Последние выступления министра образования рф васильевой. Министр уничтожения образования ольга васильева наводит тень на плетень. Сокращение бюджетных мест в аспирантуре

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 04.03.2018 15:00 Просмотров: 2346

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина.

Пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, но самостоятельное значение получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в., в эпоху Возрождения . До этого он являлся только сопутствующим элементом картины или фоном. Подробнее о развитии этого жанра живописи читайте на нашем сайте .

Семён Фёдорович Щедри́н (1745-1804)

Пейзажные полотна Щедрина построены на стилистических канонах классицизма . Красота этих пейзажей пока ещё очень условна, но в ней уже довольно ярко проявляется эмоциональное чувство художника в восприятии картин природы. Очевидна глубина и ширь далей, контраст между крупными изображениями первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность. Его творчество – уже путь пейзажа к самостоятельному жанру живописи в русском искусстве.
Семён Фёдорович Щедрин родился в семье военного: его отец был солдатом лейб-гвардейского Преображенского полка. Первоначальное образование мальчик получил в преображенско-полковой «счетной комиссии для обучения письма».
В 1765 г. С. Щедрин окончил с золотой медалью Академию художеств, в которую поступил в возрасте 14 лет, и продолжил обучение за границей: в Париже и в Риме. В Париже он изучал работы старых и современных художников, работал на пленэре. Идеи классицизма, усвоенные им в Риме, присутствуют в его дальнейшем творчестве.

Семён Щедрин «Ландшафт парка в Царском Селе»
Возвратившись в Петербург в 1776 г., Щедрин становится профессором пейзажной живописи в Академии художеств, возглавляет новый класс пейзажной живописи. Он создаёт виды дворцов и парков Екатерины Великой: «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах», «Сельский двор в Царском Селе».

Семён Щедрин «Вид на Большой пруд в парке в Царском Селе» (1777)
Позже Щедрин принимает участие в реставрации произведений Эрмитажа. Кроме нескольких итальянских пейзажей, привезенных еще из Рима, и нескольких работ, изображающих различные моменты маневров в Ораниенбауме при императоре Александре I, все остальные картины Щедрина – пейзажные виды. Его работы этого периода – виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине, Петергофе. Все они написаны по правилам академического классицизма.
Бо́льшая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома. Скончался художник 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Семён Щедрин «Орлиная колонна в Гатчинском парке»

Семён Щедрин «Пейзаж в окрестностях Петербурга»

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826)

Русский художник-пейзажист, мастер классицистического пейзажа.
Федор Матвеев при жизни был признан лучшим русским мастером «ландшафтного художества» конца XVIII-начала XIX вв. Но потом его имя и творчество забылись.
Фёдор Матвеев, как и Семён Щедрин, – сын солдата, но только лейб-гвардии Измайловского полка. Уже в 6-летнем возрасте он был принят в первый набор Воспитательного училища при Петербургской Академии художеств. Обучался в классе ландшафтной живописи и в 1778 г., первым по этому классу, получил большую золотую медаль, а через год отправился пенсионером в Рим для совершенствования мастерства.
В Италии Матвеев прожил 47 лет. В Россию он так и не вернулся, хотя планировал это сделать неоднократно. Долги, материальные трудности и другие обстоятельства помешали ему вернуться на родину. Но в 1806 г. он отправил в Академию художеств картину «Вид Неаполя от подножия Позилиппо», за которую получил звание академика.

Фёдор Матвеев «Вид Неаполя от подножия Позилиппо» (1806). Холст, масло. 101 х 136 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Чаще всего пейзажи Федора Матвеева – это панорамные виды. Они уходят в глубину пространства и вдали уже еле различимы. Небу художник всегда отводит много места. На среднем плане обычно изображены люди. Их маленькие фигурки показывают масштабность картин природы.

Фёдор Матвеев «Пейзаж с водопадом» (1810-е годы)

Фёдор Матвеев «Швейцарский пейзаж (1818). Нижегородский государственный художественный музей

Фёдор Матвеев «Окрестности близ Тиволи» (1819). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753/1755-1824)

М. Теребенёв. Портрет Ф.Я. Алексеева

Русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа называется ведутой .
Мастером ведуты был и другой русский художник – Михаи́л Ива́нович Маха́ев. Но о нём – чуть позже.
Фёдор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге, в семье сторожа Академии наук. Начальное образование получил в гарнизонной школе, а в 1764 г. по прошению отца был принят в Императорскую Академию художеств. Учился в классе орнаментной скульптуры, а затем в «живописном классе» у Г. Фондерминта и А. Перезинотти. Золотая медаль по окончании Академии дала ему право на пенсионное продолжение образования за рубежом.

Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794)
В 1773-1777 гг. совершенствовался как театральный художник в Венеции, одновременно писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции», 1776).

Фёдор Алексеев «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции» (1776). Копия картины. Государственный Русский музей (Петербург)
Вернувшись в Россию, работал декоратором Императорских театров, а в свободное время копировал в Эрмитаже итальянских мастеров городского пейзажа (Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Верне). Эти копии принесли живописцу успех и известность – он оставляет работу над театральными декорациями и всё своё время посвящает любимому делу – пейзажу. Художник писал виды Херсона, Николаева, Бахчисарая, Полтавы, Воронежа, Орла – всё с натуры.

Фёдор Алексеев «Вид города Николаева (1799)
В 1800 г. Павел I заказал Ф. Алексееву написать виды Москвы.

Фёдор Алексеев «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1801). Музей института русской литературы (Санкт-Петербург)
В письме президенту Академии художеств А. С. Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

Фёдор Алексеев «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост в Москве» (1811). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Фёдор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле»
Работы Ф. Алексеева «московского цикла» хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Историческом музее.
В 1810-х гг. Алексеев создал новую серию петербургских пейзажей, в которых с большой точностью и любовью запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, поэзию его повседневной городской жизни.

Фёдор Алексеев «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (ок. 1800). Государственный Русский музей
Скончался художник в бедности 11 ноября 1824 г., деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Михаи́л Ива́нович Маха́ев (1718-1770)

Русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.
Родился в Санкт-Петербурге в семье священника. В возрасте 11 лет был отдан в Академию наук, где обучался математике и геометрии. Затем изучал топографию. В 1736 г. вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа много дала начинающему художнику, расширила его кругозор.
М. Махаев много занимался самообразованием, изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, изучал иностранные языки.

М. Махаев «Вид на Фонтанку» (1753). Гравюра
В результате Махаев достиг определённого мастерства: он мог почти с фотографичной точностью передать облик здания. Часто использовал стаффаж. Стаффа́ж – в пейзажной живописи обозначает маленькие фигуры людей и животных, которые обычно изображаются для второстепенных целей. Стаффаж был распространён в XVI-XVII вв., когда пейзажисты добавляли в свои картины мифологические и религиозные сцены.

М. Махаев «Вид Зимнего дворца»
Но в работах Махаева стаффаж играет не только техническую, но и художественную роль: создается образ места, передается характер повседневной жизни. Фигуры людей, объединённые в жанровые сценки, соответствуют композиционному центру (зданию): придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей и т.д. Дополняют образ города деревья, которые смело вводятся в композицию.

«Вид Невы вниз по течению между Зимним дворцом и Академией наук». Гравюра Г.А. Качалова и Е.Г. Виноградова по рисунку М.И. Махаева
После основания Академии художеств художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.
Художник скончался в Петербурге в 1770 г. и был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове.

С самых незапамятных времен люди всегда восхищались природой. Они выражали свою любовь, изображая ее на всевозможных мозаиках, барельефах и картинах. Многие великие художники посвятили свое творчество рисованию пейзажей. Картины, на которых изображены леса, море, горы, реки, поля, поистине завораживают. И нужно уважать великих мастеров, которые так детально, красочно и эмоционально передали в своих работах всю красоту и могущество окружающего нас мира. Именно художники-пейзажисты и их биографии будут рассмотрены в данной статье. Сегодня мы поговорим о творчестве великих живописцев разных времен.

Известные художники-пейзажисты XVII века

В XVII веке жило немало талантливых людей, которые предпочитали изображать красоты природы. Одними из самых известных являются Клод Лоррен и Якоб Исаак ван Рейсдал. С них мы и начнем наше повествование.

Клод Лоррен

Французского художника считают основоположником пейзажа периода классицизма. Его полотна отличаются невероятной гармоничностью и идеальной композицией. Отличительной чертой техники К. Лоррена было умение безупречно передавать солнечный свет, его лучи, отражение в воде и т. д.

Несмотря на то, что маэстро родился во Франции, большую часть своей жизни он провел в Италии, куда уехал, когда ему было всего 13 лет. На родину он возвращался всего один раз, и то на два года.

Самыми известными произведениями К. Лоррена являются картины «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». В наше время их можно увидеть в Лувре.

Якоб Исаак ван Рейсдал

Якоб ван Рейсдал - представитель реализма - родился в Голландии. Во время своих путешествий по Нидерландам и Германии художник написал немало примечательных работ, для которых характерны резкий контраст тонов, драматичная цветовая гамма и холодность. Одним из ярких примеров таких картин можно считать «Европейское кладбище».

Однако творчество художника не ограничивалось мрачными полотнами - он изображал и сельские пейзажи. Самыми известными работами принято считать «Вид деревни Эгмонд» и «Пейзаж с водяной мельницей».

XVIII век

Для живописи XVIII века характерно много интересных особенностей, в этот период было положено начало новым направлениям в упомянутом виде искусства. Венецианские художники-пейзажисты, к примеру, работали в таких направлениях, как видовой пейзаж (другое название - ведутный) и архитектурный (или городской). А ведутный пейзаж, в свою очередь, подразделялся на точный и фантастический. Ярким представителем фантастической ведуты является Франческо Гварди. Его фантазии и технике исполнения могут позавидовать даже современные художники-пейзажисты.

Франческо Гварди

Все без исключения его работы отличаются безупречно точной перспективой, замечательной передачей цветов. Пейзажи обладают некой магической притягательностью, от них просто невозможно оторвать взгляда.

Самыми восхитительными его работами можно назвать полотна «Праздничный корабль Дожа «Бучинторо», «Гондола в лагуне», «Венецианский дворик» и «Рио деи Мендиканти». Все его картины изображают виды Венеции.

Уильям Тернер

Этот художник является представителем романтизма.

Отличительной особенностью его полотен является использование множества оттенков желтого. Именно желтая палитра и стала основной в его работах. Мастер объяснял это тем, что такие оттенки ассоциировались у него с солнцем и чистотой, которую он хотел видеть в своих картинах.

Самой красивой и завораживающей работой Тернера является «Гесперидский сад» - фантастический пейзаж.

Иван Айвазовский и Иван Шишкин

Эти два человека — поистине самые великие и самые известные художники-пейзажисты России. Первый — Иван Константинович Айвазовский — изображал на своих картинах величественное море. Буйство стихии, вздымающиеся волны, брызги пены, разбивающейся о борт накренившегося судна, или тихая, безмятежная гладь, озаренная заходящим солнцем - морские пейзажи восхищают и поражают своей натуральностью и красотой. Кстати, такие художники-пейзажисты называются маринистами. Второй — Иван Иванович Шишкин — любил изображать лес.

И Шишкин, и Айвазовский — художники-пейзажисты 19 века. Остановимся на жизнеописании этих личностей подробнее.

В 1817 году появился на свет один из самых известных маринистов мира Иван Айвазовский.

Родился он в состоятельной семье, его отцом был армянский предприниматель. Нет ничего удивительного в том, что будущий маэстро питал слабость к морской стихии. Ведь родиной этого художника стала Феодосия — красивейший портовый город.

В 1839 году Иван окончил в которой он учился на протяжении шести лет. На стиль художника большое влияние оказало творчество французских маринистов К. Верне и К. Лоррена, которые писали свои полотна по канонам барокко-классицизма. Самой известной работой И. К. Айвазовского считается картина «Девятый вал», выполненная в 1850 году.

Кроме морских пейзажей, великий художник работал над изображением батальных сцен (яркий пример - картина «Чесменский бой», 1848 г.), а также посвящал многие свои полотна темам армянской истории («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880 г.).

Айвазовскому повезло добиться невероятной славы при жизни. Многие художники-пейзажисты, которые стали знаменитыми в будущем, восхищались его работами и брали с него пример. Ушел из жизни великий творец в 1990 году.

Шишкин Иван Иванович родился в январе 1832 года в городе Елабуг. Семья, в которой воспитывался Ваня, была не слишком зажиточной (его отец был небогатым купцом). В 1852 году Шишкин начинает свою учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпускником которого он станет через четыре года, в 1856-м. Даже самые ранние работы Ивана Ивановича отличаются необычайной красотой и непревзойденной техникой. Поэтому неудивительно, что в 1865 году за полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. И. Шишкину дали звание академика. А уже через восемь лет он получает звание профессора.

Как и многие другие рисовал с натуры, проводя долгое время на природе, в тех местах, где его никто не мог потревожить.

Наиболее известными полотнами великого живописца являются «Лесная глушь» и «Утро в сосновом бору», написанные в 1872 году, и более ранняя картина «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869 г.)

Жизнь талантливого человека прервалась весной 1898 года.

Многие русские художники-пейзажисты при написании своих полотен пользуются большим количеством деталей и колоритной цветопередачей. То же самое можно сказать и об этих двух представителях русской живописи.

Алексей Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник-пейзажист с мировым именем. Именно его считают основоположником русского лирического пейзажа.

Родился этот выдающийся человек в Москве в 1830 году. С 1844 года Алексей начал свое обучение в Московском училище живописи и ваяния. Уже с юности он отличался особым талантом и способностями к изображению пейзажей. Однако, несмотря на это, по семейным обстоятельствам юноша был вынужден прервать свое обучение и возобновить его только спустя четыре года.

Самой известной и всеми любимой работой Саврасова является, конечно же, полотно «Грачи прилетели». Оно было представлено на Передвижной выставке в 1971 году. Не менее интересными являются картины И. К. Саврасова «Рожь», «Оттепель», «Зима», «Проселок», «Радуга», «Лосиный остров». Однако, по мнению критиков, ни одна из работ художника не сравнилась с его шедевром «Грачи прилетели».

Невзирая на то что Саврасов написал множество прекрасных полотен и уже был известен как автор замечательных картин, вскоре о нем надолго забывают. А в 1897 году он умер в нищете, доведенный до отчаяния семейными неурядицами, гибелью детей и алкогольной зависимостью.

Но великие художники-пейзажистыне могут быть забыты. Они живут в своих картинах, от прелести которых захватывает дух, и которыми мы и по сей день можем восхищаться.

Вторая половина ХІХ века

Этот период характеризуется распространенностью в русской живописи такого направления, как бытовой пейзаж. В этом русле работали многие русские художники-пейзажисты, в том числе и Маковский Владимир Егорович. Не менее известными мастерами тех времен являются Арсений Мещерский, а также описанные ранее Айвазовский и Шишкин, творчество которых пришлось на середину-вторую половину ХІХ века.

Арсений Мещерский

Родился этот известный художник в 1834 году в Тверской губернии. Образование он получал в Императорской Академии искусств, где проучился на протяжении трех лет. Основными темами полотен автора стали лесные и Художник очень любил изображать в своих картинах великолепные виды Крыма и Кавказа с их величественными горами. В 1876 году он получил звание профессора пейзажной живописи.

Самыми удачными и известными его полотнами можно считать картины «Зима. Ледокол», «Вид Женевы», «Буря в Альпах», «У лесного озера», «Южный пейзаж», «Вид в Крыму».

Кроме Мещерский также передавал красоты Швейцарии. В этой стране он некоторое время набирался опыта у мастера пейзажной живописи Калама.

А еще мастер увлекался сепией и гравюрой. В этих техниках он также создал немало замечательных работ.

Множество картин рассматриваемого художника демонстрировалось на выставках как на территории России, так и в других странах мира. Поэтому многие люди успели оценить талант и самобытность этого творческого человека. Картины Арсения Мещерского продолжают радовать многих людей, увлекающихся искусством, и по сей день.

Маковский Владимир Егорович

Маковский В. Е. родился в Москве в 1846 году. Его отцом был известный художник. Владимир решил пойти по стопам отца и получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после чего уехал в Петербург.

Наиболее удачными его картинами стали «Ожидание. У острога», «Крах банка», «Объяснение», «Ночлежный дом» и «Весенняя вакханалия». Произведения в основном изображают простых людей и бытовые сцены.

Кроме бытовых пейзажей, мастером которых он был, Маковский также писал портреты и различные иллюстрации.