Основные законы строения тела человека. Предмет и задачи анатомии, ее место в ряду других биологических. Аномалии и варианты развития костей

ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ

Движение как перемещение тела в пространстве (локомоция) является важнейшей формой двигательной активности и адаптации организма человека. Оно отличается от других видов движения большей интенсивностью воздействия на вегетативные функции и биоэнергетику организма. Для человека характерны четыре вида локомоций: ходьба, бег, прыжки, лазанье. Их комбинации обеспечивают все многообразие двигательной деятельности человека.

Для количественного выражения локомоций используют термин локомоторная активность. Под ней понимается количественный эквивалент локомоций (в виде преодоленного пути, энерготрат и т.д.), отнесенный к единице времени. Термины: двигательная, физическая, мышечная активность используются в качестве синонимов локомоторной активности, поскольку именно эта форма движений превалирует над остальными.

Независимо от используемых методических подходов к оптимизации физических нагрузок, несомненно, базой является индивидуальная морфо-функциональная характеристика организма человека в целом и отдельных его сегментов, в частности.

В системе обучения специалистов (физическая культура и спорт) сложилось принципиально новое направление - функциональная анатомия или, правильнее, анатомия локомоции (движения). Оно принципиально отличается от классической системной анатомии, которая используется для подготовки других специалистов. Функциональная анатомия рассматривает организм человека как единую, саморегулируемую систему состоящую из:

· систем реализации локомоции (опорно-двигательный аппарат);

· систем обеспечения локомоции (циркуляция, пищеварение, дыхание и др.);

· систем координации и регуляции (нейрогуморальная и сенсорная).

«Комплексный учебный материал по анатомии и морфологии человека» подготовлен для студентов факультетов физической культуры и спорта в соответствии с требованиями стандарта специальности. Он включает основные термины и понятия, которыми должен владеть специалист в области физической культуры и спорта. По сути, представленный конспект является «стандартом знаний».


ТЕМА 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Морфология человека - наука, изучающая строение и формы человеческого тела в связи с их функцией и развитием. Она включает такие морфологические науки: цитологию, гистологию, анатомию.

Разделы морфологии человека:

Человек (Homo sapiens ) относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates).

Организм человека представляет собой сложную биологическую систему, состоящую из функционально специализированных элементов (клеток), которые объединены благодаря существованию прямых и обратных, центральных и периферический связей, и которая функционирует в режиме самоорганизации и саморегуляции .

Выделяют пять уровней организации организма:

· клеточный - клетка является наименьшей структурной единицей живого, основой развития, строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов;

· тканевой - ткани в многоклеточном организме - это структуры, состоящие из функционально специализированных клеток, близких по происхождению и предназначенных для выполнения определенных функций в организме;

· органный - органы - это структуры, имеющие стабильную форму, строение, иннервацию и кровоснабжение, положение и предназначенные для выполнения определенных функций;

· системный - системы - это объединение близких по строению и функции органов в организме человека, предназначенных для обеспечения его полноценного функционирования;

· организм - это индивидуальная самоорганизующаяся и саморегулируемая биологическая система.


Общие принципы организации тела человека:

Тело человека состоит из: головы, шеи, туловища и двух пар конечностей.

Анатомическое положение человека в пространстве - вертикальное без опоры на верхние конечности (видовое отличие человека).

Тело человека построено согласно законам симметрии:

По отношению к фронтальной плоскости (поверхности тела)- передняя (вентральная) и задняя (дорзальная);

По отношению к сагиттальной плоскости (половины тела) - правая и левая;

По отношению к горизонтальной плоскости - верх и низ.

Полости тела - это анатомические образования, в которые погружены и функционируют жизненно важные органы и системы организма:

- дорзальная полость (задняя) - расположены органы центральной нервной системы;

- вентральная полость (передняя ) - помещены все внутренние органы.

Вентральная полость состоит из:

Грудной полости и средостения;

Брюшной полости и забрюшинного пространства;

Полости таза.


Области тела - это участки поверхности тела, имеющие стабильную анатомическую структуру, границы, и на которые возможно проецировать подлежащие органы и системы.

Разделы морфологии человека:

1.Общая морфология - изучает общие закономерности строения организма человека на разных уровнях организации.

2.Частная морфология - изучает вопросы строения отдельных органов и систем организма в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями.


Особенности морфологии спорта:

1.Основной генетически определенной функцией тела человека является функция движения.

2.Локомоция - это высшая форма двигательной функции человека - перемещение в пространстве.

3.Для реализации локомоторной функции в организме человека генетически предопределены:

Системы реализации движения - двигательные сегменты (опорно-двигательный аппарат);

Системы обеспечения движения - дыхательная, циркуляции, кроветворения и др.;

Системы регуляции и координации движения - нейрогуморальная.

Двигательные сегменты тела человека:

Верхняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Нижняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Позвоночный столб.

Подготовка спортсмена - это система формирования в организме человека устойчивых функциональных систем (по Анохину) обеспечения локомоторной функции для достижения определенных целей.

Тренировка (тренинг) - этот комплекс педагогических приемов, направленных на формирование устойчивых функциональных систем посредством воздействия на вторую сигнальную систему человека.

Дрессировка (дрессура) - это комплекс педагогических приемов воздействия на первую сигнальную систему (подкорковые структуры), которая используется при подготовке животных.

дисциплин. Значение анатомии для медицины. Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Она относится одному из важнейших разделов биологических наук морфологии. Задачами анатомии как науки являются установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функции, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

Анатомия человека вместе с физиологией составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функции организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д. В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию. Систематическая – описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. Топографическая - приводит данные о строении тела, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Пластическая – сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

4. Основные этапы развития человеческого организма. Критические периоды развития. Индивидуальное развитие. Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает особая наука – эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития индивида как особи в течение всей его жизни составляет понятие онтогенеза (onthos – особь), делится на два периода: а)внутриутробный - продолжается от момента зачатия и состоит из 2 фаз: эмбриональный (первые 2 мес.) и фетальный.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

Эмбриогенез - развитие животного организма, происходящее в яйцевых оболочках вне материнского организма или внутри него с момента активации яйца или оплодотворения до вылупления или рождения.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».Ему принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине «Гиппократовы сборники».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины,или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) ученый, врач. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. Главные его труд - энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

Это грозит её уничтожением или разрушением мира. Поэтому любая форма существования, включая и человека, строится на закономерной основе.

Начальная форма ребёнка создаётся на базе собственного материала, заложенного в основу родительскими клетками. После слияния мужского и женского начал включается механизм построения тела младенца с соблюдением порядка ведения процесса развития. При сложении двух разных генетических основ (мужской и женской) первоначально происходит их приспособление к условиям существования в новом состоянии, затем в действие вступает режимный коэффициент, устанавливающий режим будущих процессов производства новых клеток.

Особые принципы построения на первоначальных стадиях отсутствуют, но программа генного кода задаёт цель - создать необходимое количество клеток, отвечающих определённым качественным показателям. Данные клетки должны послужить базой для последующих структурных формирований. Определитель, который участвует в построении физического тела ребёнка, должен знать, в каких пределах закона он обязан работать, а в каких пределах - свободен.

Программа построения физического тела содержит в себе последовательность конструирования органов ребёнка, различных систем организма и в соответствующее время включает в действие особый режим работы. Каждый орган строится отдельно от других, имеет собственную структуру, химический состав, индивидуальную технологию, отдельную подпрограмму его построения и отдельную программу функционирования. Конструкции органов должны строиться таким образом, чтобы обеспечить их дальнейшую нормальную работу, правильный её ритм и предусмотреть с помощью использования специальных коэффициентов взаимоувязку их процессов с другими.

Сложность взаимоувязки состоит в том, что соединяются совершенно разные процессы, дающие часто противоположные результаты (например, венозная и артериальная кровь объединяется в работе сердца). И великое искусство Творцов, создавших человека, состоит в умелом совмещении их в функциях одного органа, хотя приходится совмещать различные химические составы, реакции, различную сложную технологию приёма и отдачи энергий обширного диапазона частот и многое другое, что малоизвестно человеку.

Физическое тело, помимо материальной основы, содержит также и энергосистему с наличием отрицательной и положительной энергий, которые формируются совместно с построением самого тела ребёнка. Энергетическая система, размещаемая непосредственно в материальной оболочке, обладает собственными проводящими энергоканалами и энергосборниками. Кроме того, каждая клетка, каждый орган обладают своей энергетической структурой, которые, соединяясь, создают энергоструктуру всего тела, то есть работа материальной оболочки складывается на основе функционирования множества отдельных систем. И только благодаря наличию прочных общих связей, объединяющих всё воедино, создаётся основа для фундаментальной конструкции и её прогрессивного развития на последующих стадиях.

Программа формирования физического тела, которая представляет отдельную программу, отличную от программы последующего прогрессирования человека, включает в себя последовательность построения органов и тела в целом. И для этого в программе присутствует режимный коэффициент адаптации, который помогает в течение заданного периода времени формировать качественный состав клеток органов. Если наружное тело требует для формирования 9 месяцев, то каждому органу и системе организма отводится своё время.

Любой орган обладает собственными клетками, отличными по построению и качественному содержанию от клеток других органов. Соответственно индивидуально и качество энергии органов, или иначе можно сказать, что любой орган работает на своём типе энергий, поэтому все подобные сложности должны учитываться при построении и правильно состыковываться.

Построение органов в теле распределяется заданным способом по времени: одни органы создаются раньше, другие позднее, формируются энергосистемы внутри них, всё соотносится определённым образом между собой и общим телом, так как должна выдерживаться необходимая соотносительность их построек, потому что в силу их функциональной зависимости они не могут строиться все одновременно.

Расположение формирующихся объёмов органов и систем относительно друг друга пространственно в определённом порядке имеет значение и в том плане, что не все органы должны сразу включаться в работу и начинать своё прямое функционирование. Первоначально строятся органы и системы, которые в соединении с телом матери должны трудиться совместно, а потом уже и органы, которые переходят на автономный режим работы. Программа построения физического тела должна учитывать и то, что некоторые детали организма быстро изнашиваются под перегрузками и поэтому потребуются восстановительные процессы клеток органов и тканей. Всё это предусматривается и закладывается заранее.

При формировании физического тела должен поддерживаться химический, физический, энергетический баланс всех систем и организма в целом. Организм должен работать стабильно - в этом успех будущего нормального развития ребёнка. Подобное равновесие и контроль над установленными соотношениями между органами и системами поддерживает и ведёт специальный балансировочный аппарат.

Органы, как частные составляющие единого организма, работают как самостоятельные фабрики: на собственном топливе, производят свою продукцию, и технологические процессы их индивидуализированы. Они имеют и личные запасы энергии, то есть каждый орган владеет собственным запасом энергии на тонком плане, которые по нормам выделяет этому органу Определитель данного человека. Он непосредственно следит за подпитыванием органов необходимой энергией в определённые периоды. В то же время, включаясь в процесс работы, органы сами начинают производить энергию своего типа, которая собирается в эгрегоры - определённые энергосборники, находящиеся в распоряжении Определителя.

Планомерность построения форм, систем представляет собой в программе этапную расстановку их в производственном объёме тела и последовательное систематизированное наращивание клеток и энергокомпонентов, соединение их связями и каналами, которые должны в будущем обеспечить им согласованную совместную работу, а также построение определённых границ для каждого вида клеток, объединённых общей целью и функционированием, т.е. первоначальным является точное пространственное расположение всех деталей и систем, находящихся внутри объёма тела, а затем начинается уже непосредственное их детальное построение.

Каждый орган наделён собственными внешними границами, которые позволяют изолировать внутреннее содержание органа от прочего для улучшения его самостоятельной работы. Изоляция избавляет клетки от посторонних влияний, которые могли бы ухудшить их работу. И в то же время границы, выполняя необходимые диффузионные связи, ограничивают влияние клеток данного органа на другие системы.

Физическое тело представляет собой многофазовое формирование, так как содержит в себе разноуровневые структуры, выстраиваемые в заданном порядке. Присутствие органов и систем, принадлежащих к разным Уровням, свидетельствует о наличии в них разных качественных энергий и разных потенциалов органов.

Любой орган обладает собственным энергетическим потенциалом. И чтобы подобную разнокачественность и разнофактурность соединить в единый механизм, слаженно работающий в организме человека, одного правильного построения недостаточно. Необходим точный числовой расчёт, что и выполняют специальные Высшие Расчётные инстанции, составляющие программы для построения и развития физического тела на одну жизнь. Составленная ими программа включает все расчётно-кодовые коэффициенты, которые необходимы для последующих трансформативно-переходных состояний в теле.

Все внутренние процессы жизнеобеспечения организма человека, его регулирование и управление развитием от начального момента зарождения до старения и смерти происходят на основе программы физического тела, составленной Свыше с помощью сложной системы расчётов. Но она работает под управлением основной программы жизни человека.

Программы развития тела и души - это две разные программы, однако стыкующиеся между собой, так как одно без другого существовать не может.

Включение программы развития материального тела происходит с начального момента деления клетки, и дальше уже всё идёт по программе построения организма, но под постоянным наблюдением Определителя, который впоследствии будет вести данного человека по жизни.

Определитель осуществляет контроль за включением программы и её последующим разворотом. Он же может производить и необходимые коррективы в построении тела, вносить какие-то прирождённые болезни в те или иные органы или увечья, которые включает программа развития согласно закону причинно-следственной связи. То есть Определитель изменяет построение некоторых клеток в органах или членах тела таким образом, чтобы сохранялось нормальное функционирование организма в целом.

Построение одних отделов тела находится в зависимости от построения других, как, допустим, стены дома нельзя строить без фундамента, а крышу - без стен, ибо всё зависимо друг от друга, если это касается целостного построения. Так и при создании организма ведётся последовательная взаимоувязка одних частей с другими и в материальной структуре тела, и в энергетической, с соблюдением их иерархических закономерностей. Все органы располагаются в теле снизу вверх согласно своему иерархическому распределению по значимости, поэтому внизу находится всё низшее, вверху - всё высшее.

Каждый орган обладает и в тоже время собственной иерархией, поэтому хотя его и составляют однотипные клетки, выполняющие однородную функцию, но эти клетки не равнозначны между собой, и одни из них более высокие по энергетике, другие - менее. Поэтому в иерархии органа существует их Уровневое распределение по энергетической порядковости, а следовательно, и функциональной первостепенности.

Принадлежность группы клеток органа к тому или иному Уровню свидетельствует об их зависимости от недобранных ими энергий, или качественных показателей. Каждые однородные клетки (печени, сердца, почек) должны обладать определённым номенклатурным набором энергий, и содержание последних колеблется в клетке в определённых пределах в зависимости от их Уровневой принадлежности.

Определённый коэффициент существующий на каждом Уровне, выражает зависимость имеющихся энергий от их полного состава, который необходим для абсолютного композита максимального образования. Все энергии, производимые клетками органа, собираются в некотором объёмном накопителе данного спектра энергий. При достижении абсолютного состава этот объёмный накопитель содержит полный набор энергий конкретного спектра и служит основой для другого, ещё большего - макси-объёма с соответствующим набором качеств.

Так как каждый орган в целом представляет самостоятельную иерархию, которая воплощает в себе определённый суммарный потенциал, то весь человеческий организм тоже являет разносторонний потенциал определённой мощности. А потому человеческий организм подобен общей системе макси-организма Естества и Мироздания и обладает аналогичными признаками развития и устремлением к цели.

Подобие проявляется в построении форм и объёмов, а также в любом физиологическом построении, в котором множество отдельных частных форм соединяются воедино для создания абсолютного качественного состава номинантов.

В свою очередь, номинанты объединяются в крупную структуру с ещё большей степенью ответственности и сознательности: человек - Суть - Бог - Абсолют. У глобальных строений возрастает осознание , которое является основным фактором, определяющим уровень развития. Абсолютно построенные формы и объёмы (Суть, Бог, Абсолют) характеризует высокая степень ответственности за свои действия. И это является главным в любом совершенствовании. Чем выше Уровень развития, тем больше ответственность.

Факт последовательного зарождения органов в теле и развитие их по определённым закономерностям свидетельствует о наличии специальных законов, по которым строится каждый из них. Закон построения физического тела включает в себя подзаконы построения конкретных органов. Общий же закон конфигуративного построения в основу формирования и расположения мини-систем в теле берёт иерархическое расположение их на Уровнях, и поэтому органы, принадлежащие к низкому Уровню, строятся первыми, а на их базе формируются более высокие. И это является главным в закономерных принципах построения; т.е. расположение в теле и очерёдность строения начинается с нижнего Уровня иерархии физического тела. Исключение в очерёдности составляет сердце , стоящее выше всех, но формирующееся ранее некоторых органов, стоящих ниже него.

Весь организм существует в определённом временном промежутке, заданном общей программой развития. Но одновременно каждый орган как потенциальная система живёт и работает в своём времени, и скорости протекания процессов у них тоже свои. Однако, взаимосвязь их в единой работе на целостный организм свидетельствует об их зависимости в функционировании друг от друга. Поэтому общая программа увязывает по времени скорость протекания различных процессов в отдельных органах.

Скорость течения процессов в одном органе может колебаться в заданных пределах, поэтому реакции могут проходить замедленно или ускоренно, в зависимости от ряда прочих факторов, и в частности - от влияния на данный орган других органов.

В соответствии с наличием закона построения в обязанности функционирования органов внедряется необходимость подчиняться Вышестоящему Уровню и бо льшим потенциалам.

Механизм структурного расположения и построения частных форм в теле является довлеющим, подчиняющим себе все прочие процессы на период того промежутка времени, в течение которого данный объём должен быть построен. Все основные процессы в период построения направлены на создание требуемой структуры, и поэтому реакции в строящемся теле не соответствуют тем процессам, которые протекают в период нормального функционирования, когда уже все частные составляющие тела построены. Но так как органы не остаются неизменными, а постоянно изменяются с течением времени (в детском организме растут, в старом начинают сокращать свою деятельность), то и процессы, происходящие в теле, тоже изменяются, что заложено в программу.

Время играет главную роль в регуляции процессов. Поэтому оно закладывается в программу развития тела как главный регулятор этапов прогрессирования.

Время, жёстко связанное с программой, включает в нужный момент точки прохождения поставленных целей. Это, активизирует деятельность организма в необходимом направлении, способствует усилению потенциала всей физиологии человека. Программа направлена на усложнение работы организма с целью приобретения им максимальной мощности (не включая этап старения, на котором больший упор уже делается не на тело, а на совершенствование души).

Принцип развития физиологии тела заключается в подрядной очерёдности функционирования при совершенствовании тех или иных действий человеком, то есть при совершении им одних действий (он бежит) в работу в определённой порядковой последовательности включаются одни органы, при других действиях (он ест) - другие органы, и тоже в последовательности, установленной для них. В этих случаях работает коэффициент подряда, включающий соответствующую цепочку взаимосвязей, ведущих к планомерной работе всего организма.

К одному из главных законодательных процессов, протекающих в теле, относится своевременность создания заданных состояний. Это способствует включению в работу дополнительных факторов, активизирующих работу организма как в самой органической материи, так и в её тонких структурах.

То есть всякие раздражители среды должны вызывать соответствующие и своевременные образования внутри организма: это изменение химических реакций, появление необходимых физиологических компонентов или ферментов; ответные мускульные реакции, необходимые на различные жизненные ситуации, или ответная реакция на свет, музыку, запах, температурные раздражители и т.д. Всё это обязано согласовываться также в определённой цепи взаимодействий в целенаправленной собственной форме прогрессий, приводящей к необходимым результатам.

Подобный способ развития таких частных состояний, как органы и прочие системы тела, позволяет совершенствовать единую сеть сообщений в целом организме.

Все клетки одного органа в результате своих взаимодействий создают потенциал данного органа, или его Суть. Все связующие сети организма образуют несколько Сутевых инстанций соответствующих наименований, которые образуют соединительные связи в ещё более крупных масштабах.

Описание презентации Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и по слайдам

Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и ткани План: 1. Принципы строения тела человека. 2. Клетки. 3. Ткани.

Анатомия от греч. « anatome » — рассечение, расчленение. Анатомия наука о формах, строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в разные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода жизни и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях влияния внешней среды. Анатомия включает разделы: 1. топографическая анатомия; 2. систематическая анатомия; 3. Фукнкциональная анатомия

Термины анатомии Симметричные органы -зеркальное отображение друга. Например: правая и левая рука и т. д. Ассиметричные органы – селезенка слева, печень справа от средней линии. Анатомическая позиция: Вертикальное положение тела, верхние конечности приведены к туловищу, ладони обращены вперед, шея выпрямлена, взор направлен вдаль.

Расположение частей тела и входящих в их состав органов описывается по воображаемы м линиям или плоскостям.

Для обозначения расположения органов по отношению: — К горизонтальной плоскости применяют термины: Краниальный (от лат. Краниум – череп) (верхний) Каудальный (от. Лат. — хвост) (нижний). — Фронтальной плоскости: — Вентральный (лат. Вентрал- живот) (передний) — Дорсальный (лат. Дорсал-спина) (задний) — Боковой-латеральный (дальше от середины) — Средний-медиальный(ближе к середине). — Для обозначения частей конечностей термины: проксимальный (ближе к туловищу), дистальный (дальше от туловища).

Уровни организации человека как живого Молекулярный Клеточный Тканевый Органный Системный Организменный Орган – часть тела, имеющая присущую только ему форму, строение и занимает определенное место в организме и выполняет характерные функции (мышца, печень, глаз и др.). Система органов – органы, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единую функцию. Аппараты органов- органы, имеющие разное строение, происхождение, но связаны выполнением единой функции. Организм — системы и аппараты органов работающие как единое целое.

Системы органов: Костная Мышечная Нервная Пищеварительная Дыхательная Сердечно-сосудистая Мочевыделительная Иммунная Половая Кожа Аппараты: Опорно-двигательный Мочеполовой Эндокринный

Клетка- элементарная единица живого. Свойства живого: -обмен веществ; -наследственность; -изменчивость; -размножение; -развитие и рост; -движение; -раздражимость; -адаптация. КЛЕТКА состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма состоит из гиалоплазмы(цитозоля) и органанелл(органоидов). Клетки делят на соматические и половые. Размеры и форма клеток разнообразна.

Ядро состоит из хроматина, ядрышка, кариоплазмы, ядерной оболочки. Функции ядра: хранение и передача генетической информации; реализация генетической информации(синтез белка, регуляция жизнедеятельности клетки) Хроматин – комплекс ДНК и белков (гистонов и негистонов) Хроматин Эухроматин (слабо конденсированный, активный) Гетерохроматин (сильно конденсированный, неактивный) Факультативный (содержит гены, не активные в данной клетке в данное время) Конститутивный (структурный) не содержит геновядроядрышкоэухроматин гетерохроматин

Цитоплазматическая мембрана Мембрана- подвижная текучая структура, состоящая из билипидного слоя (фосфолипиды) и погруженных в него молекул белка. На наружной поверхности – гликокаликс (гликолипиды, гликопротеины) Функции: Барьерная защитная Транспортная Рецепторная Секреторная Образование межклеточных контактов Участвует в движении клетки

Эндоплазматическая сеть- система каналов, и полостей. Два вида: 1. шероховатая(гранулярная) содержит рибосомы 2. Гладкая(агранулярная) нет рибосом. Функции: Синтез белов Синтез и накопление углеводов и жиров Пространственное разделение ферментных систем клетки

Аппарат Гольджи. Сеть мембранных полостей(5 -8), от которых отходят трубочки и пузырьки. Функции: 1. Накопление и химическая модификация веществ, которые синтезируются в ЭПС 2. Транспорт веществ из клетки 3. Образование лизосом

Митохондрии Это двумембранная органелла: наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки. Внутри – матрикс, содержащий жидкость, Кольцевая ДНК, РНК, рибосомы Функция: синтез АТФ

Рибосомы Состоят из 2 -ух субъединиц: малой и большой. По химическому составу: РНК и белки. Рибосомы располагаются свободно в цитоплазме и на мембране ЭПС, ядерной оболочке. Функция: синтез белков.

Клеточный центр состоит из двух центриолей (материнской и дочерней) и центросферы. Состоят из микротрубочек. Формула: (9 х3)+0 Функции: образование веретена деления, лежат в основании ресничек и жгутиков.

Ресничка, жгутик Выросты клетки, окруженные мембраной, способны к передвижению. Состоят из белка – тубулина. Внутри- аксонема (9 х2)+2 Функция: обеспечивают движение.

Ткани – группа клеток и внеклеточного вещества, которые имеют общее происхождение, строение и функции. Виды тканей: Эпителиальные Соединительные Мышечные Нервная

Эпителиальные ткани покрывают поверхности тела, выстилают слизистые оболочки внутренних органов, образуют большинство желез. Функции: барьерная, защитная, выделительная, всасывательная. Разделяют на покровные и железистые. Общие признаки строения: 1. Эпителии состоят из эпителиальных клеток, образующих пласты, лежащие на базальной мембранею 2. Между клетками нет межклеточного вещества, соединяются с помощью специальных контактов. 3. Нет кровеносных и лимфатических сосудов, питание осуществляется через базальную мембрану путем диффузии со стороны соединительной ткани. 4. Обладают способностью быстро восстанавливаться путем митоза. Покровные эпителии подразделяю на однослойные и многослойные. Однослойные: кубические, призматические, плоские и т. д. Многослойные: плоский ороговевающий эпителий, плоский неороговевающий эпителий, переходный эпителий.

Соединительные ткани подразделяют на: 1. Собственно-соединительные ткани: — Рыхлая соединительная ткань; — Плотная соединительная ткань 2. Соединительные ткани со специальными свойствами: жировая, пигментная, ретикулярная, слизистая. 3. Кровь и лимфа 3. Скелетные ткани – хрящевые и костные

Кровь и лимфа Кровь ткань красного цвета, состоит из плазмы (55%) и форменных элементов (45%). Форменные элементы: Эритроциты Лейкоциты(нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, лимфоциты, моноциты) Тромбоциты Функции крови: Дыхательная Питательная Защитная Регуляторная Гомеостатическая Иммунная. Лимфа – прозрачная желтоватая жидкость. Состоит из лимфоплазмы и лимфоцитов. Функция: трофическая, иммунная.

Рыхлая соединительная ткань. Эта ткань образует оболочки вокруг органов, сопровождает кровеносные сосуды, заполняет пространство между клетками органов. Основной функцией является создание условий для жизни клеток органов (трофическая, дыхательная, иммунная, регуляторная и другие функции). Рыхлая соединительная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки РСТ: фибробласты, фиброциты, макрофаги, тучные клетки, лимфоциты, жировые клетки, адвентициальные клетки. Межклеточное вещество состоит из основного (аморфного) вещества и волокон (коллагеновых, эластических, ретикулярных). Волокна образуют трехмерные сети и создают каркас ткани, по ним осуществляется перемещение клеток и веществ.

Плотная соединительная ткань состоит из клеток (фиброциты) и межклеточного вещества (много волокон, мало аморфного вещества). Различают 2 вида: оформленная (сухожилия, связки, капсулы и др.) и неоформленная (дерма кожи).

Костные ткани: ретикулофиброзная, пластинчатая. Костные ткани состоят из клеток(остеогенные, остеобласты, остеоциты, остеокласты) и межклеточного вещества (оссеина и минеральных веществ (фосфаты кальция)