Различение на письме суффиксов. Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск. прилагательное не имеет краткой формы

Братская помощь; студенческий коллектив; героический поступок, университетская библиотека; польский язык; немецкая песня; матросский танец; французские духи; сельское хозяйство; апрельский пейзаж, одесский порт, Белорусский вокзал. (24 слова)

Контрольные диктанты

1. Мощь и богатство русского языка отмечал Михаил Васильевич Ломоносов, он находил в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». 2. Что может быть важнее человеческой жизни! (Сол.) 3. Глаза и сердце человеческие ищут красоту. (Н. Рерих.) 4. Русский народ даво привык говорить словами крыловских басен. (Н. Рерих.) 5. Вокруг нас богатырским размахом распростерлась степь (М. Г.) 6. Моросит за окном ноябрьский дождь. (Пришв.) 7. Печально склоняется ива у братских солдатских могил. (М. Дудин.) 8. Сибирская природа величественна и загадочна 9. В геологическом музее были выставлены уральские самоцветы. 10. Участники школьного вечера исполнили матросский танец. 11. Нож - самый старый из стоповых приборов. До бронзового века ножи были каменные. С появлением металла ножи стали делать из железа и стали. Ножи для парадного стола были серебряными или золотыми. (119 слов)

Самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром… Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.

Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого, чудесного перед холодом, предзимнего солнца. (К. Паустовский.) (121 слово)

Боева Элла Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ п. Жирекен
Населённый пункт: п. Жирекен Чернышевский район Забайкальский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Дата публикации: 30.09.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- ФИО учителя Боева Э.А.. Место работы МОУ СОШ п. Жирекен Должность учитель русского языка и литературы Тема урока Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск Класс 6 Б Базовый учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева. Русский язык 6 класс.-Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») Цель урока: определение условий выбора написания прилагательных с суффиксами –К- и –СК- через организацию проблемно-диалогической деятельности. Задачи: 1) разработать опорную схему-правило написания суффиксов; 2) формировать орфографические умения в различении суффиксов –К- и –СК-; 3) развивать умение графически обозначать изучаемую орфограмму; 4) продолжить работу над значением слов. Тип урока открытие нового знания (изучение нового материала) Формы работы с учащимися: коллективная, индивидуальная, взаимопроверка. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Структура и ход урока № п/п Этапы урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Организационный момент Приветствие, проверка готовности Приветствие, проверка готовности 2 Мотивационный этап Работа над значением слов На слайде словарные статьи слов невежа, невежда НЕВЕЖА, невежи, муж. и жен. 1.Грубый, неучтивый человек. «Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Л.Толстой НЕВЕЖДА, невежды Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. «Невежда… в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». И. Крылов Знакомы ли вам слова невежа и невежда? Что означает каждое из слов? Давайте обыграем ситуации, которые часто встречаются в нашей жизни. 1 ситуация – поведение во время перемен, 2 – нежелание учиться. Кто же такие невежа и невежда? - Дайте определение Невежа – это… Невежда - …. Запишите эти определения в тетрадь. - Давайте прочитаем словарные статьи данных слов. Обыгрывание заданных ситуаций, чтение словарных статей, ответы на вопросы.
- Для чего мы работали над значением слов невежа и невежда? 3 Формулировка темы и цели урока через постановку проблемы На доске записаны словосочетания: коллекция любителя - дача соседа – станок для ткачества – судно для ловли рыбы – Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным Учащиеся записывают в тетради Проверим, что у вас получилось? Выделите суффиксы в образованных прилагательных. Учащиеся называют свои варианты и записывают на доске. Любительская коллекция, соседская дача, ткацкий станок, рыбацкое судно
Какие суффиксы использовали для образования имён прилагательных? Какой же возникает вопрос? Запишем тему урока «Различение на письме суффиксов имён прилагательных – к- и – ск- Чему мы должны научиться на уроке? Суффиксы –К- и –СК- Когда в прилагательных пишется суффикс – к- , а когда – ск-? Познакомиться с правилом, правильно писать суффиксы, обозначать орфограмму. 4 Решение проблемы Таблица на слайде - к- -ск- 1. бедняк → бедняцкий (к//ц) 2. молодец → молодецкий 3. ткач → ткацкий (ч//ц) матрос → матросский (не на к, ц, ч, кр. ф. нет Рассмотрите таблицу, проанализируйте материал. Проанализируйте материал левой колонки таблицы под цифрами 1-3. На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суффикс- Что происходит с конечными согласными - Основы существительных оканчиваются на к, ц, ч. - Происходит чередование к//ц, ч//ц. - Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч, при этом к и ч меняются на ц. - В прилагательных, имеющих краткую форму.
4. узкий – узок (кр. ф.) резкий – резок (кр. ф.) основ существительных в процессе образования прилагательного? - Значит, когда в прилагательных пишется суффикс –к-? - Обратите внимание на записи под цифрой 4. Когда ещё в прилагательных пишется суффикс –к-? - При каких условиях употребляется суффикс – ск-? Устали? Давайте отдохнём. Суффикс – ск- пишется в прилагательных, образованных от существительных не на к,ц,ч и не имеющих краткой формы. 5 Физкультминутка Поднимаем руки все – это "раз". Повернулась голова - это "два". Руки вниз, вперёд смотри - это "три". Руки в стороны пошире развернули на "четыре", Учащиеся выполняют.
С силой их к плечам прижать - это "пять". Всем ребятам тихо сесть - это "шесть". Работа с учебником - Давайте сравним ваши выводы с правилом, представленным в учебнике. - Откройте учебники на стр. 142. Давайте прочитаем правило и составим схему – опору. Читают правило, составляют схему-опору. 6 Первичный контроль знаний. Творческая работа, работа упражнением. Ребята, вам предлагаются следующие задания. 1. Написать сочинение- миниатюру «Хочу ли я быть невеждой (невежей)». Условие: использовать прилагательные с суффиксами –к- и – ск-.(слова-подсказки: узкий кругозор, дерзкий, резкий). 2. Выполнение упражнений упр.264. Выбирают задание, выполняют. 7 Рефлексия Закончите предложение: Составляют предложения
Я научился… Урок дал мне для жизни… 8 Информирование о домашнем задании. Выставление оценок. Домашнее задание по выбору) стр. 142 правило, упр. 265 Написать сочинение «» Записывают домашнее задание.

§ 1 Различение на письме суффиксов прилагательных – К - и – СК -

Многие учащиеся на письме нередко смешивают суффиксы -К- и -СК-. На что мы должны обратить внимание при выборе суффикса? Рассмотрим несколько предложений из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Марья Гавриловна была воспитана на француз..их романах.

2. На двенадцатом году жизни выучился я рус..ой грамоте.

3. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., бли..кого нашего родственника.

Давайте выделим прилагательные и определим их разряд.

Француз..кие - относительное

Рус..ой - относительное

Близ..ого - качественное

Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму. Близкий - близок; резкий - резок, низкий - низок.

Также пишется суффикс -К- в некоторых относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц:немецкий (образовано от слова немец), кулацкий (от слова кулак), ткацкий (образовано от слова ткач).

В остальных случаях в прилагательных пишется суффикс -СК-.

Чтобы лучше запомнить это правило, воспользуйтесь вот такой схемой:

Давайте снова вернёмся к нашим примерам.

Француз..ий - образовано от слова француз, основа которого заканчивается на З. Этой буквы нет в нашей схеме, следовательно, выбираем суффикс -СК-

Рус..ий - образовано от слова Русь с основой на С. Этой буквы также нет в нашей шпаргалке, значит, в прилагательном нужно писать суффикс -СК-.

Близ..ого - это качественное прилагательное, имеющее краткую форму (близок), значит, в слове пишем суффикс -К.

Рассмотрим ещё несколько примеров.

Всю зиму в наших краях стояли крепкие сибир..ие морозы.

В прилагательном Сибир.ие следует писать суффикс -СК-, так как слово образовано от существительного Сибирь с основой на Р. Этой буквы нет в схеме, поэтому выбираем суффикс -СК-.

Очень долго в темноте слышалась ямщиц..ая песня.

Слово ямщиц..ая образовано от существительного ямщик с основой на -К.Эта буква есть в нашей шпаргалке, следовательно, мы выбираем суффикс К.

§ 2 Краткие выводы по теме урока

ИТАК, суффикс -К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -К-, -Ч- и -Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс -СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом -СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012 г.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012г.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012г.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012г.

Урок русского языка для 6 класса на тему « Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».

(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

Показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Задачи:

1) обучающие:

Объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

Показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.

2) развивающие:

- научитьразличать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;

Познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск- .

3) воспитательные:

Воспитание любознательности, желания развивать кругозор;

Воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.

2). Упражнение № 374.

II . Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).

Оформление в тетради таблицы:

NB ! Орфограмма № 39:

-к-

-ск-

Если у прилагательного есть краткая форма:

Резк ий (полная форма) – резок (краткая форма).

Если у прилагательного нет краткой формы:

Украинск ий

Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц :

Кулацк ий – кулак .

Ткацк ий – ткач .

Немецк ий – немец .

Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц :

Киргизск ий – киргиз .

Казахск ий – казах .

Примечание :

У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханск ий, богатырь – богатырск ий.

Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:

февраль ский, апрель ский, июнь ский, июль ский, сентябрь ский, октябрь ский, декабрь ский (но: январск ий).

III . Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 376: