Почитать подростку 14 лет современное. Теперь менее увесистые тексты. Зарубежные книги для подростков

Из списка «must read». Туда вошли в основном книги двухтысячных. Разумеется, у читателей возник вопрос - а где Сэлинджер и Ремарк? В этом обзоре учитель русского языка и литературы Татьяна Кокусева напоминает о классической зарубежной литературе. Не все эти произведения написаны о подростках и для них, но так получилось, что именно этими книгами зачитываешься в 16-17 лет.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

О чём речь : Холден Колфилд, неуравновешенный подросток, рассказывает свою историю, размышляя о жизни.

Зачем это надо подросткам : Честно, грубо и откровенно о жизни в этом сложном, запутанном и не особенно приятном мире. Мировоззрение Колфилда до сих пор не жалуют приличные родители приличных детей, считая, что бедный Холден плохо влияет на неокрепшие умы, призывая к бунту и эскапизму. Тем больший интерес вызывает книга у самих подростков.

2. Уильям Голдинг «Повелитель мух»

О чём речь : Группа детей оказывается на острове и быстро доходит до первобытного состояния, предпочитая повиноваться власти силы.

Зачем это надо подросткам : Жесткий и даже жестокий роман-размышление о природе человека. Возраст невинности закончился, подросток превращается в самостоятельного человека. Самое время подумать, кем ты станешь, когда вырастешь, кто победит в тебе - зверь или человек.

3. Харпер Ли «Убить пересмешника »

О чём речь : Три года из жизни семьи Финч во времена Великой депрессии в небольшом городе штата Алабама.

Зачем это надо подросткам : Великая депрессия, закон Линча, простые жестокие люди, расизм и несправедливость - на таком симпатичном фоне герой книги Аттикус, отец семейства, проявляет неожиданную для обычного человека смелость. Нравственный закон для героев романа стоит выше страха. Одна из лучших книг о выборе правильного поступка в сложной ситуации.

4. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

О чём речь : Литература подлежит немедленному уничтожению огнем, а владельцы книг - аресту и лечению.

Зачем это надо подросткам : Страшненькая антиутопия о тоталитаризме. Люди помалкивают в тряпочку, раскрывая рот разве что для обсуждения чепухи. Книги горят, прошлое осталось в прошлом, в настоящем только интерактивное телевидение и бесконечное счастье. В этом благополучном мире, конечно, находятся недовольные обладатели пытливого ума и сомнений.

Роман ставит неприятные вопросы очередного выбора: достаточно ли твоим мозгам тележвачки, нужны ли книги обществу или любой думающий человек скоро окажется вне закона.

5. Герман Гессе «Степной волк»

О чём речь : Записки Гарри Галлера, очень одинокого человека.

Зачем это надо подросткам : Вообще-то Гессе писал книгу для взрослых, но непонятая душа главного героя немедленно привлекла непонятых и страдающих подростков. Одиночество в сытом мещанском мире, противоречия с самим собой, куда прибиться, если ты тонко чувствующий, думающий человек, а вокруг толпы обывателей.

6. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

О чём речь : Роман-антиутопия о счастливом дивном новом мире, в котором что-то не так.

Зачем это надо подросткам : Как выглядит мир без страданий? Примерно так - люди искусственно выращиваются в пробирках, затем их разделяют на касты, на все вопросы есть готовые ответы. «История - сплошная чушь» в новом государстве, любовь и переживания мешают жить. Если кто-то приуныл, есть прекрасный антидепрессант - сома. «Сомы грамм и нету драм». Казалось бы, все идеально, осталось ответить на вопрос - хочется ли нам жить в таком мире, наслаждаясь стандартизированным счастьем.

7. Ивлин Во «Мерзкая плоть»

О чём речь : Жить весело, вокруг карнавал и деньги давят карманы. Сатира на британское высшее общество.

Зачем это надо подросткам : Мечта о сытой беззаботной жизни, принадлежности к элите общества, спортивном автомобиле и одежде от именитых парижских модельеров волнует юные сердца. Тем интереснее погружаться в ядовитый мир Ивлина Во, высмеивающего британскую аристократию. Оказывается, сливки общества могут быть не очень-то умными, а их глупости порой обходятся дорого.

8. Хулио Кортасар «Игра в классики»

О чём речь : В духовных и интеллектуальных поисках можно не заметить, что теряешь.

Зачем это надо подросткам : Главный герой романа Орасио Оливейра уже далеко не подросток по возрасту, ему сорок. Однако его поступки, сомнения и поиски выглядят весьма инфантильно. Не оценив то, что имеет, он предал любимую девушку, потеряв ее, запутался и не то покончил, не то не покончил жизнь самоубийством. Это за него должен решить читатель.

9. Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

О чём речь : Даже в психиатрической клинике можно оставаться самим собой.

Зачем это надо подросткам : Патрик Макмерфи - символ бунтарства и свободы. Все мы живем в большом сумасшедшем доме, где нас пытаются сделать кроликами. Как быть - приспособиться для спокойной жизни или бороться, наплевав на все правила? А если выбрать путь борьбы, то что делать с ответственностью за тех, кто идет за тобой, но не настолько уверен в себе?

10. Ирвин Уэлш «На игле»

О чём речь : О ужас! О наркоманах и наркотиках!

Зачем это надо подросткам : Герои книги, чуть за двадцать, плотно сидят на героине. Тема раскрыта чуть более, чем полностью. Наркотики - это ноль работы, ноль брезгливости, полуживые отношения, интерес к жизни ушел в минус. Чем больше проблем, тем больше сожалений. Написано честным и жестким языком, далеким от назидательных бессмысленных страшилок о наркотиках, популярных в каждой школе.


В нынешнее время дефицита печатных изданий не наблюдается. Их выбор огромен, и у современных детей есть возможность ознакомиться с лучшими классическими книгами для юношества, а также с современной литературой. Но родителям не следует допускать ошибок, называя подростку какую-то книгу очень интересной, хотя на самом деле она либо не подходит ему по возрасту, либо не затрагивает его интересов.
К книгам, популярным среди юношеской читательской аудитории, без сомнения, можно отнести те из них, которые затрагивают проблемы школы:

  • «Первый учитель» Ч. Айтматова;
  • «Семнадцатилетние» Г. Матвеева;
  • «Книга советов по выживанию в школе» Э. Веркина;
  • «Дневник Коли Синицына» Н. Носова;
  • «Повесть о юности» Г. Медынского;
  • «Уроки французского» В. Распутина;
  • «Хорошо быть тихоней» С. Чбоски.

Стоит ли подросткам навязывать литературу?

Книги, предназначенные для юношеского возраста, нацелены на улучшение грамотности и увеличение лексикона читателя, учат его общаться на полноценном родном языке. Книги для молодёжи в этом возрасте являются переходными от детских сказок и немногословных комиксов к более серьёзной литературе, несущей настоящие знания, прививающей эстетическую разборчивость и развивающей эмоции. С помощью подростковых книг молодёжь лучше вникает в сложные людские характеры, одновременно связывающие людей и показывающие различия культур. Современное сознание формирует длинный перечень писателей, взращенных в своё время на прежних стандартах.
Современные списки подростковой англоязычной классики включают такие имена, как Энтони Бёрджес, Эмили Бронте, Элис Уокер и Скотт Фитцджеральд. Для русскоговорящих подростков гораздо более понятными являются классические произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Вениамина Каверина, Владимира Набокова, братьев Стругацких, Ильфа и Петрова. Каждое произведение находит своего читателя.
Можно сформировать длинный список интересных для юношества книг и затем требовать, чтобы ребенок при выборе литературы неукоснительно ему следовал. Но вряд ли стоит ждать от этого чего-то путного, если взрослые, советующие интересные (на их взгляд) произведения, не будут учитывать интересы, темперамент и характер самого читателя. Наоборот, прочитав несколько рекомендованных и разрекламированных старшими книг, подросток может разочароваться в литературе целиком и надолго забудет о ней в принципе, даже о той, что доступна в интернете. Ведь так легко отбить желание - намного труднее, чем прививать любовь к чтению.
Обычное дело, когда то, что взрослым кажется интересным, у их детей особого восторга не вызывает. Верно и обратное, когда наиболее интересные для подростков книги их родителям кажутся примитивными по сюжету, имеющими недостаточную глубину нравственных переживаний. Родителям в таком случае стоит напомнить, что бесполезно в 13-14 лет требовать от ребёнка понимания глубины наследия Толстого, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Достоевского, Гоголя и прочих величайших художников русского слова. Довольно поверхностно он воспримет булгаковских «Мастера и Маргариту», оценит ситуации в рассказах Солженицына «Один день Ивана Денисовича» или «Матрёнин двор».
Всему своё время: вначале ребёнку важно лишь полюбить чтение, прочитать побольше книг для юношества, научившись в процессе сопереживать их героям и анализировать действия персонажей. И лишь позднее, когда интерес проявится или подросток научится хотя бы частично разбираться в проблемах нравственного выбора, философских вопросах, проблемах взаимоотношения полов, ему следует переходить к литературе, заставляющей задуматься о прочитанном всерьёз. Лишь тогда подросток способен сопоставить свои приоритеты с заданной автором планкой духовной высоты.

Педагогический подход к выбору литературы

Иногда родители просят посоветовать для их чада такую подростковую книгу, которая бы его впечатлила. Но для этого нужно знать, чем ребёнок увлекается, и только основываясь на его интересах можно рекомендовать книги, которые хотя бы косвенно будут затрагивать их. Лишь в этом случае можно надеяться, что книга подростку на самом деле понравится. Если, например, заметно увлечение подростка техникой, то его наверняка заинтересует творчество фантастов. Захватывающие миры его ждут в книгах:

  • «Мио, мой Мио!» А. Линдгрен;
  • «Час быка» И. Ефремова;
  • «Приключения Алисы» К. Булычёва;
  • «Голова профессора Доуэля» А. Беляева;
  • «Затерянный мир» А. Конан-Дойла.

Выбирая книги для прочтения подростком с учётом его возрастных интересов, можно остановиться на произведениях с мощным эмоциональным фоном и сильно влияющим на развитие мировоззрения:

  • «Фауст» И. Гёте;
  • «Мартин Иден», «Белый клык» Д. Лондона;
  • «Ромео и Джульетта», «Отелло» У. Шекспира;
  • «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

Выбор книги в соответствии с мировоззрением ребенка

Если родители видят, что их чадо неравнодушно к проблемам других и предпочитает истории со счастливым концом, то их лучше познакомить с произведениями таких авторов, которые больше писали о милосердии и гуманности, наделяя своих героев этими качествами, проповедовавшими идею о бескорыстной доброте и неизбежности наказания зла. Выходить из сложных ситуаций героям таких книг помогает их порядочность. Вот подобные книги:

Часто дети затрудняются в выборе книги для чтения и обращаются к родителям, но порой и взрослым трудно им что-то посоветовать. Но есть такие книги для...

  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма;
  • «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу;
  • «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеётся» В. Гюго.

Родители, без сомнения, отлично знают характер своих детей. Если отпрыск стремится добиться цели, проявляет задатки лидера, то ему нужно укрепить уверенность в собственных силах, для чего могут быть полезными книги из разряда приключенческой литературы:

  • «Морские истории» Б. Житков;
  • «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернетт;
  • «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Капитан Немо» Ж. Верна;
  • «Водители фрегатов» Н. Чуковского;
  • «Тень каравеллы» В. Крапивина.

Для подростков особый интерес представляют произведения, рассказывающие о первых чувствах и дружбе. Для них можно подобрать такие произведения на эту тему, в которых бы были примеры построения лучших отношений со сверстниками, которые научили бы, как деликатно намекнуть девчонке, что она нравится и как возникшие чувства сохранить.

  • «Дикая собака Динго» Р. Фраермана;
  • «Статистическая вероятность любви с первого взгляда» Дж. Смита;
  • «Алые паруса» А. Грина;
  • «Пылающие острова», «Любовь на спор» В. Иванова;
  • «Ошибки в наших звёздах» Дж. Грина;
  • «Только будь со мною рядом» О. Дзюбы.

Литература для саморазвития

Конечно, к лучшим подростковым книгам следует отнести и те из них, которые посвящены теме роста личности. К их идеям можно относиться по-разному, ведь каждый человек, в конце концов, выбирает собственный путь и руководствуется собственными ориентирами. Но подрастающему поколению полезно будет почитать о применявшихся успешными людьми методиках, практических советах, которые они могут донести до юной аудитории.

  • «Моя жизнь, мои достижения» Г. Форд;
  • «27 верных способов получить то, что хочется» А. Курпатов;
  • «Думай и богатей» Н. Хилл;
  • «Подсознание может всё» Д. Кехо.

Особенно выделяется среди подобных книг знаменитая «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги. Она написана вполне доступным языком, в ней не только освещаются способы достижения целей, но и вопросы культуры, элементарных правил поведения, взаимоотношений в обществе.

Помимо классики

Подростки интересуются и творчеством современных писателей, ведь их книги созвучны текущему времени, а дух героев понятен читателю. Среди наиболее популярных у подростков современных книг можно отметить:

  • «Подарок ко дню рождения» Г. Гордиенко;
  • «Космонавты» А. Гиваргизова;
  • «Повелители галактик», «Месть мёртвого императора», «Планета Чёрного Императора» Д. Емеца;
  • «Рыцарь-призрак», «Бесшабашный», «Король воров» К. Функе;
  • «Принцесса навсегда» М. Кэбот;
  • «Ловушка для героя», «Гордячка» Т. Крюкова.

Классические и современные книги для юношества заставляют читателей сопереживать героям, радоваться вместе с ними и осмысливать разные ситуации. Юношеская литература должна обладать определённым психологическим воздействием. Поэтому если хочется с помощью книги изменить своё мышление, подростку можно прочитать:

Многие родители с сожалением констатируют, что им довольно редко удается застать ребенка за чтением книг. Полезное занятие у современных детей особого...

  • «Уличный кот по имени Боб» Д. Боуэна;
  • «Книжный вор» М. Зузаку;
  • «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера;
  • «Виноваты звезды» Д. Грина;
  • «Крестики-нолики» М.Блэкмен;
  • «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгакова;
  • «Убить пересмешника» Х. Ли;
  • «Игрок» Ф. Достоевского;
  • «Загадочное ночное убийство собаки» М.Хэддона;
  • «Открытая книга» В. Каверина;
  • «Камо грядеши» Г. Сенкевича;
  • «1984» Д. Оруэлла.

Если упор нужно сделать на развитие сострадания или кому-то очень хочется поплакать, то можно это сделать над следующими книгами:

  • «Жена путешественника во времени» О. Ниффенеггер;
  • «Боевой конь» М. Морпурго;
  • «Бегущий за ветром» Х. Хоссейни;
  • «О мышах и людях» Д. Стейнбека;
  • «Фиолетовый цвет» Э. Уокер;
  • «Прежде чем я умру» Д. Даунхем;
  • «Моя сестра - Хранитель» Д. Пиколт;
  • «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольский;
  • «Три товарища» Э.-М. Ремарка.

Тем, кому хочется насладиться многогранным юмором, стоит взяться за:

  • «Тайный дневник Адриана Моула» С. Таунсенд;
  • «Дневник слабака» Д. Кинни;
  • «Чудачка» Х. Смейла;
  • «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких;
  • «Уловка 22» Д. Хеллера;
  • «Автостопом по галактике» Д. Адамса.

Пощекотать нервы юношеству помогут следующие книги:

  • «Крысы» Д. Герберта;
  • «Салимов удел», «Сияние» С. Кинга;
  • «Зов Ктулху», «Тень над Иннсмутом», «Дагон», прочие рассказы Г. Лавкрафта
  • «Осиная фабрика» И. Бэнкса;
  • «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких.


Приблизиться к пониманию большой любви можно с помощью таких книг для молодого поколения:

  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова;
  • «Дневник Анны» Э. Франк;
  • «Темные аллеи» И. Бунина;
  • «Грозовой перевал» Э. Бронте:
  • «Джейн Эйр» Ш. Бронте;
  • «Гордость и предубеждение» Д. Остин;
  • «Навсегда» Д. Блюм;
  • «Как я теперь живу» М. Рософф.

Погрузиться в фантастический сказочный мир подростки могут, читая следующие произведения:

  • «Жизнь Пи» Я. Мартела;
  • «Северное сияние» Ф. Пулмана;
  • Цикл романов «Гарри Поттер» Д. Роулинг;
  • «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда;
  • Цикл романов «Перси Джексон» Р. Риордана;
  • «Хроники Нарнии» К. Льюиса.

Отдельной строкой нужно упомянуть творчество Д. Толкина, создавшего целый мир с длинной историей, извечной борьбой добра и зла, историями невероятной любви, дружбы, самоотречения и предательства. Его трилогией «Властелин колец», «Хоббитом» и «Сильмариллионом» восторгаются не только подростки, но и очень многие взрослые.

6 1

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как читать, и общие рекомендации, что читать ребенку. О...

Бумажная или электронная книга?

Заинтересованным родителям может оказаться полезным следующий совет: истинные любители чтения не смотрят на оформление, а ценят исключительно содержание книги. Однако подростки таковыми обычно не являются, поэтому внешний вид для них важнее. К старой, потрёпанной книге без иллюстраций они могут просто не прикоснуться, она не может привлечь их внимания. Поэтому можно пойти на хитрость - купить подростку электронную книгу, которую можно укомплектовать теми произведениями, которые нужны для расширения его кругозора. Даже если он прочтёт не все из них, а только часть, то и это будет победой! Подростка же будет прельщать обладание престижным девайсом, который всегда может быть у него под рукой. С ним на протяжении дня он всегда сможет найти час-другой, например, в транспорте, чтобы с толком использовать свободное время.
Разумеется, невозможно составить полный список книг, популярных у подростков. Чтобы понять, насколько книга популярна, следует воспользоваться специальными ресурсами в интернете, причём обращать внимание не только на сам рейтинг, но и на отзывы читателей на тематических форумах.

2 0

К сожалению, программа по зарубежной литературе не подготовит вашего взрослеющего ребенка к тому, чтобы он или она могли иметь общий культурный бэкграунд с европейскими и американскими сверстниками. Вероятно, позаботиться о «правильном» чтиве для ваших детей придется вам самим, следуя советам одного из наиболее авторитетных «списков рекомендованной литературы» от издания «The Guardian».

Исследования, проведенные в США и Великобритании показали, что подростки читают не слишком серьезную литературу, что свидетельствует о недостатке новых «сильных» книг для подрастающего поколения, а потому в 2014 году британский «The Guardian» напечатал список лучших книг для юношеского чтения, составленный по результатам голосования семи тысяч читателей. Первая десятка романов – это книги, которые способствуют формированию юного читателя и вдохновляют его на преодоление проблем на пути к взрослению. Полный список из 50 книг помогает ребятам «понять себя», «поменять свои взгляды», «научится любить», заставит плакать, смеяться, перенестись в другие миры, испугаться и искать разгадку таинственных происшествий. А это уже, согласитесь, основа бытия.

В списке предостаточно и вполне «взрослых» авторов: Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Оруэлл и Ли Харпер, рядом с которыми стоят Сьюзен Коллинз и Джон Грин. В списке представлены все жанры и темы: от фэнтези Толкиена про эльфов и орков до ироничного современного реализма Стивена Чбоски в «Хорошо быть тихоней». Есть классика и современность: «1984» Оруэлла и «Голодные игры» Сьюзанн Коллинз, и, конечно, драматические произведения, такие как «Дневник Анны Франк», «Убить пересмешника» и «Виноваты звезды».

Практически все книги списка доступны в переводе, подавляющее большинство – экранизированы. Остается неизменным постулат о том, что именно чтение — залог успешного развития молодой личности, но разве так уж редко фильм бывает лучше книги?

Возможно, вам покажется странным присутствие серии о «Гарри Поттере» в списке лучших книг для подростков, ведь стартовал этот роман как детская книга. Однако, заслуга Дж. К. Роулинг в том, благодаря массовости ее успеха незаметно для всех произошел глобальный переворот в самом отношении подростков к чтению, которые до «запойного» увлечения Гарри Поттером считали, что чтение – это для малышей и ботаников. Кроме того, герои Дж. К. Роулинг взрослеют и поднимают очень важные вопросы: неповиновение общепринятым нормам общества, жертвование всем ради идеала, оппозиция к власти.

В категории книг, «которые научат вас любить» неожиданно оказалась сага «Сумерки», в то время, как многие родители предпочли бы видеть ее в категории книг, «которые продемонстрируют вам, чего не стоит желать». Впрочем, список содержит книги на любой вкус, для любого настроения и ситуации.
А как думаете вы: каких книг не хватает в этом списке? Как выглядит ваша личная лучшая десятка?

Лучшая десятка книг для подростков

1. Сьюзен Коллинз «Голодные игры»
2. Джон Грин «Виноваты звезды»
3. Харпер Ли «Убить пересмешника»
4. Дж. К. Роулинг серия о Гарри Поттере
5. Джордж Оруэлл «1984»
6. Анна Франк «Дневник Анны Франк»
7. Джеймс Боуэн «Уличный кот по имени Боб»
8. Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»
9. Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
10. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»

50 книг, которые…

Изменят ваше мышление

Харпер Ли «Убить пересмешника»
Джеймс Боуэн «Уличный кот по имени Боб»
Маркус Зусак «Книжный вор»
Мэлори Блэкмен «Крестики-нолики»
Р.Дж. Пласио «Чудо»
Марк Хаддон «Загадочное ночное убийство собаки»
Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»

Помогут разобраться в себе

Джон Грин «Виноваты звезды»
Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Патрик Несс «Поступь хаоса»
Доди Смит «Я захватываю замок»
С.Э. Хинтон «Изгои»

Заставят вас плакать

Элис Уокер «Цвет пурпурный»
Джон Стейнбек «О мышах и людях»
Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»
Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»
Майкл Морпурго «Боевой конь»
Дженни Даунхем «Пока я жива»
Джоди Пиколт «Ангел для сестры»

Заставят вас смеяться

Джозеф Хеллер «Уловка-22»
Дуглас Адамс «Автостопом по галактике»
Сью Таунсенд «Тайный дневник Адриана Моула»
Холли Смейл «Чудачка»
Джефф Кинни «Дневник слабака»
Луиза Реннисон «Ангус, стринги и поцелуи взасос»

Напугают вас

Джордж Оруэлл «1984»
Даррен Шэн «Властелин теней»
Джеймс Херберт «Крысы»
Стивен Кинг «Сияние»
Иэн Бэнкс «Осиная фабрика»

Научат вас любить

Анна Франк «Дневник Анны Франк»
Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
Джуди Блум «Навсегда»
Стефани Майер «Сумерки»
Мэг Розофф «Как я теперь живу»
Эмили Бронте «Грозовой перевал»
Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»

Заинтригуют вас

Сьюзен Коллинз «Голодные игры»
Кассандра Клэр «Орудия смерти: город костей»
Вероника Рот «Дивергент»
Майкл Грант «Gone»
Дафна дю Морье «Ребекка»
Дерек Ленди «Скелетжер Ловкач»
Энтони Берджесс «Заводной апельсин»

Вдохновят вас

Дж. К. Роулинг серия о Гарри Поттере
Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»
Рик Риордан «Перси Джексон»
Ф. Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»
Янн Мартел «Жизнь Пи»
Филип Пулман «Северное сияние»

По материалам: theguardian.com

Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей - не очень, мягко говоря, разумно. Как раз с 14 до 17 лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто, как перестали чего бы то ни было стесняться.

Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий - насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» - почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно - значит, потому и не читаем. В 14 - 15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги - как ни странно это может показаться в некоторых случаях.

И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только свое время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев - географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг - просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.

Совсем еще «детские» книги

А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони - дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока .

Последняя книга - самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 - 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.

В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку - не помню точного названия)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна - артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.

Как раз история про то, как трудно выходить из детства - еще с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.

Все ее вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг Пэк с холмов. Награды и феи.

Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…

Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.

Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних - на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).

История, география, зоология и прочее

Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.

Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее - пока не надоест).

Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано.

А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история).

В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард.

Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона.

Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором).

Р. Киплинг Ким.

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).

А. Дюма Граф Монтекристо.

Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре. (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»).

Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-аку.

Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч.

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности - большое утешение.

И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы.

Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» - и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей - про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» - она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» - очень любопытная.

М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы.

А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.

А.К. Толстой «Князь Серебряный».

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит - так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны - но прочитать их, вероятно, надо - для общего развития.

То, что любят девочки

Ш. Бронте Джейн Эйр.

Э. Поттер Поллианна (и вторая книга - про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается).

Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг.

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма - романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».

Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик - но я еще не видела.

А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.

М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина - шедевр, но о нем в другом разделе.

И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок .

Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине.

Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».

В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны.

В. Астафьев Кража. Последний поклон.

«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей - противоядие от советских утопий.

В. Быков

Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон .

Э. Казакевич Звезда .

И очень интересная книга «Дом на площади» - про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?

Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше - с Верико Анджапаридзе кажется). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).

Ч. Айтматов Белый пароход.

Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.

Воспоминания про воспитание

А. Герцен Былое и думы (тт.1-2).

В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.

Е. Водовозова История одного детства.

Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.

В. Набоков Другие берега.

А. Цветаева Воспоминания.

К. Паустовский Повесть о жизни.

А. Куприн Юнкера. Кадеты.

А. Макаренко Педагогическая поэма.

Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.

Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко еще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.

А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).

И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» -- очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.

Д. Даррелл Моя семья и другие звери.

А. Бруштейн Дорога уходит вдаль. В рассветный час. Весна.

Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой - но та скорее подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.

Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы.

Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.

Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль.

Что называется - под звездочкой. Автор - советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное - но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.

А. Рекемчук Мальчики .

Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то - про ПТУ железнодорожное. Не очень все это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.

Фантастика и фэнтези

А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое - если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).

А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.

Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы - чего у нас в книгах крайне мало.

Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.

И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.

С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого).

Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» - книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно - это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.

Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.

А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень ХХ II век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.

Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые - утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» - вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.

Г. Гаррисон Неукротимая планета.

Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.

Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало

А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.

Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.

К.Льюиса , наверно, все читали раньше - «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.

К. Саймак Заповедник гоблинов.

Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы - хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…

Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).

Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») - хотя они тоже замаскированы под фантастику - это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.

Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.

На мой взгляд, лучшая из книг - «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…

М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.

Очень достойная фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это - в самый раз.

С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.

Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более «взрослые» его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница…

М. Семенова Волкодав.

Очень странная смесь народных сказок, мифов и восточных «практик». Мировоззренческий коктейль. Жуткая путаница навороченных сюжетов. Любовь к язычеству при враждебном непонимании христианства (и любых мировых религий, исключая, вероятно, буддизм). Со знанием дела описанные восточные боевые искусства. Много чувственности. А в общем, книги симпатичные по-своему. Мне, правда, стало скучновато уже к концу первой (и лучшей) части…

Д. Роулинг Гарри Поттер.

Если хотят его читать - ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется. Я его честно прочитала, не так давно причем, а уже плохо помню.

Детективы

А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе .

Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» - он не такой мрачный).

У. Коллинз Лунный камень.

Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.

А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.

Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.

Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).

Он дразнит, конечно, но не отталкивает.

М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.

Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно - если кто-то очень любит именно детективы.

Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.

Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса - это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена - просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?

А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.

Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.

Большие романы и серьезные повести (рассказы)

В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» - классе в четвертом. Позже - «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» - книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде - так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» - совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид - ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» - но это уж для англоманов.

Д. Остин Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать - для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 - 20 веков и дальше - до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей - вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала - очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.

Т. Манн Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось - наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны - мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда - в современной прозе: книги-то вполне серьезные).

Теперь менее увесистые тексты

Ален Фурнье Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.

Харпер Ли Убить пересмешника.

Все ее любят, я - нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. Франк Ученики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки - Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть - хотя бы в качестве прививки от озверения.

Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

Книги «уже за гранью»

Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.

Г. Бёлль Дом без хозяина.

Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.

М. Митчелл Унесенные ветром.

С одной стороны - кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой - ну, недетские подробности, конечно… С третьей - не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино еще нуднее.

Т. Уайлдер

Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.

Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так - большой писатель-то.

И. Во Возвращение в Брайсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.

М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.

История Мерлина и через него - Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная - насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у нее какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать - еще бледнее.

Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством - иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…» - и решать. Но написано оно вполне по-античному - без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее…).

Напоследок про три «эпопеи»

Эти книги для «взрослых» детей - безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети - принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать - не знаю.

Р. Желязны Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик - Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру - вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное - бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», «жжеренные ящерковые окорочка» и проч.).

В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это «Война и мир» какая-то!» Это, конечно, не «Война и мир» - слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни - хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.

Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.

Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают - считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.

О.В. Смирнова

Как же выбрать интересную и поучительную книгу , которая подойдет возрасту подростка в 14 лет?

Вашему вниманию предлагается уникальная подборка из 14 книг, которые вдохновляют, учат любви, трудолюбию и сопереживанию.

Эрих Мария Ремарк

«Живая» книга, полная любви, глубоких дружеских отношений, суровых испытаний, едкого одиночества и бескрайнего горя. Развитие событий происходит в послевоенное время, и речь идет о проблемах человека, прожившего эту войну.

Книга научит в нежный возраст 14 лет человечности, искреннему сопереживанию, пониманию внутреннего мира другого.


Пауло Коэльо

Пастух Сантьяго однажды видит сон, который рассказывает ему о сокровищах, лежащих у египетских пирамид. Зов судьбы заставляет его продать своих овец и тронуться в нелегкий путь.

«Алхимик» — популярный роман бразильского писателя, который дает нам внутреннее направление, желание идти своей судьбой и познавать «душу мира».

Даниель Дефо

Произведение представлено в виде дневника главного героя, потерпевшего кораблекрушение и выброшенного на берег. Книга, показывающая невероятные возможности человека, стремящегося выжить на необитаемом острове.

Реалистичное описание всех трудностей и препятствий в судьбе неутомимого Робинзона Крузо увлекает и поражает настолько, что рождает ощущение, будто ты и сам на острове в Карибском море.

Этель Войнич

Роман, затрагивающий самый тонкие мысли, будоражащий самые чистые ноты души, рождающий глубочайший отклик в нашем сердце. При прочтении этой книги каждый проживает жизнь вместе с неутомимым юношей, борцом за справедливость и независимость.

Необходима к прочтению каждому в 14 лет, когда человек наиболее восприимчив к трагедиям, радостям и испытаниям чужой судьбы.

Марк Твен

Захватывающая история «обмена судьбами» воришки Томи и принца Эдуарда. Как сможет изнеженная персона из королевского дворца справиться с трудностями уличной жизни? Что ожидает подставного принца в роскошных обстановках?

Это — неоценимое описание чужого опыта при кардинальной смене жизненных обстоятельств.

Эрнест Хемингуэй

Трогательная повесть о бедном старике, живущим в моменте «здесь и сейчас», наслаждающемся каждым днем. Он вступает в схватку с «большой рыбой», — первая удача за последнее время — которая протекает с переменным успехом.

Трудолюбие и неуклонное стремление к поставленной цели — вот что открывают страницы этой книги.

Гарриет Бичер-Стоу

Роман, поменявший в свое время взгляды общественности на рабовладение в Америке. Книга рассказывает о том, насколько те, кто владеет людьми, могут забыть о простой человечности и начать считать своих подопечных простой вещью.

После прочтения взгляд на многие события в жизни уже не будет прежним, страдания других людей будут восприняты более глубоко и вызовут желание помочь.

Майн Рид

Красивая история любви, которая происходит на фоне устрашающего и загадочного события — появление блуждающего по Техасу всадника без головы.

Насыщенность событиями делает книгу поистине захватывающей, а подозрение в убийстве невиновного поднимает бурю эмоций и затрагивает в нас чувство справедливости.

Харуки Мураками

Роман японского писателя категорически отличается от всего, что подростки привыкли читать по школьной программе. Эта книга способна привить любовь к современной литературе, совершенно по-другому оценить печатное слово. Необычный язык автора завораживает и притягивает.

Мистический сюжет заставляет остановиться и задуматься, и иной раз просто ставит в тупик. Однажды «попробовав» Мураками, уже невозможно его забыть.

Уильям Шекспир

Всем известная с детских лет трагедия любви между юношей и девушкой из враждующих семей. Даже те подростки, что не склонны к чтению, с легкостью прочитают этот шедевр английской классики.

И, несомненно, останутся полны впечатлений и противоречащих чувств, а также будут полны желания ближе познакомиться с творчеством этого писателя.

Рэй Бредбери

Одна из величайших книг-антиутопий. Рассказывает о возможном развитии нашего общества в будущем. Вымышленный мир вызывает глубокое чувство несправедливости и отрешенности, позволяет нам полнее оценить те возможности, которые мы имеем в наше время, но, к сожалению, редко ими пользуемся.

Пробуждает в человеке чувственность и стремление к духовным наслаждениям в жизни.

Роберт Монро

Увлекательные похождения господина Монро за пределами реальности. Эта книга эзотерического характера, написанная как художественный роман, поможет каждому расширить границы своего мировоззрения и заглянуть за рамки нашей обыденной жизни. Будет особо интересна подросткам в связи со все возрастающей популярностью феномена внетелесных путешествий.

Роберт Стивенсон

Этот приключенческий роман дарит некий отрыв от реальности и погружает в свою уникальную атмосферу. Книга, читаемая взахлеб.

Рассказывает о неординарном интеллекте главного героя, о его умении оказываться в нужное время в нужном месте и о его многочисленных хитростях, предпринятых, чтобы обмануть пиратов и найти заветные сокровища.

Ричард Бах

Роман, написанный Ричардом Бахом в моменты чудесных озарений. В итоге, получилось некое учение жизни, учение самосовершенствованию, поиску пути, чувствованию правильного и неправильного.

И все это рассказывается в виде потрясающей метафоры о полетах чайки.