Пять способов завоевать доверие целевой аудитории. Как завоевать аудиторию и провести успешную презентацию

Задача любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Помимо грамотного и логичного изложения мыслей, хороший оратор должен обладать харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя надежные способы привлечения и удержания внимания аудитории.

Способы и приемы

Всегда помните: в течение первых 7 секунд, как вы заговорили, слушатели решают, нарвитесь вы им или нет. Это самый важный момент. Следующие 30 секунд аудитория оценивает вашу речь: интересна ли она, познавательна или нет. Вывод: от первой минуты зависит все выступление. Если сразу не удалось завоевать зал, потом «встряхнуть» его будет сложно.

  1. Начните с интригующего, «пробуждающего» вступления. Это может быть история, притча, новая шутка (бородатый анекдот выдает занудного рассказчика), имеющая отношение к общей теме ли раскрывающая суть доклада. Затем переходите к начальной (вступительной) части самой речи.
  2. Расскажите о плане выступления. Слушатель должен знать, о чем конкретно пойдет речь. Есть что-то отвлекло человека, он сможет включиться в выступление в любой момент. Хорошо если вы заготовите программки для каждого слушателя с тезисным планом доклада.
  3. Напомните о необходимости вести конспект. Это само собой разумеющееся, но так вы будете иметь возможность выделять и подчеркивать важные моменты речи.
  4. Задавайте вопросы. Это могут быть:
    • риторические вопросы ко всем слушателям;
    • риторические вопросы к конкретному человеку (хорошо, если в этот момент вы обратитесь к нему по имени).

    Позвольте аудитории некоторое время (10-15 сек) обсудить вопрос, подискутировать. Это расшевелит, заставить включиться слушателя. Почаще делайте аудиторию активными участниками процесса.

  5. Используйте наглядный материал. Дидактический (брошюры, буклеты, раздаточный материал), фото-видеоряд. Это не должно быть основной частью выступления. Используйте эти средства в качестве вспомогательных приемов. Просмотр видео – не более 5-7 минут. Видеоматериал должен быть интересным, с умеренным звуком, без технических неполадок. Это требует дополнительной подготовки.
  6. Разбавьте монолог интересными отступлениями, близкими к теме. Задача: возбудить интерес, любопытство. У слушателей должно возникнуть смешанное, парадоксальное чувство. Например, «Нет большего разочарования, как осуществленная мечта. Как вы понимаете это высказывание?
  7. Поведайте о примерах из своего личного опыта. Так вы станете ближе к аудитории и оживите их собственные воспоминания.
  8. Добавьте в монолог цитаты известных людей. Старайтесь включать в речь высказывания, которые не у всех на слуху, не особо известные слова всем известных людей.
  9. Во время общения со слушателями, старайтесь двигаться. Ходите туда – сюда, приближайтесь ближе к залу. Насыщайте речь жестами . Это позволит держать внимание аудитории на вашей личности. Обращаясь к кому-то конкретно, сделайте пару шагов в его сторону, подойдите поближе.
  10. Окрасьте речь эмоционально. Делайте внезапные паузы (1-2 сек), повышайте и понижайте тон голоса, добавляйте жестикуляцию. Этот прием хорошо действует, т. к. у аудитории возрастает любопытство, интерес, включается внимание.

Ошибки во время выступления

  1. Избыточное количество шуток. 1-2 забавных историй вполне достаточно.
  2. Если вы обладаете монотонным тихим голосом – возьмите уроки риторики. Отрабатывайте живую красноречивую речь.
  3. Излагайте мысли четко, просто, понятно, лаконично. Несколько раз прочитайте заготовки выступления. Проверьте, логична ли выстроена структура доклада. Хорошо, если вы сначала «выступите» перед друзьями, близкими, порепетируйте.
  4. Не допускайте в докладе неконкретных конструкций. Абстракция в суждениях мало кому понятна и интересна. Все данные – в цифрах, факты – обоснованы.
  5. Если вы заметно нервничаете, перед выходом к публике постарайтесь наедине с собой несколько раз представить свое выступление. Этот прием переживания стресса в спокойной обстановке действует на эмоциональное состояние как расслабление. Помните:

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Один из великих сатириков С. Джонсон как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема "образа оратора". Мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение в том, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало более простым и деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако с соблюдением дистанции. Если слушатели неизвестны, то обращение должно быть почтительным, но не раболепным, и чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя,

на аудиторию. Следует избежать как их недооценки, так и переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Некоторые ораторы, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи присутствует определенное мнение. Оратору важно не только представить себе слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для них или же я ломлюсь в открытую дверь?

В качестве условий поддержания внимания к выступлению традиционно выделяют следующие.

  • 1. Содержательность выступления - новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблемы.
  • 2. Доступность информации - изложение материала с учетом культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта. Помните: многие люди слышат только то, что хотят услышать.
  • 3. Сопереживание и доверительность - они возникают тогда, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, связывая предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
  • 4. Непринужденная манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голос оратора.

Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Ведь во время выступления у вас есть не только слушатели, но и зрители. Лучше всего, когда поза и жесты при выступлении спокойные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, но помните:

  • 1) около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности;
  • 2) локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;
  • 3) жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -начать пользоваться жестами.
  • 5. Убежденность и эмоциональность оратора, которые не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".
  • 6. Паузы - именно во время пауз происходит осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек может слушать активно в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие.

  • 1. Драматизация речи - эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
  • 2. Повтор - многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе.

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор.

Например, Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжил далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя <...>, римские всадники не выносят твоего вида <...>, римский народ желает твоей гибели <...>, вся Италия проклинает тебя".

Приведем еще один пример расширенного повтора.

"Пожалуйста, примите всерьез пашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился;

  • 3. Цитирование - ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют.
  • 4. Противопоставление - должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!". Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"".

5. Намек - эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание.

Например: "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...", "Вы уже знаете, к чему я клоню".

  • 6. Провокация - заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам.
  • 7. Юмор - классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Прибегая к шутке, не следует забывать слова Писарева: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство".

Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.

Многие из выступающих употребляют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно встраивать их в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Действительно, они не только украшают нашу речь, но. главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.

Когда люди готовятся к выступлению, их чаще всего беспокоят две вещи: как заинтересовать аудиторию и как перестать бояться. И то и другое решаемо.

Вы сможете покорить публику с первых минут, если будете готовы к выступлению и… будете говорить о том, в чём являетесь экспертом. Всегда очень хорошо видно, когда спикер "плавает" в теме и не уверен в том, о чём говорит. Поэтому, говорите только то, что знаете и что уже принесло успех вам или вашим клиентам. Опять же готовиться к выступлению станет гораздо проще, ведь вы очень хорошо знакомы с темой.

При этом важно соблюсти некоторые требования и правила, чтобы ваша презентация имела логичную композицию. Чтобы люди в аудитории воспринимали её нормально без сопротивления и противостояния. Чтобы презентация ложилась хорошо и у людей остались хорошие впечатления после вашего публичного выступления.

Поэтому проработайте основные моменты До выступления. Ведь до выступления происходит всё самое главное, если вы подготовились правильно, то вы гарантированно заинтересуете людей.

  • Определите тему и цель выступления. Что хотите донести своим выступлением? Для чего выступаете? Чего хотите достичь? Что хотите, чтобы произошло в итоге выступления? Что должно произойти с аудиторией или что она должна сделать?

Если цель поставлена правильно, то по действиям аудитории вы поймёте, достигнута ли цель. Например, если вы собираетесь провести презентацию товара или идеи — ваша цель продать товар или идею, чтобы их захотели, купили, внедрили, выделили деньги на реализацию и т.п.

  • Учтите аудиторию. Посмотрите на то, кто будет находиться в аудитории, перед кем вы будете выступать — мужчины, женщины, возрастная категория. Будут это профессионалы, которым придётся подтвердить и свой профессионализм. Или начинающие специалисты, которым нужно все детально рассказывать. Исходя из этого — сможете решить, чем будете наполнять свою презентацию, как должны выглядеть и какие элементы обязательно должны присутствовать.
  • Учтите время презентации. Разделите всё время выступления на несколько частей. В начале — вступление и представление, когда вы оговариваете правила и договариваетесь с аудиторией, рассказываете, что будет происходить, задаёте цель мероприятия. Потом основная часть, а в конце вам будет нужно время, чтобы успеть ответить на вопросы, сделать привязку к будущим контактам, призвать к действиям, оставить свои координаты и собрать отзывы.
  • Составьте план выступления. Разделите основную часть на 3 этапа .
  1. Открытие позволяет собрать внимание аудитории. Поэтому не начинайте сразу говорить, а для начала выдержите паузу, окиньте всех взглядом и только потом начинайте говорить. Все должны понять, что именно вы будете сейчас выступать. После этого представьтесь, почему вы здесь, почему именно вы (ваши регалии, достоинства) проводите презентацию и почему это важно. Потом поставьте перед людьми в аудитории задачу, т.е. скажите, для чего они здесь сегодня собрались. Например, "Для того, чтобы вы приняли решение купить этот товар, я сейчас проведу вам презентацию ". "Для того, чтобы вы приняли решение внедрить этот проект, реализовать эту идею, я… " Эта часть напрямую связана с целью выступления.
  2. Основная часть должна содержать не больше 3-5 блоков. Это основные ключевые точки — моменты, вокруг которых будет построена всё выступление, речь, презентация. Такие блоки уже во время выступления удобно выносить на флип-чарт, чтобы можно было периодически к ним возвращаться. Они же лягут в основу слайд-шоу, если таковое вы собираетесь использовать. Для того, чтобы определить эти блоки, ответьте себе на несколько вопросов. Что должно произойти во время выступления? О чём никак нельзя забыть? На чём обязательно нужно сделать акцент? На какие основные возражения и вопросы важно ответить, даже на те, которые не зададут? Что обязательно нужно сказать? О чем точно не нужно говорить? Ведь есть моменты, которые лучше не освещать, чтобы это не помешало достичь цели вашего выступления.
  3. Закрытие — это обзор пройденного материала, когда удобно ответить на вопросы, которые собрали за время презентации. Договоритесь об этом заранее, чтобы вопросы вам задавали в письменном виде. Это позволит не прерываться и ответить на вопросы в конце, или не ответить на те, на которые вы не хотите отвечать.

Также именно здесь происходит подстройка к будущим контактам, когда вы говорите, куда людям можно обратиться, т.е. даёте телефон, ФИО человека, адрес — чтобы люди смогли реализовать то, о чём вы сегодня рассказывали.

Подготовка даёт очень многое — уверенность в своих силах, опору и возможности. И всё же это лишь теоретическая часть выступления.

Чтобы заинтересовать и потом удержать этот интерес у аудитории очень важно уделить внимание телу или скорее тому, как оно будет вести себя во время выступления. Глаза, руки, ноги — беспорядочные телодвижения часто мешают выступающему, а могли бы гарантировать успех. Также нужно уметь работать с голосом, создавать определённую динамику выступления, дополняя его историями, движениями и примерами.

Поэтому, если Вы хотите перейти от теории и научиться выступать на практике, узнать, какие слова и движения вызывают интерес у разных групп людей и освоить алгоритм построения беспроигрышной презентации, то пройдите тренинг "Мастерство презентаций и публичных выступлений" .