Как решать 3 задание по инф огэ. Что следует освежить в памяти

Представляю решение 3 задания ОГЭ-2016 по информатике из проекта демоверсии. По сравнению с демоверсией 2015 года, 3 задание не изменилось. Это задание на умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов (формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов).

Скриншот 3 задания.

Задание:

3. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

1) 4
2) 5
3) 6
4) 7

На основании таблицы, которая дана в задании, строим граф. Из пункта А можно попасть в пункты В, С и D, а из них — в C, D, E и т.д. Не забываем, что нам нужно именно в пункт E (некоторые варианты можно сразу отбросить, т.к. дорога до пункта Е по ним будет однозначно длинной). Затем подсчитаем длину пути по каждому маршруту и выберем наименьший из них.

ABCE=2+1+2=5
ACE=5+2 =7
ADCE=1+3+2=6

В нашем случае это маршрут АВСЕ (2+1+2=5) .

Третье задание ОГЭ по математике проверяет знания в области представления чисел, положение одних чисел относительно других. Задания могут сводится к переводу одного формата чисел в другой, например перевод обыкновенной дроби в десятичную, приблизительное вычисление корня или определение знака выражения, если известно положение на координатной прямой.

Теория к заданию №3

Для того, чтобы переводить дроби из обыкновенного вида в десятичный , необходимо выполнить деление столбиком .

Для успешного вычисления примерного значения корня достаточно иметь представления о вычисляемых подкоренных выражениях, а для этого необходимо хорошо знать таблицу квадратов натуральных чисел !

Таблица квадратов натуральных чисел

В заданиях на определение знака выражения я рекомендую подставлять числа и вычислять выражение - подробная инструкция по этому методу изложена в третьем варианте.

Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по математике

Первый вариант задания

Какое из следующих чисел заключено между числами 8 / 3 и 11 / 4 ?

Решение:

В задании данного типа необходимо выполнить деление 8 на 3 и 11 на 4, то есть перевести дробь из обыкновенного вида в десятичный. Сами дроби могут не иметь представления в десятичном виде, однако в нашем случае достаточно выполнить деление но второго знака после запятой, так как в ответе приведены числа до первого знака после запятой. Итак, выполняем деление:

Получаем значения 2,666.. или 2,(6) и 2,75. Смотрим на варианты ответов и выбираем, соответственно, первый, так как 2,7 находится между 2,(6) и 2,75.

Ответ: 1 (2,7)

Второй вариант задания

Какое из данных чисел принадлежит промежутку [ 6 ; 7 ] ?

Решение:

Для решения этого задания достаточно представлять себе значения чисел меньше и больше заданного, корни которых подлежат вычислению.

  • Рассмотрим √6. √4 - это 2, √9 - это 3, значит √6 лежит в промежутке между 2 и 3
  • Рассмотрим √7. Ситуация аналогична √6. √4 - это 2, √9 - это 3, значит √6 лежит в промежутке между 2 и 3
  • Рассмотрим √38. Ближайшее вычисляемое число меньше 38 - 36, √36 = 6, ближайшее вычисляемое число больше 38 - 49, √49 = 7, значит √38 лежит между 6 и 7
  • Рассмотрим √50. Ближайшее вычисляемое число меньше 50 - 49, √49 = 7, ближайшее вычисляемое число больше 50 - 64, √64 = 8, значит √50 лежит между 7 и 8

Значит, нам подходит третий вариант ответа - √38.

Третий вариант задания

На координатной прямо отмечены числа a и b:

Какое из приведенных утверждений для этих чисел неверно:

  1. ab²<0
  2. a - b > 0
  3. a + b < 0
  4. ab < 0
Решение:

Для удобства решения необходимо оценить данные нам числа. Из координатной прямой видно, что a > 0, так как расположено справа от ноля, а b < 0, так как расположено слева . К тому же, b значительно более удалено от ноля, а значит больше по модулю.

Для удобства, исходя из вышеизложенных рассуждений, примем a = 1, а b = -2.

Теперь подставим значения в данные неравенства:

  • ab²<0

1 (-2)² = 4 > 0

Значит, утверждение неверно.

  • a - b > 0

1 - (-2) = 3 > 0

Утверждение верно.

  • a + b < 0

1 + (-2) = -1 < 0

Утверждение верно.

  • ab < 0

1 (-2) = -2 < 0

Утверждение верно.

Следовательно, правильный ответ первый.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

На координатной прямой отмечена точка А:

Известно, что она соответствует одному из четырёх указанных ниже чисел. Какому из чисел соответствует точка А?

  1. 181/16
Решение:

Подход к решению в данной задаче сводится к визуальной оценки имеющихся вариантов на координатной прямой, для этого необходимо предварительно перевести варианты ответов к примерному десятичному виду.

Оцениваем 181/16 - можно поделить 181 на 16, тогда получим 11,3125. Это явно выходит за указанный диапазон, поэтому данный вариант нам не подходит.

Оцениваем √37 - самое близкое значение, из которого вычисляется квадратный корень - это 36, значит √37 - это 6 и что-то еще, что вычислять нам не обязательно. Данное значение нам подходит, так как лежит чуть правее середины отрезка 0-10, как и точка А.

Посмотрим на вариант 0,6 - это явно меньше единицы, а точка А, как мы уже выяснили, лежит в диапазоне 5-10. Данный вариант нам не подойдет.

Вариант с ответом 4 также не подойдет по вышеуказанной причине.

Четвертый вариант задания

Одно из чисел отмечено на прямой точкой.

Какое это число?

Решение:

Точка, обозначенная на прямой, лежит между 2 и 3. Т.е. соответствующее ей число больше 1. Это значит, что дробь, которая соответствует этой точке, должна быть неправильной. Но все приведенные в условии дроби неправильные. Чтобы понять, какая из них находится именно на промежутке (2; 3), необходимо выделить их целые части. Та из дробей, у которой целая часть окажется равной 2, и есть искомый результат.

Итак, выделяем целые части:

Целую часть, равную 2, имеют две дроби – 1-я и 4-я. Но посмотрим внимательно на прямую. Обозначенная на ней точка находится близко к делению 3. Проанализируем в этом контексте подходящие нам дроби. У первой недостает всего 2/11, чтобы она стала равной 3, между тем как четвертая лишь на 2/11 удалена от деления 2. Следовательно, правильным ответом в данном случае является дробь 31/11. Она соответствует варианту ответа 2.

Пятый вариант задания

На координатной прямой точки А, В, С и D соответствуют числам -0,201; -0,012; -0,304; 0,021.

Какой точке соответствует число -0,304?

1) А 2) В 3) С 4) D

Решение:

Сформируем из чисел ряд от наименьшего из них до наибольшего. Для этого сначала разделим их на положительные и отрицательные. И сразу получим наибольшее в ряду (поскольку оно единственное больше нуля): 0,021.

Три оставшихся отрицательных распределим по их модулям. Известно, что из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше. Тогда получаем, что –0,304<–0,201<–0,012.

В итоге имеем возрастающий ряд: –0,304; –0,201; –0,012; 0,021.

Поскольку стрелка положительного направления на координатной прямой направлена вправо, то А

Задание 3 из ОГЭ по математике нацелено на проверку знаний в области представления чисел и их положения относительно друг друга. За корректный ответ будет начислен один балл.

Это сравнительно несложная область. Для правильного выполнения надо уметь логически мыслить, иметь навыки работы с числовыми неравенствами и координатной прямой.

Обычно задание 3 из ОГЭ по математике не вызывает серьезных затруднений у девятиклассников. Сложные вычисления для получения решения не потребуются, важнее наблюдательность и умение логически рассуждать.

Что следует освежить в памяти?

На экзамене от вас требуются только те материалы, которые входят в школьную программу до 9 класса включительно. Необходимо уметь переводить числа из одного формата в другой, производить приблизительные вычисления корня, определять знак выражения, зная положение на координатной прямой.

Секреты успеха

  • Перед экзаменом потренируйтесь решать задачи такого типа.
  • Обязательно прочтите условие несколько раз и удостоверьтесь в том, что поняли его. Только после этого приступайте к решению.
  • Первым делом упростите выражения, например, переведите все дроби в один формат (обычные или десятичные). Чтобы сделать дробь десятичной, надо просто разделить числитель на знаменатель.
  • Сложных вычислений для прохождения теста не понадобится, но нужно уметь работать со степенями, дробями. Могут потребоваться навыки по переводу одного числового формата в другой.
  • Обычно в этом задании нет необходимости точно высчитывать что-либо - достаточно просто оценить, будет полученное значение больше или меньше указанного, в каком диапазоне оно окажется.
  • Графические материалы - отличные подсказки. На рисунках вы увидите все необходимые данные. Во многих случаях вам даже считать ничего не нужно будет: просто призовите на помощь логику.
  • Чтобы проверить, корректно ли вы разобрались с алгебраическими выражениями, подставляйте на место букв разные цифры в соответствии с условиями задачи.

Не забудьте еще раз удостовериться, что правильно поняли условие задачи и написали ответ именно на тот вопрос, который был задан.

Успешной сдачи ОГЭ по математике!

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

РЕШЕНИЕ

Таким образом, чертим остальные точки, отбрасывая повторяющиеся отрезки. Например, отрезок AB=2 и отрезок BA=2 это одно и тоже, поэтому BA не пишем. После того, как схема готова, необходимо выписать все возможные варианты получившимся отрезков. Отрезки обязательно должны начинаться с A и заканчиваться E, как того требует условие задачи. Удобнее всего выписать отрезки в виде таблицы(см. рисунок). Как видно из таблицы, получилось 3 отрезка: ABCE = 5, ACE=7 и ADCE = 6. В задаче требуется определить длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Кратчайший путь-это минимальное число из получившимся отрезков. Этому требованию соответствует цифра 5, а это 2 вариант ответа.

Ответ: 2

Чтобы получить хороший старт в сфере ИТ и использовать время учебы с максимальной эффективностью, очень важно правильно выбрать .

Самостоятельная работа

На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа; в таблице слева содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.
Ответ напишите в комментариях этого поста

1. Повторяем теорию.


Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти) .

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик) .

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Словарь >>

2.