Индейские вожди. Вот как на самом деле выглядели знаменитые индейские вожди

], кикапу [Kickapoo ], пианкашо [Piankashaw ], уэйя [Wea ] и др. Разбил войска генералов Хармара в октябре 1790 и Сент-Клера [St. Clair, Arthur ] в ноябре 1790, уничтожив, соответственно, свыше 200 и свыше 900 солдат, что явилось самыми крупными победами индейцев над армией США

4 Logan, James

(1720?-1780) Логан, Джеймс

Вождь индейцев минго [Mingo ]. В апреле 1774 все члены его семьи были вырезаны поселенцами. Предпринятая им в ответ жестокая месть положила начало Войне лорда Данмора [Lord Dunmore"s War ]. Логан привлек в союзники англичан, которым сдавал скальпы и пленных в г. Детройте. Известен также как Вождь Логан

5 Osceola

(1800-04?-1838) Оцеола (Осеола)

Вождь индейцев семинолов [Seminole ] в годы второй семинольской войны (1835-42) на территории Флориды. Вел партизанские действия, противодействуя переселению семинолов из Флориды в Оклахому. В 1837 под предлогом переговоров о перемирии был приглашен в Сент-Августин и захвачен в плен; умер в тюрьме форта Моултри у г. Чарлстона, шт. Южная Каролина.

6 Wabansi

(1765?-1845) Вабанси

Вождь индейцев племени степных потаватоми [Potawatomi, Prairie ]. В 1811 напал на лодочников, доставлявших припасы отряду У. Гаррисона [Harrison, William Henry ], за что и получил имя, означающее в переводе "начало дня", поскольку это нападение он осуществил на рассвете. Во время англо-американской войны 1812-14 [War of 1812 ] сражался на стороне англичан, но позднее стал союзником американцев. Помогал иллинойским поселенцам во время Войны Черного Ястреба [Black Hawk War ] (1832). В 1837 возглавил переход своего племени в резервацию около г. Каунсил-Блаффс в Айове

7 Arizona

I [ærɪˊzǝunǝ] Аризона, штат на Юго -Западе США <инд. arizonac маленький ручей >. Сокращение : AZ. Прозвища : «штат Большого Каньона» , «медный штат» [*Copper State], «штат апачей» , «штат Св. Валентина» [*Valentine State], «штат солнечного заката» [*Sunset State], «Американская Италия» [*Italy of America], «штат песчаных холмов» [*Sand Hill State]. Житель штата : аризонец . Столица : г. Финикс . Девиз : «Бог обогатит» (лат. Ditat Deus - God enriches). Цветок : цветок кактуса сагуаро . Дерево : акация паловерди . Птица : кактусовый крапивник . Песня : марш «Аризона» [‘Arizona’ II, a march song]. Площадь : 293750 кв. км . (114,000 sq. mi. ) (6-е место ). Население (1992): св. 3,8 млн. (23-е место ). Крупнейшие города : Финикс , Тусон , Меса . Экономика . Основные отрасли : обрабатывающая промышленность, туризм, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство . Основная продукция : электроника, продукция полиграфической промышленности, продукты питания, металл и металлоизделия, самолёты, ракеты, одежда хлопок, сорго, салат, цветная капуста, ячмень, кукуруза, пшеница, сахарная свёкла, цитрусовые . Животноводство (1992): скота - 900 тыс. ; свиней - 100 тыс. ; овец - 225 тыс. ; птицы - 325 тыс. Лесное хозяйство : сосна, ель, другие хвойные . Минералы : медь, золото, молибден, серебро . История . Впервые территория была исследована францисканцем Маркосом де Ница и его чернокожим рабом Эстеваном в 1539. В 1690-1711 гг. миссионер -иезуит Эусебио Франсиско Кино проповедовал христианство среди индейцев и обучал их земледелию, оставив после себя ряд миссий. В 1821 Испания присоединила Аризону к Мексике. В 1848 в конце войны с Мексикой территория была захвачена США. В 1854, в результате сделки Гадсена [*Gadsden Purchase], к США отошла и территория ниже р. Гила . Длительные войны с индейцами апачи закончились лишь в 1886 капитуляцией их вождя Джеронимо [*Geronimo]. Достопримечательности : Большой Каньон , глубиной от 4000 до 5000 футов; Окаменелый лес ; Раскрашенная пустыня ; каньон Дьявола , глубиной 225 футов; кратер, образованный упавшим метеоритом ; плотина Гувер -Дам ; озеро Мид ; Форт -Апачи ; Лондонский мост у г. Лейк -Хавасу . Наиболее известные аризонцы : Кочис [*Cochise], индейский вождь; Джеронимо [*Geronimo], вождь индейцев апачи; Голдуотер, Барри [*Goldwater, Barry], сенатор; Грей, Зейн [*Grey, Zane], писатель; Джэкобс, Хелен , спортсменка; Лоуэлл, Персивал , астроном; Пикеринг, Уильям , астроном; Юдалл, Стюарт [*Udall, Stewart], гос. деятель; Райт, Фрэнк Ллойд [*Wright, Frank Lloyd], архитектор . Ассоциации : пустынный штат с красивыми пейзажами, открывающимися с автострад; кактусы на фоне красивых рассветов и закатов II ‘Arizona’ «Аризона», марш (гимн штата Аризона, 1919)

8 Cochise

[ˊkǝutʃi:s] Кочис (1815- 74), вождь индейцев -апачей. В 1861-71 гг. упорно сражался против американских войск в Аризоне и Нью -Мексико. Сдался в плен в 1871, но, узнав о предполагаемом перемещении его племени в другую резервацию в Нью -Мексико, бежал из плена вместе с двумястами сторонниками. Собрав ещё 600 воинов, он снова упорно сражался, пока правительство не согласилось организовать резервацию в Аризоне. После повторной сдачи в плен в 1872 он спокойно жил в резервации вместе со своим племенем

9 Crazy Horse

Бешеная Лошадь, вождь индейцев племени сиу. Вместе с вождём по имени Сидящий Бык [*‘Sitting Bull"] командовал индейцами в сражении у Литтл -Бигхорн 25-26 июня 1876, где индейцы полностью уничтожили кавалерийский отряд Кастера [*Custer] (ок. 260 человек )

10 Geronime

Джеронимо, вождь индейцев племени апачи (XIX в. ). В течение долгого времени вёл борьбу против американцев, вторгшихся на земли его племени, пока не был захвачен в плен войсками ген. Н. Майлса (1882)

11 Hiawatha

Гайавата, вождь индейцев, живший в XVI в. В легендах он женат на индианке по имени Миннехаха (возможно, отсюда назв. Миннеаполиса ). Выступал за мир между своим народом и европейскими поселенцами. Воспет Генри Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате» [*‘Hiawatha, The Song of’]

12 Idaho

[ˊaɪdǝhǝu] Айдахо, штат на Западе США <от инд. жемчужина гор >. Сокращение : ID. Прозвища : «штат -самородок» [*Gem State], «знаменитый картофель» [*Famous Potatoes]. Житель штата : айдахец . Столица : г. Бойсе . Девиз : «Да будешь ты всегда» (лат. *‘Esto perpetua’ - ‘It is forever"). Цветок : сирень . Дерево : белая сосна . Птица : горная синекрылая малиновка . Животное : лошадь породы «аппалуса» . Камень -самоцвет : звёздный гранат . Песня : «Это Айдахо» [*‘Here We Have Idaho"]. Площадь : 214133 кв. км (83,64 sq. mi. ) (13-е место ). Население (1992): св. 1 млн. (42-е место ). Крупнейшие города : Бойсе . Экономика . Основные отрасли : сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, туризм, лесная промышленность, горнодобывающая промышленность, электроника . Основная продукция : пищевые продукты, лесоматериалы и изделия из дерева, продукция химической промышленности, металл и металлоизделия, продукция машиностроения, комплектующие детали для электроники . Сельское хозяйство . Основные культуры : картофель, бобовые культуры, сахарная свёкла, семена люцерны, пшеница, хмель, ячмень, слива и чернослив, мята, лук, кукуруза, вишня, яблоки . Животноводство (1989): скота - 1,66 млн. , свиней - 72 тыс. , овец - 296 тыс. , птицы - 1 млн. Лесное хозяйство : жёлтая и белая сосна, дугласова пихта, белая ель . Минералы : серебро, золото, фосфаты, цинк . История : Исследование Айдахо началось с экспедиции Льюиса и Кларка в 1805-06 гг. Вслед за этим пришли скупщики пушнины, основав фактории (1809- 34), и миссионеры, создавшие ряд миссий в 1830-50-х гг. Первое постоянное поселение в районе Франклин основали мормоны (1860). В этот же год началась айдахская золотая лихорадка , и тысячи людей поселились здесь постоянно. Айдахо получил статус штата в 1890. Достопримечательности : Адский каньон ; Всемирный центр хищных птиц ; «Лунные кратеры» ; знаменитый курорт Солнечная долина ; курорт в Долине Остроконечных гор ; пещера Хрустальных водопадов ; водопады Шошони ; горячие источники ; озёра Пенд -Орейл и Кёр -де -Ален ; Национальная зона отдыха в Остроконечных горах ; заповедник реки Возврата -Нет . Знаменитые айдахцы : Бора, Уильям [*Borah, William E.], политический деятель; Чёрч, Фрэнк [*Church, Frank], сенатор; Джозеф [*Joseph], вождь индейцев; Сакагауиа , индианка . Ассоциации : знаменитый айдахский картофель необычайно крупного размера (подаётся обычно печёным ); город Бойсе в многочисленных шутках и анекдотах символизирует забытое Богом и людьми место, американское захолустье

13 Joseph

Джозеф (1840- 1904), вождь индейцев племени Проколотые Носы . Когда по договору 1863 белые поселенцы получили исключительное право на заселение долины Уаллоуоа в северо-восточном Орегоне, Джозеф и его соплеменники отказались покинуть территорию. Попытки властей силой заставить их подчиниться привели к вооружённым столкновениям, которые Джозеф неизменно выигрывал. Проявив незаурядный полководческий талант, проделав путь в тысячу миль, Джозеф вывел своих соплеменников к канадской границе, где, окружённый со всех сторон, он вынужден был сдаться (5 октября 1877), предварительно оговорив условия прекращения войны

14 Oregon

[ˊorɪgǝn] Орегон, штат на Тихоокеанском побережье США <от инд. слова неизвестного значения >. Сокращение : OR. Прозвища : «бобровый штат» [*Beaver State], «штат перепончатолапых/штат водоплавающих» [*Web-Foot State], «штат солнечного заката» [*Sunset State], «штат тёртых жизнью людей» [*Hard-Case State]. Житель штата : орегонец . Столица : г. Сейлем . Девиз : «Летит на своих крыльях» (лат. ‘Alis volat Propriis’ - ‘She flies with her own wings’, 1987). Растение : орегонский виноград . Дерево : дугласова пихта/дугласия . Животное : бобр . Птица : жаворонок луговой . Рыба : лосось-чинук . Песня : «Орегон, мой Орегон» [‘Oregon, My Oregon’]. Площадь : 248647 кв. км (96, 003 sq. mi. ) (10-е место ). Население (1992): 3 млн. (29-е место ). Крупнейшие города : Портленд [*Portland], Юджин . Экономика . Основные отрасли : лесная и деревообрабатывающая промышленность, металлообработка, электроника, машиностроение, сельское хозяйство, рыболовство, туризм . Основная продукция : лес и лесоматериалы, бумага, продовольствие, машины, металлоизделия, книжная продукция, металлы (алюминий, никель ). Сельское хозяйство . Основные культуры : парниковые овощи, пшеница, картофель, кормовые травы, груши, вишни, мята . Животноводство (1991): скота - 1,5 млн. , свиней - 80 тыс. , овец - 466 тыс. , птицы - 3 млн. Лесное хозяйство : дугласова пихта, жёлтая сосна/пондероза . Полезные ископаемые : никель, бокситы, золото, серебро, песок, гравий. Рыболовство (1992): на 76,2 млн. долл. (в основном лосось ). История . Американский капитан Роберт Грей открыл р. Колумбия [*Columbia II] и вошёл в её устье в 1792, Льюис и Кларк [*Lewis and Clark], выйдя к ней по суше, в 1805-06 гг. зимовали у её устья, за ними последовали скупщики пушнины. Поселенцы прибыли в долину р. Уилламет [*Willamette River] в 1834. Первая большая волна поселенцев, пользуясь Орегонским трактом [*Oregon Trail], достигла этих мест в 1843. В состав США Орегон был принят в 1859. В начале XX в. в штате были проведены реформы, известные как «Орегонская система», включающие право законодательной инициативы, право на референдум, отзыв депутатов, прямые первичные выборы и предоставление женщинам избирательного права . Достопримечательности : Национальный заповедник ископаемых им. Джона Дэя ; ущелье р. Колумбия и Адский каньон ; гора Худ ; Национальный парк «Кратерное озеро» ; зона отдыха «Орегонские дюны» ; Национальный заповедник «Орегонские пещеры» ; мыс Перпетуа ; форт Клатсоп ; Шекспировский фестиваль в Ашленде; Музей высокогорной пустыни в Бенде; ежегодный Лесной карнавал в Олбани ; родео в Пенделтоне ; Фестиваль роз в Портленде . Знаменитые орегонцы : Блох, Эрнест , композитор; Джозеф , вождь индейцев; Маркхам, Эдвин , поэт; Полинг, Лайнус [*Pauling, Linus], химик, лауреат Нобелевской премии; Рид, Джон [*Reed, John], журналист и писатель . Ассоциации : Орегонский тракт; пионеры; лесоразработки; Портлендский тихоокеанский порт; живописные места и чистота окружающей среды; штат, в котором до сих пор практикуются браки по переписке

15 Pontiac

I Понтиак (1720?- 69), вождь индейцев племени оттава, родная деревня которого была неподалёку от форта Детройт. Возглавил не увенчавшуюся успехом попытку индейцев захватить этот форт и оттеснить белых колонистов назад за Аппалачи (май 1763). Это выступление индейцев получило назв. «восстание Понтиака» II [ˊpontɪæk] «Понтиак», марка автомобиля компании «Дженерал моторз»

16 Sacajawea

Сакаджавиа (1787- 1812), индианка, единственная женщина в экспедиции Льюиса и Кларка [*Lewis and Clark] (1805), жена одного из проводников и переводчиков экспедиции. Вождь индейцев племени шошони оказался её родным братом, что значительно облегчило продвижение экспедиции на запад. В дороге несколько раз болела, и Льюису с Кларком приходилось лечить её, однако стойко перенесла все трудности и с грудным ребёнком прошла с экспедицией весь путь до Тихого океана и вернулась назад

17 Sitting Bull

Сидящий Бык (1835- 90), вождь индейцев племени сиу. Возглавил борьбу против белых переселенцев и регулярных американских войск, когда в Чёрных горах на землях, принадлежащих его племени, было найдено золото. Вместе с вождём по имени Бешеная Лошадь [*Crazy Horse] руководил сражением у Литл-Бигхорна [*Little Bighorn] в 1876, когда индейцы полностью уничтожили кавалерийский отряд Джорджа Кастера [*Custer’s last stand]. Был убит 14 декабря 1890, когда вооружённые участники ритуального танца духов попытались предотвратить арест своего вождя

18 South Dakota

[ˊsauƟdǝˊkǝutǝ] Южная Дакота, штат на Среднем Западе США <от назв. индейского племени Dakota «Союзники» >. Сокращение : SD. Прозвища : «солнечный штат» , «койотовый штат» , «артезианский штат» , «вьюжный штат» , «земля изобилия» . Житель штата : South Dakotan. Столица : г. Пирр . Девиз : «Под Богом люди правят» [‘Under God the people rule’]. Песня : «Славься, Южная Дакота!» [‘Hail, South Dakota!’]. Цветок : американский прострел, сон-трава . Трава: западный пырей . Дерево : блэкхилльская ель . Птица : фазан . Животное: койот . Минерал: розовый кварц . Камень-самоцвет: агат . Площадь : 196723 кв. км . (77, 116 sq. mi. ) - 16-е место . Население (1992): ок. 700 тыс. (45-е место ). Экономика . Основные отрасли : сельское хозяйство, услуги, машиностроение . Основная продукция : продовольствие и продукция, связанная с пищевой промышленностью, машины, электро- и электронное оборудование . Сельское хозяйство . Основные культуры (1992): кукуруза, овёс, пшеница, подсолнечник, соя, сорго . Животноводство (1992): скота - 3,75 млн. , свиней - 1,8 млн. , овец - 591 тыс. Лесное хозяйство : сосна жёлтая . Полезные ископаемые : золото . История . Этот район в 1742-43 гг. исследовали испанцы. Льюис и Кларк [*Lewis and Clark expedition] прошли через него в 1804 и 1806 гг. Первое американское поселение было у форта Пирр в 1817. С открытием золота в 1874 на территории резервации индейцев сиу [*Sioux] сюда устремились старатели. Власти пытались остановить их, но все попытки оказались тщетны, начался «великий дакотский бум» [‘great Dakota Boom’, 1879]. На территории Южной Дакоты индейцами сиу, требовавшими возврата своей территории, были разгромлены войска Кастера [‘Custer’s last stand’] (1877). Новое индейское восстание началось в 1890, кульминационным пунктом было массовое истребление индейцев у посёлка Вундед-Ни . Южная Дакота вошла в состав США как штат в 1889. Достопримечательности : Чёрные горы ; гора Рашмор [*Mount Rushmore], где на граните высечены профили президентов Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Теодора Рузвельта; гора Харни-Пик высотой в 7247 футов, самая высокая гора горного района Блэк-Хиллс ; городок Дедвуд - центр золотой лихорадки 1876, где был убит легендарный герой Дикого Запада Бешеный Билл Хикок ; парк Кастера , где пасутся стада бизонов и диких осликов ; «Пещера драгоценных камней» - четвёртая в мире по величине; «лунный пейзаж» заповедника Бэдлендс [*Badlands II] - груды голых камней, лишённых всякой растительности; Великие озёра Южной Дакоты; реставрированный военный пост 1864 года - форт Сиссетон ; мемориал индейского вождя Бешеная Лошадь [*Crazy Horse Memorial] вблизи г. Кастер ; Зоопарк и музей Великой равнины ; «Кукурузный дворец» в Митчелле и др. Знаменитые южнодакотцы : Бедовая Джейн [*‘Calamity Jane’], женщина-ковбой времён Дикого Запада; Бешеная Лошадь [*Crazy Horse], индейский вождь конца XIX в. ; Макговерн, Джордж [*McGovern, George], современный политический деятель; Сакаджавиа [*Sacajawea], индианка в экспедиции Льюиса и Кларка; Сидящий Бык [*Sitting Bull], вождь индейцев племени сиу; Уайлдер, Лаура [*Wilder, Laura Ingalls], писательница . Ассоциации : отдалённый сельскохозяйственный штат, специализирующийся на выращивании ржи и яровой пшеницы. Широко известны заповедник Бэдлендс и гора Рашмор

"У человека, который так долго молчал, наверняка найдётся о чем поговорить."
"Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан"
"..Эти люди хотят сделать тебя слабым, чтоб держался в их рамочках, выполнял их правила, жил,
как они велят… хотят победить, но ни тем, чтобы самому быть сильнее, а тем, чтобы тебя слабее сделать…"

Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
Трубка мира
Индейца старого морщины,
Сквозь краски пестрые видны,
Вокруг него сидят мужчины,
Почетом все окружены..

Их головных уборов перья,
Колышутся беседе в такт,
И обретают плоть поверья,
В час зажигающий закат…

На шеях бусы амулетов,
Людские кости в них видны,
И скальпы сверженных атлетов,
Они врагам уж не нужны…

И вьется сизым покрывалом,
Дымок душистый табака,
В собранье этом небывалом,
Врагов, чья ненависть крепка..

По кругу мерно ходит трубка,
Кури, судьбу не искушай,
Пока ведь перемирье хрупко…
Еще покурим.
Набивай.
(с)

takamisakari

Когда то давным давно на континенте Абайя Айала жили, воевали, мирились очень разные народы...


Charles Bird King (Чарльз Бёрд Кинг)
Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821.

Вам это название ничего не говорит? А ведь именно так коренные жители нынешней Центральной Америки называли континент задолго до прибытия к его берегам экспедиции Христофора Колумба 12 октября 1492 года.

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права». Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890


Фешин Николай. Индеец изТаоса

Один из самых распространенных мифов об индейцах -их красный цвет кожи. Когда мы слышим слово «краснокожий», то тут же представляем индейца с раскрашенным лицом и перьями в волосах. Но на самом деле, когда европейцы стали появляться на Североамериканском континенте, они называли местных аборигенов «дикими», «язычниками» или просто «индейцами». Они никогда не употребляли слова «краснокожие». Данный миф придумал в XVIII веке Карл Линней, шведский ученый, который поделил людей на: homo Europeans albescence (человек белый европейский), homo Europeans Americus rubescens (человек красный американский), homo asiaticus fuscus (человек желтый азиатский), homo africanus niger (африканский черный человек). При этом Карл отнес красный цвет лица к боевой раскраске индейцев, а никак не к естественному цвету, но людьми, которые никогда в своей жизни не встречали этих самых раскрашенных личностей, идейцы были навсегда названы «краснокожими». Настоящий цвет кожи индейцев - бледно-коричневый, поэтому сами индейцы стали называть европейцев «бледнолицыми».

Таосский знахарь (1926).

Таосский вождь (1927—1933).

Пьетро (1927—1933).

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Вот некоторые из самых известных племен:

Абенаки. Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

Команчи. Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

Апачи. Кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

Чероки. Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

Ирокезы. Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

Это карта расселения индейских племен, крупных и мелких. В состав одного крупного племени могут входить несколько мелких. Тогда индейцы называют это "союзом". Например, "союз пяти племен" и т. д.

Очередное исследование, посвященное расселению человека по планете, обернулось сенсацией: оказалось, что прародиной индейцев является Алтай. Об этом ученые говорили еще сто лет назад, но только сейчас антропологи из университета Пенсильвании совместно с коллегами из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН смогли представить доказательства этой смелой гипотезы. Они взяли образцы ДНК у индейцев и сравнили их с генетическим материалом алтайцев. И у тех и у других обнаружили редкую мутацию в Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну. Определив примерную скорость мутации, ученые поняли, что генетическое расхождение народностей произошло 13—14 тысяч лет назад — к тому времени предки индейцев уже должны были преодолеть «Берингов» перешеек, чтобы обосноваться на территории современных США и Канады. Теперь ученым предстоит выяснить, что заставило их сняться с комфортного с точки зрения охоты и обитания места и пуститься в дальнее и опасное путешествие.

Alfredo Rodriguez .

Kirby Sattler.

George Catlin (1796-1872).

Iron Horn (Blackfeet Indian) (Бизонье сало - главный вождь черноногих индейцев. 1832).

Little Bear Hunkpapa Brave.

The White Cloud, Head Chief of the Iowas (Белое облако - главный вождь индейцев айова).

Robert Griffing.

A Mountain Ute.(Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976).

Пауни. 1991.

Charles Frizzell.

Pow-WowSinger.

To-mak-us, Томахас, воин каюсов.

Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих индейцев.

Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри.

William Ahrendt-Two-Moons Две Луны, вождь северных чейеннов.

Elbridge Ayer Burbank - Chief Joseph (Nez Perce Indian).

Elbridge Ayer Burbank - Ho-Mo-Vi (Hopi Indian).

Karl Bodmer - Chief Mato-tope (Mandan Indian.

Gilbert Stuart Chief Thayendanega (Mohawk Indian).

Ma-tu, Pomo Medicine Man, painting by Grace Carpenter Hudson.

Eanger Irving Couse.

Ниже работы художника с ником Венделин (

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа - индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное - у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов - ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

    Ирокезы не носили соответствующую прическу - она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

    Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

    Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США - британцы. Быть союзником ирокезов - плохая примета.

Гуроны

Гуроны - ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, - их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам - мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы - они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез» .

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

    Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

    Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази , который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

    Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито» . Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

    В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания - вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Апачи

Апачи - типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо . Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX - начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши» , названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу - красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги - у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение - собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Апачи-индейцы Апачи-французские гопники

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака , а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

/*это слова молитвы оджибве/

«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

Вождь Дэн Джордж, халкомелем (1899 - 1981)

«Приветсвую вас, Люди. Наш язык - это дух, исходящий из сердца. Даже если вы не понимаете, что мы говорим вам, мы говорим с вашим сердцем и вашим духом, а не для того лишь, чтобы слова звучали приятно для ваших ушей. Поэтому с его помощью, мы благодарим Великого Духа за поддержку, оказанную нашим старейшинам - за слова мудрости, слова жизни - данные через послания, разделенные нашими старейшнами; разделенные со всеми вами сегодня, добрые люди. Сегодня мы говорим не просто так. Понимание этого придет, когда у вас появиться время переварить эти слова. На этом мы благодарим вас сердечно. Мигвэтч».

Марк Томпсон, духовный лидер оджибве, заявление ООН, ноябрь 1993.


«Мы жили в довольстве под Гаи Энэшах Го" Нах, Великим Законом Мира. Нас учили создавать общества, основанные на принципах Мира, Справедливости, и Силы Добрых Умов. Наши общества основаны на великих демократических приципах власти народа и равных возможностей для мужчин и женщин. Это был великий образ жизни на Великом Черепашьем Острове и свобода и уважение были везде.

Наших вождей учили быть людьми видения и принимать каждое решение в интересах семи будущих поколений, проявлять сочувствие и любовь к этим еще не рожденным поколениям. Нас учили благодарить Все, Что Поддерживает Нас. Поэтому мы создали великие церемонии благодарения силам Природы, дающим жизнь, пока мы проводили эти церемонии, жизнь продолжалась. Нам говорили, что "Семя есть Закон». Воистину, это Закон Жизни. Это Закон Возрождения».

Обращение вождя Орена Лайонса к генеральной ассамблее ООН, онондага.

«О, Великий Дух,
чей голос я слышу в ветрах
И чье дыхание дает жизнь каждому,
Услышь меня.
Я прихожу к тебе
как один из многих твоих детей,
Я слаб... Я мал...
Мне нужна твоя мудрость и сила.
Дай мне идти окруженным красотой
И сделай так, чтобы мои глаза
Всегда видели красный и пурпурный закат.
Сделай так, чтобы мои руки
уважали все, сотворенное тобой.
И сделай мой слух острым,
чтобы я мог слышать твой голос.
Сделай меня мудрым, чтобы я мог понять,
То, чему ты научил мой народ,
И чтобы мог выучить твои уроки,
скрытые в каждом листе и каждом камне.
Я прошу мудрость и силу
Не для того чтобы превзойти своих братьев,
но чтобы победить
Своего злейшего врага - себя самого.
Сделай меня всегда готовым предстать перед тобой
С чистыми руками и прямым взором.
Чтобы когда жизнь угаснет, как угасает закат,
Мой дух мог прийти к тебе без стыда.
молитва оджибве
«Великий Дух везде; он слышит все, что находится в наших умах и сердцах, и необязательно говорить с Ним громко».


«Все, что деалет индеец, имеет форму круга, потому что сила мира всегда действует по кругу и все стремиться быть круглым. Небо круглое, и земля кругла как мяч, и таковы же все звезды. Ветер, достигая своей величайшей силы, вращается. Птицы строят свои гнезда круглыми, так как их религия та же, что и у нас. Солнце встает и садится снова по кругу. Так же поступает Луна, и оба круглые. Даже вре7мена года образуют великий круг, сменяя друг друга, и всегда возвращаются в свой черед. Жизнь человека - круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила».

Черный Олень, оглала сиу


«Человек не продает землю по которой ходят люди».

Ташунка Уитко (Бешеный Конь), оглала сиу

«Не поймите меня неправильно, но поймите меня точно в связи с моей любовью к земле. Я никогда не говорил, что земля принадлежит мне, и я могу делать с ней все, что хочу. Единственный, кто может забрать ее - тот, кто ее создал. Я требую права жить на своей земле и предоставляю вам право жить на вашей».


«Скоро настанет время, когда мой внук будет скучать по крику гагары, плеску лосося, шепоту еловых игл, или крику орла. Но он не подружится ни с одним из этих созданий, и когда его сердце будет болеть от тоски, он будет проклинать меня. Все ли я сделал для того, чтобы воздух оставался свежим? Достаточно ли я заботился о воде? Позволил ли я орлу парить на свободе? Все ли я сделал для того, чтобы заслужить любовь моего внука?»

Вождь Дэн Джордж, халкомелем

«Уважение означает слушать пока все не будут услышаны и поняты, только тогда есть возможность "Баланса и Гармонии", цели Индейской Духовности».

Дейв Вождь

«... все на земле имеет свою цель, каждая болезнь - лекарство, которое лечит ее, а каждый человек - предназначение. Это индейская теория существования».

Утренний Голубь (Кристин Куинтаскет), салиш

«Я устал сражаться. Наши вожди убиты; Подзорная Труба убит, Та Хул Хул Соте убит. Старики все убиты. Это молодые, кто говорят да или нет. Тот, кто вел молодых* убит. Холодно, и у нас нет одеял, маленькие дети замерзают насмерть. Мои люди, некоторые из них, убежали к холмам, и не имеют одеял, и пищи. Никто не знает где они - возможно замерзли насмерть. Я хочу чтобы у меня было время посмотреть на своих детей, и увидеть скольких из них я смогу найти. Возможно я найду их среди мертвых. Слушайте меня, мои вожди! Я устал, мое сердце болит и скорбит. От момента, где сейчас стоит солнце, я больше никогда не буду сражаться».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

/*брат Джозефа Аликут/


«Жизнь индейца подобна крыльям воздуха. Вот почему ты замечаешь, что ястреб знает как получить свою добычу. Индеец похож на него. Ястреб падает на добычу - так же поступает и индеец. В своей скорби он подобен животному. Например, койот хитер - так же и индеец. Так же и орел. Вот почему индеец всегда носит перья - он сродственен крыльям воздуха».

Черный Олень, оглала сиу

«Мы только просим равную возможность жить так же, как другие люди. Мы просим чтобы нас признали людьми. Дайте мне быть свободным человеком. Свободным идти, свободным остановиться. Свободным работать. Свободным самому выбирать себе учителей. Свободным следовать религии моих отцов. Свободным думать, говорить и действовать самому».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Индейцу не нужна письменность. Слова, которые правдивы, западают глубоко в его сердце, и там остаются. Никогда он не забудет их».

Четыре Ружья, оглала сиу, 1891

«Я не вижу мест для орлов. Мы забываем, и мы признаем себя превосходящими все, но в конце концов мы всего лишь часть творения».

Орен Лайонс, онондага


«Я слышал ваше приближение, когда я был за много снов до этого, я узнал, что вы пришли делать добро мне и моему народу. Я хотел пользы, которая будет длиться вечно, и так много лиц сияли радостью, когда я глядел на вас.

Мой народ никогда первым не доставал лук, или не стрелял в белых из ружья. Это были вы, кто послал первого солдата, и это были мы, кто послали второго. Одетые в синее солдаты и юта вышли из ночи, когда было еще темно и тихо, и вместо костров они подожгли наши дома. Вместо того, чтобы охотиться за добычей, они убивали моих храбрецов и воины племени обстригли волосы в знак скорби по погибшим.

Команчи не слабы и слепы, как щенки семи снов отроду. Они сильны и зорки как взрослые кони. Мы встали на их тропу и пошли по ней. Белые женщины плакали, а наши женщины смеялись.

Но были вещи, которые вы сказали мне, и которые мне не понравились. Они не были сладки как сахар, но были горьки как бутылочная тыква. Вы сказали, что хотите поместить нас в резервацию, посторить нам дома и сделать нам Медицинские Дома. Я не хочу их.

Я родился в прерии, где ветер дует свободно, и ничто не закрывает свет солнца. Я родился там, где нет преград и все растет свободно. Я хочу умереть там, а не внутри стен. Я знаю каждый ручей и каждое дерево между Рио-Гранде и Арканзасом. Я охотился и жил во всех краях этой страны. Я жил, как мои отцы жили до меня, и как и они, я жил счастливо.

Не просите нас променять бизона на овцу. Молодежь слышала эти разговоры, и они породили в них грусть и злость. Больше не говорите об этом. Белый человек владеет землей, которую мы любили, и мы хотим только бродить по прерии до самой смерти.

Любая хорошая вещь, которую ты говоришь мне, не будет забыта. Я буду держать ее у сердца, как своего ребенка, и она будет на моих устах так же часто, как имя Великого Духа.

Я не хочу чтобы кровь пятнала траву на моей земле. Я хочу, чтобы все было ясно и чисто, и я желаю, чтобы все проходящие среди моих людей могли найти мир, когда они приходят, и оставить его здесь, когда уходят».

Десять Медведей, яппарика команчи


«Я не знаю как многое было кончено. Когда я оглядываюсь назад с высокого холма моей старости, я могу видеть зарезанных женщин и детей, лежащих кучами и разбросанных по всему изогнутому ущелью так же ясно, как я видел их воочию еще молодыми глазами. И я вижу, что еще что-то умерло там, в кровавой грязи, и было погребено в метели. Там умерла мечта народа. Это была прекрасная мечта...»

«Круг народа сломан и рассеян. Центра больше нет, и священное дерево мертво».

Черный Олень, святой оглала сиу; Резня в Вундед Ни


«Когда мы идем по Матери Земле, мы всегда ставим ноги внимательно, потому что мы знаем, что лица наших будущих поколений смотрят на нас вверх из-под земли. Мы никогда не забываем о них».

Вождь Орен Лайонс, Хранитель Огня, онондага

«Учите ваших детей тому, чему мы учили наших - что земля - наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы знаем это. Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это знаем. Все вещи связаны - как кровью, которая соединяет семью. Все вещи связаны. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы не плетем паутину жизни; мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе».

Вождь Сиэттл, дувамиш


«Чтобы сказать правду, не требуется много слов».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Я нищий и нагой, но я вождь народа. Мы не хотим богатств, но мы хотим воспитать наших детей правильно. Богатства не принесут нам добра. Мы не можем взять их с собой в другой мир... Мы хотим мира и любви».

Красное Облако (Махпия-лута), сиу, 1870

«Ваша религия была записана на каменных плитах горящим пальцем злого Бога. Наша религия основана на традициях наших предков, снах и видениях наших старейшин, которые были даны им в тихие ночные часы Великим Духом».

Вождь Белое Облако

Создатель собрал все создания и сказал: «Я хочу спрятать кое-что от людей, пока они не готовы для принятия этого. Это осознание, что они создают свою собственную реальность». Орел сказал: «Дай это мне, я отнесу это на луну». Создатель сказал: «Нет, однажды они отправятся туда и найдут это». Лосось сказал: «Я спрячу это на дне океана». «Нет, они отправятся и туда». Бизон сказал: «Я захороню это на великих равнинах». Создатель сказал: «Они разрежут кожу земли и найдут это». Бабка-крот, ктороая живет в груди Матери Земли, и у которй нет физических глаз, но которая видит духовными глазами, сказала: «Вложи это в них самих». И Создатель сказал: «Это будет сделано так».

легенда сиу


Потом были времена, я задавал определенный вопрос и не получал немедленного ответа. Вместо этого он оставался неподвижен, и после молчания, говорил: «В жизни каждого человека есть период времени, наполненный глупостью. Когда этот период проходит, некоторые люди вырастают, помня и используя то, что им говорили. Им мы говорим: «После того, как у тебя было достаточно глупости, ты стал умен и знаешь свои ошибки». Есть и другие, которые никогда не идут дальше первой ступени; они остаются глупыми на протяжении оставшейся жизни. Таким людям мы говорим: «Ваша глупость будет сопровождать вас до старости».

Александр Волк; Истории Старейшин Земли - Тропа Пинайизитт


«Я стою перед вами как гордый человек; я не чувствую вины! Я не сделал ничего, чтобы чувствовать себя виновным! Я не сожалею, что я коренной американский активист - тысячи людей в Соединенных Штатах, Канаде и во всем мире будут продолжать поддерживать меня в разоблачении несправедливостей, которые происходили в этом зале суда. Я чувствую жалость к вашим людям, потому что они должны жить в такой уродливой системе. В вашей системе вас учат жадности, расизму и коррупции - и что хуже всего, разрушению Матери Земли. В системе коренных американцев нас учат, что все люди братья и сестры, нас учат разделять благополучие с бедными и нуждающимися. Но что наиболее важно - представлять интересы Земли и сохранять ее - ту, которую мы считаем нашей Матерью».

«Мое сердце превратилось в камень. Тяжелый от печали за мой народ; холодный от знания, что ни один договор не удержит белых в стороне от нашей земли; тяжелый от решения сопротивляться так долго, пока я живу и дышу. Теперь мы слабы, и многие наши люди напуганы. Но послушайте меня: одна ветка ломается, но связка веток сильна. Однажды я обниму племена наших братьев и свяжу их в связку, и вместе мы отвоюем нашу страну у белых».

Текумсе, вождь шауни, около 1795


«Я слышал, что вы намереваетесь поселить нас в резервации возле гор. Я не хочу селиться на одном месте. Я люблю бродить по прериям. Там я чувствую себя свободным и счастливым, но когда мы поселимся на одном месте, мы станем бледны и умрем. Я отложил в сторону мое копье, лук и щит, и все же я чувствую себя в безопасности в вашем присутсвии. Я сказал вам правду. Я не скрыл ни малейшей лжи, но я не знаю как обстоит дело с уполномоченными. Они так же чисты как я? Много лет назад эта земля принадлежала нашим отцам; но когда я подхожу к реке, я вижу лагеря солдат на ее берегах. Эти солдаты рубят мой лес; они убивают моих бизонов; и когда я вижу это, мое сердце разрывается; мне жаль... Белый человек превратился в ребенка, чтобы безрассудно убивать и не есть? Когда красные люди убивают дичь, они делают это чтобы жить и не голодать».

Сантанта, вождь кайова; из «Войны за спасение бизона», глава 11

«Все лежит перед тобой. Твоя Тропа находится прямо перед тобой. Иногда она не видна, но она здесь. Ты можешь не знать куда она идет, но ты должен следовать Тропе. Это Тропа к Создателю. Это единственная тропа, которая существует».

вождь Леон Шенандоа

Вождь хункпапа лакота Желчный Пузырь, союзник Ташунка Уитко (Бешеного Коня), воевал против армии и солдат у Литтл Биг Хорн и победил. Вождь Желчный Пузырь позже вспоминая бой, сказал:

«Моему сердцу в тот день было плохо» .

Убийство его двух жен и детей было мотивацией для участия в этой битве.

Вождь Желчный Пузырь, хункпапа лакота

«От начала всех вещей мудрость и знание были с животными, потому что Тирава, Тот, Что Наверху, не говорил прямо с человеком. Он посылал определенных животных рассказать людям, что он являл себя через зверей, и потому от них и от звезд и солнца и луны должен учиться человек... все вещи говорят о Тирава».

Орлиный Вождь (Летакотс-Леса), пауни

«Я буду следовать пути белого человека. Я стану его другом, но я не стану гнуть спину под его бременем. Я буду хитер как койот. Я буду просить его помочь мне понять его пути, и потом я приготовлю путь для своих детей и детей моих детей. Великий Дух показал мне - придет день, когда они обгонят белого человека в его собственных ботинках».

Много Лошадей

«Божо, привет. Мой сын, волки были посланы к нам как хранители наших духов. Волки - свободные духи, хотя их стаи очень организовны. Одинокий волк редко встречается в природе. Волки - общественные создания, как ты и я. Так же, как ты охраняешь свою сестру, волк охраняет своего брата. Так же как ты слушаешь своего отца, волк слушает свою мать. Так же как наша семья ест вместе, так же едят и волки.

Мой сын, наш народ и волки одно и то же.


Давным давно, волки были так же многочисленны как звезды. Многие из них однажды охраняли нас. Сейчас их почти не осталось. Они были сильными охотниками и выживали за счет того, что давала им земля. Хотя они могли путешествовать, они никогда не уходили далеко от дома. Каждый из них знал свое место в стае и всегда делилися с остальными. Если бы они не трудились вместе, не только они бы сами погибли, но и вся стая тоже.

Наш народ похож на волков, нам нужна община, мы должны трудиться вместе и мы должны делиться друг с другом. Не только ты выиграешь от этого, но и твой народ».

учение оджибве

«Старый лакота был мудр. Он знал, что сердце человека вдали от природы становится жестким».

Стоящий Медведь, оглала сиу 1868-1937


«Я не могу подумать, что мы бесполезны, иначе Бог не создал бы нас».

цитата из Джеронимо, апачи

«Что такое жизнь? Это вспышка светлячка в ночи.

Это дыхание бизона зимой. Это маленькая тень, пробегающая по траве и теряющаяся в закате».

Нога Ворона, воин и оратор блэкфут, (1890)

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890

«Когда придет время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, так что когда приходит их время, они плачут и молятся, чтобы прожить еще немного и по-другому. Пой свою песню смерти, и умри как герой, идущий домой».

вождь Аупамат, мохикан, 1725

«Живи так, чтобы страх смерти никогда не проник в твое сердце. Не спорь о религии других, уважай их веру и требуй, чтобы другие уважали твою веру. Люби свою жизнь, улучшай свою жизнь, превращай все вокруг в свой жизни в красоту. Стремись сделать свою жизнь длиннее, а ее целью - служение твоему народу. приготовь достойную песню смерти для того дня, когда ты перейдешь великую черту. Всегда приветствуй друзей, встречаясь или проходя мимо, и даже незнакомых, когда ты в пустынном месте. Проявляй уважение ко всем и не кланяйся никому. проснувшись утром воздай благодарность за пищу и радость жизни. Если ты не видишь причины для благодарности - это твоя вина. Не оскорбляй никого, ибо оскорбление превращает мудреца в дурака, и отнимает у духа его видение. Когда придет твое время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, и кто плачут и молятся чтобы продлить свою жизнь хоть на мгновение и прожить ее по-другому. Пой свою песню смерти и умри как герой идуший домой».

Текумсе, шауни

«Все связано, подобно крови, объединяющей всех нас. Человек не ткет паутину жизни, он просто вплетен в нее. Что бы он не делал этой паутине - он делает себе».

Вождь Сиэттл, 1854г.

«Позволим ли мы себе быть разбитыми без боя, отдать наши дома, нашу страну, завещанную нам Великим Духом, могилы наших умерших и все что дорого и священно для нас? Я знаю вы закричите со мной: Никогда! Никогда!»

Текумсе, шауни

«Иногда сны мудрее чем пробуждение».

Черный Олень, святой оглала сиу, 1863-1950

«Земля на которой мы стоим - священная земля. Это кровь наших предков».

Много Удачи, кроу

Я был на краю земли.

Я был на краю вод.

Я был на краю неба.

Я был на краю гор.

Я не нашел никого, кто не был бы моим другом.

пословица навахо

вождь Сиэттл, дувамиш

«Однажды я был в Виктории и видел очень большой дом. Мне сказали, что это банк и что белые люди кладут туда свои деньги, чтобы о них заботились, и что вскоре они получают их назад с процентами. Мы - индейцы, и у нас нет такого банка; но когда у нас много денег или одеял, мы раздаем их другим вождям и людям и вскоре они возвращают их с процентами, и наши сердца чувствуют себя хорошо. Наш путь раздачи - наш банк».

вождь Макуинна, нутка

«Наша земля все для нас... Я скажу тебе одну из вещей, которую мы помним о нашей земле. Мы помним, что наши деды заплатили за нее - своими жизнями».

Джон Деревянные Ноги, шайенн


«Когда последний красный человек со своей девственной природой исчезнет, и его память останется лишь тенью от облака, плывущего над прерией, будут ли все еще здесь эти берега и леса? Останутся ли здесь духи моего народа?»

вождь Сиэттл, дувамиш

«Белые всегда пытались заставить индейцев отказаться от их жизни и жить как белые люди - заняться фермерством, много работать и поступать как они поступают - и индейцы не знали, как это сделать, и в любом случае не хотели этого... Если бы индейцы попытались заставить белых жить как они, белые сопротивлялись бы, и то же самое происходит со многими индейцами».

Уамбди Танка (Большой Орел), санти сиу

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

Черный Ястреб (Макадэ-миши-гэкэк), саук, 1767 - 1838

«Хотя в отношении меня поступали плохо, я живу в надежде. У меня не два сердца... Теперь мы снова вместе чтобы заключить мир. Мой стыд велик как земля, однако я сделаю то, что предлагают мне сделать друзья. Однажды я думал, что я единственный человек, который остался другом белых людей, но после того, как они пришли и опустошили наши дома, забрали наших лошадей и все имущество, мне трудно больше верить белым людям».

Мотавато (Черный Котел), шайенн (??? - 1868)

«Наши мудрецы называются Отцами, и они этому соответствуют этому качеству. Вы называете себя христианами? Религия Того, кого вы зовете Спасителем, вдохновляет ваш дух и направляет ваши действия? Конечно нет. О нем написано, что он и мухи не обидел. Перестаньте тогда называть себя христианами, чтобы не показывать всему миру свое лицемерие. Перестаньте также называть другие народы дикарями, вы в десять раз более жестоки, чем они. Ни один из нас не желает получить за свою храбрость и достойный поступок ничего, кроме сознания, что он служит своему народу. Я не кланяюсь никому, потому что я признан правителем среди моих людей. Но я с радостью пожму вашу руку».

Джозеф Брант (Таенданегеа), мохок (1742-1807); обращение к королю Георгу III

«Мы знаем что наши земли становятся более ценны. Белые люди думают, что мы не знаем их ценности, но мы знаем что земля вечна, а горсть вещей, которые мы получаем за нее скоро истощится и кончится».

Канассатего, минго, 1700-е

«Мудрец глубоко верит в молчание - знак превосходного равновесия. Молчание - это абсолютное равновесие или баланс тела, ума и духа. Человек, который сохраняет свою личность всегда спокойной и непоколебленной бурей существования - не лист, колышашийся на дереве, не рябь на поверхности блестящего пруда - ему, в уме несказанной мудрости, принадлежит идеальное отношение и поведение в жизни. Молчание - краеугольный камень характера».

Нашим верованием было, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена. Она применима к материальному, но если позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. Поэтому дети рано учатся красоте щедрости. Их учат отдавать то, что они ценят больше всего, так они могут почувствовать счастье отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Если ребенок склонен к жадности, или хватается за свое небольшое имущество, легенды говорят о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Индейцы в своей простоте буквально отдают все что имеют родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Когда я был молод я ходил по всей этой стране, на восток и запад, и не

видел других людей кроме апачи. Через много лет я снова прошел по ней и нашел другую расу людей, которая пришла забрать ее. Почему это так? Почему апачи ждут смерти - так что держат свою жизнь на кончиках пальцев? Они бродят по холмам и равнинам и хотят чтобы небо обрушилось на них. Апачи были однажды великим народом, сейчас их мало, поэтому они хотят умереть, и поэтому они держат свою жизнь на кончиках пальцев».

Кочисе, чирикахуа апачи

«Вы должны говорить прямо, чтобы слова могли как солнечный свет войти в наши сердца. Говорите, американцы... Я не буду врать вам, не врите и вы мне».

Кочисе, чирикауа апачи (1812-1874)

«Среди индейцев не было написанных законов. Обычаи, передавав-шиеся из поколения в поколение, были единственными законами, управлявшими ими. Каждый мог поступить иначе, чем это считалось правильным, если он решал сделать это, но подобные действия приносили ему осуждение народа... Этот страх перед осуждением народа служил мощной связью, соединявшей всех в одно социальное, благородное объединение».

Джордж Копвэй (Ги-ге-га-бо), вождь оджибве (1818 - 1863)

«Брат, ты говоришь что есть только один способ поклоняться и служить Великому Духу. Если существует только одна религия, почему вы, белые люди, так расходитесь во мнениях о ней? Почему все вы не согласны, если все можете читать Книгу?»

Согойевапа «Красная Куртка», сенека

«Когда Земля будет больна, животные начнут исчезать, когда это произойдет, Воины Радуги придут спасти их» .

вождь Сиэттл

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».

пословица

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию - и я пойму».

пословица

«Земля священна. Эти слова лежат в сердце вашего существа. Земля - наша мать, реки - наша кровь. Заберите у нас землю - и мы умрем. Это так, индеец в нас умирает».

Мэри Храбрая Птица

«Меня согревало солнце, меня качал ветер и укрывали деревья, как и других индейских детей. Я могу пойти куда-угодно с добрым чувством».

Джеронимо, апачи

«Великий Отец в Вашингтоне посылает слово, что он желает купить нашу землю. Как можно купить или продать небо. Тепло земли. Сама идея странна для нас. Мы ведь не владеем свежестью воздуха и брызгами воды. Как можете вы купить их у нас? Каждая часть этой земли священна для моего народа.

Мы знаем, что белый человек не понимает наших путей. Один кусок земли для него такой же, как другой, потому что он - чужак, приходящий в ночи и берущий от земли все, что ему нужно. Земля - не его брат, а его враг, и когда враг побежден, он двигается дальше. Он оставляет могилы своих отцов, и право рождения его детей забыто.

В городах белого человека нет тихого места. Нет места, чтобы слушать весенние листья или шорох крыльев насекомого. Но возможно потому что я дикарь и не понимаю, суматоха похоже только вредит моим ушам. И что такого в жизни, если человек не может услышать красивую песню козодоя или ночные споры лягушек у пруда.

И белые уйдут - возможно раньше, чем все остальные племена. Продолжайте пачкать свою постель, и однажды ночью вы задохнетесь в своей собственной грязи. Когда все бизоны убиты, все дикие лошади приручены, тайные уголки леса отяжелели от запаха людских толп, а прибрежные холмы испещрены говорящими проводами. Где орлы? Ушли. Где бизоны? Ушли. И что значит сказать «прощай» живости охоты, концу жизни и началу выживания».

Вождь Сиэттл президенту Франклину Пирсу, 1855 год.

«Мы должны защитить леса для наших детей, внуков и еще не рожден-ных детей. Мы должны защитить леса во имя тех, кто не может говорить - птиц, животных, рыб и деревьев».

Куатсинас (наследственный вождь Эдвард Муди), нухалк

«Я думаю снова о своих маленьких приключениях. Моих маленьких страхах, которые кажутся такими большими. Обо всех жизненно важных вещах, которые я должен добыть и получить. И все же есть только одна великая вещь. Единственная вещь. Жить и видеть великий день, который занимается. И свет, который наполняет мир».

неизвестный инуит

« Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правиль-ное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правиль-ное».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».

«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

empty.gif

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Не беспокой людей об их религии».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

“Надо” – лишь умирать».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».


«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».


«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Мы бедные, потому что мы честные».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

Пользователь frozenburger объяснил, что раскрасил фото для того, чтобы картинка приобрела более современный вид и позволила полнее оценить красоту этих людей. Frozenburger называет и имена индейцев, запечатлённых на снимке: Сидящий Бык, Оглядывающийся Медведь, Имеющий Большую Белую Лошадь, Белый Хвост, Печень Медведя, Перекатывающийся Через Горы Гром, Лающий Пёс, Парящий Ястреб, Хромой, Орлиный Свист. Вожди собрались вместе незадолго до встречи с генералом Нельсоном Майлзом. Снимок встречи индейских лидеров сделан в 1880 году. Пройдёт совсем немного времени, и некоторые его герои встретятся уже в других условиях. Оригинальный снимок:А вот и сам генерал М айлз, которого называли Медвежьим Мундиром. Именно под его командованием состоялась кровавая бойня на ручье Вундед-Ни в 1880 году. Это сражение стало последним крупнейшим столкновением между индейцами лакота и одной из последних битв Индейских войн. На снимке ниже - захваченные в плен во время бойни на ручье Вундед-Ни в 1880 году вожди индейских племён. Крайний справа - Парящий Ястреб.
Ещё один вождь, запечатлённый на фото, - Сидящий Бык, разгромивший в 1876 году один из американских полков США, до сражения не дожил. За две недели до битвы 40 полицейских-индейцев попытались арестовать его в своём доме. Вождь не захотел сдаваться, и в результате начавшейся перестрелки погиб сам, восемь его сторонников и шесть полицейских.