Народы красноярского края и их традиции кеты. Эти загадочные кеты. Современные проблемы окружающей среды

КЕТЫ Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)- кет "человек" (мн.

ч. денг "люди", "народ").
Другие этнонимы В прошлом известны как енисейцы, енисейские остяки.
Территория расселения. Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная

часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде
компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе,
Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории
Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в
бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.
Численность
По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897
- 988, 1926 - 1428, 1959 - 1019, 1970 - 1182, 1979 - 1I22, 1989 -
1113.
Расовая принадлежность, антропологический тип. Неоднозначной является

антропологическая оценка кетов. В общей
расовой классификации кеты относятся к енисейскому
антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По
всему комплексу антропологических признаков кеты являются
монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности
монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории
проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так,
северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к
селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская,
к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение,
что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому,
енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской
расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг.
Но данная позиция является дискуссионной.

Язык. Кетский язык в лингвистической классификации занимает
изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в
которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в
ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов,
асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи
енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских
языков. Современный кетский язык делится на два диалекта:
имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок
кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у
неболъшого числа кетов.
Современные кеты являются потомками одного из так называемых
енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного
народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны,
яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были
ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты
принимали участие в формировании отдельных групп хакасов
(качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые
в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок,
коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов
связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию
немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и
его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а
затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.
Этническая культура кетов сформировалась на основе
хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной
и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры
селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со
специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная
одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными,
являются многие технические приемы и технологии обработки
различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов,
которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная
ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в
летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное
оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов
оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная,
подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с
выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к
северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют
явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная
длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с
южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции
чума, ряд пищевых традиций.
Все это является отражением сложного процесса формирования кетов,
в котором принимали участие различные по происхождению и культуре
этнические компоненты.
Традиционные поселения и жилища. В культуре кетов выделяется несколько типов

жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная,
имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми
бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности
очага - чуваша. На нем же готовится пища.
Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является
набор и характер соединения основных шестов. Их два, один
вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов.
Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем.
Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.
В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых
прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла
использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн.
На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

Библиография и источники
Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографеские очерки. Л., 1967;
Алексеенко Е.А. Кетская проблема // Этногенез народов Севера. М.,
1980. С. 118 - 140;
Алексеенко Е.А. Культы кетов // Памятники культуры народов Сибири
и Севера. (Вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.). Л., 1977;
Алексеенко Е.А. Южносибирские элементы в культуре кетов. М., 1973;

Кеты - один из самых малочисленных и своеобразных по языку и по происхождению

северных народов России . Их численность, по данным последней переписи населения (1989

г.), составила всего 1089 человек. Несмотря на это, они расселены по очень большой площади,

охватывающей весь Туруханский район и прилегающие к нему соседние территории. Находясь в

разных географических условиях, отдельные группы кетов значительно различаются по образу

жизни и хозяйственной деятельности.
Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса

еще не имела оленей. Впоследствии оно получило развитие у кетов, живших по равнинному

левобережью Енисея (по Дубчесу, Елогую, Сургутихе, Пакулихе), а также в бассейне Курейки. Не

держали оленей только подкаменнотунгусские кеты.
Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во

время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Их, как правило,

запрягали в нарты.
Обычно семьи владели не более чем 10-20 оленями, которых едва хватало для перекочевок

на зимнем промысле. Стада в 60 голов были исключением. До коллективизации самое

многочисленное стадо в 250 голов было у курейских кетов Серковых, в этом стаде были

объединены животные, принадлежавшие четырем братьям .
Какой-либо упорядоченной системы содержания оленей у кетов не было. Вот какая

характеристика кетского оленеводства приведена в журнале "Советский Север" в 1934 году :
"По оленеводству никакого упорядоченного пользования ягельниками не существует. Летом

олени выпускаются на свободу и кормятся невдалеке от сараев (там, где они имеются, разводят

дымокуры и проч.). Часто олени уходят на десятки километров в сторону, потом возвращаются,

заходят в чужие стада и т.д. По первому снегу туземцы собираются группами и идут по тайге на

розыски своих оленей…".
Как отмечает Е.А.Алексеенко , практиковавшийся кетами вольный выпас оленей в летнее

время приводил к очень большим потерям. 90% годовой убыли оленей приходилось на летний

период. Поскольку к моменту отела олени обычно были уже отпущены, очень высока была гибель

до конца отела, а потом держали новорожденных телят и их матерей попеременно на привязи.

Однако такие действия были исключением, обычно же кеты узнавали о потерях в своем стаде

только осенью, когда собирали оленей для промысла.
Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского района, которое

упряжки для охотничьего промысла. На севере района кеты из поселка Серково и с Мундуйского

озера охотились на оленях в бассейне реки Курейки и ее притока реки Деген. Небольшое

количество транспортных оленей кеты из поселков Бакланиха и Сургутиха держали в бассейне

Пакулихи. У елогуйских кетов было два небольших стада оленей - одно стадо около поселка

Келлог, другое - на озере Дында. Характерно, что на левобережье Енисея в оленеводстве кетов

участвовали и отдельные семьи живущих здесь селькупов.
К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ

жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между

кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже.

Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей

таежных деревень, у кетов развито слабо.
Перспективы сохранения кетского этноса, или отдельных элементов его культуры не ясны.

Среда общения на кетском языке практически уже исчезла. Однако за годы вызванного реформами

кризиса произошел значительной отток из кетских поселков некоренного населения, а нарушение

транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции
http://rangifer.org/kets2.shtml

Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

По сибирской легенде кеты пришли на землю со звезд и поселились на берегах Енисея. Может

быть, поэтому в их образе жизни и мировоззрении столько таинственного и необычного? В

прежние времена кеты называли себя енисейскими остяками или просто енисейцами. Многие

историки утверждают, что кеты являются потомками краснокожих канадских индейцев, шаманами и

магами от рождения. Сейчас эта народность исчезает с лица земли – в России осталось лишь

около тысячи ее представителей.

Легенда о том, как кеты переселились к югу Енисея

Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими

сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях

Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало

племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки

и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку

– так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки

несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером,

поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за

происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в

Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное,

хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением

его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой

придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется

«Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура –

это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение

медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются

окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после

удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец

– в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности

зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман

собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо

могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических

ритуалов превращают в медведей и других людей.

Легенды о медведях

Существует множество легенд, как медведи сожительствовали с женщинами, а медведицы - с

мужчинами. От них появлялись на свет необычные существа – полулюди-полумедведи, с рождения

наделенные сверхъестественными способностями. Многие из них становились сильными колдунами и

шаманами.Известны легенды про Койотбыль, который был сыном мужчины и медведицы. По преданию

однажды медведица вернулась в берлогу и увидела там мертвого мужчину. Она оживила его, и он

стал ее мужем. Кайгусь, который был человеком, принявшим облик медведя, влюбился в дочь

деревенского старика и решил жениться на ней. Лесные звери отговаривали его, боясь мести

людей. Но Кайгусь похитил девушку и бросился прочь, спасаясь от погони разъяренных

деревенских жителей. Вскоре он отпустил свою невесту, поведав о том, какой обряд она должна

провести, чтобы снова превратить его в человека.
У кетов Кайгусь считается хозяином леса, покровителем лесных животных и охотников. Перед

охотой люди проводили особые ритуалы, чтобы умилостивить Кайгуся, окуривали охотничьи

снасти, чтобы очистить их от прикосновения женщин, сохраняли красивые беличьи шкурки и

старались не причинять боль промысловым животным.

Кетский шаманизм

Кроме медведя кетские шаманы особенным образом почитали птиц – лебедя, орла и гагару. Во

время обряда камлания шаман кричал, подражая птицам, и пел особые мелодии – считалось, что у

каждой птицы есть своя песня. Кеты были уверены в том, что первым в мире шаманом был орел –

именно он и научил людей шаманить. Считалось, что все великие маги были лебедями. Во время

камлания многие шаманы превращались в птиц и могли облететь полмира. Не случайно шаманская

украшен перьями, а головной убор имитировал голову орла с длинным клювом.. Самые главные

шаманские обряды, в том числе и ритуал посвящения в шаманы, кеты проводили весной, с

прилетом пернатых.
Когда шаман умирал, шаманский дар наследовала его дочь, а потом дочь могла передать эти

способности только сыну или внуку – строгое чередование мужчин и женщин как преемников

шамана соблюдалось неукоснительно. Если одежда шамана рвалась или портилась каким-то иным

образом, это сразу же сказывалось на его здоровье – шаман мог заболеть и даже умереть.

Поэтому шаманы берегли свой плащ и головной убор как зеницу ока, считая их своим вторым

Мифология кетов

Кеты обожествляют небо, называя его - Есь и считая единственным Богом, управляющим

мирозданием. Есь гораздо больше, чем небо, которое считается Есевой кожей. Северное сияние –

это огонь Еся, а туча – гора Еся. Несмотря на то, что Есь часто проявляет черты Бога-

громовержца, он не вмешивается в земные дела, а наблюдает за ними со стороны.
Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и

насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая

противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом

изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле,

который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в

случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль

Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней,

но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях,

оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм,

то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России

происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И

прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней

канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков.

Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто

уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей

планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…

Название этого народа происходит от слова «кет» — «мужчина». Кетов немногим более 1100 человек. Их поселки находятся в среднем течении Енисея, на реках Курейка и Подкаменная Тунгуска. Кеты охотятся на лося, медведя, соболя, бьют уток, рыбачат. На первый взгляд они почти не отличаются от соседей — эвенков, селькупов, ненцев. Но это только на первый взгляд. Кеты — один из самых загадочных народов на свете. Монголоидные черты сочетаются у них с чертами европеоидными. Уникален язык кетов. Он отличается от языков, на которых говорят в Сибири и на Крайнем Севере.

Многие ученые сближают его с языками народов, обитавших в древности на Алтае, в Саянах и даже в Тибете.

Я стучу лыжей о лыжу

Главное занятие кетов — добыча таежных животных, поэтому многие обычаи этого народа так или иначе связаны с охотой. Охотились кеты в основном коллективно. Выследив крупного зверя — медведя или лося, — охотник оповещал соседей по стойбищу. Для этого, вернувшись из тайги и сняв у входа в чум лыжи, он громко стучал ими друг о дружку. Это был призыв на «совет».

Обычай требовал, чтобы «совет» обязательно проходил в доме, где жил человек, принесший хорошую весть. Когда охота заканчивалась, мужчины разделывали туши и... оставляли их в лесу. В стойбище они возвращались налегке. Это вступал в силу еще один древний охотничий обычай: привезти мясо и шкуры из тайги должны были женщины.


Мой дом — лодка

Очень важную роль играет в жизни кетов река. Услышав впервые о каком-либо народе, кеты спрашивают у рассказчика: «На какой реке живут эти люди? Сколько рек нужно пройти, чтобы попасть в их селения?» Согласно старинным кетским преданиям, «верхний мир», где обитали добрые духи, располагался в верховьях реки, а «нижний мир» злых духов находился в речных низовьях. Обычай предписывал каждому кетскому мальчишке уже в детстве научиться делать лодки. Старики учили молодежь, как правильно выбрать дерево. Строили кеты маленькие, юркие «ветки», выдолбленные из одного ствола, и многоместные, длиной до 15 м, илимки с мачтой и подобием каюты. Каюта представляла собой помещение, перекрытое прутьями и берестой. В центре находилась перегородка. Она отделяла переднюю, жилую часть от задней, где хранился домашний скарб. Большие лодки летом нередко заменяли кетам чумы. Этот обычай возник у лесного народа, по всей вероятности, в те времена, когда их далекие предки направились вниз по течению великих сибирских рек в Приполярье, в суровые, но богатые зверем края, где живут кеты и сегодня.

Черемуховая Палица

Каждый праздник у кетов, будь то свадьба, удачная охота на медведя или жертвоприношение духам — охранителям семьи, сопровождался выступлениями сказителей. Они рассказывали о животных, о злых потусторонних существах, о героях, защищавших свой народ от врагов. Самым популярным персонажем героических преданий был Бальнэ — Черемуховая Палица. Богатырь получил такое прозвище потому, что его единственным оружием была дубинка, вырезанная из ствола черемухи. Возможно, когда-то черемуха была тотемом, родовым деревом, одного или нескольких кетских племен. Вплоть до наших дней кеты считают силача Бальнэ реальным человеком. Пожилые люди и сегодня покажут на берег)" Енисея место, где стоял чум Черемуховой Палицы.

кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...
О, как же я ненавидела его!!!.. Всем сердцем, всей душой ненавидела! И знала, что отомщу ему, чего бы мне это ни стоило. За всех, кто так зверски погиб по его приказу... За отца... за Джироламо... за эту добрую, чистую девочку... и за всех остальных, у кого он играючи отнимал возможность прожить их дорогую и единственную в этом теле, земную жизнь.
– Я помогу тебе, девочка... Помогу тебе милая... – ласково баюкая её, тихо шептала я. – Успокойся, солнышко, там не будет больше боли. Мой отец ушёл туда... Я говорила с ним. Там только свет и покой... Расслабься, моя хорошая... Я исполню твоё желание. Сейчас ты будешь уходить – не бойся. Ты ничего не почувствуешь... Я помогу тебе, Дамиана. Я буду с тобой...
Из её изуродованного физического тела вышла удивительно красивая сущность. Она выглядела такой, какой Дамиана была, до того, как появилась в этом проклятом месте.
– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Бездействие убивало, заставляя чувствовать себя всеми забытой, беспомощной и ненужной... И хотя я прекрасно знала, что не права, червь «чёрного сомнения» удачно грыз воспалённый мозг, оставляя там яркий след неуверенности и сожалений...
Я не жалела, что нахожусь у Караффы сама... Но панически боялась за Анну. А также, всё ещё не могла простить себе гибель отца и Джироламо, моих любимых и самых лучших для меня на свете людей... Смогу ли я отомстить за них когда-либо?.. Не правы ли все, говоря, что Караффу не победить? Что я не уничтожу его, а всего лишь глупо погибну сама?.. Неужели прав был Север, приглашая уйти в Мэтэору? И неужели надежда уничтожить Папу всё это время жила только во мне одной?!..

В своих поисках ариев я нашла вот эу информацию.

"На берегах Енисея, в дремучих таежных дебрях, живет удивительный народ — кеты .

Их всего-навсего тысяча человек, а кетский язык знают и того меньше — несколько сотен. Представители этого маленького народа совершенно не похожи на своих соседей — селькупов, хантоа, якутов — скуластых, желтокожих, с раскосыми глазами, словом, принадлежащих, к «монголоидному» типу. У кетов светлые, почти белые волосы, орлиный нос, голубые глаза, отчасти они напоминают европейцев, отчасти — американских индейцев."

"Откуда пришел этот народ на берега Енисея? Почему он говорит на языке, совершенно не похожем на язык их соседей, да и вообще не имеющем родства ни с одним языком мира? Кто предки этого народа?

На эти вопросы у науки нет ответов. Одни ученые считают, что предками кетов были североамериканские индейцы; другие думают, что кеты — последние представители палеоазиатцев, древнейших обитателей Северо-Восточной Азии, вытесненных затем монголоидными племенами; а третьи предполагают, что кеты — последние потомки создателей древнейшей цивилизации Индостана. Ведь названия многих гор и рек на Алтае, в Тибете, Южном Енисее очень похожи на кетские слова. Но убедительных доказательств нет ни у одной точки зрения.
До Октябрьской революции уровень жизни и культура кетов, или, как их называли русские купцы, «енисейских остяков», были как у самых примитивных племен на земле — австралийцев, бушменов, индейцев Амазонки. По представлениям кетов, весь мир делится на «верх» и «низ» Енисея, его «каменную» и «войлочную» стороны. На севере, в устье Енисея, к которому, кстати сказать, не могло быть применено кетское слово «сесь» — «река»,— он был особым объектом,— так вот, в устье Енисея небо сходилось с Землей и там обитал злой дух Хосядэм, подобие нашей сказочной бабы-яги. На юге, у истоков Енисея, небо тоже сходилось с Землей, и там обитала «мать жизни», Томэм. Кеты не знали о том, что есть множество таких же рек, как Енисей, что вокруг раскинулся бескрайний мир, что за тайгой лежит огромная страна Россия. Само слово «кет» означает «человек». Остальные же принадлежат к «нелюдям», злым духам и всякой нечисти, наподобие леших, ведьм, болотных чертей.
Сохранилась от старых времен и одна удивительная игра, очень похожая на наши шашки. Но борьбу ведут не «белые» и «черные», а фигурки женщин и мужчин. Почти точно такие же шашки были найдены за тысячи километров от Енисея,— при раскопках таинственного города древней Индии Мохенджо-Даро. Что это? Случайное совпадение? Или же правы те ученые, которые утверждают, что кеты — последние остатки создателей культуры Мохенджо-Даро, которые в течение многих веков вытеснялись с юга на север и прошли путь от жаркой Индии до таежной Сибири? Когда-нибудь наука решит эту загадку. Но кетские шашечные фигурки интересны не только своим родством с шашками древнейшего города Индии. Ведь война «мужчин» и «женщин» — это отражение той борьбы, которая в Незапамятные времена шла между мужчинами и женщинами за право господства в обществе, борьбы матриархата и патриархата!
Мир, созданный всемогущим богом по имени Эсь; медведь — «злой дух» и одновременно «человек», наделенный душой; мифический «Адам» кетов — первый шаман
Альбэ , от которого пошел весь род людской, - все эти наивные и мистические представления кетов безвозвратно ушли в прошлое.
Современные кеты уже живут не в чумах, а в домах. Ежедневно радио сообщает им обо всех событиях, происходящих в мире. Возвращаются в родные места кеты, получившие высшее образование. Уже просто невозможно говорить о них как о племени. И только глубокие старики сохранили в своей памяти старинные предания, понятия и мифы...


Культовый предмет "инь"

А это Дощечка нарты. Кеты.


Описание достаточно стандартно - мировое древо с луной и солнцем, верхний и нижний мир.
Но почему древо виде трезубца?

Их настойчиво изучают ученые, восстанавливая архаическое, древнее понимание мира кетами. И цель этой «реконструкции» — узнать не только о происхождении и истории удивительного народа, но и о самом далеком прошлом всего человечества, о его «детстве», от которого не осталось почти никаких следов. Ведь быт, суеверия, трудовые навыки, мифы кетов Енисея, папуасов Новой Гвинея,- ведов Цейлона, кубу Суматры и других «языческих» народов являются своего рода «живыми ископаемыми». И хотя ни одно из нынешних племен, даже самое дикое, не повторяет в точности первобытное и за каждым из них — целые века и тысячелетия развития культуры, но у них больше, чем где бы то ни было, сохранились пережитки каменного века.

Из книги А.Кондратова "Кто ты, Адам?"

А вот что говорит о кетах Википедия.
" Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.
Язык кетов - изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков. На нём говорят кеты в районе бассейна реки Енисей. Российскими учёными предпринимались попытки установить взаимосвязи между кетским языком и языком бурушаски, а также с сино-тибетскими языками и языками североамериканских индейцев на-дене, чье самоназвание похоже на самоназвание кетов. Часто енисейские языки включают в гипотетическую сино-кавказскую макросемью.
По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) асаны, на Енисее в районе Красноярска арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

С кетами некоторыми исследователями связывается