Где малая азия. Полуостров Малая Азия — это

»: оба термина обозначают азиатскую часть современной Турецкой Республики. Такого толкования придерживается в последнее время большинство географов в СССР и за рубежом (в том числе и в Турции) .

Анатолия охватывает 97% территории современного турецкого государства. Лишь около 3% площади страны находится в Европе, занимая небольшой район окраины Балканского полуострова. Это - , иначе Восточная Фракия или Восточная Румелия. В XV - начале XX в. турецкое государство - Османская империя - занимало гораздо большую площадь в Азии и Европе, имело владения и в Африке. Однако образование ядра турецкой народности, а в дальнейшем и формирование турецкой нации происходило в Анатолии. Поэтому для исследования этнической истории турок важно прежде всего рассмотреть, хотя бы кратко, географические особенности именно этого ареала.

Расположена на стыке Европы и Азии. Это как бы естественный мост, соединяющий Балканы со странами Ближнего и Среднего Востока. Такое положение всегда благоприятствовало экономическому развитию Анатолии - через нее шло большинство путей сообщения между Востоком и Западом, что способствовало, в числе прочих причин, расцвету таких держав средневековья, как Византия, государство Сельджукидов Малой Азии, Османская империя (на ранних этапах ее истории).

И только с середины XVI в., когда после известных географических открытий произошло перемещение великих торговых путей, Анатолия стала терять свое былое значение для мировой торговли. Последнее явилось одной из важных причин постепенного отставания Турции в социально-экономическом развитии от многих стран Европы, а впоследствии и Америки.

Анатолия - область древнейшей цивилизации. По развитости культуры и древности населения Малая Азия соперничала с другими областями Ближнего Востока. Археологические раскопки в Чатал-Хёюке и Хад-жиларе (Южная Анатолия) показали, что уже в VII- VI тысячелетиях до н. э. здесь существовали постоянные поселения, где жили люди с довольно высокой культурой. Они знали оседлое земледелие (сеяли ячмень, пшеницу, горох, чечевицу) и скотоводство (разводили овец, коз, коров, свиней). Высокого уровня достигло у них искусство -скульптура и живопись. В Центральной Анатолии в XIX-VIII вв. до н. э. существовало хеттское, рабовладельческое государство, не уступавшее по уровню своего развития Египту и Междуречью. Хетты оставили после себя самые древние тексты, зафиксировавшие индоевропейскую речь. Им была знакома культура не только злаковых, но и виноградной лозы. Они создали довольно развитую систему ирригации, остатки которой сохранились до наших дней. П. М. Жуковский считал Малую Азию прародиной многих культурных растений.

В Западной Анатолии, как и в Восточной Фракии, в I тысячелетии до н. э. сложились рабовладельческие общества - Фракия, Фригия, Вифиния, Мизия, Лидия, Кария, Ионийский союз городов-республик и др. Население их принадлежало отчасти к аборигенам, отчасти к грекам, колонизовавшим страну с IX в. до н. э. и в дальнейшем ассимилировавшим коренных жителей. Все эти государства были тесно связаны с античной Грецией.

В VI-IV вв. до н. э. Анатолия входила в состав Персидской державы Ахеменидов, потом была завоевана Александром Македонским и впоследствии стала частью эллинистических государств - преемников империи Македонского. К этому времени почти все население Анатолии (за исключением восточных и некоторых центральных районов) было греческим по языку и культуре: его составляли ассимилировавшиеся друг с другом переселенцы-греки и эллинизированные аборигены. Затем, на рубеже старой и новой эры, Западная и Центральная Анатолия была поглощена Римской империей, а после ее распада вошла в состав Византии. Римское господство почти не наложило отпечатка на этнический состав населения, которое по языку и культуре осталось греческим. В византийское время оно было почти полностью христианизировано, причем господствующей формой христианства стало православие. Византийская была богатейшей сельскохозяйственной областью с цветущими городами - центрами ремесла и торговли.

Более сложной, особенно с этнической точки зрения, была история Восточной Анатолии. Северо-восток Анатолии с древнейших времен был заселен дчанами или лазами - племенами картвельской языковой группы (лазский язык, как и грузинский, входит в картвельскую группу кавказской языковой семьи, он особенно,. близок мегрельскому диалекту). Этноним «дчан» сохранился в Турции до наших дней в названии хребта Джаник в Понтийских горах. Этноним «лаз» дал в древности название стране этого народа - Лазика, которое турками было переделано в Лазистан. Раннее расселение дчанских и лазских племен, как считает Н. Я- Марр, занимало обширную площадь не только в глубь страны, но и на запад вплоть до р. Кызыл-Ирмак, первоначальное название которой - Галис объясняется по-дчански как нарицательное имя - «река». По-мегрельски слово «гали» также значит «река».

В IX-VIII вв. до н. э. в Джанике и Лазике, в их приморской части, появились отдельные греческие колонии: Гераклей, Синопа, Трапезус и др. Господство персов, затем македонян мало коснулось этого края, обособленного от остальной части Малой Азии Понтий-скими горами. После распада Македонской империи здесь образовались независимые рабовладельческие государства - на западе Пафлагония, на востоке - греко-лазское Понтийское царство. С IV в. до н. э. греческая колонизация усилилась, что привело, особенно в западных районах, к распространению эллинистической культуры. Но в Лазике лазы преобладали в численном отношении над греческими колонистами. В III -VI вв. н. э. лазы, сбросив римское господство, образовали царство Эгриси, которое простиралось от р. Ешиль-Ирмак до Рионской низменности. В VI в. оно было завоевано византийцами. В X в. Лазика воссоединилась с грузинским царством, западная же часть-Пафлагония- осталась в пределах Византии. В начале XIII в. в Лазике при поддержке Грузии образовалось греко-лазское государство - Трапезундская империя под властью племянников грузинской царицы Тамары Алексея и Давида Комнинов. Это государство существовало до 1461 г.

Восточая Анатолия, большую часть которой составляет Армяно-Курдокое нагорье, принадлежит к числу древнейших очагов человеческой культуры в Западной Азии. В ее северной части было расположено государство Урарту (XI-VII вв. до н. э.), чья высокая самобытная культура была впоследствии унаследована и развита армянским и грузинским народами. В конце VII - начале VI в. до н. э. в восточной части Малой Азии появились племена арменов, которые заняли постепенно все нагорье. Пережив господство Ахеменидов и Селев-кидов, Армения приобрела независимость. При царе Тигране II (95-55 гг. до н. э.) Армения стала огромным и могучим государством, по уровню развития сельского хояйства она представляла собой передовую страну того времени. Армяне возделывали культуру не только многих злаковых и плодовых растений, но и знали даже кормовые (клевер, люцерна, вика). В 387 г. Армения была разделена между Византией и Парфией. В конце VII в. ее завоевали арабы. Господство халифата над Арменией продолжалось до 885 г. При Багратидах (885-1045) Армения переживала хозяйственный и культурный подъем. Изделия ремесла и произведения искусства, найденные при раскопках, показали, что. культурная жизнь городов Армении была на более высоком уровне развития, чем в средневековых городах Западной Европы. В южной части Армяно-Курд-ского нагорья и Верхней Месопотамии еще в III тысячелетии до н. э. существовало рабовладельческое государство Субарту. В XVIII в. до н. э. на его территории возникло другое государство - Митанни, завоеванное в XV в. до н. э. Ассирией. Затем здесь господствовали Ахемениды, Селевкиды, древний Рим, Парфия, Византия, сасанидский Иран. После завоевания края арабами, особенно в X в. н. э., в южной части Армяно-Курдского нагорья стали расселяться курдские племена. Еще ранее, в VII-VIII вв., арабы застали курдские племена горных районов Верхней Месопотамии как определенную этническую общность, несмотря на ее сильную племенную раздробленность, а курдский язык выделился из круга других иранских языков в самостоятельный уже в VI-VII вв.

Особо нужно упомянуть о существовании в Юго-Восточной Анатолии, в Киликии, еще одного армянского государства. В начале XI в. в Киликию переселились армяне-колонисты, основавшие в 1080 г. в горной части края свое государство, просуществовавшее до 1375 г., когда оно было завоевано Египтом. Под властью Египта Киликия оставалась до 1516 г. Население Киликий-ского армянского государства состояло из армян, ассирийцев (айсоров), греков, в меньшей степени - евреев и арабов.

Такова вкратце история Анатолии до массового переселения на ее территорию тюркских племен, которые, начав заселять Анатолию с XI в., встретили там древнее население с высокоразвитой культурой. На западе Анатолии и в приморских районах это были в основном греки. А на востоке этнический состав населения был гораздо сложнее: там помимо греков обитали лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы. Языковая пестрота - тут были и индоевропейские языки (греческий, армянский, курдский), и семитские (арабский, ассирийский), и кавказские (лазский, грузинский) -сопровождалась разнообразием хозяйственно-культурных типов. Здесь жили оседлые земледельцы и скотоводы, горожане с древними традициями городской жизни (армяне, греки, грузины, ассирийцы), кочевники-скотоводы (курды, часть арабов), рыбаки -и мореплаватели (часть греков и лазов, живущих в приморских районах). Религиозный состав также был сложным - христиане и мусульмане были представлены разными толками и сектами. Христиане делились на православных (греки), армян-григориан, несторианияковитов (ассирийцы), другие более мелкие группы. Среди мусульман преобладали сунниты (основная часть курдов и арабов), но были и шииты.

На этот разноязыкий и разнообразный по типу хозяйства и культуре субстрат должен был, по воле истории, наслоиться тюркский пласт, что в итоге и породилосложный этнический сплав - турецкий народ.

Малая Азия - полуостров на западе Азии (территория современной Турции). Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями.

Хеттское царство

Хеттское царство - государство в Малой Азии (область Восточная Анатолия). Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Возникло в начале II тыс. дон. э.

1680-1650 Правление царя Лабарны. Завершение объединения Хеттского царства.

1620-1590 Правление царя Мурсули I. Усиление централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Вавилонии (1595 до н. э.).

1380-1340 Правление великого царя Суппилулиумы I, искушённого дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии (битва при Кадете), превратил Хеттское царство в могущественную военную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Чёрного моря до границ Ассирии и Вавилонии.

1340-1305 Правление царя Мурсули И. Апогей военного могущества Хеттского царства. Хетты вышли к берегам Эгейского моря.

1190 до н. э. Под напором коалиции средиземноморских племён («народов моря») Хеттское царство распалось и прекратило своё существование.

Троя. Лидия. Милет. Понт. Пергам

1900-1300 до н. э. Наивысший расцвет города Троя («Троянского царства»). Этот период закончился разрушительным землетрясением.

Троя (Илион) - древний город-государство. Находился на побережье Эгейского моря (северо-запад современной Турции, у входа в пролив Дарданеллы). Основан в III тыс. до н. э. Просуществовал до конца эпохи эллинизма (I в. до н. э.). Троя обнаружена в 1870-х при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык.

692-546 до н. э. Период существования независимого государства Лидия на западе современной Турции между реками Герм (ныне Гедиз) и Меандр (ныне Большой Мендерес). Столица - город Сарды (на реке Герм). Царская династия Мермнадов (Гигес, Алиатт, Крёз) утвердила власть Лидии от побережья Эгейского моря до реки Галис (Центральная Анатолия). Последний царь - Крёз, богатство которого вошло в поговорку, был низложен войсками персидского царя Кира II, и Лидия стала областью Персии.

600 до н. э. Вершина экономического и культурного развития города Милет. Милет - древнегреческий полис на побережье Эгейского моря напротив острова Самос (юго-запад современной Турции). Известен с VII в. до н. э. Жители занимались торговлей и ремёслами. Сожжён в 494 до н. э. после провала восстания греческих полисов Малой Азии против персидского владычества.

302-64 до н. э. Период существования государства Понт (Понтийское царство) на южном берегу Чёрного моря. Основан Лисимахом, полководцем Александра Македонского, после распада империи. Наивысший расцвет - при царе Митридате VI Евпаторе (132-63 до н. э.); завоевал всё побережье Чёрного моря, окончательно покорил скифов. Митридат провёл три войны с Римом. Поражение Понта привело к включению его территории в состав Римского государства. Период существования самостоятельного города Пергам («Пергамское царство»). Пергам - древний город-государство на северо-западе Малой Азии (современная Бергама, Турция). Основан в XII в. до н. э. Владел значительной территорией (до побережья Эгейского моря на западе и до горной цепи Ида южнее Трои на севере). Торговый и культурный центр эллинистического мира. По завещанию царя Аттала III перешёл к римлянам.

География и природные условия Малой Азии

Малая Азия (Анатолия) – крупный полуостров, который омывается Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным морями. ОТ Европы его отделяют два пролива – Босфором и Дарданеллы. Восток полуострова занимает степное плоскогорье, замыкаемое Северо-Понтийскими горами, Тавром и Антитавром. На западной части полуострова удобные морские бухты, здесь же, в отличие от востока, более крупные реки – Герм, Пактол, Меандр.

Рисунок 1. Анатолия и Закавказье в древности

Малая Азия изобиловала лесами, особо ценными считались киликийская сосна и ливанский кедр. В горах добывали полезные ископаемые и ценные металлы: свинец, цинк, железную руду, медь, золото и серебро. Также горы давали обилие строительного камня – жители Малой Азии добывали обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюду, горный хрусталь, оникс. Расположение полуострова между Европой и Азией обусловило важную его роль в торговле, культурных связях и в этнических перемещениях.

К древним обитателям Малой Азии относят живших на востоке полуострова племена хаттов (протохеттов), кашков (касков) на северо-востоке и хурритов на юго-востоке.

Хетты появились в Малой Азии с начала $II$ тысячелетия до н. э., исследователи относят их к хетто-лувийской (анатолийской) ветви индоевропейских языков. Происхождение хеттов остается предметом дискуссий: их родину ищут на Кавказе, Балканах, существует также версия автохтонная версия. В связи с особенностями географического положения Малой Азии она исполняла роль перевалочного пункта для многих древних народов: здесь побывали греки, фригийцы киммерийцы и др.

История Малой Азии

Первые поселения первобытных охотников и земледельцев в Малой Азии датируются $VIII - VII$ тысячелетиями до н. э. Одна из первых культур, представляющая оседлое земледельческое и скотоводческое население – Чатал-Хюкжа, датируемая второй половиной $VII$-первой половиной $VI$ тысячелетия до н. э. Эта культура считается одной из наиболее развитых на Древнем Востоке для этого времени.

К середине $III$ тысячелетия до н. э. в разных регионах Анатолии уже существовали местные культурные центры: Троя и Полиохни на северо-западе, Бейджесултан на юго-западе, Тарсус на Киликийской равнине на юго-востоке. В Центральной Анатолии было обнаружено несколько процветавших поселений - от южной излучины Кызыл Ирмака (антич. Галис) на север к южному побережью Черного моря. Наиболее выдающееся из них - Аладжа Гююк (находящееся в $180$ км к северо-востоку от Анкары, где обнаружено $13$ царских гробниц, датируемых $2300-2100$ гг. по н. э.), приблизительно отождествляется с Аринной - хеттским городом богини Солнца. Этот город, достигший особенного расцвета в период ранней бронзы, просуществовал до конца эры поздней бронзы. Остальные важные поселения этого времени: Хаттус (позднее - Хаттуса, столица Хеттской державы), Анкува (современный. Алишар, в 80 км к юго-востоку от Хаттусы), Цальпа в Понтийской области и Канеш в равнине Кайсери.

Со времени аккадской империи Саргона в Междуречье область центрально-аноанатолийских городов была известна как государство Хатти. Её обитатели – хатты (языком схожие с северо- и западнокавказскими народами) - населяли Центральную часть Малой Азии уже в раннебронзовый период. От них сохранились тексты на языке hattili («по-хаттски») из богазкейского архива, главном образом это таблички культового содержания, исследование и интерпретация которых длятся и в настоящее время.

Что относительно хеттов - народа, разговаривавшего на одном из самых древних индоевропейских языков, то их расселение совместно с иными близко-родственными группами (лувийцами, палайцами) в Анатолии происходило на протяжении последних веков $III$ тысячелетия до н. э., и принимало вид последовательных миграций. Оседая на территориях, занятых племенами хаттов, хетты заимствовали у них часть пантеона, ряд традиций и лексики, и начинали называть себя «людьми страны Хатти».

Замечание 1

История Древней Анатолии действительно начинается в $1$-ые века $II$ тысячелетия до н. э. (в археологической периодизации - во время средней бронзы), когда в Малой Азии распространяется письмо.

В начале $II$ тысячелетия до н. э. ассирийцы, налаживая торговые отношения с Центральной Анатолией, формируют здесь сеть поселений(kämm), административным центром которых был карум Канеш. На этом месте обнаружено более $20$ тыс. клинописных ассирийских табличек, описывающих общепринятые механизмы торговли и образ жизни торговцев, но и, судя в соответствии ряду имен, свидетельствуют о раннем пребывании индоевропейского народонаселения посреди этнических групп этого региона. В связи с этим стоит сказать, что сам Канеш состоял из $2$-ух частей. Первая принадлежала местному анатолийскому населению, и представляла собой дворец царя, расположенный на $20$-метровом холме с диаметром в $500$ м, в долине реки Кайсери. Ассирийскую колонию представляло смешанное население, состоявшее из ассирийцев, хурритов и хетто-лувийцев, их поселение располагалось у подножья холма. Прекращение деятельности ассирийских торговых колоний в Анатолии относится к концу $XVIII$ в. до н. э. и связано со всеобщим политическим и военным упадком Ассирии.

К началу $II$ тысячелетия до н.э. в Анатолии существовал ряд независимых городов-государств, наиболее значимые из которых(в частности Цальпа на севере и Хаттуса в центре полуострова) в ассирийских текстах обозначались понятием mâtum («страна» на шумерском).

События, произошедшие в середине $XVIII$ в. до н. э. описаны в самом раннем известном тексте, написанном на хеттском языке. Возможно, он был составлен спустя некоторое количество столетий, однако он содержит древнехеттские языковые формы. Текст - «Надписи Анитты» - повествует о победе царя Анниты, правителя Куссара, над своими противниками – царями Хатти и Цальпы. После победы он установил контроль над большей территорией Северной Анатолии. Во время его покорения страны Хатти город Хаттуса был до основания разрушен и проклят Аниттой, который запретил его реконструкцию. Благодаря завоевательной и объединительной политике Анитта может рассматриваться как предшественник государственности у древних хеттов.

Древнее Закавказье

Закавказье граничит на юго-западе с Анатолией, на юго-востоке – с Северным Междуречьем. Первое известное государственное образование здесь – Урарту ($XIII (VIII) - VI$ вв. до н.э.), позже тут же сформировались типичные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.

Истоки развития закавказских культур восходят к $VI-V$ тыс. до н. э., когда в равнинах рек Куры и Аракса существовали малые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их жители жили в круглых глинобитных домах, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позже появляются изделия из меди. Культурно-хозяйственный прогресс отмечается в $III$ тыс. до н. э.: на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется археологическая культура раннебронзового века, названная куро-аракской.

Замечание 2

Процесс разложения первобытного строя интенсивно развивался у племен, обитавших в районе озера Ван и носивших название урартов. 8 образований под всеобщим названием Уруатри упоминаются в этом районе ассирийскими источниками уже в $XIII$ в. до н. э. В документах Ашшурнасирпала $II$ упоминается не разрозненные мелкие владения, а уже государство Урарту. Иное государственное соединение урартских племен сформировалось к юго-западу от озера Урмия и носило название Муцацир. Тут размещался общеурартский религиозный центр.

Малая Азия (иначе Анатолия) – один из основных центров цивилизаций древнего Востока. Становление ранних цивилизаций в этом регионе было обусловлено всем ходом культурно-исторического развития Анатолии. В древнейшую эпоху (в VIII – VI тыс. до н. э. ) здесь сложились важные культурные центры производящего хозяйства (Чайюню-Тепеси, Чатал-Хююк, Хаджилар ), основу которых составляли земледелие и скотоводство. Уже в этот период истории значение Анатолии в историко-культурном развитии древнего Востока определялось не только тем, что культурные центры Малой Азии оказывали влияние на многие соседние области и сами испытывали обратные влияния.

Благодаря географическому положению Малая Азия была естественным местом передачи культурных достижений в разных направлениях. Наука еще не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь уже в III тыс. до н. э. В частности, такой вывод может быть сделан на основании некоторых аккадских литературных текстов, повествующих о торговой деятельности аккадских купцов в Анатолии и военных акциях Саргона Древнего и Нарам-Суэна против правителей городов-государств Малой Азии; эти истории известны и в пересказах, записанных по-хеттски .

Важное значение имеют и свидетельства клинописных табличек из города-государства середины III тыс. до н. э. Эблы. Согласно этим текстам, между Эблой и многими пунктами Северной Сирии и Месопотамии , располагавшимися вблизи границ Малой Азии, – Каркемиш, Харран, Уршу, Хашшу, Хахха – поддерживались тесные торговые связи. Позднее в этих и более южных областях осуществляли свои военные предприятия древнехеттские, а впоследствии и новохеттские цари.

Вывод о наличии городов-государств в Малой Азии III тыс. до н. э. хорошо согласуется и с результатами анализа текстов (), происходящих с территории самой Анатолии. Это деловые документы и письма, выявленные в торговых центрах Малой Азии, которые существовали здесь в XIX – XVIII вв. до н. э . Они составлены клинописью на староассирийском (ашшурском) диалекте аккадского языка. Поскольку города-государства Малой Азии XIX – XVIII вв. до н. э. представляли собой довольно развитые политические структуры, то становление этих царств, очевидно, должно было произойти задолго до образования ашшурских торговых центров в Малой Азии.

Среди купцов в торговых центрах были представлены не только ашшурцы (восточные семиты), здесь было много выходцев из северносирийских областей, населенных, в частности, народами, говорившими на западносемитских диалектах. Западносемитские (аморейские ) слова содержатся, например, в лексике архивов Каниша . Аморейские купцы, видимо, не были первыми торговцами, проторившими пути из Северной Сирии в Анатолию. Как и ашшурские купцы, возможно сменившие аккадских , они, видимо, следовали в Анатолию за северносирийскими купцами III тыс. до н. э.

Торговля явилась существенным катализатором многих социально-экономических процессов, протекавших в Малой Азии в III – начале II тыс. до н. э. Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты . Были среди них торговцы-хурриты , выходцы как из городов Северной Сирии, Северной Месопотамии , так, вероятно, и из Малой Азии. В Анатолию купцы везли ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашшурские торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом; он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5 – 8 раз дороже золота . Как установлено в исследованиях последних лет, этим металлом было железо . Изобретателями способа выплавки его из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен.

Торговля обеспечивалась с помощью караванов, доставлявших товары на вьючных животных, главным образом дамасских ослах. Караваны двигались небольшими переходами. Известно около 120 названий пунктов стоянок на пути через Северную Месопотамию, Северную Сирию и по восточной части Малой Азии. В период последней фазы существования ассирийских торговых центров (приблизительно в XVIII в. до н. э. ) заметно активизировалась борьба правителей городов-государств Анатолии за политическое лидерство.

Ведущую роль среди них первоначально играл город-государство Пурусханда . Впоследствии борьбу с Пурусхандой и другими городами-государствами Малой Азии повели цари малоазиатского города-государства Куссары : Питхана и его сын Анитта . Он прибрал к рукам Несу и сделал его одним из опорных пунктов той части населения, которая говорила на хеттском языке . По названию этого города сами хетты стали именовать свой язык несийским или канессийски м.

Можно лишь предположить, что образование Хеттского государства (XVII -XII вв. до н. э .) явилось закономерным итогом социально-экономических, этнокультурных и политических процессов, особенно активизировавшихся на рубеже III – II тыс. до н. э. и в самом начале II тыс. до н. э.

Предполагается, что хеттская клинопись была заимствована из варианта староаккадской клинописи, применявшейся хурритами в Северной Сирии. Дешифровка текстов на хеттском клинописном языке впервые была осуществлена в 1915-1917 гг . выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.

Наряду с клинописью хетты пользовались также иероглифическим письмом. Известны монументальные надписи, надписи на печатях, на различных предметах обихода и письма. Иероглифическое письмо применялось, в частности, в I тыс. до н. э. для записей текстов на диалекте лувийского языка . Эта система письма употреблялась и во II тыс. до н. э. Некоторые исследователи предполагают, что иероглифическое письмо могло быть наиболее ранней системой письма хеттов. В дешифровку иероглифического лувийского языка важный вклад внесли многие зарубежные ученые, в частности П. Мериджи, Э. Форрер, И. Гельб, X. Боссерт, Э. Ларош и др.

Историю Хеттского государства ныне принято делить на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Создание древнехеттского государства (1650-1500 гг. до н. э. ) в самой хеттской традиции приписывается царю по имени Лабарна . Однако тексты, которые были бы составлены от его имени, не найдены.

Самым ранним царем, известным по ряду записанных от его имени документов, был Хаттусили I. Вслед за ним в период Древнего царства правили несколько царей, среди которых наиболее крупными политическими фигурами были Мурсили I и Телепину . Менее документирована история Среднего царства (1500-1400 гг. до н. э. ). Наибольшего могущества достигло Хеттское царство во времена царей новохеттского периода (1400-1200 гг. до н. э. ), среди которых особенно выделяются личности Суппилулиумы I, Мурсили II, Муваталли и Хаттусили III. Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул тавананна . Царица-тавананна, пережившая своего супруга, сохраняла свое высокое положение и при сыне-царе. Ее титул наследовался, видимо, независимо от титула царя следующей царицей. Царица имела свой дворец, который обслуживали ее придворные, ей принадлежали многие земельные владения; область, из которой происходила царица, видимо, уплачивала особую подать в пользу своей повелительницы.

Статус царицы в хеттском государственном управлении был, вероятно, обусловлен и обычаем наследования престола по женской линии. Власть царя и царицы в хеттском обществе во многом сохраняла сакральный характер. Исполнение правителем и правительницей многих культово-религиозных функций расценивалось в качестве деятельности, способствующей обеспечению плодородия страны и благополучия всего населения.

Основу хозяйства хеттов составляли земледелие, скотоводство, ремесла (металлургия и изготовление орудий из металлов, гончарное, строительное дело и т.п.). Важную роль в хозяйстве играла торговля. Существовали государственные земли (дворцовые и храмовые), а также общинные, находившиеся в распоряжении определенных коллективов. В некоторых хеттских документах сохраняются определенные свидетельства того, что в ранний период истории обществ древней Анатолии взаимоотношения царя с подданными могли регулироваться на основе института обменных дарений .

Такой обмен по форме носил добровольный характер, но по существу был обязательным. Приношения подданных предназначались царю за то, что на нем лежала функция по обеспечению плодородия страны. Со своей стороны подданные могли рассчитывать на ответное отдаривание со стороны царя. Взаимный обмен, видимо, имел место в моменты важнейших общественных празднеств, приуроченных к основным сезонам года. Институт взаимных услуг нашел свое отражение в ряде хеттских текстов, в которых предписывается дать «хлеб и масло голодному», дать «одежду голому». Подобные представления засвидетельствованы и в культуре многих древних обществ (в Египте, Месопотамии, Индии) и не могут быть выведены из некоего утопического гуманизма древних обществ.

Вся история Хеттского государства это история многочисленных войн , которые велись на различных направлениях: на севере и северо-востоке – с воинственными причерноморскими народами каска, постоянно угрожавшими своими походами самому его существованию, на юго-западе и западе – с царствами Киццуватна и Арцава , населенными лувийцами и хурритами; на юге и юго-востоке – с хурритами (в том числе с хурритским царством Митанни). Хетты вели войны с Египтом, в которых решался вопрос о том, какая из крупнейших держав Ближнего Востока того периода будет преобладать в районах Восточного Средиземноморья, через которые пролегали важные торговые пути всего субрегиона.

На востоке они воевали с правителями царства Ацци. Хеттская история знала периоды необычайных взлетов и падений. При Лабарне и Хаттусили I границы страны Хатти были расширены от «моря и до моря» (под этим подразумевалась территория от Черного до Средиземного моря ). Хаттусили I завоевал ряд важных областей на юго-западе Малой Азии. В Северной Сирии он взял верх над мощным хуррито-семитским городом-государством Алалах , а также над двумя другими крупными центрами – Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) – и начал длительную борьбу за Хальпу (совр. Алеппо). Этот последний город был захвачен его преемником на престоле Мурсили I . В 1595 г. до н. э . Мурсили, кроме того, захватил Вавилон , разрушил его и взял богатую добычу.

При Телепину под хеттским контролем оказалась и важная в стратегическом отношении область Малой Азии Киццуватна. Эти и многие другие военные успехи привели к тому, что Хеттское царство стало одним из самых могущественных государств Ближнего Востока . Вместе с тем уже в древнехеттский период восточные и центральные области страны Хатти подвергались разорительным вторжениям хурритов с Армянского нагорья и из Северной Сирии . При хеттском царе Хантили хурриты захватили и даже казнили хеттскую царицу вместе с ее сыновьями.

Особенно громкие победы были достигнуты в период новохеттского царства .При Суппилулиуме I под контролем хеттов оказались западные области Анатолии (страны Арцава). Был одержан верх над при-черноморским союзом каска, над царством Ацци-Хайаса . Суппилулиума достиг решительных успехов в борьбе с Митанни , на престол которой он возвел своего ставленника Шаттивазу. Были завоеваны важные центры Северной Сирии Хальпа и Каркемиш , правителями которых были посажены сыновья Суппилулиумы Пияссили и Телепину. Под контролем хеттов оказались многие царства Сирии вплоть до Ливанских гор.

Существенное укрепление позиций хеттов в Сирии в конечном счете привело к столкновению двух крупнейших держав того времени – Хеттского царства и Египта . В битве у Кадеша (Кинза) на р. Оронт хеттская армия под командованием царя Муваталли нанесла поражение египетским войскам Рамсеса II . Сам фараон чудом избежал плена. Столь крупный успех хеттов, однако, не привел к изменению в соотношении сил. Борьба между ними продолжалась, и в конечном счете обе стороны были вынуждены признать стратегический паритет.

Одним из свидетельств его явился уже упоминавшийся нами хеттско-египетский договор, заключенный Хаттусили III и Рамсесом II около 1296 г. до н. э. Между хеттским и египетским дворами установились тесные, дружественные связи. Среди переписки царей страны Хатти с правителями других государств большинство составляют послания, направленные из Хатти в Египет и обратно в период правления Хатту-сили III и Рамсеса II. Мирные отношения были закреплены браком Рамсеса II с одной из дочерей Хаттусили III . В конце сред нехеттского и в особенности в новохеттский период Хатти вступила в непосредственный контакт с государством Аххиява , видимо располагавшимся на самом крайнем юго-западе или западе Малой Азии (согласно некоторым исследователям, это царство может быть локализовано на о-вах Эгейского моря или в материковой Греции). Аххияву часто отождествляют с Микенской Грецией. Соответственно название государства связывают с термином «ахейцы », обозначавшим (по Гомеру) союз древнегреческих племен.

Яблоком раздора между Хатти и Аххиявой были как области западной Малой Азии, так и о-в Кипр . Борьба велась не только на суше, но и на море. Хетты дважды овладевали Кипром – при Тудхалии IV и Суппилулиуме II – последнем царе Хеттского государства. После одного из этих рейдов был заключен договор с Кипром. В своей завоевательной политике хеттские цари опирались на организованную армию, включавшую как регулярные формирования, так и ополчение, которое поставляли зависимые от хеттов народы. Военные действия обычно начинались весной и продолжались до поздней осени. Однако в некоторых случаях ходили в походы и в зимнее время, главным образом на юг, а порой даже на восток, в области горной страны Хайаса. питания. Армия состояла главным образом из колесничьего войска и тяжеловооруженной пехоты. Хетты были одним из пионеров в использовании легких колесниц в армии. Хеттская колесница , запряженная двумя лошадьми, несшая на себе трех человек – возничего, воина (обычно копейщика) и прикрывавшего их щитоносца, представляла собой грозную силу.

Колесницы представляли собой изделия высокого технического мастерства и стоили довольно дорого. Для их изготовления требовались специальные материалы: различные породы дерева, произраставшие главным образом на Армянском нагорье, кожа и металлы. Поэтому производство колесниц, вероятно, было централизованным и велось в специальных царских мастерских. Для захвата городов хетты часто прибегали к осаде, используя при этом штурмовые орудия, широко применяли они и тактику ночных маршей.

Существенным инструментом хеттской внешней политики была дипломатия. Хетты имели дипломатические отношения со многими государствами Малой Азии и Ближнего Востока в целом; эти отношения в ряде случаев регулировались специальными договорами. Так, в зависимости от соотношения сил сторон цари обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу». Периодические обмены послами, посланиями, подарками, а также династические браки расценивались как акты, свидетельствующие о дружественных отношениях и благих намерениях сторон. Международными сношениями руководило специальное ведомство при царской канцелярии. Видимо, в штат этого ведомства входили разного ранга послы, посланники и переводчики. Известно также, что утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, во время которых согласовывался взаимоприемлемый проект соглашения, как, например, в связи с заключением договора между Хаттусили III и Рамсесом II . Договоры скреплялись печатями царей, иногда они записывались не на глиняных, а на металлических (серебряных, бронзовых, железных) табличках, что практиковалось, в частности, хеттами. Таблички договоров обычно хранились перед статуями верховных божеств страны, так как боги, главные свидетели договора, вправе были наказать того, кто нарушит соглашение.

Характерной чертой дипломатической практики хеттов были и династические браки. Хетты, видимо, относились к международным брачным союзам по-иному, нежели, например, египтяне. В отличие от египтян хеттские цари довольно охотно выдавали замуж своих дочерей и сестер. Часто они сами брали в жены иностранных царевен. Использовались такие браки не только для поддержания дружественных отношений. Династические браки порой связывали по рукам и ногам вассала. Ведь, выходя замуж, представительница хеттского царского рода попадала не в число гаремных наложниц, а становилась главной женой. Именно такое условие ставили хеттские правители перед своими зятьями.

Через посредство своих дочерей и сестер хеттские цари укрепляли свое влияние в других государствах. Более того, поскольку законными наследниками престола иностранного государства становились дети главной жены, возникала реальная возможность того, что в будущем, когда на трон взойдет племянник хеттского царя, влияние государства Хатти в вассальной стране еще более упрочится. За время существования Хеттского государства его народом были созданы многие культурные ценности . К их числу относятся памятники искусства, архитектуры, разнообразные литературные сочинения.

Вместе с тем культура Хатти сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии , а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа. Она стала важным звеном, соединившим культуры древнего Востока с культурами Греции и Рима. В частности, в переводах на хеттский дошли до нас многочисленные мифы из традиции Древнего царства , переложенные хеттами с хаттского языка: о борьбе бога Грозы со Змеем, о Луне, упавшей с неба, об исчезнувшем божестве (боге растительности Телепину, боге Грозы, боге Солнца ).

К оригинальному жанру литературы относятся анналы – древнехеттские Хаттусили I , среднехеттские Мурсили II . Среди произведений ранней хеттской литературы привлекают внимание «Повесть о царице города Канеса» и погребальная песня. Среди оригинальных жанров хеттской литературы периода Среднего и Нового царств следует отметить молитвы, в которых исследователями обнаруживаются совпадения с идеями ветхозаветной и новозаветной литературы, а также «Автобиографию» Хаттусили III – одну из первых автобиографий в мировой литературе.

В период Среднего и Нового царств на хеттскую культуру сильное влияние оказала культура хуррито-лувийского населения юга и юго-запада Анатолии. Это культурное влияние явилось лишь одной из сторон воздействия. Подобно тому как в период’ Древнего царства хеттские цари носили в основном хаттские имена, в этот период цари, происходившие из хурритской династии, имели по два имени. Одно – хурритское – они получали от рождения, другое – хеттское (хаттское) – по восшествии на престол. Хурритское влияние обнаруживается в рельефах хеттского святилища в Язылыкая . Благодаря хурритам и непосредственно из культуры этого народа хетты переняли и переложили на свой язык ряд литературных произведений: аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше , имеющий в целом месопо-тамский первоисточник – средне-хеттский гимн Солнцу, хурритские эпосы «О царстве на небесах», «Песнь об Улликумми» , рассказы «Об охотнике Кесси» , «О герое Гурпаранцаху» , сказки «Об Аппу и двух его сыновьях», «О боге Солнца, корове и рыбачьей чете» . Именно хеттским переложениям мы обязаны, в частности, тем, что многие произведения хурритской литературы не исчезли безвозвратно в глубине веков.

Одно из важнейших значений хеттской культуры заключается в том, что она выполняла роль посредника между цивилизациями Ближнего Востока и Греции. В частности, обнаруживаются сходства между хеттскими текстами, являющимися переложениями соответствующих хаттских и хурритских, с греческими мифами, зафиксированными в «Теогонии» греческого поэта VIII – VII вв. до н. э. Гесиода. Так, существенные аналогии прослеживаются между греческим мифом о борьбе Зевса со змееподобным Тифоном и хеттским мифом о сражении бога Грозы со Змеем . Имеются параллели между тем же греческим мифом и хурритским эпосом о каменном чудовище Улликумми в «Песне об Улликумми» . В этом последнем упоминается гора Хацци , куда переселился бог Грозы после первого сражения с Улликумми. Та же гора Касион (по более позднему автору – Аполлодору) – место сражения Зевса с Тифоном.

В «Теогонии» история происхождения богов описывается как насильственная смена нескольких поколений богов. Эта история, возможно, восходит к хурритскому циклу о царствовании на небесах. Согласно ему, вначале в мире царствовал бог Алалу (связанный с Нижним миром). Он был свергнут богом неба Ану. На смену ему пришел бог Кумарби , который в свою очередь был низвергнут с престола богом Грозы Тешубом. Каждый из богов царствовал по девять веков. Последовательная смена богов (Алалу – Ану – Кумарби – бог Грозы Тешуб ) представлена и в греческой мифологии (Океан – Уран – Крон – Зевс ). Совпадает мотив смены не только поколений, но и функций богов (хурритское Ану от шумерского Ан – »небо»; бог Грозы Тешуб и греческий Зевс).

Среди отдельных совпадений греческой и хурритской мифологий отмечаются греческий Атлант , который держит Небо на своих плечах, и хурритский великан Упеллури в «Песне об Улликумми» , поддерживающий Небо и Землю (аналогичный образ бога известен и в хаттской мифологии). На плече Упеллури росло каменное чудовище Улликумми. Бог Эа лишил его силы, отделив его с помощью резака от плеча Упеллури. Согласно хурритской мифологии, этот резак был впервые использован при отделении Неба от Земли. Способ лишения силы Улликумми имеет параллели в мифе об Антее. Антей, сын Посейдона, повелителя морей, и Геи, богини Земли, был непобедим, пока прикасался к матери-земле. Геракл сумел задушить его, только подняв вверх и оторвав от источника силы. Как и в «Песне об Улликумми», согласно греческой мифологии, специальное орудие (серп) используется для отделения от Земли (Геи) Неба (Урана) и оскопления последнего.

Около 1200 г. до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Падение его, по-видимому, было обусловлено двумя причинами. С одной стороны, оно было вызвано усилившимися центробежными тенденциями, приведшими к распаду некогда могучей державы. С другой стороны, вероятно, что потерявшая былую силу страна подверглась нашествию племен Эгейского мира , именуемых в египетских текстах «народами моря» . Однако, какие именно племена среди «народов мира» участвовали в разрушении страны Хатти, точно не известно.

Выдержки из « Древние Цивилизации » под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина. Издательство «Мысль» 1989г.

Малая Азия в древности. Ма́лая А́зия (тур.Anadolu - Анатолия) - полуостров на западе Азии, срединная часть территории современной Турции. Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и проливами Босфор и Дарданеллы, отделяющими Азию от Европы.

Имеющиеся там немногочисленные заливы неглубоко врезаются в сушу и окаймляются крутыми склонами продольных горных хребтов. Наиболее крупные заливы северного побережья - Синопский и Самсунский. Почти все они лишены стока и сильно засолены. В связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата. С середины XVII до начала XIII вв. до н.э. гегемонию в Малой Азии установили хетты. На востоке полуострова и в Армении возник ряд союзов племён, позднее объединившихся в государство Урарту.

Во II веке до н. э. Малой Азии достигли римляне, постепенно подчинившие её себе и разделившие её на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи (Византии), которая поддерживала эллинизированный характер большей части её населения. Постоянные трения между греками и армянами облегчили задачу постепенного покорения и заселения Малой Азии волнами тюркских кочевников.

Как показали раскопки Сагалассоса, процесс мусульманизации и тюркизации полуострова не был мирным, и греко-христианское население оказывало ему активное сопротивление вплоть до начала ХIV века. Природные условия и население. Тавр и Антитавр. Азии жило хурритское население. Источники и историография Хеттского царства. Малой Азии посвящен ряд работ советских хеттологов.

Смотреть что такое «Полуостров Малая Азия» в других словарях:

Юго-Западной Анатолии и Мерсин. Азии до 10 одновременно существовавших культур. Месопотамии и Египта. Об этом свидетельствуют могилы знати, открытые в Дораке и Аладжа-Хююке. Азию с Европой. Хеттского государства. Хатти и т.д. Кайнозойские складчатые сооружения области продолжают собой сооружения Балканского полуострова.

В западной части области наблюдается сильная сейсмичность. Самая длинная река - Кызыл-Ирмак - достигает 950 км и впадает в Чёрное море, образуя заболоченную дельту.

Глава 15. МАЛАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ. МАЛАЯ АЗИЯ: СТРАНА И
НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ. ДРЕБНЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕЕ ИСТОРИИ

На некоторых устроены плотины и водохранилища. Озёрные котловины имеют тектоническое и карстовое происхождение. Самое крупное озеро Туз расположено в средней части Анатолийского плоскогорья и окружено полосой заболоченной низменности. На юго-востоке в это время существовали государственные образования хеттов - Древнее Хеттское и Новое Хеттское царства. МАЛАЯ АЗИЯ - п ов на 3. Азии, составляет большую часть Турции. Название впервые употреблено в V начале VI в., противопоставлялось Великой Азии, куда входила вся остальная территория этой части света. См. также Анатолия, Галатия.

Малая Азия - У этого термина существуют и другие значения, см. Азия (значения). Было ясно, что Хеттское царство (по-египетски, в условном чтении, Хета; по-аккадски Хатти) являлось крупнейшей державой древнего Востока, соперничавшей как с Египтом, так и с Ассирией. Свою страну (и царство в целом) хетты обозначали термином «Хатти». Этот полуостров, называемый также Анатолией и образующий азиатскую часть современной Турции, - один из древнейших в мире очагов земледелия и скотоводства.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Но другие остались на полуострове, и, может быть, некоторые из них сдвинулись в сторону Закавказья. Уже к III тысячелетию до н.э. укрепленные пункты, расположенные на холмах восточной части п-ова Малая Азия, являлись центрами экономической, политической и культурной жизни малоазийских племен.

Географическая характеристика

Согласно одной поздней хеттской легенде, например, аккадские купцы появились в Малой Азии якобы еще в XXIV в. до н.э., т.е. в период правления Саргона Древнего, царя Аккада. Еще раньше вверх по Евфрату в горные области проникали и даже селились там шумеры. Ашшур, несомненно, имел влияние на торговцев организации, но ему не принадлежала в Малой Азии политическая власть. Ашшурцы торговали месонотамскими тканями, местные торговцы - местными, по ашшурские власти запрещали своим гражданам поддерживать ткацкий промысел Малой Азии, конкурировавший с месопотамским.

Азии и Северной Месопотамии. Именно эта разница и привлекала в Малую Азию иноземных торговцев, спекулировавших своей валютой, аннакум. В Малой Азии золото стоило вдвое дороже, аннакум - вдвое дешевле. Малая Азия была связующим звеном, своеобразным мостом, соединяющим Ближний Восток с Эгейским миром и Балканским полуостровом. С переездом его в Ашшур и начавшимися в Малой Азии усобицами торговля дома Имд-Эла быстро сворачивается.