Как не брать все близко к сердцу. Психологи о чувствительных людях. Не включаться, это возможно

Случается, что почитаешь ленту новостей или посмотришь телевизор - и уже плохо: убийства, жестокость, безразличие окружающих к миру… И потом какое-то время еще переживаешь.

А вот можно ли так, чтобы не переживать? Как сохраняться в ситуации, когда слишком много напряжения? Почему мы включаемся на истории близких или в чужие проблемы, начинаем делать благие дела, а потом оказывается, что никто не просил…

Не включаться, это возможно?

С одной стороны, реагировать на события в мире и в близком окружении, - это нормально. Никто не железный и достаточно человечно - эмоционально включаться . Однако дальнейшую историю реакции можно разделить на две категории: ты реагируешь и тебя это не меняет, и ты реагируешь - и ситуация тебя поглощает. Мы рассмотрим второй вариант.

Почему сложно остановиться в своих эмоциях?

Ситуация, в которой ваш близкий человек принял какое-то неверное решение, а вы знаете, что это ошибка. Ситуация, в которой у родственников происходит какая-то беда и вы живете с этим, как будто вы внутри их истории. Ситуация, когда читаешь новости о жестокости в мире… Что за этим стоит?

Когда нужно кого-то спасти

Если ситуация, которая эмоционально затягивает, вызывает у вас три яркие реакции:

  • я спасу (своего мужа, ребенка, маму, подругу, знакомых, бездомных животных и т.д.);
  • меня опять унижают (не слушают, не уважают, оскорбляют, не ценят и т.д.);
  • я знаю, как лучше , а эти идиоты (слабаки, тупицы - все нелестные слова о людях) просто напрашиваются на мою реакцию.

Тогда вы - в треугольнике Карпмана . Данные три позиции просто поглощают здоровые стратегии человека. Из них невозможно конструктивно реагировать, поскольку все роли вытекают друг из друга. Это замкнутый круг, в котором кто-то обязательно виноват, кто-то обязательно страдает, кого-то нужно срочно спасти…

Если вы в треугольнике Карпмана - в нем нельзя остаться в одной из ролей, поскольку вы обязательно для кого-то такой же агрессор, как кто-то для вас, вы обязательно где-то кого-то спасаете, не решая свою ситуацию, и вы часто будете провоцировать ситуации "несправедливости".

Что с этим делать?

Из треугольника можно только выходить. Адаптация не поможет. Если вы поймали себя в какой-то одной роли - значит нужно найти еще две, запомнить триггерные зоны (ситуации, затягивающие в треугольник) а потом просто переставать реагировать привычным образом, задавая себе честные вопросы:

  • а зачем я в этой ситуации?
  • зачем я постоянно страдаю (злюсь, кого-то спасаю)?
  • в чем моя выгода?

И обнаруживая скрытую потребность в чем-то (во внимании, в повышении самооценки, в убегании от своих проблем) - находить другой способ реализации.

Почему люди безразличны?


За чувством, что рядом кто-то холодный и равнодушный, кто-то часто говорит нет, а вы всю (всего) себя отдаете стоит детская позиция и отсутствие личностных границ .

В данном случае важно утвердить для себя понятия, что:

  • другой человек имеет право вас не любить и не слушать (это касается и детей);
  • другой человек имеет право сказать нет , даже если вы ему в похожей ситуации; помогли (иначе это должен быть заранее оговоренный бартер "услуга за услугу");
  • другой человек имеет право не реагировать на ситуацию так, как вы от него ожидаете или вам хочется;
  • другой человек вам ничего не должен (это касается и детей: дети вам ничего не должны, они не стояли на космической кухне в очереди и просили вас срочно их родить в обмен на вечную любовь и тотальное уважение).

И самое главное - вы также имеете право :

  • не любить всех подряд,
  • не быть хорошей(ым),
  • не реагировать так, как кто-то хочет.

Именно в этой линии поведения рождаются здорОвые, целостные отношения со всеми: близкими, детьми, коллегами, миром.

Вы не можете контролировать мир и мир не обязан вас слушать. Но вы можете выстроить такие отношения и такой круг близких людей, в котором никто не будет жертвой и у каждого появится шанс быть вовремя услышанным и принятым.

Психолог

Ольга Голубицкая


Продолжение статьи “Как управлять своим гневом”.

Когда вы думаете, что чье-то поведение вызвано какими-то вашими поступками или направлено непосредственно на вас – вы слишком все персонализируете и берете близко к сердцу. Поэтому вы постоянно испытываете чувство гнева, обиды, раздражения, недовольства собой или окружающими. Вам нужно стать более объективным в отношении понимания мотивов, управляющих людьми. Вам нужно отказаться от ваших ожиданий и представлений об окружающем мире и не тешить себя иллюзиями.

  1. Перестаньте думать, что в мире царит справедливость. В нашем обществе царит несправедливость; многие люди эгоистичны; многие любят манипулировать окружающими . Вам нужно определить, кто в действительности желает вам зла и принять соответствующие меры. Но сделать это нужно без попыток изменить мир в целом и без ожидания одобрения со стороны окружающих.
  2. Перестаньте думать, что окружающие вам что-то должны. Жизнь такая, какой вы сами ее делаете. Другие живут не для того, чтобы угождать и обслуживать вас. Если вы дарите окружающим любовь, то, вероятно, и в ответ вы получите теплые чувства. Если вы ищете повод к ссоре, к вам вряд ли будут хорошо относиться.
  3. Перестаньте думать, что к вам несправедливо относятся. Некоторых людей раздражаете вы, а большинство людей, которые вызывают у вас чувство гнева, даже не подозревают о вашем существовании.
  4. Начните интересоваться, чем вызвано поведение другого человека. Возможно, он конфликтует с вами потому, что обеспокоен болезнью своего ребенка или у него просто плохое настроение. Возможно, что вы напоминаете этому человеку сестру/брата, который обижал его в детстве. Вы сами по себе не можете быть причиной плохого к вам отношения.
  5. Нужно определиться, когда уместно выражать свой гнев. Если вы изольете свой гнев на своего начальника, то, скорее всего, останетесь без работы. Если у вашего отца проблемы с сердцем, не уместно расстраивать его. Если ваша сестра уезжает за границу на следующей неделе, возможно, это не совсем удачное время для конфликта с ней. С другой стороны вам хочется выразить свой гнев именно на тех людей, с которыми вы живете бок о бок, о которых заботитесь.
  6. Подумайте, изменится ли ситуация, если вы открыто выразите свой гнев. Бесполезно злиться по поводу плохой погоды, пробки на дорогах или сломанной стиральной машины. Некоторые ситуации можно изменить; возможно, вашу проблему решит переезд, развод, новая работа. Излить на кого-то свой гнев можно, но в дальнейшем все равно придется принимать какие-то здравомыслящие решения для урегулирования проблемы. Если гнев управляет вами, вы не только не можете принять решение, как действовать в той или иной ситуации, вы даже не можете оценить ее.

Изменив свое мышление, вы можете стать более беспристрастным и в большей степени контролировать свой гнев. Это не означает, что вы должны подавлять его. Это означает, что вы не будете испытывать его, за исключением подходящих случаев, когда хотите это сделать.

Когда же бывают эти подходящие случаи? Когда попираются ваши права, вас оскорбляют или тогда, когда вы уверены, что скандал что-то изменит. Хотя, если вы будете следовать вышеизложенным установкам, вы будете испытывать чувство гнева значительно реже. Если вы будете реже испытывать чувство гнева и чаще выражать его, то станете более уравновешенным и счастливым.

Многие люди находятся в постоянном нервном напряжении. Конечно, не бывает жизни без каких-либо проблем. Беспокойство - это очень вредная привычка, от которой нужно немедленно избавляться, если вы не хотите отравить себе жизнь.

Подумайте о том, что может случиться в худшем случае? Большинство людей не понимают, что конечный результат не такой уже и страшный, как все себе представляют.

Определите цели в жизни. Если человек понимает, чего он действительно хочет, это сокращает количество поводов для волнения.

Учитесь решать проблемы эффективно. Научится этому на самом деле легко. Начните записывать их на бумаге и расставлять приоритеты. Необходимо определить проблемы, которым необходимо срочное решение и те, которые могут подождать. Ежедневно пересматривайте список, вычеркивайте по мере решения. Такой способ избавит вас от постоянного беспокойства.

Найдите себе хорошее занятие, которое будет занимать все лишнее время. Хорошо отвлекает от проблем чтение, вязание, игры (настольные или компьютерные), танцы, фотографирование. В любом случае подберите себе что-то по душе.

Как перестать все принимать близко к сердцу, если мучает чувство вины? Переживания и сострадания – это совсем разные вещи. Кроме того, такие чувства приводят к язве желудка, неврозам. Старайтесь их избегать и не брать на себя ответственность за поступки, которые были совершенные другими людьми. Такие проблемы не должны оставлять неприятный осадок на душе, а тем более вызывать чувство вины.

Помните, что всегда можно что-то изменить. Никогда не навязывайте себе плохие мысли о будущем. Все, чему суждено быть, обязательно случится, поэтому нет необходимости мучить себя переживаниями заранее.

Не суетитесь! Только спокойствие и организованность приведет вас к успеху. Разве можно получать удовольствие от жизни, постоянно находясь в движении. Но также не забывайте о том, что не стоит стоять на месте. Ищите новые варианты и пути исправления ситуации.

Разумеется, что сразу вы не сможете избавиться от чувства беспокойства. Ведь для того, чтобы был результат и вы смогли не принимать близко к сердцу, необходимо стараться изо дня в день. Замечайте вокруг себя то, что раньше не вызывало у вас никакого интереса. Живите и радуйтесь каждому моменту.

Среди немалого количества людей встречается такая проблема, как восприятие любых ситуаций близко к сердцу. Такие люди часто обижаются по мелочам, абсолютно не воспринимают критику, даже если она оправдана, повышенный тон принимается как грубость, а уж если доходит до оскорблений, то это вызывает настоящую панику и, возможно, слезы. Это угнетающее чувство, принимать все на свой счет, очень мешает нормально жить. Ведь человеку становится трудно построить отношения с людьми и находиться в обществе, которое является далеко не идеальным. Также сложно добиться карьерных успехов, ведь для этого необходимо обладать не только профессиональными качествами, но и иметь сильный характер. Поэтому, как бы сложно не казалось поначалу, необходимо узнать, как избавиться от этой проблемы и перестать принимать все близко к сердцу.

Как не принимать все близко к сердцу в отношениях?

Умение сопереживать является хорошим качеством, которое можно заметить не у каждого. Но стоит задуматься, когда после разговоров в сложных ситуациях выражаются не просто слова сочувствия, а перенимается все на свой счет и человек начинает переживать те же эмоции, что и собеседник, несмотря на то, что проблема не касается его лично. Конечно, это нормально, если речь идет об очень близком человеке. Но если все время принимать близко к сердцу чужие проблемы, то через некоторое время такие переживания могут навредить собственному здоровью, как психологическому, так и физическому.

В таком случае рекомендуется найти для себя интересные занятия, которые будут приносить положительные эмоции и помогут отвлечься от ненужных мыслей. Также следует больше общаться с позитивно настроенными людьми. Кроме того, необходимо перестать смотреть новости и фильмы с негативной окраской. Такие материалы больше рассчитаны для людей, у которых наоборот нужно развивать чувство сопереживания.

Как не принимать все близко к сердцу на работе?

В любой рабочей обстановке могут возникать неприятные ситуации. Следует научиться относиться к этому проще и не воспринимать все близко к сердцу, поскольку постоянные стрессы и могут привести к психическим расстройствам и другим проблемам со здоровьем. Поэтому необходимо выработать в себе стрессоустойчивость, а также после трудового дня забывать о работе и заняться чем-нибудь, что поможет отвлечься и расслабиться. Конечно, поначалу будет сложно это делать. Чтобы стать сильной личностью, порой требуется несколько лет таких тренировок.

С точки зрения психологии, для многих людей вопрос, как не принимать все близко к сердцу, остается актуальным, поэтому некоторые советы специалиста помогут справиться с данной проблемой:

Учитывайте эмоции других людей. Некоторые люди в определенных ситуациях (например, в плохие дни) ведут себя агрессивно или неподобающим образом. В таких случаях их враждебность направлена на любого встречного и не имеет ничего общего с вами.

  • Возможно, у человека был плохой день.
  • Быть может, у него состоялся неприятный разговор перед встречей с вами.
  • Возможно, ему напомнили о неприятной ситуации.
  • Быть может, он не способен совладать со своими негативными чувствами и эмоциями.
  • Учитывайте неуверенность людей. Могут ли они в некотором роде бояться вас? Если да, не чувствуют ли они себя плохо из-за того, что вы самодостаточный человек? Подумайте о том, как вы можете помочь таким людям повысить их уверенность в себе.

    • Делайте комплименты таким людям (если это возможно) или спросите их, не хотят ли они поговорить о чем-нибудь с вами.
  • Учитывайте способность другого человека контролировать свои эмоции. Возможно, он плохо справляется со своими эмоциями. Некоторые люди не умеют эффективно общаться или выражать и управлять своими эмоциями. Помните об этом, чтобы быть терпеливым и лучше понимать других людей.

    • Возможно, человек реагирует на определенную ситуацию чересчур эмоционально, потому что не умеет справляться с ней по-другому. В этом случае проявите терпение и понимание.
  • Учитывайте опыт другого человека. Некоторые люди не имеют или имеют немного другие социальные навыки и нормы. Иногда человек может вести себя нетактично или даже по-хамски, хотя на самом деле не имеет в виду ничего такого. Другие люди действуют определенным образом и не понимают, как их поведение сказывается на окружающих. Такое поведение никоим образом не связано лично с вами.

    • Например, человек другой культуры, в которой приветствуется большая закрытость, может показаться вам холодным или отстраненным.
    • Люди с расстройствами, такие как аутисты, не распознают некоторые социальные сигналы или речевые интонации. Они могут показаться бесчувственными или грубыми, хотя на самом деле не являются таковыми.
    • Некоторые люди просто не понимают, что их шутки могут задеть окружающих.
  • Научитесь различать конструктивную и неконструктивную критику. Конструктивная критика призвана помочь вам. Это не критика вашего характера или достоинства. Конструктивная критика указывает на то, что нужно улучшить или исправить. Кроме того, конструктивная критика предлагает меры по улучшению или исправлению чего-либо. С другой стороны, неконструктивная критика - это просто негативное замечание.

    • Неконструктивная критика: «Статья написана небрежно и в ней мало ссылок. Во второй части не хватает материала».
    • Конструктивная критика: «Ваша статья мне понравилась. Единственное «но» - добавьте несколько ссылок и расширьте вторую часть».
    • Абсолютно неконструктивная критика: «Это очень плохая статья».
      • Неконструктивная критика может только навредить. Задумайтесь о способностях критика управлять своими эмоциями и взаимодействовать с другими людьми.
  • Задавайте вопросы, если кто-то критикует вас. Услышав неконструктивную критику в свой адрес, спросите человека, что он имеет в виду. Так вы покажете человеку, что вы цените его мнение, и тактично подведете его к конструктивной критике.

    • Например, если ваш начальник говорит: «Это очень плохая статья», вы можете спросить его: «Что именно вам не нравится в этой статье? Давайте поработаем вместе над ее улучшением».