Как правильно писать в русском языке. «Карандашные» диктанты и списывания. Словарь трудных правил

Грамотность человека принято считать его визитной карточкой. Никто не оспорит тот факт, что общение с собеседником, правильно излагающим свои мысли, гораздо приятнее, чем когда он заставляет вас по нескольку раз вчитываться в написанное, исправлять множественные ошибки и угадывать, что же имелось в виду. Однако, как это не прискорбно осознавать, многие люди по прежнему не могут овладеть даже базовыми нормами русского языка. Если вы себя к ним относите и очень хотите исправиться, тогда вам очень пригодятся данные советы.

Учимся писать без ошибок

Читайте книги.

Лучшим способом научиться писать без ошибок является регулярное чтение книг. Исследования показывают, что детям, с ранних лет привыкшим много читать, усвоение программы русского языка дается намного легче, чем их ничего не читающим сверстникам. Нередко бывают ситуации, когда ребенок и вовсе не учит никаких правил, но благодаря систематическому чтению пишет все диктанты и сочинения на пятерки.

Это объясняется тем, что в процессе визуального восприятия текста тренируется визуальная память – некоторым людям достаточно несколько раз увидеть правильное написание слова, чтобы потом в точности его воспроизводить. Кроме того, читающий человек обладает большим словарным запасом, множеством различных синтаксических конструкций, излагает свои мысли внятно и последовательно. Не нужно расстраиваться, если вы уже давно вышли из детства – время еще не упущено. Полюбить чтение и хорошие книги можно и даже нужно читать в любом возрасте.

Заучивайте правила.

Однако бывает и так, что человеком уже прочитана целая библиотека, а грамотности у него так и не прибавилось. Может зрительная память плохо развита, а может сыграли роль другие факторы (это не суть важно). В таком случае технику правильного письма придется изучать другим, куда более скучным способом – заучиванием правил. Откопайте на чердаке парочку школьных учебников по русскому языку, возьмите в руки словарь, справочник или пособие, на худой конец, откройте браузер и найдите специализированные интернет-сайты.

Например, мне довольно интересно скачивать из сети тренировочные задания для школьников, по которым они готовятся к сдаче государственных экзаменов, и решать их, периодически сверяясь с ответами. Вроде уже не первый год занимаюсь копирайтингом, а все еще поражаюсь собственной безграмотности.

Побольше общайтесь.

Полученные теоретические знания нужно обязательно закреплять на практике, иначе они быстро улетучатся из вашей головы. Самый “безболезненный” способы это сделать – неформальное общение на форумах и в социальных сетях. Безусловно, люди некоторых категорий не сильно поспособствуют повышению грамотности, так как сами, по незнанию или же умышленно (в интернете уже довольно продолжительное время коверкание слов и предложений считается модным), пишут с ошибками.

Но если регулярно работать над собой и взять в привычку писать грамотно, без непонятных сокращений и проставляя все знаки препинания, тогда подобное общение принесет положительный результат.

Проверяйте себя.

Большинство людей даже не подозревает о собственной безграмотности. Один-два раза подсмотрели неправильное написание и уже не задумываясь пишут с ошибками. Чтобы вовремя искоренить эту вредную привычку, рекомендуется время от времени проверять готовый текст. Проще всего себя контролировать при помощи специальных программ и средств текстового редактора. Они уже содержат минимальный набор орфографических и пунктуационных правил, обнаружив которые, сразу же указывают пользователю на ошибку.

Как вариант, можно установить расширение / плагин для браузера, обладающий аналогичным функционалом. Благодаря нему, на каком бы вы сайте не общались, будете всегда в курсе основных своих ошибок. Да, безусловно, полагаться во всем на программные средства нельзя – они не настолько совершенны, чтобы всегда показывать правильный результат, да и самостоятельное мышление от такого атрофируется, но в чем-то они все же полезны.

Задействуйте все типы памяти.

Человеческий мозг устроен таким образом, что в обработке информации принимает участие сразу несколько типов памяти: зрительная, о которой я уже упоминал ранее, слуховая и моторная. Поэтому наиболее эффективно будет задействовать в своем обучении их все.

Например, проговаривание слов и предложений, заучивание их наизусть, все это способствует запоминанию языковых норм. Или простое переписывание, где работают моторные функции (прямо как в том анекдоте про студентку филологического факультета, которая смогла сдать экзамен только после того, как переписала от руки “Войну и Мир”).

Пишите не в ущерб смыслу.

Написанный без ошибок текст, это не только правильная орфография и пунктуация, это еще и умение правильно сформировать и донести до собеседника / читателя свою мысль. Если вы не слишком искусны в красноречии, возможно не стоит использовать в своих текстах множество сложных лексических оборотов, иначе возникнет риск, что вас попросту не поймут или поймут неправильно (запомните, применение того или иного приема оправдано только тогда, когда он не меняет смысла).

Также не стоит сильно отклоняться от классической структуры текста – вступление, основная часть, заключение. Первое нужно для того, чтобы подготовить читателя к усвоению материала основной части, а последнее – чтобы подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Как видите, ответ на вопрос: “Как научиться писать без ошибок?”, найти не сложно. Более того, воспользовавшись данными советами, вы сможете за короткие сроки улучшить правописание, грамматику и сделать свои тексты более осмысленными и доступными для понимания. А это очень важно, особенно в свете современных тенденций увеличения объемов текстового обмена информацией.

, – научиться грамотно писать без ошибок. Эта задача остро стоит как перед школьниками, страдающими от неудовлетворительных оценок по русскому языку (и со страхом ждущими сдачи ), так и перед взрослыми, испытывающими комплексы по поводу своей безграмотности.

Для того, чтобы бороться с ошибками, необходим точный порядок действий. пытается справиться с ними при помощи повторения правил традиционной грамматики. Однако огромный корпус правил (с бесчисленными исключениями и прочими «оговорками») невозможно использовать на практике. Никто из грамотных людей не вспоминает правила в момент письма. Более того, ряд школьных правил составлен так, что в спорных ситуациях неминуемо приведет к ошибке.

Алгоритмы, используемые в методике Натальи Романовой «БЕЗ ПРАВИЛ», служат для принятия мгновенного, единственно верного решения в момент письма. Они не имеют ничего общего с мнемоническими или другими сомнительными учебными практиками. Алгоритмы Школы грамотности Романовых – это выработка правильного порядка действий при письме: 1) увидеть трудность 2) принять мгновенное решение под контролем алгоритма. Когда в результате тренировочных задач использование алгоритма станет автоматическим, учащийся гарантированно будет писать без ошибок.

Традиционная грамматика рассматривает любую ситуацию на письме, как трудность. Школьные учителя никак не классифицируют ошибки учащихся. В действительности ошибки делятся на главные (наиболее частотные у всех безграмотных людей) и второстепенные (достаточно редкие, несистемные). На первых же занятиях в Школе грамотности Романовых снимается вредный школьный дуализм «слитно-раздельно», порождающий колоссальное количество системных ошибок учащихся. Многолетний анализ тысяч вступительных тестов учащихся показывает, что позиция «раздельно» не требует контроля. И это не единичный случай – в школьной программе есть огромное количество пунктов, где трудность надумана и не требует никакой проработки.

Хотелось бы отметить один любопытный момент – при наборе этой таблицы в редакторе «Word» автоматическая проверка ошибок подчеркивает красным все ошибки, кроме ошибок из правого верхнего квадрата (ошибки типа «вернусь на утро», «наелся до сыта»)! А ведь это самые распространенные ошибки как учащихся, так и взрослых людей! Так что на помощь компьютера при написании текстов рассчитывать не приходится.

То же самое касается и пунктуационных ошибок. Существует большое количество пунктуационных ошибок, порожденных невнятностью формулировки школьных правил (системные ошибки на запятые вокруг союза «и», ошибки при применении правил на «причастный оборот).

Школа грамотности Романовых с 1992 г. анализирует тексты, написанные учащимися до обучения, и постоянно производит улучшение программы в сторону решения реальных проблем и трудностей. В отличие от традиционных курсов русского языка, мы работаем, зная нашего «врага» – системные ошибки при письме – в лицо. Это позволяет нам эффективно обучать учащихся всех возрастов писать без ошибок и готовить их к сдаче экзаменов ЕГЭ и .

Мы с уверенностью можем сказать, что все проблемы с русским языком одинаковы, и мы знаем, как их решать.

Грамотность при написании любых текстов или деловых бумаг является показателем образованности человека, внушая расположение к нему. В современном мире, где людям приходится больше печатать, чем писать, о грамотности задумываются нечасто. Достаточно воспользоваться одной из программ правописания, как компьютер подчеркнет неверно напечатанное слово и останется только исправить ошибку.

Тут-то многих и подстерегает неприятная неожиданность. Устраиваясь на работу и заполняя от руки длинные анкеты, к которым сейчас часто прибегают работодатели, человек неожиданно для себя понимает, что не уверен в правильности написания того или иного слова. И если одну ошибку работодатель может посчитать досадной опиской, то наличие 2-5 грамматических ошибок и «хромающая» стилистика могут стать решающим основанием для того, чтобы ваша анкета устроилась в папке не принятых на работу соискателей.
Да и не только для устройства на ответственную работу важен уровень грамотности. Записка с грубыми ошибками, оставленная грамотному коллеге или соседу, покоробит его. Хорошо зная вас, он ничего не скажет, но для себя выводы о вашей необразованности сделает. И это особенно досадно, если у вас диплом (или два) о высшем образовании.

Это только в поговорке «встречают по одежке». В современной деловой жизни от человека часто ожидают гораздо большего, в том числе и безупречной грамотности.

Учимся писать грамотно.
Если вы заметили, что ваша грамотность не на должном уровне, не стоит отмахиваться от проблемы, тем более, что она решаема.

Чтобы научиться писать без ошибок, нужно наметить последовательность действий. И начать нужно с самого простого – с орфографии. Самый простой способ улучшить грамотность – чтение. Только подойти к нему нужно ответственно. Во-первых, читать нужно только хорошую литературу. Ту, которая поможет вам «убить сразу двух зайцев» - увидеть, как правильно пишутся слова и проникнуться красотой и многообразием метафор, которыми изобилует хорошая литература. А потому, лучше всего подойдут произведения классиков. Можно ограничиться теми из них, чьи произведения в прозе или стихах читаются и воспринимаются легко. Например, Пришвин, Куприн, Тютчев, Пушкин.

Помните, что чтение в дороге – в метро, поезде, в автомобиле – особенно, если вы отдаете предпочтение желтой прессе или бульварному чтиву, никакой пользы вам не принесет. Эта «литература» довольно часто грешит грамматическими и стилистическими ошибками и лишь в исключительных случаях может являться образцом грамотной и красивой речи.

Читайте правильную литературу не менее 30-40 минут в день, а лучше – 1-2 часа ежедневно. Но этого мало. То, что получила ваша память в процессе чтения, обязательно нужно закреплять. А для этого нужно как можно больше писать. Поэтому постоянно тренируйтесь. Чаще оставляйте записки и письма друзьям и близким. Поделитесь с ними вашей проблемой и попросите, чтобы они внимательно читали ваши послания и указывали на допущенные ошибки.

При серьезно подходе к делу грамотность возрастает уже на 2-3 месяце регулярного чтения и упражнения в письме. Но это тот навык, который необходимо постоянно подкреплять, пока он не дойдет до автоматизма. Чтобы процесс пошел легче и быстрее, держите всегда под рукой орфографический словарь.

Но это не единственный способ овладения грамотным письмом. Второй путь – изучение правил правописания и пунктуации. Если вы решите идти этим путем, лучше привлечь на помощь педагога или того, кто в совершенстве владеет этими знаниями. Вам сможет помочь даже старшеклассник-отличник.

Как научить ребенка писать без ошибок.
Практика показывает, что проблем с грамматикой и стилистикой не имеют те взрослые, которые в детстве много читали, писали и серьезно относились в школе к таким предметам, как русский язык и литература. Поэтому проще всего навыки грамотного письма прививать со школьного возраста.

К сожалению, современные дети далеко не всегда преуспевают в грамотности. Это говорит о том, что самый благоприятный момент для обучения был упущен и теперь нужно исправлять положение вещей.

Начинать придется с того же, с чего и взрослым – больше читать и писать. Перед тем, как купить книжку ребенку, просмотрите ее на предмет ошибок. Покупайте только качественные книги с красивыми картинками, которые могут заинтересовать ребенка и побудить его начать читать книгу.

Чаще тренируйте ребенка в правописании. Давайте ему переписывать тексты, постепенно усложняя задания. Устраивайте диктанты. Чаще включайте в них слова, с написанием которых ребенок испытывает трудности. Самые «проблемные» слова предлагайте ребенку написать несколько раз подряд на отдельном листке. Периодически устраивайте диктанты только из отдельных слов, где на два-три знакомых слова будет приходиться одно слово, вызывающие серьезные сложности с написанием.

Найдите в интернете тесты на грамотность, где ребенок сможет не только узнать свой уровень, но постепенно улучшать его, с каждым разом повышая свой рейтинг.

Чаще говорите ребенку о том, что человек, умеющий красиво говорить и грамотно писать, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование и хорошую работу, чем его безграмотный сверстник.

Как писать без ошибок? Вполне резонный вопрос для человека любого возраста. Вы можете обладать изысканнейшими манерами, «с иголочки» одеваться и выглядеть не хуже кинозвезды.

Однако есть один нюанс, который помешает вам добиться успеха — неграмотность. С ошибками любого рода нужно бороться. Как?

Писать без ошибок научат книги

Больше читайте. Это первый и, пожалуй, самый важный совет. Ни дня без книги! Таким должен быть девиз человека, решившего покончить с ошибками. Регулярное чтение развивает зрительную память, которая станет надёжным помощником на пути борьбы с .

Читайте не только про себя, но и вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой». Не торопитесь, обдумывайте прочитанное. Возьмите за правило записывать наиболее трудные и непонятные слова. Неплохо было бы заодно уточнять их смысл. Со временем такое внимательное отношение к слову станет полезной привычкой, которая поможет вам стать грамотным.

Пользуйтесь орфографическими словарями . Причём желательно не электронными, а печатными: листая страницы в поисках нужного слова, поневоле обращаешь внимание на слова соседние. Не исключено, что в определённый момент зрительная память подскажет и их написание.

Правила — путь к безошибочному письму

Выучите правила и старайтесь применять их на практике. Рекомендация, казалось бы, банальная, и в то же время очень полезная. Писать грамотно, не зная при этом ни одного правила, под силу единицам. Для этого необходимо обладать идеально развитой зрительной памятью, то есть быть, по сути, феноменальной личностью. Согласитесь, таковых среди нас немного.

Однако знание орфографических правил само по себе ещё не является гарантией практической грамотности. Орфографические навыки необходимо закреплять, поэтому систематически упражняйтесь. Для этой цели советую использовать проверенное временем пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии». К слову сказать, Розенталя считают одним из тех немногочисленных лингвистов, кому удалось «оседлать» русскую орфографию. Факт, заслуживающий внимания, не правда ли? Уж Розенталь-то точно знал, как писать без ошибок.

— Знаю правила, но пишу с ошибками, —

подобные сетования приходится слышать и от детей, и от взрослых. Как писать без ошибок в этом случае? Одна из причин данной ситуации – недостаточно сформированные орфографические навыки. Школьные учителя на уроках русского языка достаточно активно работают в этом направлении. Если же деятельность педагогов не даёт желаемого результата или вы в силу изрядного возраста уже не посещаете школу, без самостоятельных занятий не обойтись.

Существует ряд незамысловатых, на первый взгляд, приёмов, помогающих заметно повысить уровень практической грамотности. Попробуйте переписывать готовые печатные тексты. Откройте, к примеру, книгу и перепишите первый абзац любого произведения. Затем внимательно проверьте написанное. Сделали ошибки? Переписывайте снова. Результат станет ощутимым уже после месяца регулярных занятий.

Когда научитесь переписывать текст безошибочно, переходите на следующий этап – письмо по памяти. Возьмите хотя бы того же Тургенева, прочитайте первое предложение – затем закройте книгу и запишите его так, как запомнили. Сверьтесь с текстом. Если допущены ошибки – пишите заново. Со временем усложняйте задачу, старайтесь писать по памяти сначала два предложения, потом – целый абзац и т.д.

Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема. Сегодня я хочу затронуть вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок ?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно .

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только , и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.

Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что .

Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано. Если ребенок научится писать без ошибок , списывать правильно , тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и .

Есть вопросы? Пишите в комментариях