Испанский стыд происхождение. Испанский стыд - что это? Откуда пришло выражение? Что говорит психолог

«Испанский стыд» (spanish shame) — выражение иностранное, заимствованное из английского языка. Это лишь интерпретация vergüenza ajena, испанского выражения, означающего «стыд за другого».

Описанное ниже чувство не отличается новизной. Да и не только испанцы способны его испытывать. Именно жители Испании дали подходящее название этому чувству.

Итак, «испанский стыд» означает действие, за которым стыдно и неловко наблюдать со стороны. Объект, производящий постыдное действие, может как переживать стыд, так и нет.

Аналогом выражения «испанский стыд» в русском языке считается словосочетание «краснеть за других». Это фигуральный оборот, не обозначающий изменение цвета кожи. «Испанский стыд» испытывают не только испанцы.

Установки на различные запреты человек приобретает на протяжении всего своего существования. Стыд также эмоция приобретенная, а не врожденная. Ребенок начинает стыдиться не раньше трех лет, до этого он просто не знает данного состояния.

Смущение возникает как реакция на порицание от близких людей. Если нападок взрослых слишком много, стыд может остаться внутри и не покидать человека, даже в моменты счастья.

Психологи считают, что вина, стыд и смущение составляют единое целое. Эти социоморальные эмоции возникают как реакция на нарушение моральных правил и норм нравственности.

Реакция тела на стыд

Ученые выяснили, что чувство стыда возникает на психологическом и физическом уровне. Тело резко реагирует на постыдное действие. Часто встречающаяся реакция тела — резкое прекращение контакта с объектом унижения. При просмотре фильма наблюдающий зритель, которому неудобно за действующего персонажа, резко перестает смотреть на экран.

Приведенная ситуация происходит в обыденной жизни, человек с испанским стыдом может отвернуться или перейти на противоположную сторону тротуара.

Это объясняется тем, что человек подсознательно примеряет неудобную ситуацию на себя и в итоге стыдится за то, чего не совершал. Приходят спонтанные воспоминания о пережитом когда-то позоре, что вызывает соответствующую реакцию тела на физическом уровне.

Честные личности считают необходимым указать в словесной форме невозможность нелепого поступка. Отрицание спасает репутацию.

Человек, попавший в неловкую ситуацию, считается виноватым в ней — именно он нарушил писаные или неписаные нормы поведения в обществе.

Главные причины возникновения испанского стыда

Испанский стыд человек переживает не один раз, хотя не отдает себе иногда в этом отчета. Почему же так происходит? Психологи объясняют это рядом причин.

Причины возникновения испанского стыда:

  1. Постоянные запреты или ограничения. Это касается и запрета выглядеть глупо. Наше подсознание запрещает нам попадать в нелепые ситуации. Если это все же произошло, мы не должны на это смотреть.
  2. Непринятие собственного «я». Часто мы себе не нравимся, и пытаемся стать лучше, чем есть на самом деле. Стыд позволяет регулировать наше соответствие определенным параметрам, которые мы порою сами себе придумываем.
  3. Человек по своей натуре существо сопереживающее. Именно поэтому мы несем ответственность за поступки других людей. Подсознание решает, что можно как-то изменить ситуацию, уладить ее по-другому.
  4. Боязнь непонимания и неприятия обществом. Человек боится «изгнания из племени». Поэтому все действия должны быть уместные и правильные.
  5. Идентификация себя с другими членами социальной ячейки. Если любой участник общественной группы совершает ошибочное действие, считает виноватым именно себя. Ведь мы тоже являемся неотъемлемой частью человеческой группы.

Роль эмоциональности при возникновении испанского стыда

Человек, который стал свидетелем нелепой ситуации, произошедшей с другим лицом, испытывает дискомфорт. Но его степень может быть разной. Ведь каждый индивид сопереживает по-особенному. Чем больше человек подвержен сочувствию, тем больше он буде впадать в состояние испанского стыда. Люди, которые все принимают близко к сердцу, чужой стыд ощущают как свой.

Сопереживающий человек пытается уберечь от позора и совершенно незнакомого объекта, который попал в унизительное положение. К такому выводу пришли сотрудники Университета Любека, что в Германии.

Люди, не склонные к эмпатии и сопереживанию, лишь насмехаются над попавшим в неловкую ситуацию горемыкой.

Реакцию людей прослеживается при просмотре различных ток-шоу комедийного характера. Одни зрители сопереживают неудачам главных героев, но при этом отводят взгляд от экрана. Другие же смотрят прямо перед собой, громко хохоча, не скрывая эмоций.

Таким образом, испанский стыд присущ людям эмоциональным и переживающим чужой позор как свой собственный.

Вы можете смотреть «Дневник Бриджит Джонс»? Я нет. «Забавные» ситуации, в которые попадает главная героиня, вовсе не кажутся мне таковыми. Нет, они вызывают у меня жгучее чувство стыда и желание немедленно нажать на «стоп». И я знаю, что не одна такая. Более того: тому, что мы с собратьями по несчастью чувствуем, даже есть название - испанский стыд.

При чем тут Испания?

Рунет утверждает, что выражение «испанский стыд» пришло в русский язык как перевод с английского фразы Spanish shame, а та, в свою очередь, - перевод испанского vergüenza ajena, «стыд за другого». Само по себе это чувство не ново, и на способность его испытывать географическая принадлежность никак не влияет. Однако испанцы первыми придумали для этого состояния отдельное название.

Впрочем, интереснее не то, откуда понятие взялось, а то, что заставляет мучительно краснеть, наблюдая за промахами посторонних людей. И, кстати, «краснеть за других» - выражение отнюдь не фигуральное.

Доктор, что со мной?

«Позор «оживает» не только в психике, но и в теле, - объясняет психолог Арина Липкина. - Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть.

Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете, мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас».

Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных

Почему мы вообще испытываем стыд и неловкость за поступки другого? Психолог Надежда Пылаева считает, что это происходит, если мы:

1. Многое запрещаем самим себе - в частности, выглядеть неловко или глупо. Сила внутреннего запрета настолько велика, что мы избегаем даже смотреть на происходящее. Это также знак того, что мы не принимаем самих себя - таких, какие есть, со всеми недостатками.

Эти внутренние запреты и установки мы приобретаем на протяжении всей жизни. Да и сам по себе стыд - эмоция не врожденная: мы «учимся» стыдиться в возрасте от 3 до 7 лет, реагируя таким образом на порицания со стороны окружающих. Постепенно из реакции на конкретные внешние события стыд может превратиться в привычное внутреннее состояние.

2. Склонны брать на себя ответственность за поступки других : мы чувствуем свою сопричастность и считаем, что можем как-то повлиять на ситуацию. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем «виновным» в нарушении правил, гласных или негласных.

«Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций, - объясняет психотерапевт Алена Прихидько. - Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они»

3. Испытываем страх отвержения. Еще в древности изгнание из племени было самым страшным наказанием, и мы до сих пор испытываем ужас при мысли о том, что социум может отвергнуть другого (а возможно, и нас самих) за нелепые или неуместные действия.

4. Идентифицируем себя с другим , считаем себя частью той же группы, что и человек, совершающий «неправильные» поступки. И это уже мы недостаточно хороши, а не этот странный, неловкий, несуразный герой на экране (или незнакомец, встреченный в реальной жизни).

«Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, - объясняет Алена Прихидько, - но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они».

Близко к сердцу

Становясь свидетелями публичных ошибок окружающих, все мы испытываем разные степени дискомфорта. Оказывается, причиной тому разный уровень эмпатии: чем он выше, тем больше вероятность, что мы будем краснеть за других, даже незнакомых людей.

«Это доказывают результаты исследования, которые провели сотрудники Университета Любека (Германия), - объясняет Надежда Пылаева. - Оказывается, чувство стыда за других и эмпатия тесно взаимосвязаны. Наша склонность сопереживать другим - причина того, что нам хочется оградить от позора человека, попавшего в неловкую ситуацию».

Наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются

Ярче всего это проявляется при просмотре комедийных и реалити-шоу: наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются (чужие унижения служат топливом для их самооценки).

Бриджит и я

В целях эксперимента заставляю себя пересмотреть «Дневник Бриджит Джонс» - фрагмент, где героиня приходит на вечеринку в костюме зайчика Playboy. Все сходится: и идентификация (мы обе женщины примерно одного возраста, социального статуса и даже одной профессии), и страх быть осмеянной и отвергнутой (один из самых частых кошмаров: я оказываюсь раздетой в публичном месте), и довольно высокий уровень эмпатии.

Как результат - удушающая волна стыда и полыхающие щеки. И, похоже, эту ситуацию я переживаю даже тяжелее, чем героиня: в отличие от меня, Бриджит умеет смеяться над своими недостатками и в конечном счете принимать себя такой, какая есть. Так что мне есть чему у нее поучиться, но это уже другая история.

«Испанский стыд - чувство неловкости или стыда за других, например, когда герой фильма делает что-то глупое, а стыдно тебе»

Сегодня только среда, а сенсационных новостей, связанных с Россией - уже целый мешок.

Первый повод для гордости принесла нам Украина. Согласно данным, озвученным Бабченко и Мосийчуком, Россия все своё свободное от прочих «мерзостей» время, занимается организацией покушений, диверсий и других ужасных с точки зрения гуманизма вещей на территории незалежной.


Чтоб вы понимали: «в России создан так называемый "Украинский центр", в состав которого отряжены офицеры ФСБ, которые занимались украинским направлением, Главного разведывательного управления Российской Федерации, другие силовики», - заявил Мосийчук.

По словам нардепа, созданный спецслужбами РФ "Украинский центр" занимается "диверсионной деятельностью, политическими провокациями, информационной войной, кибервойной".

Наверное, именно из-за действий этих коварных ФСБшников в столице Украины до сих пор нет отопления и горячей воды, задолженность населения по оплате за коммуналку составила 38,4 миллиарда гривен, кассирши на ж/д воказалах и супермаркетах демонстрируют бытовой сепаратизм, Венгрия на Закарпатье раздаёт свои паспорта, и даже в результатах футбольных матчей отчётливо проступает «Российский след».

Однако, одной Украиной русские себя не ограничивают.

Например, избиратели Македонии на референдуме отказались поддержать изменение названия своей страны. Казалось бы, этот референдум представляет чисто местный интерес. Но многие расценили его результат как важную победу Владимира Путина, поражение ЕС и НАТО, и еще один тревожный пример способности и готовности России оказывать влияние на демократические процессы в западных странах.

До референдума западные представители предупреждали, что Москва попытается снизить явку, дабы сделать результат голосования недействительным.

Каким образом Москве удалось убедить македонцев не ходить на избирательные участки - стыдливо умалчивается. Однако, если Путин способен был выбрать президента Америке, то плебисцит в Македонии, которая размером примерно с Московскую область, для него не более, чем разминка. Перед ноябрьскими выборами в Конгресс США и президентскими на Украине.

Самым же циничным по своему коварству оказался разоблаченный на этой неделе «антиджедайский заговор». Неугомонные русские тролли посягнули на святое. А именно - несправедливо оболгали последнюю серию из саги про «Звёздные войны». И тем самым не только нанесли тяжелую психологическую травму съёмочной группе и поклонникам джедаев, но и осквернили икону американского кинематографа. Скорее всего - чтоб опошлить великую американскую культуру, унизить и деморализовать Голливуд, и спровоцировать в Америке революцию. Пока - культурную. Но это только начало.

Что касается доказательств такого чудовищного акта кинематографического вандализма, то, американский ученый(!) Мортен Бэй из Университета Южной Каролины проанализировал гневные послания в Twitter, адресованные режиссеру восьмого эпизода киносаги «Звездные войны» Райану Джонсону и присланные ему в течение первых семи месяцев после премьеры фильма, и выяснил, что не менее 16(!) аккаунтов предположительно(!) принадлежало россиянам. Так, один из них послал Джонсону 13 гневных «твитов» в течение трех недель, утверждая, что он «уничтожил «Звездные войны». Бэй сумел отследить российских ботов, используя описанные в других научных работах(!) образцы влияния московских социальных-медиа(!) во время предвыборной кампании в США, а также британского Brexit.

Согласитесь, это прекрасно! Такими темпами мы и «Американский пирог» и «Полицейскую академию» дискредитируем. С единственной целью: вызвать «несогласие и дисфункцию в американском обществе».

Ну а теперь вишенка на торте. Пресловутое «дело Скрипаля», которое с каждым днём всё больше напоминает «Санта-Барбару».

Было бы странно, если бы след туристов из Солсбери не нашли на Украине. И вот оно - разоблачение недели!

Сказать, что это смешно - не сказать ничего. Но так как фактически вся Украина с первых дней принимает активное участие в квесте «Натяни сову на глобус или Найди/опознай Петрова/Боширова/Чепигу», то в этом нет ничего удивительного. Более того, не удивлюсь, если в ближайшее время Украина заявит, что именно двое из Солсбери (один из которых - Герой России и по последним данным ещё и личный охранник Путина) были снайперами на майдане, лично охраняли Януковича и брали Крым. Причём, одновременно.

Кстати, раз уж речь зашла о самом увлекательном расследовании года, которое обрастает всё новыми деталями, я тоже рискнула провести эксперимент)

Но это так, ремарка на полях для тех, кому не дают покоя лавры системы распознавания лиц. Каждый видит то, что хочет видеть. И если вы убеждены, что Чепига и Боширов - это одно лицо, то никакие аргументы не заставят вас изменить своё мнение.

В общем, как сами видите - кучно идёт. А такие массовые истерики по разным флангам информационного фронта всегда провоцируются с одной целью. Отвлечь внимание. От чего именно - можно только догадываться. Может быть, от переброски С-300 в Сирию. Может быть, от визита сербского президента в Москву и его договорённостей с Путиным, которые так и остались для прессы и публики тайной. А может быть, кому-то просто обидно, что, несмотря на все потраченные время, силы и средства, выяснилось, что неблагодарный и глупый мир Россию и Путина любит больше, чем Америку.

А это очень плохая тенденция) Это вам уже не рейтинг «Звездных войн».

Это серьёзная заявка на несогласие и дисфункцию. Но уже не в американском обществе. А во всем мире...

Рунет утверждает, что выражение «испанский стыд» пришло в русский язык как перевод с английского фразы Spanish shame, а та, в свою очередь, - перевод испанского vergüenza ajena, «стыд за другого». Само по себе это чувство не ново, и на способность его испытывать географическая принадлежность никак не влияет. Однако испанцы первыми придумали для этого состояния отдельное название.

Впрочем, интереснее не то, откуда понятие взялось, а то, что заставляет мучительно краснеть, наблюдая за промахами посторонних людей. И, кстати, «краснеть за других» - выражение отнюдь не фигуральное.

Доктор, что со мной?

«Позор «оживает» не только в психике, но и в теле, - объясняет психолог Арина Липкина. - Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть.

Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных

Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете, мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас».

Почему мы вообще испытываем стыд и неловкость за поступки другого? Психолог Надежда Пылаева считает, что это происходит, если мы:

1. Многое запрещаем самим себе - в частности, выглядеть неловко или глупо. Сила внутреннего запрета настолько велика, что мы избегаем даже смотреть на происходящее. Это также знак того, что мы не принимаем самих себя - таких, какие есть, со всеми недостатками.

Эти внутренние запреты и установки мы приобретаем на протяжении всей жизни. Да и сам по себе стыд - эмоция не врожденная: мы «учимся» стыдиться в возрасте от трех до семи лет, реагируя таким образом на порицания со стороны окружающих. Постепенно из реакции на конкретные внешние события стыд может превратиться в привычное внутреннее состояние.

2. Склонны брать на себя ответственность за поступки других : мы чувствуем свою сопричастность и считаем, что можем как-то повлиять на ситуацию. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем «виновным» в нарушении правил, гласных или негласных.

«Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций, - объясняет психотерапевт Алена Прихидько. - Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила».

Наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются

3. Испытываем страх отвержения. Еще в древности изгнание из племени было самым страшным наказанием, и мы до сих пор испытываем ужас при мысли о том, что социум может отвергнуть другого (а возможно, и нас самих) за нелепые или неуместные действия.

4. Идентифицируем себя с другим , считаем себя частью той же группы, что и человек, совершающий «неправильные» поступки. И это уже мы недостаточно хороши, а не этот странный, неловкий, несуразный герой на экране (или незнакомец, встреченный в реальной жизни).

«Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, - объясняет Алена Прихидько, - но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они».

Близко к сердцу

Становясь свидетелями публичных ошибок окружающих, все мы испытываем разные степени дискомфорта. Оказывается, причиной тому разный уровень эмпатии: чем он выше, тем больше вероятность, что мы будем краснеть за других, даже незнакомых людей.

«Это доказывают результаты исследования, которые провели сотрудники Университета Любека (Германия), - объясняет Надежда Пылаева. - Оказывается, чувство стыда за других и эмпатия тесно взаимосвязаны. Наша склонность сопереживать другим - причина того, что нам хочется оградить от позора человека, попавшего в неловкую ситуацию».

Ярче всего это проявляется при просмотре комедийных и реалити-шоу: наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются (чужие унижения служат топливом для их самооценки).

Бриджит и я

В целях эксперимента заставляю себя пересмотреть «Дневник Бриджит Джонс» - фрагмент, где героиня приходит на вечеринку в костюме зайчика Playboy. Все сходится: и идентификация (мы обе женщины примерно одного возраста, социального статуса и даже одной профессии), и страх быть осмеянной и отвергнутой (один из самых частых кошмаров: я оказываюсь раздетой в публичном месте), и довольно высокий уровень эмпатии.

На Вечернем Политруке.

Есть такое выражение - «испанский стыд». То ощущение, когда тебе мучительно неловко видеть, как кто-то совершает что-то постыдное. Чувствительные люди из-за «испанского стыда» не могут смотреть реалити-шоу: до мурашек стыдно за героев.

Чувство испанского стыда вызывает и пропагандистская кампания прикрытия по Украине. У любого, кто когда-либо в жизни думал о стандартах и нормах новостной журналистики, по коже бегут те самые стыдные мурашки. Все моральные и профессиональные правила, мыслимые для СМИ, в рамках этой кампании жесточайшим образом изнасилованы.

Возьмем одно из самых важных событий первых дней июня 2014 года.

20140602 бомбардировку центра Луганска встретила внезапная согласованная тишина ленты мировых новостей. Каждый может сам убедиться в этом, открыв какой-нибудь аггрегатор мировых новостей.

Мировые информационные агентства исправно сообщают о сражении «сепаратистов» с украинскими пограничниками под Луганском (утро 20140602),
- Почти сразу после появления первых кадров жертв авианалёта на Луганск, прицел журналистов англоязычного информационного сообщества переключается на любую другую тему кроме Украины.
- Естественно, нельзя совсем вымарать навязшую на зубах Украину из сводок. Сообщения идут: об ожесточенных столкновениях украинских войск с «пророссийскими боевиками», о продолжающемся потоке иностранцев и оружия на территорию Украины, о заявлениях в поддержку киевской власти, о газовых контрактах…
- 201406-02,03,04 в новостных выпусках, на первых полосах иностранных газет, сайтов, где Украина три месяца подряд входила в топ-10 заголовков, вдруг не оказалось и упоминания о боях на Юго-Востоке. Максимум - «в хвосте» текущих новостей.

В России еще только разгорались споры о том, что произошло в центре Луганска, а англоязычное информационное сообщество и другие, связанные с ним сообщества журналистов, просто замолчали!

Когда СМИ отказывались замечать людей в Крыму и на Юго-Востоке, искажали данные о волеизъявлении, культурная публика уже поднимала формулировки Джорджа Оруэлла - про «уродование истины способами, призванными ослабить ее воздействие».

Данный эпизод - это синхронное, согласованное на рефлекторном уровне изъятие информации. Оно произведено таким образом, словно в головах редакторов самых разных СМИ, в разных странах, сработал один и тот же механизм, - интуитивно, автоматически, рефлекторно определяющий угрозу игре Запада и изолирующий её.

Снова Оруэлл:

«Представьте себе, что фашизм или некий гибрид из нескольких разновидностей фашизма воцарился повсюду в мире — тогда [невозможно будет] предотвратить фантасмагорию, когда черное завтра объявляют белым, а вчерашнюю погоду изменяют соответственно распоряжению… Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила».

Информационная матрица симулирует реальность. Накрывает Украину информационным колпаком, под которым запускает схему непрерывного воспроизводства гражданской войны. Создает необходимую для войны психологическую основу - ненависти, всеобщего недоверия и неверия, разрушающих саму ткань мирной жизни.

Медиа формируют для будущих жертв и убийц картину мира, с которой им будет легче свалиться в братоубийственную войну, и бдительно стережет этот мираж от разрушения.

Пресловутая «версия с кондиционером» требуется не для того, чтобы кого-то убедить, а затем, чтобы у Центра и Запада Украины не разрушался мираж АТО.

А из мировых новостей эпизод исключается вовсе - ведь это та самая «красная линия», за которую «заступил» Каддафи перед введением «бесполетной зоны»…

При этом заказчиками медийной симфонии разрушения не скрываются ни средства, ни цели, во имя которых происходит разогрев противостояния в сердце Русского Мира.

Вот они в открытом доступе: и средства (альянсы, разведывательная деятельность, наблюдение, секретная информация), и цели (энергия, технологии):

Документ по ссылке - законопроект Конгресса США называется «Акт о предотвращении агрессии России». Как и РЗВДК, американские законодатели указывают для своих документов измеряемые «субстанции и эффекты», - своего рода тэги, связанные с законопроектом, задающие общее поле нормативного регулирования.

В отличие от других документов Конгресса США по ситуации на Украине, с «Актом о предотвращении агрессии России» связываются такие тэги: «Альянсы», «Накопление энергии, поставки, спрос [на энергию]», «Разведывательная деятельность», «Наблюдение», «Секретная информация», «Нефть и «газ, «Передача технологий и коммерциализация [технологий]».

Всё на виду. Всё напоказ. «Открытое общество» людоедов не прячет любимых рецептов.

Важным средством воспроизводства гражданского конфликта на Украине остаются технологии организации мятежей. Так, 20140513 в США принято новое руководство «МЯТЕЖИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ» по проведению специальных операций в условиях гражданского конфликта.

Это издание дополняет коллекцию документов США по ведению «нетрадиционных военных действий». Вот один из таких документов, переведенный на русский язык, с примерами и методами:

Задача этих инструкций - «организация эффективного контроля над обществом других государств», посредством того, чтобы «использовать недоверие и разногласия внутри популяции и эффективно контролировать общество».

В документах подробно указывается, как действовать в медиапространстве, чтобы способствовать и препятствовать мятежам. Приводится поэтапная периодизация мятежа, его плановая продолжительность:

«Единственный пропагандистский трюк, который мог удаться нацистам и фашистам, заключался в том, чтобы изобразить себя христианами и патриотами, спасающими Испанию от диктатуры русских.
Из всего нагромождения лжи… коснусь лишь одного пункта - присутствия в Испании русских войск. Об этом трубили все преданные приверженцы Франко, причем говорилось, что численность советских частей чуть ли не полмиллиона. А на самом деле никакой русской армии в Испании не было. Были летчики и другие специалисты-техники, может быть, несколько сот человек, но не было армии. Это могут подтвердить тысячи сражавшихся в Испании иностранцев, не говоря уже о миллионах местных жителей. Но такие свидетельства не значили ровным счетом ничего для франкистских пропагандистов, из которых ни один не побывал на нашей стороне фронта.

Кто поручится, что подобного рода или сходная ложь в конце концов не проникнет в историю? Если Франко удержится у власти, историю будут писать его ставленники, и сделается фактом присутствие не существовавшей русской армии в Испании, и школьники будут этот факт заучивать, когда сменится не одно поколение».

Джордж Оруэлл. 1942 г.

20140609-США-МЕДИА-БУНТ-ТЕХНОЛОГИИ