«Каменщик», анализ стихотворения Брюсова. «Каменщик» В. Брюсов

«Каменщик» Валерий Брюсов

— Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

— Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

— Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

— Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

— Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

— Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи!

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и , Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом. И первые попытки объединить два литературных направления хорошо прослеживаются в стихотворении «Каменщик», написанном в 1901 году.

От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.

Образ каменщика в произведении является собирательным, и под ним Брюсов подразумевает весь простой народ. Обратившись к своему герою с вопросом о том, что он делает, автор получает характерный и очень символичный ответ: «Эй, не мешай нам, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму». Причем, подразумевается, что она предназначена для простых людей, у которых нет всемогущественных покровителей, денег и положения в обществе. Сами каменщики прекрасно это осознают и даже пытаются шутить по поводу всего происходящего. И именно в этих шутках проявляется вся безысходность и обреченность так милого сердцу поэта декадентства.

С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей – абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия. Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.

В. Брюсов

"Каменщик"

- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

1901

Стихотворение написано Валерием Брюсовым в начале прошлого века, когда в воздухе витала, поддерживаемая интеллигенцией, идея необходимости революции.

В стихотворении затронута общественно–политическая тема : покорность народа, который сам себе строит тюрьму.

Основная идея : народ чувствует ненормальность деления общества, но смирился и предпочитает молчать.

Стихотворение имеет четко выраженный сюжет, который развивается в диалоге между работающими каменщиками и богатым прохожим, бередящим душу вопросами.

Стихотворение «Каменщик» состоит из 4 строф.

В первой строфе прохожий спрашивает каменщика, что он строит, и получает ответ - тюрьму.

Во второй и третьей строфах выясняется, что тюрьма для своего брата-рабочего, т.к. богатым воровать незачем.

В последней строфе после фразы о том, что арестанты вспомнят строителя тюрьмы недобрым словом, каменщик прерывает неудобный разговор.

В стихотворении вырисовывается образ каменщика - ладного мастерового, в чистом фартуке, с хорошим инструментом. Он все понимает, за словом в карман не лезет, но предпочитает молчать и это же советует собеседнику. Работа – его единственный источник дохода, он держится за нее. За этим образом стоит рабочий люд России.

Образ прохожего менее ясный. Это человек не из рабочих, каменщик ставит четкую социальную грань между ними. Я думаю, вопросы задает он не из-за любопытства. Скорее всего, это агитатор, подбивающий народ на выступления протеста. Он четко и логично строит свою речь, подводя собеседника к неутешительным выводам. Возможно, прохожий пытался также вмешаться в строительство тюрьмы, но каменщик его предупредил, чтобы он не лез в опасное дело. Агитация не удалась.

Рифмовка четырехстишной строфы перекрестная (АВАВ).

Размер стихотворения – дактиль(трехсложный, с ударением на первой стопе) - соответствует разговорной речи. Нечетные стихи имеют 4 стопы с женской рифмой в последней (укороченной) стопе. Четные стихи имеют две полные дактильные стопы и еще одну неполную. От нее остается только ударный слог, на нем и делается смысловой акцент.

Лексика простая, встречаются просторечные слова: не балуй, доля полна, обращение «эй». Оно употребляется еще раз с предостережением. Вопрос «кому?» можно считать риторическим, т.к. ответ на него известен вопрошающему. Лексические повторы «каменщик, каменщик» начинающие каждую стопу, создают образ беседы и усиливают впечатление назойливости спрашивающего.

Звук «Щ» в повторяемом слове "каменщик" дает представление об работе: плеск цемента, прикосновение кирпича к раствору, скольжение подравнивающего его инструмента каменщика. «Щ» вызывает также ощущение шепота, прокрадывающегося в голову рабочего, шуршание собственных мыслей.

Художественных средств мало, но тем не менее стихотворение очень выразительное. Страдания будущих узников обозначены, в основном, глаголами, их в стихотворении много. Можно отметить метафору «нес кирпичи», т.е. строил тюрьму. Да и сама тюрьма, похоже, не конкретное здание, а символ страданий, отсутствия свободы, нищеты и бесправия. Эти общественные отношения постоянно воссоздаются в обществе.

Стихотворение «Каменщик» я знаю давно. И оно постоянно наводит меня на тягостные раздумья.

Анализ стихотворения «Каменщик»

Стихи Брюсова начала девяностых годов носят на себе следы самых разнообразных влияний. «Влияние Пушкина и влияние «старших» символистов причудливо сочетались во мне,- признавался сам поэт,- и я то искал классической строгости пушкинского стиха, то мечтал о той новой свободе, какую обрели для поэзии новые французские поэты».К этому нужно добавить еще сильнейшее влияние романтиков, в частности Г. Гейне.

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное творчество он - как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического склада - представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а поэтическую мечту - в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

В его стихах о городе все сильнее звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение "Каменщик" - о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет томиться в заключении, может быть, его же сын.

Случайный мимолетный разговор прохожего с рабочим, возводящим стену, явился сюжетной основой для знаменитого стихотворения "Каменщик». За скупыми резкими словами:

Эй, берегись! под лесами не балуй...

Знаем все сами, молчи! -

обращенными к прохожему, пытающемуся просвещать рабочего, встает образ уже не просто угнетенного и подавленного народа, а народа, набирающего силу, готового подняться на борьбу со своими врагами.

Это было явное осознание классового противостояния в современном обществе, приближение к пониманию тех общественных коллизий, которые проявились в грандиозном размахе революции 1905 года.

Каменщик прохожему отвечает сухо, ведет себя грубо. Он осознает, что возможно в тюрьме будет сидеть его сын. Можно сказать, будто он строит «для него». Стихотворение написано в виде диалога, но Брюсов не забывал о композиции. Стих-ие написано

Способ рифмовки АБАБ. Здесь присутствует женская рифма: лопатой - богатый. Мужская: белом-делом. Риторическое восклицание: «Тех он, кто нес кирпичи».Верная лопата-метафора. Частица «эй» придает разговору простоту. Каменщик-это обращение.

Валерий Яковлевич Брюсов

— Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

— Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

— Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

— Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

— Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

— Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи!

Врубель. Портрет Валерия Брюсова

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и Александр Блок, Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом. И первые попытки объединить два литературных направления хорошо прослеживаются в стихотворении «Каменщик», написанном в 1901 году.

От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.

Образ каменщика в произведении является собирательным, и под ним Брюсов подразумевает весь простой народ. Обратившись к своему герою с вопросом о том, что он делает, автор получает характерный и очень символичный ответ: «Эй, не мешай нам, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму». Причем, подразумевается, что она предназначена для простых людей, у которых нет всемогущественных покровителей, денег и положения в обществе. Сами каменщики прекрасно это осознают и даже пытаются шутить по поводу всего происходящего. И именно в этих шутках проявляется вся безысходность и обреченность так милого сердцу поэта декадентства.

С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей - абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия. Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.