Различия между балладой и поэмой. Разница между поэмой и стихотворением

Творческий процесс понятие сумбурное и личное, поэтому точно и четко разграничить жанры стихотворения и прозы невозможно. Какой бы ни был параметр, это получается далеко не всегда. Существуют относительные правила, которые условно делят эти два текстовых выражения творчества.

Стихотворный прозаический текст

Первый вид текста представляют всевозможные жанры – песни, поэмы, стихи, баллады, частушки и многое другое. По сути, это авторское выражение оригинальной мысли с помощью построения ритмичных предложений. То есть слова, наделенные смыслом и обладающие рифмой.

Стихи – это крайне эмоциональное и очень личное творчество . Даже жесткие гражданские произведения или меланхоличные описания погоды часто содержат яркие переживания автора. Например, за простыми строками «лапы у елей дрожат на ветру» Высоцкого звучит некая внутренняя дрожь и беспокойство автора. Кроме того, творчество поэта часто символично и общается с читателями не прямыми формулировками, а намеками.

Прозаический текст считается более приземленным и обстоятельным . Он в большинстве своем описывает события, а на их фоне уже проваляются эмоции. Жанры прозы обычно больше и не подразумевают такой благозвучности, как стихотворный текст.

Прозаические тексты это описание эмоций, а не их символичное выражение, как в стихах. Однако все эти правила, особенно после эпохи модернизма и постмодернизма сильно расшатаны и некоторые авторы, например, Шарль Бодлер, называют свои явно прозаичные рассказы стихами. Спорить с автором бессмысленно, поэтому искусство слова принимает в себя все новшества нового времени.

Различия между прозой и стихотворением

Если не брать во внимание радикальных новаторов, можно утверждать следующие различия между данными видами творчества:

  1. Стихотворения в подавляющем большинстве более эмоциональны, чем прозаический текст, а значит, и вызывают более чувственную реакцию, чем умственную.
  2. Стихи это ритмичные предложения, оформленные по строгим правилам, даже тексты, не отличающиеся мелодичностью, обычно имеют ряд условий, без выполнения которых они не относятся к нужному жанру, например, японские хокку. Проза, особенно современная, свободна от таких условий и может проявляться в любом виде. Например, существует роман в виде кроссворда Павича Милорада «Пейзаж, нарисованный чаем» или книга рецептов с сюжетом от Лауры Эскивель «Чампуррадо для жены моего мужа». Конечно прозаические тексты имеют определенный ритм, однако он менее строг и не требует какой-либо мелодичности на слух. Безусловно, красоту прозы невозможно сравнивать со стихотворной – это абсолютно разные вещи.
  3. Проза зачастую подразумевает более общее и отстраненное описание событий. Даже если автор выражает нечто очень личное, как у Марселя Пруста, он описывает это несколько отстранено, через рассказ о внешнем мире. Стихи же выражают острую эмоцию почти в чистом виде, насколько это вообще возможно словами. Здесь нет обстоятельности в описании.
  4. Стихотворный текст гораздо плотнее наполнен символами и ассоциациями. Если автор стиха пишет об иве, это почти всегда не просто дерево, а обозначение девичьей чистоты или хрупкости, печальной судьбы страны или героя и так далее. У прозаика любое дерево, почти всегда просто растительность в почве и нужно для фона.
  5. Смысл стиха часто более узкий, но от этого не обязательно более плоский или простой. Скорее наоборот, возможности такого построения текста безграничны, потому что буквально парой предложений автор может вызвать бурю эмоций, впечатлений, мыслей. Суть здесь проявляется шире, а значит и каждый человек может понимать ее по своему, согласно своему убеждению, характеру и моральным принципам. Проза, наоборот, благодаря точному описанию может сузить смысл и привести читатель именно к тем мыслям, которые задумывал автор.
  6. Стихи сложнее однозначно расшифровать, точно сказать, что имел в виду автор. Проза часто более понятна, ее легче воспринять одинаково, хотя и вызывать она может различные эмоции.
  7. В стихотворении составляющие части часто примерно равного размера. Такая ситуация диктуется необходимостью в рифме и мелодичности. Проза же может быть в любой форме, главы, абзацы, могут быть любого размера, это не повлияет на их звучание.

Все эти различия действуют для подавляющего большинства текстов. Надо сказать, что есть стихи и проза, не вписывающиеся в то или иное правило. Например, существовали авторы, придумывающие для своих стихов новые, не понятные никому слова. В итоге произведении выглядели как ритмичный набор звуков и по сути, для аудитории не имели никакого смысла.

Отличить не всегда так уж просто

Письменные произведения художественного характера начали появляться еще во времена Античности. Суть в том, что любой такой текст считался поэзией, какую бы форму не имел. И проза и стихотворения имеют одни корни поэтому, даже приобретя солидное количество различий, они постоянно соприкасаются и смешиваются.

Поэтому, чтобы различить эти два вида текста стоит полагаться не только на правила, но и на интуицию, а также читать то, что именно говорят о своих произведениях авторы.

Здравствуйте, Дмитрий!

Прежде чем подытожить основные различия между поэмой и балладой, давайте немного разберемся в этих понятиях!

Баллада

Баллада представляет собой музыковедческий и литературоведческий термин, разделенный на:

  • лиро-эпический жанр, сформировавшийся на территории Англии и Шотландии в XIV—XVI веках;
  • тексто-музыкальная и стихотворная форма, зародившаяся в период Средневековья. Баллады того времени представляли собой французскую провансальскую поэзию начиная с XIII века;
  • музыкально-поэтический жанр, ставший невероятно популярным по всей Европе в период XVIII и XIX веков.

Небольшой экскурс в прошлое

Возникнув во Франции в Средние века, баллада сразу набрала популярность. В то время для этого жанра была присуща тексто-музыкальная форма с яркой эпической окраской. Баллады исполнялись в один голос. Колоссальный вклад в развитие жанра оставил Гийом де Машо, живший в XIV веке во Франции и написавший свыше 200 многоголосных баллад, среди которых около 40 были положены на музыку. Также во времена Средневековья гигантский вклад в развитие жанра внесли Кристина Пизанская и Франсуа Вийон.

Считается, что в Англию баллады были принесены норманскими завоевателями в XIV веке. В силу существующих погодных условий баллады обрели некую таинственность. В них воспевались битвы, пиры, подвиги королей и народных героев, таких, как Робин Гуд. В это время баллады получили легко узнаваемую сегодня лиро-эпическую окраску.

В Германии и Российской империи баллада обрела неслыханную популярность в XVIII веке. В этот период баллада еще больше трансформировалась в популярный музыкально-поэтический жанр, не потерявший свой мрачный характер и присущий ему романтизм. Среди наиболее знаменитых создателей баллад можно вспомнить о таких гениях, как Гейне, Бюргер, Уланд, Каменев, Жуковский, Шиллер, Соути, Мур и Скотт.

Поэма

Поэму по праву можно назвать поэтически жанром. Она представляет собой произведение в стихотворной повествовательной форме, Поэма может быть выполнена в критической, героической, сатирической и романтической форме. Это крупное стихотворное произведение эпического характера, принадлежащее одному автору. Поэма как жанр появилась значительно позже баллады.

Также существует и такое понятие, как поэма в прозе. Поэма в прозе - литературный жанр, отличающийся фрагментарностью и кратковременностью действий. Ей свойственно наличие фабулы и пафоса. Симметрична романам в стихах и стихотворениям в прозе. Яркий пример поэмы в прозе — "Мертвые души" Н.В.Гоголя.

Сравнение баллады и поэмы

Подводя итоги, можно обозначить главные отличия и сходства таких жанров, как поэма и баллада. Главным сходством является то, что они относятся к лиро-эпическому жанру и являются стихотворными произведениями. На этом, пожалуй, сходства заканчиваются.

Различия:

  • Баллада в отличие от поэмы представляет собой стихотворение небольшого размера, имеющее сюжетную линию. Автор преследует цель передать в балладе свои переживания и мысли. Баллады чаще всего имеют сугубо фольклорный сюжет.
  • Поэма, напротив, представляет собой крупное произведение в стихотворной форме. Поэма принадлежит к лиро-эпической поэзии и преследует цель повествовать о характеристиках событий и действующих персонажей. Путём восприятия лирических героев поэмы нам раскрываются вопросы, задаваемые автором. В отличие от баллады в поэме затрагиваются более глубокие и масштабные вопросы.

Надеюсь, что помог вам!

С уважением, Валерий.

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
  • Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
  • Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
  • Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
  • Стоимость картин современных художников. Как купить картину?