Михаил якушин. Якушин михаил нестерович

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске Московской области (Россия) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1926 году окончил школу ФЗО, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до третьего курса.
Стал служить в Красной Армии.
Окончил Военно-теоретическую школу и Военную школу летчиков.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года, был пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Карлос Костехон».
Первым среди советских летчиков одержал ночную воздушную победу: в ночь с 25 на 26 июля 1937 года сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер).

«…Якушин молча прохаживается возле своего самолета. Все время курит, и только по этому можно догадаться, что он волнуется. Серов то и дело смотрит на часы. На востоке загораются первые звезды, в их мерцающем свете безоблачное небо кажется отполированным.
- Пора, Миша, - говорит Серов, приминая каблуком тлеющий на земле окурок.
Надевая парашют, Анатолий уточняет последние детали предстоящего полета.
- Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.
И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется…
…Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.
Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.
Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:
- Немец!
Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.
Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.
- Горит! Горит! - восторженно кричат летчики.
Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб.
Не отрываясь, все присутствующие на аэродроме продолжают смотреть в ту сторону, где только что разыгрался бой. И люди с удивлением замечают, что ночь уже не такая темная, как казалось. Ясная, замечательная ночь!
Шоферы вновь включают свет, и он буравит темноту, отодвигая ее подальше.
Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Серов отмахивается:
- Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.
Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Широко шагая, Анатолий идет навстречу ему. Оба сияют. Серов крепко обнимает своего друга:
- Поздравляю, поздравляю, Миша! А мне не повезло!
- Хватит и на твою долю, - смеется Якушин. - Уверен, что они не сразу поймут, в чем дело, и еще будут летать.
Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях!
Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации.
На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)

Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов (в том числе 8 ночных), участвовал в 25 воздушных боях, сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в составе группы). По другим данным лично сбил 3 самолета (2 Фиата-32 и 1 Ю-52), или 8 самолетов.
За сбитый ночью самолет, он был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с июня 1938 года, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Наряду со службой в боевых частях, командовал особой пятеркой истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал в составе 11-й смешанной авиационной дивизии. В должности заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Москвы, затем в 1942 году был начальником отдела лётной инспекции ВВС, начальником отдела истребительной авиации. С февраля 1943 года до конца войны командовал 215-й истребительной авиационной дивизией.
29 июня 1944 года был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги.
Участвовал в боях в Восточной Пруссии. Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.
Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 5 июля 1999 года.

Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:
30.06.1937 1 Фиат-32 Толедо лично
06.07.1937 1/2 Фиат-32 Брунете в паре с А. К. Серовым
07.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
07.07.1937 1/3 Фиат-32 Мадрид в составе звена
08.07.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо лично
14.08.1937 1 Ю-52 Испания
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос лично

Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937*, 07.05.1940, 0000), двумя орденами Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944, 0000), шестнадцатью медалями, российским орденом Жукова (07.11.1995), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Примечание:
* Орден имел порядковый № 82/"2".

А через год со 2-го курса был призван в армию .

Военная служба

7 мая 1932 года по мобилизации ВКП(б) вступил в РККА и направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков . После ее окончания с декабря продолжил обучение в 14-й военной школе летчиков в город Энгельс . В декабре 1934 года, по завершении обучения, он был направлен в 119-ю истребительную авиационную эскадрилью 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады ЗакВО в городе Баку , где исполнял должность младшего и старшего летчика, врид командира звена, штурмана авиаотряда .

В период с 30 мая по 20 ноября 1937 года летчиком, командиром звена и эскадрильи участвовал в национально-революционной войне в Испании . С мая по октябрь 1937 года одержал 6 воздушных побед (5 лично и 1 в составе группы). Первый пилот, сбивший самолёт противника в ночном бою (26 июля 1937 в паре с Анатолием Серовым) за что был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал» . За боевые отличия в этой войне Якушин был награжден двумя орденами Красного Знамени .

С июня 1938 года исполнял должность старшего инспектора летной инспекции Военного совета Управления ВВС РККА, участвовал в национально-освободительной войне в Китае, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис . с ноября 1939 года - инспектора-летчика истребительной авиации Летно-технической инспекции учебно-боевой подготовки ВВС Красной армии, наряду со службой, командовал особой пятеркой истребителей И-16 , предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов. С началом Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. майор Якушин был командирован на Северо-Западный фронт , где вступил в должность заместителя командующего ВВС 14-й армии . За боевые отличия он был награжден орденом Красной Звезды . По окончании боевых действий с апреля по август 1940 года принимал участие в испытании самолета И-200 (МиГ-3) на заводе № 1. В сентябре вновь назначен инспектором-летчиком истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии при НКО СССР. С марта 1941 года назначается заместителем командира 88-го истребительного авиаполка ВВС МВО .

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны майор Якушин с июля 1941 года занимал должность заместителя командира 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы , соединения и части которого принимали участие в отражении массированных налетов авиации противника на Москву . С октября 1942 года был старшим инспектором и начальником отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии, занимался распространением и внедрением опыта войны в частях, инспектировал части и школы ВВС. Неоднократно выезжал в действующую армию (на



В д. Кузьмино инициативной
группой жителей
с. Ворша на границе
поля-бывшего аэродрома
Ундол установлена мемориальная доска.
Всю войну в поле между
реками Клязьма и Колокша
действовал оперативный аэродром
под названием Ундол.
Где базировалась 241-я
бомбардировочная Речицкая
ордена Кутузова
авиационная дивизия.

Во время Великой Отечественной войны во Владимирской области разбилось 80 самолетов и 103 пилота. Один из них - Михаил Спиридонов на Ла-5Ф - погиб недалеко от деревни Колокша. Погибший под Колокшей боевой истребитель был приписан к Высшей офицерской школе воздушного боя, которая с лета 1943 года базировалась на грунтовом аэродроме под Ундолом. Лучших выпускников различных авиашкол направляли сюда для подготовки к воздушным сражениям в условиях максимально приближенным к боевым. За несколько месяцев учебы летчики превращались в настоящих асов. По словам командира поискового отряда «Небо Родины» Евгения Агафонова, выпускников ундольской летной школы использовали исключительно для расчистки неба от немцев в зоне боевых действий. Ни в разведку, ни в сопровождение эти «сталинские соколы» не летали.В небе под Ундолом летчики осваивали фигуры высшего пилотажа, учились ночному ориентированию по приборам. Асы должны были провести серию воздушных боев: инструктор садился за штурвал немецкого самолета, а курсант должен был зайти ему в хвост и взять его на прицел.

Трижды
Герой Советского Союза. Маршал авиации
И. Н. КОЖЕДУБ
ДВЕ НЕДЕЛИ ЛЕТАЛ НАД ВЛАДИМИРСКИМИ ПОЛЯМИ
«Летно-технический состав был подобран сильный, с опытом боевой работы, с хорошими знаниями и пониманием задач. Жили мы все в съемных «уголках» у крестьян, жили дружно, хоть и неуютно», - вспоминают ученики летной школы под Ундолом. Среди курсантов ундольской кузницы крылатых асов были всемирно известные летчики. Здесь они переучивались летать на новых самолетах. В том числе в 1944 году здесь осваивал новый Ла-7 герой Советского Союза Иван Кожедуб. В московских архивах есть фотография, где геройский летчик запечатлен на ундольском аэродроме.


НЕ ДОТЯНУЛ 4 КИЛОМЕТРА

11 декабря 1943 года с ундольского аэродрома для отработки виражей поднялся Ла-5Ф под управлением 22-летнего младшего лейтенанта Михаила Спиридонова, уроженца Куйбышевской области. Над безлюдной местностью в районе будущего поселка Энергетик, он выполнил необходимые упражнения и повернул назад. Около деревни Колокша у самолета неожиданно по неизвестной причине загорелся двигатель. Машина вошла в пикирование и почти мгновенно врезалась в землю. До аэродрома ему не хватило каких-то 4 километров.Летчик погиб, как было написано в документах комиссии, которая работала на месте, сразу после аварии, его останки как и обломки самолета раскидало в радиусе 200 километров. На воинском захоронении около церкви села Ворша есть фамилия Михаила Спиридонова. Кроме него на воршинском погосте числятся погребенными еще 25 летчиков ундольской Вышней школы асов.
По последним подсчетам поисковика Евгения Агафонова, младший лейтенант Спиридонов - один из 103 летчиков, которые разбились на территории современной Владимирской области в годы Великой Отечественной войны. Самолетов, потерпевших крушение в регионе за тот же период, Агафонов насчитал уже 80.

Родился 20 марта 1910 года в Егорьевске (Московская область) в семье рабочего - текстильщика. В 1926 году окончил школу ФЗУ, работал подмастерьем на ткацкой фабрике "Вождь пролетариата". Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса, стал служить в Красной Армии.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа (Азербайджан).

С 31 мая по 15 ноября 1937 года, вместе с другими лётчиками - добровольцами, участвовал в национально - революционной войны испанского народа. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность лейтенант М. Н. Якушин, под именем Родриго Матеа (по другим источникам - Карлос Костехон), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях И-15 с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares).

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось!

Первую победу в ночь с 25 на 26 июня 1937 года, в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин. На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер) были убиты ещё в воздухе, 5-й выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Вслед за Якушиным одержал победу и Анатолий Серов (27 июня). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а советское - орденами Красного Знамени.


Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага.

Всего в небе Испании М. Н. Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных (имел 180 часов боевого налёта). Провёл 25 воздушных боёв. По некоторым источникам сбил 5 самолётов лично и 1 в группе. С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы (2 Fiat CR-32 и 1 Ju-52 ночью), ещё несколько - звеном и парой. По другим данным сбил 8 самолётов, из них - не менее 5 лично:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
(падения)
Примечание
1 30.06.1937 1 Fiat-32 Толедо (лично)
2 06.07.1937 1 Fiat-32 Брунете (в паре с А. К. Серовым)
3 07.07.1937 2 Fiat-32 Мадрид (1 лично и 1 в составе звена)
4 08.07.1937 1 Fiat-32 Брунете (лично)
5 25.07.1937 1 Ju-52 Вальдеморильо (лично)
6 14.08.1937 1 Ju-52 - точных данных нет
7 24.08.1937 1 Ju-52 Бахаралос (лично)

Награждён двумя орденами Красного Знамени (31.07.1937 и 22.10.1937). Кроме того, за сбитый ночью самолёт, он был награждён республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем "Крайслер Империал".

В ноябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора.

Принимал участие в Советско - Финляндской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени (7.05.1940).

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС, возглавлял отдел истребительной авиации.


Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В тот день Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиационный полк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 16 октября 1941 года в Москве).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В июле 1941 года майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...



Полковник М. Н. Якушин (в центре) на командном пункте 215-й ИАД.

В 1942 году возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС.

С 24 февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал - лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко).

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал - майор авиации.

Всего за боевые отличия и безупречную службу был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского (дважды), Красной Звезды (дважды), 16 медалями, российским орденом Жукова (7.11.1995), польскими орденами Крест Грюнвальда 3-го класса и Крест Храбрых.

Вышел в отставку в звании генерал - лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике - "Поэма о крыльях.

Якушин Михаил Нестерович (1910-1999).

Военный лётчик и военачальник, генерал-лейтенант авиации.

Родился 20 марта 1910 года в Егорьевске (Московская область) в семье рабочего — текстильщика. В 1926 году окончил школу ФЗУ, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса, был направлен парторганизацией в Красную Армию.
В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа (Азербайджанская ССР). По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

С 31 мая по 15 ноября 1937 года, вместе с другими лётчиками-добровольцами, участвовал в Гражданской войне на стороне республиканского правительства. Свою боевую деятельность лейтенант М.Н.Якушин, под именем «Родриго Матео», начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях И-15 с аэродрома Лос Алказарес. Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М.Н.Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага.
Всего в небе Испании М.Н.Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных (имел 180 часов боевого налёта). Провёл 25 воздушных боёв, сбил 5 самолётов лично и 1 в группе.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (31.07.1937 г. и 22.10.1937 г.). Кроме того, за сбитый ночью самолёт, он был награждён республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».

В ноябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М.Н.Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками…
После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора.

Принимал участие в советско-финской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени (07.05.1940 г.).

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати, Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской «красной пятёрки» истребителей И-16 . Затем подполковник М.Н.Якушин работал в Лётной инспекции ВВС, возглавлял отдел истребительной авиации.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В тот день Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиационный полк А.П.Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.
В июле 1941 года подполковник М.Н.Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.
В 1942 году возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС.
С 24 февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г.П.Кравченко, полковник М.Н.Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте). Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию.

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Награды:
-орден Ленина (29.5.1945 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени;
-два ордена Кутузова 2-й степени (25.7.1944 г., 10.4.1945 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (06.4.1985 г.)
-два ордена Красной Звезды;
-орден Жукова (7.11.1995 г.);
-медали;
-польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Список источников:
Олег Каминский. Якушин Михаил Нестерович.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Якушин Михаил Нестерович».