Основная идея поэмы 12. Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы. Обсуждение вопросов

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут…

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто?- Длинные волосы
И говорит в полголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития…

А вон и долгополый -
Стороночкой и за сугроб…
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер весёлый.
И зол и рад.

Крутит подолы,
Прохожих косит.
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
И слова доносит:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
…Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
…Пойдем спать…

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер…

Эй, бедняга!
Подходи -
Поцелуемся…

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди
В оба!

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни
Кругом - огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой в кабаке…
- У ей керенки есть в чулке!

Ванюшка сам теперь богат…
- Был Ванька наш, а стал солдат!

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята -
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни…
Оплечь - ружейные ремни…

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить -
В Красной Армии служить -
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи благослови!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит -
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!

н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает…

Вот так Ванька - он плечист!
Вот так Ванька - он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

…Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач…

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутёк…
Ещё разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где?- Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада?- Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак…

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!

Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги…

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Ох ты горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу…

Ужь я темячко
Почешу, почешу…

Ужь я семячки
Полущу, полущу…

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воронышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…

Упокойся, господи, душу рабы твоея…

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…

Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога…

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот - проснётся
Лютый враг…

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет!…

Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!

…Вдаль идут державным шагом…
- Кто ещё там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…

Впереди - сугроб холодный.
- Кто в сугробе - выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу!

…Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстаёт -
Пёс холодный - пёс безродный…
- Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах!- И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах!
…Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Анализ поэмы «Двенадцать» Блока

Многие считают поэму «Двенадцать» главным произведением в творчестве Блока. Она была написана поэтом в начале 1918 г. и отражает его взгляд на российскую революцию.

Поэма 12 – оригинальное стихотворение. Она написана в новаторском стиле. Язык поэмы максимально приближен к малограмотному «солдату революции». Высокообразованного человека приводят в недоумение некоторые фрагменты стихотворения. Крайний цинизм и откровенность «двенадцати апостолов революции» — характерная особенность стиха.

Сюжет основан на обходе красноармейского патруля, состоящего из двенадцати человек. Люди, представляющие собой рождение нового мира, — хладнокровные преступники и убийцы, для которых нет ничего святого. Ими движет крайняя ненависть ко всему, что символизирует собой старое общество. До сих пор до конца не ясно подлинное отношение Блока к созданным персонажам. В воспоминаниях и произведениях советских писателей главные герои подвергались излишней идеализации. Борьба за строительство коммунизма ассоциировалась только со светлыми и справедливыми идеями. Для персонажей Блока одна из главных целей – «пальнуть пулей в Святую Русь».

Стихотворение перенасыщено кровожадными садистскими лозунгами и фразами: «мировой пожар в крови», «простреленная голова», «выпью кровушку» и мн. др. Речь главных героев изобилует грубостью и ругательствами.

Сам патрульный обход выглядит совершенно бессмысленным действием. У красноармейцев нет какой-нибудь определенной цели. Они, как стервятники, хотят найти любой предлог для грабежа или убийства.

С каким-то нездоровым упорством Блок постоянно вводит в текст своего произведения христианские образы. Число «героев» равно количеству апостолов. «Черная злоба» приравнивается к «святой злобе». Все чудовищные деяния революционеров сопровождаются пожеланием «Господи, благослови!». Наконец, предводителем опьяненной кровью шайки убийц и головорезов становится главный символ христианства – Иисус Христос. Сам Блок утверждал, что просто не смог подобрать более значимой фигуры на эту роль.

Поэма «Двенадцать» оставляет после себя неоднозначные чувства. Считать ее произведением, прославляющим рождение нового мира, может только неисправимый борец за всеобщую революцию или психически ненормальный человек. Не подпадает она и под категорию «суровой правды жизни» хотя бы потому, что «ножичком полосну, полосну» как-то не сочетается с «упокой, Господи, душу рабы Твоея». Есть мнения, что Блок попросту издевался над новым строем, но сам он этого не подтверждал. Известно, что у поэта возникало желание сжечь свою поэму.

Задачи:

  • Выявить жанровое своеобразие поэмы;
  • Проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции;
  • Определить роль образов – символов и художественных деталей;
  • Показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
  • Оценить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала
  • Осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение - поэму «Двенадцать».

Эпиграфы:

  • «Невиданные перемены, неслыханные мятежи» (А.Блок)
  • «Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день»
  • «Бессмертная как фольклор» (О.Мандельштам о поэме «Двенадцать»)
  • «Эпиграф столетия» (современные исследователи тв-ва Блока)

Оборудование:

  • Портрет А,Блока;
  • Компьютер, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент: Запись темы « Поэма А.Блока «Двенадцать» (январь 1918г.)

2. Слово учителя.

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.

После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

- Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»

В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, « которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»

«Невиданные перемены, неслыханные мятежи», - говорит Блок о времени 1917г.

(Обращение к эпиграфу 1) Эти словам стали пророческими, это мы сейчас точно знаем.

Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о толстомордой Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918г. , а в мае поэма вышла отдельной книгой.

- Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

- Что сам Блок пишет о «Двенадцать?»

Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира.

Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.

Сегодня, спустя 91 год со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.

Что же услышал Блок в музыке революции?

Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

Какой видится Россия

Как раскрывается проблема исторической судьбы России…

3. Анализ поэмы

-В каком литературном жанре написано произведение А.Блока? («Двенадцать» - поэма. (работа со словарем). Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом).

- Присутствует ли сюжет в поэме «Двенадцать»?

При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.

- Чтение учителем 1 главы:

Вопросы:

  1. Где развертывается действие поэмы? («На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.)
  2. Как изображена разбушевавшаяся природная стихия? (Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.
  3. Каков образ ветра?(Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и золи рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир)
  4. О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?
  5. Как изображен старый мир? (Старушка, символизирующая обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», в «воротник упрятал нос».Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!». Товарищ поп, нынче невеселый, он изображен как посторонний человек Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга – «Эх, бедняга», - это авторское отношение, так воспринимает события рассказчик. Грубо и жестоко обращается ветер с людьми беспомощными, сентиментальными, плаксиво растерянными. Все герои у автора вызывают презрительную усмешку, лишь к бродяге у него теплое чувство. «Подходи – поцелуемся…» Это в честь праздника революции, как в первый день Пасхи. Далее, клич голодных: Хлеба! И вопрос: «Что впереди? (о перспективах революции). Но нет ответа. «Проходи». Никто ответа не знает, во всяком случае, улица. Кругом злоба, грустная, черная, святая. Оксюморонное смешение святости и злобы указывает на дисгармонию, утрату идеала. Святая злоба навевает ощущение собственной вины, которая не дает права осуждать черную злобу и которая воспринимается как возмездие, недаром звучит: «Товарищ! Гляди в оба!». Это ни что иное как мотив бдительности, предупреждения.

Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.

- Самостоятельная работа в группах.

Вопрос: Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

(Гуляет ветер, порхает снег

Идут двенадцать человек.

Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца – начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.

Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней.Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».

С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию). Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире.

- Прочитайте 4-5 главы. Вопросы:

  1. Находит ли в этих главах развитие сюжетная линия?
  2. Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что – нибудь о красногвардейцах?
  3. Каков облик блоковской героини Катьки? (Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала»).

- Прочитайте 6-7 главы. Вопросы:

  1. Какое событии лежит в основе 6 гл.? (Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.
  2. Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи»).

- Прочитайте 8 главу. Вопрос: Какие ритмы преобладают? (Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем – «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира).

- Прочитайте 9 главу. Вопрос: Что породила свобода, данная революцией? (От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).

- Перечитайте 10 главу. Вопросы:

  1. Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?
  2. Какой предстает Россия?

(В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит. идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу).

- Прочитайте 11 главу. Вопрос: Кто герой поэмы? (Герой поэмы Блока, обозначенный сокральным числом, - это «рабочий народ», люди, которых поднял с самых низов вихрь истории. Их ведет вперед «черная злоба»- «святая злоба» к «страшному» миру. Они идут уверенны, ничем и никем не сбиваемым шагом. Они слились с кровавым вихрем революции, «ко всему готовы, ничего не жаль»).

- Перечитайте 12 главу. Вопрос:

  1. Мотивировано ли появление Христа в финальной строке? (Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом. Но это единственный, но решающий знак присутствия автора. Это блоковская оценка всего происходящего. С одной стороны, - это социальное возмездие за несвободу низов. С другой стороны, - это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно- телесного, то есть возврат к потерянной нравственности.
  2. Познакомьтесь и оцените высказывания об образе Христа в поэме «Двенадцать» (Приложение 1)

4. Итог урока:

- Обсуждение вопросов:

  • Что же услышал Блок в музыке революции?
  • Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
  • Какой видится Россия
  • Как раскрывается проблема исторической судьбы России…

Выводы по поэме:

Всю тяжесть исторического возмездия двенадцать берут на себя. «Они» персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он»- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом, над историей. Мороз, ночь, разрозненные крики, выстрелы, огни – создают картину хаоса, некоего вселенского апокалипсиса, а образ Христа, который находится над «бушующим миром» «невидим», «невредим», «россыпью жемчужной» впереди несет начало светлое, гармоничное. Идеальный образ Христа подчеркивает сопровождающий Христа белый цвет («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Но в то же время финал поэмы содержит дерзкую, богохульную рифму в гармоничном сочетании: «роз- Христос», появляется сниженное «пес», отрицающее идеализированное представление о том, что впереди, что ждет всех после событий, перевернувших все. Но двенадцать не идут за Христом, а преследуют Христа: «Все равно тебя добуду/ Лучше сдайся мне живым/ трах-тах-тах (это выстрелы в него, что тоже символично). И, беря в руки кровавый флаг, Христос возлагает на себя грихи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития, но он все же выше их. Он идет не по земле, а «нежной поступью надвьюжной», но впереди (а может быть и душах, в бытовых оговорах «Господи, благослови), увлекая за собой грешных.

Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции, и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.

Блок писал: «Когда я кончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?

Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)

Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».

Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.

В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.

Вопрос: Как вы понимаете высказывание В.М.Журмунского?

Вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков блоковского творчества В.М.Журмунский: « Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».

- Обращение к эпиграфу: « Бессмертная как фольклор». (О.Мандельштам)

Вопрос: Согласны ли вы с оценкой поэмы О.Мандельштамом?

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. « Мы умираем, а искусство остается,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.

Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, Блок утверждал, что не угрюмость суть его творчества, она в служении будущему.

В своем последнем стихотворении «Пушкинскому дому» (февраль 1921 г.) поэт снова напоминает нам об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине- розовый туман.

«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем,»- с этими пожеланием Блок обращается к нам, своим читателям.

«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)

5. Домашнее задание : Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».

В творчестве Александра Блока нашли выражение сомнения, колебания и приступы отчаянья поэта. Но они отступили перед верой в то, что придет «новый век» и наступит настоящая «человечески-простая» жизнь. «Рано или поздно все будет «по-иному, потому что жизнь прекрасна»».

Источником спасительной веры была для Блока Россия – страна назревающей революции. Росла уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

Блок встретил революцию восторженно, заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет о том, может ли интеллигенция работать с большевиками, он ответил: «Может и обязана». В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

В январе 1918 г. он создал поэму «Двенадцать». Закончив ее, обычно беспощадно строгий к себе, Блок запишет в дневнике: «Сегодня я – гений». С большим поэтическим мастерством поэт запечатлел образ свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в огне которого должен до тла сгореть весь старый мир.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!

Блок видел в революции разрушение старого мира, а будущее для него оставалось неясным. Прогнивший старый мир осужден в поэме с беспощадной суровостью и «со святой злобой».

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Герои поэмы – 12 красногвардейцев, вышедшие из старого, разрушенного мира. Их социальная и классовая природа определена четко в поэме: это «рабочий народ». Но в героях поэмы больше от анархической «вольницы», чем от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции.

Вводя в поэму образ Христа, Блок исходил из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушала языческий мир, сопоставляя распад римской империи с падением царского строя в России. Образ Христа – символ нового мира, во имя которого герои поэмы творят историческое возмездие над старым миром. Главное в поэме – это высокий революционно-романтический пафос, ощущение величия и исторического значения Октября, которым проникнута поэма. Блок не сумел до конца понять нового героя революции, но он верно отразил беззаветную преданность делу революции, беспощадность к врагам, силу и твердость. «Вдаль идут державным шагом…» - сказано в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение поэмы «Двенадцать». На эту идею указывал и Горький. В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира, услышанный Блоком.

Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!

Он обращается к живой разговорной речи петроградской улицы:

Эй, откликнись, кто идет?
Кто там машет красным флагом?
Приглядись-ка, эка тьма!

к чеканному языку лозунгов и прокламаций:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Простота стиля поэмы сказалась в ее пейзаже, очерченном резко, «в две краски»: «черный вечер, белый снег». На чередовании мотивов ночной черноты и снежной вьюги строится изобразительная сторона поэмы.

Взволновавшееся до самых глубин бушующее народное море Блок рисует разными ритмами. Каждая из 12 главок написана своим размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей.

Анализ текста поэмы.

1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?

В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.)Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.

Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.

В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию

Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится впоэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.

Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

Почему это важно ? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).

2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм.Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них?Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.

А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.

Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился кним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.

Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)

В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»

Чего хотят эти люди?

В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?

В4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)

Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Нетакое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.

Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тутчеловек?Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).

11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет ». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Работа с иллюстрациями . Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.

Последняя, 12 глава .

Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?

Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».

Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)

Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»

Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

Анализ поэмы «Двенадцать»

Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».

Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:

1) Как в поэме отразилась революционная эпоха?

2) Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель...

Ф. И. Тютчев

Поэма "Двенадцать" Александра Блока (1880-1821 гг.) была написана в январе 1918 года одновременно со "Скифами" и
статьей "Интеллигенция и революция", в которой он призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте
Революцию". Блок в это время искренне верил в "великие цели" революции, в то, что она призвана "переделать все".
"Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью".

Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, "как зреет в сердце гнев", а
"зрелость гнева есть мятеж". И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт
"бессмысленный и беспощадный": "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, заодно смотрит в глаза другой,
может быть, более страшной".

И эту "страшную" революцию с "красным петухом!": (поджогами помещичьих усадеб), с насилием, грабежами, самосудами
принимает Блок и освящает именем Христа.

Блок воспринимает революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления.
Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной
лаве, вырвалась из недр земли, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра, метели, бури, сметающей ненавистные поэту плакатные фигуры "страшногомира "буржуазной
пошлости":

"У буржуа - почва под ногами определенная, как у свиньи -навоз: семья, капитал, служебное положение, чин, бог на
иконе, царь на троне. Вытащи это - и все полетит вверх тормашками".

Гибнущий мир - это "барыня в. каракуле", "буржуй", "товарищ поп", "вития" (писатель), которым неуютно под
ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй "в воротник упрятал нос", поп невеселый, вития пророчит гибель России,
их России, символом которой является безродный пес.

Разыгралась метель - разыгралась и стихия народная, которая, как и космическая ("черный вечер, белый снег"), окрашена
в два контрастных цвета:"черная злоба" и "святая злоба". Ведь революция не только разрушает старый мир, но и
пробуждает низы (собрание в публичном доме). Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее
смысл: несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Эту проблему Блок решает чисто
художественными средствами.

Действие поэмы развивается в двух планах: космическом и земном.
Космический план: "Ветер, ветер - на всем божьем свете"; но тот же ветер и на улицах Петрограда:"Ветер, ветер! На
ногах не стоит человек". С одной стороны, "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем", с другой стороны - "Ты
лети, буржуй, воробышком, Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку".

Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Петька с товарищами из красногвардейского
патруля, намереваясь расправиться с Ванькой (был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно
убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, "черной злобы",
ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности
сводить личные счеты:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа...

Оказывается, и раньше происходило подобное, события как бы повторяются и становятся символичными.
Нечаянное убийство Катьки продиктовано стихийной ревностью оправдывается классовой ненавистью - ведь Катька перешла во
враждебный лагерь, к буржуям:

В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала...

Следовательно, виноваты буржуи, поэтому, по логике красногвардейцев, нужно отомстить всем буржуям - и возникают
стихийные грабежи, расправы ("гуляет нынче голытьба"):

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком! .
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...

Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены
непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз...

это с одной стороны, а с другой -

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить -

Это наши ребята, одетые в рваные пальтишки, готовы жизнь отдать за пока неясные им самим цели революции - но полны
решимости раздуть "мировой пожар".

Об этих великих целях они напоминают Петрухе, который никак не может оправиться от своего горя после убийства Катысн.
("А у бедного убийцы не видать совсем лица".) И тогда товарищи напоминают ему о революционном долге:

– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха осознает свой долг, его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение,
которое постепенно приобретает направление и цель, что и передается организованным в ритме марша стихом. Если ритм первых
глав хаотичен, неорганизован, в нем как бы отражается стихия ("Разыгралась чтой-то вьюга Ой, вьюга, ой, вьюга"),
используются народные ритмы частушки, заплачки, городского романса, то в XI главе - организованный ритм:

В о´чи бье´тся
Кра´сный фла´г (двухстопный хорей)
Раздается
Мерный щаг.

Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально организованную волю:

Вдаль идут державным шагом... (/-/-/-/)
(четырехстопный хорей)

Однако и в последней, XII главе ветер, вьюга, тьма, беспокойство и страх, "нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами" (религ. философ Флоренский). Старый мир в образе пса "жесткошерстого",
"голодного", "безродного", "нищего", "шелудивого", "холодного" и, наконец,"голодного волка" не отстает от
красногвардейцев, он прочно поселился в их душах.

А кто же впереди?"Кто там машет красным флагом?" Имя названо только в конце XII главы, после долгого ожидания рифмы
к словам пес - роз. Это Исус Христос.

Это он идет впереди 12 красногвардейцев (именно из 12 человек состоял красногвардейский патруль) - апостолов революции.
Он, недоступный взору и пулям, в их душах как символ страданий за людей, символ святости ("в белом венчике из роз"),
символ того, что "последние станут первыми".

Образ Христа оправдан и художественно. Нужна была символическая фигура, которая связывает космос и человека, находясь
одновременно и на небе и в душе каждого человека. Христос как бы замыкает поэму, связывая макромир с.микромиром.
Превращение черной стихии в одухотворенную гармонию и составляет то, что Блок называл музыкой ("Слушайте музыку
революции!").

Александр Блок услышал гул эпохи, всецело отдался стихии революции и, используя ритмы эпохи, политическую лексику, язык
улицы, народный говор, воссоздал "всегда короткую революционную пору, когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства"
"Сегодня я - гений", - так оценил Блок свой труд.