Осознавание. Осознание - это что такое? Понятие, развитие процесса осознания


«Хотя ты нас и называешь коллегами и соратниками,
но мы считаем тебя своим учителем…»
/Из Вступления к посланию, чтобы я не обиделся, читая дальнейшее:)))))/

***
«Ну, не умею я пока делать чаньцзо!
Но я работаю по-другому - через осознавание проблемы!»
/Сразу же после вступительной части/

***
«Соратник - брат по оружию и битве»
/Лексическое значение/

***
«Бьемся, бьемся… а чего-то всё не так…
Таки какой же я учитель… соратники мы…»
/Шутка (с)/

ЧАНЬЦЗО, РАБОТА, ОСОЗНАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ

Да, вы будете смеяться... но это заголовок данной статьи… снова! :))))))

Очень-очень коротко… ведь я уже писал об этом…

Ну, так что же такое, по-вашему, - осознавание?
И что такое осознание? Чем отличается осознавание от осознания?
Какой вы вкладываете смысл в эти слова?

По-моему, я догадался, в чем проблема… по-моему, вы ставите знак равенства между значениями слов «осознавание» и «размышление», как и между значениями слов «осознание» и «понимание».

Причем, под словом «понимание» (под своим пониманием слова «осознание») вы, похоже, разумеете интеллектуальный функционал, некий результат логического размышления над чем-либо, а под словом «осознавание» - сам процесс логического размышления, анализ ситуации, «разбор полетов»…

Тот, кто убежден, что он полностью понял вышеприведенные определения, могут идти дальше, а я пока и сам задержусь, подумаю…

Друзья мои… Вы когда-нибудь встречались с такого рода фразами: «А сейчас мы будем осознавать свой нижний даньтянь»?

Я не буду вас томить: это переводы с английского на русский брошюр китайского мастера Мантека Чиа… причем, он даже не китаец… Тем не менее, он подобрал удачный термин, и не он один так учил…

А как иногда говорим мы?
Мы говорим о том же вот так: «А теперь внимание на нижний даньтянь. Наблюдайте нижний даньтянь».

На этом я должен закончить данную статью.

Но я плохой учитель. Я соратник. Наверное, потому вы и задаете вопросы, что я не позволяю вам своими объяснениями думать самостоятельно, хочется всё быстро и подробно разъяснить… А ведь уже всё сказано, и ни один раз!

Медитация - это не «размышление». Осознание - это не «понимание». По крайней мере, это не то понимание, к которому приходишь с помощью размышлений, с помощью ума…

Медитация = Осознавание = Наблюдение = Внимание-Направленное-На-Какой-Либо-Объект…

В процессе этого наблюдения-медитации-осознавания устанавливается связь с каким-либо объектом. И - если вы раньше не регистрировали в своем поле внимания (в своем сознании) этот объект или какие-либо сигналы, от него исходящие, - то теперь есть шанс обнаружить его или сигналы, от него исходящие. При получении результата (т.е. вы обнаружили объект осознавания-наблюдения-медитации или сигналы, от него исходящие), - мы говорим, что пришло осознание (регистрация). Не более того. Никто пока еще ничего не понял на уровне мышления, на уровне ума. Еще пока не до того!

Что есть процесс размышления?

Это дуальный процесс, процесс логического поиска… да-нет, право-лево, вот так - нет не так, правда-неправда… мышление компьютера, который оперирует в своих выводах нулями и единицами, инями и янами…

Лао Цзы описывал этот логический процесс мышления в своих стихах так: «ДАО порождает Единицу, Единица - Двойку, Двойка - Тройку и всю остальную Тьму Вещей».

И вот человек, имеющий проблему (например, печень болит) начинает думать: «Что же я сделал не так?»… Он думает, что занимается «осознаванием» проблемы, начитавшись или наслушавшись кого-то. Он считает, что без этого «понимания» ему не решить проблему… именно этому, дескать, учат мастера духовных систем… Мы ж, в самом деле, не животные! У нас есть - огого! - разум… и мы поэтому - эгегей! - должны понять причину проблемы!..

И начинается размышление… И человек вдруг решает: «Я вчера разозлился на буфетчицу Петрову! Вот откуда у меня проблема. И я теперь даже знаю, на что буду медитировать! Я буду посылать буфетчице Петровой любовь, свет и прощение!..»… Радостный соратник бежит к дивану и начинает греть себе мозг радостным переживанием… Кстати, часто это приносит временный результат уже хотя бы из-за этой увлеченности игрой…

Этот Путь уже описал Лао Цзы, от ДАО - к бесконечной раздробленности, пусть аналитического мышления, путь в никуда… Сколько бы люди не расчленяли проблему, всегда снова будет что расчленять, хаос будет лишь дробится… Или нет? Или да? А почему соратник разозлился на буфетчицу Петрову? Давайте уже если разбираться, так разбираться до конца! А она 10 копеек недоплатила… А почему она не доплатила 10 копеек? А потому что её гражданский муж Сафрончук пьет и сказал: не принесешь на бутылку - выгоню!..

«Ага!, - радостно восклицает «осознавший» проблему соратник, - вот оно что! Мне надо сделать 3 медитации! На свою злость, на процесс недосдачи Петровой 10 копеек и на её гражданского мужа Сафрончука… Петровой шлю любовь, на недосдачу медитирую с прощением, а Сафрончуку шлю поддержку и целительный импульс, в энергию которого вкладываю намерение бросить пить и заняться йогой!..».

Стоп… А почему Сафрончук пьет?.. Зачем спешишь, дорогой?.. Давай дальше разбираться…
Гражданский муж Сафрончук пьет, потому что… ох, в прошлой жизни - ах, как всё закономерно, это великий закон Кармы! - в прошлой жизни я была мужем Сафрончука и изменила ему… и так далее… анализ продолжается…Тьма вещей плодится…

И идет соратник за помощью к своим друзьям, ведь что не понимаешь сам - помогут люди… по принципу одна голова хорошо, а тьма голов (вещей) лучше… Так рождаются, в частности, коллективные медитации… и типа, со стороны проблемы виднее… ну, и - тьма голов, как уже было сказано…

Кто из Великих говорил о том, что процесс осознавания есть процесс аналитического поиска причин, стоящих за проблемой?

Говорили о тьме вещей, говорили о наблюдении, о созерцании, говорили об адвайте и недуальном мышлении, в т.ч. и библейскими притчами о первородном грехе (Древо Добра и Зла, как образ аналитического начала) и тезисом «не суди» (т. е. не размышляй аналитическим, оценочным мышлением)…

Говорили о многом и много… но только не о размышлении над источником проблемы…

Наоборот, предлагалось понять: всё от Бога, всё из ДАО… прими, не суди, верь…

Мастера говорили о том, что существует Обратный Путь, Путь Домой, Путь в Царство Божие, Путь к ДАО… Это Путь Медитации (просто внимание на объект, созерцание, наблюдение)… Это уже не путь аналитического дробления и «подъяснения чего-почем»… это уже - Путь к Единству…

Ну, представьте… вы юные, цветущие… на первом курсе… предмет вашего интереса сидит перед вами на лекции… весна, аромат зацветшей черемухи… вот уже несколько ночей вы странно ворочаетесь, что-то томит вашу грудь… вы смотрите на впереди сидящий объект… и вдруг! Бац! Понимаете, что влюблены, что не можете без… Стоп! Стоп! Вы еще не думаете, размышлять вы начнете чуть позже… пока вы вдруг просто открываете в себе чувство, просто обнаруживаете в себе его!..

Это потом придут размышления: как же так, почему… или пригласить-не пригласить… потом будете думать, а что вообще такое любовь… Но пока еще процесс инь-ян аналитики не начался, вы находитесь на этапе первой регистрации сигнала… Единица! Дробления еще нет!.. Только сигнал и этап его Открытия в себе!..

Вот это - Осознание!

Попытайтесь прочувствовать… не читайте пока дальше, сколько можно читать и читать… нужно - попытаться… осознать… Представьте ситуацию и попытайтесь получить в себе сигнал хоть чего-то… А чтобы получить в поле своего сознания сигнал от какого-либо объекта, - нужно начать «процесс работы» по установлению связи между вашим сознанием (той функцией вашей психики, которая регистрирует эти сигналы) и каким-то объектом, воспоминанием, образом, идеей.. иными словами, нужно начать процесс осознавания… говоря попросту - начать процесс наблюдения этого образа, воспоминания, ощущения, идеи или любого внешнего объекта…

Вот и всё! Это и есть осознавание, это и есть медитация, это и есть чаньцзо!
Чаньцзо в переводе с китайского сидеть (цзо) и наблюдать (чань), хотя процесс чань можно и нужно делать при любом своем действии и состоянии. Хотя любую медитацию можно назвать чаньцзо (мы в любом упражнении за чем-либо да наблюдаем), но обычно мы конкретно говорим - в случае употребления этого термина - о наблюдении собственного психического мира (мысли, эмоции, желания, образы и так далее). Чаньцзо (осознавание своего психического мира) есть высшее упражнение всех времен и народов, лишь называется по разному. Но его трудно делать без устойчивости, подготовки. Первые ступени нашей школы, например, подводят нас к практике чаньцзо простыми медитациями над простыми объектами (например: ян-цигун это наблюдение - чань - за нижним даньтянем).

Вы можете наблюдать нижний даньтянь? Конечно, иначе о чем мы вообще здесь говорим, откуда вообще вы нашли этот текст, он написан для наших учен… соратников…
Так вот, иными словами - вы, когда наблюдаете свой нижний даньтянь, - его осознаёте. Это - синонимы!..

Почему вы решили, что прежде чем начинать медитацию, вы должны умом понимать источник проблемы… типа, давай-ка я найду источник (а если своего ума не хватает, то попрошу помощи соратников), и лишь тогда могу начать его наблюдать, когда, дескать, пойму что и откуда взялось?!.

Я уже показал, что это путь в никуда, это путь современной психоаналитики… там такая тьма тараканов, что гоняться потом со своим наблюдением за каждым из них - это ложный путь бесконечного блуждания в Тьме Вещей… там вам и 10 копеек, там притаился и ваша жена Сафрончук… и еще тысячи друзей Сафрончука, весь монетный двор страны и Менделеев со своей водкой!.. Вы собираетесь тогда пересмотреть весь мир во всех его проявлениях, гранях, в его прошлом, в его настоящем и в его будущем?!. Но ведь именно так тогда придется делать, если уж вы полагаете, что нужно разобраться со всеми причинами, стоящими за источником осознаваемой вами проблемы!..

Ну хорошо, скажете вы… Так как же тогда без видения картины, истории, причины заниматься медитацией?

Наблюдать (осознавать, медитировать, делать чаньцзо) - не значит видеть, не значит обязательно чувствовать или понимать умом… Медитация - это просто установление связи между вашим сознанием (внимание - есть функция сознания, как логика - функция ума) и объектом… и всё. И ничего лишнего… просто внимание на объект… А закрепленные за этим объектом истории, эта тьма вещей, составляющая информационную структуру, обуславливающую возникновение этого объекта, - наблюдаются сами по себе, ведь они являются единым целым с этим объектом… так, вы можете, даже не успев понять на уровне ума информацию, стоящую за объектом, - проработать её, а равно и мириады бит другой информации, связанных с ней…

Если человек не обнаружил этого в путешествиях по разным практикам и системам, то он пытается всё это смешивать, «интегрировать», брать самое «полезное» и «мощное», создавая приятный на его взгляд винегрет… "Ах, в цигуне нет духовного развития и работы с сознанием, ах там только работа с набором энергии!", "ах, надо еще подключить рейки, она заточена на реальную и конкретную работу с проявленными проблемами!", "ах, еще есть тенсегрити, хуанопонопоно, раджа-йога"... "а еще удивительно мощное направление чихуахуагун, там можно добиться того же, но быстрее!"... :))

Но всё с точностью «до наоборот»! Нечего «интегрировать» и переносить из пустого в порожнее. Всё уже есть… в любой нормальной системе… да что там, в системе, - всё прямо здесь и сейчас находится в вашем собственном уме, в его свойствах свершения Пути!

Ведь поскольку весь мир есть Целое и - априори - любой объект этого мира связан с любым другим объектом (а через эти объекты и вся информационная история мироздания в прошлом, настоящем и будущем), то - вот почему - вообще не важно на что именно вы будете медитировать, если хотите сохранить своё время, использовать свой Шанс…

Вот почему для Спасения от Всей Тьмы Вещей (от любых проблем) достаточно просто Наблюдать (Осознавать, Медитировать, делать Чаньцзо) на что угодно!

Так, Гаутама Будда наблюдал свой ум, Бодхидхарма - серую стену своей пещеры, а я - свою беспомощность объяснить все эти вещи своим соратникам!.. Ну что ж, зато проверю на своем опыте, равноценен ли мой объект медитации - объектам этих великих Учителей!..

Впрочем, что огород городить… эти объекты равноценны по определению, без всякой предварительной проверки… если у меня не получится - то дело только во мне!..

См. актуальное познавание … Толковый переводоведческий словарь

Гендерная идентичность - осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия …

Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия

Моше Пинхас Фельденкрайз Дата рождения: 6 мая 1904(1904 05 06) Место рождения: Славута, Российская империя Дата смерти: 1 июля 1984(1984 07 01) … Википедия

Нозогнозия - понимание болезненности своего состояния. * * * (греч. nosos – болезнь, gnosis – знание, познание) – осознавание пациентом факта своего заболевания. Для соматических пациентов, не страдающих одновременно и психическим расстройством, такой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая ‘радикальное сомнение’ Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей… …

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. Отсутствие стройной теории, четкого понимания… … Психотерапевтическая энциклопедия

Метод Фельденкрайза двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом… … Википедия

Процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая радикальное сомнение Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей… … История Философии: Энциклопедия

- (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Невыбирающее осознавание , Кришнамурти Джидду. Джидду Кришнамурти - один из наиболее выдающихся духовных учителей XX века, человек, отказавшийся от роли мессии из любви к истине, которую назвал "страной без дорог" . Книга представляет…
  • Осознавание через движение Двенадцать практ. уроков. , Фельденкрайз М.. Фельденкрайз - доктор физики и психологии, а также йог и основатель первой в Европе школы дзюдо. Он работал с Александером, изучал фрейдизм, работы Гурджиева и неврологию. Метод Фельденкрайза…

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.