Нравственный поступок: признаки, мотивы, примеры. Мотивация: источник сил для действий
1. Потребности
Потребности, это что?
Психолог: В жизни любого человека практически не бывает таких моментов, когда бы он не испытывал какой-нибудь потребности. То он хочет есть или пить, то желает приобрести какую-нибудь вещь (новую одежду, современный компьютер). Бывает, что человека угнетает страх перед ворами, и он, чтобы обеспечить свою безопасность, стремится обзавестись крепкой железной дверью. Большинство людей мечтает о дружбе и любви. Многие хотят добиться уважения в кругу своих знакомых или развить свои способности. Все это примеры многочисленных человеческих потребностей.
Потребность – это испытываемая человеком нужда или недостаток в чём-либо необходимом.
Бывает так, что человек не испытывает никаких потребностей?
Психолог: Потребности никогда не исчезают. Стоит исполнить одни желания, как немедленно возникают другие. Стремление удовлетворить свои потребности заставляет человека действовать, побуждает его к тем или иным поступкам.
А если испытываешь сразу несколько потребностей?
Психолог: Хотя в любой момент своей жизни человек испытывает не одну, а несколько потребностей, не все они равноценны. Какая-то потребность кажется более необходимой, более «насущной», удовлетворение другой потребности можно немного отложить, а третья вообще «может подождать» своего удовлетворения до лучших времён.
И какие потребности важнее?
Психолог: Уже давно отмечено, что на первом месте в «очереди» обычно стоят, так называемые, физиологические потребности. Каждый человек должен дышать, есть, пить, спать, согревать и укрывать от непогоды своё тело, где-то жить. Поэтому потребности в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилище являются самыми насущными из всех нужд. Ведь для человека, испытывающего чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи.
Что происходит с желаниями человека, когда физиологические потребности удовлетворены?
Психолог: Их место тотчас занимают другие, менее насущные. Считается, что это потребности в безопасности и защите. Подобно тому как сытый человек не испытывает голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает беспокойства.
А потом?
Психолог: Когда человек сыт, здоров, обеспечен одеждой, имеет кров над головой и чувствует себя в безопасности, приходит время других, более возвышенных духовных потребностей, составляющих основу его внутренней жизни. Это потребности в общении с людьми, в дружбе, любви, потребность в уважении других людей и самоуважении.
Самую высокую группу потребностей составляют те, которые направлены на развитие своих способностей и талантов.
2. Интересы
Что такое интерес?
Психолог: Довольно часто какая-то из потребностей человека перерастает в устойчивое стремление, которое волнует и увлекает его. Тогда речь идёт уже не просто о потребности, а об интересе. Это слово переводится с латинского как «важность», что совсем не случайно! Ведь фраза «Мне это интересно» почти всегда равнозначна фразе «Мне это важно».
Интересы у разных людей не совпадают. Кого-то увлекает наука, кого-то спорт, кого-то музыка или литература. Но можно сказать, что в самом общем смысле любой интерес – это желание узнать что-то новое в определённой области.
Откуда появляются интересы?
Психолог: Не всегда это можно понять. Порой интерес пробуждается неожиданно, словно сам по себе. Человек не знает, почему его заинтересовало именно это занятие, именно этот предмет. Бывает, что свою роль играет элемент новизны, но случается и так, что человек долгое время занимается чем-нибудь без интереса, по необходимости, а потом начинает испытывать к этому малопривлекательному делу интерес. Однако, как правило, интересы пробуждаются благодаря влиянию других людей. Тут может сыграть свою роль пример друзей, учителей или родителей.
Интересы одного человека как-то различаются?
Психолог: Несомненно. Если интерес проявился однажды, ещё не значит, что он будет длительным и стойким. Человек может увлекаться сегодня одним, а завтра – другим. Важное значение имеют устойчивые интересы, которые не угасают на протяжении многих лет, влияют на образ жизни человека, на его отношения с другими людьми. Подобные интересы, наряду с характером человека и его способностями, определяют его индивидуальность.
Надо так же различать глубокие и поверхностные интересы. Глубокий интерес – всегда интерес сознательный и продуманный.
Интересы могут быть широкими и узкими. Кто-то, к примеру, увлекается музыкой вообще, а кто-то является «фанатом» только одной определённой группы, а до другой музыки ему вообще нет никакого дела.
Интересы могут быть «хорошими» и «плохими»?
Психолог: Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни. Длительные, широкие, глубокие интересы формируют характер человека, делают его ярче, способствуют развитию его способностей. Но порой какой-нибудь интерес (например, безудержное пристрастие к компьютерным играм) берёт над человеком такую власть, что его жизнь становится тусклой, однообразной, отнимает все его силы и не дает развиться индивидуальности.
Испытывать интерес это важно?
Психолог: Любое дело спорится в руках, если оно делается с интересом. Это всем известно. Учёба не является здесь исключением. Вероятно, вы согласитесь с тем, что учебный предмет, к которому вы проявляете больший интерес, вам даётся гораздо легче, чем тот, к которому интереса нет. Учёба без интереса превращается в принудительный труд, в надсадную повинность.
3. Выбор. Поступок и поведение
Когда у человека много потребностей и интересов, приходится выбирать.
Психолог: Без этого не обойтись. Каждый день человеку постоянно приходится делать тот или иной выбор. Пойти в школу пешком или поехать на трамвае? Купить в буфете салат или сладкий пирожок? После школы лучше сесть за уроки или за игровую приставку? И т.д. и т.п.
Кому-то выбор даётся легко, а кому-то с трудом!
Психолог: Верно подмечено. Некоторые люди испытывают трудности, принимая даже очень простые решения, например при покупке подарка. Они сомневаются, бесконечно взвешивают разнообразные варианты. Их постоянно тяготит груз прошлых неудач, о которых они никак не могут забыть. Если такие люди заняты каким-нибудь делом, их не перестают отвлекать мысли, вроде: «Кому всё это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». В результате они не могут сконцентрироваться на работе, окунуться в неё с головой, увлечься.
Другие люди, напротив, принимают решения быстро, не задумываясь. Взявшись за что-то, они не тратят времени на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия.
И что лучше?
Психолог: Наверно, не следует слепо подражать ни тем, ни другим. Прежде чем заняться чем-нибудь, надо хорошо подумать, проанализировать прошлые ошибки, взвесить все «за» и «против», понять смысл предстоящей работы. Но когда решение принято, нужно уметь отвлечься от сомнений и перейти непосредственно к делу.
Сделав выбор, человек начинает действовать?
Психолог: Да. А выполняя какое-нибудь сознательное действие, мы совершаем поступок.
Поступок всегда связан с выбором и всегда имеет какие-то последствия. Если вы делаете осознанный выбор, то тем самым вы совершаете поступок и принимаете на себя ответственность за него.
Психолог: Один поступок обычно влечёт за собой другой. Эта связанная между собой последовательность действий и поступков называется поведением.
Каждый ведёт себя по-своему?
Психолог: Конечно. В поведении проявляются индивидуальность человека - особенности его характера, темперамента, его потребности и вкусы.
4. Мотивы
Почему человек ведёт себя так, а не иначе?
Психолог: Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или свое собственное поведение, начинает с поиска их причин. Эти причины называются мотивами.
Мотив (слово происходит от латинского «мовео» - «двигаю», «толкаю») - это осознание человеком какой-то своей потребности.
Значит, причиной поступков являются мотивы, а мотивы создаются потребностями?
Психолог: Обычно так и происходит. Если у человека есть потребности, значит, он испытывает нужду в чем-то или в ком-то - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем, как уже говорилось, потребности человека являются исходными побуждениями к каким-то поступкам. Например, желая перекусить, мы отправляемся на кухню, достаем из холодильника продукты, ставим на плиту чайник, что-то разогреваем, что-то режем и т.п. Мотивом всех этих действий является чувство голода. Если у нас возникает потребность пообщаться с товарищем, мы звоним ему по телефону, договариваемся о встрече и т.п.
А бывает так, что человек действует без всяких мотивов?
Психолог: Все наши поступки, мысли, эмоции, чувства имеют свои мотивы. Правда порой мы не замечаем этого, потому что не имеем привычки обдумывать каждое своё действие или чувство. Но если ваше поведение вызывает нарекания окружающих, и не устраивает нас самих, очень полезно по нескольку раз в день задаваться вопросом: «Что двигало мной, когда я совершал тот или иной поступок? Что было его мотивом?» Попробуйте избегать ответа «не знаю». Тогда вы обязательно заметите, что мотивы ваших действий очень многообразны. Какие-то из них существенные и глубокие: сразу и не понять, что за этим стоит, другие – простые и поверхностные. Кроме того, вы увидите, что одно и то же действие может объясняться разными причинами. Бывает, что окружающие не замечают скрытых мотивов ваших поступков и объясняют их совсем не так, как объясняете вы.
В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка выделяют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и др. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.
Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: «Сам не знаю, почему это сделал». Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуждение- любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее побуждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение «материальные стимулы» корректно, но «моральные стимулы» некорректно, так как моральные побуждения - всегда внутренние.
Намерения (умыслы) - хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение - образ того действия, которое собираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противником, а может быть - просто покрасоваться перед публикой, прослыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует поступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем, для оправдания уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же мотивирует свое неприглядное поведение апелляцией к более высокому морально-правовому принципу «права на самооборону», на «защиту своей чести и достоинства».
Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив - всегда внутреннее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение 1 (1 Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1966. Т. III. С. 302). Этим мотив коренным образом отличается от всех других побуждений: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.
Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения - исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.
В структуре поступка важное значение имеют условия его совершения, как внешние объективные («социальный фон», на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты характера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться характер ожидания от человека той или иной «линии поведения», а также мера ответственности за нее.
Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.
Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.
Мотив человека и личности
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
Мотивация человека и личности
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
- мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
- мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
- мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.
Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.
Мотивирование
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.
Выделяют два основных типа мотивирования:
- внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
- формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.
Основные мотивы человека
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.
Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
- потребности и инстинкты как источники активности;
- мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.
Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.
Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.
Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.
В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.
Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.
Мотивы личности
Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:
- органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
- функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
- материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
- социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
- духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.
Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
- генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
- инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.
Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.
Виды мотивов личности
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность
Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:
- самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
- ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
- ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.
Убеждения
Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.
Намерение
Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.
В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.
Многие читатели интернет-журнала сайт сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять . В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.
Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.
Что такое мотивы личности?
У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?
- Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
- Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
- Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.
Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:
- Награда в денежном эквиваленте.
- Повышение по карьерной лестнице.
- Повышение заработной платы. И пр.
Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.
Однако есть такое понятие, как внутренняя . И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.
Мотивы поведения личности
Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.
До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.
Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.
Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:
- В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
- Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
- Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
- При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: , признание, одобрение и пр.
- Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.
Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.
Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.
Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.
Мотивы деятельности
Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.
Условно мотивы деятельности делят на:
- Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
- Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
- Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
- Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
- Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.
Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.
Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.
Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.
Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.
Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.
Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.
Социальные мотивы личности
Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и .
Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.
Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.
Система мотивов человека
Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.
Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:
- Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
- Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
- Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
- Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
- Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
- Склонность.
- Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.
Итог
Каждый человек движим мотивами, которых в его голове существует достаточно много. Сначала удовлетворяются самые важные и значимые мотивы и потребности, затем достигаются менее значимые, но также необходимые желания. Однако есть мотивы, которые постоянно или периодически приходится реализовывать, поэтому человек всегда будет движим внутренней силой на достижение определенных благ.