Развитие конструктивного взаимодействия. Основные принципы взаимодействия. Что происходит с человеком в экстремальной ситуации

Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование "Я-концепции" подрастающего человека.

С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий "общение и взаимодействие". Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, "восприятие и понимание другого человека" и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.

Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.

В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.

В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.

Литература:

  • Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.
  • Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
  • Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
  • Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

Многие учёные психологи и психофизиологи уделяли внимание описанию экстремальных ситуаций. (Так, например, Л. А. Кандыбович и В. А. Пономаренко говорят о «напряжённых ситуациях», с которыми приходится сталкивать людям определённых профессий; о «нештатных условиях» упоминают в своих трудах С. А. Шапкин и Л. Г. Дикая; иногда такого рода ситуации называют стрессовыми, основываясь на учении Ганса Селье.) Независимо от названия, данная ситуация характеризуется тем, что, попадая в неё, человек выходит за рамки привычного состояния и «теряет почву под ногами».

Даже ситуация конфликта, в которой отсутствует угроза для жизни, может стать экстремальной. Работая психологом в одной из российских авиакомпаний, я столкнулась с тем, что бортпроводники, а также сотрудники аэропорта буквально падают с ног после рабочей смены, проведённой в общении с пассажирами. Рабочая ситуация, в которой не было прямой угрозы для жизни, но зато было множество конфликтов вплоть до оскорблений, вполне может оказаться экстремальной, с точки зрения опасности для здоровья, как психологического, так и физического.

Что происходит с человеком в экстремальной ситуации?

Если человеку по долгу службы приходится часто сталкиваться с так называемыми чрезвычайными ситуациями, он знает, что главным врагом разумных действий является страх. Страх заставляет неопытных пожарных бежать от горящего дома, он вынуждает пилотов допускать непоправимые ошибки. Он мешает думать и решать необходимые для выживания задачи.

Страх может проявляться в бегстве или панике, он часто сопровождается сужением сознания, искажением восприятия и потерей контроля над собственными действиями и даже агрессивными вспышками. Ещё одно неприятное проявление страха - это ступор, во время которого человек не может двинуться с места*.

Ещё одним нашим «врагом» является эмоциональное напряжение. Даже если мы смогли подавить свой страх или неуверенность, это не значит, что он исчез. На самом деле мы удерживаем его внутри, затрачивая невероятное количество душевых сил. А сдержанность рано или поздно приводит к срывам, ошибкам и даже болезням.

Можно ли предугадать поведение человека в экстремальной ситуации? Как узнать, сможете ли вы преодолеть страх? Чтобы ответить на этот вопрос, психологи выявили, что теряют разум в сложных ситуациях люди тревожные, эмоционально неустойчивые, обладающие низкой или слишком высокой самооценкой и слабой нервной системой. Однако даже люди со всеми этими особенностями могут собраться и преодолеть свои слабости. А сильные и уверенные в себе зачастую теряют голову. Также не даёт гарантии и опыт человека.

В 1987 году в небе над Англией произошёл невероятный инцидент. В пассажирском самолёте во время полёта вылетело лобовое стекло, в результате чего не пристёгнутый командир воздушного судна выпал наружу и оказался прижат воздушным потоком к носу самолёта. Его помощник, совсем молодой пилот, не имевший опыта самостоятельных полётов, был вынужден сажать лайнер в одиночестве в условиях недостатка кислорода, в то время как в кабине бушевал торнадо. Он с блеском справился со своей задачей, рейс завершился без жертв.

Как объяснить эти и другие подобные случаи? Что позволяет человеку собраться и не впасть в ступор или панику? Однозначный ответ отсутствует.

Дать точный прогноз поведения того или иного человека в острой ситуации не может никто. Так что же делать тем, кто набирает сотрудников на сложную или опасную работу? Что делать человеку, который собрался связать жизнь с непростой профессией и хочет знать, сможет ли он сохранить трезвый рассудок, если возникнет риск для жизни? Ответ прост. К экстремальным ситуациям нужно готовиться, нужно учиться управлять собой и своим поведением. Такую подготовку можно назвать обеспечением собственной психологической безопасности.

Обеспечение психологической безопасности

Психологи МЧС, ежедневно сталкивающиеся с крайне тяжелыми ситуациями, уделяют большое внимание умению управлять эмоциями. Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут помочь взять под контроль собственную эмоциональную сферу.

  1. Намеренное расслабление. Данное упражнение позволяет научиться осознанно расслаблять определённые группы мышц, а поскольку наши эмоции связаны с телом, мы учимся контролировать и их. Чтобы выполнить это упражнение, нужно сесть или лечь максимально удобно и начать расслабление тела от ног к голове.
  2. Осознание эмоций и слив. Вам нужно взять листок бумаги и ручку, а затем начать выписывать те чувства, которые переполняют вас в настоящий момент. Важно не сдерживаться и писать «без цензуры», выпуская на бумагу то, что накопилось внутри. Потом листок нужно выбросить. Некоторые рекомендуют его сжечь. Этот способ позволяет научиться справляться со страхом, неуверенностью, тревогой и другими неприятными состояниями. При этом он снимает сдержанность и напряжение.
  3. Отстранение. В конфликтных ситуациях можно использовать следующий приём. Представьте себе, что ваш оппонент находится за стеной, и его оскорбления и нападки не достают до вас. Этот метод позволяет «закрыться» от чужой агрессии, отвлечь внимание и не обижаться. Этот способ хорош для сотрудников сферы обслуживания, которые понимают, что нельзя тратить силы на выяснение отношений в конфликте.

Как действовать в сложной ситуации?

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем читателям, кто по долгу службы может оказаться в сложных конфликтных ситуациях. Как действовать? Как защитить себя, если вы оказались один на один с разъярённой толпой или агрессивно настроенным человеком и не собираетесь вступать с ними в драку?

При общении с толпой необходимо помнить, что человек в толпе теряет свою индивидуальность. Толпа - это своего рода организм, чутко реагирующий на смену состояний оппонента. Постарайтесь встать таким образом, чтобы за спиной была стена. Лучше, между вами и толпой будет находиться стол или иная преграда. Ни в коем случае не показывайте страх или волнение. Не допускайте агрессивного тона и угрожающих жестов. Говорите чётко, простым языком, короткими предложениями, без эмоций. Постарайтесь, чтобы люди видели, что вы спокойны и уверенны. В этом случае вы сможете вступить в переговоры, а если повезёт, даже направлять действия толпы.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, действие спасает от страха. Часто агрессия толпы или отдельных людей бывает вызвана именно страхом или неопределённостью. Если ваша должность позволяет это, постарайтесь направить энергию людей на конкретные действия, которые могут принести пользу. Это изменит их состояние.

Если вы вступили в тяжёлый конфликт, постарайтесь не настаивать на своем. Используйте приемы «психологического айкидо», созданного М. Е. Литваком. Помните, что агрессивный человек ждёт от вас сопротивления и возмущения. Не позволяйте ему втянуть вас в свою игру. Сохраняйте отстранённость и не проявляйте раздражения или агрессии. Очень быстро его запал иссякнет, и он прекратит перепалку.

Возможно, данные рекомендации помогут вам научиться не терять себя даже в самых непростых условиях. Если вы научитесь управлять эмоциями и правильно выстраивать свое поведение, многие ситуации престанут быть экстремальными для вас.

Психолог Наталия Чиркова

*Подробно о страхе: книга Малкиной-Пых «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

1

В поиске способов эффективного построения конструктивного взаимодействия представлен анализ содержания понятия «партнёрство» вкатегориальном поле «взаимодействие». Общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий иширокий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории партнёрство исотрудничество. Встатье рассматриваются партнёрство исотрудничество как виды конструктивного взаимодействия, выявляются их общие иотличительные черты. Врезультате анализа делается вывод: широкое распространение сотрудничества вреальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного иэмоционального единения, которое требуется всотрудничестве. Партнерство вотличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, втом числе ивобразовании. Партнёрство возможно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей идействий, осознания ситуации взаимодействия идействий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления вданный процесс. Вработе обосновывается необходимость включения внаучный оборот понятия «рефлексивное партнёрство», определяются перспективы дальнейшего направления исследования данного феномена.

взаимодействие

педагогическое взаимодействие

партнёрство

сотрудничество

рефлексия

рефлексивное управление

1.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная июридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. – М.: Юрид. лит., 1997. – 448 с.

2.Коротаева Е.В. Сотрудничество субъектов впроцессе обучения: мифы иреалии // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции сэлементами научной школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 310 с.

4.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. – 2-е. изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 808 с.

5.Новиков В.Г. Самоуправление исоуправление как факторы развития социальной активности студентов вобразовательном учреждении // Регионология. – №4. – 2008. URL: http://regionsar.ru/node/239 (дата обращения: 19.01.2014).

6.Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин идр.; под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

7.Полонский В.М. Словарь по образованию ипедагогике. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2004. – 512 с.

8.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.

9.Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 368 с.

10.Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – 2 изд., перераб. идоп. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с.

11.Социальная философия: Словарь / Сост. иред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

12.Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России (На материале деятельности ИПКиПРО Саратовского региона): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2001. – 172 c.

13.Щедровицкий Г.П. Рефлексия вдеятельности // Вопросы методологии: Архив номеров (1991–1995). – С. 157–188. URL: http://www.circle.ru/archive/vm/nom (дата обращения: 27.01.2012).

Гуманизация образования - одна из ведущих тенденций образования и насущная проблема. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество, партнёрство - явления, активно обсуждаемые как теоретиками, так и практиками. Несмотря на безусловный исследовательский интерес к данным феноменам, приходится констатировать, что до настоящего времени предметом научных дискуссий остаются структура и содержание данных понятий, технология их применения в образовательной практике.

«Взаимодействие» в философской и социологической литературе - одна из базовых категорий, поскольку термин взаимодействие задает порядок рассмотрения других понятий. В философии взаимодействие - это понятие для «обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания» . В современных словарях по психологии подчеркивается процессуальность и результативность взаимодействия: «взаимодействие - процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающая их взаимообусловленность, фактор социальной интеракции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности» .

В педагогике активно используется термин взаимодействие педагогическое, которое начинает употребляться с конца 60-х годов ХХ века. В определении, данном Ю.К. Бабанским, подчёркнут субъект-субъектный характер отношений участников образовательного процесса: «Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие» .
В дальнейшем понятие «педагогическое взаимодействие» уточнялось и дополнялось.

Широкий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории «партнёрство» и «сотрудничество», что подтверждает общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий.

Слово сотрудничество исконно русское, обозначает в первом значении участие в каком-либо общем деле, во втором - совместные действия, деятельность. Слово партнёрство заимствовано в середине XIX века, в дословном переводе «партнёр» - тот, с кем разделяю, сонаследую дело. В современных словарях значение слова «партнёр» (словарь Ожегова) - «участник какой-нибудь совместной деятельности» и «участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику». Во второй половине XX века слово «партнёр» приобретает экономическое значение - деловой партнёр, торговый партнёр, участник совместной деятельности. В словаре по социальной педагогике понятия «партнёрство» и «сотрудничество» выступают в качестве синонимов и трактуются как «отношения между социальным педагогом и воспитанником, когда последний может на равных участвовать в выборе мероприятий, имеющих воспитательное значение, в их подготовке и проведении» .

Различные определения понятия «сотрудничество» мы обнаружили в работах Д.А. Белухина, М.Ю. Зайцевой, И.Б. Котовой, Е.В. Коротаевой, Н.Б. Крыловой, Н.И. Репиной, В. Д. Семенова Т.В. Хуторянской, Е.Н. Шиянова. Существенные признаки сотрудничества названы Е.В. Коротаевой: соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве; наличие единой цели и общей для участников деятельности мотивации; наличие органов со-организации и руководства; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций; получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности; развитие в процессе деятельности межличностных отношений . Таким образом, важнейшей характеристикой сотрудничества выделяется субъект-субъектное взаимодействие, направленное на достижение общих целей.

Что касается отношения понятий «сотрудничество» и «партнёрство», то в реферируемых нами работах нередко эти понятия используются синонимично, в других случаях партнёрство называют условием, важнейшей характеристикой или структурным компонентом сотрудничества.

Исследователь сотрудничества Е.В. Коротаева полагает, что в реальной образовательной практике широкое внедрение сотрудничества осложняется рядом причин: «продолжающийся процесс формирования моральных и нравственных качеств у детей и подростков, доминирование у них эмоциональной сферы, импульсивность, инфантильность (вследствие процессов физиологического развития, полового созревания, переживания подросткового кризиса и пр.), некорректность оценок, допускаемая учителями, сложившиеся отношения между конкретными педагогом и учащимся... приводит к тому, что межличностные отношения между педагогами и воспитанниками оказываются самыми разнообразными: и конструктивными, и реструктивными, и рестриктивными, и, к сожалению, деструктивными» . Поэтому в современной образовательной практике сотрудничест-
во ‒ скорее желаемый тип построения отношений между субъектами образовательного процесса, нежели реальный.

Партнерство в отличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, в том числе и в образовании. Партнёрство представляет собой тип конструктивного взаимодействия, направленный на достижение общей цели при равенстве в правах и обязанностях сторон. В таком определении не совсем ясен механизм достижения согласованности между партнёрами, особенно в сложных, неопределенных и неоднозначных ситуациях взаимодействия. В научной дискуссии по-прежнему остаётся открытым вопрос о способах гармонизации отношений партнёров. Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой партнёрство как система отношений субъектов взаимодействия функционирует эффективно при включении в структуру партнёрства рефлексии.

Остановимся на рассмотрении понятия рефлексии. В дословном переводе рефлексия означает «обращение назад» (позднелат. reflexio). В психологии феномен рефлексии стал предметом специального изучения благодаря А. Буземану. В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Разработка проблемы рефлексии в Московском методологическом кружке связана с именами Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра и велась ими в контексте проблемы сознания и деятельности. Согласно Г.П. Щедровицкому, рефлексия - «особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов или кооперантов» . Для В.А. Лефевра
рефлексия - это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» .

В современных отечественных психологических и педагогических словарях рефлексия имеет несколько трактовок. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дают следующее определение рефлексии: рефлексия (англ. reflection) - это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т.д.» . В.Б. Шапарь указывает не только на связь рефлексии с мышлением, но дает характеристику этого размышления - «полное сомнений и противоречий», «анализ собственного психического состояния». Кроме этого, приводится и второе значение понятия рефлексии 2) механизм взаимопонимания - «осмысление субъектом, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнёра по общению» . С.Ю. Головиным также указываются два значения понятия «рефлексия»:

1) процесс самопознания. Автор связывает рефлексию с психическим познавательным процессом - «предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души». Помимо этого автор называет условие возникновения рефлексии - «достаточную зрелость субъекта», т.е. подчёркивается возникновение рефлексии в онтогенезе;

2) механизм взаимопонимания. В данном значении указано на связь рефлексии с самоотчетом, самоанализом собственных психических состояний .

В педагогических словарях рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов на основе жизненного опыта» (Л.В. Мардахаев), «как способность человека осмыслить свой собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения . Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок» (В.М. Полонский) . Таким образом, в педагогических словарях акцент сделан на рефлексии как характеристике личности.

В.А. Лефевр предложил концепцию рефлексивного управления, ставшую впоследствии плодотворным направлением отечественной теоретической мысли. Под рефлексивным управлением у Лефевра понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» . Ученый рассмотрел действие рефлексивного управления в конфликтующих структурах и в ситуациях сотрудничества. С точки зрения научных дисциплин, занимающихся проблемами управления, управление - это воздействие на людей и объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. С нашей точки зрения, употребление в понятии рефлексивное управление понятия управление несколько сужает значение термина рефлексивное управление. Данное ограничение можно снять употреблением понятия соуправление, которое встречается в ряде научных работ (В.Г. Новиков, Л.А. Токарева) ; . Нам представляется корректным употребление термина соуправление в тех случаях, когда речь идет о рефлексивных системах.

Механизм рефлексии в процессе партнёрского взаимодействия, по нашему мнению, состоит из 6 этапов:

1. Рефлексивный выход. Рефлексивное определение возможности поиска ресурсов решения проблемной ситуации в построении конструктивного взаимодействия.

2. Построение образа ситуации взаимодействия.

3. Объективация рефлексивного представления. Построение партнёрами дополнительных условий в разрешаемой ситуации и новых рефлексивных позиций, расширяющих смысловые горизонты ситуации. Объективизация высказываний партнёров как адекватное её выражение в словесном, графическом, символическом виде.

4. Схематизация рефлектируемого содержания.

5. Преодоление различий в репрезентации ситуации, имеющихся у разных партнёров, таких как неполное представление о ситуации, фиксация внимания на очевидных, внешних аспектах ситуации без учёта скрытых, неспособность объяснить собственные действия при построении своего представления о ситуации и т.д.

6. Создание саморефлексивной системы партнёрства. Согласование образов проблемной ситуации с партнёром по взаимодействию через соуправление процессом выработки и принятия норм, правил и ценностей конструктивного взаимодействия.

Итак, сформулируем основные выводы, к которым мы пришли в ходе проведённого исследования:

1. Партнёрство и сотрудничество являются типами конструктивного взаимодействия.

2. Широкое распространение сотрудничества в реальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного и эмоционального единения, которое требуется в сотрудничестве. Не всегда к нему готовы как обучающиеся, так и педагоги.

3. В контексте современной образовательной практики более адекватным типом конструктивного взаимодействия, с нашей точки зрения, является партнёрство, поскольку сотрудничество предполагает полное понимание, единение, согласованность, духовное и эмоциональное единство, единство цели и конечного результата совместной деятельности, тогда как в партнёрстве важен механизм согласования разных позиций, наличие договоренностей (правил взаимодействия), соблюдение этических норм.

4. Партнёрство эффективно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей, действий, а также осознания ситуации взаимодействия и действий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления в данный процесс.

5. Поэтому мы считаем необходимым введение понятия рефлексивное партнёрство. Рефлексивное партнёрство - это тип конструктивного взаимодействия, основанный на рефлексивном управлении своим поведением участниками (саморегуляцией), на соуправлении ситуацией взаимодействия и выработкой норм, правил, ценностей взаимодействия, характеризующийся согласованностью действий и распределением ответственности за результативность совместной деятельности, направленной на достижение целей участников взаимодействия.

Дальнейшее направление исследования данного феномена представляется нам в необходимости изучения его содержания, структуры и функций.

Рецензенты:

Стенина Т.Л., д.п.н., доцент, проректор по работе с молодежью, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск;

Лебедева Л.Д., д.п.н., профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета,
г. Ульяновск.

Работа поступила в редакцию 31.01.2014.

Библиографическая ссылка

Шигабетдинова Г.М. ПАРТНЁРСТВО КАК КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-1. – С. 193-196;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33611 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Оборудование: компьютер с проектором (для демонстрация презентаций), мяч, диагностический материал, чистые листы для педагогов, материал для групп (карточки с вопросами), шаблоны сердец (для каждого участника), картинки: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница», каждому участнику раздаются 3 карточки с яблоками разных цветов: красного, зеленого, желтого (для каждого участника по три), листы анкетирования.

1. Актуализация внимания. Презентация «Интервью с богом»(Приложение 1 ).

2. Установка на работу. Психотехническое упражнение «Комплимент».

Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше – в одно слово.

3. Слова ведущего (вступление) (Приложение 2 ):

– Сегодня мы вспомним основы психологии общения. Цель встречи заключается в том, чтобы мы умели правильно оценивать ту или иную ситуацию, умели уступать друг другу и находить мудрые решения.
– Наша миссия воспитывать учащихся своим примером в доброжелательной обстановке.
– Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. Педагогическое общение находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве взаимодействия партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
– Рефлексия – способность выйти мысленно из ситуации и посмотреть на нее со стороны, на чувства, мысли. Рефлексируем мы собственную деятельность, а в рефлексии деятельности другого человека не переходим на личность. Рефлексировать можно, для того чтобы выявить противоречия в общение.
– Мы должны принимать людей, какие они есть т.к. у каждого из нас свои жизненные нормы.

4. Теория: «Из жизни наших Я»

Мы выделим некоторые открытия “из жизни наших Я”:

– Они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.

– Если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка-дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.

– Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

– В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния – в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек, будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.

5. Проведение диагностики «Конструктивное взаимодействие»

– Попытаемся разобраться в том, как отношение человека к окружающим влияет на его способность к конструктивному взаимодействию с ним. Выполним небольшой тест. Вам необходимо оценивать предлагаемые утверждения по 10-балльной шкале. Если это утверждение максимально верно для вас – 10 баллов, если нет – 0 баллов.

Список утверждений.

1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне нравиться быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающий человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д «дитя»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В «взрослый»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р «родитель».

6. Трансактный анализ

Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находятся в одном из трех состояний «я», обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «я»: состояние родителя, взрослого или дитя. Наша личность триедина.

Характеристики состояний (позиций):

Р – родитель: контролирует, дает установки, что можно, нельзя, хорошо, плохо, оценочные суждения, поза буквы «Ф». Назидательный, самоуверенно-агрессивный, «надо», учит, направляет, осуждает. Опекает. Например, кто-либо в данной позиции сегодня сказал: на семинар надо идти и я пойду.

В – взрослый: это деятель, субъект, его слова – так разумнее, рациональнее, надо донести зарплату до дома. Осознанная цель. Выстраивает действия. Рациональный, корректный, сдержанный, «хочу, потому это надо», трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой. Общение сильным языком (не на эмоциях, точная передача информации без преувеличений). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: я пойду на семинар, потому что надо. Тема не интересна, но нельзя не пойти.

Д – дитя: это чувства, эмоции, желания, счастья, любовь, ненависть, творчество, энергетическое начало, капризы. Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, «хочу», капризничает, упрямится, творит, протестует. Общение слабым языком (передача информации с чувствами и приукрашиванием). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: а давай не пойдем на семинар.

Одна из этих позиций может быть гипертрофирована (более развита), что может привести к различным последствиям:

Р – заканчивает в больнице или тюрьме.
В – рядом с ним «холодно».
Д – желание на уровне капризов, манипулирует другими.

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора: неволь выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «я».

Деловое общение должно происходить на уровне В-В.
Трансакции могут быть параллельными и перекрещивающиеся.

Параллельные трансакции

Р-Р – сплетни;
1. – 9 в класс совсем не управляемый, ничего не учит;
2. – на моем уроке они тоже расслабились и ничего не хотят делать.

В-В
1. – который час; 2. – 11.00.

Д-Д
1. – а не сбежать ли нам с семинара;
2. – давайте сбежим.

Р-Д
1. – где твой дневник;
2. – дома забыл.
Когда дети полностью подчиняются и постоянно находятся в позиции Д, а к нему в позиции взрослого обращаются. Постепенно это рабско-тираническое отношение перерастает в то, что раб хочет быть тиранам, становиться еще более жестким тираном.

В-В – почему мне «3»
Р-Д – что заслужил, то и поставила.

Скрытые трансакции

Муж обращается к своей жене из позиции В в позицию В и дарит на 8 марта кулинарную книгу рецептов. Жена думает из позиции Д в позицию В по отношению к своему мужу «я плохо готовлю пищу» (скрытый смысл).
Трансактный анализ общения позволят овладеть тонкостями делового общения В-В: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, становиться инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта. Эти три «я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста. Умение говорить сильным, а не слабым языком.

7. Интерпретация результатов диагностики

Давайте рассмотрим результаты теста. Расположите соответствующие символы (Д, В, Р) в порядке убывания их значений. Что у вас получилось?

ВДР – Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

ВРД – Вы обладаете развитым чувством ответственности, склонны к назиданию и поучениям.

РВД – Такое сочетание способно осложнить жизнь ее обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем, не сомневаясь и не заботясь о последствиях.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то значит, пора взять свои эмоции под контроль.

Теперь каждый имеет представление о том, насколько у него развиты навыки эффективного (конструктивного) взаимодействия. Возможно, они зависят от особенностей вашего отношения к окружающим?

8. Рассказать притчу о молодом человеке

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

– Наша работа – работа педагога – требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

– Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л. Н. Толстого: “Слово – есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.

– Еще есть такая притча о слове.

Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”– удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”– говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное?”– спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

9. Работа в группах по закреплению изученного материала

Моделирование и обыгрывание ситуации (Приложение 3 ).

– Необходимо ответить на предложенные вопросы или суждения каждой группе с одной из позиций В (взрослого), Р (родителя), Д (дитя):

– Я сегодня забыл дома свой дневник. (Примерные варианты ответов: В – постарайся в следующий раз не забывать его. Р – о чем ты думал когда собирался в школу. Д – где хочешь там и бери его.).

– Мне не интересен ваш предмет. (Примерные варианты ответов: В – в жизни все пригодится. Р – тебе нужно его изучать потому что он находится в перечне обязательных предметов, я не спрашиваю о твоем интересе к моему предмету, учи для аттестата. Д – ну и не учи его.).

– Вы не имеет права ставить мне «2» за поведение в столовой. (Примерные варианты ответов: В – я не должна была ставить тебе «2», но твое поведение меня разозлило. Р – мне лучше знать на, что я имею право, не качай права вспомни про свои обязанности, не только «2» поставлю, еще и выгоню в следующий раз и останешься без обеда. Д – что хочу то и ставлю.).

– Я не буду дежурить по классу, потому что не хочу. (Примерные варианты ответов: В – все одноклассники дежурят так как это обязанности школьников. Р – ты будешь дежурить потому что так нужно. Д – попробуй не дежурить.).

– Вы не любите моего ребенка, потому что ставите ему всегда двойки за домашние работы. (Примерные варианты ответов: В – «2» я ставлю только за отсутствие домашних работ, а у вашего сына они бывают редко. Р – вы должны контролировать учебу вашего ребенка и проверять наличие его домашних работ, Д – ставил «2» и буду ставить.).

10. Заключение. Специальная технология общения

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрируют известные психологи. (Д. Карнеги).

  1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
  2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
  3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
  4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
  5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
  6. Чаще обнимайте, целуйте и оказывайте внимание своим близким.

Существует теория “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

Для того чтобы постоянно поддерживать самооценку или чувство самоценности , необходимо:
1. Делиться своими чувствами.
2. Конструктивно разрешать конфликты.
3. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
4. Обниматься не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

11. Игра «Тайный друг»

На выданных сердцах написать свое имя и отчество. Затем ведущий собирает сердца, перемешивает их и снова раздает участникам игры (участники выбирают любое сердце не видя, кто его хозяин).

Задание: Каждый участник должен написать пожелание, тому человеку чье имя написано на данном сердце. Затем ведущий собирает и по очереди раздает эти сердца. Кто получил свое сердце, должен предположить автора пожеланий.

12. Рефлексия семинара

Ведущий благодарит всех за плодотворную работу и предлагает выразить мнение о семинаре. Насколько было интересно и полезно, есть ли необходимость продолжать работать по этой теме, а может быть разговор был не продуктивным и бесполезным.

Методика для проведения рефлексии «Яблоня»

На доску вывешиваются картины: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница». Каждому участнику раздаются яблоки трех цветов: красного, зеленого, желтого. Необходимо выразить свои ощущения, написав их на яблоках:

на красных – «то, что положу в корзину и возьму с собой»;
на зеленых – «то, что будет висеть на дереве, осталось непонятым…»
на желтых – «то, что отдам гусенице, т. к. было не очень…»

Используемая литература :

  1. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. Авт.-сост. М.Ю, Савченко. – М.: «Вако», 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. За пределами игр и сценариев / Э. Бер.; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. – Мн.: «Попурри», 2007.
  3. Психологические тесты (для деловых людей)/Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
  4. ИНТЕРНЕТ ресурсы: «Интервью с богом».
  5. Лекции педагога-психолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.
  6. Лекции педагога-психолога Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Психология делового общения» Шемберг Е.Н..

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.