Грузинский ученый о происхождении царицы тамары. Вот так вот, всё о царице Тамаре. Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

(1184-1213 гг.), гру-зин-ская ца-ри-ца, бы-ла до-че-рью Ге-ор-гия III от кра-са-ви-цы Бур-ду-хан. При ее ма-те-ри хри-сти-ан-ство уже рас-про-стра-ни-лось в раз-ных ча-стях Гру-зии. Та-ма-ра оста-ви-ла о се-бе доб-рую па-мять в на-ро-де. Неко-то-рые пле-ме-на Гру-зии по-чи-та-ют Та-ма-ру как це-ли-тель-ни-цу неду-гов.

Гру-зин-ские ска-за-ния про-слав-ля-ют ее кро-тость, ми-ро-лю-бие, муд-рость, ре-ли-ги-оз-ность и кра-со-ту. Из-вест-но еще, что свя-тая Та-ма-ра за-бо-ти-лась о бед-ном на-ро-де, о вдо-вах, си-ро-тах и со-дей-ство-ва-ла ду-хов-но-му раз-ви-тию Гру-зии. Кро-ме то-го, она по-кро-ви-тель-ство-ва-ла по-этам, пи-са-те-лям, по-стро-и-ла мно-го хра-мов, а так-же рос-кош-ный Вард-зий-ский дво-рец. Цер-ковь за за-бо-ты и щед-рые да-ры при-чис-ли-ла Та-ма-ру к ли-ку свя-тых.

Свя-тая Та-ма-ра со-зва-ла цер-ков-ный со-бор, ко-то-рый устра-нил неуря-ди-цы в цер-ков-ной жиз-ни и сме-стил недо-стой-ных иерар-хов. Успеш-на бы-ла и ее го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность, бла-го-да-ря ко-то-рой Гру-зин-ское цар-ство уве-ли-чи-лось и окреп-ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя-тая Та-ма-ра про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да Баг-ра-ти-о-нов, по пре-да-нию вос-хо-див-ше-му к са-мо-му ца-рю Да-ви-ду. Ее отец Ге-ор-гий в 1178 го-ду про-воз-гла-сил свою дочь ца-ри-цей. Через 7 лет он скон-чал-ся. С это-го мо-мен-та на-ча-лось прав-ле-ние свя-той.

Ко-гда свя-тая Та-ма-ра взо-шла на пре-стол, то ска-за-ла: «Я - отец си-рот и мать вдо-виц». Эта фра-за опре-де-ли-ла все ее прав-ле-ние.

Ав-тор био-гра-фии Та-ма-ры оста-вил та-кое опи-са-ние юной ца-ри-цы: «Пра-виль-но сло-жен-ное те-ло, тем-ный цвет глаз и ро-зо-вая окрас-ка бе-лых ла-нит; за-стен-чи-вый взгляд, <…> при-ят-ный язык, ве-се-лая и чуж-дая вся-кой раз-вяз-но-сти, услаж-да-ю-щая слух речь, чуж-дый вся-кой по-роч-но-сти раз-го-вор».

Ца-ри-ца на-ча-ла свое прав-ле-ние с кад-ро-вых пе-ре-ста-но-вок. Она сме-сти-ла зло-упо-треб-ляв-ших вла-стью пра-ви-те-лей и во-е-на-чаль-ни-ков, на-зна-чив вме-сто них дру-гих. Она осво-бо-ди-ла Цер-ковь от на-ло-го-об-ло-же-ния, об-лег-чи-ла участь кре-стьян.

В 1185 го-ду пат-ри-арх пред-ло-жил пра-ви-тель-ни-це вый-ти за-муж. Для это-го на Русь от-пра-ви-ли по-соль-ство. Вско-ре оно вер-ну-лось вме-сте с Ге-ор-ги-ем, сы-ном кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го. Та-ма-ра уве-ря-ла свое окру-же-ние, что со свадь-бой на-до бы повре-ме-нить. Ведь нуж-но еще по-нять, что это за че-ло-век. Но при-двор-ные на-сто-я-ли на сво-ем. К несча-стью, опа-се-ния муд-рой ца-ри-цы оправ-да-лись. Ге-ор-гий ока-зал-ся нерав-но-душ-ным к спирт-но-му, со-вер-шая «мно-го непри-лич-ных дел». Два с по-ло-ви-ной го-да Та-ма-ра тер-пе-ла его гру-бое об-ра-ще-ние, вся-че-ски пы-та-ясь об-ра-зу-мить му-жа. Все бы-ло тщет-но. Ей при-шлось рас-стать-ся со сво-им су-пру-гом.

Дол-гое вре-мя свя-тая ду-ма-ла оста-вать-ся вдо-вой при жи-вом му-же, но ра-ди на-след-ни-ка со-гла-си-лась по-втор-но вый-ти за-муж - за осе-тин-ско-го ца-ре-ви-ча Да-ви-да. Этот брак ока-зал-ся счаст-ли-вым, и вско-ре Гру-зия уви-де-ла сво-е-го бу-ду-ще-го пра-ви-те-ля.

В пе-ри-од цар-ство-ва-ния свя-той Та-ма-ры стра-на до-стиг-ла пи-ка сво-ей сла-вы и мо-гу-ще-ства. Ца-ри-ца бы-ла спра-вед-ли-вым су-дьей. Ее тру-до-лю-бие, го-судар-ствен-ный та-лант, хри-сти-ан-ское со-стра-да-ние пред-опре-де-ли-ли «Зо-ло-тую эпо-ху» Гру-зии.

Она успеш-но оста-но-ви-ла на-ше-ствие ха-ли-фа Абу-Ба-к-ра, ко-то-рый, со-брав огром-ное вой-ско из Ин-дии, на-де-ял-ся по-жи-вить-ся бо-гат-ства-ми Гру-зии. Та же участь по-стиг-ла и дру-го-го за-хват-чи-ка - сул-та-на Рукн-ад-Ди-на.

Сра-зу по-сле вос-ше-ствия на пре-стол Та-ма-ра уде-ли-ла при-сталь-ное вни-ма-ние ор-га-ни-за-ции еди-но-го бо-го-слу-жеб-но-го уста-ва и цер-ков-но-го ка-но-на. Она при-зы-ва-ла всех бо-го-слов-ски об-ра-зо-ван-ных лю-дей, зна-то-ков За-ко-на Бо-жье-го, епи-ско-пов и свя-щен-ни-ков при-е-хать в го-род Карт-ли. Здесь вско-ре про-шел об-щий Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ла и са-ма ца-ри-ца.

Пе-ред смер-тью ца-ри-ца Та-ма-ра успе-ла за-кон-чить все необ-хо-ди-мые го-судар-ствен-ные де-ла и рас-по-ря-дить-ся по ос-нов-ным цер-ков-ным и мо-на-стыр-ским во-про-сам. Неожи-дан-но ее на-стиг-ла неиз-вест-ная бо-лезнь. Вра-чи ока-за-лись бес-силь-ны. Вся стра-на вы-ма-ли-ва-ла свою ца-ри-цу, од-на-ко 18 ян-ва-ря 1213 го-да ве-ли-кая пра-ви-тель-ни-ца мир-но скон-ча-лась.

О точ-ном ме-сте за-хо-ро-не-нии свя-той Та-ма-ры до сих пор ве-дут-ся спо-ры сре-ди ис-то-ри-ков и ар-хео-ло-гов.

При-ме-ча-ние

Та-ма-ра - рус-ское про-из-вод-ное имя от биб-лей-ско-го «Фа-марь». Пе-ре-во-дит-ся как «фини-ко-вая паль-ма».

Молитвы

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара , моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой благоверной царице Тамаре

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,
Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:
Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:
Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:
Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:
Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:
Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:
Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:
Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:
Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:
Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:
Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:
Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:
Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва первая

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святая царице Тамара!
Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.


Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.

Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184 - 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.

Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я - отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.


Грузинское царство к концу правления Тамары.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан - Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.

Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них - роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню - целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.

Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 - 606.

Коснусь ещё одного момента.

Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).

Подборка изображений царицы Тамары:

1. На фреске в монастыре Вардзиа.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Памятник царице Тамаре.

9.

10. Картина Есадзе. 1913 год.

11.

7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).

8.

9.

10.

11. Картина художника Алексея Вепхадзе.

Который был одно время постоянным местом отдыха царицы Тамары. И может возникнуть вопрос (и, надеемся, он таки возник) — а кто это такая, царица Тамара? Как бы узнать всё о царице Тамаре ? По крайней мере, у автора такой вопрос возник — поскольку он знаком с царицей Тамарой в первую очередь по фильму «12 стульев» и сну отца Фёдора. Соответственно, нужно разобраться.

Всё о царице Тамаре — это, конечно, громко сказано. Правильнее было бы сказать «обо всём понемногу о царице Тамаре». Ну а для тех, кто захочет углубиться — интернет в помощь 🙂 А мы начнём с начала.

Царица Тамара происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Всё нчалось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Молодая царица мгновенно почувствовала перемену в окружающих. Не успела она достойно оплакать отца, как в ее дворец Исани явились представители церкви и знати и нижайше попросили принять власть из их рук, точно она ее не имела. Тамаре ясно дали понять: она будет править тогда, когда они, дидебулы (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), того пожелают.

Ценой тяжелых уступок – пришлось отослать верных трону людей и ублажать корыстолюбивых церковников — ее короновали на царство вторично. Новый католикос Микаэл, вытребовавший себе за поддержку царицы должность первого визиря государства, постоянно ставил палки в колеса, лишая возможности принимать самостоятельные решения. Вдобавок со двора удалили любимого, царевича Давида Сослани, единственного оставшегося в живых представителя Багратидов, из осетинской ветви. И вдруг очередной удар — феодалы решили, что пора царице идти под венец.

Войны в ту пору велись постоянно, и женщина во главе войска – это несерьезно. Нужен царь, сильный, родовитый. Перебрали они заморских султанов, византийских царей да персидских шахов, и нашли достойным лишь князя Юрия Русского, сына знаменитого Андрея Боголюбского. После смерти отца он покинул родную землю и с тех пор обретался с дружиной в Византии. Напрасно Тамара горестно взывала к феодалам: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его». Дидебулы отправили к Юрию посла, и вскоре тот привез мужчину статного и сильного.

Когда его увидели, всем он понравился, и царице пришлось делить ложе с навязанным супругом. Но знать сильно заблуждалась, полагая, что в благодарность за трон Юрий станет пешкой в их руках. Русский князь оказался крепким орешком. Правда, войска он водил и победы одерживал, однако пил, ругался, да своевольничал два с лишним года так, что вскоре у всех лопнуло терпение. Насыпали ему полную меру золота да отправили по-царски назад, в Византию.

Однако Юрий развода не принял. Собрал он из греков огромную рать, к которой примкнули и некоторые грузинские недоброжелатели царицы, и двинулся завоевывать Грузию. На этот раз Тамара сама повела войска и, проявив недюжинный талант полководца, разбила супруга на подступах к Тбилиси.

Во всемирной истории эпоха Тамар – это время, когда над миром занимается кровавая заря: на Востоке, в степях Монголии, Темучин замышляет свою будущую империю, став уже Чингисханом. На Западе бушует третий крестовый поход, и грозный Саладин, разбив у Тивериадского озера рыцарей Европы, вступает в Иерусалим. На Севере, в приднепровских степях, новгород-северский князь только что совершил свой злосчастный поход, и кто-то из его гениальных современников сложил о том «Слово о полку Игореве»; Русь раздроблена, и через полвека станет легкой добычей Батыевой рати…

Тогда как в Грузии наблюдается рассвет. Как любая женщина, Тамара сумела оправиться от душевных ран и она во второй раз пытается обрести счастье в замужестве. Кто же стал ее новым избранником? Это был человек знакомый ей с раннего детства и звали его Давид. Он был сыном осетинского царя и так же как и Тамара, воспитывался теткой Русудан.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно – их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Эта уникальная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно назвать «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе царицы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее с соперничеством лучших поэтов.

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.
В 1210 году был совершён поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад. Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

Последние годы жизни Тамар провела в пещерном монастыре Вардзиа. Царица имела келию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. В 1213 году царица Тамар скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамары, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь. Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

В общем, пора царствования царицы Тамары для Грузии пока – «золотой век». Государство сильно и могущественно. На протяжении почти 20 лет царица ведет успешные войны с крупными и мелкими противниками: с атабеком Иранского Азербайджана Абубекром, с Византией, с турками, с правителями Армении, с населением непокорных горных провинций собственной страны и сопредельных территорий. В результате такой активной внешней политики в разной степени зависимости от Грузии XII века находились Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Южный Азербайджан, Армения, южное побережье Черного моря…

Вот так вот, всё о царице Тамаре

Между Востоком и Западом

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для Грузии, так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Георгий III не хотел передавать престол дочери, но наследник исчез

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.


Территория Грузии в начале XIII века

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.


Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Царица провела военную реформу, сделав армию эффективнее

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

«Культурная революция» в феодальной Грузии

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели


Шота Руставели

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Поэты приписывали Тамаре многочисленных любовников

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

Есть исторические имена, которые неизменно вызывают интерес к судьбе их носителя. Таким, несомненно, является имя царицы Тамары, о которой сложено множество песен, легенд и сказаний. В произведении М.Ю. Лермонтова она предстает собой кавказской красавицей, которая убивала каждого влюбленного в нее юношу, проведшего с ней ночь. Возможно, это просто выдуманная легенда, но в действительной жизни царицы Тамары было очень много таинственного и необычного. И самой первой тайной является дата ее рождения. А последней – время и место ее захоронения.
Тамара происходила из знаменитого рода Багратионов. Отцом будущей правительницы Грузии был царь Георгий III, а ее мать была дочерью осетинского царя - Бурдухан. Воспитанием Тамары занималась тетя девочки – Русудан. На долю царя Георгия III пришлись небывалые по своей разрушительности войны и постоянные смуты. В связи с этим, он принял очень сложное и мудрое решение – короновал свою дочь на царство еще при своей жизни. Сделал он это с единственной целью - избавить страну от распрей родственников, которые могли ввергнуть государство в хаос, стараясь занять освободившийся престол, после его смерти.
Картина художника Алексея Вепхадзе.

Во время коронования, Тамаре исполнилось всего 14 лет. Сразу после смерти отца, молодая царица столкнулась с противодействием высшей грузинской знати. И не смотря на юный возраст, она мудро шла на уступки. Ей пришлось отослать из двора многих своих верных людей, включая единственного родственника из ветви Багратиона и любимого человека – царевича Давида Сослани. Следующим ударом для правительницы стало решение, той же знати, выдать ее замуж. Ее руки просили султан алеппский, русский князь Юрий, византийские царевичи и даже персидский шах.Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре. Картина венгерского художника Михая Зичи.

Грузинская знать остановила свой выбор на русском князе. Князь Юрий после смерти батюшки, князя Андрея Боголюбского, уехал из России и вместе с дружиной жил в Византии. Правительница Тамара была против, предложенного жениха, считала его «темной лошадкой», от которого неизвестно чего можно было ожидать. Вскоре Юрий прибыл в Грузию. Знать считала, что Юрий, в благодарность за престол, будет выполнять все их требования. Но русский князь не оправдал их надежд.

Современники описывали князя Юрия, как очень непорядочного человека с отвратительным характером, поэтому выбор его грузинской верхушкой, в качестве мужа царицы Тамары, был неудачным. Сама молодая царица не хотела выходить замуж за предложенного жениха, но ее мнение никого не интересовало…

Их брак не продлился долго. Юрий показал себя с самой плохой стороны: дебоширил, пил и устраивал пьяные разгулы. Царица вскоре потребовала развода. Но Юрий не смог уйти из семьи по-доброму. Собрав войско, совершил поход на Грузию, с целью забрать у бывшей жены трон, но был с позором изгнан. Тамара, несмотря на первое неудачное замужество, вышла замуж за друга детства – царевича Давида. Они любили и бережно относились к друг другу, прожили вместе долгие годы и считались очень хорошими правителями. Тамара была истинной царицей, обладая всеми необходимыми качествами для управления Грузией. Благодаря своему мужу – царевичу Давиду и верному военноначальнику Захарию грузинские войска одерживали многочисленные победы. Такой тандем оказался самым удачным.В истории, эпоха правления царицы Тамары была достаточно сложной. Над многими странами тогда сгущались кровавые тучи. В степях Монголии Темучин (Чингизхан) приступил к созданию будущей империи. На Западе с огнем и мечом входили в города крестоносцы, втянув в разборки почти всю Европу. На Севере русские князья всеми силами защищали свои границы от нападения степняков.
Царица сумела обеспечить политическое господство своего государства в регионе Малой Азии. Она расширила и обезопасила границы Грузии, разгромив всех врагов. Ослабление позиций Византии позволило Грузии выйти к побережью Черного моря, где находилось много поселений с грузинскими племенами. Грузинские войска заняли причерноморские города. Созданную Трипизонскую империю возглавил ставленник Грузии. В 1206 году умер муж царицы – Давид Сослан. Царица решила передать часть полномочий по управлению государством своему сыну - Георгию-Лашу. В 2010 году грузинское войско совершило удачный поход вглубь территории Ирана, вернувшись с огромной добычей и продемонстрировав свою военную мощь.Внутри государства правительница также решала множество вопросов. Царица своим указом отменила смертную казнь. Стоит отметить, что она заботилась не только о духовности своего народа, но и всячески принимала участие в поддержке и развитии культуры Грузии. Она часто общалась с художниками, писателями и поэтами. Особое расположение она выказывала писателю Шота Руставели, который и посвятил ей свою поэму «Витязь в тигровой шкуре». До сих пор в Грузии в устной форме рассказывают множество легенд о любви поэта к прекрасной царице. А вот отвечала ли взаимностью царица Тамара поэту Шота – не известно.И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.
Грузинская царица исповедовала православную веру и распространила эту религию по всей стране. За заслуги перед верой, царицу причислили к лику святых и теперь перед ее образом в храмах молятся за исцеление от всех болезней.Царица была участницей всех значимых событий в Грузии, общалась со всеми слоями общества, не гнушалась беседовать с бедными и помогать им. Жила она очень скромно и ее уважали за мудрость, красоту, доброту и смирение. Жители страны называли ее царем, а не царицей и это была дань уважения к ней. Есть свидетельства, что о ней, как о мудрой правительнице, отзывался Иван Грозный.
Военные трофеи, привозимые с захваченных территорий, обогатили Грузию. Мудрая царица вкладывала эти богатства в строительство монастырей, школ, мостов, крепостей и кораблей. Царица Тамара прилагала максимальные усилия для повышения качества образования в государстве. Она считала, что только с образованным народом Грузия выйдет на высокий мировой уровень. Даже сегодня потрясает перечень обязательных дисциплин в школах при правлении царицы Тамары: арифметика, философия, история, богословие, еврейский и греческий языки, стихосложение, астрология, умение вести беседу.Из исторических источников известно, что султан Нукардин, обратился к царице Тамаре с требованием принять ислам, а затем выйти за него замуж. Возмущенная царица ответила турецкому султану дерзким письмом. Оскорбленный Нукардин собрал армию и вышел в поход на Грузию. Царица сама возглавила свое войско и разбила армию султана. Есть предание, что побежденный несостоявшийся «жених» поклялся, добраться до нее после смерти, раз не удалось получить при жизни…
Царица Тамара. Фреска из монастыря Вардзиа. Примерно XIII-XIV вв. | Фото: storyfiles.blogspot.com.

Последние годы жизни царица Тамара провела в пещерном монастыре. Она молилась в маленькой келье.

Тамар умерла 18 января 1212 года от тяжелой болезни. Ее похоронили в фамильном склепе в Гелати. Через несколько веков склеп вскрыли, но останков царицы там не обнаружили. В Ватикане утверждают, что захоронена она в Палестине, но это никакими свидетельствами не подтверждено. Странно, что место ее погребения неизвестно, ведь царей принято хоронить с большой почестью, но никак не тайно, тем более что речь идет о такой великой правительнице. Ведь ее могила могла бы стать местом поклонения святой и паломничества.
Копия фрески из Эрмитажа
Копия фрески из Эрмитажа

Возможно, это произошло из-за угрозы Нукардина, и царица боялась, что ее могила будет разорена. Говорят, что перед смертью она дала указание своим телохранителям и те в точности его выполнили. Телохранителей было семеро и изготовлено ровно семь гробов, только в одном из них было тело царицы, а остальные – пустые. Каждый из телохранителей сам захоронил один из гробов, а место знал только тот, кто опускал гроб в могилу. Выполнив последнее указание царицы, телохранители покончили с собой, чтобы сохранить в тайне место захоронения царицы Тамары.На фреске в монастыре Вардзиа.

После смерти царицы, для Грузии завершилось золотое время. Государство потеряло политический вес в своем регионе. Враги, которые так боялись царицу-воительницу, ринулись на незащищенное государство: монголо-татары, турки…

До сих пор память о царице Тамаре бережно хранится каждым жителем Грузии.
Восемь веков исследователи ищут место захоронения грузинской царицы. Были изучены все предполагаемы места: склоны горы Казбек, царское кладбище в Мцхете, пещеры в Карском ущелье и многие другие места. Постепенно поисковики, устав от многочисленных неудач, отказались от поиска.

Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них - роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев. Иногда историки что-то неуверенно говорят о фамильном склепе Давида Сослани, но будь этот склеп местом захоронения Тамары, он с самого начала стал бы местом паломничества. Любивший ее народ явно не знал никогда, куда идти на поклон покойной. Вместо царственных останков - одно сияние имени… И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле.
Собор Богоматери в Кутаиси, более известный в народе как «Баграти» (в честь Баграта III, первого «собирателя грузинских земель»), старше Тамары на сто с лишним лет. Когда царица приезжала сюда помолиться, он уже был знаменит и славен. Недавно в нём было обнаружено богатое захоронение знатной женщины, предположительно- царицы Тамары. Может она там была захоронена?

Есть еще и европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел.

Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, - христианин.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники». Но верится в это мало. Вполне могли так запутывать следы захоронения.
Врубель, Демон и Тамара -

"Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Билей и чище покрывала,
Был томный цвет ее чела."
Памятник царице Тамаре в Боржоми.
Центр Ахалцихе. Царица Тамара.

И всё-таки надежда не умирает. Вначале 60-х годов прошлого столетия произошел случай, который дал надежду найти место последнего упокоения знаменитой грузинской царицы. Рассказывают, что рядом с селением Казбеги на Военно-грузинской дороге произошла крупная авария. На крутом повороте, водитель не смог удержать машину, и она вместе с пассажирами рухнула в ущелье. В спасательной операции принимали участие ребята из горноспасательного отряда. Им пришлось, используя альпинистское снаряжение, спускаться в ущелье. Под одним из карнизов, спасатели увидели вход в пещеру, закрытый ржавой металлической решеткой. Попытка приблизиться к ней не удалась. Ребята решили вернуться на это место позже. Но через год, все участники той спасательной операции погибли в горах. До сих пор эта пещера не обследована, а значит, не использован шанс совершить историческую находку огромного значения.