Краткая запись образец. Краткая запись к задаче. Нужна ли она? Устный счёт проводится в форме эстафеты

Описание презентации Оформление краткой записи задачи 1 -2 классы по слайдам

Содержание Простые задачи Нахождение суммы 1 2 3 Увеличение числа на несколько единиц 4 Уменьшение числа на несколько единиц 5 Нахождение неизвестного слагаемого 6 7 Нахождение остатка 8 Нахождение неизвестного вычитаемого 9 Нахождение неизвестного уменьшаемого 10 Разностное сравнение 11 12 Составные задачи Нахождение суммы 13 14 15 16 Нахождение остатка 17 18 Нахождение неизвестного слагаемого 19 20 Нахождение неизвестного вычитаемого 21 22 23 Нахождение третьего слагаемого 24 Нахождение неизвестного уменьшаемого 25 26 Разностное сравнение

Аня вымыла 5 тарелок, а Миша вымыл 4 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети? Аня – 5 т. ? т. Миша – 4 т. 5 + 4 = 9 (т.) Ответ: 9 тарелок вымыли дети. Задача №

На стоянке было 2 грузовика. Вечером приехало ещё 5 грузовиков. Сколько всего грузовиков на стоянке? Было – 2 гр. Приехало – 5 гр. Стало – ? гр. 2 + 5 = 7 (гр.) Ответ: 7 грузовиков всего на стоянке. Задача №

На опушке леса росло 5 клёнов и 4 тополя, а сосен росло столько, сколько клёнов и тополей вместе. Сколько сосен росло на опушке леса? Клёнов – 5 д. Тополей – 4 д. Сосен – ? д. 5 + 4 = 9 (д.) Ответ: 9 сосен росло на опушке леса. Задача №

У Васи 7 книг, а у Егора на 3 книги больше. Сколько книг у Егора? Вася – 7 кн. Егор – ? кн. , на 3 кн. б. 7 + 3 = 10 (кн.) Ответ: 10 книг у Егора. Задача №

В первой группе 10 учеников, а во второй на 3 ученика меньше. Сколько учеников во второй группе? В I гр. – 10 уч. Во II гр. – ? уч. , на 3 уч. м. 10 – 3 = 7 (уч.) Ответ: 7 учеников во второй группе. Задача №

У Ани было 9 роз. 5 розовых, остальные белые. Сколько белых роз было у Ани? Розовые – 5 р. 9 р. Белые – ? р. 9 – 5 = 4 (р.) Ответ: 4 белые розы были у Ани. Задача №

Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай? Было – 5 з. Подобрал – ? з. Стало – 8 з. 8 – 5 = 3 (з.) Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай. Задача №

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось? Было – 9 в. Улетели – 5 в. Осталось – ? в. 9 – 5 = 4 (в.) Ответ: 4 вороны осталось. Задача №

На кустике висело 7 ягод клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало? Было – 7 яг. Упало – ? яг. Осталось – 5 яг. 7 – 5 = 2 (яг.) Ответ: 2 ягоды созрело и упало. Задача №

В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально? Было – ? м. Перевезли – 3 м. Осталось – 6 м. 3 + 6 = 9 (м.) Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально. Задача №

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго? I м. – 8 кр. на? кр. б. II м. – 3 кр. 8 – 3 = 5 (кр.) Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй. Задача №

Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого? I арб. – 5 кг на? кг м. II арб. – 8 кг 8 – 5 = 3 (кг) Ответ: на 3 килограмма один арбуз легче другого. Задача №

На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на пришкольном участке? Берёз – 6 д. ? д. Лип – ? д. , на 4 д. м. Ответ: 8 деревьев. Задача № 13 1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип 2) 6 + 2 = 8 (д.) – всего деревьев

В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу? Кастрюли – 2 шт. Сковородки – ? шт. , на 3 шт. б. Вазы – ? шт. Ответ: 7 ваз. Задача № 14 1) 2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок 2) 2 + 5 = 7 (шт.) — ваз

У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани? Яблоки – 3 шт. Груши – ? шт. , на 2 шт. б. ? шт. Персики – ? шт. , на 4 шт. м. Ответ: 9 фруктов. Задача № 15 1) 3 + 2 = 5 (шт.) – груш 2) 5 – 4 = 1 (шт.) – персиков 3) 3 + 5 = 8 (шт.) – яблок и груш вместе 4) 8 + 1 = 9 (шт.) – всего фруктов

Жёлтых – 17 к. Зелёных – ? к. , на 6 к. м. ? к. Красных – ? к. , на 12 к. б. В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке? Ответ: 68 кубиков. Задача № 16 1) 17 – 6 = 11 (к.) – зелёных 2) 17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе 3) 28 + 12 = 40 (к.) – красных 4) 28 + 40 = 68 (к.) – всего кубиков

Было – 4 г. и 6 г. Израсходовали – 8 г. Осталось – ? г. Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось? Ответ: 2 гриба. Задача № 17 1) 4 + 6 = 10 (г.) – было 2) 10 – 8 = 2 (г.) — осталось

Было – 23 р. Подарил – 6 р. и 4 р. Осталось – ? р. У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди? Ответ: 13 рыбок. Задача № 18 1) 6 + 4 = 10 (р.) – подарил 2) 23 – 10 = 13 (р.) — осталось

Было – 22 п. и 13 п. Прилетело – ? п. Стало – 49 п. На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело? Ответ: 14 птиц. Задача № 19 1) 22 + 13 = 35 (п.) – было 2) 49 – 35 = 14 (п.) — прилетело

Было – 6 к. Причалило – 3 к. и? к. Стало – 19 к. У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером? Ответ: 10 катеров. Задача № 20 1) 19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего 2) 13 – 3 = 10 (к.) – причалило вечером

Было – 7 б. и 3 б. Улетело –? б. Осталось – 5 б. Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело? Ответ: 5 бабочек. Задача № 21 1) 7 + 3 = 10 (б.) – было 2) 10 – 5 = 5 (б.) — улетело

Было – 20 в. Улетели – 10 в. и? в. Осталось – 6 в. На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6? Ответ: 4 вертолёта. Задача № 22 1) 20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего 2) 14 – 10 = 4 (в.) – улетело днем

Было – 9 г. Завяли – ? г. Осталось – 2 г. и 3 г. В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло? Ответ: 4 гвоздики. Задача № 23 1) 2 + 3 = 5 (г.) – осталось 2) 9 – 5 = 4 (г.) — завяло

В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе? Ответ: 11 горшков. Задача № 24 1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах 2)35 – 24 = 11(г.) – в III классе. I к. – 11 г. . II к. – 13 г. 35 г. III к. – ? г.

Бабушка испекла блины. Папа съел 15 блинов, мама 10. Сколько всего блинов испекла бабушка, если осталось 22 блина? Ответ: 47 блинов. Задача № 25 1)15 + 10 = 25(б.) – съели 2)25 + 22 = 47 (б.) – всего испекла бабушка. Было – ? б. Съели – 15 б. и 10 б. Осталось – 22 б.

В пенале лежали карандаши. Когда туда положили ещё 3 простых и 7 цветных карандашей, их стало 22. Сколько карандашей лежало в пенале сначала? Ответ: 12 карандашей. Задача № 26 1)3 + 7 = 10 (к.) – положили 2)22 – 10 = 12 (к.) – лежало сначала. Было – ? к. Положили – 3 к. и 7 к. Стало – 22 к.

В зале музея 18 картин. Из них 6 пейзажей, а остальные портреты. На сколько больше портретов, чем пейзажей? Ответ: на 6 портретов больше, чем пейзажей. Задача № 27 1) 18 – 6 = 12 (к.) 2)12 – 6 = 6 (к.)Пейзажи – 6 к. 18 к. на? к. б. Портреты – ? к.

В саду 15 кустов малины, кустов крыжовника на 3 меньше, чем малины, а кустов смородины на 11 больше, чем малины. На сколько меньше кустов смородины, чем крыжовника и малины вместе? Ответ: на 1 куст. Задача № 28 1) 15 – 3 = 12 (к.) – крыжовника 2) 15 + 11 = 26 (к.) – смородины 3) 15 + 12 = 27 (к.) – малины и крыжовника вместе 4) 27 – 26 = 1 (к.) — меньше смородины, чем крыжовника и малины вместе. Малина – 15 к. Крыжовник – ? к. , на 3 к. м. на? к. м. Смородина – ? к. , на 11 к. б.

Над полянкой кружились 8 пчёл и 11 стрекоз. 15 из них сели на цветы. На сколько больше насекомых село на цветы, чем продолжало кружиться? Ответ: на 11 насекомых. Задача № 29 1) 8 + 11 = 19 (н.) – было 2) 19 – 15 = 4 (н.) – осталось 3) 15 – 4 = 11 (н.) – больше село, чем продолжало кружиться Было – 8 н. и 11 н. Сели – 15 н. Осталось – ? н. на? н. б.

Цели:

  1. отрабатывать ранее изученные приёмы сложения и вычитания;
  2. обучение составлению краткой записи к «арифметическим сюжетным задачам»
  3. развивать логическое мышление, память, внимание, интерес и творческую активность.

Оборудование: индивидуальные карточки «Блиц-турнир», интерактивная доска, цветные карандаши, тетради на печатной основе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Посчитаем по порядку в арифметической зарядке (класс делится на три команды по рядам, каждый ряд получает карточку с математическими выражениями).

2. Устный счёт проводится в форме эстафеты

(На каждый ряд выдается карточка математическими выражениями, найдя значение одного выражения, ученик передает карточку следующему. Побеждает та команда, которая выполнит задание первая и без ошибок).

20 + 40 = (60)
70 – 40 = (30)
40 + 50 = (90)
50 – 30 = (20)
90 – 30 = (60)
15 – 8 = (7)
19 – 10 = (9)
15 + 27 = (42)
12 – 4 = (8)

2. Введение в тему урока.

1. Сегодня на уроке мы вновь отправимся в село Мирное к нашим друзьям Маше и Мише. Маша приготовила нам шараду и если мы её отгадаем, то узнаем, что будем делать на уроке.

Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

(Это задача, значит, на уроке мы будем решать задачи).

2.Правильно! А сейчас давайте поможем Маше решить экспресс - задачи, то есть будем записывать только решение с ответом. (У каждого ученика на парте лежит карточка с текстом задач. Учитель зачитывает текст задачи, а ученики записывают решение и ответ).

3. Основная часть.

1. А сейчас ребята мы приступаем к изучению нового материала. Догадайтесь, из диалога Маши и Миши, какова тема нашего урока (звучит диалог между ребятами).

Как тебе удается так быстро решать задачи? – спросил Миша у сестры.

Я делаю краткую запись. Она помогает помнить условие и требование задачи, а также находить её решение – пояснила Маша. (Краткая запись.)

Правильно. Сегодня мы будем учиться составлять краткую запись к задаче. Откройте раздел «Содержание» и определите на какой странице учебника мы будем работать.

Дети выполняют задание № 1. Прочитайте текст и посмотрите на краткую запись, которую сделала Маша.

На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось?

Сидело - 20 ласт.
Улетело – 5 ласт.
Осталось - ?

Запишите краткую запись в тетрадь и подчеркните красным карандашом ту часть, в которой кратко записано условие задачи, а синим карандашом – ту часть, в которой кратко записано требование задачи.

Скажите, что известно по условию задачи (сидело – 20 ласточек, улетело – 5).Что обозначает число 20? (Сколько всего было ласточек).

Это целое число или часть числа? (Целое).

Что обозначает число 5? (Количество ласточек, которые улетели.)

Это целое число или часть числа 20? (Число 5 часть числа 20.)

Значит, искомое число будет составлять вторую часть числа 20. Как вы думаете, каким действием будет решаться задача? (Действием вычитания.)

Решите задачу. Вычислите и запишите ответ. (Дети делают запись в тетради.)

2. Пока мы решали задачу, Маша пошла помогать бабушке сажать деревья, а Миша никак не может выбрать какая краткая запись подходит к следующей задаче (даны три краткие записи).

В центре большого пруда на острове находилось несколько гусей. После того, как к ним приплыло ещё 5 гусей, на острове стало 12. Сколько гусей было сначала на острове?

(Дети читают текст задачи). Чтобы помочь Мише, возьмите красный карандаш и промаркируйте ключевые слова в условии задачи. А затем синим карандашом промаркируйте ключевое слово в требовании задачи. (Красным карандашом дети маркируют слова «приплыло» и «стало», а синим – «было». Точно также они маркируют и краткие записи. Затем, сравнив маркировку в тексте задачи и в кратких записях, выбирают ту, которая соответствует тексту задачи.) Молодцы! Вы отлично помогли Мише! А теперь нам нужно помочь Маше и ее бабушке сажать деревья. Но надо быть не только трудолюбивыми, но и внимательными. Вы должны посадить саженцы только в те лунки, номера которых являются значением выражения написанных на деревцах.

На саженцах: 6+8, 13-5, 18+3, 9+4, 20+7, 60-40, 10+50, 15-9;

На лунках: 14, 8, 21, 13, 27, 20, 60, 6.

А теперь ребята давайте покажем Маше, как мы научились составлять краткую запись. (Дети читают текст задачи.)

Когда мы пришли помогать бабушке и Маше сажать деревья, они уже посадили 6 саженцев, и осталось посадить ещё 10. Сколько саженцев было у бабушки?

а) найди условие задачи и промаркируй ключевые слова красным карандашом. Затем найди требование задачи и промаркируй ключевое слово синим карандашом.

б) записать краткую запись, решить задачу и записать ответ.

4. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте попрощаемся с Машей и Мишей.

Что мы делали на уроке, и чему нас научила Маша?

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу: список типов задач ↓↓↓ Типы задач в одной таблице Задачи на нахождение суммы - 1 Задачи на нахождение суммы - 2 Задачи на нахождение суммы - 3 Задачи на нахождение остатка Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц -1 Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц -2 Задачи на нахождение неизвестного слагаемого Задачи на разностное сравнение Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

- Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.

- 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте Количество конвертов Всего приглашений
2 пр. ? к. 8 пр.

- Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.

- Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

- Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

- В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было - 20 л и 20 л
Выпили - 12 л
Осталось - ? л

- В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м
Израсходовали - 10 м
Осталось - 7 к. по? м

- Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было - ? гр.
Полили - 5 гр. и 3 гр.
Осталось - 4 гр.

- В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было - 33 к.
Посадили - ? кл. по 6 к.
Осталось - 15 к.

- В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было - 12 р.
Пришли - 3 д. и 4 м.
Стало - ? р.

- У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было - 6 н.
Подарил - 2 н.
Купил - 5 н.
Стало - ? н.

- На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

- В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

- На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Роль краткой записи при решении задачи

Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время - это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.

В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.

С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен:

Уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми;

Уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;

Уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;

Умение составлять задачи.

В начальном курсе математике понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», « сюжетными», «вычислительными» или «практическими».

Начальный курс математики ставит основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Оно оформляется в виде последовательности числовых равенств или выражением, к которым даются пояснения.

Виды задач:

Простые;

Текстовые;

Составные;

Обратные;

Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.

В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из способов введения составных задач. Решение составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней.

Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся и иллюстрация задачи.
Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.

Краткая запись - это коротко записанное условие задачи, последним в краткой записи пишется вопрос к задаче. Следующий этап-решение. После него ответ.

Некоторые авторы относят составление краткой записи к задаче к этапу поиска способа решения задачи, а не к этапу анализа условия задачи (М.А. Бантова). На наш взгляд, это действительно так, т.к. составление краткой записи задачи часто позволяет определить ее решение (неявный поиск способа решения).

Работая над планом решения задачи, ученик должен выделить все возможные связи между величинами, которые прослеживаются в данной задаче (даже, если затем их не нужно будет задействовать в решении).

Во время разбора задачи можно составить иллюстрацию к ней. Иллюстрация к задаче, её краткая запись, составление схемы или чертежа, таблицы являются вспомогательными средствами, но, чаще всего именно они помогают ученику вникнуть в смысл задачи, выявить зависимости между величинами и найти план решения задачи.

Краткая запись, выступая в роли наглядной и словесной опоры для памяти учеников, способствует более быстрому и всестороннему усвоению задачи, осмыслению числовых данных. Выделение из текста числовых данных и их рациональная запись делает более ясным то, что дано в задаче и что в ней отыскивается. Краткая запись дает возможность расчленить задачу на условие и искомое, облегчает анализ задачи.

Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (вспомогательное средство!!!). При оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно.

В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

    Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

    В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

    Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;

    Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи. В методике обычно говорят о двух способах проведения такой работы: о разборе от данных к искомым значениям и, наоборот. От искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям. Первый называется синтетическим, второй – аналитическим. Возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.

Составление задач по краткой записи – важный этап в работе над составной задачей и отработке навыков решения ее. Эту работу надо начинать еще при работе над простой задачей и параллельно с записью краткого условия задачи. Сначала рекомендуется научить составлять краткое условие составной задачи, решать ее, затем предложить аналогичную краткую запись, но с другими числами и попросить сформулировать задачу, аналогичную данной. Затем постепенно, работая над составлением задач, менять формы краткой записи условия задачи и исключать предварительную работу с заданной задачей и ее краткой записью

Пояснения к решению задач. Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи дает импульс к развитию мышления ученика.

При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высокоэффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала. На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот.

Типичные краткие записи представлены ниже. В первом классе это могут быть рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.

Так же представлены типы задач в начальной школе, каждому типу своя краткая запись.

ПАМЯТКА (алгоритм)

«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.

4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и запиши ответ задачи.

Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:

Анализ задачи.

1. Известно, что … (расскажи условие задачи)

2. Надо узнать… (повтори вопрос)

3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …

4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…

5. Поэтому в первом действии мы узнаем …

6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … (какое действие выполняем)

ТИПЫ ЗАДАЧ

1 КЛАСС

    Задачи на нахождение суммы

На ветке сидело 4 воробья и 3 снегиря. Сколько птиц сидело на ветке?

    Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском на 5 меньше. Сколько морей в Индийском океане?

Антон нашел 5 боровиков, а сыроежек на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Антон?

За два дня турист прошел 8 км. В первый день он прошел 3 км. Сколько км он прошел во второй день?

    Задачи на нахождение остатка.

На дереве сидело 7 птиц. 3 улетели. Сколько птиц осталось?

    Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого.

У Иры было 9 тетрадей. Когда несколько тетрадей Ира исписала, их осталось-6. Сколько тетрадей исписала Ира?

На полке было 5 книг. Когда еще несколько книг поставили на полку, их стало 8. Сколько книг поставили на полку?

    Задачи на нахождение уменьшаемого.

Когда Коля раскрасил в книжке 4 картинки, их осталось 3. Сколько картинок в книжке?

    Задачи на разностное сравнение.

В саду 8 кустов малины и 5 кустов крыжовника. На сколько больше кустов малины, чем кустов крыжовника? На сколько меньше кустов крыжовника, чем кустов малины?

    Задачи с косвенными вопросами.

Ров первого деревянного кремля имел глубину 5 м, что на 2 м больше, чем его ширина. Какова ширина рва?

Жук олень имеет длину 7 си, что на 4 см меньше длины уссурийского усача. Какова длина уссурийского усача?

В магазин привезли 20 ящиков конфет, а печенья на 6 ящиков больше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?

На земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько всего океанов и материков на Земле?

    Составные задачи на нахождение остатка.

В классе учились 12 девочек и 10 мальчиков. Потом 4 человека ушли. Сколько человек осталось?

    Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.

В классе 14 девочек и 15 мал ьчиков. В школу пришло 18 детей. Сколько детей заболело?

Ежик собрал 28 яблок. 9 из них он отдал ежику и еще несколько белочке. Сколько ежик отдал яблок белочке, если у него осталось 12 яблок?

    Составные задачи на нахождение третьего слагаемого.

У нашей кошки 11 котят: 3 белых 4 черных и несколько рыжих. Сколько рыжих котят у нашей кошки?

    Составные задачи на нахождение суммы.

На полке стояло 9 книг на немецком языке, а на английском на 14 книг больше, чем на немецком, а на французском языке на 12 книг меньше, чем на английском. Сколько всего книг стояло на полке?

    Составные задачи на нахождение уменьшаемого.

В банке были соленые огурцы. За завтраком съели 12 огурцов, а в обед 21. Сколько огурцов было в банке, если в ней осталось 15 огурцов?

    Составные задачи на разностное сравнение.

В тетради 6 чистых страниц, исписано на 4 страницы больше. На сколько меньше исписанных страниц, чем всего страниц в тетради?

В коробке было 9 красных и зеленых ручек. Из них красных - 3 ручки. На сколько больше было зеленых ручек, чем красных?

2-3 КЛАСС

    Простые задачи на умножение.

Сколько колес у 3 двухколесных I велосипедов?

    Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

У Сережи 4 солдатика, а у Антона в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Антона?

В кружках занималось 18 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек занималось в кружке?

    Задачи на деление по содержанию и на равные части.

У плотника 16 дощечек. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идет 8 дощечек?

Тесьму длиной 3 м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров тесьмы в каждой части?

    Задачи на кратное сравнение.

В бидоне 10 л молока, а в кувшине 5 л. во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне. Во сколько раз больше молока, а в бидоне, чем в кувшине?

    Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

На одной стороне улицы 24 дома. Это в 3 раза больше, чем на другой. Сколько домов на другой стороне?

В саду росло 18 черешен. Это в 3 раза меньше, чем персиковых деревьев. Сколько персиковых деревьев в саду?

    Составные задачи на нахождение суммы.

Мама купила 12 кг земляники что в 4 раза больше, чем малины. Сколько кг ягод купила мама?

    Задачи на приведение к единице.

Для 6 гирлянд надо 12 фонариков. Сколько потребуется фонариков для 2 гирлянд?

    Составление задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.

Для уроков труда купили 4 набора цветной бумаги по 10 листов в каждом наборе. На поделки истратили 36 листое. Сколько листов осталось?

Бабушка засолила несколько банок помидоров по 5 кг в каждой банке. Зимой съели 30 кг и осталось 10 кг помидоров. Сколько помидоров засолила бабушка?

На пришкольном участке ребята вырастили морковь. После того, как разложили морковь в 2 корзины, по 6 кг в каждую - осталось 28 кг. Сколько кг моркови вырастили ребята?

    Составные задачи на разностное и кратное сравнение.

6 ящиков с банками весят 30 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?

6 ящиков киви весят 18 кг, и 2 ящика манго 12 кг. Во сколько раз ящик с манго весит больше, чем ящик с киви?

    Задачи на нахождение суммы двух произведений.

Школьники окопали 2 ряда яблонь по 6 деревьев в каждом ряду и 3 ряда вишен но 5

деревьев в каждом ряду. Сколько всего фруктовых деревьев окопали школьники?

    Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Для детского сада купили 68 кг конфет. Карамель лежала в б коробках по 4 кг в каждой, а шоколадные конфеты в 4 коробках. Сколько килограммов шоколадных конфет в каждой коробке?

    Составные задачи на деление суммы на число.

С одной грядки сняли 18 кг репы, а с другой 54 кг. Всю репу разложили в корзины по 9 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?

    Простые задачи на цену, количество, стоимость.

5 пуговиц стоят 35 рублей. Сколько стоит одна пуговица?

У Коли 4 монеты но 50 копеек. Сколько денег у мальчика?

Батон хлеба стоит 2 рубля. Сколько батонов хлеба можно купить на 8 рублей?

    Составные задачи на цену, количество, стоимость.

Для школы купили 5 линеек по 8 рублей и столько же карандашей по 2 рубля. Сколько денег заплатили?

За 6 м шелка и 3 м шерсти заплатили 108 рублей. Метр шерсти стоит 24 рубля. Сколько стоит метр шелка?

Миша купил на 18 рублей 6 конвертов. Сколько конвертов он купит на 6 рублей?

    Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.

Сторона прямоугольника а = 5 см, а в на 2 см короче. Чему равен периметр прямоугольника?

Сторона прямоугольника а = 4 см, Р = 14см. Чему равна сторона в?

4 КЛАСС

    Простые задачи на движение.

Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу. Чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?

Мальчик пробежал 20 м за 10 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?

Муха летела со скоростью 5 м/с 15 секунд. Какое расстояние она пролетела?

    Задачи на встречное движение.

Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 200 м. Они встретились через 20 секунд. Первый бежал со скоростью 5 м/с. С какой скоростью бежал второй мальчик?

Расстояние между селами 48 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли одновременны навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали 2 автобуса. Скорость первого автобуса 25 км/ч, скорость второго 50 км/ч. Первый автобус прошел до встречи 100 км. Сколько км прошел до встречи второй автобус?

    Задачи на движение в одном направлении.

Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час?

Отряд прошел 39 км. Первые 3 часа он шел со скоростью 5 км/ч. Остальную часть пути отряд прошел за 6 часов. С какой скоростью отряд прошел остальную часть пути?

    Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении.

Из гаража одновременно в противоположных направлениях вышли две автомашины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, а другая со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут эти машины через 4 часа?

Из одного поселка вышли в одно и то же время в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 5 м/ч, а скорость другого 6 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 33 км?

От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Через 6 часов расстояние между ними было 360 км. Один из них шел со скоростью 28 км/ч. С какой скоростью шел другой теплоход?

    Задачи на пропорциональное деление.

Двое рабочих заработали 900 рублей. Один работал - 2 недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый?

    Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

В одном куске было 6 м ткани, а в другом 12 м такой же ткани. Второй кусок стоит на 24 рубля дороже, чем первый. Сколько стоил каждый кусок ткани?

    Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 25 см, а ширина равна 4/5 длины?

2/5 кружки сахарного песку весит 100 г. Сколько весит кружка сахарного песку.

    Задачи на нахождение площади.

Задачи на нахождение суммы (составные ) задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой и косвенной форме.

Задача № 1

I -

II - ? , на б .

Задача № 2

I -

II - ? , на м .

Задача № 3

I - , на б .

II - ?

Задача № 4

I - , на м .

II - ?

Задачи на движение.

V

t

S

Более наглядно – чертеж.

Задачи на цену, количество, стоимость.

Ц

К

С

Задачи на нахождение площади и периметра.

Дано: Решение:

Найти:

Ответ:

Задачи на ……..

Масса одного мешка

Количество мешков

Общая масса

Задачи на нахождение суммы или одного из слагаемых.

Задача № 1

I -

?

II -

Задача № 2

I - ?

II -

Задача № 3

I -

II - ?

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (в несколько раз) в прямой и косвенной форме, задачи на разностное сравнение.

Задача № 1

I -

II - ? , на (в) б .

Задача № 2

I -

II - ? , на (в) м .

Задача № 3

I - , на (в) б .

II - ?

Задача № 4

I - , на (в) м .

II - ?

Задача № 5

I -

II - на (в) ? б . ( м . )

Задачи на нахождение остатка, уменьшаемого, вычитаемого.

Задача № 1

Было -

Уехали -

Осталось - ?

Задача № 2

Было - ?

Уехали -

Осталось -

Задача № 3

Было -

Уехали - ?

Осталось -