Как научить говорить ребенка буквы ж, т, г, с, ш, л в домашних условиях? Как научить ребенка говорить букву Р без проблем: помогаем справиться с дефектами речи и развить артикуляционный аппарат

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?

Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи - нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.


А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.


Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.

Первые - это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.


Вторые - это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.


Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.


Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют: «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».


Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок - это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:

«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,

Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»

или «л»:

«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»

или

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.

Вот несколько упражнений:


«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.


«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.


«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.


Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.


И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?

Р и Л - самые сложные звуки, поэтому дети обычно учатся произносить их в последнюю очередь. Специалисты считают, что в норме ребенок справляется с ними к 5-6 летнему возрасту. К 4 годам малыш должен уметь выговаривать все остальные звуки. Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука Р, как научиться выговаривать букву Р, артикуляционная гимнастика — рассмотрим все это подробнее.

Почему надо учить ребенка правильно произносить звуки?

Многие взрослые продолжают неправильно выговаривать Р, картавить. Действительно ли важно, чтобы ребенок умел правильно произносить все звуки? Неправильное произношение может привести к возникновению комплексов, неуверенности в себе, к проблемам в школе - как с чтением и письмом, так и с взаимоотношениями с одноклассниками, а в дальнейшем - к невозможности овладения теми профессиями, где нужна красивая речь и четкая дикция.

Если ребенок уже неправильно говорит Р, само это не пройдет, ведь правильный способ образования этого звука довольно сложен для артикуляционного аппарата. Это единственный звук в русском языке, при произношении которого вибрирует кончик языка. Если ребенок нашел более «экономичный» способ произношения, то вряд ли он сам от него откажется.

Варианты неправильного произношения

Не выговаривать Р можно по-разному:

  • Распространенный вариант - когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
  • Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
  • Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
  • Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.

Возможные причины проблемы

  1. Главная причина - слабость артикуляционного аппарата. «Лечится» эта проблема различными упражнениями на артикуляцию, движениями губами, языком, и не только специальными занятиями для произношения того или иного звука, но и простым гримасничанием. Если ребенок будет активно кривляться и строить рожицы, в процессе такой игры будут тренироваться язык, губы, мышцы лица.
  2. Мешать правильному образованию звуков могут и индивидуальные особенности уздечки языка (подъязычной связки), например, когда она слишком короткая. Определить, насколько длина уздечки соответствует норме, может только врач. Если она короткая, в большинстве случаев растянуть ее можно специальными упражнениями. Сейчас логопеды склоняются именно к такому варианту, постепенно отказываясь от подрезания уздечки, за исключением отдельных случаев.
  3. Еще одна причина - неразвитый фонематический слух: способность различать звуки (фонемы) любого языка. Это не имеет отношения к физиологическому слуху, то есть к самой способности слышать звуки: ребенок не может правильно определить, какой звук произносит другой человек, и, следовательно, потом делает ошибки и при произношении слов.
  4. Фонематический слух развивается постепенно, особенно помогают этому общение с родителями, чтение ребенку вслух, заучивание стихов. Но иногда фонематический слух нарушается, поэтому ребенок плохо различает звуки речи, которую он слышит. В частности, вредно для правильного развития фонематического слуха сюсюканье, когда родители подражают детской речи. Дети могут путать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие, Р и Л тоже могут спутать с какими-то другими. Здесь тоже помогут упражнения, о которых мы расскажем ниже.
  5. Неправильное речевое дыхание тоже может привести к тому, что ребенок не выговаривает Р. Оно может быть обусловлено как привычкой, так и различными патологиями, например, хроническим насморком, увеличенными аденоидами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями иммунной системы. Соответственно, если есть такие проблемы со здоровьем, нужно их решать.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок к 5 годам еще не научился выговаривать какие-то звуки, в том числе Р. Логопед определит причину неправильного произношения, исключит серьезные патологии.

В 5 лет вообще лучше сводить ребенка к логопеду, даже если вы думаете, что все в порядке - нужно оценить речевое развитие малыша. Перед тем, как ребенок пойдет в школу, его также нужно показать специалисту.

Консультация логопеда также нужна, если есть другие проблемы с речью:

  • в 2 года малыш общается только жестами;
  • в 3 года говорит настолько невнятно, что другие люди не могут разобрать его речь;
  • в 5 лет говорит невнятно, слишком быстро или медленно;
  • переставляет слоги, выбрасывает их или добавляет лишние;
  • говорит гнусаво (в нос);
  • если в 4-5 лет произносит мягко все звуки в речи.

Картавость может быть следствием каких-то мозговых нарушений, болезней нервной системы, хотя такие случаи, конечно, более редки, чем простая незрелость артикуляционного аппарата. Именно для того, чтобы своевременно обнаружить симптомы серьезных нарушений и принять меры, нужна консультация логопеда.

Даже если вы хотите справиться с неправильным произношением самостоятельно и уже вооружились списком рекомендаций и упражнений на артикуляцию, лучше хотя бы один раз сходить к хорошему логопеду. Он определит, насколько проблема серьезна, нет ли каких-то патологий в ротовой полости, которые мешают малышу правильно выговаривать звуки, даст квалифицированные советы в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Общие принципы

Р и Л - сложные звуки, поэтому учить им ребенка можно только после того, как он научится выговаривать все остальные (шипящие, свистящие, В, Ф и другие). До этого времени сложные упражнения будут бесполезны: ребенок учится постепенно, наберитесь терпения. Особые затруднения возникают именно со звуком Р - в русском языке он образуется сложно, в этот процесс вовлечен почти весь артикуляционный аппарат, для его образования нужны точные движения языка.

Обратите внимание, что говорить «выговаривать букву Р» — неправильно. То, что мы произносим, это звуки, буквы - знаки при письме. Даже если вы просто говорите так по привычке, ребенку нужно объяснить, чем отличается буква от звука, это пригодится в школе.

  1. Занятия с дошкольником обязательно должны быть интересными, игровыми, даже если они длятся всего 10-15 минут. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, он будет легче запоминать и быстрее научится верному произношению.
  2. Сначала нужно научить ребенка выговаривать звук Р отдельно. И только когда он уже будет хорошо «рычать», можно перейти к упражнениям на слоги и слова с трудным звуком. Когда ребенок будет чисто говорить Р в словах и слогах, можно тренировать Р в речи, учить скороговорки.
  3. Занятия будут занимать примерно полчаса в день, но само обучение может быть довольно долгим, от нескольких месяцев до года. Обязательно хвалите ребенка за его успехи! Причем обычного «Молодец!» недостаточно - говорите конкретно, чему новому научился сегодня малыш: «Ты сегодня научился цокать, как лошадка» или «Уже получается делать широкий язычок».

Перед тем, как предлагать ребенку упражнение, сами научитесь делать его правильно, контролируя себя с помощью зеркала. Повторяя за вами, малыш быстрее запомнит нужные действия.

Разминка

Каждую тренировку нужно начинать с разминки. В нее входят простые упражнения для губ и языка.

  • «Кисточка». Начинается упражнение с того, что нужно улыбнуться и открыть рот. Затем ребенок должен провести языком по нёбу от верхних зубов назад (как можно дальше к горлу) и обратно, как кисточкой. Повторите упражнение 10-12 раз.
  • «Маятник». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Затем слегка высунуть язык и покачать им из стороны в сторону, как маятником. Также повторить 10-12 раз.
  • «Гармошка». Ребенок должен прижать язык к нёбу, как будто хочет произнести звук «НЬ». Не отпуская язык, открывать и закрывать рот.
  • «Чистим зубки языком». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Пусть ребенок проведет по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону, как будто подметая их. Потом пусть «почистит » языком каждый зубик отдельно. Важно, чтобы при этом нижняя челюсть была неподвижна.
  • «Комарик». Это забавное упражнение дети любят. Нужно сказать «з-з-з» и слегка высунуть язык. Затем снова сказать «з-з-з» и поставить язык сразу за верхними зубами. Повторить 10-12 раз.

Упражнения для артикуляции

Они включают упражнения на развитие мышц языка, мимических, горловых мышц, губ. Упражнения указаны в порядке возрастания сложности.

  1. Перед этим упражнением нужно вымыть руки. Путь ребенок поместит большой палец под язык и подвигает им вправо-влево. Упражнение поможет растянуть уздечку.
  2. «Лошадка». Предложите малышу поцокать, как лошадка. Для этого нужно присасывать язык к твердому нёбу и отрывать его. Посоревнуйтесь, кто цокает быстрее и громче - соревновательный элемент сделает занятия интереснее для ребенка.
  3. «Шиворот-навыворот». Попросите ребенка высунуть язык и попытаться сказать что-нибудь.
  4. «Индюк». Как говорит индюк? Покажите это ребенку - быстро выбрасывайте язык между губами, чтобы получался звук «бл-бл-бл». Пусть ребенок повторит несколько раз. Если сразу не получается быстро, пусть попробует в медленном темпе.
  5. Полезны любые гримасы с активными движениями ртом: пусть ребенок сворачивает язык в трубочку, высовывает, пробует достать им до носа или подбородка, скалит зубы и так далее. Детям очень нравятся такие игры.
  6. «Кучер». Как остановить лошадку? Нужно сказать ей «Тпрр». При этом вибрируют губы, получается губной, глухой звук Р.
  7. «Блинчик». Упражнение нужно для правильной формы кончика языка при произношении звука Р - он должен быть широким, а не острым. Поэтому нужно научиться делать язык широким. Пусть ребенок положит широкий, плоский язык на нижнюю губу, как на блюдечко.
  8. «Любопытный язычок». Упражнение лучше делать сразу после предыдущего, чтобы ребенок не забыл, как делать широкий язык. Нужно улыбнуться и положить широкий язычок на нижнюю губу - пусть любопытный язычок посмотрит, что происходит вокруг. Потом широкий язык убрать в рот - в домик - и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. После того, как язычок отдохнул в домике, можно снова вывести его «погулять». Выдвигать и убирать язык нужно плавно.
  9. «Барабанщик». Пусть ребенок постучит языком по бугоркам - должен получаться звук «д-д-д». Язык при этом широкий, губы в улыбке, нижняя челюсть не двигается.
  10. «Сорока». В этом упражнении у ребенка уже может получиться звук, близкий к правильному Р. Как трещит сорока? Попробуем показать! Язык должен быть широким, надо поднять его к альвеолам и направлять струю воздуха на выдохе на кончик языка. Сначала ребенок должен попробовать произнести звук шепотом, потом громче.
  11. «Моторчик». Упражнение уже прямо подходит к правильному звуку Р. Ребенок должен говорить звук «д-д-д», как в упражнении «барабанщик». Теперь берем указательный палец ребенка (правый - для правшей, левый - для левшей, руки должны быть чистыми) и подставляем под кончик языка, совершая частые вибрирующие движение. Должен получиться звук «др-р-р». Моторчик завелся, скоро малыш научится сам, без помощи пальца заставлять кончик языка вибрировать!
  12. Попросите ребенка порычать, как тигр: «Р-р-р!» Вначале можно «заводить» язык с помощью пальца, постепенно переходя к самостоятельному произношению звука.

Конечно, не все эти упражнения делаются в одно занятие. Сначала нужно освоить первые пять, затем остальные. Обязательно хвалите ребенка за его успехи, пусть он демонстрирует их всей семье!

Упражнения для фонематического слуха

Нарушения фонематического слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно к 5 годам, ошибки до этого возраста - нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.

Нарушения фонематического слуха требуют постоянного внимания родителей и логопеда, их обязательно нужно исправлять, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут сложности с обучением чтению, письму, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит довольно много времени. Помочь справиться с подобными нарушениями помогут следующие упражнения.

  • «Поймай звук». Вы просите малыша хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный звук, например, Р, а потом произносите ряд звуков, к примеру, такой: А Р Т Л Б В Г Р З, и так далее с другими звуками. Когда ребенок будет успешно «ловить» отдельные звуки, попробуйте усложненный вариант этого же упражнения, но произносите слова, например: РОТ ЛОШАДЬ ШКОЛА МАРКА КОРОВА ЛОЖКА. Обратите внимание, что звук и буква - разные вещи, в слове «НОЖ», например, есть звук Ш, а не Ж.
  • «Исправь слово». Вы называете слова верно и неверно, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слово произнесено правильно. Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
  • «Назови слова». В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале - рот, рука, рыба; Р в середине - корова, корабль, карусель, Р в конце - двор, топор.

Автоматизация звука Р

Упражнения для правильного дыхания

Правильное речевое дыхание - важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.

  1. Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
  2. Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель - заставить язык вибрировать у альвеол.
  3. Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.

Нужно ли подрезать уздечку?

Короткая уздечка языка действительно может представлять проблему:

  • у новорожденных она вызывает проблемы с сосанием;
  • во-вторых, во время развития речи мешает правильной артикуляции;
  • короткая уздечка может мешать правильному развитию нижней челюсти, смещать центр языка.

В большинстве случаев укороченную уздечку замечают еще в роддоме и сразу ее подрезают, чтобы не возникло проблем с кормлением малыша. Если длина подъязычной уздечки уменьшена не сильно, можно увеличить ее с помощью упражнений. Именно к этому варианту сейчас склоняется большинство логопедов.
Действительно ли у ребенка короткая уздечка, насколько она влияет на произношение звуков и нужна ли операция, решает логопед. Уздечку подрезают под местной анестезией с помощью специальных ножниц или лазера. Следует знать, что после операции нарушения дикции не исчезнут сами по себе, поэтому часто доктора отказываются подрезать уздечку детям старше 4 лет.

Важно регулярно практиковать с ребенком те упражнения, которые представлены в данной статье, это поможет научить ребенка выговаривать букву Р без логопеда в кратчайшие сроки!

Видео:

Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи

Нужно ли волноваться, если ребёнок в 2,5 — 3 года не заговорил. Что предпринимать?

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие - Ш и Ж . О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1-2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка - миска, Машка - маска, крыша - крыса, кушать - кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед - это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.