«Июль – макушка лета» А. План-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему: "А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»"

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры/» , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

3. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

4. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

Они создают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

6. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

7. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение? середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

3. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА

Урок по литературе в 7 классе

" А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» "

Подготовила: Петрова Елена Михайловна

2016-2017 уч. год

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры / » , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

  1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

  1. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

  1. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

  1. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

  1. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они с оздают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

  1. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

  1. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?

середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнь ю

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

  1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
  2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

  1. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть


В одной из своих литературных работ А. Твардовский пытается провести размышление над одной из самых распространенных народных пословиц о том, что июль является макушкой лета. Почему существует такое выражение? Для этого должны быть свои существенные причины. Именно этот вопрос и заинтересовал автора стихотворных строк!

Ежедневно, занимаясь своими хлопотами и делами, мы абсолютно не обращаем никакого внимания на те изменения, которые происходят вокруг нас. А вот А. Твардовский пишет о том, что его внимание привлек облетающий липовый цвет, который символизирует окончание самого жаркого и пекущего летнего месяца.

На мгновение поэт ловит себя на мысли о том, что только прочтенные заметки из газеты напоминают ему о скором завершении лета. Он, как творческая личность, начинает вглядываться в изменения, которые происходят в природе. Прощальный привет кукушки, убывание светового дня символизирует о скором приходе осени, приближении холода и затяжных зимних вечеров.

Стихотворная работа «Июль – макушка лета» наполнено особой динамикой, живым ритмом. Автор пытается передать скоротечность тех дней, которые один за другим завершаются и оставляют в нашей памяти сладкие и теплые воспоминания.

Автору становится немного грустно от того, что половина лета уже позади. Точно также пролетит и его следующая часть. А затем – дожди, огненные листопады и туманы. И течение времени невозможно изменить. Нужно только лишь смириться с изменениями, которые дарит нам природа, и принять их, как должное.

Чтобы избавить себя от грусти и разочарования, чтобы не испытывать депрессии и стрессы, необходимо проживать каждый день ярко, запоминая все события и положительные происшествия. Только в этом случае изменения в природе будут для вас еще одним поводом испытать хорошие эмоции.

Александр Трифонович Твардовский

Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета.

Кукушка

Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что осень уже не за горами.

Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение под названием «Июль - макушка лета» Александр Твардовский. Он попытался передать свои чувства и ощущения, которые охватили его при виде облетающего липового цвета и убывающих листков календаря - неизменных свидетелей скоротечности времени.

В повседневной суете очень мало кто обращает внимания на то, какие изменения происходят в окружающем мире, когда лето идет на убыль. Даже Твардовский в своем стихотворении признается, что о наступлении середины лета ему «напомнила газета». Однако есть и более значимые признаки, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь творческие натуры и созерцатели способны придать им значение и «расшифровать» так, как это сделал поэт. Ему не нужно было заглядывать в календарь или же в газету для того, чтобы понять - жаркий июль во всей своей красе скоро сменится осенней прохладой. Об этом ему сообщила кукушка, которая послала всему миру «прощальный свой привет», а также «дневной свет», который с каждыми сутками идет на убыль, напоминая о том, что не за горами - длинные зимние вечера.

Стихотворение «Июль - макушка лета» имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени . Благодаря этому произведение читается на одном дыхании, а воображение рисует вереницу солнечных дней, которые проносятся чередой, оставляя в душе привкус легкого сожаления о том, что половина лета уже позади, и его остаток промчится также стремительно, принеся с собой дожди, желтую листву и грусть. Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться. А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это - время подведения первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета...»

Основное литературное творчество А.Т. Твардовского при­шлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечествен­ной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношени­ях между людьми.

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, ко­торые соотносятся с народным календарём: «дневная убыль све­та», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липово­го цвета. Лирическое произведение написано трёхстопным ямбом, который придаёт всему стихотворению чёткость, пре­дельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произ­несение слов. Используемый приём звукописи передаёт звуки июля - середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет,

Июль - макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повели­тельное наклонение употребляемых глаголов передаёт игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихо­творении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, - макушка,

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль - макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер. Итак, Александр Трифонович Твардовский создал самобытное поэтическое произведение «Июль - макушка лета», находясь в рамках традиций народной фольклорной сти­листики.

План
Введение
Тематика лирических произведений поэта разнообразна.
Основная часть
В стихотворении дан лирический образ середины лета.
Размер стихотворения.
Художественно-выразительные средства:
- звукопись;
- народная лексика;
- повелительное наклонение глаголов.
Строчка «Июль - макушка лета» обрамляет стихотворение и придаёт ему песенный характер.
Заключение
А.Т. Твардовский создал стихотворение, находясь в рамках традиций народной фольклорной стилистики.
Основное литературное творчество А.Т. Твардовского пришлось на середину двадцатого века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечественной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношениях между людьми.
В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль - макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля - середины лета:
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, -
Июль - макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, - макушка, -
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль - макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
Итак, Александр Трифонович Твардовский создал самобытное поэтическое произведение «Июль - макушка лета», находясь в рамках традиций народной фольклорной стилистики.