Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Битва за Ленинград 1941-1944, оборонительные и наступательные операции Великой Отечественной войны, проведённые советскими войсками с июля 1941 по 9 августа 1944 на северо-западном стратегическом направлении с целью обороны Ленинграда и разгрома группировки немецко-фашистских войск. В ней участвовали войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2го Прибалтийского фронтов. Краснознамённый Балтийский флот, Ладожская и Онежская военные флотилии, соединения авиации дальнего действия и Войск ПВО страны. Активно участвовали жители Ленинграда, области и партизаны.

Политическое руководство Германии, учитывая факторы политического, экономического и стратегического значения, наметило Ленинград одним из первоочередных объектов своей агрессии. В плане «Барбаросса» овлвдение городом на Неве считалось «неотложной задачей». Они намеревались стереть Ленинград с лица земли, истребить население.Развернувшаяся в Восточной Пруссии и на фронте от Мемеля до Голдапа группа армий «Север» (командующий генерал-фельдмаршал В. Й. Ф. Лееб) в составе 16-й и 18-й армий и 4-й танковой группы имела задачу разгромить советские войска в прибалтике и во взаимодействии с частью сил группы армий «Центр» и войсками, наступавшими из Финляндии, захватить Ленинград и Кронштадт. Наступление группы армий «Север» поддерживал 1-й воздушный флот. В юго-восточной Финляндии 2 финские армии должны были перейти в наступление между Ладожским и Онежскими озёрами и на Карельском перешейке, чтобы соединиться с немецкими войсками на реке Свирь и в районе Ленинграда. Действия войск сосредоточенных в Финляндии, поддерживал 5-й немецкий воздушный флот и финские ВВС. Наступление немецких войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941, им в это время противостояли Северный фронт (командующий генерал-лейтенант М. М. Попов) и Северо-Западный фронт (командующий генерал-майор П. П. Собенников). Почти одновременно противник нанёс удары на лужском, новгородском, старорусском, петрозаводском и олонецком направлениях. В конце июля немецкие войска вышли на рубеж рек Нарва, Луга и Мшага, где вынуждены были перейти к обороне и произвести перегруппировку.

На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях советские сухопутные войска при поддержке кораблей Ладожской военной флотилии в июле-августе вели оборонительные бои и к концу сентября остановили фашистов на рубеже реки Свирь. С 8 августа немецкие войска перешли в наступление на красногвардейском направлении. 16 августа советские войска оставили г. Кингисепп, к 21 августа противник вышел к Красногвардейскому УР, пытаясь обойти его с юго-востока и ворваться в Ленинград. С 22 августа начались напряжённые бои на ораниенбаумском направлении, но был остановлен северо-восточнее Копорья. На лужском направлении сражались воины Лужской оперативной группы, отразившие все атаки немецких войск. На новгородско-чудовском направлении фашистская армия до 19 августа вела бои за Новгород. Затем советские войска отошли за реку Малый Волховец. Важную роль в этот период боевых действий сыграл контрудар советских войск Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы, который отвлёк значительные силы врага, вынудил его изменить направления своих ударов, позволил выиграть время для усиления обороны Ленинграда. 20 августа советские войска оставили г. Чудово. На Карельском перешейке советские войска с 31 июля вели оборонительные бои; к 1 сентября они отошли на рубеж 30-40 км. восточнее Кексгольм, Выборг. Создавалась реальная угроза окружения Ленинграда. 23 августа Ставка ВГК разделила Северный фронт на Карельский (командующий генерал-лейтенант В. А. Фролов) и Ленинградский (командующий генерал-лейтенант М. М. Попов, с 5 сентября Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, с 12 сентября генерал армии Г. К. Жуков, с 10 октября генерал майор И. И. Федюнинский, с 26 октября генерал-лейтенант М. С. Хозин).





В конце августа противник возобновил наступление вдоль шоссе Москва-Ленинград, 25 августа захватил Любань, 29 августа Тосно, 30 августа вышел на реку Нева и перерезал железную дорогу связывающую Ленинград со страной. Прорвавшись через ст. Мга и 8 сентября овладев Шлиссельбургом, немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Началась блокада города, сообщение с которым поддерживалось теперь только по Ладожскому озеру и по воздуху. На наиболее угрожаемые участки Ленинградского фронта с Карельского перешейка перебрасывались некоторые соединения, резервные части пополнялись отрядами народного ополчения, значительное количество моряков переводилось с кораблей на сушу, на борьбу с танками направлялась часть зенитных орудий ПВО города. Сопротивление советских войск врагу нарастало. К концу сентября фронт на юго-западном и южном подступах к Ленинграду стабилизировался. План врага по захвату Ленинграда с ходу потерпел крах, а это повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву.

По материалам СВЭ

Хронологические даты

1941 год

8 сентября Захват немцами Шлиссельбурга. Начало блокады Ленинграда.

Первый массированный налёт вражеской авиации на город.

Прибытие в Осиновец первых судов с продовольствием с восточного берега

Ладожского озера.

1 октября Сокращение норм выдачи хлеба населению и норм довольствия войскам.

Сокращение норм довольствия войскам.

16 ноября Начало переброски продовольственных грузов самолётами в Ленинград.

22 ноября Начало движения автотранспорта по ледовой дороге через озеро.

9 декабря Разгром немецкой группировки под Тихвином. Освобождение Тихвина.

1942 год.

1 января Открытие сквозного железнодорожного движения до Войбокало-Жихарево.

10 февраля Сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка от Войбокало до Кобоны.

1943 год.

18 января Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волховского фронтов.

6 февраля В Ленинград прибыл первый поезд по вновь построенной в полосе прорыва

Железной дороге.

1944 год.

14-27 января Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.

Д. В. Павлов Ленинград в блокаде Лениздат 1985.

Букв много в посте...

Скорее всего, к людям наконец-то начала просачиваться ранее тщательно скрывавшаяся информация, которая способна открыть нам подлинных организаторов той страшной войны, подлинные цели, которые они ставили перед собой, и подлинные события, происходившие в то страшное и жестокое время.

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности», которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ.

В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было, и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению.

Он делает свои выводы, анализируя общедоступную, широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний»…

В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено. Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы.

В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами.

Итак, пойдём по порядку.

ЗАГАДКА ПЕРВАЯ

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было!

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации, определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

ЗАГАДКА ВТОРАЯ

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили.

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

ЗАГАДКА ЧЕТВЕРТАЯ

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию, пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

ЗАГАДКА ПЯТАЯ

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев… Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машино-строительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства:
«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается: 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения…»

Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время?

Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

ЗАГАДКА ШЕСТАЯ

Куда девалась продукция Кировского завода?

«Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос - по способу доставки из осаждённого города в действующую армию и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное - 58 бронепоездов - всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос - это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную - это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!..»

ЗАГАДКА СЕДЬМАЯ

Снарядов самим не хватало?

”Историки” также утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

”Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага...”

Всё-таки интересно - у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии?! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально задана конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

ЗАГАДКА ВОСЬМАЯ

Откуда бралась электроэнергия?

«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.

Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию.

На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод.

Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская ГЭС вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатт. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно, 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт)…

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:
- десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);
- десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),
- прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),
- много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт…

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.»

ЗАГАДКА ДЕВЯТАЯ

Откуда поступало продовольствие?

«Потребность в продовольствии города составляла (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагона). Напомню, это без учёта численности войск и флота, и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон - на 30 суток, мяса и мясопродуктов - на 33 дня, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолёты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации.

С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения.

(За 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня. Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (википедия) (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки - это меньше суточной потребности города)…»

Давайте и мы с вами немножко посчитаем. Для того, чтобы полуторками перевезти 360 000 тонн грузов, необходимо совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 поездок, которые были выполнены за 152 дня (округлим до 150 дней, нам здесь высокая точность не нужна). На одни сутки приходится 240 000 / 150 = 1600 поездок. В сутках мы имеем 60 х 24 = 1440 минут.

Из этого следует, что, для того, чтобы обеспечить 1600 поездок в сутки по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днём и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!

Но ведь «дорогой жизни» был лёд Ладожского озера, расчищенный от снега (по глубокому снегу обычные автомобили ездить не могут). Для езды по льду такой интервал вполне приемлем, ведь лёд - это не асфальт, и превышение нагрузки сразу же приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.

Если всё было так, как нам сообщают историки и пропагандисты тех времён, то у врага была очень простая задача: периодически постреливать из пушек по озеру и портить дорогу.

Ведь ледяную дорогу испортить очень легко, а вот «отремонтировать» быстро невозможно! Нужно расчищать объезд, а на это нужно несколько часов, ведь трактор туда не пошлёшь - он слишком тяжёл.

Поэтому утверждение о том, что за 152 дня по «дороге жизни» было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы только в силу приведённых расчётов! А ведь ещё нужно было обеспечивать круглосуточную, ритмичную разгрузку, погрузку и заправку автомобилей, и этот конвейер не должен был останавливаться ни на минуту!

Ещё нужно было иметь достаточно транспорта и горючего, чтобы подвозить то, что нужно отправлять на «большую землю» и вывозить то, что привозилось в окружённый район.

А сколько же автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.

По карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолевать по Ладожскому озеру составляет около 30 км. Если мы предположим, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавим 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; то получим, что каждый автомобиль делал 8 рейсов в сутки.

Следовательно, для того, чтобы сделать 1600 рейсов в сутки, нужно было иметь 200 автомобилей.

Конечно, это идеальный расклад. В действительности и время в пути могло быть больше 1 часа, и автомобили выходили из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения указанного объёма перевозок, число автомобилей можно смело увеличить в 2 раза.

И все эти 400 полуторок нужно было постоянно заправлять бензином. Расход топлива у них составлял около 20 литров на 100 км. За сутки каждый автомобиль, проезжавший 480 км, расходовал, как минимум, 100 литров бензина. На весь парк автомобилей каждый день нужно было доставлять не менее 40 тонн бензина...

Эта, работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном, целенаправленном противодействии противника становится непосильной, почти невыполнимой задачей.

Нет, я не сомневаюсь в том, что попытка организовать снабжение города и области таким образом могла иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были совсем другими.

ЗАГАДКА ДЕСЯТАЯ

Похоже ли это всё на правду?

«К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъёмностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью).

Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны, и одну - после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками.

Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе…»

На имеющихся картах действительно хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полоской, шириной всего в 12 км!

И поверить в то, что войска этих фронтов, при огромном количестве мощной военной техники и боеприпасов, выпускавшихся в Ленинграде, не имели возможности отбросить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!

Мало того, оказывается, в марте 1942 года произошло следующее эпохальное событие:

«29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало и неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам…»

Тем не менее, окружение прорвано не было, и причин этому мы пока не знаем…

ВЫВОДЫ

1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как такой, никогда не было.

2. Утверждается, что из Ленинграда к октябрю 1942 года было эвакуировано 1,5 млн. человек. Утверждается, что за время блокады в Ленинграде погибло около 1,5 млн. человек. Но перед войной в Ленинграде проживало всего 2,5 млн. жителей. Откуда могли взяться дополнительные 0,5 млн. чтобы погибнуть, и кто же работал 3 года на военных заводах, ежемесячно выпускавших сотни танков, тысячи пушек и миллионы снарядов? Общепринятая статистика по этим вопросам не выдерживает даже элементарного анализа.

3. Если, как утверждается, за 1,5 года из Ленинграда было эвакуировано 1,5 млн. человек, то снабжение продовольствием 1 млн. оставшихся людей было уже не очень трудной задачей. Если бы со снабжением всё было так, как нам рассказывают, то не было бы 1,5 млн. погибших от голода!!!

4. Элементарные подсчёты убедительно показывают, что ни автотранспортом, ни катерами и самолётами невозможно было обеспечить военную промышленность сырьём, материалами, инструментами и комплектующими.

5. Нет никакой информации об обеспечении города и промышленности достаточными мощностями электроэнергии. Для работы военных заводов, которые действительно работали, энергии нужно было в несколько раз больше, чем имелось по официальной информации.

6. Совершенно непонятно, куда девалась большая часть произведённой военной техники, особенно тяжёлой. Если в Ленинграде за 3 месяца было выпущено более 700 тяжёлых танков, то за 30 месяцев блокады их можно было сделать столько, что хватило бы раскатать в пыль всю Европу!

7. Пока нет никаких догадок по поводу причин, по которым немцы не разрушили работавший у них под носом (в 3-х километрах) Кировский завод, выпускавший военную технику всё время «блокады».

8. Так же неясны причины, по которым немцы не разрушили Ленинград артиллерией и авиацией, хотя поначалу имели большое преимущество в этих видах вооружений.

9. Нет вразумительных объяснений тому, что окружение района не было прорвано советскими войсками. Ленинградский и Волховский фронты в районе Шлиссельбурга разделяла полоска шириной всего в 12 км! Партизаны привозили продовольствие на телегах, а регулярные войска ничего не могли сделать. Абсурд!

10. Очень похоже на то, что вариации на тему «блокады» Ленинграда призваны замаскировать нечто, гораздо более серьёзное, чем то, что нам известно из общедоступной информации. Вполне возможно, что в то время происходили совсем другие события, для сокрытия которых не остановились перед миллионными жертвами, и которые тщательно скрывают до сих пор…

ПОСТСКРИПТУМ

С историей Великой Отечественной Войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться.

В ней много непонятных моментов. Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20.000 (двадцати тысяч) наших танков, при этом сами имели только 4171 танков и САУ.

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104.840 танков и САУ, при этом, большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно.

Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз - во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации)…

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто, и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства, что вся эта блокада специально была организована так, чтобы убить как можно больше людей.

изм. от 25.07.2013 г - ()

Скорее всего, к людям наконец-то начала просачиваться ранее тщательно скрывавшаяся информация, которая способна открыть нам подлинных организаторов той страшной войны, подлинные цели, которые они ставили перед собой, и подлинные события, происходившие в то страшное и жестокое время.

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности», которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ.

В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было, и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению.

Он делает свои выводы, анализируя общедоступную, широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний»…

В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено. Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы.

В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами.

Итак, пойдём по порядку.

ЗАГАДКА ПЕРВАЯ

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было!

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

ЗАГАДКА ВТОРАЯ

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград . Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда , якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

ЗАГАДКА ЧЕТВЕРТАЯ

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!


Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Таким образом, причины загадки блокады Ленинграда может стоит поискать в несколько иной плоскости, чем мы привыкли это делать?


К 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, вышла карта событий Ленинграда 1941-1945 годов, наиболее выразительно говорящих о том времени.

Каменноостровский проспект, 26-28 (дом Бенуа). Рождение музыки времени.

Знаменитая Седьмая симфония Шостаковича, названная впоследствии "Ленинградской", сочинялась в 1941-1942 годах. Первые три части были написаны в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Работу над ними Шостакович закончил в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда.
«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», - сказал Шостакович позднее.

Финал симфонии композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года. Блокадный Ленинград услышал культовое произведение 9 августа 1942 года. Вместе с медикаментами и другим ценным грузом партитуру доставил спецсамолет из Куйбышева, прорвавший блокадное кольцо.

Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, в котором после тяжелой первой блокадной зимы осталось лишь 15 выживших ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта.

Несмотря на бомбежку и авиаудары, в Ленинградской филармонии во время исполнения симфонии были зажжены все люстры. Все 80 минут, пока играли музыканты, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ: во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый», - вспоминала флейтистка Галина Лелюхина.


Итальянская улица, 19. Единственный в мире театр, открытый в осажденном городе.

18 октября 1942 года в осажденном Ленинграде - беспрецедентный случай в мировой истории! – открылся новый, «Городской», театр, труппу которого составили артисты Радиокомитета и Театра драмы им. Пушкина. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии.
Театр открылся спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди». «Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах», - писала газета «Известия».

Спектакли в Городском театре начинались в 17 часов, чтобы зрители успели вернуться домой до комендантского часа. Если начинался артобстрел, все спускались в бомбоубежище, потом возвращались на свои места, и спектакль продолжался. Если гас свет, зрители направляли свои фонарики на сцену – и под этим освещением шел спектакль.

Во время блокады здесь шли спектакли «Русские люди»и «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Кац.

Осенью 1944 года театр стал называться Ленинградским драматическим, а с 1959-го - это Театр имени Веры Федоровны Комиссаржевской - в память об актрисе, которая открыла свой театр в этом же здании на Итальянской и руководила им в 1904-1906 годах.

Проспект Динамо, 44. «Город мертвых» играет в футбол.

На стадионе «Динамо» в последний день весны 1942 года состоялся матч между командами "Динамо" и "Н-ского завода" (так в то время был "зашифрован" Ленинградский металлический завод). Он длился всего полчаса, но самим фактом игры опроверг содержание немецких листовок, которые разбрасывались тогда с самолетов: "Ленинград - город мертвых. Мы не берем его пока потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».
Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Команда «Динамо» почти полностью состояла из футболистов, выступавших до войны за этот клуб, в то время как команда ЛМЗ была разнородной. Многие игроки профсоюзных клубов были эвакуированы из города со своими предприятиями. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжелой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног.

Футболисты «Динамо», благодаря несколько увеличенному блокадному пайку («Динамо» - милицейская команда), были физически крепче и выиграли матч со счетом 6:0. Но победу праздновали общую - над смертью, горем, врагом.

На фронтоне у входа на стадион «Динамо» была установлена мемориальная доска. На ней изображены силуэты футболистов и высечены слова: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода».


Эрмитаж. Эвакуация вечного.

Из главного музея Петербурга во время войны эвакуировали 1 миллион 118 тысяч экспонатов. Они были отправлены на Урал, в Свердловск, в составе двух эшелонов. Продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В Свердловск первый эшелон прибыл 6 июля 1941 года, второй - 30 июля. Во время эвакуации не пропал ни один экспонат.
"22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей, - вспоминал директор Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны Иосиф Орбели. - Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие - все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж... К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья"

"Все мы находились на казарменном положении. Работы велись круглосуточно... Ящики, в которые укладывались вещи, стояли на полу, и все время приходилось работать внаклонку. Вскоре у многих из нас появилось носовое кровотечение», - вспоминала Алиса Банк, специалист в области искусства и истории Византии и Ближнего Востока.

Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 года постоянно жили около двух тысяч человек.

Рассказывают, что даже по блокадному Эрмитажу проводились экскурсии - не массового характера, конечно. Один из сотрудников водил людей перед пустыми рамами и витринами, рассказывая об экспонатах, которые в них уже не было...


Кировская площадь. Первые трофеи для ленинградцев.

В августе 1941 года здесь открылась выставка первых трофеев с фронта - немецких танков, самолетов и другой техники. Таким образом в ленинградцев вселяли оптимизм и веру в скорое завершение войны победой Советского Союза.


Угол Загородного проспекта и Бородинской улицы. Замерший трамвай.

Это одно из мест, где 8 декабря 1941 года, когда Ленинград остался без электричества, прямо на маршруте встал трамвай. Он замер здесь больше чем на год.
За все 103 года - а именно столько времени существуют трамваи в Петербурге - их движение прерывалось лишь однажды, в блокаду Ленинграда. Причем во время войны трамваи являлись основным видом транспорта в городе: все автобусы мобилизовали для фронта, а троллейбусов было еще очень мало. В декабре 1941 года трамвайное сообщение в Ленинграде из-за перебоев в электроснабжения было прервано. Но уже 8 марта пошел первый грузовой поезд для очистки города от снега и нечистот, чтобы предотвратить эпидемии заболеваний. А 15 апреля 1942-го возобновилось регулярное пассажирское трамвайное движение.

После перерыва было восстановлено пять трамвайных маршрутов. Говорят, немцы долго не могли поверить в то, что в городе ходят трамваи. Всеми силами они старались разбомбить трамвайные остановки и парки. Профессия вагоновожатого стала одной из самых опасных.


Винокурцевский проезд. Одна спасенная маленькая жизнь.

Маленький проезд возле Витебского вокзала назван в честь Павла Дмитриевича Винокурца, участкового 13 отделения милиции в Ленинском районе. Он погиб, спасая девочку во время артобстрела 8 ноября 1941 года.
Сколько всего человек погибло в осажденном городе, никто никогда точно не скажет. В документах советской стороны на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650 тысяч умерших, основанная на данных о числе захороненных. В некоторых современных исследованиях эта цифра возрастает почти в два раза.

Известно только одно - когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей, а во время эвакуации по дороге в тыл от истощения и болезней умирал каждый четвертый.


Невский проспект, 39. Спасти и сохранить.

Во дворах Аничкова дворца были закопаны фигуры коней Клодта с Аничкого моста. Так многие петербургские памятники спасали от обстрелов.

На гранитных постаментах вместо скульптур были выставлены ящики с засеянной травой. Конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года.
Во время блокады Ленинграда сам мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.


Суворовская площадь. Нерушимый памятник смелости.

Во время войны памятник Суворову, так же как памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, не был закамуфлирован. Люди верили, что, пока изваяния великих полководцев целы, врагу не бывать в городе. Войска, уходившие на фронт, салютовали памятнику Суворову.
Существует легенда, согласно которой памятник генералиссимусу все же хотели спрятать в подвале одного из домов, находящихся неподалеку от Суворовской площади. Однако ночью одному из тех, кто отвечал за перенос памятника, явился во сне сам Суворов: он грозил пальцем и напоминал, что при жизни никогда не был трусом и не хотел бы им быть после смерти. Он гневно сказал, что именно трусы умирают на войне первыми. Приказ о переносе памятника был отменен, а через несколько дней вражеский снаряд, пролетев мимо бронзовой головы памятника, угодил прямо в тот самый подвал, в котором хотели спрятать монумент.

За все военное время памятник Суворову не пострадал.

Улица Профессора Попова, 10. Искусство не горит.

Дом Матюшина, а ныне Музей петербургского авангарда - практически единственное деревянное здание, которое во время блокады Ленинграда не было разобрано на дрова.
Дом был построен в 1840–1850-е годы на территории сада, перешедшего во второй половине ХIХ века во владение «Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым». В 1912 году в квартире № 12 поселился один из зачинателей русского авангарда – художник, автор теории «расширенного смотрения», музыкант, педагог, издатель Михаил Васильевич Матюшин с женой Еленой Генриховной Гуро.

На протяжении нескольких десятилетий дом Матюшина был одним из центров культурной жизни Петербурга–Петрограда–Ленинграда, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. В 1910–1920-е годы здесь часто бывали Малевич, Крученых, Маяковский, Хлебников и другие люди искусства. В годы Великой Отечественной войны в этом доме часто собирались писатели Фадеев, Тихонов, Инбер, Дудин, Крон. В квартире вдовы Матюшина Ольги Константиновны с августа 1942 по ноябрь 1944 года жил писатель Всеволод Вишневский.

Во время блокады практически все деревянные дома в городе были разобраны на дрова. Такая же судьба, по всей видимости, ждала и дом Матюшина. Однако по инициативе Вишневского писатели обратились в горком Ленинграда с просьбой сохранить дом. Просьба была удовлетворена.

В апреле 2004 года было принято решение об открытии в доме Матюшина Музея петербургского авангарда.


Угол Невского проспекта и Малой Морской улицы. «Генеральский» магазин.

Во время блокады здесь находился магазин, который в народе называли "Генеральский". Это был закрытый распределитель, в котором отоваривали спецкарточки высшему офицерскому и генеральскому составу. Простых людей туда не пускали - о количестве и ассортименте предлагавшихся в магазине товаров им можно было только догадываться.
Между тем, нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введенным в городе еще в июле 41-го года, ввиду блокады снижались и достигли минимума в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии - 300 граммов,

Войскам первой линии - 500 граммов.

При этом до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября 1941 года прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей были переданы хлебозаводам, для того чтобы уменьшить расход муки. На 24 сентября хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже - еще и из целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %)


Угол улиц Пестеля и Моховой. «Висит над бездной зеркало стенное...»

Во время обстрела одна стена дома на углу улиц Пестеля и Моховой обрушилась, но на уровне 6 этажа осталось висеть уцелевшее зеркало. Это впечатлило поэта Вадима Шефнера, написавшего стихотворение "Зеркало":
Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена,

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена.

Еще обои порванные помнят

О прежней жизни, мирной и простой,

Но двери всех обрушившихся комнат,

Раскрытые, висят над пустотой.

И пусть я все забуду остальное -

Мне не забыть, как, на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Оно каким-то чудом не разбилось.

Убиты люди, стены сметены,-

Оно висит, судьбы слепая милость,

Над пропастью печали и войны.

Свидетель довоенного уюта,

На сыростью изъеденной стене

Тепло дыханья и улыбку чью-то

Оно хранит в стеклянной глубине.

Куда ж она, неведомая, делась

Иль по дорогам странствует каким,

Та девушка, что в глубь его гляделась

И косы заплетала перед ним?..

Быть может, это зеркало видало

Ее последний миг, когда ее

Хаос обломков камня и металла,

Обрушась вниз, швырнул в небытие.

Теперь в него и день и ночь глядится

Лицо ожесточенное войны.

В нем орудийных выстрелов зарницы

И зарева тревожные видны.

Его теперь ночная душит сырость,

Слепят пожары дымом и огнем,

Но все пройдет. И, что бы ни случилось,-

Враг никогда не отразится в нем!

Позже, когда война закончилась, архитекторы восстановили этот дом, а на уровне 6 этажа сделали небольшое углубление, в котором теперь находится единственное во всем доме овальное окно - в форме зеркала.


Угол Английского проспекта и улицы Декабристов. Разрушенная сказка.

В 1909 году зодчий Бернардацци по заказу золотопромышленника Кольцова построил на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и Английского проспекта доходный дом, сразу же за свой внешний вид получивший у петербуржцев прозвище "Дом-сказка".
Причудливое смешение различных романтических стилей - черт "северного модерна" и "национального стиля", окна и балконы замысловатой формы, угловая башня, облицовка стен природным камнем и красочные майоликовые панно позволили создать на фоне рядовой застройки старой Коломны волшебное зрелище, напоминающее ослепительную театральную декорацию. На фасаде скульптор К. К. Рауш фон Траубенберг высек из камня птицу Феникс, которая словно поддерживала на своих крыльях угловой эркер "Дома-сказки" .

Близость Мариинского театра в значительной степени определила состав первых жильцов этого дома. В основном это были театральные работники и актеры. Здесь репетировала великая русская балерина Анна Павлова, и потому среди петербуржцев этот дом также был известен как "Дом Анны Павловой".

В 1942 году "сказка" была полностью разрушена. Так как уцелел только фундамент дома, было решено построить на нем новое здание.


Набережная реки Фонтанки, 21. Холодный источник жизни.

Мало кто знает, что в Санкт-Петербурге есть памятник ленинградской проруби. Он был установлен в 2001 году на подступе к воде у дома №21 по набережной Фонтанки. На мемориале изображена женщина, в левой руке держащая ребенка, а в правой - ведро.

В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод, и горожане черпали воду либо из колодцев, либо из прорубей. Памятник блокадному колодцу в Петербурге тоже есть. В 1979 году на стене дома №6 по проспекту Непокоренных появилась мемориальная композиция. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках.

Невский проспект, 66. Жизнь после смерти.

В 1930-е годы одна американская компания предлагала снести главный универмаг города, а на его месте построить первый в СССР небоскреб. Планам помешала война.
Гостиный двор постоянно подвергался немецким бомбардировкам. Огромный ущерб зданию был нанесен во время авианалета 22 сентября 1941 года, когда фугасная бомба разрушила девять секторов дворового корпуса. Такая же бомба попала в здание и 24 сентября. Один из снарядов разрушил четырехэтажный дворовой корпус. Во время всех этих событий гибло множество служащих арендаторов Гостиного двора.

Большой ущерб зданию Гостиного двора нанес пожар в марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы. Водопровод не работал, тушить здание было нечем. Пожар продолжался более недели.

Несмотря на все эти события, конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного двора был проведен уже зимой 1942/43 года. Предлагалось возвести над ним купол, перестроить в Дом молодежи либо превратить в универмаг советского стиля. К счастью, в итоге было решено вернуть зданию первозданный вид.

Окончание .
Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво.
Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат.

1942 год.

13. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.
Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. позволяет отчётливо представить объём разрушений в городе: в южной части, в районах индивидуальной застройки, осталось уже не более четверти зданий, а рабочий посёлок в районе современных ул. Красных Партизан/Танкистов уничтожен практически полностью. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.: треугольники – пулемётные точки (в т. ч. пулемёты были установлены на водонапорных башнях, о чём свидетельтсвуют изображённые там треугольники); отрезки с двумя загибами по краям – позиции батарей. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий (кружок с тремя линиями).

14. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г.
Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината (фабрики «Изоплит»): светлые полосы в правой нижней части фото – непосредственно торфоразработки, левее (западнее) – заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог – плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги – противотанковый ров. «Рваные» края – брустверы, выброшенный наружу грунт. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке – предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

15. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг.; из значимых послевоенных изменений – перенос трамвайной линии в районе р. Мурзинки (северо-западная часть снимка) со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии.

16. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г.
Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия – защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части – противотанковый ров второго оборонительного пояса (здесь он был ближайшим к фронту) и орудийные позиции.

17. Урицк, 16 сентября 1942 г.
Территория города Урицк, деревень Ивановка, Старо-Паново и посёлка Лигово Красносельского района Ленинградской области. Планировка района – такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг., однако здесь застройка всех населённых пунктов отображена уже или со значительными разрушениями, или полностью уничтоженной. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Дудергофке. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб.

18. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. (изображение перевернуто на 180 град.; текстовое описание дано по истинной ориентировке)
Через Петро-Славянку, вдоль рек Славянка и Кузьминка, проходила одна из линий обороны Ленинграда на юго-восточном направлении. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров (слева внизу) строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам – где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее (левее) рав – множество окопов и ходов сообщения между ними.

19. Северная часть Невского района. Финляндский ж/д мост, 16 сентября 1942 г.
Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Со стороны Малой Охты появились отдельные новые дома; по трассе будущего Дальневосточного проспекта под путями Финляндской соединительной ж/д линии уже устроен путепровод, но далее дорога обрывается, и два трамвайных кольца по оси проспекта соединения не имеют (или соединены служебной линией). Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек – Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица – будущая улица Седова – в конце 1930-х гг. была объединена с Васильевской и Екатерининской улицами, и на этом снимке уже читается магистралью. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.

20. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г.
Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкии моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.

21. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. хорошо виден объём разрушений юго-западной части города. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна – скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада – здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.

Морской Порт - Кировский завод - Автово, большое фото по клику (2115*2190)

1943 год.

22. Невдубстрой, 24 января 1943 г.
Территория ГРЭС (Государственной районной электростанции, с 1943 г. – ГРЭС им. С. М. Кирова) и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.) на южном участке наступательных действий. По обеим берегам Невы – множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов (обстрел вёлся со стороны севера); результаты «работы» наших артиллеристов – только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные.

23. Шлиссельбург, 24 января 1943 г.
Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка – уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г.

24. Кронштадт, 29 сентября 1943 г.
Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока – повреждённый линкор «Петропавловск» (до 31.05.1943 – «Марат»), кормой к западу, носом к востоку. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I – большой пороховой склад. Хорошо читаются (возможно, выделены при дешифрировании) нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам.

25. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.
Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г., уже полностью или в значительной мере очищена от разрушенных зданий. Русла Староладожского и Малоневского каналов – сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ – в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже – железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга – железнодорожная станция. На правом берегу – торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.