Образование в современном мире главное. Введение. Список использованной литературы

В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы: Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.Четвертый этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем .

Американская модель включает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.

Французская модель включает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.

Немецкая модель : общая школа – реальное училище, ги­мназия и основная школа – институт и университет – аспиран­тура.

Английская модель : объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.

В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:

1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;

2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;

3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;

4) повышение эффективности работы начальной школы посредством пересмотра ее программы и содержания образования;

5) происходит перестройка основной (базовой) школы - обеспечение основы базовых знаний и умений + учебно-профессио­нальная ориентация. Сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки в стенах школы;

6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;

7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;

8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;

9) разрастание рынка образовательных услуг;

10) образование становится приоритетным объектом финансирования;

11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;

12) расширение спектра учебно-организаци­онных мероприятий;

13) развитие многоуровневой системы образования;

14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;

16) появление университетских комплексов, научно-об­разовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;

17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;

18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;

19) межгосударственное сотрудничество в области образования;

20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.

Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.

Ведущие тенденции современного образования :глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.

Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.

Гуманизация образования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.

Технологизация предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.

В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.

Вопрос 46.Педагогическая концепция В.А.Сухомлинского: учение о гармоничном развитии личности, идеи в области воспитания и развития личности, дидактические идеи. Сухомлинский о школьном коллективе. Деятельность педагога в Павлышской средней школе. Соц-пед. значение трудов и деят-ти.

В. А. Сухомлинский родился в 1918 году в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

В центре воспитательной системы, созданной Сухомлинским, находится ребенок с его интересами, активностью, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогов - создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, - это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего.

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основыванную на признании

    Личности ребёнка высшей ценностью процесса обучения и воспитания;

    Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников;

    Утверждал, что воспитание независимо от государственных установок, что воспитывать надо только добром и без жёстких наказаний, что коллектив не должен доминировать над личностью;

    В основе воспитания лежит удовлетворение потребностей и интересов ребёнка в ситуации «здесь и теперь»

    Рассматривал общие гуманистические ценности как доминанты воспитания.

Принципы , на которых была основана педагогическая система В. А.Сухомлинского :

    доверие к детям,

    учение без принуждения,

    воспитание без наказаний,

    сотрудничество детей и взрослых,

    творческий труд и нравственная свобода,

    возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

    принятие ответственности за свой выбор.

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов , которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Среди средств воспитания воспитание красотой - на 1 месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи.

Главная цель воспит-я – гражданско-патриотическое формирование личности. Другая важнейшая воспитательная задача - чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деят-ти: важнейшие задачи учителя : дать уч-ся определенный запас знаний и научить постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания. Сферой развития духа является нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Особая проблема – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского представлена следующими методами обучения:

приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний ;

самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке (выполнение упражнений, расчетов, задач);

исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов, как в естественной обстановке, так и в лаборатории);

наблюдения за естественными источниками (природные явления, предметы окружающего мира, трудовые процессы); наблюдение, предшествующее изучению нового материала.

Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на каждого индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий коллетив, и так до бесконечности.

Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Разнообразные интересы и увлечения, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, помогает в учении, а ведь учение - главный совместный труд в школьном коллективе.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, воспитательные воздействия определяются атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции.

Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В 1948 г. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы. Начинать было трудно, т.к. прихолдилось всё восстанавливать, помогали и дети и родители. В школе училось примерно 500 детей. В ней был создан неповторимый уклад, который сделал её непохожей на другие ОУ. ВС Сухомлинского имела следующую структуру: структурообразующие мероприятяия, коллективные дела, традициооные праздники. Они определяли разнообразные формы воспитательной работы. Уклад также определяли и ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Напрмер, он складываляс в процессе ухода за садом,как собирали библиотеку вечности, что выставляли в своём уголке красоты и т.д. дети воволекалисьв совместную деятельность живым примером старших и своим желанием самореализации. Этот школьный мир создавался неформально, как единство интересов взрослых и детей.

Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд - деятельность, направленнаю на создание общественного богатства.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли науки о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологии, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

Большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности.

Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным

материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.

Школа Сухомлинского складывалсь из нескольких взаимосвязанных направлений совместной деятельности:

    Школы мышления

  • любознательности.

Все эти школы не имели чётких границ, скорее они были неформальным пространством общения с детьми.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для

«начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

Т.е. в Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания.

Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар для учителей. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

В Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

Т.о, вся образовательно-воспитательная система, руководимой В. А. Сухомлинским Павлышской школы, была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

Плодоносный сад, в прямом и переносном смысле, - сердцевина педагогики Сухомлинского, т.е. в основе лежит философия сада – сочетание первозданной красоты природы с красотой, созданной руками.

Вопр. 47.Ушинский – основоположник отечественной педагогики и пед-ой антропологии. Ушинский об общих основах педагогики. Разработка Ушинским проблем дидактики. Труды Ушинского, их значение.

К.Д. Ушинский родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юрид. факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. Но вскоре покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело".

Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий. В1855 г. У. поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогическою литературою и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями.

В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, которые обвинили Ушинского в неблагонадежности. Ушинский был вынужден оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностьью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности.

Ушинский внёс особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Для Ушинского педагогика – прежде всего наука о воспитании, а воспитание – целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания , коим является растущий человек. Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный трудУшинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" . Т.О., Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на новый качественный уровень.

Другой ведущей идеей, положенной в основу пед. системы Ушинского явилась выдвинутая им концепция народности воспитания - педагогическая наука должна быть построена с учётом национальных особенностей русского народа, должна отражать специфику национальной культуры воспитания.

В статье " О народности в общественном воспитании " Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа . Отсюда и требования:

    воспитание должно быть самобытным, национальным;

    дело народного образования должно находиться в руках самого народа;

    народ определяет содержание и характер воспитания;

    все население должно быть охвачено просвещением и воспитанием;

    воспитание женщин наравне с мужчинами;

    подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово" . В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно.

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, эстетического отношения к жизни . Все эти качества исходят от народа.

Принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики . Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности . Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности и активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека.К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс "управления личностью" цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека.

Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю.

Средствами нравственного воспитания , по Ушинскому, являются:

1) обучение;

2) личный пример учителя («это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);

3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения и

6) поощрения и взыскания.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики .

Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества". Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать,

Вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения.

И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы:

Доступность обучения (природосообразность) - содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, если оно будет соблюдать основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Принцип научности обучения . Связь образования с естественнонаучными знаниями.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания).

Систематичность и последовательность в обучении . К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в логической связи и последовательности с другими его элементами.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения . К.Д. Ушинский считал, что: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении .

Взгляды Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи«О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в«Журнале для воспитания» . В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи«Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово» . В 1861 году он производит на свет хрестоматию«Детский мир» , в 1864 году –«Родное слово» , книгу для классного чтения.

«Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык и расширение запаса их представлений об окружающей жизни;«Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем сообщются детям первоначальные сведения по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся.

Психолого-педагогическое наследие К.Д. Ушинского огромно, богатство его идей далеко еще полностью не осмыслено с точки зрения современной педагогики и психологии. И нет никаких сомнений в том, что из его научного наследия многое может быть использовано и для школы будущего.

Сегодня мир переживает период, который можно назвать "информационным перенасыщением" - объем входящего потока, который обрушивается на среднего жителя мегаполиса, намного больше пропускной способности его восприятия. Мы буквально тонем в обилии рекламы, новостей, обзоров, видео, результатов соревнований и прочего информационного "шума". В такой ситуации неоценимой становится роль образования в жизни - как школьного и вузовского, так факультативного, самостоятельного.

Как увеличивалось количество "сохраненных знаний" в мире

Для первобытнообщинного племени любое знание было драгоценностью - выстраданное, по крупице собранное из множества ошибок и неудач, оно передавалось от отца к сыну, от матери к дочери, от шамана к ученику. Как сделать каменный наконечник, как лучше подкрадываться к мамонту, а потом и сохранить его шкуру. Прервалась цепочка - потерялось знание.

Со временем необходимость обезопасить драгоценные технологии и рецепты привела к появлению письменности - примитивные значки на камне и глине со временем превратились в алфавит. Глиняные таблички эволюционировали в папирусные свитки и рукописные книги из кожи. И все это время информация была самой большой ценностью - библиотеки ценились императорами выше серебра и золота. Роль образования в современном мире не так остро ощущается - ведь для нас открыты все знания мира.

Первым прорывом стали печатные книги Гутенберга. Из предмета элитарного книга стала превращаться в вещь престижную, но доступную и среднему классу. С тех пор количество книг в мире множилось, создавая все больше и больше "сохраненных знаний". При этом все равно наблюдался дефицит информации - большинство людей принимало ее меньше, чем могло усвоить.

Век компьютерных технологий

Появление Интернета стало настоящей революцией - не менее, а может быть, и более значимой, чем печатные станки. Распространение и с появлением Всемирной сети стало нарастать фантастическими темпами.

Со временем средний пользователь персонального компьютера, проводящий в сети 3-4 часа, стал буквально "перегружаться" бесконечным потоком хаотичных знаний, выплескивающихся на него с экрана компьютера.

При этом большая часть информации - откровенно "мусорная". Огромное количество рекламы, мемов, шуток и приколов не несут в себе ничего значимого. Они буквально "забивают оперативную память" человека, значительно снижая его мыслительные способности.

Чрезмерное количество теории привело к уменьшению и ухудшению практики. Если четыреста лет назад подмастерье, изучивший у мастера технологию обжига горшков, не только использовал ее "от и до", но и нередко совершенствовал, то сегодня большинство из нас просто "сбрасывают из оперативной памяти" 99% того, что восприняли за день.

Именно поэтому роль образования в современном мире не должна сводиться к прилежному получению знаний. Гораздо больше внимания стоит уделять фильтрации, концентрации на необходимом, формированию и развитию определенных навыков.

Чему нас на самом деле учат?

Уверен, многие из нас, поступая в вуз, с ужасом осознавали, что знания, полученные за одиннадцать лет усердной зубрежки, или просто не нужны, или благополучно забылись при сдаче выпускных экзаменов. Как часто можно услышать от преподавателей института или академии - "забудьте все, чему вас учили в школе". Позвольте - так для чего были эти долгие годы за партой?

Еще удивительней, когда при поступлении на работу мы снова слышим - забудьте все, чему вас учили в вузе. Получается, полтора десятка лет нужно просто "выкинуть на свалку"? Тогда зачем нужно такое образование?

Почему так происходит?

Дело в том, что современная образовательная система банально не успевает за темпами развития общества. Новая программа еще не успела попасть на страницы учебников, а уже устарела. Сегодня многие ученые и педагоги начинают говорить о том, что роль образования в современном мире - это улавливать процессы, происходящие в мире, и "вооружать" человека оптимальным набором умений и навыков, позволяющих ему успешно добиваться поставленных целей.

Если сто лет назад система образования была паровозом, развивающим человеческую мысль, то сейчас она превращается в тормоз, который ее ограничивает.

Что необходимо менять

На каких моментах сейчас заостряют внимание ученые всего мира?

  1. "Тяжеловесность". Под ней подразумеваются длительность процессов создания специальных программ, по которым учат школьников и студентов. Разработка, обкатка, апробирование, выпуск - это в разы дольше, чем нужно. Развитие образования в современном мире основано именно на таких затянутых, излишне проработанных процессах.
  2. Засилие "академических" предметов. Математика, физика, язык и литература - на долю этих дисциплин приходится львиная доля учебного времени в школе. Безусловно, они нужны, но разве в таком объеме? Вспомните, как часто большинству из нас нужна алгебра или высшая математика? Для того чтобы посчитать сдачу в магазине, достаточно арифметики второго класса. Зато девочки в восемнадцать элементарно не могут приготовить обед, а мальчики - забить гвоздь или подкачать спустившее автомобильное колесо.
  3. Акцент на лекторскую, "априорную" подачу информации. Этот фактор больше сказывается в школе, где в подавляющем большинстве предметов альтернативная точка зрения считается еретической и наказывается плохими отметками. Создается впечатление, что роль образования в современном мире - "затачивать" индивидуума под один усредненный стандарт.
  4. Преобладание теории над практикой. Это соотношение очень дисгармонично. Любой человек, попробовавший овладеть, к примеру, десятипальцевой "слепой" печатью с помощью компьютера, увидит, что на пятнадцать минут изучения программы приходится много часов практических упражнений. За партой же все наоборот - преподавание теоретического материала во много раз превышает овладение практическими умениями.

Как мы видим, наука и образование в современном мире далеки от оптимальных. Какие предметы можно было бы ввести, например, в общеобразовательных школах?

Обслуживание автомобиля

Сегодня почти в каждой семье есть легковое авто, а то и не одно. При этом каждому приходится несколько месяцев учиться (чаще всего совмещая это с работой) и сдавать на права, тратя на это силы, нервы и время. В старших классах школы вполне можно было бы обучать как теории, так и практике вождения. За два года (10 и 11 классы) школьники овладели бы всей необходимой базой знаний, и успели накатать по 300-500 часов. Это привело бы к значительному уменьшению количества ДТП и улучшению общей ситуации на дорогах. К сожалению, система образования в современном мире предпочитает обучать логарифмам и извлечению корней, что может пригодится, в лучшем случае, одному из десяти выпускников.

Текущий ремонт, знание нормативно-правовых актов - всему этому тоже нашлось бы место в сетке часов.

Юридическая грамотность

В хитросплетениях наших законов не всегда разбираются и профессиональные юристы, ну а для обывателя это вообще темный лес. Обучать правам и обязанностям гражданина в различных жизненных ситуациях, умению работать с соответствующими документами и государственными структурами стоило бы, начиная с 7-8 класса. Представьте, как вырастет значение образования в современном мире, если такие предметы начнут появляться в обычных школах.

Финансовый "личный менеджмент"

Подавляющее большинство из нас не умеет грамотно распоряжаться своими деньгами - начиная от бытовых трат и заканчивая кредитованием в банках. Вряд ли это сильно беспокоит министерство образования и науки РФ, но скольких людей многочисленные ошибки приводят к попаданию в "долговые ямы", неудачам в бизнесе, проблемах с семейным бюджетом. Учиться на своих ошибках, конечно, нужно, но обойтись без них можно вполне.

Начинать учить обращению с деньгами можно начиная с начальной школы, прививая детям разумное и серьезное отношение к материальным ценностям. Увы, проблемы образования в современном мире очень серьезны, и вряд ли такой предмет появится в ближайшем будущем в общеобразовательных школах.

Тайм-менеджмент, или "управление временем"

Подумайте, насколько эффективно вы используете время в течение дня. Задумались? Если вы сядете на пять минут с ручкой и бумагой и вспомните все, что вы делали в течение дня, то увидите, что при минимальном планировании задач на день вы сделали бы вполовину больше полезных дел.

Дети - чистый лист. Планомерное обучение, начиная с 3-4 класса, создало бы к выпускным экзаменам железобетонную привычку планировать и просчитывать свои поступки, записывать телефоны и контактные данные, экономить и грамотно использовать свое бесценное время. Министерство образования и науки РФ вряд ли введет в школьную программу такой революционный предмет в ближайшее время, и рассчитывать стоит разве что на вузы, особенно с финансово-экономическим уклоном.

Бытовые навыки мужчины и женщины

В советское время был хороший предмет под названием "труд". На нем учили работать лобзиком, выжигать по дереву, вытачивать детали на фрезерном станке, сколачивать табуретки. Девочкам предлагалась кройка, вышивка, вязание и иногда основы кулинарии. Что-то из этого можно было применить в жизни, что-то нет, но в целом здравое зерно в нем было.

В сегодняшней школе труд эволюционировал в дисциплину под названием "технология". Этот предмет имеет еще меньшую практическую значимость для учеников - поскольку мир со времен "труда" сильно изменился, а программа изменилась незначительно - и это показатель того, что система образования в современном мире постоянно запаздывает. Приглядывается, обдумывает, анализирует, мучительно "рожает" и постоянно не успевает за миром.

Чему бы стоило обучать на уроках технологии? и прикрутить люстру, как собрать шкаф и просверлить стенку. Пользоваться плитой и пароваркой, стиральной машиной и посудомойкой - эти знания стали бы большим подспорьем для молодых людей, выходящих из ворот школы.

Подводя итоги

Наука и образование в современном мире не слишком похожи друг на друга. Наука - это острие человеческой мысли, направленного из прошлого в непознанное, это гениальные озарения и удивительные открытия. Образование в основном его сегменте - это отголосок эха, прошедший через множество фильтров, рафинированное знание, зачастую устаревшее или просто ненужное.

Роль образования в обществе крайне высока. Это хорошая или плохая работа, это интересная или скучная жизнь, это унылые будни или искрометные приключения. Человек может учится всю жизнь, а может остановиться в развитии уже за школьной партой.

Что мы видим сейчас, сегодня? Двадцать первый век предлагает человечеству самые серьезные вызовы за всю его историю. Для того чтобы мы могли с честью их преодолеть, наука и образование в современном мире должны быть синхронны, создавая настоящего "нового человека".

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебными заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек - это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.

«Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.

Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности современного человека, который был бы одновременно и высококультурным, с собственным мировоззрением, и деловым человеком, а не бездушным «винтиком» в системе общественных отношений.

Советская образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само образование - главная гарантия будущего человека. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

От образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире образование, причём хорошее образование, играет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни - с детских лет до глубокой старости. Но в настоящее время образование в России переживает не лучшие свои времена. В настоящей работе будут рассмотрены социальные проблемы современного образования.

При рассмотрении многочисленных проблем образования необходимо исходить из его развития в конкретных образовательных системах и его места в мире и обществе.

Актуальность темы курсовой работы определена тем, что в современном стремительно развивающемся обществе все более остро стоит вопрос о реформе образования. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Реформа высшего образования влечёт за собой необходимость реформы среднего образования.

Российская система высшего образования имеет целый ряд неоспоримых достоинств, доказательством которых является успешная работа за рубежом многих выпускников отечественных вузов. Систему признают и ценят за фундаментальную общенаучную и профессиональную подготовку специалистов. Согласиться безоговорочно со всеми положениями Болонского процесса означает неминуемую утрату многих из достижений отечественного высшего образования. Следовательно, нужна скрупулезная работа по отстаиванию этих достижений на всех уровнях вхождения в Болонский процесс.

Объектом исследования является современное образование в России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются социальные проблемы образования.

Цель исследования - рассмотрение социальных проблем современного образования.

Задачи данной курсовой работы:

1. Рассмотреть современное образование, определить его место в России и в мире.

2. Определить существующие социальные проблемы образования.

3. Рассмотреть взаимосвязь различных уровней образования.

4. Изучить опыт становления и развития дистанционного образования в России, выяснить существующие проблемы.

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МИРЕ И ОБЩЕСТВЕ

Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней образования

Конституция РФ утверждает принцип тождественности индивидуального развития общественному. Одна из высших ценностей - способность человека развиваться в обучении, основанном на познании и самоактуализации, что обеспечивается системой образования и сферой труда. Система образования должна быть базовым социальным институтом в социальном государстве, каким определена Россия в действующей Конституции.

Образование - один из древнейших видов деятельности человека. Все мы - участники бессознательно охватывающей нас деятельности образования. Остроумно ответил на вопрос, какая разница между людьми образованными и необразованными, Аристипп: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными». Древние считали, что через образование человеку открывается возможность калокагатии - современной жизни. Поэтому они уравнивали в правах обучение интеллектуальное, музыкальное, физическое, нравственное Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С. 26..

Век Просвещения подготовил благоговейно-религиозное отношение к образованию в XIX веке. Тогда сложился корпус понятий, близких, но вовсе не синонимичных образованию: просвещение, обучение, культура. Они связаны воедино, ибо образование отвечает на потребность человека определить смысл жизни, место (роль или роли) в обществе, нравственные обязательства по отношению к себе и другим.

Сегодня под образованием чаще понимается формальный процесс, на основе которого общество передаёт ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. Процесс передачи знаний и навыков хорошо технологизирован, организационно оформлен в виде многоступенчатой системы учебных заведений Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С. 26..

Итак, социальные аспекты образования связаны с передачей индивидуумам навыков, умений и, главное ценностей общества. Образованный человек всегда ищет для себя смысл жизни, своё место в обществе. Но в наше время целью становиться деньги.

Большинство людей, которые владеют деньгами, в действительности находятся во власти денег, охвачены стремлением их приумножить, уничтожают их смысл. Человек находится в благоприятном положении, у него есть средства для образования, время для «когитации». Создавая средства овладения действительностью, он оказывается пойманным в сети этих средств, теряет цель, которая даёт им смысл - самого человека. Человек стал мыслиться орудием, но уже не Божьей воли, а экономики, государства. Он как орудие индустриального прогресса работает, копит деньги, но не для наслаждения жизнью, а чтобы вкладывать, преуспевать. Монашеский аскетизм, по словам М.Вебера, заменен на аскетизм внутреннего мира, где ничто, выходящее за рамки повседневного, утилитарного или престижного, не составляет реальных целей жизни. Радикальнее других высказался М.Шелер, заявивший, что «перенасыщенный информацией XX век утратил саму идею человека». Современный кризис человечности привёл к отказу от надежд и идей эпохи просвещения, утрате веры в прогресс человека и необходимости образованияТам же. - С. 29...

Однако, в настоящее время многие люди начинают понимать, что вкладывать деньги в образование - это очень выгодно. Состоятельные люди посылают своих детей учится в лучших школах и университетах мира, понимая, что это очень важно для успешной карьеры. В Америке и странах Западной Европы окончить престижную школу - это значит получить возможность поступить в престижный университет.

Одной из серьёзных социальных проблем в России в рамках образования в целом является именно установление и налаживание взаимосвязей различных уровней образования. Исследования и наблюдения в этой области показывают, что между институтами образования нет глубокой внутренней связи, а если она и существует, то она очень поверхностная.

Начнём рассматривать обозначенную проблему с дошкольного образования или, как его чаще называют, дошкольного воспитания. Система дошкольного воспитания оторвана от системы образования. Существующий разрыв, дефицит и невыраженность тесных внутренних связей между подсистемами дошкольного и школьного образования объясняется рядом причин. Во-первых, многие из воспитателей дошкольного образования не получили специального педагогического образования; во-вторых, отсутствие до недавнего времени общей концепции образования, включающей дошкольное образование как необходимый и обязательный компонент системы образования в целом; в-третьих, существующий традиционный подход к детским учреждениям многих их работников, согласно которому в них нужно не только и даже не столько учить и формировать личность ребёнка, сколько укреплять его физическое и психическое здоровье, заниматься необходимой коррекцией недостатков детского развития; в-пятых, незаинтересованность института дошкольного образования в установлении взаимодействия с институтом школы, которое, по существу, выходит за границы нормативно прописанной деятельности дошкольных учреждений.

Крайне ограниченным оказалось внимание, уделяемое дошкольному образованию в Законе РФ «Об образовании» - основном нормативном документе нашего общества, в котором законодатель устанавливает правовую систему отношений в этой сфере жизнедеятельности. Дошкольному образованию посвящена лишь одна статья - восемнадцатая. Но даже в ней не сделан акцент на образовательную функцию, хотя, справедливости ради, следует отметить, что в законе он назван не «дошкольное воспитание», а «дошкольное образование».

Говоря о нормативно-правовой и концептуальной базе реформирования дошкольного образования, нельзя не выразить сожаления по поводу явно недостаточного внимания к этому виду образования в документах самого последнего времени. Даже в новой концепции предполагаемой модернизации российского образования дошкольному образованию не нашлось должного места. И это несмотря на то, что её «квинтэссенцией» является переход на 12-летнюю систему школьного образования, которая окажется явно неэффективным, если не будет необходимым образом подготовлен реформой дошкольного образования Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. - М., 2005. - С. 215-216..

Сегодня важно обратить внимание на самостоятельные задачи и функции дошкольного образования, осуществление которых имеет совершенно четкое предназначение: не только и не столько готовить к школе, сколько развивать личность ребёнка в качестве главной цели системы.

По существу, стоит вопрос о смене направления деятельности в дошкольных учреждениях образования, о постановке задачи не только воспитания, но и образования дошкольника, обеспечения его интеллектуального и физического развития. Функции образования в дошкольной системе особенно значимы потому, что как раз в возрасте до 5-7 лет наиболее активно формируются интеллектуальные, умственные способности человека, в том числе способности к нестандартным действиям. Это положение экспериментально обосновал известный отечественный педагог Б.И. Никитин Там же. - С. 217..

Конечно, школа имеет свои образовательные стандарты и учебные планы, не связанные никак с дошкольным образованием. Начальная школа обязана начинать образовательный процесс с «чистой доски», исходя из того, что в первый класс приходят дети, не умеющие ни читать, ни писать, ни считать. Конечно, школе легче работать, когда в неё приходят подготовленные, в том числе и социально (умеющие соблюдать нормы и правила поведения) ученики. Но требовать такой подготовки от них школа не может, не имеет права, что и объясняет её своеобразную позицию в отношении к дошкольному образованию, точнее, к детям-дошкольникам Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. - С. 247..

Разрыв иного плана, другого характера существует между школой и профессиональным образованием, а именно с высшим профессиональным образованием.

В чём проявляется обозначенный разрыв? Этому свидетельствует отсев студентов на младших курсах, т.е. вчерашних школьников. Как показали социологические исследования (в том числе и наши), большой отсев студентов на первых курсах вызывался часто не столько плохим отбором абитуриентов, сколько неготовностью многих из них воспринять нормы и ценности студенческого образа жизни, прежде всего основного вида деятельности - учёбы. Значительная часть студентов первого курса не умеет (не научена в школе) записывать лекции с голоса, конспектировать источники и литературу, писать рефераты, осмысливать большой (семестровый или годовой) материал курса перед сдачей зачёта или экзамена.

Школа чаще всего не работает с учащимися с учётом этих необходимых для них в будущем качеств. Не случайно многие студенты, посредственно занимающиеся на первых двух курсах, с трудом проходящие адаптационный период, затем резко «прибавляют» в учёбе. По нашему мнению, причина состоит не в неспособности этой части студентов учится в вузе, а в неподготовленности их к самому процессу обучения. Преемственность между средней и высшей школой ещё только утверждается Там же. - С. 248..

В плане рассматриваемой проблемы нам представляется верной позиция, сформулированная ректором МГУ В.А. Садовничим на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года. В своём докладе он утверждал, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины. При этом сложившаяся ситуация получила и получает по сей день объяснение и оправдание, базирующееся в основном на одном аргументе: у вузов якобы завышенные требования к абитуриентам, выходящие за пределы школьной программы. В.А. Садовничий считает, что не высшую школу нужно опускать до уровня средней, а, наоборот, последнюю следует поднимать до требований вуза Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. - С. 248..

В свете рассмотренных выше социальных проблем современной школы очевидно, что ей предстоит пройти в ближайшие годы нелегкий путь преобразований, связанный, во-первых, с достижением нового качества школьного образования; во-вторых, ориентацией на хорошее образование для всех, несмотря на серьёзные различия населения по уровню доходов; в-третьих; необходимостью образования и воспитания гражданина, приспособленного к активной жизни в стране с рыночной экономикой.

Сегодня школа стоит на пороге значительных преобразований. Проводится эксперимент с ЕГЭ (единым государственным экзаменом), который вызывает в обществе неоднозначные оценки. Этот вопрос оказывается тесно связанным с предлагаемым введением в стране ГИФО - государственных именных финансовых обязательств. Близится время вступления России в европейское образовательное пространство (так называемый Болонский процесс) Там же. - С. 249..

В системе допрофессионального обучения между институтами основного и дополнительного образования также нет глубокой внутренней связи. К сожалению, каждый из этих образовательных институтов стремится решать сугубо свои, «местнические» задачи, не задумываясь, насколько эффективно можно было бы достигать поставленных целей, осуществляя совместную деятельность или хотя бы координируя её.

Ещё одна социальная проблема дополнительного, как и всего допрофессионального образования - взаимодействие в его рамках основных социальных общностей - учащихся и педагогов.

Социальное взаимодействие педагогов и учащихся в учреждениях дополнительного образования характеризуется господством авторитарных отношений, от принципов же педагогики сотрудничества, педагогики поддержки эти учреждения нередко весьма далеки. Парадокс проявляется в том, что неформальная атмосфера, отсутствие жестких форм контроля, санкций, нормирования, отчётности, желание, с которым приходит учащийся в эти учреждения, должные были, казалось бы на первый взгляд, стимулировать подлинное взаимозаинтересованное социальное сотрудничество обеих сторон образовательного и воспитательного процесса, но…

Ориентация педагога оказалась иной: учащийся рассматривается прежде всего как объект научения. Вместо формирования личности, создания благоприятных условий для её социализации, в рамках досуговой деятельности ставится часто инструментальная задача - обучить. Вместо организации межличностного общения детей в процессе интересного и полезного времяпрепровождения - формировать знания, навыки и умения (то же, что и в школе). Вместо особой, яркой, интересной жизни, от которой не хочется уходить, - подготавливать к профессиональному самоопределению. Разумеется, указанные здесь «вместо» - лишь тенденции, обнаруженные в исследованиях. Но они достаточно выразительно свидетельствуют об определённых доминантах в деятельности учреждений дополнительного образования Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. - С. 259..

Главное - нужна целенаправленная подготовка специалистов для системы дополнительного образования в педагогических высших и средних учебных заведениях. Система дополнительного образования нуждается в специально подготовленных кадрах по соображениям как количественного, так и качественного характера.

Начальное профессиональное образование находится сегодня в состоянии глубокого кризиса, причём кризиса более острого, чем тот, который переживают остальные институты (виды, звенья) профессионального образования.

Переход к рыночной экономике означал конец отношений между профессиональными училищами и предприятиями, для которых подготавливались рабочие. Ряд училищ был закрыт, многие приблизились к грани ликвидации. Система начального профессионального образования, очутившись под таким прессом и не обладая гибким адаптационными механизмами, оказалась в состоянии глубокого и затяжного кризиса Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. - С. 294..

О кризисе начального профессионального образования свидетельствует глубокое недовольство и негативное отношение к нему со стороны различных слоёв населения и социальных институтов, с ним связанных. Подготавливая сотни тысяч, миллионы молодых работников, профессиональные училища крайне плохо удовлетворяют потребности производства в квалифицированных кадрах Там же. - С. 295..

Срединное положение среднего профессионального образования дает некоторые основания для прогноза о его постепенном исчезновении в том качестве, в каком оно существует сегодня. С одной стороны все большее количество учебных заведений начального профессионального образования приобретает возможность давать по ряду специальностей и специализаций среднее профессиональное образование.

С другой стороны, многоуровневая профессиональная подготовка в вузах, широко распространенная в стране, предполагает реализацию на начальном этапе обучения неполных образовательных программ высшего образования с последующим переходом к полным образовательным программам.

Вопрос стоит так: сможет ли среднее профессиональное образование сохранить свой относительно автономный социальный и образовательно-профессиональный статус или ему уготована иная судьба - интеграция с другими видами образования Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. - С. 309.. Второй вариант развития более вероятен.

Сегодня перед средними профессиональными учебными заведениями стоит довольно серьёзная проблема поиска своего нового места, поскольку профессиональная направленность и квалификация их выпускников оказываются довольно неопределёнными, приближаясь в одних случаях к характеристикам работников несложного труда (в том числе и физического), в других - выступая предпосылкой получения высшего профессионального образования Там же. - С. 309..

В последние годы российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование высшего образования из бюджета и вместе с тем расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистемы высшего образования и рынка труда и несоответствию запросов последнего предложениям вузов. Расширение этой обострившейся проблемы требует немалых усилий.

Потенциал высшего образования, его перспективы находятся в прямой зависимости от спроса на выпускников вузов. Этот спрос обусловлен развитием рынка труда, который, формируя социальный заказ на специалиста, ориентирован прежде всего на сегодняшнее состояние экономики.