История России XVII–XVIII вв. Служилые "по прибору" Войско состоявшее из служилых людей по прибору

люди на службе у государства-не по происхождению, а по найму (дьяки, подьячие, стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки, солдаты, ямщики). Состояние приборного служилого человека было наследственным так же, как и сына боярского; стрелецкие дети по общему правилу прибирались в стрельцы, казацкие дети ~ в казаки. Но этот разряд лиц не имел наследственной замкнутости и постоянно пополнялся притоком новых сил из различных слоев общества; в стрельцы и казаки время от времени прибирались новые люди.

Сл. «по прибору» поселялись в городах слободами и наделялись мелкими земельными участками казенной земли, причем их земельные наделы весьма схожи были с тяглыми наделами посадских людей. Сл. «по прибору», будучи землевладельцами, но не имея крестьян или холопов-работников, сами обрабатывали землю и промышляли своими руками. Стрельцы, казаки и другие приборные люди так же, как и дети боярские, были свободны от налогов, в качестве Сл., белопоместцев, но с некоторыми ограничениями. Многие из них, живя в городах, занимались торговлей и промыслами.

В XVII в. Сл. «по прибору» наделялись поместной землей в пограничных районах страны, где они без дополнительного жалования охраняли государственные рубежи.

В середине XVII в. 60 % городских дворов принадлежало служилым людям, среди которых преобладали служилые люди по прибору, набиравшиеся из местных жителей (стрельцы, казаки, затинщики, пушкари и т. д.). По Соборному Уложению 1649 г. за ними сохранялось право заниматься торговлей и промыслами беспошлинно до определенных объемов. На сохранение этой категории служилых людей направлена политика правительства и во второй половине XVII в. Особенно ярко это проявлялось на окраинах Российского государства. На Урале и в Сибири запрещалась раздача поместий дворянам, в том числе земли, предоставленной солдатам. А по указу 1680 г. казаки Смоленска и других городов обязаны были нести службу со своей земли без денежного жалования, что подразумевало сохранение за ними выделенных поместий.

Постепенно складывались условия для пополнения дворянства служилыми людьми по прибору. Запись беглых холопов и крестьян в службу позволила им проникать даже в ряды детей боярских, т. е. служилых людей по отечеству. В связи с этим в «Статьях о смотре и разборе детей боярских» конца 70-х годов XVII в. в интересах дворян запрещается холопов и пашенных мужиков верстать поместным и денежным окладом. В свою очередь расширение государственной пашни на юге стимулирует перевод служилых людей по прибору в черносошные крестьяне. В частности, это касалось пушкарей, наделенных землей вместо хлебного жалования. Таким образом, политика правительства по отношению к служилым людям «по прибору» определялась не только государственными интересами. Оно учитывало и те социальные противоречия, которые объективно возникали по мере укрепления дворянства.

Духовенство

В XVII в. духовное сословие традиционно делилось на черное и белое. Черное духовенство формировалось на основе принятия схимы, т. е. пострижения в монахи. Им запрещалось совершать требы (крестить, венчать и т. д.). Монастыри были мужские и женские. Крупные монастыри, близкие к царскому дому, обладающие вотчинами, осуществляющие торговую и промысловую деятельность, играли значительную роль в социально-политической и экономической жизни страны. В основном это были мужские монастыри, но встречаются и женские обители, в частности Новодевичий монастырь. Помимо московских монастырей (Чудов, Симонов, Новоспасский и т. д.) богатейшие монастыри существовали и на окраинах – Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие. Такие монастыри выполняли не только религиозные, но также государственные управленческие и военные функции. Они становятся опорными пунктами, обеспечивающими правительству контроль за освоением новых земель.

Подавляющее большинство женских и значительная часть мужских монастырей не имело собственных вотчин и существовало за счет получения содержания от государства – руги, включавшей средства на питание и минимальные нужды определенного количества монахов. Только в исключительных случаях руга достигала значительных размеров как признание заслуг и значимости данного монастыря. Монастыри, основанные по инициативе высших церковных иерархов, являлись их домовыми и финансировались из епархиальной казны.

Из среды черного духовенства избирались епископы, архиепископы, митрополиты и глава русской православной церкви – патриарх Московский и Всея Руси. Главы епархий, включая патриарха, управляющего патриаршей областью как самостоятельной епархией, содержались за счет доходов с церквей епархий, а также за счет пожалованных вотчин и угодий. В случае, если не было вотчин и большого количества приходов, государство брало на себя расходы по содержанию двора иерарха. Таким образом, имущественное положение глав епархий зависело не от чина, а от количества приходов, плотности населения и земельных владений.

Основным источником пополнения епархиальной казны были доходы, получаемые с белого духовенства, т. е. священнослужителей, совершающих обряды в церквях на территории данной епархии. Каждый священник кроме оплаты пошлины за поставление, за перевод из одной церкви в другую и т. д. ежегодно вносил плату за землю прихода и все средства, собираемые с населения за совершение обрядов. Большинство попов не несли повинности в пользу государства, но в случае, если тягловая община выбирала священника из своей среды, по своей инициативе и направляла его на поставление к главе епархии, за ним сохранялись обязанности по несению тягла. Сходная ситуация наблюдается и в вотчинах в случае поставления священника из крестьян по инициативе владельца земли. Он освобождается от повинностей, но не приобретает право перехода в другую церковь, если вотчинная церковь приносит ему достаточный для удовлетворения минимальных потребностей доход.

Особую роль играли протопопы, главы соборных церквей, в которых могли служить сразу несколько священников. Соборные церкви могли иметь вотчины, ругу от государства, а также содержание от высших церковных лиц. Особо выделялись Соборы Московского Кремля, обладающие значительными земельными владениями и богатыми вкладами. Имущественная дифференциация внутри духовенства была настолько значительная, что объективно не позволяла духовному сословию консолидироваться на основе общих социальных интересов.

Служилые люди – это категория лиц, состоящих на службе государю, они имели место быть, начиная с XIV по XVIII век. Другое их название государевы люди. Служба была военной или административной, имела особые привилегии: вознаграждение земельными наделами, титулами, позднее некоторым стали выдавать поместное жалование.

Определение и виды государевых людей

Разобраться в иерархии служилых людей современному человеку не просто. С развитием и становлением России, формировалась категория служилых людей, которые несли службу на благо государства. Всех жителей страны можно разделить на три части: служилое, тягловое и не тягловое население.

Тягловое население – это плательщики тягла: крестьяне, ремесленники, жители черных слобод и так далее. К нетягловому относилось население, частично или полностью освобождённое от налогов. Это были жители белых слобод, городов. Горожане в это время играли немаловажную роль, так как к началу XVI века на территории России насчитывалось около 140 городов, самым крупным была Москва.

Именно в ней, а так же других городах сосредоточилась большая часть служилых людей. Это были, в основном, административные служащие и военные. Основные виды службы, исполняемые ими, были нескольких категорий «по отечеству», «по прибору», «по призыву», «церковные». Они, в свою очередь делились на несколько подкатегорий, которые разделялись по виду службы. Рассмотрим всё по порядку.

Служилые люди «по отечеству». Основные характеристики

Служилые люди всегда были опорой государства, так как именно они отвечали за его безопасность и исполняли все административные функции, позволяющие стране жить и работать. Особняком стояли бояре, которые исполняли представительную власть страны, участвовали в её управлении. К категории служилых людей «по отечеству» относились:

Думные чины

Московское государство в XVI веке представляла собой страну с политическим строем «сословно-представительная монархия». Представительным органом её была Боярская дума, которая вместе с царём решала большинство вопросов в стране.

Думные бояре заседали в Думе. Из их числа делались назначения на должности воевод, послов, наместников. Они были самым могущественным сословием на Руси. Во владении их находились земли – поместья (земли с проживающим на них населением), бывшие в вечном владении и передаваемые по наследству.

Думные дворяне исполняли военные и придворные обязанности, участвовали в заседаниях Боярской думы, назначались начальниками приказов, воеводами.

Думные дьяки не участвовали в заседаниях думы, они вели, в основном, всю документацию: осуществляли переписку, подготавливали приказы и постановления. В случае необходимости, назначались на должности. Примером может служить думный дьяк Иван Тимофеев .

Московские чины

Отдельно хочется сказать об этой категории служилых людей. Это, большей частью, представители светской власти, чиновники, выполняющие различные функции. Рассмотрим некоторые из них:

Что такое служилые люди «по прибору»

Ему подчинялась и большая часть городовых казаков. Остальные подчинялись Казацкому приказу, руководили ими есаулы и атаманы. Через определённое время служилые люди «по прибору» стали передавать свои должности по наследству.

Другие категории

Служилые люди «по призыву» — это определение схоже с современным воинским «запасом». Они требовались на время войны и набирались большей частью из крестьян. Другое их название «даточные ратники». Это были люди, платящие ясак. Из трёх хозяйств, платящих ясак, призывался один ратник. Это было тяжёлое ярмо для крестьянских хозяйств. Но именно этот вид служилый людей сохранялся дольше всего.

Церковные служилые люди

Это многочисленная и многообразная категория, входящая в понятие служилых людей в России в 16 веке. Это были дворяне, патриаршие боярские дети, стрельцы, рассыльные, которые приняли подстриг или послушание. Они содержались и вооружались на церковные деньги и подчинялись только высшим церковным санам.

Церковные служилые люди привлекались на службу государю. Большую роль они сыграли при присоединении новых земель. На окраинах России были выстроены и действовали многочисленные крепости-монастыри, которые помогали охранять русские земли от вражеских набегов. Они были укреплены мощными стенами с высокими сторожевыми башнями. Оснащены артиллерийскими орудиями, которые были самыми мощными для того времени.

Что давала служба

Как мы видим служилые люди – это довольно многочисленная и разнообразная категория населения Московского царства, для которых защита государства составляла основное предназначение. Служба на благо государства давала многочисленные привилегии в виде земельных наделов, продовольствия, денежного содержания. Попасть в число служивых стремились многие люди.

Большую выгоду от неё получали знатные сословия: бояре, дворяне, которые получали доходные места, где буквально сколачивали целые состояния, кроме того, за службу получали большие привилегии, ресурсы, освобождение от налогов. Свою службу, они передавали по наследству. Вокруг должностей, дающих доход и власть, складывались определённые социальные отношения, порождённые борьбой за их обладание.

Значение служилых людей в становлении и укреплении Русского государства трудно переоценить. Благодаря им удалось сохранить государство и преодолеть последствия смутного времени . Именно они активно участвовали в освоении новых земель, строительстве крепостей и острогов, развитии городов, установлении в них административного правления. Именно они первыми встречали врагов, посягающих на целостность государства.

Служилые люди по отечеству в России 17 века(дворяне).

Дворяне , занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века . Οʜᴎ составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству.Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К серединœе 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение.

Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелœецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.

В 17 веке в русском обществе , большинство чинов не имело четкого разделœения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.

К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки.

Крестьянство в русском обще

17.Правительство и дворянство в 17 – пер.
Размещено на реф.рф
чет. 18 века (указ о единонаследии и Табель о рангах)

Указом 16 января 1721 года Пётр объявляет служебную заслугу, выраженную в чинœе, источником шляхетского благородства. Новая организация штатской службы и приравнение её к военной в смысле обязательности для шляхетства создавала потребность нового чиновного устройства и в этой сфере государственной службы. Это было достигнуто установлением 24 января 1722 года ʼʼТабеля о рангахʼʼ. В этом табелœе всœе должности были распределœены по три параллельных ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. Каждый из этих рядов делился на 14 рангов, или классов. Ряд воинских должностей начинается, идя сверху, генерал-фельдмаршалом и оканчивается фендриком. Этим сухопутным должностям соответствуют во флоте генерал-адмирал во главе ряда и корабельный комиссар в конце. Во главе штатских рангов стоит канцлер, за ним -действительный тайный советник, а внизу - провинциальные секретари (13 класс) и коллежские регистраторы(14 класс). ʼʼТабель о рангахʼʼ создавал переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого шляхетства. Поставив в основу делœения на чины должность, замещавшуюся путём заслуги по личным качествам и по личной годности лица, в неё вступающего, Табель о рангах упразднил совершенно старинное делœение на базе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших. Служба, личная заслуга становятся источником шляхетства. В пунктах, которыми сопровождался Табель о рангах, это было выражено очень определённо. Там сказано, что всœе служащие первых восьми рангов (не ниже майора и коллежского асессора) с потомством своим причисляются к лучшему старшему дворянству. В пункте 8-мь отмечается, что, хотя сыновьям российского знатнейшего дворянства и открывается для знатной их породы свободный доступ ко двору, и желательно, чтобы они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако за это никому из них никакого ранга не даётся, пока они государю и отечеству услуг не покажут и за оные характера (то есть государственного положения, выраженного в чинœе и соответствующей должности) не получат. Табель о рангахоткрывал далее широкий путь к дворянству для людей всœех классов, раз эти люди попадали на военную и гражданскую службу и личными заслугами выдвигались вперёд. В силу всœего этого конечным результатом действия Табеля о рангах и была окончательная замена старинной аристократической иерархии породы новой бюрократической иерархией заслуги и выслуги.

От этого новшества пострадали, прежде всœего, люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на одну доску с рядовым шляхетством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности. При нём с самого начала царствования на первое место становится А. Д. Меншиков, человек незнатного происхождения. Виднейшие деятели второй половины царствования - всœе люди незнатного происхождения: генерал-прокурор П. И. Ягужинский, правая рука Петра в это время, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер - всœе они были иноземцы и иногородцы очень низкого происхождения; инспектор Ратуши, вице-губернатор архангелогородский Курбатовбыл из холопов, управляющий Московской губернией Ершов - тоже. Из стариной знати высокое положение сохранили при Петре князья Долгорукие, князь Куракин, князь Ромодановский, князья Голицыны, князь Репнин,Бутурлины, Головин и фельдмаршал граф Шереметев.

Чтобы возвысить в глазах окружающих значение своих неродовитых сподвижников, Пётр стал жаловать их иноземными титулами. Меншиков был возведён в 1707 году в сан светлейшего князя, а перед тем, по ходатайству царя, был сделан князем Священной Римской империи. Боярин Ф. А. Головин тоже сначала был возведён императором Леопольдом I в графское Римской империи достоинство.

Вместе с титулами Пётр, по примеру Запада, стал утверждать гербы дворян и выдавать грамоты на дворянство. Гербы, впрочем, ещё в XVII веке стали большой модой среди боярства, так что Пётр только узаконил эту склонность, заведшуюся под влиянием польского шляхетства.

По примеру Западу был учреждён в 1700 году и первый орден в России - ʼʼкавалерияʼʼ Св. апостола Андрея Первозванного, как высший знак отличия. Раз приобретённое службой дворянское достоинство со времён Петра передаётся по наследству, как пожалованное за выслугу, что является тоже новостью, не известной XVII веку, когда, по словам Котошихина, дворянство, как сословное достоинство, ʼʼне давалось никомуʼʼ. "Так, по табели о рангах, - говорил профессор А.Романович-Славатинский, - лестница в четырнадцать ступенек отделяла каждого плебея от первых сановников государства, и ничто не возбраняло каждому даровитому человеку, перешагнув эти ступени, добраться до первых степеней в государстве; она широко открыла двери, через которые посредством чина ʼʼподлыеʼʼ члены общества могли ʼʼоблагородитьсяʼʼ и войти в ряды шляхетства".

[править]Указ о единонаследии

Основная статья: Указ о единонаследии

Шляхетство времён Петра Великого продолжало по-прежнему пользоваться правом землевладения, но, раз изменились основы этого права, изменился и характер самого землевладения: раздача казённых земель в поместное владение прекратилась сама собой, как только окончательно установился новый характер дворянской службы, как только эта служба, сосредоточившись в регулярных полках, потеряла свой прежний ополченский характер.
Размещено на реф.рф
Поместная раздача заменилась тогда пожалованием населённых и ненаселённых земель в полную собственность, но не в качестве жалования за службу, а в награду за подвиги на службе. Этим самым закрепилось сложившееся уже в XVII веке слияние в одно вотчин и поместий. В своем законе ʼʼО движимом и недвижимом имении и о единонаследииʼʼ, изданном 23 марта 1714 года, Пётр не делал никакого различия между этими двумя старинными формами служилого землевладения, говоря только о недвижимом имении и разумея под этим выражением и поместные и вотчинные земли.

Содержание указа о единонаследии заключаются в том, что землевладелœец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество одному из них, которому хотел, но непременно только одному. В случае если землевладелœец умирал без завещания, то всё недвижимое имущество переходило по закону к одному старшему сыну. В случае если землевладелœец не имел сыновей, то мог завещать своё имение кому-нибудь из своих ближних или дальних родственников, кому хотел, но непременно кому-нибудь одному. В случае, в случае если он умирал без завещания, имение переходило к ближайшему родственнику. Когда умерший оказывался последним в роде, он мог завещать недвижимое имущество одной из дочерей-девиц, замужней, вдове, кому хотел, но непременно одной. Недвижимое имущество переходило к старшей из замужних дочери, причём муж или жених обязывались принять фамилию последнего владельца.

Закон о единонаследии касался, впрочем, не одного шляхетства, но всœех ʼʼподданных, какого чина и достоинства оные ни естьʼʼ. Запрещалось закладывать и продавать не одни только вотчины и поместья, но и дворы, лавки, вообще всякое недвижимое имущество. Разъясняя, по своему обыкновению, в указе новый закон, Пётр указывает, прежде всœего, на то, что ʼʼежели недвижимое будет всœегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всœегда господин довольнее будет, хотя помалу возьмёт, и один дом будет, а не пять, и может лучше льготить подданных, а не разорятьʼʼ .

Указ о единонаследии просуществовал недолго. Он вызывал чересчур большое недовольство в дворянской среде, и шляхетство всячески старалось обойти его: отцы продавали часть деревень, чтоб оставить деньги младшим сыновьям, обязывали единонаследника клятвой уплатить младшим братьям их часть наследия деньгами. В докладе, поданном Сенатом в 1730 году императрице Анне Иоанновне, указывалось, что закон о единонаследии вызывает среди членов дворянских семей ʼʼненависти и ссоры и продолжительные тяжбы с великим для обеих сторон убытком и разорением, и небезызвестно есть, что не токмо некоторые родные братья и ближние родственники между собой, но и отцов дети побивают до смертиʼʼ. Императрица Анна отменила закон о единонаследии, но сохранила одну существенную его черту. Указом, отменявшим единонаследие, повелœевалось ʼʼвпредь, как поместья, так и вотчины, именовать равно одно недвижимое имение - вотчина; и отцам и матерям детей своих делить по Уложению всœем равно, тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнемуʼʼ .

В XVII веке и раньше служилые люди, осœевшие по уездам Московского государства, жили довольно сплочённой общественной жизнью, создавшейся около того дела, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они должны были отбывать ʼʼдаже до смертиʼʼ. Военная служба собирала их в некоторых случаях группами, когда каждой приходилось устраиваться самой в себе, чтобы всœем вместе отбыть смотр, выбрать губного старосту, приготовиться к походу, выбрать депутатов наЗемский собор и т. д. Наконец, самые полки московской армии составлялись каждый из дворян одной местности, так что сосœеди служили всœе в одном отряде.

Служилые люди по отечеству в России 17 века(дворяне). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Служилые люди по отечеству в России 17 века(дворяне)." 2017, 2018.

Сбросив с себя вековые оковы Орды и преодолев феодальную раздробленность, Русь к середине шестнадцатого века превратилась в единое государство с многочисленным населением и обширными территориями. Ей требовалось сильное и организованное войско для защиты границ и осваивания новых земель. Так на Руси появились служилые люди - это профессиональные ратники и администраторы, которые состояли на службе государевой, получали жалованье землями, продовольствием или хлебом и были освобождены от уплаты налогов.

Категории

Существовало две основные категории служилых людей.

1. Служившие по отечеству. Высшее военное сословие, набранное из среды русской знати. Из названия видно, что служба передавалась сыну от отца. Занимали все руководящие должности. За службу получали земельные наделы в постоянное пользование, кормились и богатели за счет работы крестьян на этих наделах.

2. Служившие по прибору, то есть по выбору. Основная масса армии, рядовые ратники и командиры низшего звена. Выбирались из народных масс. В качестве жалования получали земельные наделы в общее пользование и на время. После ухода со службы или смерти земля забиралась государством. Какими бы талантами ни обладали «приборные» ратники, какие бы подвиги они ни совершали, им была закрыта дорога на высшие военные должности.

Служилые по отечеству

В категорию служилых людей по отечеству зачислялись дети бояр и дворян. Служить они начинали с 15 лет, до этого считаясь недорослями. Специальные московские чиновники с помощниками-дьяками рассылались по городам Руси, где организовывали смотры знатной молодежи, которых называли «новиками». Выяснялась годность новика к службе, его воинские качества и имущественное положение. После чего претендент зачислялся на службу, и ему назначался денежный и поместный оклад.

По результатам смотров составлялись десятни - особенные списки, в которых велся учет всех служилых людей. Эти списки власть использовала, чтобы контролировать численность войск, величину окладов. В десятнях отмечались перемещения служилого, его назначения или увольнение, ранения, смерть, пленение.

Служилые люди по отечеству по иерархии делились на:

Московских;

Городских.

Думные служилые по отечеству

Выходцы из высшей аристократической среды, занимавшие главенствующее положение в государстве и войске. Они были воеводами, послами, наместниками в приграничных городах, руководили Приказами, войсками и всеми государственными делами. Думные делились на четыре чина:

Бояре. Самые могущественные люди государства вслед за великим князем и патриархом. Бояре имели право заседать в Боярской Думе, назначались послами, воеводами, членами Судной коллегии.

Окольничие. Второй по важности чин, особо приближенный к государю. Окольничие представляли иностранных послов властителю Руси, они же занимались всеми великокняжескими выездами, будь то поездка на войну, молитву или охоту. Окольничие выезжали вперед царя, проверяли целостность и безопасность дорог, находили ночлег для всей свиты, обеспечивали всем необходимым.

Думные дворяне. Выполняли самые разные обязанности: назначались воеводами и управляющими Приказами, участвовали в работе комиссий Боярской Думы, на них были военные и придворные обязанности. При должном таланте и рвении переходили в более высокий чин.

Дьяки думные. Опытные чиновники Боярской Думы и разнообразных Приказов. На них лежала работа с документами Думы и важнейших Приказов. Дьяки редактировали царские и думные указы, выступали докладчиками на заседаниях Думы, порой дослуживались до главы Приказа.

Служилые по прибору

Служилые люди по прибору составляли боевое ядро русских войск. Они набирались из свободных людей: населения городов, разорившихся служилых по отечеству и частично из «Приборные» освобождались от большинства повинностей и налогов и за службу наделялись денежным жалованием и небольшими земельными участками, на которых они трудились сами в свободное от службы и войн время.

Служилые люди по прибору делились на:

Казаков;

Стрельцов;

Пушкарей.

Казаки

Казаки не сразу стали государевыми служилыми людьми. Эти своевольные и храбрые ратники лишь во второй половине шестнадцатого века вошли в сферу влияния Москвы, когда донские казаки за вознаграждение начали охранять торговый путь, соединявший Русь с Турцией и Крымом. Но казачьи войска быстро стали грозной силой в русской армии. Они охраняли южные и восточные границы государства, активно участвовали во и освоении Сибири.

Казаки селились в городах обособленно. Их войско делилось на «приборы» по 500 казаков в каждом под руководством казацкого головы. Дополнительно приборы делились на сотни, полусотни и десятки, ими командовали сотники, пятидесятники и десятники. Общее управление казаками было в руках который назначал и увольнял служилых людей. Этот же приказ определял им жалование, наказывал и судил их, отправлял в походы.

Стрельцы

Стрельцов можно по праву назвать первым регулярным войском на Руси. Вооруженные холодным оружием и пищалями, они отличались высокой военной выучкой, универсальностью и дисциплиной. Стрельцы в основном были пешими ратниками, могли воевать как самостоятельно, так и в качестве полноценного дополнения к коннице, которая до этого являлась главной ударной силой государевых войск.

Кроме того, стрелецкие полки имели явное преимущество перед дворянской конницей, потому что им не нужны были долгие сборы, они выступали в поход по первому приказанию власти. В мирное время стрельцы следили за правопорядком в городах, охраняли дворцы, несли караульную службу на городских стенах и улицах. Во время войны участвовали в осадах крепостей, отражении атак на города и в полевых сражениях.

Как и вольные казаки, стрельцы делились на приказы по 500 ратников, а те, в свою очередь, дробились на сотни, полусотни и самые маленькие подразделения - десятки. Лишь серьезные увечья, старость и раны могли положить конец службе стрельца, в ином случае она была пожизненной и часто передавалась по наследству.

Пушкари

Уже в шестнадцатом веке государственные мужи понимали важность артиллерии, поэтому появились особые служилые люди - это были пушкари. Они выполняли все задачи, связанные с пушками. В мирное же время содержали орудия в порядке, стояли возле них в карауле, были ответственны за получение новых пушек и изготовление ядер и пороха.

Во время войны на них лежали все заботы об артиллерии. Они перевозили пушки, обслуживали их, участвовали в боях. Пушкари дополнительно вооружались пищалями. К пушкарскому чину также относились плотники, кузнецы, воротники и прочие ремесленники, необходимые для ремонта орудий и городских укреплений.

Другие служилые люди в России в 16 веке

Служилые люди по призыву . Так назывались бойцы, которых набирали по специальному указу царя из крестьян во время тяжелых войн.

Боевые холопы . Боевая свита крупных аристократов и среднепоместных землевладельцев. Их набирали из несвободных крестьян и забракованных или разорившихся новиков. Боевые холопы были промежуточным звеном между тягловым крестьянством и дворянами.

Церковные служилые люди. Это были ратники-иноки, патриаршие стрельцы. Воины, которые приняли постриг и подчинялись непосредственно патриарху. Они играли роль русской инквизиции, следя за благочестием священнослужителей и защищая ценности православной веры. Кроме того, они охраняли высших сановников церкви и при необходимости становились грозным гарнизоном при защите монастырей-крепостей.