Геракл где. Когда и как погиб геракл. Семья и окружение

"Вот и свершил я свой последний подвиг", - думал Геракл, возвращаясь в Трахины к любимой жене и детям. Не знал он, что еще одного подвига потребуют от него боги Олимпа. Против бессмертных небожителей восстал род гигантов, сынов Геи-Земли. Одни из них были подобны людям, хотя и огромных размеров, у других тела оканчивались клубками змей. Были гиганты смертными, но не боялись богов, потому что знали: по воле Провидения победить их может только смертный человек.

Наступил день битвы богов и гигантов. На Флегрийских полях сошлись гиганты и боги. По всему свету разнесся гром этой битвы. Не страшась смерти от рук богов, гиганты теснили обитателей Олимпа. Они бросали в них горящие стволы вековых деревьев, громадные скалы и даже целые горы, которые, падая в море, превращались в острова.

В самый разгар битвы на помощь богам пришел Геракл. Его призвала дочь Зевса Афина Паллада. Она, самая мудрая из Олимпийских богов, догадалась, что герой, который способен истребить племя гигантов - это Геракл.

Встал в один строй с бессмертными смертный Геракл. Зазвенела тетива его грозного лука, сверкнула стрела, напоенная ядом Лернейской гидры, и вонзилась в грудь самого могучего из гигантов, Алкионея. Вторая стрела попала в правый глаз гиганта Эфиальта. Дрогнули гиганты, и обратились в бегство. Но всем им, бегущим в панике с поля битвы, послал Геракл смерть своими незнающими промаха стрелами.

"Благодарность моя не знает границ,- сказал Зевс Гераклу после битвы.- Тело твое смертно, но отныне будет бессмертным твое имя".

И снова дорога. Снова идет Геракл по горам, лесам и дорогам Эллады. Идет домой, к жене Деянире, к сыновьям Гиллу, Глену, Ктесиппу, Ониту, к кудрявой дочке Макарии…

А Деянира, привыкшая к постоянному отсутствию мужа, на этот раз сильно тревожилась. Она собиралась уже послать старшего сына Гилла на поиски отца, но явился вестник от Геракла и сказал, что супруг ее жив и здоров, возвращается домой и посылает домой подарки: украшения, золотую посуду и пленницу - девушку необыкновенной красоты.

"Кто эта девушка?" - спросила Деянира. Вестник ответил лукаво: "О, это не простая пленница, а дочь царя Эврита Иола, которую Геракл когда-то хотел взять в жены".

Увидела Деянира, что Иола моложе ее и красивее, и подумала: "Видать разлюбил меня Геракл, а если не разлюбил еще, то непременно скоро разлюбит".

Тут-то и вспомнила Деянира предсмертный совет кентавра Несса: его запекшейся кровью она натерла новую, праздничную одежду, которую сама выткала для мужа, и послала ее с гонцом навстречу Гераклу.

Принял Геракл подарок жены и захотел тотчас надеть его. Но едва одежда коснулась тела, яд Нессовой крови, смешанный с кровью Лернейской гидры, проник в тело Геракла.

Точно жаркое пламя охватило Геракла. Стал он рвать на себе проклятую одежду, но она приросла к телу и причиняла невыносимые муки. Слезы покатились из глаз Геракла. Его, не склонявшегося перед самыми грозными опасностями, боровшегося с чудовищами и даже с богами, теперь надломили страдания, которые навлекла на него слабая любящая женщина.

Но спасения уже не было…

Когда Деянира узнала о том, что собственными руками погубила мужа, она на супружеском ложе бросилась грудью на меч.

В долину, где умирал Геракл пришли все его дети от Деяниры, пришла престарелая мать Алкмена, пришли друзья - Иолай, Филоктет… Уже холодеющими губами Геракл сказал им: "Не здесь я хочу умереть, не в этой сырой долине. Отнесите меня на высокую гору, чтобы было видно с нее море. Там, на вольном просторе, сложите мой погребальный костер. Когда я уйду в мир иной, ты, сын мой Гилл, возьми в жены Иолу, и пусть всегда живут на земле мои потомки - Гераклиды. Это моя последняя воля".

На поднебесной горе Этна, что возвышается над Фермопилами, на заповедном лугу Зевса сложили погребальный костер для Геракла. На шкуру Немейского льва положили еще живого героя.

Муки Геракла не прекращались, и взмолился сын Зевса: "Нет у мертвых страданий! Подожгите скорее костер! Избавьте меня от нестерпимых мучений! Гилл! Сын мой! Смелее! Подноси же факел к костру!"

В ужас пришел сын Геракла: "Сжалься, отец, разве я могу стать твоим убийцей!?"

"Не убийцей ты будешь, а целителем моих страданий", - ответил Гиллу Геракл.

Тут Филоктет, давний друг-товарищ Геракла, подошел к погребальному костру и поджег смолистые бревна.

"Благословен будь, Филоктет, дарю тебе на память мой лук, береги его",- послышались сквозь поднявшийся к небу дым последние слова Геракла.

Вот уже солнце заходит за горами запада. Когда оно взойдет над восточным морем, дочь Геракла, Макария, подойдет к догоревшему погребальному костру, соберет в урну белую золу - останки ее отца.

А на светлой вершине Олимпа сияют золотые столы. Их больше, чем бывало раньше: будет пир для гостей старого и нового мира. Все боги Олимпа на пороге своей обители ждут великого героя Эллады. Вот показалась высоко в небе золотая колесница. Это Афина мчит на священную гору нового бога - Геракла, рожденного смертным, но заслужившего жизнью своей бессмертие.

"Радуйся, мною гонимый, мною прославленный, мною вознесенный! - приветствует Геракла Гера.- Отныне как супруг моей дочери, богини Юности Гебы, ты будешь и моим сыном.

Обнимает Гера Геракла, а Геба наливает жениху кубок нектара - напитка бессмертия.

Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея, принял участие в походе аргонавтов за золотым руном. Не забыл он и обещания, данного Мелеагру в Аиде, — жениться на его сестре. Отправился он к царю Ойнею, ее отцу, просить руки Деяниры. Но встретил там грозного соперника: добивался ее согласия и речной бог Ахелой. Решил Ойней, что получит его дочь тот, кто победителем выйдет в борьбе, и сошелся Геракл в поединке с могучим богом. Долго боролись они, но одолел Геракл Ахелоя — отдал Ойней ему в жены дочь.

Деянира и кентавр Несс. Отправился Геракл с молодой женой домой. Широкая река встретилась ему на пути: кентавр по имени Несс за плату перевозил через нее путников. Села Деянира к нему на спину, а Геракл пустился вплавь. Вдруг услышал он громкие крики жены, звавшей на помощь, и увидел, что кентавр, плененный красотой Деяниры, хочет ее похитить. Быстро выбрался на берег Геракл, натянул лук и пустил смертоносную стрелу. Свистнула она в воздухе, настигла кентавра, вонзилась ему в спину, а острие ее вышло через грудь. Упал на колени смертельно раненый Несс, ручьем лилась из его раны кровь, смешанная с ядом Лернейской гидры. Но не хотел он умирать неотомщенным. Собрав последние силы, обратился Несс к Деянире: “О, прекрасная дочь Ойнея! Виноват я перед тобой, но хочу искупить вину. Возьми мою кровь и храни ее! Если разлюбит тебя когда-нибудь Геракл, натри этой кровью его одежду и снова станешь ему дороже всех женщин на свете!”

Исполнила Деянира все так, как сказал ей умирающий кентавр. Собрала она его кровь в небольшой сосуд и спрятала, Гераклу же ничего не сказала.

Поход против царя Эврита. Прошли годы. Счастливо жили Геракл и Деянира. Родился у них сын Гилл, и вырос он сильным и красивым. Отправился однажды Геракл в поход против царя Эврита. Давным-давно, еще до женитьбы на Деянире, хотел Геракл взять в жены дочь Эврита Иолу. Победил в состязании всех женихов, но не отдал ему Эврит Иолу. Разгневался Геракл и поклялся отомстить. И вот теперь покорил он город, в котором правил Эврит, убил его самого и его сыновей, захватил много пленных. Была среди них и прекрасная Иола. Отправил Геракл пленных к себе домой, а сам решил вначале отпраздновать победу и принести жертвы бессмертным богам.

Ревнивый план Деяниры. Увидела Деянира Иолу, и ревность закралась в ее сердце. “Ох, не случайно муж мой прислал сюда красавицу-царевну! — подумала она. — Хочет он бросить меня и жениться на ней!” Не давала Деянире покоя эта мысль, и тут вспомнила она о предсмертном подарке Несса. Достала Деянира сосуд из тайного места: хранила она его вдали от лучей солнца и огня очага. Она натерла кровью и положила в небольшой ящик роскошный плащ, который выткала для мужа, позвала слугу и сказала: “Спеши к Гераклу и передай мой подарок. Пусть наденет его, когда будет приносить жертву великому Зевсу, а до этого на плащ не должен упасть ни один луч светлого Гелиоса”.

Отправился слуга к Гераклу. Но мрачные предчувствия охватили Деяниру. Взглянула она на то место, куда бросила смоченную кровью кентавра шерстяную тряпку, которой она натирала плащ, и увидела, что та обратилась в пепел, а на полу выступила кровавая пена. Поняла Деянира, что гибель везет Гераклу ее посланник, но уже ничего не могла поделать. Послала она к мужу другого гонца — но было поздно!

Страдания Геракла и смерть Деяниры. Получил Геракл посылку от жены в тот самый момент, когда приступил к жертвоприношению. Обрадовался он: помнит и любит его жена, раз шлет ему такой красивый плащ! Надел он подарок Деяниры и подошел к жертвеннику. Сильно в этот день грел землю лучезарный Гелиос, и от жертвенного огня исходил жар. Покрылось тело героя потом, и вдруг почувствовал он, как прилипает к телу отравленный плащ! Закричал Геракл от невыносимой боли, упал на землю, начал срывать с себя проклятую одежду, но лишь сильнее и сильнее прилипал плащ к телу, отрывал Геракл его куски вместе с собственной кожей.

На носилках принесли Геракла в родной дом, узнал он там всю правду о подарке и воскликнул: “Вот, значит, как исполнилось предсказание моего отца Зевса! Ведь было мне предсказано, чтобы я не страшился живых врагов, что от козней мертвеца сойду я в мрачное царство Аида!” Тяжелы были страдания героя, в ужас пришла Деянира, узнав о них. Не в силах перенести содеянного, пронзила она себе сердце острым мечом.

Погребальный костер Геракла. Повелел Геракл своему сыну отнести его на высокую гору Эту. Там, на вершине, сложили огромный погребальный костер и положили на него величайшего из героев. Все сильнее становились страдания Геракла, все глубже проникал в его кровь яд Лернейской гидры, смешанный с кровью кентавра. Смерть в пламени легче таких мучений! Но никто не решался поджечь погребальный костер. Наконец пришел на гору герой по имени Филоктет, и обратился к нему Геракл: “Избавь меня от страданий, друг! Подожги костер, а мой тугой лук и смертоносные стрелы возьми себе!”

Согласился Филоктет. Ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче заблестели молнии великого Зевса. На золотой колеснице принеслись к костру Афина Паллада с Гермесом, подхватили величайшего из героев и вознесли его на Олимп. Встретили его там боги. Забыла Гера былую ненависть к Гераклу и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор Геракл на светлом Олимпе вместе с бессмертными богами — так наградил его Зевс за земные подвиги и страдания.

Дальше Геракл участвует в гигантомахии, когда Гея порождает гигантов против олимпийцев. Вырываются дикие хтонические силы, которые Геракл усмиряет. И самое интересное для нас, связанное с Гераклом — конечно, его смерть. История смерти Геракла начинается с того, что он в очередной раз изгнан, а при «мягком», «покладистом», «деликатном» характере Геракла совершенно неудивительно, что его где-то не хотели терпеть в качестве соседа и регулярно изгоняли. И вот, он очередной раз изгнан, едет со своей женой искать себе новое пристанище. Подъезжают к реке, где находится перевозчик — кентавр Несс, который предлагает на своей спине перевести Деяниру, жену Геракла. Геракл соглашается, Несс сажает Деяниру себе на спину и вместо того, чтобы ее перевести, пытается ее похитить. Геракл хватает свой лук с отравленными стрелами, стреляет в Несса, убивает его. Но Несс, желая отомстить Гераклу за свою смерть, советует Деянире собрать его кровь в особый сосуд, и, когда Геракл вздумает Деянире изменить, она может натереть одежду Геракла его кровью, дабы заново Геракла к себе приворожить. Что Деянира и делает. Проходит некоторое количество лет, Геракл хочет жениться на другой — захваченной в бою пленнице, заодно и царевне. Деянира вспоминает совет Несса, берет этот сосуд, втирает кровь Несса, смешенную с ядом Лернейской гидры, в одежду Геракла, посылает ему отравленный хитон. Под лучами солнце кровь и яд вспениваются, всё начинает липнуть к телу Геракла. Он рвет с себя этот хитон вместе с кусками кожи, яд язвит его тело. Бедный умирающий Геракл приказывает себе живому сложить погребальный костер, восходит на него еще живой, мучаясь от этого яда. В огне костра уходит на Олимп, принимается Зевсом в число богов. В дальнейшем Геракл так или иначе становится богом. В Древней Греции ещё не очень, а в Риме культ Геркулеса был чрезвычайно распространен. И там он тесно связан был с различными сельскими богами — богами, которым поклонялись в деревнях, усадьбах. Но нас сейчас интересует не культ Геракла. Нас сейчас интересует масса логических неувязок (якобы неувязок) в этом сказании. Как раз Олди тоже весьма иронизирует по этому поводу. Деянира в перчатках из бычьей кожи что ли втирала эту самую кровь в хитон? Геракл умирает от того, что надевает хитон, натертый кровью. Но предварительно Деянира сама этой кровью натерла одеяние, то есть она этой крови касалась. Между тем, ей никакая смерть не грозит, с ней ничего не происходит. Узнав, что она невольно убила мужа, она покончила собой. Но это уж она сама. Почему Деянира не умерла? Это первый вопрос. Второй вопрос. Очень красивая антуражная картинка. Геракл приказывает сложить себе еще живому погребальный костер, восходит на него. На меч бросится не проще, не быстрее? Зачем возникает мотив костра? Почему возникает образ Геракла, горящего заживо? Два вопроса. Если подходить к греческим мифам так, как к ним подходили греки (всё это люди, и объяснять всё надо по законам человеческой психологии), то эти два вопроса остаются без ответа, а эти два эпизода оказываются абсурдными. Если же подходить к этому по законам мифологического мышления, то тогда никаких натяжек здесь не будет и всё окажется строго логичным. Кого убивает яд Лернейской гидры? То он грозил Гелиосу, то Аполлону. Это яд, способный убивать бессмертных. В Геракле, как мы знаем, божественной крови на две трети, и соответственно яд в Лернейской гидре убивает в Геракле божественную составляющую. Но поскольку Геракл — не бог, а человек, то окончательно убить его этот яд не может. В Геракле есть и смертная плоть, которая этому яду не подвластна. И поэтому бедный Геракл мучается, страдает от этого яда, но умереть не может. Далее об обстоятельствах сожжения заживо. При всей формальной нелогичности мотив самосожжения внутренне, эмоционально чрезвычайно убедителен. И как художественный образ он абсолютно никаких возражений не вызывает. Почему? Потому что понятия Геракл и ярость — понятия абсолютно неразрывные. Мы говорили, для мифологического мышления нет абстрактных понятий, есть только конкретные представления. Поэтому ярость должна быть конкретно материализована. И действительно, эта материализация есть в огромном количестве сказаний. Во всех архаических эпических сказаниях любых нам известных народов (и даже отчасти это «проскакивает» в классику) ярость — это огонь. В ирландском сказании, в сказаниях народов Сибири в момент ярости тело охватывает огонь, а иногда и не один: голову окружает алое пламя, слетают языки синего пламени, откуда-то белого и так далее. Не герой, а фейерверк ходячий. Шутки шутками, а зрелище весьма впечатляющее. В буддийской иконографии Тибета тело гневных божеств объято пламенем. Поскольку Геракл -это воплощенная ярость, то и смерть его, как и другие крайние проявления ярости (он и детей сжигал заживо, и дворец), гибель через пламя — не просто логичная гибель, а единственно возможная гибель. Почему он приказывает развести для себя погребальный костер? Почему не сам делает? Видимо, потому что, хотя, как мы уже говорили, для героического героя гибель прямо или косвенно самоубийство, но, видимо, человеческое в Геракле должно быть убито, как убито в нем божественное, и должно быть убито именно людьми. Поэтому костер для него и складывают. На таком мощном аккорде, на таком ярком образе и завершается биография Геракла.

Много лет прожил Геракл у Кеика со своей женой и детьми. Он много странствовал, спасая людей от гибели; наконец он предпринял еще один поход, который был последним в его жизни.

Он решил выступить вместе со своим войском и наказать неблагодарного царя Эврита, изгнавшего его когда-то из своего дома. Он подошел к городу Эврита и легко одержал над ним победу и завоевал город. Он убил царя Эврита и его трех сыновей, столицу разрушил и взял в плен его дочь, прекрасную Иолу.

Долгое время ждала Геракла Деянира и томилась от неизвестности, не получая от него вестей.

Тоскуя по мужу, Деянира рассказала о своих опасениях за его судьбу своему старшему сыну Гиллу и просила его отправиться на розыски отца.

Когда Гилл готов был уже отправиться в путь, явился посланец Геракла и сообщил Деянира, что муж ее жив и скоро вернется домой, увенчанный победой.

Он рассказал, что Геракл разрушил город Эврита, уничтожил царя и его детей и передал Деянире в подарок пленниц, взятых во время этой войны. С грустью смотрела Деянира на пленниц, обреченных на вечное рабство в чужой стране, и одна из них понравилась ей своей красотой.

Она расспрашивала ее, откуда она родом, но царевна Иола, в слезах, ничего не отвечала, и тогда Деянира велела служанкам отвести ее в дом и позаботиться о ней.

Когда посланец Геракла ушел, явилась к Деянире одна из пленниц и сказала, что красивая пленница - дочь царя Эврита Иола, на которой когда-то хотел жениться Геракл, и что из-за нее он пошел войной на Эврита и прислал ее сюда потому, что он по-прежнему ее любит.

Вспомнила тогда Деянира совет кентавра Несса и решила достать волшебный сгусток крови, чтоб вернуть себе любовь Геракла, которую она считала потерянной.

Она вынула спрятанный талисман, который оберегала от дневного света, обмазала им новую одежду, приготовленную для Геракла, и поручила посланцу передать ее мужу в виде подарка. «Отвези эту одежду Гераклу на остров Эвбея, это мой дар ему. Я сама ее ткала и шила, но пусть не коснется ее ни один луч света, ни отблеск огня; спрячу ее в ларец, а ты исполни точно мое поручение». Посланец обещал исполнить все, как велела ему Деянира, и взял ларец с одеждой в Эвбею.

И вот Деянира стала радостно ожидать возвращения мужа. Она посылает сына Гилла, чтобы тот поторопил отца скорее вернуться домой. Но ее радость вскоре сменилась великим горем. Гилл вернулся домой один.

Твой дар погубил отца, - воскликнул юноша, войдя к матери, дрожа от гнева и ужаса. - Когда отец мой приносил жертву богам, в это время явился в Эвбею посланец с твоим даром, смертоносной одеждой. Отец надел ее на себя, и вдруг тело его покрылось кровавым потом, словно ядовитая Ехидна впилась в его тело, и он упал, обессилев от боли, на землю. «Дар Деяниры жжет мое тело!» - воскликнул отец, проклиная тебя. Плача, он подозвал меня к себе и сказал: «Сын мой, не оставляй меня в горе, увези меня из этой страны, не дай мне умереть на чужбине». И мы перенесли его на корабль и поплыли к берегам Эллады. Скоро он прибудет сюда, и ты, может быть, увидишь отца еще живым. Мать, это ты погубила его, из-за тебя погиб лучший из мужей Эллады!

Молча выслушала Деянира слова сына. Пораженная скорбью, она безмолвно удалилась в свои покои и долго бродила, как тень, по опустевшему дому. Затем она бросилась на ложе и пронзила себе грудь мечом, - и когда сын вошел к ней в опочивальню, он увидел ее лежащей на полу и умирающей.

Проливая горькие слезы, бросился Гилл к матери, упрекая себя, что напрасно обвинил ее в ужасном преступлении. Позже он узнал о том, как обманул Деяниру злой кентавр и что она невольно стала причиной смерти Геракла.

В это время принесли на носилках умирающего Геракла, и его ужасные стоны наполнили дом.

Неблагодарные дети Эллады! Неужели никто не может помочь мне? Сколько я вынес страданий, сколько подвигов я совершил! Посмотрите на эти руки, которыми я победил немейского льва и лернейскую гидру, которыми я боролся с гигантами и с Цербером. Не копье врага поразило меня, а погубили меня руки женщины.

Когда Геракл узнал, что Деянира лишила себя жизни из-за того, что стала невольной его убийцей, выполнив совет коварного кентавра, он вспомнил о предсказании, что его может умертвить только мертвец. Предчувствуя смерть, он обручил своего сына Гилла с прекрасной царевной Иолой, а затем велел отнести себя на вершину горы Эты.

Разложили на ее вершине огромный костер, и подошел к нему друг Геракла Филоктет, зажег костер и получил в дар от Геракла его смертоносные, не ведавшие промаха стрелы. Вот загорелся костер, ударили в него молнии, спустилось с неба большое легкое облако и окутало тело. Под раскаты грома тело героя было взято на вершину Олимпа. Встретила на Олимпе Геракла Афина Паллада и повела его к отцу Зевсу и Гере, которая всю жизнь преследовала на земле героя, но теперь с ним примирилась. Зевс и Гера отдали ему в жены свою дочь, прекрасную Гебу, богиню вечной юности, и родила она Гераклу двух сыновей - Аникта и Алексиара, то есть «Непобедимого» и «Отвратителя бед».

Слава о могучем герое Геракле, никем на земле не побежденном, сделавшем много добра людям и совершившем немало прекрасных подвигов, жила долгие века среди народов древней Эллады.

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.

Геракл на распутье между
Добродетелью и Пороком,
Помпео Батони, 1765 год

Франсуа Лемуан,
1725 год

Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей. Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры. Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру – юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.

Гюстав Моро, 1876 год

Борис Валледжо, 1988 год

Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды. Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон. Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.

Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных Гефестом и дарованных Гераклу благосклонной к нему богиней Афиной.

Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита, отказался принести в жертву богу моря Посейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой.

Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда. Оставшиеся четыре подвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты. Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона. После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла – путешествие в царство мертвых – был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.

Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена Деянира, по совету умирающего от руки Геракла кентавра Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя. Когда герой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багряная молния и Зевс принял сына в сонм бессмертных.

Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва – в память о немейском льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланной Герой в помощь лернейской гидре. В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.