Механизмы восприятия человека человеком. Библиотечный комплекс. макияж, прическа, борода, усы и т.п

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облики поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне ч то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.

Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, На первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным.

Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена - эффект первичности (ореола) и аффект новизны - своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках - пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если о подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех - отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько хуже - восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже - безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а Далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам - Для его воссоздания на полотне, врачам - с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю…».

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивают человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.

При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно (рис. 71, 72).

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами.
1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)
2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови – злой человек и т. д.).
3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе – интеллигент; в шинели – военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности ("эффект ореола"). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение ("эффект первичности").

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают "эффект социальной дистанции". Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные – объединяющие и на дизъюнктивные – разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

А. А. Бодалев осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен на снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а других предупредили, что им покажут изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились во власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: "Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма".

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал такое словесное описание. "Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед".

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего облика личности, они по-разному относятся друг к другу.

Восприятие речи. С физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту.

Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие поуз, затрудняют восприятие речи. (Психология общения будет рассмотрена ниже.)

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятию свойственны предметность (выделение предмета из фона); активность; избирательность; апперцепция; константность; осмысленность и обобщенность.

В процессе восприятия как совокупности ощущений воссоздаются конкретные образы предметов и явлений. Но восприятия, явившиеся результатом работы различных органов чувств, требуют синтезирования получаемых с их помощью ощущений. При этом для того чтобы окончательно воссоздать образы, которые бы достаточно полно соответствовали объективной реальности, требуется еще и установить связи с прошлым опытом, сравнить, сопоставить и оценить результаты этого сравнения. Иными словами, в процессе восприятия конкретный "текущий" материал, реальность, действующая в данный момент, постоянно синтезируется как в отдельных своих частях, так и с образами прошлого.

Необходимость систематического осознания отдельных деталей того, что воспринимается и входит в сознание человека, и того, что было воспринято ранее, практически отпадает, так как этот процесс совершается авгоматизированно.

Работа головного мозга в периоды ощущения и восприятия чрезвычайно сложна. Иллюстрируя этот факт, И.М. Сеченов говорил, что в течение дня, "считая его в 12 часов и положив средним числом на каждую новую фазу зрительного ощущения по 5 секунд, через глаза войдет больше 8000 ощущений, через ухо никак не меньше, а через движения мышц несравненно больше. И вся эта масса психических актов связывается между собой каждый день новым образом". В настоящее время подсчитано, что входной сигнал поступает в головной мозг человека каждую миллисекунду. При этом каналов, по которым движутся импульсы, около 3 миллионов. Выходной импульс также каждую миллисекунду дает по 1 миллиону каналов, т.е. всего в течение 0,001 секунды имеет место до 4 миллионов импульсов, которые должен принять и отправить головной мозг. Множество беспрестанно возникающих извне и изнутри раздражении вызывает чрезвычайно сложные рефлекторные реакции безусловного и условного характера. По отношению к каждому акту восприятия в конечном счете создается соответствующая ассоциированная группа последовательных чувствительных и двигательных реакций, отдельные части которой родились вследствие работы группы анализаторов, функционировавших в процессе восприятия. Подобных ассоциированных групп - бесчисленное множество.

Следует еще раз подчеркнуть,что синтез сложного процесса восприятия из отдельных актов элементарных ощущений наблюдается лишь в самом начале нашей познавательной деятельности, т.е. в раннем возрасте, у ребенка, впервые начинающего знакомство с окружающим миром. В дальнейшем в процессе повторных актов восприятия выступают механизмы автоматизации. Зато у взрослого человека на первый план выступают активность и избирательность, которые присущи данной личности и обусловливаются ее предшествующими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами нервной системы.

Прошлый опыт, например, ясно выступает в том факте, что человек, воспринимая что-либо, неизбежно узнает в этом совершенно определенный, "нужный" и знакомый по прошлым восприятиям объект. Например, больной идет в поликлинику. Перед его глазами предстали коридоры, двери, отдельные группы людей, он видит различные объявления, плакаты и т.п. Однако его внимание будет направлено прежде всего на совершенно определенные объекты: надпись "регистратура", вероятно, некоторые стенды, витрины, так или иначе связанные с его болезнью, т.е. необходимый объект для больного, посетившего поликлинику, выступает с особой четкостью. Основную роль при этом играет заинтересованость, которая и определяет избирательность восприятия.

Двойственное изображение, на котором можно увидеть и 6, и 7 кубиков, в зависимости от установки восприятия.

В других случаях требуется определенное усилие для того, чтобы выделить из всей массы разнородных объектов внешнего мира именно тот, который соответствует установкам человека.

Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей называется ап-перцепцией.

Выделению объектов внешнего мира помогает четкое осознание предстоящего. В выделении могут помочь окружающие. Например, изображенные на рисунке белые и черные ромбики составляют правильную геометрическую фигуру. В зависимости от того, какая установка будет у воспринимающего эту фигуру, он может увидеть и 7, и 6 кубиков.

Кроме того, каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. В этой связи следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр. Тем не менее подобный индивидуальный характер акта восприятия все же не лишает человека возможности отражать мир объективно - по форме и величине, цвету и аромату, в пространстве и времени и т.п.

Пространство является объективной формой существования материи. Восприятие пространства может быть определено как процесс отражения протяженности мира объективной действительности. При восприятии предметов относительно их удаленности непременным условием является парность органов чувств, например бинокулярность.

Объект как бы охватывается с нескольких сторон и "ощупывается". Результаты этой работы по "обследованию" предмета, явления "оцениваются" с разных точек зрения: имеет значение и время, прошедшее при перемещении взора от одной точки объекта к другой, и величина пути, который "пришлось пройти" взору, и взаимоотношения, пространственные и иные, с окружающими предметами и т.п. Оценка протяженности пространства идет при активном и обязательном участии других органов чувств - слуха, обоняния, осязания, мышечно-йуставного чувства.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности восприятие и наблюдение (изучение, исследование объекта) может быть аналитическим (воспринимаются детали, частности), синтетическим, аналитико-синтетическим и эмоциональным.

В процессе образования и дифференцировки условных рефлексов на пространственные сигналы между анализаторами возникают сложные аналитико-синтетические взаимосвязи.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в реальном мире. Имея в своей основе органические ощущения (ритмические дыхание и кровообращение, правильно чередующиеся сон и бодрствование и др.), восприятие времени в большей степени, чем прочие виды восприятия, формируется и развивается в процессе накопления человеком жизненного опыта, в процессе деятельности. И как при любом акте, при восприятии времени заметную роль играют наши чувства. Общеизвестно, что время, заполненное полезным иди приятным трудом, эмоционально насыщенной игрой, захватывающей интеллектуальной деятельностью, течет незаметно. Малосодержательная же, неинтересная лекция, читаемая к тому же монотонным голосом, тянется "бесконечно долго".

Таким образом, процесс восприятия - это не изолированный акт зеркального отражения. Из многочисленных раздражителей нами активно отбираются и воспринимаются лишь некоторые. Восприятие не пассивно, процесс восприятия всегда активен по своему содержанию и направленности. На всех этапах он неразрывно связан с другими видами психической деятельности и постоянно зависит от них: от эмоционально-волевых, мнестических процессов, мышления и пр.

Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей).

Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии как разновидность социальной перцепции. Но понятие «социальная перцепция» более широкое, в него включается восприятие человека человеком.

    Восприятие человека человеком – восприятие внешних признаков партнера, соотнесение их с личностными, психологическими характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков и достижений (Андреева).

    Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.

При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.

Человек как объект восприятия.

В процессе общения каждый человек является объектом восприятия для партнера по общению. Человек выступает как своеобразный стимул, как особого рода источник информации. Образ другого – носитель 3-х типов информации:

1) физический облик;

2) экспрессивно-выразительные движения;

3) оформление внешности.

1. Физический облик – элементы внешности, обусловленные наследственностью:

    тип телосложения;

    национальные признаки (цвет волос, разрез глаз).

По ним определяются национальность, пол, психологические особенности (темперамент: см. концепцию Кречмера).

2. Выразительные движения:

    жесты;

    мимика;

    поза;

    походка.

Основные виды жестов (Пиз А. «Язык телодвижений»):

1. Произвольные – осознаваемые.

2. Непроизвольные – неосознанные.

3. Коммуникативные – заменяющие слова (знаки приветствия, прощания, согласия) – они осознаваемые и произвольные.

4. Модальные – отражают эмоциональное состояние человека, которое он хотел бы скрыть от партнера (они неосознаваемы и непроизвольны).

Жесты говорят об:

    отношении к беседе (теме разговора);

    отношении к партнеру;

    эмоциональном состоянии;

    устойчивых психологических характеристиках человека (свойствах личности): экстраверсия, интроверсия, доминантность, замкнутость и т.п.;

    намерения человека (агрессивность, сексуальность).

Анализ конкретных жестов см. в работе А. Пиза.

Частота использования жестов (тоже несет информацию):

    Увеличение частоты связано с эмоциональным состоянием ==> чаще человек жестикулирует при «+» эмоциях, при беспокойстве, неуверенности, полнении.

    Увеличение частоты жестов – у людей с низким социальным статусом (с высоким социальным статусом жестикулируют реже).

    Связано с уровнем развития речи – реже жестикуляция у лиц с хорошим развитием речи.

    Национальные особенности человека (у финнов – 1 жест в час, у итальянцев – 80 в час, у французов – 120 в час, у мексиканцев – 180 в час)

Точность интерпретации жестов (т.к. жест носит многозначный характер):

    Зависит от контекста (ситуации).

Пример: слабое пожатие ==> слабый характер или артрит!

    Зависит от национальной принадлежности человека.

Язык жестов (так же, как и вербальный язык) в разных культурах различен.

Пример: Кивок головой (сверху вниз) у болгар, индусов, турок означает несогласие, отрицание; у нас, русских, наоборот, – согласие, одобрение.

Поза имеет то же содержание, что и жест.

Мимика – тонкий индикатор эмоционального состояния человека. Мимика может быть произвольной и непроизвольной (последняя – наиболее информативна).

К непроизвольным выражениям относятся, прежде всего, покраснение или побледнение кожи лица, выделение пота, особенно при страхе, блеск глаз и т.п. Эти внезапные проявления переживаний неуправляемы.

Другие непроизвольные движения, такие как стискивание зубов или нахмуривание лба, улыбающееся или печальное выражение лица, могут управляться: подавляться или произвольно вызываться.

Если выразительные движения одного и того же рода систематически повторяются, то они формируют устойчивую «маску» человека, по которой моно определить доброго, злого, угрюмого, жизнерадостного человека.

В общении люди используют не только членораздельную речь, но и язык эмоций. Причем, не только тогда, когда переживают, но и тогда, когда хотят сообщить о переживаниях другим или для маскировки своих действительных мыслей и состояний.

Чтение эмоций по выразительным движениям имеет огромное значение. Оно помогает глубже познать и понять человека, его действительное отношение к событию и тем самым принять адекватные меры: сочувствие, помощь, осуждение и т.д.

Однако, в силу того, что выразительные движения могут управляться, т.е. не соответствовать действительному переживанию человека, возможны ошибки в диагнозе эмоций.

Пример: человек, переживающий страх, проявляет внешнее спокойствие и даже улыбаться.

Настоящее понимание эмоций человека возможно только при учете многих факторов и, в частности, конкретной ситуации общения и сложившегося характера личности.

Для адекватного восприятия эмоций другого человека имеет значение знание ситуации, происшествия.

Большое значение имеет знание личности, особенностей ее характера. Некоторые люди не так глубоко переживают, как отражают это внешне, другие же при глубоком переживании скупы на внешние отражения, т.к. умеют владеть собой.

На возможность чтения языка выразительных движений оказывают влияние наблюдательность + личностные качества человека. Если воспринимающий сам эмоционален, то он легко может понять эмоциональное состояние другого и сопереживать ему ==> это говорит о высокой степени эмпатии .

На возможность человека понимать эмоции других влияют также:

    половозрастные особенности;

    личностные особенности;

    профессиональные особенности;

    принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требование уметь управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих людей.

Пример: профессии врача, учителя, психолога, тренера, следователя, менеджера и др.

Особенности походки (см. Дерябо):

1. Скорость (связана с типом темперамента).

2. Ритм (может отражать общее и эмоциональное состояние).

3. Ширина шага (свойства характера; целеустремленность, доминантность).

Походка содержит следующую информацию: возраст, пол, состояние здоровья, профессиональная принадлежность человека (Пример: моряк, балерина), устойчивые психологические качества (тип темперамента и т.п.).

3. Оформление внешности . (см. Люшер):

    одежда;

    украшения;

    макияж, прическа, борода, усы и т.п.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.

С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда.

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

    о национальности;

    о профессии;

    о возрасте;

  • об уровне материальной обеспеченности;

    об уровне эстетического развития;

    о личностных свойствах человека.

Стиль одежды.

Люшер: общий стиль (направление) и его психологическая интерпретация:

1. традиционный;

2. модный;

3. экстравагантный;

4. классический;

5. оригинальный;

6. разнообразный;

7. консервативный;

8. эксклюзивный;

9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.

2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды ==> конформизм.

3. Необычный, вычурный ==> человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).

4. Стиль противоположный 3. – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.

5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.

6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.

7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.

8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности, но это чрезмерно высокий уровень притязания, средство компенсации неудовлетворенности в сексуальной сфере.

9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области ==> компенсация этой потребности.

Но не только общий стиль одежды, но и предпочитаемый человеком цвет одежды может многое сказать о ее владельце (см. работу Люшера).

Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) – предпочитают люди властные, эмоциональные, энергичные.

Холодные тона (зеленый, синий, голубой) – предпочитают хладнокровные, эмоционально сдержанные натуры.

Украшения.

В основе использования украшений – четыре основные мотива (потребности):

● эстетическая потребность (желание быть красивой);

● потребность в значимости (престиже);

● потребность в защите, безопасности, покое, стабильности;

● сексуальная потребность.

Кто не использует украшений? – В основе отвержения лежит уровень самоуважения, высокая самооценка («Я и так могу понравиться»), низкая самооценка («Никакие попытки не помогут») ==> или завышенная или заниженная самооценка).

При этом имеет значение тип украшений и место, которое украшается. Посредством украшения демонстрируются сильные стороны.

Пример: красивая шея – колье; тонкое запястье – браслет; печатка – потребность в высокой социальной значимости и т.п.

Качество украшений.

Мелкие и недорогие, качественно выполненные ==> потребность в защите, любви.

Дорогие ==> потребность в престиже и значимости ==> высокий уровень притязаний, социальный статус (больше нечем завоевать).

Эстетические, с тонким вкусом ==> потребность красоте.

Сексуальные – макияж, татуировки, металлические заклепки, блеск, мишура.

Таким образом, в реальном процессе общения мы обращаем внимание е только на внешний, физический облик партнера, его экспрессивные проявления, но и на оформление внешности, в результате формируется определенной впечатление о человеке, его личностных качествах, но не всегда это впечатление и представление соответствует реальности.

От чего зависит точность восприятия человека человеком.

Факторы:

1. Социальный опыт.

2. Возраст (обращаем внимание на разные характеристики: чем моложе, тем больше внимания на внешность; подросток – анатомические признаки (рост, телосложение); взрослый – экспрессивные проявления: жесты, позы.

3. Пол (женщины точнее оценивают партнера).

4. Эмоциональное состояние. Пример: плохое настроение – другой человек кажется хуже.

5. Интеллект: чем он выше, тем точнее восприятие партнера.

6. Эмоциональные особенности личности (тревожные и сензитивные достаточно точно оценивают партнера, ибо отличаются тонкой чувствительностью к элементам экспрессивного поведения.

7. Склонность к рефлексии (кто занимается собой), лучше знает собеседника.

8. Отношение к партнеру симпатия ==> больше на достоинства).

Основные механизмы межличностного восприятия.

Вопрос о механизмах восприятия человека человеком – это вопрос о том, КАК людииспользуют постепенно поступающуюинформацию для формирования представления о другом человеке (о его качествах, свойствах и причинах его поведения и достижений).

В обыденной жизни человек часто не знает истинных свойств личности партнера, причин его поведения или знает их недостаточно. В условиях реального общения люди начинают приписывать (атрибутировать ) друг другу как причины поведения, так и какие-то более общие характеристики. Существует целаясистема способов такого приписывания (атрибуции ), исследованием которых занимается особая отрасль социальной психологии.

Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению.Каузальная (от латинскогокауза «причина»)атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Разобраться в мотивации значит сделать возможным прогнозирование поведения, что особенно важно в области межличностных отношений.

Понимание причин (мотивов) поведения – очень сложный процесс. Его изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

Основные модели атрибутивного процесса.

Первая работа принадлежит западному психологу Фрицу Хайдеру «Психология межличностных отношений» (1958 г.) – анализ атрибуции на основе художественных произведений: как литературные герои объясняют собственные и чужие действия и их результаты.

Теоретическая модель каузальной атрибуции Хайдера. В построении модели исходит из положения К. Левина , что поведение человека является функцией личности и ситуации. Поведение человека = f (Л + sit).

Хайдер выделял различные переменные (личностные и ситуативные), которые могут стать причиной поведения.

Личностные переменные:

1. Старания – это производное от интенции («намерение») и настойчивость (усилия). Старания – временный компонент личностной детерминированности.

2. Способности – это постоянный личностный компонент, который влияет на наше поведение.

Ситуативные переменные.

1. Трудность поставленной цели – константная переменная.

2. Случай (стечение обстоятельств) – временные переменные.

Два типа казуальности:

1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).

2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).

Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в чем причина его плохой успеваемости?

Но модель Хайдера неполная, так как не позволяет ответить на самый важный вопрос: по каким основания делается заключительный вывод о личностной или ситуативной каузальности. Сам Хайдер не смог ответить на этот вопрос, ограничившись приведением частных примеров из житейской практики.

Дальнейшие исследования были связаны с конкретизацией условий личностной и неличностной каузальности. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит Келли.

Модель Келли формализует процесс локализации причин в окружении (ситуативная каузальность) и в личности (личностная каузальность), так как он поставил цель – выявить основания для локализации причин действия или его результатов как в окружении, так и в индивиде.

Ковариационная модель Келли.

Для понимания причин чужого и своего поведения человеку необходимо три типа информации:

1. Информация об особенностях целевого объекта (может ли действие вызываться другими объектами).

2. Информация о согласованности поведения данного человека с поведением других людей (поступают ли другие так же в такой ситуации, достигают таких же результатов?).

3. Информация о стабильности (всегда ли данный человек ведет себя одинаково в аналогичных ситуациях? всегда ли он добивается таких результатов?).

По Келли, причина любого действия (результата) обусловлена ковариацией этих критераильных параметров. При этом экспериментально показано, что при атрибуции (объяснении) чужого поведения информация о стабильности гораздо сильнее влияет на объяснение причин, чем информация об особенности и тем более согласованности. А при атрибуции собственного поведения не учитывается информация о согласованности.

При атрибуции чужого поведения:

Локализация причин в личности чаще всего наблюдается при слабо выраженной особенности, низкой согласованности и высокой стабильности.

Локализация причин в объекте (ситуации) чаще происходит, если особенность ярко выражена, а согласованность и стабильность высока.

Локализация причин в обстоятельствах (ситуации) при ярко выраженной особенности, низкой стабильности и средней согласованности.

Нетрудно заметить, что переменные особенности целевого “объекта” и “обстоятельства” соответствуют ситуативным детерминантам поведения в модели Хайдера (соответственно: “трудность” и “случай”) и отражают ситуативную каузальность.

Данная схема отражает интерпретацию причин чужого поведения и НЕ касается вопроса о том, какую информацию предпочитает индивид при объяснении собственного поведения.

В реальной жизни наличие всех 3-х видов информации отсутствует, поэтому процесс атрибуции имеет крайне субъективный характер и может приводить к серьезным ошибкам.

Типичные ошибки атрибутивного процесса.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.

Росс – западный психолог – ввел это понятие.

Причины шибки:

1) Потребность в понимании и прогнозировании чужого поведения. Поведение человека становится более понятным, если поведение объясняется личной каузальностью.

2) Распределение внимания. Причиной поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания является человек, для действующего лица – ситуация.


Введение

Глава 1. Восприятие человека человеком в статике

1.3 Факторы восприятия

Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике

2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке

2.2 Эффекты межличностного восприятия

2.3 Эффект обратной связи

Заключение

1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Восприятие человека человеком - понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? - относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация - это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

1.3 Факторы восприятия

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова . При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходства , нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

· одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;

· манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)

Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях ; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер . Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам . Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.



Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.