Экскурсия как форма организации учебного процесса. Учебная экскурсия. Функции и признаки экскурсии

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

Создание условий для индивидуального развития ребенка;

Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

Создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

Расширение рамок общения школьников с социумом;

Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

Для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.

Понятие «экскурсия»

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире .

Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Цели экскурсий

Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

Осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

Воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

Расширение кругозора учащихся;

Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

Воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

Внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

Группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;

Краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

Музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».

По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).

Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Направления экскурсионной работы:

1. Досугово - развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.

Методика проведения экскурсии

В методике выделяют три блока:

Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

    Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

    Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

методика и техника ведения;

знания педагога;

подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

История возникновения экскурсии как метода обучения

Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 - начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2 -ой половине 18 века (Н.И. Новиков). Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений. Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание. Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведенеия в 60-х годах 19 века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. У минский, А.Я. ГердЕ.И. Тихеева и др. Со 2-ой половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, преимущественно частных гимназий и коммерческих училищ. В конце 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов и др. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В 1919 под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча был опубликован труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» и др.

В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

Экскурсия как форма внеурочной работы

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),

    по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

    по мету расположения объектов: натурные, музейные.

    по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

    реализуется принцип наглядности обучения

    повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

    способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

    расширяет кругозор школьников;

    учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

    способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.

Подготовка и проведение учебных экскурсий. Нередко, педагог по своему предмету в программе отводит определённое количество часов для учебных экскурсий. Как правильно подготовить экскурсию и организовать детей, чтобы время на экскурсии не было затрачено впустую.

Учебная экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях.

Вот уже около десяти лет в нашей школе действует система экскурсионных поездок, которая направлена на воспитание истинного гражданина, формирование познавательного интереса к истории родного края.Расширение кругозора, возникновения мотивации к обучению, развития умения устанавливать межпредметные связи.

Конечно, большую роль в становлении этой системы сыграл курс истории и культуры Московского края, а также богатая история самой Москвы и родного Серпухова.

Эти экскурсии помогают учащимся не только лучше узнать свою малую родину, но и искренне полюбить её.

Поездки в Царицыно, Кусково, Коломенское, а также в Тулу, на Бородино перестают быть для учащихся лишь географическими объектами, упомянутыми в учебнике. Поездки в эти города надолго откладываются в памяти каждого ребёнка, вызывая интерес к предмету и желание изучить историю своей страны.

Есть в планах школы экскурсии, связанные с изучением естествознания (Приокско-Терассный заповедник, парк птиц «Воробьи», Океанариум, страусиная ферма, Дарвиновский музей, Планетарий).

Очень широкие возможности предоставляет и для проведений экскурсий по литературной тематике. Мемориальные музеи поэтов и писателей оказывают неоценимую помощь учителям литературы в изучении программного материала. Так, изучая в школе жизнь и творчество А.С. Пушкина, незаменимы экскурсии в Пушкинские музеи на Пречистенке, и на Арбате. А поездка в Шахматово, в усадьбу А.Блока в конце учебного года становится для детей замечательным подарком или интересной формой проведения выпускного вечера.

Система экскурсионных поездок – гибкая. Каждый педагог волен внести в неё те изменения, которые он считает необходимыми, исходя из индивидуальных особенностей класса, индивидуального и культурного уровня детей. С каждым годом количество проведённых экскурсий не уменьшается, появляются новые интересные маршруты.

Но любая экскурсия не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсии требует тщательной подготовки. Учитель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Допустимо дать будущему экскурсоводу необходимые методические рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, объекты следует обратить особое внимание. Очень важно с первых поездок, с первых экскурсий объяснить детям как нужно работать на экскурсии, как отбирать материал, следует или нет вести записи, как слушать экскурсовода(как располагаться в музее вокруг гида).Раз за разом эти умения перерастают в навыки, дети понимают, что в музее надо не просто смотреть, но видеть новое и интересное, не просто слушать, а слышать и запоминать необходимую информацию.

Необходимо чётко сформулировать цель посещения . Это позволит ребятам заранее настроиться на внимательное прослушивание экскурсии.

Задание должно быть чётким и конкретным. Предложить детям перед посещением зала Древнего Египта музея Изобразительных искусств им. Пушкина запомнить, как можно больше – это проваленная экскурсия. Та же экскурсия, но школьников надо разбить на группы по 6-7 человек, где каждая группа получает свои задания по определённой теме: «Ремёсла древних египтян», «Религиозные верования» и т.д.При этом необходимо не только запоминать, но и зарисовывать, что больше понравилось, подумать, как и почему эти предметы стали музейными экспонатами, какие из увиденных вещей мы используем сейчас, даже не задумываясь, что пришли они к нам из далёкого прошлого.

И очень важно, чтобы дети могли высказать не только знания, но и впечатления от увиденного. Самая удачная форма-отзыв «Что больше всего поразило или удивило»(но не запомнилось -иначе отзыв сведётся к пересказу информации).В результате ответы детей очень эмоциональные.

Обязательно следует подвести итог посещения музея в виде конкурса «Кто что запомнил» не для того, чтобы проверить, кто запомнил больше, кто меньше, а чтобы предоставить возможность каждому ученику высказать своё мнение.

В связи с экскурсионными поездками в школе существует такая форма работы, как фотовыставка. Перед экскурсией в старинный Суздаль ученики 10 класса получили задание сделать фотографии величественных храмов древнего города, запечатлеть строения музея деревянного зодчества, самый большой по размеру выносной фонарь, старинные «златые врата», сделанные из медных пластин, полузабытым ныне способом «огневого золочения». В результате появился не один творческий отчёт. Ребятам очень нравится заниматься подобной проектной деятельностью.

Особое место в серии экскурсионных поездок занимают, так называемые, комплексные экскурсии. Это экскурсии одновременно по нескольким учебным предметам, например истории и литературы, или мировой художественной культуры. Уже традиционными стали поездки в Солнечногорский район в имение Блока, Чеховское Мелихово, дом-усадьбу Поленово Тульской области, Клин П.И.Чайковского. Ребята знакомятся не только с эпохой, на которую пришёлся расцвет творческой деятельности писателя, художника, композитора, узнают много нового из жизни знаменитости, но и знакомятся с его произведениями, слушают стихи, музыку.

Благодаря системе экскурсионных поездок каждый ученик способен почувствовать себя приемником культурного наследия своего города, края, страны, его хранителем и участником дальнейшего развития.


Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.

Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цех электролиза металлургического завода, на которой ученики знакомятся не только с применением химического действия тока, но и с химическими аспектами технологии.

Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала.

Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.

Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.

Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.

  • детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной;
  • определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проведенная согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников;
  • определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников с школы до объекта экскурсии;
  • проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.

4. В определенное время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников, или другой учитель. Учитывая это особенный интерес в организационном плане представляют комплексные экскурсии, когда учеников ведут несколько учителей.

Школьная экскурсия это - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся :

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

д) эмоциональность.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Школьные экскурсии имеют два вида:

Урочные - проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения.

В процессе проведения производственных экскурсий у учащихся воспитываются элементы общетрудовой и технической культуры, любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.

Объектами производственных экскурсий могут быть промышленные предприятия - фабрики, заводы; транспортные - железнодорожные станции, пристани; энергетические - электростанции; сельскохозяйственные - колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и другие предприятия. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии . Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии . Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии , которые охватывают сразу несколько предметов.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяются три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

Внеурочные - факультативные - проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д .

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки - игры, вопрос - ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии - это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция . Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

1.Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.- М.: Академия, 2008. - 496с.

2.Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.

3.Каурова А.Д . Организация сферы туризма : учебное пособие . СПб.: Герда, 2006. - 320 с.

4.Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

5.Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000. - 412с

За всю историю отечественногоэкскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка).

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.
Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности.

Экскурсия как вид деятельности

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода.

Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п. Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков»..

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний. Воспитательная функция . Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция . Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:


  • с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;

  • формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.