Каким бывает человек чести. Паттерны добродетелей

Честь - внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению" они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т. е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство - оценка с точки зрения общечеловеческой.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство - нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег - лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия - не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством - значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная согласованность. Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки - чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой самооценке человек знает свои возможности, свой "потолок", не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность - ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на "мокрое" дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности - незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала "крутого" киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному:

1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение.

) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением.

  • 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
  • 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой.
  • 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность - качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

ПОНЯТИЕ О ЧЕСТИ

Среди моральных ценностей личности понятия «честь» и «достоинство» занимают совершенно осо­бое место, поскольку они прямо и непосредственно касаются внутреннего мира личности, того мнения, которое складывается у окружающих о человеке, и той оценки, которую сам человек дает самому себе. Честь и достоинство с незапамятных времен описывают в художественной литературе, в музыкальных и драматических произведениях, в кинофильмах и научных трактатах; из-за чести люди стрелялись на дуэлях, кончали жизнь самоубийством, уходили в отставку.

Чувство чести, так же, как и совесть, составляет важнейший элемент нравственного мира личности, его сокровеннойвнутренней жизни, закрытой для других и тщательно оберегаемой от других. Чувство чести - это как бы один из кирпичиков нравственного фундамента личности, основание его нравственной культуры, которое побуждает личность к поступкам, истинные причины которых иногда могут быть даже непонятны окружающим. Чувство чести проявляется в стрем­лении добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Честь - понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное призна­ние поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию (общее мнение), которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют понятия воинской чести, девичьей чести, профессиональной чести, рыцарской чести, чести семьи. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой человек принадлежит. С понятием чести связа­ны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

1) B древности в архаических культурах ценность социальной общности (рода, общины, семьи) было гораздо выше ценности отдельной личности, не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества. Воин, статус которого определялся опасностями, которые выпадали на долю защитника общества, имел весьма высокое представление о чести. Формируются понятия славы, доблести, геройства, которые предполагают подвиги, выходящие за рамки простых обязанностей, исключительные заслуги перед народом, отечеством. В эпосе греков для героев «Илиада» нет более важной задачи, чем поиск личной славы, добываемой боевыми подвигами. В гомеровский период Древней Греции честь понималась как общественное признание индивидуаль­ной доблести. Гражданин трепетал за честь своего отечества; изгнание из отечества было самым страшным наказанием.

2) В римском праве честь служила выражением идей полноправно­сти римского гражданина. Отсюда отрицание чести в отноше­нии рабов, иноземцев и лишенных гражданства. Древнерим­ское право рассматривало честь как выражение нравственного значения личности сообразно принадлежности данного лица к определенному социальному слою общества. За оскорбление назначалось наказание, имеющее публичный характер.

3) В древности в русском эпосе постоянно встречаются ска­зания о единоборствах русских воинов, например, с татарами, которые проводились перед сражением и воспринимались как средство поддержания чести. Древнее право содержало поня­тие «бесчестье», предусматривало наказание за умаление дос­тоинства, полагалась уплата за бесчестье. В России с 1649 г. Уложение о наказаниях предусматривало такие статьи: а) ос­корбление власти. Величайшим преступлением против госу­дарства считалось посягательство на честь монарха; б) ос­корбление святыни - поругание священных предметов, надру­гательство над крестом, иконой, религиозным чувством; в) обида личная, оскорбление чести (отличается от клеветы), т.е. непосредственное обращение к лицу. Рус­ское право требовало воздержания от поступков, отрицающих достоинство другого; умышленного выражения презрения.

4) Традиционная воинственность горских народов Кавказа трансформировала личную храбрость и склонность к риску как важнейшие составляющие чести «настоящего мужчины», в то время как трус презирался как «дважды умерший».

5) Бусидо - знаменитый кодекс поведения японского воина-самурая - основан на мировоззрении дзен-буддизма. Честь вои­на-самурая заключается в верности своему господину, честь абсолютизирована до такой степени, что сродни презрению к жизни. Самурай доказывает свою безраздельную преданность господину совершением харакири. Харакири - это почетный вид смерти и привилегия военного сословия. «Умереть, если нужно, убить, если требуется», - таков лозунг самурая, для которого честь дороже жизни.

6) Для феодала было естественным представление об особой сословной чести, которой могут обладать только благородные

7) Аристократическая сословная честь - это моральное требо­вание, которое предписывает человеку образ жизни и дейст­вий, не унижающий достоинства данного сословия или рода. Сословная честь требовала: а) не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий; б) не заниматься унизительным для дворянина трудом; в) вызывать на дуэль оскорбителя. Следование сословному кодексу чести способст­вовало возвышению индивида в глазах окружающих.

8) Рыцарский кодекс чести включал в себя такие добродете­ли: смелость; владение копьем (оружием); искусную верховую езду; презрение к опасности; постоянную готовность умереть и презрение к смерти; славу, связанную со знатным именем или военными успехами, верность своему господину, за кото­рого рыцарь в любой момент должен был выступить на войну, и даме сердца, во имя которой рыцарь и совершал подвиги; щедрость феодала по отношению к своим подданным и госте­приимство по отношению к другим феодалам. При этом доб­родетель верности в кодексе чести рыцаря определяла его отношение к тому, кто выше его в сословной иерархии, а добродетель щедрости определяла его отношение к тем, кто стоит ниже его. Нравственные идеалы рыцарства использовались многими поэтами и романистами Западной Европы. «Рыцарь, беспрестанно сосредоточенный на самом себе, при всяком событии думал прежде всего о своем достоинстве; его ни во сне, ни наяву не оставляла мысль о его неприкосновенности; ревнивое и раздражительное чувство чести было беспрерывно лихорадочно возбуждено», - писал А.И. Герцен.

9) Надо сказать, христианская этика пыталась достичь компромисса между религиозными и рыцарскими ценностями в «культе Грааля». Грааль в западно-европейских легендах Средневековья - единственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подви­ги. (Считалось, что это чаша с кровью распятого Христа или чаша для причащения, служившая Христу и апостолам во время Тайной вечери). Церковь санкционировала обряд по­священия в рыцарство. Обряд рыцарской инициации автома­тически закреплял за рыцарем его достоинство на рыцарское звание, следовательно, давал ему право на рыцарскую честь. Рыцарь становился неким эталоном чести, которую был обя­зан соблюдать и защищать на дуэли. Обладатель рыцарской чести мог передавать ее по наследству.

Церковь предписывала рыцарю проявлять умеренность (смирение) в своей жизни, служить не только своему господину, но в большей степени служить церкви. Дуэли стали необходимым атрибутом дво­рянской чести, которые в Европе приняли массовое распро­странение. В одной только Франции с 1589-го по 1608 г. на дуэли погибли восемь тысяч дворян.

Кардинал Ришелье, озабоченный судьбами молодых, объ­явил о казни за участие в дуэли, но это не останавливало поборников чести. Это была повсеместная напасть, которая не обошла стороной и Россию, что нашло отражение в мно­гочисленных художественных произведениях русской клас­сики. Например, глупо и нелепо погиб Ленский на дуэли со своим приятелем Онегиным в романе А.С. Пушкина «Евге­ний Онегин», Грушницкий - в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это, так сказать, литературные герои. Но столь же нелепой смертью в реальной жизни на дуэли погиб­ли оба наших величайших поэта А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, тем самым был нанесен невосполнимый урон всей отечественной культуре. К слову сказать, все осоз­навали нелепость дуэлей, но сложившиеся традиции оказы­вались сильнее доводов рассудка.

Интересно, что А. Шопенгауэр в жестком, ироническом ключе высмеял пресловутые принципы рыцарского кодекса чести, сформулировав идеалы рыцарства следующим образом: а) честь заключается не в мнении о достоинстве человека, а лишь в выражении этого мнения, независимо от того, в какой степени выраженное мнение соответствует действительному облику человека и кто это мнение высказывает; б) честь чело­века основана не на его поступках, а на том, что ему о нем говорят другие и как в отношении него они поступают; в) честь человека не имеет ничего общего с его моральным об­ликом; поэтому она восстанавливается внеморальным спосо­бом - дуэлью либо «авантажем», т.е. проявлением еще боль­шей грубости к обидчику, чем он сам это позволил; г) честь утверждается в грубости и ругани в отношении другого, неза­висимо от того, насколько он это заслужил; д) единственное, что может отстоять честь, - это физическая сила, т.е. живот­ное начало; в этом смысле рыцарская честь - это кулачная честь; е) по кодексу рыцарской чести только одно слово не может быть нарушено - то, при котором сказано: «клянусь честью», всякое другое слово можно нарушить.

Неожиданно поддержал рыцарский кодекс чести Ф. Ницше, который, провозглашая идею сверхчеловека и противопоставляя мораль господ и мораль рабов, исходил из принципа индивидуальной воли: честью обладает тот, кто может ее отстоять.

Нравственные идеалы рыцарства дольше всего сохраняют­ся в среде офицерства и постепенно в последние два века воспринимаются как выражение педантизма, интеллектуально-нравственной ограниченности и бесчеловечности, приводящей к бессмысленной гибели людей. В 1874 г. командующий Киевским военным округом с огорчением отмечал, что офицерская среда начинает пополняться людьми из тех слоев общества, в которых понятие чести весьма мало развито.

Английское право разрешает обиженному обращаться с иском в гражданский суд. Во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Венгрии обиженный имеет право требовать уголовного наказания.

10) Категория чести занимает особое место в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, кто преуспевает. Ибо преуспеяние в делах является показателем предопределенности человека ко спасению Богом, неудачный в делах будет осужден.

11) Собственно христианское понимание чести определяется учением о первородном грехе и обретаемой через благодать праведностью. Индивидуальная честь христианина достижима только после смерти, и то в случае его церковной канониза­ции. Истинный христианин обя­зан не допускать клеветы, брани на ближнего, лжи словом, соединенной с ложью мысли, неверности данным обещаниям и излишнего любопытства. В соответствии с христианским принципом совершенствования («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») честь христианина состоит в богоуподоблении, т.е. в святости.

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружаю­щих, то достоинство есть внутренняя уверенность в собст­венной ценности, чувство самоуважения, которое выражается в сопротивлении всяким попыткам посягательств на свою индивидуальность и независимость. Достоинство - это:

а) сознание собственной индивидуальной неповторимости;

б) требовательность к себе и порядочность по отношению к другим. Представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении.

Можно сказать, что механизм функционирования чести ос­нован на движении от внешнего признания к внутренней по­требности такого желания, а механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Понятие достоинства, как полагают, зародилось уже в ро­довом строе. Участие в общем труде, добывание средств к жизни, отпор враждебным племенам способствовали зарождению в родовом обществе уважительного отношения со стороны соплеменников к трудолюбивым, храбрым и мужественным людям, проявившим себя в общем деле.

C возникновением частной собственности человеческое достоинство начинает рассматриваться как привилегия личности, принадлежащей к господствующим классам. Рабы рас­сматривались только как говорящие орудия, считалось, что они не обладают достоинством; римляне собирались на гладиаторские бои как на спектакль, где люди должны были на потеху убивать друг друга. Многочисленные восстания рабов восстанавливали попранное человеческое достоинство.

В Средние века понятие достоинства, так же, как и понятие чести, носит сословный характер, деля людей на «чернь», «простолюдинов», достоинство которых безжалостно попиралось (достаточно вспомнить, например, право первой ночи, которым безоговорочно пользовались аристократы), и феода­лов, которые имели преувеличенное представление о чести и всякую минуту готовы были схватиться за шпагу, чтобы отстоять свое достоинство в рыцарском поединке.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их личностным содержанием: в их основе теперь лежит не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чув­ства собственного достоинства и чести личности. Идея равен­ства людей от природы - идея «естественного равенства» становится основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное в силу принадлежности к человеческому роду обладает достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус личности зависит не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. Каждый человек претендует на признание его человеческого достоинства. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума.

В понятии достоинства заключено как бы два начала - взаимоотношения личности и личности и взаимоотношения общества и личности. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей самости неотъемлемое свойство и качество личной неприкос­новенности и признания ценности другого, равного себе пред­ставителя общности, социального целого. Во взаимоотноше­ниях общества и личности наиболее существенный момент - признание обществом социальной ценности личности, прояв­ляющееся в уважительном отношении к личности, признание ее равной другим, признание ее права на самость, на субъек­тивность.

С точки зрения морали, достоинство человека не зависит от его положения в обществе, должности, профессии. Однако нельзя не учитывать, что у разных людей степень развития чувства достоинства различна. Несомненно, что у каждого есть право на чувство собственного достоинства. И в этом смысле достоинство человека связано с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможно­сти. Достоинство - это нравственная сила, которая заставляет людей во всех случаях выполнять самому и требовать от ок­ружающих правил поведения, норм морали.

Защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в зако­нодательстве правовых актах.

В современном цивилизованном мире достоинство являет­ся одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав чело­века» в двадцатом столетии отразила Понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, на­циональности, пола, возраста, социального положения. Неслучайно «Хартия прав человека» начинается так: «Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы и справедливости и всеобщего мира» (Хартия прав человека // Права человека: Сб. международных документов. - М., 1986. - С. 21). Принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщая декларация прав человека» начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и пра­вах» (там же, с. 22).

К сожалению, в советском обществе понятия чести и дос­тоинства были невероятно искажены. «Все тонет в фарисейст­ве»,- как сказал поэт Борис Пастернак о нравственной атмо­сфере советского общества - общества, в котором ему было даже отказано в праве поехать в Стокгольм получить Нобе­левскую премию. С одной стороны, большевики провозгласи­ли всеобщее равенство, тем самым была снята зависимость достоинства граждан от происхождения, материального и служебного положения. Однако формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и герой­ства» приносило заслуги не только шахтерам, ткачихам и кос­монавтам, но и людям, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появилась партийная «номенклатура» - партаппаратчики, которые получали массу льгот, почестей и привилегий. Самый безнравственный посту­пок, в том числе предательство, донос, клевета, оправдывался интересами партии. Личная, индивидуальная честь и достоин­ство во внимание не принимались. Человека можно было унизить, безнаказанно вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять во всех смертных грехах. Разве академик Н.И. Вавилов, блестящий ученый, который мужественно защищал генетику от мракобесов в науке, не обладал достоинством, не был глубоко порядочным человеком? Разве поэт О.Э. Мандельштам не был порядочным, морально чистым человеком, разве многие и многие десятки тысяч других были безнравственными, лишенными достоинства людьми? Но они погибли в сталинских застенках. Кто-то писал доносы «куда следует», «органы» реагировали, людей забирали, мучили, пытали, выбивали показания, расстреливали. Писатель В. Богомолов, автор романа «В августе сорок четвертого», подростком ушел добровольцем на фронт, стал командиром роты, потом участвовал в боях Манчжурии и на Южном Сахалине; вдруг был арестован, провел под арестом 13 месяцев в тюремных камерах, причем девять месяцев в карцерах. За что, в чем он провинился? Да в том, что на одном офицерском совещании стал перечить начальству. Потом его освободили, не оставив никаких обвинений, выплатили денежное содержание, предложили путевку в дом отдыха. А он хотел другого – хотя бы просто извинений от официальных органов за унижения, за тяжкие муки, которые ему, ни в чем невиновному, выпали на долю. Никто и не подумал это сделать. Никакой возможности защитить свое достоинство и получить удовлетворение за унижения! Значит, достоинство должно быть обеспечено, гарантировано государством, обществом.

Право на достоинство личности не было записано в Конституции страны 1936 г.

В подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 г. Статья 57 (ч.2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 7 Основ гражданского законодательства указывала: гражданин вправе требовать по суду опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений. Однако практически таких дел в советских судах не было. Между тем право на честь и достоинство, право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований, право на свободомыслие, право на инакомыслие, право на оппозицию, право на национальное достоинство, право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений, право на потребность в человеческой культурной жизни, право на защиту своих прав человека и гражданина – вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности, для многих из которых была характерна пробельность закона – была не гарантирована.

Только после ухода коммунистов, как результат демократических преобразований и реформирования общества в новой, принятой в 1993 г., Конституции России появилась наконец статья о праве на достоинство личности в её позитивном, статусном варианте. Статья 150 «Нематериальные блага» гласит: 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Появилась статья 151, которая предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания).

4.3.3 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО – ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу. Если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная истинная ценность личности, которая может быть и не связана с её признанием. Честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек, высшее творение природы на земле. Используя понятие социологии «статус», скажем, что представление о чести определяется социальным статусом личности, поэтому в общественном сознании весьма значимы понятия «честь офицера», «честь врача», «дворянская честь». Понятие достоинства не интересуют статусные различия: в морали человеческое достоинство не оценивается в денежном эквиваленте; с нравственной, человеческой точки зрения достоинство неимущего ничуть не ниже достоинства любого богача. Высокомерие по отношению к неимущему, чванство, унижение другого человека считается у русского народа исстари самым отвратительным пороком, которое люди никогда не прощают и никогда не забывают. Л.К. Дуров, режиссер и актер Театра на Малой Бронной очень эмоционально выразил эту черту русского характера: «Я ненавижу, когда кто-то на кого-то смотрит сверху. И не только по отношению ко мне. Когда кому-то говорят свысока: «Эй!», со мной может припадок случиться. Никакая власть, никакие деньги не должны лишать человека уважения к другому. Некоторые считают, что им все позволено, но не знают, кто такой Веласкес, ничего не знают, кроме своего особняка на Рублевке» («Мир новостей», 17 февраля 2004, с.29). Абсолютно недопустимо унижение человеческого достоинства в любой его форме.

В чем же конкретно выражается осуществляемое человеком право на достоинство? В первую очередь в порядочности, в требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть нравственно чистым человеком. Эти качества суммируются и проявляются в чувстве гордости как форме проявления самосознания личности. Гордость – это прежде всего уважение к себе, которое требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлениям о самом себе и не позволяют делать то, что могло бы умалить его достоинство. Чувство гордости обычно связано и с личными заслугами человека, и с обладанием определенной собственностью, и с принадлежностью к определенной нации, профессии, государству. Гордость своей родиной представляет собой один из моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим поступкам.

Чувство достоинства скромного работящего человека всегда служит гарантией надежности его в труде, в товарищеском чувстве, вызывает уважение и симпатию окружающих.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это нравственное величие человеческой личности, это моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Благородство – это эталон нравственности, порядочности, морального совершенства, нравственный камертон образа жизни, поведения, манер и интеллигентности, которые так ценимы окружающими, так востребованы обществом и, увы, не так часто встречаются в подлунном мире.

В феодальном обществе благородство понимали как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности, указывает первоначальное значение слова «благородство» в русском языке – благое рождение). С Нового времени сословный характер толкования благородства все более отпадает, благородство понимают как индивидуальную особенность того или иного человека. Мыслители-гуманисты во все времена вкладывали в понятие благородства преимущественно общечеловеческое содержание – человеколюбие, готовность к самопожертвованию, честность, неподкупность.

Благородство абсолютно несовместимо с разными видами гордости, тщеславия и самомнения. Благородный человек должен воспитать в себе черты человека, честного с собой и другими, порядочного, мужественного, с открытым и дружелюбным характером.

Показателем достоинства личности является её отношение к достоинству другого человека. Тот, кто сам не имеет достоинства, не уважает и достоинства других. Тот, кто не уважает достоинства другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Как уже было сказано, честь и достоинство как парные этические категории являются полярными по своему существу. Право на достоинство человек получает с момента появления на свет. Человек как homo sapiens своим фактом рождения обеспечивает себе право на достоинство. А вот понятие чести человек должен заслужить, приобрести своим собственным трудом, заботиться о ней и поддерживать свою честь в глазах окружающих. Существует не абстрактное понятие о чести вообще, а вполне конкретное представление о профессиональной чести, семейной, фамильной. Возникает проблема честолюбия. Надо сказать, что вопрос о честолюбии не так прост. В. Даль довольно прохладно толкует смысл слова «честолюбие» как «искательство внешней чести, уважения, почета, почестей», а слова «честолюбивый человек» как человек, «страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам, а потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – Спб.-М., 1882. – С.600). Современные представления расширяют толкование понятия «честолюбие». Действительно, смирение, уничижительная скромность препятствуют самовыражению человека и самореализации его для успешной деятельности в предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере, поэтому сегодня белее востребованными оказываются честолюбивые устремления. В то же время, если честолюбие становится преобладающей чертой характера, если его претензии к «искательству внешней чести» носят явно преувеличенный характер, они превращаются в тщеславие. Тщеславие есть поиск вздорной, ложной славы, требование признания мнимых достоинств, похвальба заслугами, достоинствами, богатством. Так, в советские времена грудь генсека Л. Брежнева была увешана десятками орденов и медалей, что воспринималось простыми людьми с горькой иронией и усмешкой.

Диалектика чести и достоинства проявляется в относительной независимости чести и достоинства друг от друга. Так, утрата чести автоматически не ведет к потере достоинства. Обесчещенный человек (оклеветанный, оскорбленный, униженный) способен принять бесчестье с достоинством, т.е., теряя честь, сохранить достоинство. Например, в дореволюционной России бросить человеку в лицо перчатку означало обесчестить его, но это не означало, что человек лишался достоинства. Сохраняя собственное достоинство, человек заботился о возвращении утраченной чести доказательством своей невинности или вызовом на дуэль. К сожалению, в сегодняшних условиях нередко обиженный проявляет внешнее смирение и согласие с унижением, а затем нанимает отморозков, чтобы расправиться втихую, когда никто не видит и не может прийти на помощь.

Весьма противоречивой является сегодня проблема женской и девичьей чести. В русских традициях исстари существуют понятия девичьей гордости, скромности, нравственной чистоты, целомудрия, женской верности и преданности, которые находят отражение в многочисленных былинах, сказаниях, сказках, пословицах, в прозе и эпосе. Образы Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, тургеневские героини создали ореол возвышенной и романтически-прекрасной натуры русской женщины, хранительницы самых лучших качеств народа, которые не раз проявлялись и с новой силой подтверждались во времена лихолетья.

ХХ в. внес существенные коррективы в некоторые стороны нравственной жизни народа. Борьба за эмансипацию, т.е. освобождение женщины от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, приводит к тому, что идея равноправия подменяется идеей равенства женщин и мужчин. В результате сегодня, в XXI в., женщины не только укладывают рельсы, перетаскивают тяжести, пьют водку и употребляют ненормативную лексику. Молодые женщины усваивают новую «философию жизни»: они стремятся любой ценой занять ключевые посты, демонстрируя авторитарное властолюбие, мужеподобное поведение в манерах, прическе, одежде и, разумеется, теряя шарм, женственность, прелесть и романтичность.

Результаты «сексуальной революции», изменений брачно-семейных отношений не могли не привести к определенным деформациям в сфере интимных отношений. Понятие девичьей чести, которая раньше соотносилась с женской стыдливостью, целомудрием, застенчивостью, робостью, нежностью, строгими нравами, сегодня воспринимается как анахронизм и даже вовсе отрицается. Некоторые считают, что не иметь добрачного сексуального опыта глупо и неестественно, появилось понятие «пробного брака», некоторых довольно экзотических форм брачных отношений «шведского типа». Но, по свидетельству социологов, мужчины и юноши выдвигают на первое место такие качества любимой девушки, как женственность, нежность, верность, скромность. Значит, женщинам предстоит научиться органично сочетать традиционные «женские» качества со стремлением к высокому социальному статусу, личному успеху, подлинному равноправию с мужчинами.

  • L-формы бактерий, их свойства. Значение L-форм в патологии человека
  • Lt;question> Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов
  • БЫТЬ ТЕМ, КЕМ ТЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ" цели человека глазами психотерапевта

  • Честь и достоинство как категории оценки нравственного

    Статуса личности

    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга , следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство » и «честь ». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь - это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

    Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

    Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской , женской , профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого . Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта , которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

    Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы , общества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества . Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

    Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

    Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

    Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

    В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства , которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

    В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос . Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

    В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства ». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции . Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

    Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

    В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».



    Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права » (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность . В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека ». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать .

    Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности . Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг , живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

    Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь - это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

    Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки - чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

    При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

    Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

    Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

    Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

    Итак , исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь , - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием. Честь - это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.


    Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

    Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

    Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

    Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

    Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

    Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

    Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

    Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

    В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания . В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

    Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

    

    Честь

    Честь

    сущ. , ж. , употр. очень часто

    Морфология: (нет) чего? че́сти , чему? че́сти , (вижу) что? че́сть , чем? че́стью , о чём? о че́сти

    1. Честь - это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

    Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.

    2. Честь - это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

    Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

    3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.

    4. Честью называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.

    Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. | Защищать, хранить честь и достоинство граждан.

    5. Закон чести , кодекс чести - это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

    6. Честью мундира, белого халата и т. д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т. д.

    Беречь честь мундира.

    7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

    8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

    9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

    10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать , то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

    11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

    Группа независимых художников имеет честь предложить вам уникальные образцы декоративной живописи и приветствовать вас на нашем сайте.

    12. Если кто-то живёт по чести, по совести , то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

    13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

    Беречь свою девичью честь.

    14. Честью называют почёт, уважение.

    Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

    15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

    16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

    17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь , то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

    18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

    19. Если военный человек отдаёт честь , то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

    20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

    21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

    22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь , то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

    Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.

    23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом.

    Писатели - честь и слава пашей родины.

    24. Выражение сказать по чести вы используете как вводную фразу перед тем, как сказать кому-либо что-то искреннее, правдивое.

    25. Если вы что-то сделали честь честью , то это означает, что вы это сделали правильно, должным образом, достойно.

    26. Если что-либо названо или сделано, совершено в честь кого-то или чего-то, то это означает, что это сделано в знак уважения, почтения, в память о чём-либо или ком-либо.

    Назвать улицу в честь героя войны. | Приём в честь английского посланника. | Произносить тосты в честь новобрачных.


    Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "честь" в других словарях:

      честь - 1, и … Русский орфографический словарь

      Жен. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже… … Толковый словарь Даля

      Толковый словарь Ушакова

      1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

      ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

      Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

      И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

      См. почтение войти в честь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. честь потерять честь; целомудрие, девичий цвет, почет, чистота, гордость, почтение, почтительность,… … Словарь синонимов

    Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

    Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

    Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

    Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

    Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

    Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

    Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

    Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

    Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

    Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

    Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

    Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

    В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

    Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.