© Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос

ПЕСКЕ Тома

Астронавт ЕКА (Франция)

Опыта космических полетов не имеет

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: не женат.

ОБРАЗОВАНИЕ :

  • В 1998 г. окончил лицей им. Пьера Корнеля в г.Руане (Франция).
  • В 2001 году получил степень магистра в области разработки и управления космической техники в Национальном аэрокосмическом институте (Ecole Nationale Superieure de I’Aeronautique et de I’Espace) в г. Тулузе (Франция). Последний год обучения провел в Политехнической школе г.Монреаль (Канада) по программе обмена студентов, изучающих аэронавтику и космонавтику.
  • В 2006 году окончил Французскую летную школу, где получил лицензию пилота транспортной авиации ATPL-IR (Airline Transport Pilot License).

ОПЫТ РАБОТЫ :

  • С апреля по сентябрь 2001 года проходил стажировку в качестве инженера в Thales Alenia Space в г.Каннах (Франция).
  • С октября 2001 г. работал инженером по динамике космических кораблей в компании GMV S.A. в г. Мадриде, Испания.
  • С 2002 г. по 2004 г. работал инженером-исследователем во Французском космическом агентстве (CNES), где занимался вопросами автономности космических миссий.
  • В 2002 г. являлся представителем Национального центра космических исследований (CNES) в Международном консультативном комитете по космическим информационным системам передачи данных (CCSDS).
  • В 2004 г. будучи пилотом-любителем, был отобран для подготовки летчиков авиакомпании Air France. С 2006 года работал пилотом самолета Airbus A320 в авиакомпании Air France. Налетав более 2300 часов на пассажирских самолетах, стал инспектором-инструктором Airbus A320 и инструктором по управлению ресурсами экипажа.
  • Прошел отбор в астронавты Европейского космического агентства в мае 2009 года. В ноябре 2010 г. завершил общекосмическую подготовку. Работал руководителем полетами в Центре управления полетами в г.Мюнхене (Германия). Кроме того, в Европейском центре астронавтов отвечал за разработку планов по будущей кооперации с новыми партнерами, в частности, с коллегами из Китая.
  • Тома Песке участвовал в тренировках в экстремальных условиях CAVES, организованных ЕКА, и в экспериментах SEATEST 2, проводимых НАСА в подводной научной лаборатории.
  • С ноября 2013 г. по сентябрь 2015 г. проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-18М» и бортинженера МКС ЭП-18.
  • С сентября 2015 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-48/49 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС» и бортинженера МКС-48/49.
  • С июля 2016 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-50/51 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС-03» и бортинженера МКС-50/51.

ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХ:

  • Французская авиационная ассоциация;
  • Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA).

УВЛЕЧЕНИЯ: баскетбол, бег, плавание, сквош, катание на горном велосипеде, серфинг, лыжный спорт, альпинизм, дайвинг, прыжки с парашютом, путешествия, игра на саксофоне, чтение. Имеет черный пояс по дзюдо.

Во вторник, 10 октября, французский астронавт Тома Песке был гостем RFI. З9-летний космонавт вернулся 2 июня 2017 года с орбиты Земли после шести месяцев научной работы на Международной космической станции. В интервью нашим коллегам из французской редакции Хуану Гомезу и Симону Розе он рассказал о своей работе в космосе и о профессии астронавта.

RFI: Вы вернулись с орбиты четыре месяца назад. Удалось ли вам теперь войти в ритм нормальной жизни?

Тома Песке: Почти. Чувствую себя хорошо, физическая форма восстановлена. Я был, конечно, под наблюдением врачей в Европейском центре астронавтов в Кельне. После возвращения летом нужно было завершить начатую на орбите работу: участвовать в научных исследованиях на земле, выполнять упражнения по восстановлению физической формы, общаться по этой теме со специалистами.

Вы теперь скучаете по космосу?

Скучаю. Тем более, что я уехал со станции раньше других, поэтому у меня сложилось ощущение, что я бросил своих коллег. Но это было не мое решение - вернуть меня на Землю в момент, когда на орбите оставалось еще много работы. Я переживал, но мы оставались в контакте, и им на орбите удалось провести замечательную работу. Теперь уже и они вернулись.

Тома, вы стали очень популярным - нам, во время эфира, пишут и звонят многочисленные слушатели, задают вопросы. Как вы понимаете этот интерес к вам, к вашей личности? Вы видите, даже в нашей студии, со стороны режиссера, собрались десятки работников радио. Как объяснить такой интерес?

Вы с детства мечтали о космосе?

Да, я мечтал стать астронавтом. Но и мечтал о массе других вещей. У меня был широкий круг интересов. Интересовало многое, в том числе очень интересовал космос. Были у меня в комнате постеры, как у всех детей, про космос. Я вырос и постепенно ориентировался именно на эту область. Выбрал научную специализацию, стал инженером в области космических технологий, потом работал пилотом, много занимался спортом, много путешествовал за рубежом, потому что космос - область, где идет широкая международная кооперация. Нужно владеть иностранными языками. А потом, в один прекрасный день в 2008 году, когда Европейское космическое агентство объявило о наборе астронавтов, я был в числе 8500 кандидатов. На этой основе был сделан отбор.

Подождите, из 8500 кандидатов отобрали только шестерых…

Правда, после отбора осталось мало кандидатов. Но отбор шел по этапам. На каждом этапе надо было выложиться и показать, на что ты способен. Под конец было много психологических тестов. В течение всего процесса проверяли состояние здоровья, выносливость. А в конце — в основном психологию. Это важно потому, что сегодня продолжительность пребывания на орбите большая - до шести месяцев. А в будущем полеты будут длиться еще больше, поэтому важно уметь работать в команде, быть терпеливым и общительным.

Да, у космонавта должно быть много положительных качеств. И одно из них - умение говорить по-русски. Русский язык обязателен, если мы собираемся на МКС?

Да! Когда я прошел отбор, я практически по-русски не говорил. У меня было только 10 уроков русского, когда я был инженером в Центре космических исследований во Франции. Но Россия остается большой космической державой. И первое, о чем меня попросили в Европейском космическом агентстве ЕКА, это выучить русский. И мы начали заниматься в классе, с тетрадками, записывать склонения. Я совершенно не ожидал этого, когда подписывал контракт на работу в качестве астронавта. Но ведь «Союз», который доставляет экипаж на МКС - российский корабль. Все надписи в корабле на русском, процедура запуска корабля происходит на русском.

И в ходе полета мы общаемся с центром управления полета в Москве на русском. Поэтому надо говорить хорошо, чтобы обеспечить безопасность полета.

С того момента, Тома, как вы оказались в числе отобранных для участия в космических миссиях Европейского космического агентства, у вас семь лет ушло на тренировки. Часто задают вопрос о том, как собирают международную станцию в космосе и как проходит полет с земли на МКС?

МКС, как большой конструктор, сегодня состоит из 13 модулей. Каждый из них был доставлен в космос и установлен индивидуально. Сегодня МКС весит 400 тонн. На Земле нет ракет-носителей, способных поднять такой вес за один раз. Поэтому станцию собирали модуль за модулем. Когда я говорю о большом конструкторе, то в реальности задача сборки гораздо сложнее. Собирать в космосе, где большие перепады температуры, где мы работаем в безвоздушном пространстве, — трудно. Все это усложняет задачу. Поэтому в основном монтажные работы ведутся специальной механической рукой. Строительство станции, модуль за модулем, идет с 1998 года. МКС уже использовали во время сборки. Но полностью ствоительство завершилось только в 2012 году.

А можно к МКС присоединить дополнительные модули? У России был такое проект. Планируется ли его реализовать в ближайшие годы?

Продолжать монтаж можно. Россияне действительно планируют создание нового модуля, это записано в планах. Но он относится к разряду «nice to have», то есть необязательных. Станция уже сейчас полностью функциональна. Не знаю, какое решение будет принято российской стороной в зависимости от их бюджета и степени продвижения разработки. Но в свое время шла речь о том, чтобы создать станцию большую, где была бы центрифуга для воссоздания гравитации. Сделано это не было из соображений экономии, мы ограничились самым необходимым.

А в том, что касается взлета. Вы рассказывали о «Союзе»… На что похож космический корабль?

Я часто говорю, но не надо это воспринимать в негативном плане, что «Союз» похож немного на старую кастрюлю. Когда вы в космосе, критерии аэродинамики вам не важны. Не обязательно иметь аппарат красивой аэродинамической вытянутой формы. Но если говорить о моменте старта, для взлета важно преодолеть силу притяжения земли. Это сложно. Именно поэтому нам нужна ракета, которая взлетает вертикально. «Союз» находится в капсуле под верхней ступенью ракеты, он защищен теплозащитным экраном. Мы внутри. После запуска, во время полета, от ракеты отделяются отработавшие ступени. Третья ступень - это, собственно, космический корабль «Союз». Мы прилетаем на орбиту после где-то восьми минут ускорения. И тут мы разворачиваем солнечные батареи. Корабль состоит из трех отсеков. Центральный - командный, в котором мы сидим пристегнутые в момент взлета и посадки.

Удобно сидите?

Нет. Ощущение, что ты привязан к баллистической ракете. Полет сложный, больно коленкам - я не очень гибкий. Но после восьми минут взлета вы попадаете в зону невесомости. И тут действительно удивительное состояние. Вы начинаете плавать в воздухе. И понимаете, что вы в космосе. Но потом нужно еще два дня маневрировать, чтобы подсоединиться к МКС, открыть люк и войти на станцию.

Операция подсоединения проходит на скорости 28 000 км/час?

Да, но у космонавтов ощущение, что все происходит медленно, но в реальности станция и космический корабль движутся по орбите Земли со скоростью пушечного ядра.

Когда вы находились на станции, вы ощущали эту скорость? После тренировок в бассейне в центре подготовки вы отдавали себе отчет в том, что скорость так высока?

Да, когда смотришь в иллюминатор и видишь с какой скоростью движутся внизу континенты. Узнаешь, например, из космоса города. Однажды я увидел очертания побережья Америки, а через семь-восемь минут увидел Париж. Тогда и понял, что скорость очень, очень высокая.

Когда вы вернулись на землю, вам было трудно ходить. И это нормально…

Нормально, потому что в безвоздушном пространстве мы не чувствуем земного притяжения. Двигаться там просто. Но незадействованные без земного притяжения мускулы атрофируются. И это несмотря на то, что мы имеем регулярные физические нагрузки. Возвращаясь на Землю, мы испытываем на себе четырехкратное давление своего веса, капсулу трясет, приземление — не самый простой момент. И вдруг мы оказываемся в зоне земного притяжения, каждый жест требует больших усилий. Кажется, что ноги у земли удерживает резиновый жгут. Мне даже казалось, что голова того гляди перевесит, и я упаду. Вестибулярный аппарат тоже разрегулирован. После космоса надо привыкать жить на Земле. На это уходит несколько дней. В самом начале и спать на кровати тоже было странно. На МКС мы перемещаемся, легонько отталкиваясь. Иногда легкого толчка достаточно, чтобы переместиться в другой конец модуля. А дома я оттолкнулся, и ничего не произошло. Нужно было приложить огромное усилие, чтобы встать.

А как космос влияет на психику?

Много говорят об эффекте «over vue». Человек не создан для понимания вещей недоступных ему масштабов. Но нам представился шанс увидеть и почувствовать то, что трудно понять разумом, осознать. Увидеть, что это существует. Что касается психики, нет особенных изменений нет. Просто вы долгое время никого не видели, и тут вдруг сразу 200 человек. Раз, и вы в пробке в городе - это очень странно видеть. К этому нужно снова привыкать.

39-летний французский астронавт Тома Песке провел на борту МКС без малого 200 дней. За это время он провел около сотни научных экспериментов и дважды выходил в открытый космос. Для самого молодого астронавта ЕКА это был первый полет на околоземную орбиту. Тома Песке, авиаинженер и бывший гражданский летчик, стал десятым французом, побывавшим в космосе.

Тома Песке (фр. Thomas Pesquet; род. 27 февраля 1978 года, Руан, департамент Приморская Сена, регион Верхняя Нормандия, Франция) - астронавт ЕКА.

В настоящее время находится в космическом полёте. Стартовал 17 ноября 2016 года в качестве бортинженера экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-03» и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-50/51 основных космических экспедиций. Является самым молодым астронавтом ЕКА.

Образование

В 1998 году окончил лицей Пьера Корнеля в Руане.

В 2001 году получил степень магистра наук в области разработки и управления космической техники в Высшей школе аэронавтики и космических исследований (фр. Institut suprieur de l"aronautique et de l"espace) в Тулузе. Последний год обучения провёл в Политехнической школе в г. Монреаль (Канада) по программе обмена студентов, изучающих аэронавтику и космонавтику.

В 2004 году поступил, и в 2006 году окончил лётную школу авиакомпании Air France (Air France flight school), получил лицензию пилота транспортной авиации ATPL-IR (Airline Transport Pilot License) с допуском к полётам по приборам.

Опыт работы

В апреле - сентябре 2001 года проходил инженерную стажировку во французско-итальянской аэрокосмической компании англ. Thales Alenia Space в Каннах (Франции).

С октября 2001 до 2002 года работал инженером по динамике космических аппаратов дистанционного зондирования в компании англ. GMV S.A. в Мадриде (Испания).

В 2002-2004 годах работал инженером-исследователем во Французском космическом агентстве (CNES), где занимался вопросами автономности космических миссий. В 2002 году был представителем Национального центра космических исследований (CNES) в Международном консультативном комитете по космическим информационным системам передачи данных (CCSDS).

В 2004 году будучи пилотом-любителем, был отобран для подготовки лётчиков авиакомпании Air France. Перед зачислением в отряд астронавтов работал пилотом самолета Airbus-320s в авиакомпании Air France. Имеет более 2300 часов налёта на пассажирских самолетах, стал инспектором-инструктором Airbus A320 и инструктором по управлению ресурсами экипажа.

Космическая подготовка

20 мая 2009 года был отобран из 8413 кандидатов в отряд астронавтов ЕКА одним из шести во время четвёртого набора.

22 ноября 2010 года, после завершения курса общекосмической подготовки на официальной церемонии, состоявшейся в Европейском Центре Астронавтов в немецком Кёльне, получил сертификат астронавта ЕКА.Работал руководителем полетами в Центре управления полетами в г. Мюнхене (Германия), а также в Европейском центре астронавтов отвечал за разработку планов по будущей кооперации с новыми партнерами, в частности, с коллегами из Китая.

С 13 сентября по 14 ноября 2010 года проходил тренировочную сессию в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Программа стажировки включала: изучение русского языка, ознакомительную подготовку по российскому сегменту МКС, кораблю «Союз» и скафандру «Сокол», а также полёты на спецсамолете Ту-134 для проведения визуально-инструментальных наблюдений.

В январе 2012 года проходил тренировки по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой.

В сентябре 2013 года Т. Песке принял участие в тренировках, имитирующих работу в открытом космосе, которые проходили на дне Атлантического океана в подводном научно-тренировочном центре «Аквариус».

С ноября 2013 проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС45/46/ЭП-18 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-18М» и бортинженера МКС ЭП-18. В 2014 году назначен бортинженером дублирующего экипажа Союз ТМА-18М. С сентября 2015 года проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-48/49 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС» и бортинженера МКС-48/49.

11 февраля 2016 года в составе экипажа вместе с Олегом Новицким и Пегги Уитсон прошел тренировку по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой. Члены экипажа успешно справились со всеми заданиями: построили два вида укрытий (односкатный шалаш и вигвам), обозначили для поисково-спасательных сил своё местонахождение с помощью светосигнального патрона и костра и оказали медицинскую помощь «раненому» коллеге на этапе перехода к месту встречи со спасателями.

Опыта космических полётов не имеет, является самым молодым астронавтом ЕКА.

Образование

В 1998 году окончил лицей Пьера Корнеля в Руане.

В 2004 году поступил, и в 2006 году окончил лётную школу авиакомпании Air France (Air France flight school), получил лицензию пилота транспортной авиации с допуском к полётам по приборам.

Опыт работы

В апреле - сентябре 2001 года проходил инженерную стажировку во французско-итальянской аэрокосмической компании англ. Thales Alenia Space в Каннах (Франции).

С октября 2001 до 2002 года работал инженером по динамике космических аппаратов дистанционного зондирования в компании англ. GMV S.A. в Мадриде (Испания).

В 2002-2004 годах работал инженером-исследователем во Французском космическом агентстве (CNES).

Перед зачислением в отряд астронавтов работал пилотом самолета Airbus-320s в авиакомпании Air France.

Космическая подготовка

20 мая 2009 года был отобран из 8413 кандидатов в отряд астронавтов ЕКА одним из шести во время четвёртого набора.

22 ноября 2010 года, после завершения курса общекосмической подготовки на официальной церемонии, состоявшейся в Европейском Центре Астронавтов в немецком Кёльне , получил сертификат астронавта ЕКА.

С 13 сентября по 14 ноября 2010 года проходил тренировочную сессию в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина . Программа стажировки включала: изучение русского языка, ознакомительную подготовку по российскому сегменту МКС , кораблю «Союз » и скафандру «Сокол », а также полёты на спецсамолете Ту-134 для проведения визуально-инструментальных наблюдений.

В январе 2012 года проходил тренировки по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой .

В сентябре 2013 года Т. Песке принял участие в тренировках, имитирующих работу в открытом космосе, которые проходили на дне Атлантического океана в подводном научно-тренировочном центре «Аквариус» .

Увлечения

Тома Песке говорит на пяти языках - французском, английском, испанском, немецком и русском языках. В настоящее время учит шестой - китайский .

Он с детства увлекается спортом, имеет чёрный пояс по дзюдо , занимается плаванием , бегом трусцой , парапланеризмом , альпинизмом , дайвингом , игрой в сквош , ездой на горном велосипеде .

Играет на саксофоне , любит чтение литературы.

Напишите отзыв о статье "Песке, Тома"

Примечания

Ссылки

  • . federalspace.ru, 2010 г.

Отрывок, характеризующий Песке, Тома

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.