов и на согласование. Исправляйте, давая правильный вариант, и заставляйте повторить.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 8 февраля 2006 г.

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» — спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» — весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, — иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» — настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» — коньки, «тино» — кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» гуси, «дездо» — гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» — хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» — гости, «леб» — хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные . А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] — образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки , — это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.
Роса долой — и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак.

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Г. Виеру.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

А. Шибаев.

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса . А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

Гусь

Га-га-га! - гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, — к сложному. Самое простое, — звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

На звук Кь

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки-норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Цепочки, замочки…

(И. Лопухина)

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’ ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Чистоговорки с [Х], [Х’]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х],[Х’]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х’]:

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

Хохотушка Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х’]:

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

17.02.2011, 16:49

Графская развалина

17.02.2011, 16:56

17.02.2011, 17:03

Многие в вашем возрасте вообще не разговаривают или говорят по-минимуму. Рано еще к логопеду, и вообще рано переживать. Ребенок недавно заговорил, а вы уже хотите идеального призношения.
Мой сын букву "к" только ближе к 3 годам начал говорить, и то иногда заменяет на "т". Пройдет, главное, что вообще говорит.
Соглашусь. Многие в вашем возрасте вообще не говорят, а вы хотите чтобы уже было правильное произношение. Все придет с возрастом.

17.02.2011, 17:04

17.02.2011, 18:05

Многие в вашем возрасте вообще не разговаривают или говорят по-минимуму. Рано еще к логопеду, и вообще рано переживать. Ребенок недавно заговорил, а вы уже хотите идеального призношения.
Мой сын букву "к" только ближе к 3 годам начал говорить, и то иногда заменяет на "т". Пройдет, главное, что вообще говорит.

Ну,до недавнего времени я и не переживала.Но недавно знакомая с незаконченным логопедическим образованием напугала,что если начал говорить,то ДОЛЖЕН выговаривать К и Г.А если не говорит эти буквы и заменяет их на другие,то это уже проблема.После этого я и стала прислушиваться,как именно сынок произносит слова,в которых имеются эти буквы.Вот и накрутила себя.

17.02.2011, 18:08

17.02.2011, 18:11

Нам логопед сказала, что до 3-х лет по поводу произношения не беспокоиться. У меня доча тоже картавит пока прилично, сильно не переживаю:).

Спасибо,успокоили.Я до логопеда ещё не дошла,на след. неделе собралась сходить.Ну,раз так,то не буду больше беспокоиться по этому поводу.И меньше буду слушать советы "специалистов" с незаконченным образованием.

17.02.2011, 18:14

Моя племяшка не выговаривала...причем родителям все было некогда заняться ребенком аж до 6 лет...пока моя мама не отвела ее к логопеду. 4 занятия, ребенок стал говорить все как надо. Я не предлагаю вам сидеть до 6, но и в 2,3 думать об этом еще рано.

Так быстро?И,наверно,без особых проблем?А то я больше напугана информацией,что постановка произношения этих звуков дело трудоёмкое и возможна только с помощью зондового метода(что за зверь такой???).

17.02.2011, 18:17




Все, естесственно, прошло.

17.02.2011, 18:19

У меня родственник тоже не выговаривал эти буквы. Смешно получалось вместо "снегурочка" - снеДурочка.
Еще он мастер был ругаться, и любимое ругательство было "гадина":001:
У него так смачно получалось "Дадина".
Все, естесственно, прошло.

Всё прошло само собой?Без помощи логопеда?

17.02.2011, 18:23

17.02.2011, 18:32

Всё прошло само собой?Без помощи логопеда?

Да, само собой. К логопеду не ходили. Маленький еще у Вас ребенок, научится выговаривать все. Просто обращайте на это внимание и стимулируйте его почаще произносить эти звуки в игровой форме.
У меня старший ооочень долго твердую Л не выговаривал. Говорил "дай лешку" (ложку).
Зовут его Лешка как раз. Я ему "Лешка вот сидит, как я его тебе дам?!". Он очень сердился и старался правильно сказать:) Так и научился.

17.02.2011, 18:56

МилаяПтица

17.02.2011, 19:07

17.02.2011, 19:08

Мы ваши ровесники и тоже Г и К плохо получаются, чаще всего заменяет на Т. Ходили на консультацию к логопеду, сказали делать речевую зарядку для мышц языка, к годам 4ем должно все нормализоваться, если нет, тогда сказали приходить на занятия.

Ну тогда схожу,на всякий случай,к логопеду.Пусть хоть пока покажет,какие нужно делать упражнения для мышц языка.

17.02.2011, 19:15

Да, само собой. К логопеду не ходили. Маленький еще у Вас ребенок, научится выговаривать все. Просто обращайте на это внимание и стимулируйте его почаще произносить эти звуки в игровой форме.

Да я стимулирую.Стараюсь почаще сама произносить слова с этими буквами и чтобы он повторял эти слова.Часто в прятки играем,чтобы мелкий искал меня,приговаривая ку-ку и т.д.Но он сначала неправильно произносит,а потом,когда понимает,что говорит неправильно,совсем замолкает.Приходится отвлекать его от темы.И лишь спустя некоторое время возвращаться к звукам и словам вновь.

17.02.2011, 19:19

А у нас наоборот: вместо "д" говорит "г": гомик и гавным-гавно:-)
Ну, еще шипящие нечетко. Зато из Пушкина и т.п. рассказывает наизусть листами, с почти полным пониманием текста (может объяснить каждое слово.Я так учу, чтобы не механически стихи тарабанила). Это в 2 года, имхо, гораздо интереснее, теперь может себя развлечь сама. А произношение подтянется!

Прикольно Ваша доча разговаривает!:)) В 2 года читать Пушкина наизусть и осознанно - это супер!Молодец!!!

17.02.2011, 19:32

А моя "С" не может говорить, только СИ хорошо получается:) и если в слове присутствует С то молчит и не повторяет его, тоже переживаю:)

Вот сейчас специально попросила произнести "сок и суп".В общем,всё у нас "сяп".:008:

17.02.2011, 19:33

Девочки, ну не буквы, звуки - звуки мы произносим. А буквы пишем.
Простите за занудство.

17.02.2011, 19:57

Вот сейчас специально попросила произнести "сок и суп".В общем,всё у нас "сяп".:008:
Весь вечер слушаю,как мелкий разговаривает.Это я заморочилась только на произношение(вернее,на непроизношение) звуков К и Г.А если уж по-полной заморачиваться,то нужно прямо сейчас хватать ребзя и нестись к логопеду.:073:
Так что,не буду я больше переживать,по крайней мере,лет до 4-х.А вот если там не заговорит правильно,то тогда начну принимать меры.

А у нас сок-йёк:) а суп-юп, вот так вот:)

Анастасья

17.02.2011, 22:53

Логопед сказала, что до 4-х лет можно ни о чем не беспокоиться)) Главное, что пытается их произносить.

17.02.2011, 23:10

Так в том-то и дело,что не пытается.Просто заменяет К на Т,а Г на Д во всех словах.

Брррунька

17.02.2011, 23:27

Девочки,у нас такая проблема.Ребёнку 2 г. и 3 мес.То,что он не выговаривает буквы Р и Л,не считаю большой проблемой.Многие дети не выговаривают.Если возникнет необходимость,то занятия с логопедом помогут.Но он ещё и не говорит буквы К и Г.А просто заменяет их буквами Т и Д соответственно.То есть,говорит не "гуси,гуси,га-га-га",а "дуси,дуси,да-да-да",не "кот,киса",а "тот,тиса",не "ку-ку",а "ту-ту".Ну и так далее.Единственное,слово "пока" у нас звучит как "попА".Недавно прочитала,что постановка этих звуков у детей является делом трудоёмким,и ставится только зондовым методом.
Собственно,вопрос в следующем.Столкнулся ли кто-нибудь ещё с такой проблемой?Что вы делаете?Нужно ли уже бежать к логопеду или подождать ещё годик?А может,я вообще зря беспокоюсь и только накручиваю себя без повода?

Это вполне нормально замены звуков по возрасту. Ведь каждому звуку соответсвует свой возраст ребенка, потому что разные звуки имеют разную трудность произношения.
Как раз звуки Т Д К Г появляются к 2-3 годам и то, что ребенок в этом возрасте их заменяет это вполне нормально.
Время появления в онтогенезе звуков Р и Л позже, примерно 5 лет, так что вам еще рано даже по физиологии их выговаривать:)

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.