Функции управления в образовании их характеристика. Должностная инструкция руководителя образовательной организации. Принципы управления образовательными системами
http://sv-sidorov. /index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75
Основные функции педагогического управления. Школа как образовательная система и объект управления.
Управление – это деятельность, направленная на выработку решений , организацию, контроль и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, а также анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Управленческие функции связаны с видами управленческой деятельности. В управлении школой выделяется шесть основных функций:
Педагогический анализ;
Целеполагание;
Планирование;
Организация исполнения;
Контроль и диагностика;
Регулирование и коррекция.
Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.
Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности.
Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).
Целеполагание включает в себя постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией , поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.
Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:
- диагностичность : цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;
- реальность : учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;
- преемственность : каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;
- согласованность : цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;
- направленность на результат : возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.
Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.
Основными требованиями к плану работы являются:
- целенаправленность : соответствие всех компонентов плана поставленным целям;
- перспективность : направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);
- комплексность : использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- объективность : учёт в плане объективных условий его реализации.
Организация исполнения как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.
Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.
Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.
Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования , к которым относятся:
- систематичность : регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;
- объективность : оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);
2-й уровень организует, направляет и координирует деятельность нескольких педагогов по определённому направлению: заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, педагог-организатор внеклассной работы , руководители методических объединений и др., а также члены совета школы, родительского комитета, органов и объединений, участвующие в школьном управлении;
3-й уровень осуществляет управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям: учителя-предметники, классные руководители , педагоги дополнительного образования , воспитатели;
4-й уровень – ученическое соуправление: отдельные учащиеся и органы ученического самоуправления, классного и общешкольного.
Управляемая система – это, прежде всего, учащиеся. В управляемой системе выделяется два уровня управления:
1-й уровень – общешкольный коллектив учащихся;
2-й уровень – ученические коллективы классов, а также творческих объединений школьников, кружков, спортивных секций, общественных детско-юношеских объединений, ученических производственных бригад и др., действующих в школе.
Деление контингента участников целостного педагогического процесса на управляющую и управляемую системы весьма условно. Так, в управляемой системе каждый нижестоящий уровень управления можно рассматривать как управляемую систему по отношению к вышестоящему уровню (директор управляет деятельностью своих заместителей, заместители – деятельностью педагогов, осуществляющих педагогический процесс по определённым направлениям и т. д.).
Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы – это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях.
Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы – способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы – способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.
Функциональные компоненты школьной образовательной системы – это осуществляемые в реальной деятельности функции управления : педагогический анализ , целеполагание , планирование , организация , контроль и регулирование управляемого процесса. Функциональные компоненты отражают управленческую деятельность учителя, классного руководителя, школьного администратора – любого субъекта управления школой. Управленческие функции взаимосвязаны между собой, их выполнение обеспечивает развитие управляемой системы и образует законченные управленческие циклы, в которых педагогический анализ является концом предыдущего цикла и одновременно началом следующего.
Принципы управления – это положения, отражающие наиболее общие, фундаментальные требования к управленческой деятельности. Принципы формулируются на основе познанных свойств и закономерностей управления и управляемого процесса. Принципы требуют обязательного соблюдения; нарушение любого из принципов существенно снижает эффективность управления.
К основным принципам управления образовательными системами относятся:
- принцип демократизации и гуманизации управления , который подразумевает наличие в управлении открытости, гласности, коллегиальности, сотрудничества, соуправления и самоуправления, установление в управлении субъект-субъектных отношений и осуществление личностного подхода;
- принцип систематичности и целостности , осуществляемый благодаря комплексному подходу в решении управленческих задач (комплексность в управлении всеми системами школы и каждой системой в отдельности, в осуществлении управленческих функций и др.);
- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации (т. е. единого руководства с руководством, функции которого поделены между многими);
- принцип единства единоначалия и коллегиальности : единоначалие обеспечивает дисциплину, порядок, оперативность в принятии решений, а коллегиальность – гибкость и творчество;
- принцип объективности и полноты информации означает, что управление должно опираться на достоверную информацию, достаточно полно характеризующую управляемый процесс, охватывающую все направления работы по его осуществлению; при этом во внимание должна приниматься только существенная информация, а избыточные данные необходимо отсеивать, чтобы они не мешали видеть главное.
Графически функциональный состав управления, построенного на традиционном подходе, представлен на рис. 3.
В данную классификационную систему включены такие функции педагогического управления, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «цепочку» реализуемого процесса управления образовательными системами. Ниже содержательно представлена каждая из выделенных функций.
Рис. 3. Функциональный состав управления образовательными системами (традиционный функциональный цикл)
Педагогический анализ. В научной литературе педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств и действий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Цель педагогического анализа как функции управления состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих различные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции.
Анализ - это обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решений .
Задача педагогического анализа в общей системе управления общеобразовательным учреждением - формирование ответов на три основных вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину данного негативного явления?», «Каким способом развивать данное положительное явление?».
В процессе осуществления педагогического анализа используются такие специфические методы, как:
анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы;
синтез - соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое;
аналогия - соответствие, сходство предметов, явлений. Умозаключение по аналогии предполагает, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект;
декомпозиция - расчленение задачи для анализа на части;
установление причинной связи - определение факторов взаимовлияния и взаимообусловленности явлений;
группировка - метод обработки статистических данных, когда изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы, и каждая из них характеризуется системой статистических показателей (например, группировка учителей по устойчивости показателей обученности школьников; группировка учащихся по предъявленным образовательным потребностям, группировка воспитателей по результатам аттестации и т.д.);
сравнение - сопоставление явлений, объектов, установление адекватности. Также к методам педагогического анализа относятся изучение документации образовательного учреждения, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся и т.п.
По мнению ряда исследователей, функция педагогического анализа включает три вида анализа: оперативный, тематический и итоговый .
Под оперативным анализом следует понимать такой вид педагогического анализа, посредством которого ежедневно изучаются и оцениваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, вскрываются причины нарушения его хода и рациональной организации, вырабатываются рекомендации по устранению этих причин (например, анализ состояния дисциплины учащихся за день, неделю, месяц; анализ санитарного состояния школы за эти же сроки; ежедневный анализ посещаемости учебных занятий учащимися и т.д.).
Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогического процесса и вскрыть причины их возникновения (например, изучение системы работы воспитателя по сохранению здоровья детей, системы работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся, качества знаний школьников по отдельным предметам, состояния правового/патриотического/трудового/эстетического и т.д. воспитания учащихся и др.).
Итоговый анализ проводится при завершении какого-либо отчетного периода жизнедеятельности образовательного учреждения (четверть, полугодие, год) и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты функционирование образовательного учреждения, и причин, их вызвавших.
В современной научной литературе }