Продукты вредные для голоса. Особенности питания и звучание голоса. Что пить для восстановления голоса

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1 . К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

Агрессия бывает:

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте , то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Нередко родители замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчивости, склонности ссориться со взрослыми и детьми, несдержанности. Задача родителя такого ребенка – понять причину его агрессивности, свести подобное поведение на нет.

Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция. Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:

Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.

Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.

Частая причина, по которой дети ведут себя агрессивно – напряженная обстановка дома. Не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям, достаточно родителям часто ссориться между собой. Если ребенок видит агрессию со стороны родителей, присутствует при перепалках, слышит крики, это не может не отразиться на его эмоциональном состоянии.

Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.

Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера

Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием. О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.

В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.

Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.

Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь. Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.

Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.

Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает. Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика. Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.

Агрессия детей, вызванная причинами личного характера

Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.

В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.

Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может. Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители. Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.

Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.

Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.

Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.

Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.

Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?

Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии. Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения. Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

1. Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3. Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4. Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет - это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5. Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

Это педагоги, актеры, юристы, дикторы и, конечно же, вокалисты.

Голосовые связки очень нежны и уязвимы. Они нуждаются в постоянном внимании и заботе. Даже в обычной бытовой жизни у людей, не связанных с «голосовыми» профессиями, нередко возникают заболевания, вызывающие нарушения голосовых функций. Это такие заболевания как ОРВИ, ринит, ангина, фарингит, ларингит, отит и другие. Что же касается тех, кому приходится переносить особенно большие нагрузки на голосовой аппарат, тут и говорить нечего. Им необходимо очень бережно обращаться со своим организмом, чтобы быть в форме во всякое время, необходимое для профессии.В большей степени это относится к певцам.

Кроме всевозможных обязательных средств подготовки и тренировки голоса, таких как специальные дыхательные упражнения, работа над правильной осанкой, регулярное прослушивание музыки, помогающее координации деятельности мозговых центров, необходимо соблюдать правильную диету для хорошего голоса для вокалистов.

Диета для хорошего голоса предусматривает основные принципы, которые предостерегают от употребления слишком горячей, слишком холодной, острой или соленой пищи. Такое питание может повлиять на секрецию желудка и тем самым спровоцировать раздражение слизистой в области гортани и глотки. От этого может появиться першение и кашель.

Для вокалистов не желательно употребление семечек, шоколада и газированных напитков. Губительны для связок алкогольные напитки и курение, которые могут спровоцировать не просто потерю возможности заниматься любимым делом, но и приобретение такого мрачного и трудноизлечимого заболевания как рак. История знает немало трагических примеров потери здоровья профессиональными певцами по причине злоупотребления алкоголем и никотином.

Вместе с тем, если соблюдать профилактические меры, они помогут сохранить голос звучным и сильным на долгие годы. Даже в преклонном возрасте голос способен звучать почти так же ясно и сочно, как в молодости.

Если питаться мясом варенным, рыбой, яйцами в меру, гречкой и рисом, овощами, фруктами, то можно быть уверенным, что это будет хорошей профилактикой для стройности и убережет связки от раздражения.

Достаточное количество белка в диете необходимо. Как говорят сами профессиональные вокалисты, именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. А мышцы необходимо питать. Профессионалы на собственном опыте убедились, что всевозможные диеты для похудания часто бывают обеднены не только белками, но и витаминами. Если в ущерб правильному гормональному обмену приоритет отдан красивой стройной фигуре, это непременно скажется на голосе.

Труд певца приравнен к труду шахтера. Так что понятно, сколь важно соблюдать сбалансированное питание вокалистам в особенности.

Хорошим подкреплением незадолго до выступления считается гречневая каша с куриным мясом. Курица подпитает белком, а гречка - неплохое средство от сипоты.

Немало споров у певцов вызывает способ, разогревающий связки. Это кофе с небольшим количеством коньяка. По наблюдениям тех, кто пользуется таким рецептом, действие его длится минут 30, не больше. Но все равно это важно, когда предстоит ответственное выступление, а связки недостаточно готовы.

Есть и противоположное мнение в отношении коньяка в диете для вокалистов.

Когда коньяк используется в качестве разогревающего средства для голоса вместо правильного певческого распевания, то длится этот эффект, как уже говорилось выше, недолго. А, кроме того, верное дыхание во время исполнительства начинает сбиваться и не может продолжаться несколько часов из-за негативного действия алкоголя. Происходит это потому, что сначала связки размягчаются от воздействия на них коньяка, но потом голос садится, так как происходит обратный процесс и сосуды в связках суживаются.

Диета для вокалистов предусматривает такой важный аспект, как время приема пищи. В частности не рекомендуется есть менее, чем за 2-3 часа до работы, если предстоит петь. Пища будет давить на диафрагму. Это скажется на качестве исполнения, потому что нарушит правильное дыхание и лишит ощущения комфортности.

Профессиональные педагоги по вокалу советуют своим воспитанникам есть практически все, но понемногу. Кроме того, нужно хорошенько отдыхать, отсыпаться.

Осторожно следует относиться к всевозможным советам от людей ничего не понимающих в специфических вопросах лечения голосового аппарата. Случается, что при заболевании ОРЗ вокалисты получают советы из народной медицины о том, как нужно лечить горло. Бабушки и мамушки советуют применять для этой цели молоко с медом, а также полоскать горло содовым раствором. Делать этого нельзя, поскольку мед связки обволакивает, а сода является раздражителем.

У певцов есть такое понятие - «диета вокальная». В данном случае речь идет не

о питании как таковом, а о верном режиме голосовых нагрузок. Здесь присутствуют советы, не рекомендующие местом для занятий помещение, наполненное мягкой мебелью. Это заглушает акустику и не дает возможность исполнителю оценить высоту, силу и качество своего звучания. Необходимо ограничение времени для занятий - от 30 до 40 минут в день, а также для интенсивности нагрузок на связки, не позволяющее петь слишком громко. Такая диета для вокалиста предусматривает еще и полный отказ в течение недели или двух петь вообще что-либо, кроме специальных упражнений.

Таким образом, певцам, соблюдающим во всех аспектах диету для хорошего голоса для вокалистов можно быть уверенным в своем профессиональном мастерстве, и, как следствие, в успехе у публики.

Рано или поздно у любого человека, занимающегося вокалом, возникает вопрос: а правильно ли я обращаюсь со своим инструментом? К сожалению, часто этот вопрос встает, когда уже что-то не так: голос не звучит, сипит или хрипит и прочее. Между тем, этот вопрос очень важен, ведь инструмент у вокалиста один, и дается он на всю жизнь. Поэтому попробуем разобраться, какие из наших действий вредят голосу, а какие для него полезны.

Прежде всего, отметим очевидную вещь — занятия вокалом должны приносить пользу. Если вы после урока не можете даже говорить, а на следующий день хрипите, то стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете не так, естественно, после похода к фониатру. Вредно петь много часов подряд, а так же «пробовать» крайние верхние и нижние ноты много раз подряд.

Итак, если ваши вокальные занятия проходят успешно, вы видите, точнее, чувствуете, что ваш голос развивается. Вы поете лучше, кто-то со стороны это отмечает, у вас развивается диапазон, вы можете спеть те произведения, которые раньше были не под силу. Короче говоря, вы поете правильно. Немаловажно еще, ЧТО вы поете, потому что нужно петь только подходящие для вашего типа голоса произведения . Итак, если вы поете правильно, то можете петь еще долгое время.

Но поскольку певец носит свой инструмент в себе, и носит постоянно, на этот инструмент воздействует окружающая среда и привычки самого певца. Самая очевидная вредная привычка – курение. Курящий певец это просто самоубийца… Кто-то скажет: ведь даже Карузо курил! Ну да, курил, но вы знаете, какими были его последние дни жизни? Вы знаете, что он пережил несколько операций на связках? Не факт, что из-за курения, но пример не самый лучший. К сожалению, сейчас встретить курящего вокалиста можно на каждом шагу, причем это не состоявшиеся певцы, а студенты консерваторий и музыкальных колледжей (среди состоявшихся певцов курильщиков тоже хватает)! Общеизвестно, как эта привычка вредна, в том числе для голоса. Поэтому избегайте этой зависимости, ничего хорошего в вашу жизнь она не добавит.

Чтобы продолжить разговор о вредном и полезном для вокалиста, вспомним тот факт, что каждый человек уникален и имеет свое ни с кем не сравнимое строение организма. Это кажется очевидным, но только вдумайтесь: ваша гортань и весь певческий аппарат не имеет идентичного во всем мире! Это имеет значение, прежде всего для овладения вокальной техникой. Но сейчас о другом. Если вы так уникальны, то вы должны «подстроиться» под свой аппарат. Что это значит? Иногда у певцов, поющих в душном помещении, начинает подсаживаться голос, немного срываясь; в то же время в одном из интервью певец Хосе Каррерас признался, что любит, чтобы у него дома было очень жарко, даже душно, так как у него от этого лучше звучит голос. Лучано Паваротти перед пением предпочитал подержать пару кубиков льда во рту. У других от холодного заболевает горло. Одним нужно попить воды с лимоном перед вокалом, у других лимон сильно сушит горло. Можно бесконечно приводить примеры. Одним словом, методом проб и ошибок определите, на что ваше горло реагирует положительно, а на что отрицательно. Этим вы себе сильно облегчите жизнь.

Но есть и общие, справедливые для всех правила. О курении поговорили. Теперь о еде . Если вы знаете в общих чертах , то вы удивитесь, при чем тут еда. Ведь все равно во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательное горло, где и расположены связки. Но есть слизистая оболочка. Ее состояние непосредственным образом влияет на звук. Здоровая слизистая должна быть ровной, гладкой, увлажненной. Когда вы простужены, ваша слизистая воспалена, она красная и раздраженная, поэтому: ЕСЛИ ВЫ ПРОСТУЖЕНЫ, ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ! Если вы едите что-то сильно острое, это опять же раздражает ваше горло. Рамон Варгас (тенор) в одном интервью с сожалением сказал, что, несмотря на то, что он мексиканец, он старается не употреблять традиционную мексиканскую еду, которая, как известно, очень острая, чтобы сохранить голос свежим и хорошо звучащим. То же самое относится к орехам, семечкам, разным крошащимся печеньям. Их особенно вредно есть перед вокалом, так как мелкие частички такой еды будут першить у вас в горле. Кроме этого, следите за температурой вашей еды. Конечно, не нужно делать, как один тенор в 19 веке, носящий с собой всюду термометр и опускающий его то в суп, то в чашку чая. Но если задуматься, смысл в этом есть… В любом случае, ваша еда не должна быть обжигающе горячей. А с мороженым поэкспериментируйте сами, его можно, но не всем. То же относительно сладкого, часто от него слипается горло, что мешает нормально петь. Сильно кислое тоже вредно. Что касается количества еды, то лучше хотя бы за час до вокала не есть, чтобы пища не давила на диафрагму. С другой стороны, на голодный желудок тоже петь не стоит, силы же нужно откуда-то брать! Оптимально поесть за час-полтора до занятия.

Теперь пара слов для дам. Нелишним будет напомнить, что во время определенных дней петь нельзя, даже говорить громко не рекомендуется. Какое количество дней соблюдать голосовой пост, зависит от вашего цикла, одним достаточно 3 дней, другим даже 5-6, все индивидуально. И пара слов 18+. Еще лет 7 назад в книгах зарубежных авторов можно было прочитать о пагубном влиянии оральных контрацептивов на голос певца. Современная литература заявляет, что современные средства контрацепции не оказывают влияния на голос. Как говорится, доверяй, но проверяй, будьте бдительны.

Касается всех: кричать вредно. А еще вредно петь нераспетым , особенно если вы начинающий вокалист и еще не вполне освоили технику пения. Отчего еще может сесть голос? От сильного стресса. Если человек переживает какое-то сильное потрясение, его голос может сесть вплоть до сипа. Получается, что связки вроде и в порядке, но голоса нет. Оградить себя от всех стрессов мы не можем, в жизни всякое случается, но создать себе по максимуму комфортные условия жизни и работы мы в состоянии. Одним словом, наблюдайте за собой и адаптируйтесь к себе и к окружающей среде, думайте, что вы делаете и как.

Вконтакте

Все продукты можно разделить на полезные для вокалиста, которые способствуют эластичности мягких тканей, и вредные.

Большое значение имеет и количество пищи. Если питание несбалансированное и нерациональное, то голос может терять силу. Малое количество пищи может лишить ваш голос красоты, силы и сократить его диапазон, поэтому не стоит сидеть на диете перед ответственным выступлением. Вы споете значительно хуже, чем раньше, так как голос будет звучать слабо и невыразительно. Но не стоит и много есть, особенно перед пением.

Тяжелая еда может давить на диафрагму и приводить к слабости, трудностям в пении, а также к сокращению диапазона голоса. На полный желудок вы будете петь тяжело и с большими усилиями, так как не будет эластичности в мягких тканях гортани. Поэтому есть нужно за час до пения , чтобы была опора для звука, но в то же время желудок не должен быть перегружен.

В первую очередь к ним относятся:

1. Семечки, арахис, сухарики с приправами и соленые орешки. Они содержат много жира и соли, а также раздражающих добавок, поэтому при их регулярном употреблении слизистые оболочки могут потерять свою эластичность. Голос становится хриплым, снижается его обертональная окраска, и петь становится неудобно. Может возникнуть ощущение першения, поэтому, даже если вы употребляете эти продукты не в день пения, они могут навредить вам. Вокалисту стоит вообще от них отказаться.

2. Острые кетчупы, горчица, хрен и приправы. Их можно добавлять в пищу только в небольшом количестве и ни в коем случае не употреблять за 6 часов перед пением. Все они не только раздражают горло, но и способствуют избыточной выработке слизи, которая затрудняет пение и даже может провоцировать кашель.

3. Жирное жареное мясо, картофель и чипсы, а также острый фастфуд. Жир лишает эластичности голосовые связки, что может привести к кашлю, трудностям в пении, особенно на скачках и в местах, где есть длинные ноты. Любые жирные продукты нужно есть в утреннее время за несколько часов до пения, если речь идет о мясе и котлетах, а чипсы и вовсе нужно исключить из рациона вокалиста. Также в салаты не стоит добавлять много мяса.

4. Ледяные напитки, такие как «Кола», «Фанта» или «Спрайт». Они могут вызвать шокирующую реакцию слизистой оболочки и привести к хрипоте голоса. Иногда на время он может пропасть совсем.

Они не только помогают хорошо петь, но и помогут в определенных случаях быстрее восстанавливать голос.

К ним относятся следующие продукты и напитки:

1. Теплый сладкий черный чай. Прекрасное средство для восстановления эластичности слизистых оболочек и лечения связок. Для лучшего эффекта он должен быть не горячим, а теплым.

2. Нежирное молоко комнатной температуры. Его нужно пить небольшими глотками, медленно, чтобы восстановить голос. Оно мягко обволакивает горло и делает голос сильнее.

3. Сырые яйца. Их не стоит пить перед пением, как советуют многие вокалисты, хотя их регулярное употребление способствует сочности и мягкости голоса. Это средство прекрасно восстанавливает силы вокалиста, а также смягчает горло, способствуя мягкому и красивому пению. Яйца достаточно пить раз в неделю для красивого и чистого голоса.

4. Сливочное масло. Качественное сливочное масло можно добавлять в молоко или просто рассасывать для того, чтобы петь стало удобнее. Но это обычно делают за час перед пением и запивать негазированной водой.

5. Обычная вода комнатной температуры. Иногда это лучшее средство для того, чтобы быстро восстановить голос. Только пить ее следует медленно, небольшими глотками.

Рацион вокалиста – что полезно ежедневно?

1. Утро начинать с плотного завтрака. Если вы поете днем или вечером, следует утром есть плотнее, чем в обед, чтобы создавать дыхательную опору для голоса. Можно есть мясо, кашу или салаты.

3. В рацион вокалиста обязательно должно входить нежирное мясо , но употребляют его за 3 часа до начала пения.

4. Рыбу и икру вокалисты включают в меню не реже 2 раз в неделю. Они содержат жиры, которые полезны для общего состояния организма и голосовых связок.

5. Морепродукты можно есть в неограниченном количестве. Конечно, не стоит употреблять огромными порциями перед пением, но зато они являются источником нежирного белка, который в некоторых случаях может заменить мясо. В отличие от котлет и сала, они не могут отрицательно повлиять на голос.

6. Конфеты, шоколад, пирожные и мороженое можно есть не раньше чем через час после пения. Некоторые руководители детских хоров перед пением дают хористам кусочек сахара. Делать этого не стоит, так как сладкое может навредить красивому и свободному звучанию голоса.