Нн в наречиях на о е. В наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько их в том слове, от которого наречие образовано

7 КЛАСС.

составьте с ними предложения.

дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,

характерный,


7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 2. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия.
Как помогают они в написании Н и НН в наречиях?
Испуга…о, отчая…о, организова…о, охот...о, попар...о, надума...о, озор...о, несомне...о,
звуч...о, бесшум...о, зауче…о, собра...о, притвор...о, тума...о, искажё...о, рассерже...о, убра...о,
обдума...о, растеря...о, огорчё...о, наполне...о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это
влияет на написание Н и НН?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные
буквы.
1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о4.
3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать
преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли
равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И
многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
___________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание,
составьте с ними предложения.
Активный, неожиданный, негаданный2, деятельный, выполненный, удивительный,
дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,
встревоженный, естественный, безобразный.
характерный,
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 4. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие
пропущенные буквы.
1. Всё вокруг было очень таинстве…о. 2. Тоску изгнанья мы делили друж…о. 3. Но веч…о
любить (не)возмож…о. 4. Есть речи – значенье тем…о иль ничтож…о, но им без волнения внимать
(не)возмож…о. 5. Она смотрела на меня изумлё…о. 6. Я заходил постоя…о в аптеку. 7. Нельзя
рассказывать моното…о. 8. Мужчине плакать (не)прилич…о. 9. Как только гости разошлись, сразу
стало как(то) пусты…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 5. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия

1. Немая степь синеет и венцом серебря_ым Кавказ объемл_т. 2. А море ч_рное шумит
(не) умолкая4. 3. Удастся ль мне на миг забыт_ся памятью к (не)давней старине. 4. И скучно, и
груст_о, и (не)кому руку подать в минуту душевной (не)взгоды. 5. Слушай дядя: дар бесце_ый!
Что другие все дары? Но его от всей вселе_ой я таил до сей поры. 6. Многие годы (не)слыш_о
прошли.
Выполните фонетический разбор слова скучно. Какова особенность произношения
слов скучно и грус_но?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 6. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия
подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.
1. (Н_)чей благоскло_ый (не)радуя взор колебл_мы вихрем и зноем палимы без пользы
р_сли мы (М. Лермонтов). 2. Инженер выполнил работу очень квалифицирова_о. 3. На нём
(не)обыкнове_о яркий наряд. 4. На улице вдруг стало очень ветре_о. 5. Приказы выполнять
(не)укоснительно. 6. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел под_езжать к столицам (А.
Грибоедов). 7. И тот кто с песней по жизни шагает тот (н_)когда и (н_)где (не)пропадёт.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в словах.
Карточка 7. Спишите, вставляя Н или НН, раскрывая скобки. Поставьте запятые.

1. Балко_ая дверь плохо закрывается нуж_о починить. 2. Запуга_ый угрозами Петров
(не)сказал (ни)слова4. 3. Я охотно верю что ты учил стихотворение но, к сожалению, (не)доучил. 4.
Бабушка испекла мой любимый слоё_ый торт. 5. Операцио_ая должна сверкать чистотой. 6. Завтра
на ужин приготовлю ваш любимый макаро_ик. 6. В нашем доме открыли фирме_ый магазин.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Например.

ТоржествеННо – торжествеНН ый.

ИнтересНо – интересН ый.

ПутаНо – путаН ый.

Упражнение

Проверьте правильно ли Вы записали словосочетания .

Вскрикнул испугаНН о,

смотрел рассеяНН о,

делает искусН о,

относился легкомыслеНН о,

ждал бесконечН о,

говорить обдумаНН о,

отвечать путаН о,

времеНН о отсутствовать.

Н и НН в наречиях на -О, -Е

Наречия надо отличать от кратких причастий, в которых пишется Н, и от кратких прилагательных, в которых пишется столько Н, сколько и в полной форме.

Например. как?

Класс сосредоточеННо (внимательно) слушал объяснения учителя (наречие).

Лицо было сосредоточеННо, серьезНо (кр.прил.).

Войска были сосредоточеНы на равнине (кр.прич.).

(сосредоточились)

Проверьте упражнение .

1. Выставка организоваН а спонсорами (кр.прич.).

2. Экскурсия прошла организоваНН о (наречие).

3. Ученица дисциплинироваНН а и организоваНН а (кр.прил.).

4. Все слушали сообщение взволноваНН о (нар.).

6. Собрание взволноваН о сообщением (кр.прич.).

7. Она была невнимательН а и рассеяНН а (кр.прил.).

8. Вчера он слушал рассеяНН о (наречие).

9. Семена рассеяН ы по полю (кр.прич.).

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся: неожидаННый медлеННый страННый свящеННый чваННый чекаННый желаННый окаяННый делаННый невидаННый неслыхаННый нечаяННый неждаННый негадаННый жемаННый рдяНый пряНый зелеНый свиНой бараНий сиНий румяНый багряНый юНый смышлеНый назваНый (брат) посажеНый (отец)

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением!

К ним относятся:

мошеННик тружеНик

племяННик

придаНое ставлеННик даННик беспридаННица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)



а. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4)

1 Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-.

Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3



Ответы: 3, 3, 3.

1.Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных). Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.

2) Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».

Например. Население было собрано начальником гарнизона.

Она воспитана в строгих правилах.

3) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными

Девушка начитанна (умна, эрудированна)

· Отличите наречие от прилагательного и причастия.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы

Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,

помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

· Обобщение.

Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).

Домашнее задание.

Определите, почему созвучные слова в двух стихотворных строках пишутся по-разному - с одной и с двумя н .

      А она раскована,
      На ней скакать рискованно.

256. Определите, как образованы данные наречия.

Превосходно ← превосходный; справедливо, бережливо, неустр..-шимо, излишне, бе..вкусно, безобл..чно, безвредно, конкретно, пренеприятно, бе..заботно, весело, вредно, тесно, холодно, бесстрашно, безбоязненно, доблес(?)но, увлеч..нно, естественно, искренне.

бережливо
конкретно [р"]

Применяя данное правило, рассуждайте так: (Держался) мужественно. Мужественно - это наречие и в нём пишется столько букв н , сколько в том слове, от которого оно образовано (мужественный ).

257. Подберите к прилагательным однокоренные наречия. Запишите также словосочетания «глагол + наречие». Обозначьте условия выбора н и нн в наречиях. Какие словосочетания можно использовать при описании взгляда человека?

Глядеть, груст(н, нн)ый; взволнова(н, нн)ый, рассказывать; испуга(н, нн)ый, вздрогнуть; принуждё(н, нн)ый, улыбнуться; дружелюб(н, нн)ый, взглянуть; присталь(н, нн)ый, посмотреть; глядеть, вниматель(н, нн)ый.

258. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Мальчик рассея(н, нн)о смотрел по сторонам. Среди лесов рассея(н, нн)о много од..ноких охотнич..их домиков. В последние дни девочка (не)внимательна, рассея(н, нн)а. 2. Друзья переглянулись разоч..рова(н, нн)о и уныло. Сестра была разоч..рова(н, нн)а, узнав, что подруга (не)пр..несла ей книгу. 3. Мать уд..влё(н, нн)о посмотрела на сына. Большинство присутствующих было уд..вле(н, нн)о словами девочк... 4. После вчерашней бур.. море взволнова(н, нн)о. Лицо девушки было взволнова(н, нн)о. Мой спутник говорил горячо и взволнова(н, нн)о.

259. Н или нн ? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите условия их выбора. Над какими видами орфограмм вы работаете? Озаглавьте текст.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Но всё ли, расеказа(н, нн)ое в былинах, происходило на самом деле?

Исполнители былин всегда увлечё(н, нн)о искре(н, нн)е повествовали о мужестве(н, нн)ых богатырях, которые бесстраш(н, нн)о сражались с врагами Русской земли.

Конечно, в былинах (не)мало вымысла, но в них взволнова(н, нн)о повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания. Вниматель(н, нн)о слушая или читая старинные сказания люди вспоминают памятные события русской истории.

Народ (не)случайно сложил былины о благородных заступниках, которые преда(н, нн)о самоотверже(н, нн)о служат людям оберегая их свободу и мирную жизнь.

(Н. Ладушкина)

Н-НН в наречиях, прилагательных и причастиях, полных и кратких

1. С одной буквой н пишутся:

1. Прилагательные с непроизводной основой:красн ый , юн ый , син ий . Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

2. Отымённые прилагательные с суффиксом : зимн ий (от: зима), летн ий (от: лето).

3. Отымённые прилагательные с суффиксами-ан , -ян : песчаный , серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и-ин : мышиный , воробьиный (прил. со значением "принадлежности").

Исключение:

деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .

4. Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жарен ое мясо .

Исключение:

Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный

Не путай:

В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .

5. Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.

6. Наречия на и , образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено , аккуратно .

2. С двумя буквами нн пишутся:

1. Отымённые прилагательные с суффиксом , если корень существительного оканчивается на букву н :осен н ий , весен н ий , сон н ый .

2. Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

Исключение:

ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.

3. Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн : корчеванн ый участок , бракованн ая вещь .
Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн .
Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва //-ова , -ева
: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.

Проще запомнить так: прилагательные на ёва +нн +ый ,ова +нн +ый , ева +нн+ ый .

4. Прилагательные-исключения из пунктов:

1.3. Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн .
1.4. Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный .

5. Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п. 5 наряду с другими примерами).

6. Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлун н а , советы цен н ы .

7. Наречия на и , образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне , обдуманно , безветренно .

Итак, чтобы не ошибиться на экзамене, нужно знать все пункты. Обязательно с примерами, потому что примеры — это образцы, помогающие действовать по аналогии.
Не забудьте про исключения в пунктах: 1.3., 1.4., 2.2.

Внимание:

Для расширения языкового опыта можно обратиться к рубрике .
Это словарь-конструктор. Задай интересующие тебя параметры и получи необходимые списки слов.
Для тебя сейчас полезно обратиться к Правильному словарику, а также к Грамматическому словарику. Не забудь, можно подключить параметры: "Новые", "Простые", "Трудные", "Важные". Можно добавить или, напротив, исключить слова для 5-8 классов. Создай свою конфигурацию словаря по теме задания 14 .

Тема урока

Одна две буквы Н в наречиях на – О и –Е.

Цель урока: формировать навык написания одной и две буквы Н в наречиях на О и Е; конструирование предложений по схемам; повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Оборудование: карточки, таблица Т.Я.Фроловой «Написание НЕ с разными частями речи», тексты учебника.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ход урока.

1.Организационный этап .

2. Мотивация учебной деятельности учащихся : объявление цели и задач урока.

Актуализация опорных знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания: выборочно ,

    Вопрос классу:

* Расскажите о правописании букв о-ё после шипящих в корнях слов.

Подтвердить ответ примерами.

    Работа над темой урока .

Затрудняет учащихся правописание нн и н в различных частях речи (прилагательных, причастиях и наречиях). Для сознательного усвоения этих правил необходимо обратить внимание на

следующее:

во-первых, надо научить учащихся правильно ставить вопросы, на которые отвечают слова с нн и н;

во-вторых, быстро находить и определять поясняемые ими слова. Приводим пример: в словосочетании Море взволновано последнее слово отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное море, является кратким страдательным причастием, изменяется по родам и числам и пишется с одной буквой н. В предложении Человек взволнованно смотрит вдаль слово взволнованно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол, является наречием и пишется с двумя буквами нн.

4. Повторение-беседа :(на доске таблица Т.Я.Фроловой)

Давайте вспомним, когда у полных и кратких прилагательных пишется н и нн буквы н? В полных и кратких причастиях? Приведём примеры.

5. Работа с учебником и с таблицей на доске о написании н и нн буквы н у наречий.

6 . Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

1). По степи разлилось искусственное море. (Море какое?)

2). Поведение этого человека было и скусственно , неестественно.

(Поведение каково?)

3). В теплице искусственно поддерживалась высокая температура.

(Поддерживалась как?)

4). Сегодня ветреный день. (День какой?).

5). Вчера было ветрено . (Было каково?).

6). Этот человек поступил ветрено , необдуманно . (Поступил как?).

Разбор проводится следующим образом. Читается первое предложение, подчёркивается изучаемая орфограмма с нн (искусственное). К нему ставится вопрос какое?, который надписывается; выясняется, что слово искусственное является именем прилагательным, согласуется с существительным море (показать дугой или стрелкой) и пишется с нн, так как имеет суффикс –енн-.

Слово искусственно во втором предложении отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное (поведение), согласуется с ним в роде и числе и является кратким прилагательным. Оно пишется с двумя н, потому что образовалось от прилагательного с суффиксом -енн-.

В третьем предложении слово искусственно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и является наречием, пишется с двумя нн, так как образовано от прилагательного с нн.

2 . Вывод по теме (делается вместе с учениками):

1). Полные прилагательные и причастия отвечают на вопрос какой?, поясняют существительное, согласуются с ним в роде, числе и падеже, пишутся с нн.

2).Краткие прилагательные и причастия отвечают на вопрос каков? (-а, -о), поясняют имя существительное, согласуются с ним в роде и числе, краткое прилагательное сохраняет нн, а краткое причастие пишется с н.

3). Наречия, образованные от прилагательных или от причастий с нн, отвечают на вопрос как?, не изменяются, поясняют глагол и пишутся с нн; в наречиях, образованных от прилагательных с н, пишется только одно н.

3. Для закрепления выводов выполняются упражнения учебника по усмотрению учителя.

4. Домашнее задание: словарный диктат из 20 слов по теме.

Рефлексия . (Можно устно, смотреть по времени)

Распределительный диктант . Распределить на три колонки:

1.Полные прилагательные и причастия, отвечают на вопрос какой?

2.Краткие прилагательные и причастия, отвечают на вопрос каков?

3.Наречия, не изменяются, отвечают на вопрос как?

Возбуждённая толпа, толпа возбуждена, говорит возбуждённо, медленное движение, движение медленно, читает медленно, неожиданная встреча. Встреча неожиданна, остановиться неожиданно, необдуманное дело, дело необдуманно, сказано необдуманно..........................................................