Презентация к уроку алгебры (6 класс) на тему: Прямая и обратная пропорциональности

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 6 класс по математике на тему:

  • Глава I. Обыкновенные дроби.
    § 4. Отношения и пропорции:
    22. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
  • 1 За 3,2 кг товара заплатили 115,2 р. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара?
    РЕШЕНИЕ

    2 Два прямоугольника имеют одинаковую площадь. Длина первого прямоугольника 3,6 м, а ширина 2,4 м. Длина второго 4,8 м. Найдите его ширину.
    РЕШЕНИЕ

    782 Определите, является ли прямой, обратной, или не является пропорциональной зависимость между величинами: путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения; стоимостью товара, купленного по одной цене, и его количеством; площадью квадрата и длиной его стороны; массой стального бруска и его объемом; числом рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и временем выполнения; стоимостью товара и его количеством, купленным на определенную сумму денег; возрастом человека и размером его обуви; объемом куба и длиной его ребра; периметром квадрата и длиной его стороны; дробью и ее знаменателем, если числитель не изменяется; дробью и ее числителем, если знаменатель не изменяется.
    РЕШЕНИЕ

    783 Стальной шарик объемом 6 см3 имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объем 2,5 см3?
    РЕШЕНИЕ

    784 Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
    РЕШЕНИЕ

    785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистят эту площадку?
    РЕШЕНИЕ

    786 Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
    РЕШЕНИЕ

    787 Для определения всхожести семян посеяли горох. Из 200 посеянных горошин взошло 170. Какой процент горошин дали всходы (всхожести)?
    РЕШЕНИЕ

    788 Во время воскресника по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех посаженных лип. Сколько их посадили, если принялось 57 лип?
    РЕШЕНИЕ

    789 В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки и мальчики?
    РЕШЕНИЕ

    790 Завод должен был за месяц по плану выплавить 980 т стали. Но план выполнили на 115%. Сколько тонн стали выплавил завод?
    РЕШЕНИЕ

    791 За 8 месяцев рабочий выполнил 96% годового плана. Сколько процентов годового плана выполнит рабочий за 12 месяцев, если будет работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    792 За три дня было убрано 16,5% всей свеклы. Сколько потребуется дней, чтобы убрать 60,5% свеклы, если работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    793 В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?
    РЕШЕНИЕ

    794 Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650 г мяса?
    РЕШЕНИЕ

    796 Представьте в виде суммы двух дробей с числителем 1 каждую из следующих дробей.
    РЕШЕНИЕ

    797 Из чисел 3. 7, 9 и 21 составьте две верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    798 Средние члены пропорции 6 и 10. Какими могут быть крайние члены? Приведите примеры.
    РЕШЕНИЕ

    799 При каком значении x верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    800 Найдите отношение 2 мин к 10 c; 0,3 м2 к 0,1 дм2; 0,1 кг к 0,1 г; 4 ч к 1 сут; 3 дм3 к 0,6 м3
    РЕШЕНИЕ

    801 Где на координатном луче должно быть расположено число c, чтобы была верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    802 Закройте таблицу листом бумаги. На несколько секунд откройте первую строку и затем, закрыв ее, постарайтесь повторить или записать три числа этой строки. Если вы верно воспроизвели все числа, переходите ко второй строке таблицы. Если в какой-либо строке допущена ошибка, сами напишите несколько наборов из такого же, количества двузначных чисел и тренируйтесь в запоминании. Если вы можете без ошибок воспроизвести не менее пяти двузначных чисел, у вас хорошая память.
    РЕШЕНИЕ

    804 Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел.
    РЕШЕНИЕ

    805 Из равенства произведений 3 · 24 = 8 · 9 составьте три верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    806 Длина отрезка AB равна 8 дм, а длина отрезка CD равна 2 см. Найдите отношение длин AB и CD. Какую часть AB составляет длина CD?
    РЕШЕНИЕ

    807 Путевка в санаторий стоит 460 р. Профсоюз оплачивает 70% стоимости путевки. Сколько за путевку заплатит отдыхающий?
    РЕШЕНИЕ

    808 Найдите значение выражения.
    РЕШЕНИЕ

    809 1) При обработке детали из отливки массой 40 кг в отходы ушло 3,2 кг. Какой процент составляет масса детали от отливки? 2) При сортировке зерна из 1750 кг в отходы ушло 105 кг. Какой процент зерна остался?

    6 класс

    УРОК № 12. Глава 1 . Отношения, пропорции, проценты (26 часов)

    Тема . Прямая и обратная пропорциональность. С/р № 3.

    Цель . Проверить знания учащихся по теме «Пропорции». Дать определение прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин. Научится решать задачи по данной теме.

    Ход урока.

    Вариант 1. Вариант 1.

    Решить пропорцию: Решить пропорцию:

    1)
    , 1)
    ,

    ,
    ,

    . Ответ :
    .
    . Ответ :
    .

    2) , 2)
    ,

    ,
    ,

    . Ответ : .
    . Ответ :
    .

    3)
    , 3)
    ,

    ,
    ,

    ,
    ,

    . Ответ :
    .
    . Ответ :
    .

      Объяснение нового материала.

    Прямая и обратная пропорциональность.

    Мультимедийная доска. Электронное приложение. Каталог. Анимация. Расход электроэнергии в квартире. (1 мин 31 секунды)

    (Слайд 2) . Пусть ручка стоит 3 р. (это цена). Тогда легко рассчитать стоимость двух, трех и т.д. ручек по формуле: .

    Количество ручек, шт.

    Стоимость, р.

    Заметим, что с увеличением количества ручек в несколько раз их стоимость увеличивается во столько же раз.

    Говорят, что стоимость покупки прямо пропорциональна количеству купленных ручек.

    (Слайд 3) . Определение. Две величины называются прямо пропорциональными , если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

    Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны.

    (Слайд 4) . Примеры прямо пропорциональных величин:

    1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины.
    .

    2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины.
    .

    3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины.
    .

    4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д.

    (Слайд 5) . Задача 1 . За 5 тетрадей в клетку заплатили 40 р. Сколько заплатят за 12 таких же тетрадей?

    Кол-во Стоимость

    5 тетрадей – 40 р. Прямая пропорциональность

    12 тетрадей – х р.

    Решение.

    Т.к. величины прямо пропорциональны равно

    ,

    ,

    .

    96 р. заплатят за 12 тетрадей. Ответ : 96 р.

    (Слайд 6) . Хотят купить на 120 р. несколько одинаковых книг. Тогда легко рассчитать количество книг по 10 р., 20 р., 30 р. 40 р. и т.д. по формуле:
    .

    Цена, р.

    Количество книг, шт.

    Заметим, что с увеличением цены книги в несколько раз их количество уменьшается во столько же раз.

    Говорят, что количество купленных книг обратно пропорционально их цене.

    (Слайд 7) . Определение. Две величины называются обратно пропорциональными , если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

    Если величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной величины равно обратному отношению значений другой величины.

    (Слайд 8) . Примеры обратно пропорциональных величин:

    1. Если пройденный путь постоянен, то скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины.
    .

    2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины.
    .

    (Слайд 9) . Задача 2 . 6 рабочих выполнят работу за 5 часов. За какое время справятся с этой работой 3 рабочих?

    Кол-во Время

    6 рабочих – 5 ч Обратная пропорциональность

    3 рабочих – х ч

    Решение.

    Т.к. величины обратно пропорциональны , то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.

    ,

    ,

    .

    За 10 ч справятся с этой работой 3 рабочих. Ответ : 10 ч.

    Алгоритм решения задач.

      Составить краткую запись и определить вид пропорциональности. (Одноименные величины записываются друг под другом)

      Составить пропорцию.

      • Если две величины прямо пропорциональны , то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

        Если две величины обратно пропорциональны , то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.

      Найти неизвестный член пропорции.

      Проанализировать полученный результат и записать ответ.

      Решение упражнений.

    Уч.с.21 № 75(а) . В 100 г раствора содержится 4 г соли. Сколько соли содержится в 300 г этого раствора?

    Р-р Соль

    100 г – 4 г Прямая пропорциональность

    300 г – х г

    Решение.

    Т.к. величины прямо пропорциональны , то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

    ,

    ,

    .

    12 г соли содержится в 300 г этого раствора. Ответ : 12 г.

    Уч.с.22 № 88 . Некоторую работу 6 человек сделают за 18 дней. За сколько дней сделают эту же работу 9 человек, работающие так же успешно, как и первые?

    Кол-во Время

    6 человек – 18 дн. Обратная пропорциональность кг богатой железом руды. Сколько руды заменяют 4 т металлолома?

    Домашнее задание. § 1.5 (выучить теорию). № 73, 75(б), 77 (а), 84(б).

    Математика – основа и царица всех наук, И тебе с ней подружиться я советую, мой друг. Ее мудрые законы если будешь выполнять, Свои знанья приумножишь, Станешь ты их применять. Сможешь по морю ты плавать, Сможешь в космосе летать. Дом построить людям сможешь: Будет он сто лет стоять. Не ленись, трудись, старайся, Познавая соль наук. Все доказывать пытайся, Но не покладая рук.


    3 Выбор ответа с соответствующей буквой загаданного слова: 17-в; 7-л; 0,1-и; 14-с; 0,2-а; 25-к. Найдите пропущенные числа и узнай слово:3+37:5 3. 0,3 +4,1: ,45: ,7 5,6:0,7:2 0 +4,8:26 слово,9 50,050,1 0,050,337 80,45,20,2 с и л а Это слово-сила. Девиз урока: Сила-в знаниях! Я ищу-значит учусь!













    Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой… Обратной пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой… Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции … Средний член пропорции равен … Пропорция верна, если …


    С) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз. Х) … произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции. А) … при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же. П) … нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член. У) … при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз. Е) … отношению произведения крайних членов к известному среднему








    4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны. 5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны. 6. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается.


    Проверим ответы:










    Решение. К-во бульдозеров Время.(мин) х Определим зависимость и составим пропорцию: 7:5=210:х х=210*5:7 х= 150(мин). 150 мин. = 2,5 часа Ответ: за 2,5 часа
    Алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости: Неизвестное число обозначается буквой х. Условие записывается в виде таблицы. Устанавливается вид зависимости между величинами. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками. Записывается пропорция. Находится её неизвестный член.




    Проверь себя: Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры прямо пропорциональных величин. Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры обратно пропорциональных величин. Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.


    Домашнее задание. п; 811; 812.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 класс Учитель математики МАОУ « Куровская СОШ №6» Чугреева Т. Д.

    Математика – основа и царица всех наук, И тебе с ней подружиться я советую, мой друг. Ее мудрые законы если будешь выполнять, Свои знанья приумножишь, Станешь ты их применять. Сможешь по морю ты плавать, Сможешь в космосе летать. Дом построить людям сможешь: Будет он сто лет стоять. Не ленись, трудись, старайся, Познавая соль наук Все доказывать пытайся, Но не покладая рук.

    Закончи фразу: 1. Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой… 2. Обратной пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой… 3. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции … 4. Средний член пропорции равен … 5. Пропорция верна, если… С) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз. Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции. А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же. П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член. У) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз. Е) …отношению произведения крайних членов к известному среднему.

    Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны. 2. При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны. 3. Если площадь прямоугольника постоянная величина, то его длина и ширина – обратно пропорциональные величины. 4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.

    5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны. 6. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов, проданных по одной и той же цене. 7. Грузоподъемность машин и их количество обратно пропорциональны. 8. Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны. 9. При постоянной цене стоимость товара и его масса – обратно пропорциональные величины.

    Ну-ка, в сторону карандаши! Ни бумажек, ни ручек, ни мела! Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души! УСТНЫЙ СЧЁТ

    Найдите неизвестный член пропорции? ? ? ? ? ? ?

    "ПРЯМАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТИ" ТЕМА УРОКА И ОБРАТНАЯ

    а) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью? б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб? в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью? г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров? Составить пропорции для решения задач:

    Ответы: а) 3:х=75:125 б) 8:10= Х:2 5 в) 8: х=10: 15 г) 5,6:54=2: Х

    Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т? Решите задачу

    Краткая запись: Масса (т) за 1 день Количество дней По норме 0,6 180 0,5 х Составим пропорцию: ; ; Ответ: 216 дней. Решение.

    В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа? №793 Решите задачу

    Количество частей Масса Железо 7 73,5 Примеси 3 х; Ответ: 31,5 кг примесей. Решение. ; №793

    Неизвестное число обозначается буквой х. Условие записывается в виде таблицы. Устанавливается вид зависимости между величинами. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками. Записывается пропорция. Находится её неизвестный член. Алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости:

    Решите уравнение:

    №1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч? №2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив? №3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км? №4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч? №5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней? Самостоятельная работа Решите задачи, составляя пропорции.

    Решения задач из самостоятельной работы Решение: №1 Краткая запись: Скорость (км/ч) Время (ч) 12,5 0,7 х 0,5 Ответ: 17,5 км/ч Решение: №2 Краткая запись: Сливы (кг) Чернослив (кг) 5 1,5 17,5 х; ; кг Ответ: 5,25 кг; ; ;

    Решения задач из самостоятельной работы Решение: №3 Решение: №5 Краткая запись: Краткая запись: Расстояние (км) Бензин (л) 500 35 420 х; Ответ: 29,4 л. Количество маляов Время (дни) 6 18 х 12 ; ; маляров выполнят работу за 12 дней. 1)9 -6=3 маляра нужно ещё пригласить. Ответ: 3 маляра.

    Дополнительная задача: №6. Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет15 тыс. рублей? Решение: №1 Краткая запись: Количество машин (шт) Цена (тыс.руб.) 5 12 х 15 ; машины. ; Ответ: 4 машины.

    Домашнее задние № 812 № 816 № 818

    Спасибо за урок!

    Предварительный просмотр:

    Чугреева Татьяна Дмитриевна 206818644

    Урок математики в 6-м классе

    по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

    Разработала
    учитель математики
    МАОУ «Куровская СОШ №6»
    Чугреева Татьяна Дмитриевна

    Цели урока :

    образовательные - актуализировать понятие «зависимость» между величинами;

    Развивающие – через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся;

    Самостоятельность;

    Навыки самооценки;

    Воспитательные - воспитывать интерес к математике как к части общечеловеческой культуры.

    Оборудование: ТСО необходимые для презентации: компьютер и проектор, листочки для записи ответов, карточки для проведения этапа рефлексии (по три каждому), указка.

    Тип урока: урок применения знаний.

    Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель читает: (слайд №2)

    Математика – основа и царица всех наук,
    И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
    Ее мудрые законы если будешь выполнять,
    Свои знанья приумножишь,
    Станешь ты их применять.
    Сможешь по морю ты плавать,
    Сможешь в космосе летать.
    Дом построить людям сможешь:
    Будет он сто лет стоять.
    Не ленись, трудись, старайся,
    Познавая соль наук.
    Все доказывать пытайся,
    Но не покладая рук.

    2. Проверка изученного материала.

    1. Закончите фразу: (слайд 3). (Дети сначала выполняют задание самостоятельно, записывая на листочках только буквы, соответствующие правильному ответу. Затем поднимают руку. После этого учитель вслух читает вопрос, а уч-ся отвечают).
    1. Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
    2. Обратной пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
    3. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции …
    4. Средний член пропорции равен …
    5. Пропорция верна, если…

    С) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз.

    Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.

    А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.

    П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

    У) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз.

    Е) …отношению произведения крайних членов к известному среднему.

    Ответ: УСПЕХ. (слайд 6)

    1. Устный счёт : (слайды 6-7)

    Ну-ка, в сторону карандаши!

    Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

    Устный счёт! Мы творим это дело

    Только силой ума и души!

    Задание: Найди неизвестный член пропорции:

    Ответы: 1) 39; 24; 3; 24; 21.

    2)10; 3; 13.

    1. Сообщение темы урока. слайд №8 (Обеспечивает мотивацию учения школьников.)
    • Тема нашего урока «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
    • На предыдущих уроках мы рассматривали прямую и обратную пропорциональную зависимость величин. Сегодня на уроке мы будем решать разные задачи с помощью пропорции, устанавливая вид связи между данными. Повторим основное свойство пропорций. А следующий урок, завершающий по данной теме, т.е. урок – контрольная работа.
    1. Этап обобщения и систематизации знаний.

    1) Задание1.

    Составить пропорции для решения задач: (работают в тетрадях)

    а) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью?

    б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?

    в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью?

    г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров?

    Проверить ответы. (Слайд №10)(самооценка: поставить + или – карандашом в тетради; проанализировать ошибки)

    Ответы: а) 3:х=75:125 в) 8: х=10: 15

    б) 8:10= Х:2 5 г) 5,6:54=2: Х

    Решите задачу

    №788 (стр. 130, учебник Виленкина) (после разбора самостоятельно)

    Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% вех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?

    • Прочитайте задачу.
    • О каких двух величинах говорится в задаче? (о количестве лип и их процентах)
    • Какая зависимость между этими величинами? (прямо пропорциональная)
    • Составьте краткую запись, пропорцию и решите задачу.

    Решение:

    Липы (шт.)

    Проценты %

    Посадили

    Принялось

    ; ; х=60.

    Ответ: 60 лип посадили.

    Решите задачу: (слайд №11-12)(после разбора решить самостоятельно; взаимопроверка, затем решение отображается на экране слайд № 23)

    Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?

    Решение:

    Краткая запись:

    Масса (т)

    за 1 день

    Количество

    дней

    По норме

    Составим пропорцию:

    ; ; дней

    Ответ: 216 дней.

    №793 (стр. 131) (поле разбора самостоятельно; самоконтроль.

    (Слайд №13)

    В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?

    Решение: (слайд №14)

    Количество

    частей

    Масса

    Железо

    73,5

    Примеси

    Ответ: 31,5 кг примесей.

    Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.

    Алгоритм решения задач на прямую

    и обратную пропорциональные зависимости:

    1. Неизвестное число обозначается буквой х.
    2. Условие записывается в виде таблицы.
    3. Устанавливается вид зависимости между величинами.
    4. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
    5. Записывается пропорция.
    6. Находится её неизвестный член.

    Повторение изученного материала.

    №763 (и) (стр. 125) (с комментированием у доски)

    6. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
    (слайд №17-19)

    Самостоятельная работа (10 – 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).

    Решите задачи, составляя пропорции.

    №1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?

    Решение:

    Краткая запись:

    Скорость (км/ч)

    Время (ч)

    12,5

    Составим пропорцию:

    ; ; км/ч

    Ответ: 17,5 км/ч

    №2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?

    Решение:

    Краткая запись:

    Сливы (кг)

    Чернослив (кг)

    17,5

    Составим пропорцию:

    ; ; кг

    Ответ: 5,25 кг

    №3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км?

    Решение:

    Краткая запись:

    Расстояние (км)

    Бензин (л)

    Составим пропорцию:

    ; ; л

    Ответ: 29,4 л.

    №4 . За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?

    Ответ: ответа не существует т.к. эти величины ни прямо пропорциональны, ни обратно пропорциональны.

    №5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?

    Решение:

    Краткая запись:

    Количество маляров

    Время (дни)

    Составим пропорцию:

    ; ; маляров выполнят работу за 12 дней.

    1) 9 -6=3 маляра нужно ещё пригласить.

    Ответ: 3 маляра.

    Дополнительная (слайд №33)

    №6. Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет15 тыс. рублей?

    Решение:

    Краткая запись:

    Количество машин (шт.)

    Цена (тыс.руб.)

    Составим пропорцию:

    ; ; машины.

    Ответ: 4 машины.

    1. Этап подведения итогов урока
    • Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)
    • Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
    • Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
    • Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
    1. Задание на дом (слайд21)
      № 812, 816, 818.

    Спасибо за урок слайд №22