Естественнонаучный научно технический и научно гуманитарный подстили. Научный стиль и его подстили. Общая характеристика

Сфера распространения: области научной и учебной деятельности.

Специальная функция: сообщения (доказательная).

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов , закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Научно-учебный . Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся , с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Научно-популярный . Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научно-технический . Адресат - специалисты технико-технического профиля. Цель - применение достижений фундаментальной науки в практике.

Жанры: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Основные черты:

Терминологическая точность

Подчеркнутая логичность

Образность, употребляемая с целью пояснения

Объективность изложения

Относительная индивидуализация

Активизация экстралингвистических средств

Что такое научный стиль речи? Что вообще такое стиль речи? Стили речи - это виды речи для общения. Стили речи бывают двух видов: разговорный, книжный. Книжный делится на художественный, публицистический, научный, официально-деловой.

  • Всем этим стилям свойственно соблюдение норм литературного языка.

В то же время одни и те же языковые средства придают разным стилям различные стилевые черты - точность, логичность, эмоциональность, объективность, официальность, образность и т.д.

Чем характеризуется научный стиль

Научный стиль характеризуется отвлечённостью, обобщенностью и логичностью изложения. Характерными для научной речи выступают смысловая точность, отсутствие образности, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая его сухость.

В качестве языковых средств используются термины и терминологические сочетания;

C точки зрения морфологии здесь преобладают глаголы настоящего времени (углерод составляет самую важную часть растения; с точки зрения морфемики слово представляет собой... ).

Часты в научном стиле абстрактные существительные, которые здесь способны иметь форму множественного числа (теплоты, дины, частоты, величины ).

Абстрактность и типичность научной речи проявляются в повышенной применимости слов среднего рода (движение, явление, количество, значение и др ).

Краткие прилагательные в научной речи обозначают не временный, а неизменяемый признак (фауна пустыни, бедна, жидкость насыщена ).

Учащиеся используют научный стиль там, где он должен проявляться, а именно: в жанрах научных статей, научных аннотаций, рецензий, рефератов, отзывов, тезисов, конспектов, диссертаций, лекций, монографий и т.п.

Подстили научного стиля

Научный стиль отличается от других тем,что он делится еще на четыре подстиля:

1) Научный. Адресатом этого стиля выступает учёный. Целью стиля является раскрытие и описание новых фактов, открытий. Применим для диссертаций, монографий и т. д.

2) Научно-учебный. Работы в этом стиле адресованы будущим специалистам и учащимся для того, чтобы описать факты, которые необходимы для понимания материала. Главным критерием является описание индукции, строгая классификация, активное использование специальных терминов. Применим для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

3) Научно-популярный. Аудитория при данном стиле не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин показывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно", т.е. при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его характерной чертой выступает упрощенный характер изложения.

Целью этого стиля становится знакомство с явлениями и фактами, которые описываются. Признак данного стиля: относительная лёгкость чтения. Стиль применим для научно-популярных журналов и книг, сообщений «научного характера» в СМИ.

Главная сфера его функционирования - наука.

Возникновение и развитие научного стиля было связано с эволюцией разных областей научного знания. Сначала, в древности, стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Например, научные труды Пифагора и Платона отличались особым эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, который распространил свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться устойчивая научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счет латыни, ставшей интернациональным языком европейского средневековья.

В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Известно, что слишком «художественный» характер изложения материала в работах Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало строго логичное повествование Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Формирование научного стиля сделало шаг вперед во второй половине XVIII в. благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников, но окончательно научный стиль сложился в России только во второй половине XIX в.

Сегодня научный стиль существует в разных областях науки (точные, естественные, гуманитарные науки), в области техники и производства, в области преподавания, в научной, учебной и справочной литературе.

Существуют разные по функциям научные тексты:

 тексты, фиксирующие знания;

 тексты, расширяющие и изменяющие знания.

Разнообразие коммуникативных функций привело к формированию подстилей научного стиля:

    собственно научный (академический);

    учебно-научный ;

    научно-популярный (научно-публицистический);

    иногда выделяют и научно-информативный (научно-деловой).

    Собственно научный (академический) подстиль.

Адресат текста - ученый, специалист, он примерно равен адресанту по уровню специальных знаний, поэтому для данного подстиля характерно строго академическое, информативное изложения материала. Цель этого подстиля - выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

Наиболее важные жанры научного подстиля:

    письменные:

 монография (книга, представляющая собой фундаментальный научный труд, посвященный решению какой-либо новой теоретической проблемы);

 научная статья (отличается от монографии меньшим объемом, менее многоаспектным содержанием, менее сложной композицией);

 тезисы (краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений);

 диссертация.

    устный жанр - научный доклад.

! В современном русском языке собственно научный подстиль - ядро научного стиля!

    Научно-информативный (научно-деловой) подстиль

Созданные в этом подстиле тексты выполняют функции переработки, краткого пересказа и юридической защиты научных публикаций.

Научно-информативный подстиль реализуется в следующих жанрах:

    аннотация;

  1. библиографические и

Те лингвисты, которые не выделяют научно-информативный подстиль, относят аннотацию и реферат к жанрам собственно научного подстиля.

    Учебно-научный подстиль

Адресат - лицо, обучаемое адресантом, будущий специалист. Цель - описать для него факты и закономерности, необходимые для овладения учебным материалом.

Основные жанры учебно-научного подстиля:

    письменные:

 учебник;

 учебное пособие;

 реферат;

    устный жанр - лекция.

Язык, используемый в учебно-научном подстиле, должен быть понятным для обучающегося, а изложение материала - конкретным и убедительным. Конечно, используются термины, но они вводятся постепенно, раскрываются и объясняются по ходу развития научного повествования. Синтаксис менее сложен, чем в собственно научном подстиле, произведения не так объемны.

    Научно-популярный (научно-публицистический) подстиль

Адресат - любой человек, неспециалист, интересующийся тем или иным научным фактом. Цель - дать представление об определенной области науки, об определенных научных фактах, заинтересовать читателя, популяризировать знания. Здесь сохраняются общие особенности научного стиля (обилие терминов и абстрактных понятий, наличие вводных слов, причастных и деепричастных оборотов и т. д.). Но тексты научно-популярного подстиля должны представлять научные сведения доступно и увлекательно.

Особенности научно-популярного подстиля:

 в этом подстиле встречаются характерные для публицистического и художественного стиля выразительные средства (эпитеты, сравнения (они, пожалуй, особенно частотны), перифразы, олицетворения) (напр.: Вселенная задает загадки; черные дыры пожирают все );

 устойчивые сочетания слов, часто эмоционально и экспрессивно окрашенные (напр.: наши меньшие братья, представители иной цивилизации );

 градация (напр.: Снова споры, поиски, находки);

 риторические вопросы, адресованные читателю (это самая распространенная стилистическая фигура в научно-популярном подстиле) (напр.: Откуда же произошло это название? Почему меняется скорость ветра? );

 образность и эмоциональность изложения; субъективные авторские оценки, в которых фигурируют личные местоимения «вы» и «мы»; глаголы повелительного наклонения первого лица;

 возможна форма диалога, призванная приблизить читателя к обсуждаемой научной проблеме;

 доступность достигается прежде всего за счет последовательности и конкретности изложения материала; вводимое в популярное изложение понятие конкретизируется с помощью уточнения времени и места действия, подробно рассматривается источник сообщения;

 чтобы облегчить восприятие информации, значение терминов, как правило, объясняется; это обычно делается с помощью следующие приемов:

Рассматривается этимология термина или понятия (напр.: Название «цефеиды» происходит от звезды Дельта Цефея - одной из наиболее типичных для данного класса небесных тел );

Приводятся примеры (напр.: Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина, известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине магазина, железная руда на заводе и соль в солонке );

Называются характерные признаки понятия (напр.: …бериллий, легчайший металл земли… );

Специальное понятие расшифровывается как бы между прочим, в скобках (напр.: В данном случае флексия (окончание) значима, поскольку… );

Употребляются другие общепринятые обозначения понятия (напр.: Железный колчедан - один из самых распространенных минералов в земной коре. Он широко встречается и на равнине, и в горах; его сверкающие, золотистые кристаллы имеются почти в каждой коллекции. Его научное название «пирит» происходит от греческого слова «пюр» (огонь) - потому ли, что он искрится на солнце, или потому, что ударом стали о его кусок можно высекать яркие искры… В истории человечества он имеет большое значение, так как содержит до 50 % серы, почему нередко его называют серым колчеданом );

 часто используются элементы разговорного стиля, прежде всего разговорная лексика и фразеология (напр.: зациклиться, прихворнуть, мудреный, нехитрый, худо-бедно, ломать голову, не по зубам ), которая способствует имитации непринужденной, персонально адресованной неофициальной речи и вносит в речь экспрессивность и образность;

 абстрактные данные в этом подстиле должны подтверждаться фактическими данными - цифрами, таблицами, графиками, рисунками, формулами, схемами.

Основные жанры:

    научно-популярная монография;

Структура этих текстов примерно аналогична строению собственно научной монографии и статьи, но речевое оформление своеобразно.

Раздел 3. Научный стиль речи

Научный стиль существует уже века. В России истоки формирования научного стиля относятся к первой трети ХVIII столетия. Именно тогда начала складываться русская научная терминология. Во второй половине ХVIII в., благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно язык науки сложился во второй половине ХIX в.

Цель науки - устанавливать закономерности. Поэтому научное мышление характеризуется обобщенностью и отвлеченностью. Кроме того, особенность движения мысли в научной прозе проявляется в том, что суждения и умозаключения следуют одно за другим в строгой логической последовательности. Еще В.Г. Белинский обратил внимание на особенность научной речи: " Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами... Один д о к а з ы в а е т, другой п о к а з ы в а е т, и оба убеждают, только один - логическими доводами, другой - картинами." Важнейшие требования, предъявляемые к научному тексту, - точность (однозначность), объективность и строгость изложения. Таким образом,стилеобразующими чертами научного стиля выступают: отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, объективность.

Подстили научной речи. Научный стиль не является однородным, он допускает разделение на подстили . В зависимости от того,какую цель ставит перед собой автор и кому адресован текст, выделяются разные подстили.

Собственно научный . Его адресат - ученые, коллеги автора, а цель - сообщить новое знание о природе, человеке, обществе. Поэтому отличительной чертой собственно научного подстиля является строго академическое изложение с подчеркнуто информативной направленностью. В этом подстиле ценятся точность информации, убедительность аргументации, логичность и последовательность изложения. Основные жанры собственно научного подстиля- монография, диссертация, статья в научном журнале, доклад.

Учебно-научный .Он адресован учащимся, цель - усвоение научной картины мира. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение содержит много примеров, иллюстраций, пояснений и т. д. Информация подается последовательно - от простого к сложному, каждый новый термин объясняется. Кжанрам этого подстиля относятся учебник, лекция .



Научно- популярный. Его адресат - широкие слои населения, цель - популяризация научных знаний, ознакомление читателя с теми или иными сведениями. Это общение между специалистами и неспециалистами. Поэтому научные данные преподносятся в доступной и занимательной форме. Автор научно-популярного текста не перегружает его научными терминами,он стремится рассказать просто о сложных явлениях и проблемах, поэтому в текстах часто встречаются эмоционально-образные элементы,сравнения, метафоры, эпитеты и т.д. Жанры - книга, статья в научно-популярном журнале, лекция.

Научно - информативный. Его цель- кратко изложить основные идеи, которые содержатся в первичном научном тексте.Жанры этого подстиля - автореферат, аннотация, конспект, рецензия, отзыв, реферат, тезисы. Следовательно, научно-информативные жанры являются текстамивторичными , поскольку они создаются на основе переработки других текстов (первичных).

Пе р в и ч н ы е т е к с т ы
Диссертация (лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научная работа, исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем.
Монография (греч. monos - один + grapfo- пишу) - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему,ограниченный круг вопросов и обычно принадлежащий одному автору.
Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале.

В т о р и ч н ы е т е к с т ы
Аннотация (лат. annotatio - примечание, пометка) - краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение. Обязательным является библиографическое описание (автор, название, место и время издания). Аннотации пишутся для того, чтобы помочь читателю определить, стоит ли читать данное произведение. Это своеобразный ориентир в мире научной прозы. В аннотации, в отличие от рецензии, не должно быть оценочных слов.
Рецензия (лат. recensio - осмотр, обследование) - отзыв о научной работе или каком-либо произведении перед публикацией. Автор рецензии комментирует основные положения научной работы, выражает собственное отношение к поставленной проблеме и ее решению. В рецензии дается аргументированная оценка и делаются выводы о значимости работы.
Конспект - (лат. conspectus - обзор) - это краткое письменное изложение прочитанного научного произведения (лекции, речи и т.п.). Чтобы лучше усвоить прочитанное, к написанию конспекта следует подходить аналитически, "пропускать через себя" содержание.Нужно уметь выделять главное и отличать его от второстепенного.
Реферат - (лат. referre - докладывать, сообщать) - изложение содержания научной работы,монографии, статьи или ряда статей; обзор литературы по определенной теме. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы. В реферате не рекомендуется часто прибегать к цитированию, а также высказывать оценочные суждения. Реферат обычно содержит иллюстративный материал.
Тезисы - (греч. thesis - положение) - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.д.

Основной языковой навык, которым должны владеть авторы вторичных текстов, - это умение передать чужую речь. Не копирование и цитирование, что является распространенной ошибкой, а способность передать содержание первичного текста своими словами, лежит в основе грамотно написанных конспекта, реферата и т.д.

Выделяются следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. Дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов. Сначала, на первом этапе, выдвигается тезис (общее положение) или гипотеза (предположение). На втором этапе доказывается или опровергается истинность выдвинутого тезиса, приводятся различные аргументы, факты и примеры, которые свидетельствуют об истинности или ложности тезиса. Третий этап - завершающий, он содержит выводы.

Индукция (лат. inductio - наведение) - это движение мысли от частного к общему, развитие мысли от единичных или частных фактов к обобщению, к общему правилу. Композиция индуктивного метода трехчастна. Во вступлении определяется цель исследования. В основной части излагаются накопленные факты, которые при этом подвергаются анализу. И,наконец, на основе всего изложенного делаются выводы, устанавливаются закономерности.

Проблемный метод предполагает активизацию мыслительной деятельности путем постановки проблемных вопросов. В широком смысле проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. Автор формулирует проблему и затем предлагает различные пути ее решения, подвергая способы решения подробному анализу. Читатели или слушатели, следуя за логикой изложения, рассматривают факты с разных сторон, выделяют существенное и второстепенное, абстрагируют и обобщают.

Аналогия - (от греч. analogia - соответствие) сходство между предметами и явлениями. Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным способом наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно ее применение в учебно-научной литературе.

ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СТРОГИХ СТИЛЯХ

В системе функциональных стилей современного русского языка официально-деловой стиль и научный стиль занимают особое место и объединены общим названием строгие стили . В чём же заключается суть подобного названия?

Дело в том, что овладение этими стилями требует от нассоблюдения особых, дополнительных норм . Соблюдать нормы литературного языка мы обязаны в любой ситуации общения, в рамках любого функционального стиля. А при создании делового или научного текста необходимо учитывать ещё и дополнительные требования – особые, внутристилевые (текстовые) нормы. Эти нормы, например, регламентируют объём научного текста. Так, научная статья, как правило, не должна превышать 10-12 страниц печатного текста, дипломная работа – 50-80 страниц, кандидатская диссертация – 150 страниц. Особые требования предъявляются и к оформлению документов: регламентируется использование продольного (книжный формат) или поперечного (альбомный формат) бланка, в особых случаях – гербовой бумаги, а также выбор и расположение реквизитов и многие другие моменты. Недопустимо также произвольное оформление некоторых научных текстов, в частности курсовой или дипломной работы, диссертации и т. д.; необходимые элементы их содержания предписываются ГОСТами.

Существуют и собственно языковые ограничения и предписания. Например, в деловом письменном или научном тексте (за исключением научно-популярного подстиля) невозможно употребление разговорной лексики и фразеологии, осторожно используются оценочные языковые средства.

Таким образом, ситуации, в которых функционируют строгие стили, требуют от пишущего (говорящего) не просто общей грамотности, но и особых умений и навыков, прежде всего композиционно-речевых. В связи с вышеизложенным создание научных и официально-деловых текстов вызывает у нас, носителей языка, определённые затруднения.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ. ТЕРМИН И

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Научный стиль обслуживает сферу научной, образовательной и просветительской деятельности человека. Основным содержанием этого стиля является объективная, точная характеристика явлений действительности, их систематизация (классификация), а также выявление закономерностей их развития.

Ключевым понятием научного стиля и его главной языковой чертой являются термин и терминология той или иной отрасли знания. Ведь наука, в зависимости от объекта и цели изучения, существует, реализуется именно как конкретная наука: математика, химия, биология, искусствознание и т. д. А термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие, специфичное для какой-либо отрасли знания, производства или культуры . Терминология же каждой отдельной науки – это совокупность терминов , используемых в её рамках.

Термин отличается от других лексических единиц по целому ряду признаков .

1. С языковой точки зрения большинство терминов представляет собой существительные и словосочетания (устойчивые составные наименования) на их основе. Ядро терминологии составляют однокомпонентные термины – термины-слова, а уже на их базе строятся более сложные, многокомпонентные наименования, отражающие родо-видовые различия. Такие устойчивые составные наименования могут быть двух-, трёх- и многокомпонентными. С фразеологизмами их сближает структурная целостность и воспроизводимость.

Устойчивые составные наименования терминологического характера бывают:

· субстантивными (главное слово - существительное): угол поворота, магнитная индукция и т. п.;именно они количественно преобладают;

· адъективными (главное слово - прилагательное): стабильно употребляемые, прямо пропорциональные и т. п.;

· глагольными: блокировать данные, преобразовать уравнение и т. п.

2. Фиксированность содержания термина и его дефинитивность . Являясь точным обозначением специального понятия, термин даёт его строгую и точную дефиницию (научное определение), например: Электрокерамические материалы – это твёрдые вещества, получаемые в результате обжига исходных керамических масс или Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и являющаяся основным элементом процесса, называется технологической операцией.

Таким образом, дефиниция - это фрагмент текста, который раскрывает содержание научного понятия, представленного термином, и служит ответом на потенциальный вопрос: «Что означает данный термин?». В дефиниции содержатся необходимые и достаточные признаки обозначаемого понятия, с тем чтобы его можно было отличить от другого.

3. Термин официально принятое, узаконенное наименование какого-либо понятия в науке, искусстве, технике. Следовательно, обычное слово в языке обладаетлексическим значением, а термину это значение приписывается. Таким образом, значение термина носит « договорный» характер, поскольку устанавливается в результате сознательной, преднамеренной договорённости. Исходя из этого можно утверждать, что термины и терминология в целом носят социальный характер и находятся под контролем общества.

4. Терминологии в целом свойственна системность (систематичность),проявляющаяся в том, что любойтермин занимает своё место в терминосистеме, отражая связь одного понятия с другим. Например, термин языкознания приставка связан с такими терминами, как слово (это значимая часть слова), морфема (это служебная морфема), основа слова (это часть основы), суффикс (являясь служебными морфемами, приставка и суффикс различаются месторасположением в основе слова ).

5. Хотя многие термины создаются на базе уже имеющихся в языке общеупотребительных слов (например, остаток, период, магазин ), дефинитивное значение термина не должно зависеть от контекста и в идеале теминологические слова и словосочетания должны в пределах терминосистемы трактоваться однозначно.

6. У терминов отсутствуют синонимы, поэтому частая повторяемость терминов в научном тексте является нормой. Хотя есть и редкие исключения, например: дотация – субсидия; ФИЛ – фотоимпульсная ламп; языкознание –лингвистика. В подобных случаях всё же принято говорить не о синонимии, а о дублетности. Профессионализмы же вообще являются внелитературными языковыми элементами, что налагает запрет на их использование в письменном научном тексте.

7. Термины, как правило, не являются достоянием какого-либо отдельного языка, а, будучи близки по языковой форме (оболочке) и тождественны по содержанию, способны образовать международный терминологический фонд. Это их свойство называется интернациональностью.

Широкое использование терминов характерно и для текстов официально-делового стиля; особенно употребительна в них терминология таких отраслей знания, как делопроизводство, право, экономика и финансы. Но насыщенность терминами свойственна именно научному стилю.

ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили. Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

· в специфике адресата;

· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

· в использовании в научном тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение термина объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в следующей таблице.