Разбор предложений по составу онлайн. Синтаксический разбор простого предложения. Пример разбора сложного предложения

Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:

  • Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
  • Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то .
  • Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы – вам ответят.
Отличные упражнения онлайн на синтаксический разбор!
Шпаргалка с примерами
Шпаргалка без примеров
Много примеров
Сухая справка
Интересный сервис анализа качества текста
Форумы Спросите на форуме https://rus.stackexchange.com ,
http://lingvoforum.net
Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях

Правила синтаксического анализа предложений

  1. Определите вид предложения по цели высказывания:
  2. Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.

    Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.

    Шла бы ты домой, Настя.

    А следующее восклицательное:

    Настя, срочно или домой!

  3. Простое или сложное

Если предложение простое

  1. Односоставное или двусоставное.
  2. Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
  3. Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью .

Пример синтаксического разбора простого предложения

Настя и Петя идут домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. простое
  4. двусоставное; грамматическая основа – Настя и Петя идут
  5. распространенное
  6. осложнено однородными членами Настя и Петя

Если предложение сложное

  1. Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
  2. Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
  3. На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Очевидно, что если союза нет, то связь бессоюзная. Если союз сочинительный, то сложносочиненное. А если подчинительный, то сложноподчиненное.
  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Пример синтаксического разбора сложного предложения

Стемнело , и Настя пошла домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. сложное
  4. связь союзная
  5. сочинительный союз и
  6. сложносочиненное предложение

Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа – стемнело . Нераспространенное. Не осложнено.

Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла . Распространенное. Не осложнено.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Школьный Ассистент

Руяз

Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится .

Язнайка

Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка .

Главсправ

А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.

ГлавРед

Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.

Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Откройте сайт glvrd.ru .
  2. Вставьте текст в пустое поле.
  3. Перейдите на вкладку «Синтаксис».
  4. Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
  5. Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.

Синтаксический анализ текста в Главреде

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

вторая часть:

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Предложения, он же разбор по составу, - один из самых первых в изучении русского языка. Вопрос: «Как разобрать предложение по составу?» - поначалу вызывает множество трудностей, но на самом деле всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Основа предложения

Начнём с того, что каждое предложение имеет основу - подлежащее и сказуемое. Обычно подлежащее, при разборе оно подчёркивается одной линией, выражает то, о чём говорится в предложении (Наступила ночь ; Они наконец-то смогли построить дом; Книга была поставлена на полку). Подлежащее всегда стоит в именительном падеже - это один из основных его признаков.

Соседствует с подлежащим сказуемое - член предложения, который описывает действия, совершённые с подлежащим, а также его состояние (Пришёл рассвет; Мост был открыт ; Ночь тиха ), подчёркивается при разборе сказуемое двумя чертами. По количеству основ разделяются простые и сложные предложения: в первом случае основа только одна (Небо застлали тёмные тучи ), а во втором - их две или более (Солнце исчезло - небо застлали тёмные тучи ).

Второстепенные члены

Для того чтобы понять, как правильно разбирать предложение по составу, сначала нужно ознакомиться со всеми его членами. С главными, подлежащим и сказуемым, мы уже разобрались. Перейдём к второстепенными.

Дополнение - это член предложения, чаще всего выраженный существительным или местоимением с предлогами и без них и отвечающий на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): Посмотри (на что?) на горизонт ; Отрекись (от чего?) от этого ; Обсудим (что?) главное ; Завтра не похоже (на что?) на сегодня - то есть в качестве дополнения могут выступать разные части речи, но в своём семантическом значении они приравниваются к существительному.

Определение описывает предметы в предложении, отвечая при этом на вопросы какой? чей? Сложность их в том, что они могут быть согласованными (то есть полностью совпадать в лице, роде, числе, падеже со словом, которое они описывают) и несогласованными (представлены словосочетаниями с примыканием и управлением). Сравните: На стене висела книжная полка и На стене висела полка для книг . В обоих случаях можно задать вопрос какая?, следовательно, в обоих случаях в предложении есть согласованное и несогласованное определение соответственно.

Как разобрать предложение по составу, не зная о существовании обстоятельства? Обстоятельство отвечает на наречные вопросы, оно может описывать и образ действия, и его время, и обстоятельства - это, наверное, самый обширный член предложения: Мы встретились (где?) на площади ; (когда?) Завтра я откажусь от этого предложения; Он (как?) свободно говорил на английском; Он побледнел (почему?) от гнева ; Я пришёл (зачем?) поговорить ; Я поеду (несмотря на что?), несмотря на бурю ; Он прекрасен (как?), как летний день . Порой обстоятельство путается с дополнением, но всё же с вопросами косвенных падежей обстоятельства выглядят несколько неестественно, то ли дело вопросы наречий.

Связь второстепенных и главных

Теперь, когда мы уже знаем, какие члены предложения существуют, стоит добавить ещё то, что каждый из второстепенных связан с одним из главных. Определение, например, входит в состав подлежащего, то есть вопросы к нему задаются именно это этого главного члена предложения; что касается дополнения и обстоятельства, то они связаны со сказуемым.

Обозначение членов предложения

Ещё необходимо остановиться на том, как обозначаются при разборе те или иные члены предложения. Как уже говорилось выше, подлежащее и сказуемое подчёркиваются одной и двумя линиями соответственно.

Дополнение обозначается пунктирной линией, определение - волнистой, а обстоятельство - штрих-пунктиром (то есть пунктиром с точками). Теперь, когда мы знаем, как разбирать предложение по составу и подчеркивать его члены, попробуем попрактиковаться на конкретных примерах.

Первая практика: простое предложение

Итак, приведём следующий пример разбора предложения:

В жаркий полдень юноша в тени сада читал книгу.

Начинаем мы с основы. В этом предложении говорится о юноше, читавшем книгу, кроме того, именно этот член предложения стоит в именительном падеже, то есть перед нами подлежащее. Действия, совершаемые подлежащим, описывает глагол «читал» - значит, именно он является сказуемым. Таким образом, основа предложения юноша читал , кроме этой основы, никаких других в предложении нет, то есть предложение простое. Членов предложения, непосредственно связанных с подлежащим, нет. Переходим к поиску дополнений: читал (что?) книгу. Что касается обстоятельств, то здесь ситуация немного интереснее: читал (когда?) в (жаркий) полдень - можно воспринимать всё словосочетание как обстоятельство времени, а можно добавить ещё и определение: в полдень (какой?) жаркий. То же самое с обстоятельством места: читал (где?) в тени (сада) - также развивается до ещё одного дополнения: в тени (чего?) сада.

То есть разбор предложения по составу будет выглядеть следующим образом (в скобках указаны члены предложения): В жаркий (опр) полдень (обст) юноша (п) в тени (обст) сада (д) читал (с) книгу (д).

Задание второе: пример разбора сложного предложения

Но мы помним, что существуют простые и сложные предложения. Как же действовать во втором случае? Попробуем сначала находить основы:

С раннего утра шёл дождь, и небо было чернее вчерашнего.

В этом предложении, как видно, два предмета, о которых идёт речь, причём они не взаимосвязаны. Следовательно, здесь две основы. Рассматривая первую часть предложения, до запятой, обнаруживаем, что основа здесь шёл дождь , тогда как во втором - небо было чернее . Следующим шагом мы работает с второстепенными членами каждой части предложения: шёл (с каких пор?) с утра (обстоятельство), с утра (какого?) раннего (определение); было чернее (какого?) вчерашнего (дополнение). То есть для разбора сложного предложения мы отдельно работаем с каждой его частью.

Закрепляем разбор сложного предложения

Зная, как разобрать сложное предложение по составу, попробуем закрепить наши знания.

Во дворе стоял полк вымуштрованных солдат; дворовые девушки с восхищением глазели на них.

И снова мы видим, что в предложении есть две основы. Работаем с первой его частью: подлежащее - полк, сказуемое - стоял, то есть первая основа - полк стоял . Переходим к второстепенным членам: стоял (где?) во дворе - обстоятельство, полк (кого?) - солдат - дополнение, солдат (каких?) - вымуштрованных - определение. Переходим ко второй части: девушки - подлежащее, глазели - сказуемое: вторая основа девушки глазели . Девушки (какие?) - дворовые - определение, глазели (каким образом?) - с восхищением - обстоятельство, глазели (на кого?) - на них - дополнение.

Как разобрать предложение по составу? Выделить все его члены! То есть после синтаксического разбора предложение будет иметь следующий вид:

Во дворе (обст) стоял (с) полк (п) вымуштрованных (опр) солдат (д); дв оровые (опр) девушки (п) с восхищением (обст) глазели (с) на них ).

Заключение

Как видите, в том, как разобрать предложение по составу, нет ничего сложного. Разбор начинается с поиска главных членов - основы предложения. От них потом уже задаются вопросы к второстепенным членам предложения. В конце разбора все члены подчёркиваются определённого вида линиями, что наглядно демонстрирует их наличие в предложении.

И составные именные.

Подчеркните второстепенные члены предложения, если они есть. К ним относятся определения (его разновидностью является приложение), которые могут быть согласованными или несогласованными; дополнения (прямые или косвенное); обстоятельства (времени, места, образа действия и т.д.). Сделайте вывод о распространенности (нераспространенности) предложения.

Определите полноту предложения: полное или неполное – по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения.

Укажите тип предложения. Если грамматическая основа полная, т.е. состоит из подлежащего и сказуемого, то предложение двусоставное. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Если предложение односоставное, определите его вид:

а) назывное – предложение, в котором только один главный член – подлежащее.

б) определенно-личное – односоставное предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1 или 2 лица настоящего или будущего времени.

в) неопределенно-личное – односоставное предложение, в котором -сказуемое стоит в форме 3 лица числа настоящего или будущего времени, а также в форме множественного числа или условного наклонения.

г) обобщенно-личное. В таком предложении сказуемое может быть в форме 2 лица лица, иногда в форме 1 или 3 лица множественного лица.

д) безличным называется односоставное предложение со сказуемым, форма которого не выражает лица.

Видео по теме

Обратите внимание

Отличайте от односоставных предложений двусоставные неполные, в которых также один главный член предложения. Предложение является двусоставным неполным, если сказуемое выражено глаголом в форме:
а) изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского или мужского рода, единственного числа;
б) условного наклонения;
в) изъявительного наклонения, настоящего или будущего времени, 3 лица, единственного числа.

Полезный совет

В сложном предложении по составу определяйте каждое простое предложение, входящее в состав сложного.

Источники:

  • как правильно разбирать предложение

Когда школьники на уроках русского языка приступают к синтаксическому разбору предложения , они должны охарактеризовать его по наличию и количеству главных членов предложения . В том случае, если имеется только подлежащее или сказуемое, им нужно будет также назвать вид односоставного предложения .

Инструкция

Обратите внимание на то, имеются ли оба главных члена в предложении или только один из них (подлежащее или сказуемое). Так, в предложении "Друзья провели время во время поездки в горы" имеется подлежащее " " и составное сказуемое "провели время". Такое предложение называется двусоставным. А вот в предложении "Помогите товарищу выполнить домашнее задание" есть только составное глагольное сказуемое "помогите выполнить". Оно является односоставным.

Выясните, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в односоставном предложении. Например, в предложении "Раннее утро" вы сможете обнаружить лишь подлежащее. Такие синтаксические конструкции называются односоставными, назывными предложения ми.

Имейте в вид у, что предложение, в котором имеется только сказуемое, может быть как определенно-личным, так и неопределенно-личным, обобщенно-личным и даже безличным.

Определите, в каком лице и времени употребляется , являющийся сказуемым. Для этого попробуйте подставить к нему местоимения. Если вам потребуются местоимение "я", "мы", то это значит, что глагол употребляется в форме первого лица, если местоимения "ты", "вы" - в форме второго лица, а если "он", "она", "оно" или "они" - в форме третьего лица.

Если вы определили, что в односоставном предложении глагол, являющийся сказуемым, употребляется в первом или во втором лице, в настоящем или в прошедшем времени, то предложение будет являться определенно-личным. В нем отсутствие подлежащего не мешает в понимании смысла предложения . Например, в предложении "Люблю грозу в начале мая" глагол "люблю" употребляется в первом лице (я люблю) и в настоящем времени (действие происходит в данную минуту). Подлежащего в этом предложении нет. Следовательно, оно является определенно-личным.

Если вы обнаружите во время анализа предложения , что имеется только сказуемое (глагол) в форме третьего лица, настоящего или времени, во множественном числе, знайте, что это односоставное неопределенно-личное предложение.

Если же вы определили, что сказуемое - в форме единственного числа, настоящего времени, а действие обобщено (касается любого), то делайте вывод о том, что это односоставное обобщенно-личное предложение. Например, в предложении "Что посеешь, то и пожнешь" глаголы "посеешь" и"пожнешь" находятся в форме единственного числа. второго лица (ты посеешь и пожнешь). Это обобщенно-личное предложение.

Запомните, что в безличном предложении сказуемым является либо безличный глагол, категория состояния ( , моросило, знобит и т.д.), либо слова со значением отрицания (нет), либо неопределенная форма (инфинитив). В таких синтаксических конструкциях подлежащего нет и быть не может, а лицо у глаголов определить невозможно. Например, в предложении "Знобило меня уже второй день подряд" слово "знобило" - это категория состояния. Лицо определить у него нельзя. В предложении нет подлежащего и восстановить его вам не удастся. Поэтому оно является односоставным, безличным .

Источники:

  • как найти односоставные предложений

Совет 3: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю книги», «Найдите правильное решение», «Береги , а честь смолоду».

Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.

В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными или необозначенными лицами. Это действие является важным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица числа настоящего или прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу сообщили о трагедии», «С двери убрали плакат». Чтобы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».

В безличном предложении сказуемое указывает на процесс или состояние, которые в принципе не зависят от активного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено заранее». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и кратким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и могут идти с глаголом-связкой «быть» или без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в знаниях больше нет».

Видео по теме

Обратите внимание

Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный главный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой ситуации. Например, если лицо, совершающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Местоимения обладают некоторыми признаками имен существительных, прилагательных и числительных. Индивидуальной морфологической категорией этой является разряд по значению. Умение установить разряд, грамматическое значение местоимения поможет правильно определить его признаки. Выполняйте морфологический разбор в соответствии с планом.