Исчезновение летчика сигизмунда леваневского

    Сигизмунд Леваневский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 15 мая 1902 года 13 августа 1937 года) советский лётчик польского происхождения, Герой Советского Союза (1934). Родился в польской семье в Санкт Петербурге … Википедия

    Леваневский Сигизмунд Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1902 37) российский летчик, Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин, в 1936 совершил перелет Лос Анджелес Москва. Член Центрального Исполнительного Комитет (ЦИК) СССР. Пропал без вести при попытке… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1902, Петербург, ≈ 13.8.1937, район Северного полюса), советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934). Член Коммунистической партии с 1934. Родился в семье польского рабочего. Во время Октябрьской революции 1917 был в Красной Гвардии, в… … Большая советская энциклопедия

    - (1902 1937) советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1925). Работал инструктором в различных авиационных школах. С … Энциклопедия техники

    - (1902 1937), лётчик, Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», в 1936 совершил перелёт Лос Анджелес Москва. Пропал без вести при попытке перелёта из Москвы в США через Северный полюс. * * *… … Энциклопедический словарь

    Известный полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Участник Октябрьской революции и Гражданской войны. С 1919 г. командовал стрелковым полком. После войны работал инструктором в различных… … Большая биографическая энциклопедия

Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski , -) - советский лётчик, совершивший несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин », второй Герой Советского Союза ().

Биография

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин », за что получил звание Героя Советского Союза . По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву .

«Горячо приветствую Вас, дорогой друг, с окончанием замечательного перелёта через три части света. Ваш перелёт соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками. Ледорез „Литке“, 11 сентября 1936 г., по радио».

Последний перелёт

Российские военные в 2015 году будут искать место гибели лётчика Сигизмунда Леваневского в Арктике, эту экспедицию проведут по отдельному плану Русского географического общества .

Память

  • Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле , улицы в Алма-Ате , Бузулуке , Лисичанске , Бишкеке , Бресте , Донецке , Великих Луках , Владикавказе , Вознесенске , Воронеже , Ростове-на-Дону, Житомире , Новограде-Волынском (Житомирская область) , Барановке (Житомирская область) , Новосибирске , Москве , Казани , Коломне , Екатеринбурге , Бахмуте , Воронеже , Краснодаре , Липецке , Киеве , Днепропетровске , Кропивницком , Туле , Новомосковске (Днепропетровская область) , Кизляре , Мариуполе , Мелитополе , Полтаве , Севастополе , Узловой , Якутске , Ижевске , Запорожье , Сумах , Миллерово , Буйнакске , Шахунье , Изюме (Харьковская область), Пятигорске и других городах, в Одессе - улица, два переулка и тупик, в Перми - жилой район, в Белой Церкви и Макеевке - улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове .
  • Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
  • Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход , построенный в 1937 году .
  • В польском городе Сокулка , откуда происходили родители, есть памятник братьям лётчикам Сигизмунду и Юзефу Леваневским .

Напишите отзыв о статье "Леваневский, Сигизмунд Александрович"

Примечания

  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Леваневский, Сигизмунд Александрович

– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.

Поиск пропавшей в 1937 году экспедиции продолжается

80 лет назад, 12 августа 1937 года, из Москвы в сторону Северного полюса и далее по направлению к городу Фэрбенксу, что на Аляске (США), стартовал четырехмоторный самолет с шестью членами экипажа на борту под командованием 35-летнего Героя Советского Союза, участника Октябрьской революции и гражданской войны (несмотря на «буржуйское» происхождение – из польской дворянской семьи) Сигизмунда Александровича Леваневского (на фото в центре ). На следующий день радиосвязь с экипажем прервалась. Навсегда...

О массовых расстрелах тогда еще не знали, формулировка приговора «10 лет без права переписки» была беспрецедентно суровой, но все-таки внушала надежду. В 37-м, году 20-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, необычайно широко отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, печальный юбилей; это был поистине пушкинский год. Но всем понятной сутью того дважды юбилейного и совершенно счастливого, справедливого для многих живших тогда советских людей года стало то, что в Советском Союзе уже родилось, выросло и было по-новому воспитано поколение молодежи, для которой Советская власть была единственно родной, своей, любимой. Во многом именно эти молодые люди ценой своей жизни спасут страну от нашествия нацистов. А еще в 37-м в СССР произошел пик рождаемости, и дело тут было не в слепой природе, а в политике правительства: накануне, в 36-м, были запрещены аборты. Политика и природа словно объединились, чтобы прикрыть новыми колыбелями братские могилы безвинно убиенных, что народ осознает гораздо позже или не поймет никогда... В 1937 году СССР посетил известный немецкий писатель Лион Фейхтвангер, который в своем художественном отчете о путешествии «Москва 1937» поддержал советских людей в их «наивной гордости и усердии». Наконец, именно на 1937 год пришелся пик деятельности знаменитого посла США в СССР Джозефа Дэвиса, который чувствовал искреннюю симпатию к своему тезке Иосифу Сталину, много сделал для развития отношений между двумя великими странами, написал книгу и снял фильм о достижениях СССР и, в конце концов, был награжден советским орденом Ленина.

На советском радио и в советском кино безоговорочно царил дух оптимистической комедии и светлой драмы. Всё должно было получаться! Но получалось не всё.

Одной из самых серьезных неудач в том ярком до рези в глазах и в сердце году явился в середине августа перелет через Северный полюс Сигизмунда Леваневского, Николая Кастанаева, Виктора Левченко, Николая Галковского, Николая Годовикова и Григория Побежимова. Первую высоту – достижение точки в небе над Северным полюсом первый пилот взял легко. Гибельные сложности начались на последней трети пути. Главной из них, скорее всего, стало обледенение корпуса самолета.

– Уже на высоте трех тысяч метров резко понижается температура воздуха, – объясняет мне Ю.П. Сальников, руководитель российской части совместной с США экспедиции по поиску самолета Леваневского. – Они не раз протыкались сквозь облака. А это влага. И их самолет обледенел до «белого фарфора». Это знаете, как? Не кусочки льда, а слитый лед. Он тяжелый, и тянет самолет вниз.

– Как это всё обидно. Леваневский летел по куда более короткому маршруту, чем экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, которые удачно долетели до Америки через Северный полюс летом того же 1937 года, – всего 6650 километров...

– Действительно, это был до метра рассчитанный самый короткий маршрут от Москвы до первого значительного города на территории США. Наши политики пытались при этом еще и выстроить свою дипломатическую игру: раз те, первые, перелеты оказались столь успешны, то если маршрут Леваневского еще короче, давайте объявим его первым пробным рейсом на будущей международной трассе «Москва – Северный полюс – Фэрбенкс»! Чкалов и Громов летели из Москвы сразу в Америку – Сиэтл, Сан-Франциско, а мы-то после полюса свернули вправо, на Аляску... Я имею в виду экипаж Леваневского, конечно.

Юрий Петрович уточнил, поправился, но оговорка оказалась знаменательной: «Мы».

Тележурналист, кинодокументалист, действительный член Русского географического общества и член Союза кинематографистов РФ, Ю.П. Сальников уже несколько десятков лет занимается вместе с более молодыми коллегами поисками пропавшего экипажа и самолета Леваневского.

Два раза, в 2013 и 2015 годах, летал на Аляску. Два года назад заручился поддержкой местного жителя, хорошо образованного эскимоса-инуита Джеймса Таалака из деревни Нюксут, который отвечает за международные связи этой деревни с остальным миром: «Приезжайте еще, поможем, чем можем». В тех местах все эскимосы знают о беде русских, которые, возможно, именно там потеряли своих товарищей.

Но почему, почему потеряли?

Юрий Петрович Сальников рассказывает о двух возможных причинах трагедии:

– Те первые, Чкалов и Громов, были по профессии летчиками-испытателями. При полете они, возможно, лучше чувствовали свои самолеты, начинали маневрировать, спускаться-подниматься, чтобы солнце наверху, над облаками, растопило лед и не случилось обледенения... Леваневский же был опытным полярным летчиком, но летчиком-испытателем он не был.

– А что еще?

– Слишком короткие сроки усовершенствования самолета. Лететь должны были на самолете ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова. Аббревиатура расшифровывается как дальний бомбардировщик «Академия». Это был бомбардировщик очень высокого класса. Было принято решение сделать его гражданским судном, самолетом полярной авиации. Официально на модернизацию дали в приказе три месяца. Но наступала полярная зима, полярная ночь, и Михаил Каганович, высокопоставленное лицо в авиационной промышленности, брат Лазаря Моисеевича Кагановича, стал требовать завершить все переделки за два-полтора месяца. Болховитинову стало плохо. Но... приказ есть приказ. Конструкторы, рабочие и экипаж были вынуждены переехать жить на аэродром, и в результате уложились в полтора месяца. Отныне самолет назывался Н-209.

Тогда, в августе 1937-го, сразу после того, как 13-го числа связь с Н-209 прервалась, на поиски экипажа Леваневского были брошены все силы.

Начальник Главсевморпути, известнейший исследователь Арктики, Герой Советского Союза, ученый-математик, академик, будущий вице-президент АН СССР О.Ю. Шмидт заявлял журналистам, что в этих поисках участвуют 15 отечественных и 7 американских самолетов. От мыса Шмидта в советском секторе Арктики в сторону мыса Барроу на Аляске вышел ледокол «Красин». Принимались все версии того, где приземлился или где упал самолет Н-209: побережье Аляски (США), приполярные острова Канады, Чукотка, Якутия... Основные поиски предполагались в двухстах милях восточнее мыса Барроу, у мыса Оликток, где эскимосы именно в те дни видели падение «большого самолета».

В организации поисков активнейшее участие принял журналист и дипломат, сотрудник дипмиссии в США, затем Поверенный в делах СССР в США, далее Чезвычайный и Полномочный посол нашей страны в Соединенных Штатах Америки К.А. Уманский. Но его усилия не завершились успехом. Да и самого дипломата ждала ужасная судьба. В 1943 году его дочь, школьница Нина Уманская была застрелена на Б. Каменном мосту в Москве неподалеку от Дома на Набережной, по версии следствия, сыном другого высокопоставленного советского деятеля, сразу же покончившим с собой. А через неполные два года Константин Александрович Уманский, к тому времени посол СССР в Мексике и по совместительству в Коста-Рике, погиб с женой в авиакатастрофе по пути в Коста-Рику...

Исследователь судьбы Сигизмунда Леваневского и многих других покорителей Арктики Ю.П. Сальников убежден в том, что трагедия или, возможно, на первых порах драма с экипажем Леваневского произошла в районе аляскинского мыса Барроу. Его версия такова:

«Спустя 80 лет поражает мнение Уманского, наверняка согласованное с О.Ю. Шмидтом, что где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился "лагерь Леваневского". Но "Красин" оказался бессильным против паковых льдов, забивших бухту плоского мыса Барроу. Радиоинженер С. Смирнов к перелёту смонтировал и привёл в действие радиолокатор в Фэрбенксе для контроля полёта Н-209 после полюса.

Но сведений о его работе не сохранилось. Радиостанция "Красина" стала служить радиоприводом для поисковых полётов со стороны Аляски. Самолёт У-2 выгрузили на лёд с ледокола, и лётчик Котюхов попытался взлететь с соседней льдины, но наткнулся на торос и сломал винт. Восточный ветер нагнал в бухту лёд. Летающая лодка (гидросамолет – Т.К. ) В. Задкова пришвартовалась к большому ледяному полю. Поднялся сильный восточный ветер. Льды пришли в движение, и члены экипажа Задкова стали баграми отпихивать льдины. Поднять самолёт на ледокол оказалось невозможно, и льды раздавили летающую лодку. Активно наступали зимние морозы. "Красину" пришлось возвращаться домой на Чукотку. Летчик А. Грацианский прилетел в Барроу, совершил несколько поисковых полётов. Благополучно искал и "приледнялся" и на лыжах в Барроу. Наступала полярная ночь. Экипажу Грацианского, по просьбе мэра Фэрбенкса, пришлось на обратном пути остановиться в их аэропорту и встретиться с местными жителями и мэром. Грацианский рассказал об экипаже Леваневского и задачах Вилкинса, который запланировал поисковые полёты во время полярной ночи при лунном освещении. Местные жители рассказали ему, что видели огни в океане и в прибрежных горах, но специалисты объяснили, что это был свет Юпитера. Такая же ошибка была у Папанина: кто-то увидел оранжевый свет, идущий от горизонта. Они вообразили, что к ним идёт экипаж Леваневского – фонариком "летучая мышь" светит – и побежали навстречу, пока Е. Фёдоров не закричал: "Да это же Венера!".

…Если обледенение самолёта привело к вынужденной посадке – или машина ушла под воду – это трагический финал перелёта.

Но в конце аварийной радиограммы с борта самолета Леваневского была осторожная фраза: "Предполагаем совершить посадку..."

До папанинцев нужно было лететь 250-300 км при сильном попутном ветре. Четверка полярников несколько дней очищала полосу от торосов и рисовала посадочные знаки. Из всех вариантов поворотов к Гренландии, острову Элсмир (600-700 км), побережью Аляски (1500-1700 км) папанинская льдина – наиболее предпочтительная точка посадки 13 августа 1937 г. Почему-то экипаж не использовал такую возможность. Эту гипотезу никогда не обсуждали.

В 80-годах прошлого века научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ААНИИ) Л.П. Куперов изучил материалы наблюдений в августе 1937 г. и установил, что приборы полярной станции в бухте Тихая (Земля Франца-Иосифа) и Гринвичской обсерватории зафиксировали вспышку на Солнце 12 августа 1937 г. Она привела приполюсной район ионосферы к возмущению и к ограниченному прохождению радиоволн...

Наконец, самая интересная находка – в Архиве внешней политики российского МИДа – «Записка» доктора Х. Келлемса – священника и путешественника, приплывшего на собственной шхуне «Пандора» на мыс Барроу осенью 1938 года. Он доставил самодельный памятник Вилли Посту и его другу-журналисту У. Роджерсу: они погибли при подготовке к перелёту в 1935 г. через Северный полюс в СССР. От трёх инуитов он узнал, что 15 августа (?) 1937 года, год назад, они услышали громкий шум моторов и увидели "летательный аппарат", который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав большой всплеск. Был дождь и небольшой шторм, который стих к утру. Охотники подплыли на каяках и увидели большое масляное пятно, захлестнувшееся на Тэтис. Несколько суток Х. Келлемс с инуитами искал место катастрофы. Но начиналась зима, и шхуна вернулась в Калифорнию – домой. Келлемс поверил охотникам, написал "Записку" в советское посольство и был уверен, что Советский Союз пригласит его участвовать в поисках на следующий год, но началась Вторая мировая война...

Только в 1989 г. доктор Д. Стоун – директор Института геофизики при университете г.Фэрбенкса (Аляска) провёл поисковую экспедицию со своими аспирантами и волонтёрами. В 1990 г они обнаружили более 20 аномалий. С 2013 г. к американцам присоединилась небольшая российская поисковая группа, которая получила Грант Русского Географического Общества (1.5 млн рублей и добровольное пожертвование от Газпрома – тоже 1,5 млн руб.).

Когда президент России В. Путин вручал сертификат Гранта члену нашей поисковой группы, он твердо сказал: "Леваневского надо обязательно найти!".

Обрадованная таким напутствием, наша группа побывала на островах Тэтис и Спай в море Бофорта и узнала, что глубина шельфа там всего 6 метров. Но в 2013 году мы прилетели слишком поздно: начиналась зима – сильные ветры, молодой лёд, опасный для резиновых лодок «Зодиак» геофизиков. Командир вертолёта Рон Шердаун, ветеран Арктики (ищет самолёт Леваневского с 1962 года!) убедил нас перенести поиски на следующий год. Экспедиция по извлечению аномалий планировалась на 2014 год, но начались санкции. В 2015 г. нам удалось слетать в Барроу и в инуитскую деревню Нюксут, чтобы встретиться с родственниками тех охотников, которые видели падение большого самолёта в 1937 г. Внук одного из свидетелей рассказал, что в 1998 г. он с братом отправился охотиться на кита (в каяке было четыре человека). Неожиданно лодка налетела на подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был повреждён. Лодку отбуксировали к берегу. Винт заменили. Больше столкновений не было... Когда в 2016 г. мы обратились в наше Географическое общество, получили ответ: найдите самолёт, тогда мы будем искать средства. К сожалению, американские поисковики тоже не получили поддержки в 16-17 годах, хотя американский Посол в РФ Д. Тэффт поддержал идею экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский Грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя...

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований. Разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас стоит, по утверждению американских коллег, всего $ 30-40 тысяч. Доктор Дэвид Стоун хранит карту, где обозначено место каждой аномалии – их надо извлечь с глубины 6 метров и идентифицировать находки в Сиэтле на "Боинге" или в Москве в Космическом Центре им М.В. Хруничева (в 30-х годах прошлого века он назывался 22-м авиазаводом и построил этот четырёхмоторный самолёт Н-209 для трансполярного перелёта)».

Кстати, в понедельник, 14 августа 2017 года, в Центре имени Хруничева состоялся митинг с возложением цветов к памятнику экипажу Сигизмунда Леваневского.

Больше таких памятников на территории России нет. Есть в Польше, в городе Сокулка, – и сразу двум Леваневским: советскому летчику Сигизмунду и его брату Юзефу, польскому летчику, погибшему в авиакатастрофе на территории СССР, когда он пытался поставить рекорд на дальность перелета. То было время гибельных рекордов.

Юрию Сальникову – 82 года. Его американский коллега Дейв Стоун на два года старше, и он уже на пенсии. Готов внести $ 5 тысяч личных сбережений и надеется на добровольные пожертвования, чтобы собрать необходимые средства для поисков самолета Леваневского с воды или со льда в 2018 году. Может, и россияне помогут?

Не будет большим преувеличением сказать, что два удачных перелета через Северный полюс в США под руководством Валерия Чкалова и Михаила Громова, а особенно совместные поиски пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского, происходившие всего за два года до начала Второй мировой войны, необыкновенно сблизили советский и американский народы, немало поспособствовали тому, что мы стали союзниками в борьбе против общего врага с его человеконенавистнической дурью. То, что американцы и русские сейчас вместе крутятся вокруг Земли на международной космической станции, объясняется не только надежностью и продвинутостью нашей техники и платежеспособностью американцев или какими-то иными причинами, но и тем, что несколько поколений назад мы стали почти друзьями. Люди неблизких идеологий в той совместной радости и совместной печали поняли, что общего между нами гораздо больше, чем противоречий.

А меня все мучает вопрос – трудно поверить, что святое дело поисков следов пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского и его пяти товарищей держится только на энтузиазме двух немолодых людей – русского и пенсионера-американца – и энергичном предложении президента России «Леваневского надо обязательно найти». Разве не должна широкая общественность поддержать усилия Юрия Сальникова с Дейвом Стоуном и призыв Владимира Владимировича «найти Леваневского»?

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Героев Арктики, челюскинцев и их спасителей-лётчиков торжественно встречали на Красной площади. Куйбышев, Молотов, Каганович, Микоян - все вожди встречали героев.

Возле Мавзолея - не на трибуне, а прямо на брусчатке Красной площади - к лётчикам запросто подошёл Сталин. Леваневский вспоминал: «Я отошел в сторону, чтобы не мешать. Но вдруг слышу, товарищ Сталин зовет: «Леваневский! Чего Вы прячетесь и скромничаете?»Подошел ко мне и пожал руку».

Через несколько часов Сталин особо отметит Леваневского и в специальном тосте: «Скажем, зачем летал Леваневский? Разве мы обещали ему деньги, когда он спасал Маттерна или когда летал к челюскинцам? Он сам вызвался помочь советским людям, оказавшимся на льдине вдали от берега… За здоровье Леваневского и всех Героев Советского Союза, мужественных, храбрых и достойных сынов нашей великой Родины!»

Блестяще проявила себя в те дни советская пропаганда. Фигуру Мехлиса принято демонизировать, но в том, что весь мир узнал о подвиге советских лётчиков, есть и его заслуга. Он же организовал издание книг «Как мы спасали челюскинцев». Это была одна из самых успешных пропагандистских кампаний ХХ века. Мировая слава свалилась на Леваневского, хотя знатоки прекрасно знали, что его роль в спасении челюскинцев куда скромнее, чем роль Ляпидевского, Каманина. Водопьянова…

Такое признание нужно оправдывать реальными подвигами. И вскоре Леваневский первым предлагает идею беспосадочного перелёта через Северный полюс из СССР в США. Вот оно, попадание в десятку. Сталин доверил этот полёт Леваневскому!

По личному приказу Сталина выпустили даже специальную почтовую марку с изображением Леваневского и надпечаткой: «Перелет Москва - Сан-Франциско через Северный полюс 1935». Вскоре эта марка станет редкостью - и на Тегеранской конференции в 1943-м году её подарят президенту Рузвельту - страстному коллекционеру. Но это было уже «после Леваневского»…

О рекордном полёте сталинских соколов Леваневского, Байдукова и Левченко громко и патетично трубили все газеты…

Сохранилась кинохроника, драгоценные кадры: на лётчиках - непривычные новенькие американские куртки и галстуки. В путь!

Но судьба жестоко испытывала его на прочность … 3 августа они стартовали. Но через 10 часов полёта ситуация резко изменилась. Утечка масла - и Леваневский, несмотря на протесты Байдукова и Левченко, над Баренцевым морем приказывает развернуть самолёт. Экипаж запротестовал - тогда Леваневский потянулся к маузеру… Посадили машину под Новгородом, в Кричевицах.

Потом была встреча со Сталиным. И страшные слова Леваневского, который не умел проигрывать:

Я хочу официально заявить, что не верю конструктору Туполеву, считаю его вредителем. Убежден, что он сознательно делает вредительские самолёты, которые отказывают в самый ответственный момент. На туполевских машинах я больше летать не буду!

Фактически Леваневский назвал известного авиаконструктора «врагом народа». Туполев сидел напротив. Ему стало дурно. Байдуков и Ворошилов замерли от неожиданности, пытались успокоить Леваневского, смягчить его слова.

А Сталин сохранил рассудительность:

Поезжайте в Америку и купите там нужную для перелёта машину. Тем более, что товарищи Леваневский и Левченко спасли американского пилота. Вас там с почётом встретят!

Молодой лётчик Байдуков рискнул поспорить с вождём народов:

Товарищ Сталин, я считаю, бесполезное дело - летать в Америку за самолётом, - сказал Байдуков. - На ближайшие годы вы не найдете там самолета с дальностью, большей, чем десять тысяч километров, а у нашей машины дальность четырнадцать тысяч, она уже существует, и можно её совершенствовать. Американцы - такие звонари: если бы у них что-то было, на весь мир бы растрезвонили! Более подходящего самолета для дальних перелетов, чем АНТ-25, я не вижу.

Вождь принял компромиссное решение: Байдукову предстояло искать нового командира для перелёта на АНТ-25, а Леваневского Сталин направил в Штаты - выбирать самолёт по вкусу. Леваневский был одержим идеей многомоторного самолёта для особо дальних маршрутов. Но в Америке подходящую машину он не подобрал… Прав-то оказался лётчик-испытатель Байдуков!

Горделивый, упрямый, решительный, ошибающийся… Леваневский заработал репутацию неудачника и в то же время - баловня судьбы. В его лётчицкой судьбе было много аварий и много почестей. К 1937-му году он оказался в тени новых героев. Земная слава проходит быстро… Нужно было её догонять! Страна рукоплескала Чкалову, Байдукову и Белякову за рекордный перелёт «Москва - Петропавловск-Камчатский». Сталинский маршрут! Они доказали, что туполевский самолёт всё-таки годится для сверхдальних полётов. Самолюбие не позволяло Леваневскому признать поражение, он не собирался возвращаться к туполевской машине. Упрямство и настойчивость помогли ему «пробить» в разговоре со Сталиным план нового исторического перелёта. Маршрут такой: из Москвы - на Аляску, в Фербенкс, а потом, после заправки - в Нью-Йорк. Решение о полётах в США Чкалова, Громова и Леваневского принимали в Кремле одновременно, но Леваневскому пришлось ждать и догонять…

Ему пришёлся по душе четырёхмоторный самолёт конструктора Болховитинова - ДБ-А.

Мощный огромный красавец. «Дайте, дайте мне эту машину! Такое показать американцам! Им это и не снилось!», - Леваневский входил в азарт.

Но это был бомбардировщик, не приспособленный для сверхдальних маршрутов! Три месяца отвели на переоборудование самолёта. Всего три месяца! Риск безрассудный, но Леваневскому был необходим этот полёт. Это была авантюра, но без авантюризма не бывает открытий…

Взять у судьбы реванш - или погибнуть. В спешке подготовили контрольный полёт - к Азовскому морю. Машина показала себя неплохо. Бортмехаником в том полёте был бывший академик Черток, ушедший из жизни три месяца назад, немного не дожив до столетнего юбилея.

Леваневский не поладил со вторым пилотом. Николай Кастанаев - испытатель самолёта ДБ-А, он лучше всех знал машину. Но после полёта Леваневский критиковал его за боязнь летать в облаках, а Кастанаев окрестил командира «белоручкой».

…Это было в четверг, 12 августа 1937 года, на Щёлковском аэродроме НИИ ВВС. Самолёт CCCP-H209 нагрузили подарками и сувенирами: шкатулки, меха, открытки, бочонок чёрной икры… Таков был замысел полёта: Леваневский прокладывал дорогу для будущей торговой трассы. Взлётный вес заметно превысил предельную цифру - 35 тонн.

Леваневский прибыл на аэродром элегантный, как всегда, в костюме с иголочки, решительный, но невесёлый. На сохранившихся кадрах мы видим: он курит одну папиросу за другой. Рядом с ним - Левченко и Кастанаев, бортмеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов, радист Николай Галковский. «Мы летим на смерть», - говорил радист о предстоящем полёте.

Георгий Филиппович Байдуков вспоминал: «- Прощай, Егор,- протянул мне руку Виктор Левченко,- прощай навсегда. Вот если бы ты с нами был, тогда бы ещё... Коля Кастанаев - то же самое: - Знаешь, если честно - уверенности никакой нет. Мало тренировались...

Вы все варианты отрабатывали с моторами на случай отказа?

А как же Леваневский?

Да мы его почти не видели. Он в последний момент появился.

Николай Николаевич Годовиков - наш старейший и опытнейший механик - обнял меня и поцеловал в щёку:

Прощай, Егор, наверное, больше не увидимся...

Да ты что?! - пытаюсь его подбодрить.- Столько детей наделал, а теперь чушь порешь».

Вот такие были проводы...

А ведь участниками того полёта могли стать Черток и Самойлович! Вот они, игры судьбы: Черток мог погибнуть, не став соратником великого Королёва, а Самойлович мог избежать участи «врага народа», его оплакивали бы как героя…. Но их обоих оставили тогда на земле.

Кастанаев уверенно поднял самолёт в небо, стартуя со специальной 12-метровой горки. «35 тонн за 35 секунд!» - восхищённо воскликнул главком ВВС Алкснис. Леваневский всё поставил на этот полёт. Мысленно он сжёг за собой мосты. «Только смерть могла остановить его», - скажет Чкалов.

Полёт начинался благополучно. Пошли радиограммы: «Я РЛ (радио Леваневского). 19 часов 40 минут. Пересекли Волгу-матушку, путевая скорость 205 километров в час. Высота полета 820 метров. Слышу хорошо Москву на волне 32,8. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее».

«Пролетаем полюс. Достался он нам трудно».

Папанинцы слышали, но не видели огромный самолёт, летевший на высоте 6000 метров.

И - через 52 минуты:

«Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трёх моторах. Очень тяжело. Высота полёта 4600 метров при сплошной облачности».

В 17.57 радиостанция на мысе Шмидта приняла последнюю разборчивую весточку экипажа: «Как меня слышите? РЛ. Ждите».

Перелёт закончился, началась тайна.

Поиски Леваневского стартовали на следующий день. Посольство арендовало три американских самолёта.

К мысу Барроу направился ледокол «Красин» с небольшими самолётами на борту.

Усилиями советских дипломатов - Трояновского и Уманского - в Америке сложилась весьма представительная инициативная группа. Организатором поисков стал президент клуба исследователей Вильялмур Стефансон. Руководителем поисковой команды - известный полярный исследователь Губерт Уилкинс. В Нью-Йорке заказали специальный самолет со специальным навигационным устройством для ориентации в ночных полетах - «Локхид-ЮЕ». До того, как замёрзла вода, вместе с канадским лётчиком Кэньоном, он успел сделать несколько длительных полётов.

Американский писатель-мистик Шерман пытался через Уилкинса выйти на связь с Леваневским методами телепатии.

Рождались самые невероятные предположения о судьбе Леваневского… Управляемая посадка была исключена, но люди верили, что Леваневский и пять его товарищей живы. Верили, что есть где-то во льдах лагерь Леваневского. Подсчитывали - на сколько дней хватит запасов… Леваневского ждали папанинцы… Совещания по поискам Леваневского проводил Сталин. Долго летали над «квадратом Леваневского» советские, американские, канадские лётчики, прислушивались к радионаушникам. В газетах напечатали письмо одной пионерки. Она предлагала лётчикам низко летать над Арктикой, спускать на верёвках специальных людей с громкоговорителями, которые должны кричать: «Товарищ Леваневский! Товарищ Леваневский! Зажигайте костёр, мы летим к вам»

Из Москвы к месту поисков отправились группы Водопьянова, Молокова и Алексеева. Прошёл месяц, надвигалась полярная зима, поставившая крест на поисках. Водопьянов совершил дерзкий десятичасовой поисковый полёт, он рисковал, летал в тумане низко. Это был первый в мире ночной полёт за Северный Полюс. С 200-метровой высоты заметил нечто похожее на самолёт. Но это были только чёрные разводья в белых льдах.

Во время поездки в Америку Леваневский рекомендовал купить для советского воздушного флота летающую лодку С-43 конструктора Сикорского. Эту машину он испытывал в СССР вместе с лётчиком Алексеем Грацианским. Амфибию Сикорского незадолго до последнего полёта Леваневского сняли в кинокомедии «Волга-Волга». На этой машине Грацианский прилетел в Барроу на поиски Леваневского. Два месяца продолжительных полётов не помогли.

Иссякла надежда найти Леваневского живым, но неразгаданная тайна манила и манит. Известие о гибели знаменитого лётчика поразило писателя Вениамина Каверина - и он засел за продолжение «Двух капитанов». Герои Каверина много лет, как одержимые, искали экспедицию капитана Татаринова. Энтузиасты, покорители Севера из разных стран до сих пор ищут самолёт Леваневского. Выдвигают версии, создают легенды, организуют экспедиции… Ищут. Семьдесят пять лет ищут самолёт Леваневского…

В годы войны прошёл слух: сбили немецкого лётчика, на вид - Леваневский, да и только. Неужели он сбежал на Запад и вошёл в команду Геринга? Но это злая молва, не более. Просто немец и впрямь внешне был похож на советского героя.

Тайну Леваневского пытаются разгадать и американцы - лётчики, полярники. Такие же энтузиасты опасных путей, каким был погибший лётчик. Нашлись свидетели, видевшие легендарный самолёт тогда, в 1937-м…

Для них нет покоя, пока во льдах остаётся неразгаданной тайна самолёта Н-209. Журналист Юрий Сальников в архивах наркоминдела, в американских и канадских архивах нашёл новые сведения о самолёте Леваневского. Их сопоставили с показаниями эскимосов, видевших самолёт - и составили новый план поисков. Возможно, скоро мы услышим о российско-американской поисковой экспедиции.

Экипаж Н-209 погиб не зря. «Небо ещё долго будет брать с нас высокую цену», - сказал Чкалов после смерти собрата. Цена высока, но каждый шаг в незнаемое бесценен. Нам остаётся верить, что тайна гибели Леваневского будет раскрыта в ХХ1 веке.

Феликс Чуев - поэт, сын военного летчика Ивана Чуева - посвятил Леваневскому стихи:

Леваневский, таинственный лётчик,
все летит вдоль высоких широт,
и на лентах тирешек и точек
не кончается дальний полет.

Леваневский,
летящий сквозь время,
человек нераскрытой судьбы,

Родился 15.05.1902 г. в Санкт-Петербурге. Поляк. В детстве и юности жил в деревне Сокулка (Польша).

Леваневский вспоминает: «Отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником... В 1916 г., окончив три класса уездного училища, я вынужден был кинуть учение. Денег не было. Семья - 5 джентльмен. Пошел я трудиться. Работал на заводе акционерного общества «Рессора»... На заводе меня и захватила Октябрьская революция. Вместе с другими рабочими я поступил в Красную гвардию. Мне было 15 лет... Я был справный, высокий и широкоплечий».

В октябре 1917 г. вступил в Красную гвардию. Участвовал в проведении массовых обысков в Петрограде и розыске продовольственных запасов на товарных станциях.

В РККА с 1918 г. Был бойцом продотряда в Вятской губернии.

Участвовал в Гражданской войне. Был командиром роты, батальона, начальником штаба, а далее командиром стрелкового полка на Восточном фронте.

В 1921 г. участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

С 1921 г. - завхоз 4-го воздухоплавательного отряда в Петрограде.

Осенью 1923 г. был направлен на учёбу в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков, но припозднился к началу занятий. Временно работал завхозом авиашколы.

В 1925 г. окончил Севастопольскую школу красных морских лётчиков и летнабов. Затем служил в ней лётчиком-инструктором.

Вспоминает генерал-майор авиации Ляпидевский:

«Непосредственно нашу группу готовил Сигизмунд Александрович, голубоглазый, немногословный человек… Он пользовался непререкаемым авторитетом, и некоторые пацаны пытались подражать ему во всем, более того перенимали походку… К нам относился шибко участливо, учил без крика, нравоучений, показывал, как исправить ошибку… Нам с ним вечно было интересно».

С 1928 г. - в запасе.

В 1928-29 гг.- лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима.

В 1929-33 гг. - шеф летной части Всеукраинской лётной школы Осоавиахима в Полтаве.

С весны 1933 г. работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути.

Летом 1933 г. Леваневский перегнал летающую лодку Dornier Wal «СССР Н-8» из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было сильно большим достижением.

В 1933 г. америкосский пилот Джеймс Маттерн намеревался реализовать полет около земного шара. На заключительном этапе кругосветного перелета Маттерн, выгрузив радиостанцию и взяв как разрешено больше горючего, вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез.

Джеймс Маттерн

Начались поиски. Вскоре выяснилось, что он совершил посадку на берегу реки Анадырь в 80 километрах от окружного центра и его авиалайнер получил повреждения.

Экипажу в составе Леваневского и штурмана Левченко было дано срочное поручение брать Маттерна на борт самолета в Анадыре и принести его на Аляску.

13.07.33 г. Леваневский вылетел на Чукотку на гидросамолете «СССР Н-8». Он впервой прошел над тундрой от бухты Нагаева в Анадырь и, таким образом, проложил свежеиспеченный путь на Чукотку.

“ СССР Н-8 “

20.07.33 г. Маттерн был доставлен в г. Ном на Аляске.

24.09.33 г. Леваневский приводнился на Ангаре в Иркутске. Перед этим он провел ледовую разведку, слетал на остров Врангеля и доставил оттуда на материк группу участников первой Ленской экспедиции. За мужество и героизм и пилот, и штурман были награждены орденом Красной Звезды.

После этого он занимался ледовой разведкой. Летал с посадками на мысе Северном, острове Врангеля, в бухте Тикси. Сверху Леваневский видел корабль «Челюскин» на подходе к бухте Тикси и говорил затем, что в таковой тяжелой ледовой обстановке ему вряд ли удастся одолеть путь к Берингову проливу.

Когда моторы летающей лодки отработали свой ресурс, Леваневский перегнал авиалайнер в Иркутск на ремонтик и отправился домой в Полтаву.

11.09.33 г. во время дальнего перелета Варшава - Омск в районе г. Ядрин в Чувашии разбился авиалайнер PZL-19 (пилот - капитан Ю. Леваневский, штурман - подполковник Ч. Филиппович).

Юзеф Леваневский

Полет входил в программу подготовки польского экипажа к кругосветному перелету сквозь Западную Африку, Атлантику, США, Аляску, Камчатку и страны Азии в Польшу. В этом перелете старшой брат Сигизмунда Леваневского прославленный польский пилот капитан Юзеф Леваневский намеревался побить рекорд дальности, установленный французами.

Несколько часов полет проходил без происшествий, но к вечеру экипаж попал в сложные метеоусловия. Пришлось шагать на малой высоте, прижимаясь к земле, над незнакомой местностью...

Недалеко от г. Ядрин в Чувашии произошло столкновение машины с землей - пилот погиб разом, штурман получил тяжелые ранения.

Погибшему пилоту были оказаны воинские почести, а его останки доставили в Варшаву, где 19 сентября состоялись торжественные похороны.

Позднее, побывав на могиле Юзефа, Сигизмунд Леваневский возложил венок: «Брату - польскому герою от брата-летчика, героя Советского Союза».

Вполне вероятно, что вся дальнейшая карьера младшего Леваневского окрасилась в политические оттенки. Очень уж соблазнительно было аргументировать на примере двух братьев-летчиков, судьбы которых гражданская битва развела по разные стороны советско-польской границы, что СССР предоставляет своим гражданам не меньшие, а немаловажно большие возможности для развития и мировых достижений.

Осенью 1933 г. Леваневский совершил строй агитационных перелётов по Украине.

В 1934 г. Леваневский участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», затертого во льдах.

Позднее он вспоминал:

«Живу в Полтаве. Отдыхаю. Читаю газеты, слушаю радио. Скучаю. Без дела мне завсегда бывает уныло. 13 февраля я узнал по радио, что «Челюскин» раздавлен льдами. Телеграфирую в Москву, что готов лететь на поддержку челюскинцев. Жена, узнав об этом, плачет, и пацаны (у меня девчурка и мальчик) также подняли крик.

Но ничего. Я их успокоил. А на следующий день получаю телеграмму-«молнию»: «Немедленно выезжайте в Москву». Через два часа - вторую телеграмму: «Немедленно выезжайте в Москву». Одна телеграмма была от Главного управления Северного морского пути, другая - от Ушакова. Приезжаю в Москву, а мне говорят, что завтра надобно выезжать за рубеж... Меня это поразило. Я полагал лететь на самолете Р-5 из Москвы прямо на Север. Но руководство решило: Ушакова, Слепнева и меня отправить в Америку, чтобы со стороны Аляски скорее угодить на Север».

К этому времени сквозь Амторг (Торговое представительство СССР в США) были уже закуплены два девятиместных самолёта «Консолидэйтед Флэйстер».

17.02.34 г. Ушаков, Леваневский и Слепнев прибыли в Берлин, откель вылетели в Лондон, чтобы пересечь Атлантику на пароходе. Прибыв в Нью-Йорк, они сели на экспресс, пересекли США с запада на восток и из Сиэтла вдоль побережья Канады на пароходе отправились на Аляску.

29.03.34 г., несмотря на тяжелые метеоусловия, Леваневский вылетел из Нома в Ванкарем сообща с Ушаковым и борт-механиком Армистедом Клайдом. Однако стихия оказалась сильнее. Из-за сильного обледенения он совершил вынужденную посадку в районе Колючинской губы. «Люди остались живы только благодаря исключительному самообладанию пилота Леваневского» - сообщал Ушаков в своей телеграмме Москву.

Ранение Леваневского было незначительным, но самолёт был разбит, потому он не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Однако ему всё же удалось принести в Ванкарем руководителя спасательной операции Ушакова.

Более видавший виды полярник, Слепнев вылетал из Нома немного раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему сообща с американским бортмехаником Левари удалось удачно достичь до Ванкарема и вторым после этого Ляпидевского примчать в лагерь Шмидта. С ним на льдину прибыл и Ушаков.

20.04.34 г. Леваневский Сигизмунд Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Член ВКП(б) с 1934 г.

27.06.34 г. в составе делегации СССР Леваневский вылетел в Англию на международную авиационную выставку. На обратном пути он навестил мамашу, жившую в Польше, посетил воинское кладбище, на котором был похоронен его старшой брат.

В 1934 г. Леваневский поступил в ВВА РККА им. Жуковского.

В 1935 г. он написал книгу «Моя стихия».

В начале 1935 г. он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США сквозь Северный полюс, идею которого первым выдвинул публично.

В своем письме в редакцию газеты «Правда» от 19.01.35 г. Леваневский писал: «Я предлагаю произвести в 1935 году беспосадочный перелет Москва - Сан-Франциско через Северный полюс.

Цель этого перелета: первое - установление рекорда дальности полета по прямой; второе - беспосадочный полет как раз сквозь Северный полюс; третье - установление кратчайшего пути между двумя крупнейшими пунктами мира; четвертое - обследование и нанесение на карту «белых пятен» Северного полярного бассейна; пятое - демонстрация достижений советской авиации».

Проект перелета был направлен Куйбышевым на заключение начальнику Главсевморпути Шмидту, тот, что дал свою оценку этому проекту: «Основной толк перелета, явно, в демонстрации нашей авиации, потому что будущие международные полеты, конечно, пойдут не по этому пути - сквозь полюс, - а по берегу Ледовитого океана, что будет не намного дальше, а значительно удобнее и безопаснее, так как там к 1936 году нами будет подготовлена оборудованная магистраль....

В случае неудачи мы не сможем ограничиться констатацией, что Леваневский не долетел, а будем, несомненно, напрягать все силы для его спасения или, по крайней мере, нахождения…

Поиски Леваневского в случае вынужденной посадки или аварии, будут неизмеримо труднее операции спасения челюскинцев (там от лагеря до Ванкарема было 150 километров, а от ближайшей базы до Леваневского может угодить больше 2000 километров). Пришлось бы сформировать свои летные операции на территории Канады, в местах значительно менее обжитых, чем наша Чукотка, что и технически, и политически сильно тяжело...

По этим причинам, если вероятность удачи полета Леваневского равна половине, то вероятность помощи ему в случае аварии близка к нулю. А невезуха в оказании помощи означает не только потерю великолепного летчика и героя, но и крупный нравственный ущерб для СССР в глазах всего мира...

По изложенным причинам я считаю долгом высказаться супротив предложения тов. Леваневского в его нынешнем виде".

Несмотря на отрицательное заключение Шмидта, подготовка к перелету продолжалась, при всем при том взгляд начальника Главсевморпути не осталось без внимания.

По организации и проведению перелета по маршруту Москва - Сан-Франциско были приняты Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 26.01.35 г. и Постановление Совета Труда и Обороны от 28.02.35 г., в которых намечалось осуществить перелет на самолете РД в июле 1935 г.

На время подготовки и проведения перелета Леваневский был подчинен Начальнику ВВС РККА Алкснису, на которого возложили полную ответственность за техническую подготовку и фактическую подготовленность самолета к полету.

3.08.35 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла сотворить аварийную ситуацию. О неисправности доложили в Москву. По требованию правительства начальник экипажа был вынужден завернуть авиалайнер назад и произвести посадку на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода.

Н.Г. Кастанаев, В.И. Левченко, С.А. Леваневский

11.02.36 г. на заседании Политбюро было принято заключение «отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году произвести перелет через полюс».

Было одобрено предложение Шмидта о создании в 1937 г. на льду в районе Северного полюса радио-метеостанции. Главсевморпути поручалось продолжить штудирование климата в районе полюса, а Леваневскому рекомендовалось лично исследовать условия полетов на севере Америки (Аляска, Канада, Гренландия).

Летом 1936 г. Леваневский выехал в США для закупки самолёта американского производства для нового перелёта. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолёт «Валти».

В августе - сентябре 1936 г. на гидросамолёте «Валти» V-JAS (штурман - В.И. Левченко) совершил перелет Лос-Анджелес - Сан-Франциско - Уэлен - Якутск - Свердловск - Москва, преодолев 19,2 тыс. км. Целью перелета являлась прокладка прямой воздушной линии между США и СССР посредством Аляску и Чукотку.

Леваневскому предстояло реализовать весьма трудную задачу. Он должен был исследовать условия полета на трансконтинентальной линии, обусловить места посадочных площадок и баз снабжения горючим, определить вероятность связи и т. д.

5.08.36 г. «Валти» вылетел из Лос Анджелеса. Полет вдоль американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе. Первая количество маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над океаном. Однако пилот сумел провести свою машину без малого в поголовный облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси авиалайнер летел над Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик.

30.08.36 г. авиалайнер прибыл в Жиганск.

2.09.36 г. в Красноярске закончилась «водная» доля маршрута, и гидросамолет был поставлен на колесное шасси.

13.09.36 г. Леваневский приземлился в Москве.

С.А. Леваневский и В.И. Левченко

В тот же день Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин направил экипажу приветственную телеграмму: «Герою Советского Союза летчику Леваневскому, штурману Левченко. Братский привет отважным сынам нашей родины! Поздравляю вас с успешным выполнением плана исторического перелета. Крепко жму ваши руки. И. Сталин».

Сам Леваневский также приподнято оценивал тот самый перелет. Он писал: «Впервые в истории авиации охватываются одним полетом Калифорния, Орегон, Вашингтон, Канада, Аляска, Чукотка, Якутия, Сибирь. И я счастлив, что эта проблема решена советскими летчиками».

Вспоминает газетчик Бронтман:

«1936 год… 13 сентября. Сегодня встречали Леваневского на Щелковском аэродроме. Мы стояли у трибуны… Леваневский уже рулил по аэродрому. Увидев машины, он остановился, выглянул в оконце. Левченко спрыгнул на землю, его окружили. Следовавший за мной хвостище газетчиков распался. Молотов пожал ему руку.

В.М. Молотов и С.А. Леваневский

16.09.36 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о присвоении имени Леваневского линии электропередач Свердловск - Соликамск.

За осуществление этого дальнего перелета Леваневский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Левченко - орденом Ленина.

Тем временем, на право на перелет в США посредством Северный полюс стали претендовать другие известные советские пилоты - Громов, Чкалов, Доронин.

В апреле-мае 1937 г. Леваневский испытал в Севастополе, а потом перегнал в Москву закупленные в США амфибию Sikorsky S-43 и летающую лодку Duglas DF.

“ Sikorsky S-43 “

25.05.37 г. вывод о перелете Леваневского было принято.

Четырёхмоторный далекий бомбардировщик ДБ-А, на котором он собирался лететь, был спроектирован В.Ф. Болховитиновым и построен в течение года.

Виктор Фёдорович Болховитинов

Его заводские испытания были завершены в марте 1936 г. Их провел летчик-испытатель Кастанаев. В ноябре 1936 г. во время госиспытаний летчик-испытатель Нюхтиков установил на ДБ-А два рекорда - поднял 10 т на высоту 7032 м и 13 т на 4535 м. Список достижений продолжил экипаж Байдукова (второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман-радист Л.Л. Кербер). В перелете Москва - Мелитополь - Москва они установили два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на дистанциях 1 и 2 тыс. км с 5 т груза. Эти рекорды и привлекли участливость Леваневского.

ДБ-А “ СССР H-209 “

Машина имела следующие летно-технические характеристики:

Скорость максимальная у земли 280-300 км/ч; крейсерская скорость - 260 км/ч;

На высоте 4000 метров - 316-330 км/ч; посадочная скорость - 80-85 км/ч;

Максимальная скороподъемность - 135 м/мин;

Скороподъемность(средняя)-2,45 м.с; набор высоты/мин (км.)-5(1);56(7);

Вес пустого (без вооружения) - 15,4 т; масса полной нагрузки - 6500 кг;

Нормальная взлетная масса - 21900 кг; максимальный взлетный вес- 35 т;

Длина самолета - 24,4 м; размах крыла - 39,5 м;

Высота самолета-8,5 м; площадь крыла - 230 м2;

Разбег - 400 м; пробег - 300 м;

Массовая отдача-30%;

Практическая дальность полета - 4500 км., с дополнительными баками- 8840 км;

Практический потолок - 7220-7730 м;

Расположение двигателей - в крыле;

Тип двигателя - поршневой;

Силовая установка - 4 форсированных двигателя АМ-34РНБ мощностью по 850 л/с, либо 4 двигателя АМ-34ФРН по 900 л/с (600 kw) с турбокомпрессорами;
- диаметр трехлопастных металлических винтов - 4,1 м. (от самолета АНТ-25);
- экипаж - 6-8 человек, военного варианта - 11-13 человек;

Тип ВПУ - сухопутный трехопорный (хвост);

Конструкция крыльев - моноплан;

Тип оперения - нормальное однокилевое;

Вооружение: 1х20 мм пушка ШВАК, 6х7,62 мм. пулемета ШКАС (или 1 пулемет УБТ), бомбовая нагрузка - 5000-6500 кг;

18-20.06.37 г. на самолете АНТ-25 Чкалов, Байдуков и Беляков совершили основополагающий беспосадочный трансарктический перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).

12-14.07.37 г. на самолёте АНТ-25 Громов, Юмашев и Данилин совершили беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

31.07.37 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о перелете экипажа Леваневского на самолете ДБ-А по маршруту Москва - Северный полюс - США, отпуске на эти цели 2,5 млн. руб. и 75 тыс. долл. США и получении Наркоматом иностранных дел разрешения полета над странами в соответствии с намеченным маршрутом.

Из постановления, при всем при том, не ясна мишень перелета. Из задач, поставленных Леваневским в своем письме в 1935 г., помимо обследования и нанесения на карту «белых пятен» оставалась только демонстрация достижений советской авиации.

перед стартом

12.08.37 г. в 18.15 самолёт ДБ-А «СССР Н-209» с экипажем из шести дядя (второй пилот - Н.Г. Кастанаев, штурман - В.И. Левченко, бортрадист - Н.Я. Галковский, бортмеханики - Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков) стартовал по маршруту Москва - Архангельск - о. Рудольфа - Северный полюс - Фербенкс (США).

Затем предполагалось лететь в Нью-Йорк по маршруту Фербенкс - Эдмонтон (Канада) - Чикаго - Нью-Йорк с посадками в Эдмонтоне, Чикаго и Нью-Йорке.

Перелёт проходил в шибко сложных метеоусловиях. В Арктике наступила осень. Высокие широты пересекал дюжий циклон.

Полетный график стал нарушаться, как только Н-209 очутился над свинцовыми водами Баренцева моря. Мощная облачность, надо думать, вынуждала Леваневского забираться все выше и выше. Однако сейчас встречный ветер усилился и перешел в ураганный - единственный за другим налетали атмосферные фронты. Путевая прыть падала с каждым часом. Экипаж перешел на работу в кислородных масках.

13.08.37 г. в 13.40 Леваневский радировал: «Прошли Северный полюс на высоте 6000 метров, температура за бортом - минус 35. Глубокий циклон». В 14.32 с борта самолёта поступила очередная, девятнадцатая по счету, радиограмма в которой сообщалось: «Из-за порчи маслопровода вышел из строя последний правый мотор. Высота 4600 метров, идем в поголовный облачности. Ждите»… После этого систематичная связь с самолетом прервалась, а в 17.53 поступила последняя радиограмма: «Ждите…».

О том, что произошло с Сигизмундом Александровичем и его экипажем, оставалось только смекать. На самолете было шесть джентльмен. Трое из них умели управляться с радиоаппаратурой. И аппаратура была с тройной тягой: рабочая радиостанция, запасная радиостанция и маленькая аварийная с ручным приводом.

Летчики полагают, что облачность была, по всей вероятности, до такой степени низкой, что доходила до самого льда, переходя в туман. Леваневский, не видя льда, не мог сделать нехай тяжелую, пускай с аварией посадку. Скорее всего, авиалайнер как шел, снижаясь, так и врезался в лед».

15.08.37 г. газета «Правда» опубликовала извещение правительственной комиссии по дальним перелетам: «Самолет мог подвергнуться обледенению, что привело к вынужденной посадке на лед… Все полярные радиостанции продолжают непрерывно внимать на волне самолета… Экипаж самолета «Н-209» обеспечен продовольствием на полтора месяца, а ещё палатками, спальными мешками, теплой одеждой и оружием».

Расчеты показали, что беда произошла между 89-й и 83-й параллелями. В августе-октябре 1937 г. шли поиски. Весной они были возобновлены, но безрезультатно...

Одной из основных причин вылета, видимо, было влечение Леваневского сдержать обещание, данное Сталину, и во что бы то ни стало произвести перелет до наступления осенней непогоды. Возможно, он осознавал авантюрность предстоящего полета. Однако позже неудачной попытки на АНТ-25 был, одержим идеей перелета на другом самолете. Немаловажную образ сыграло огромное самолюбие Леваневского, тот, что мог подвергать рассмотрению присвоение ему звания Героя Советского Союза только как аванс. Ведь ни одного вылета к лагерю челюскинцев ему произвести не удалось, в различие от других летчиков, удостоенных этого звания совместно с ним.

15.08.37 г. вышло постановление правительственной комиссии по дальним перелетам: «Обсудив положение, правительственная комиссия приняла строй мер для немедленного оказания помощи. По восточному сектору, со стороны Чукотского полуострова приняты следующие меры:

1. Ледоколу «Красин», находящемуся у берегов Чукотского моря, дано приказание устремиться к мысу Шмидта, где находится авиабаза Главсевморпути, схватить на борт три самолета с экипажами и горючим, устремиться в район мыса Барроу на Аляске, оттуда на север, сколь позволяют льды, где и служить базой.

2. Пароходу «Микоян», находящемуся в Беринговом проливе, приказано с полным грузом угля нацелиться к «Красину».

3. Двухмоторный авиалайнер «СССР Н-2» летчика Задкова, находящийся в бухте Нагаево, получил приказание нацелиться в Уэлен и оттуда к месту нахождения «Красина».

Однако действительность была негусто другой. Задков сделал только немного вылетов на гидросамолете Dornier Wal: позже очередной посадки в полынью она была раздавлена льдами.

Два оставшихся самолета были безупречно не приспособлены для поисково-спасательных работ и имели шибко маленькую дальность полета.

На поиски Леваневского были отправлены два отряда ТБ-3, укомплектованных экипажами, обученными слепым полетам в Арктике. Руководил экспедицией руководитель Управления полярной авиации Главсевморпути Шевелев. Отрядами командовали Водопьянов и Чухновский. Однако, из-за нехороший организации и капризной арктической погоды отряд Водопьянова прибыл на о. Рудольфа только посредством месяц потом катастрофы. Погода грубо ухудшилась. Ее улучшения пришлось дожидаться ещё без малого месяц.

7.10.37 г. Водопьянов в невероятно сложных метеоусловиях сумел миновать за Северный полюс рядом к маршруту Леваневского в район вероятного падения самолета, но ничего не обнаружил. Вскоре позже этого отряд отозвали в Москву.

6.10.37 г. отряд Чухновского вылетел из Москвы и… пропал!

31.10.37 г. от Чухновского поступила радиограмма: «Самолеты находятся на одном из покрытых льдом островов Земли Франца-Иосифа. Погоды нет, лететь в то время как не можем». Лишь через немного дней, идеально ненароком, обнаружилось, что самолеты Чухновского приземлились и все это время стояли всего в пяти километрах от аэродрома на о. Рудольфа… Время было бесповоротно упущено, и полеты пришлось перестать до весны следующего года.

В поисках принимала участие и американская край. На Аляске пропавший авиалайнер искали Дж. Кроссон, М. Стюарт, Р. Рэндалл, Х. Уилкинс, Дж. Маттерн и другие, но ещё безрезультатно…

Весной было совершено ещё немного полетов на поиски обломков самолета Леваневского. А через девять месяцев вслед за тем трагедии было решительно решено перестать дорогостоящую операцию. За время поисков самолета была потеряна летающая лодочка Dornier Wal и разбито два ТБ-3, Чухновского и Бабушкина. Бабушкин при этом получил переломы обеих ног.

Но это было ещё не все

19.05.38 г. своевременно взлета с аэродрома близ Архангельска потерпел катастрофу авиалайнер Г-2 «СССР Н-212».

Самолет пилотировал пилот Мошковский. Во время взлета, уже за чертой аэродрома, неожиданно сдал обороты один из двигателей. Тяжелая четырехмоторная агрегатина ударилась колесами о препятствие. Пробило бензобаки, бензин зажегся, и горящий авиалайнер свалился в реку. Двенадцать дядя получили ранения средней тяжести, а четверо погибли, в т.ч. Герой Советского Союза Бабушкин.

Письмо Шмидта в 1935 г. оказалось пророческим. Найти авиалайнер Леваневского в бесконечных просторах Арктики оказалось невозможным.

12.08.38 г., в годовщину начала трагического перелета, в газете «Правда» было опубликовано официальное правительственное заявление: «Правительство опросило Героев Советского Союза - летчиков и полярных исследователей - о возможности и целесообразности дальнейших поисков. По единодушному их мнению, дальнейшие поиски не имеют никаких шансов на фарт, и экипаж самолета Н-209 следует считывать погибшим. В связи с этим Совет Народных комиссаров СССР постановляет - дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить».

Тем же Постановлением СТО предусматривалось увековечивание памяти С.А. Леваневского, Н.Г. Кастанаева, В.И. Левченко, Г.Т. Побежимова, Н.Н. Годовикова и Н.Я. Галковского, и все-таки по различным причинам монумент экипажу так и не был установлен.