Экологическая грамотность школьников. Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира посредством заданий творческого характера. Основные темы разделов
Статья посвящена одному из важных направлений современного образования – формированию экологической грамотности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких наук, как педагогика, география и экология. Проведен анализ становления понятия «экологическая грамотность». Автором предложено отличающееся, от других ученых видение понятия экологическая грамотность, которое наиболее полно может найти применение в современных школах. Значительное внимание уделяется экологической доктрине Российской Федерации, а именно вопросам, посвященным экологическому образованию и просвещению. Особое внимание уделено анализу стратегии и программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2015 гг. Автор приходит к выводу, что существуют некоторые проблемы в вопросах формирования экологической грамотности, которые по силам частично решить группе заинтересованных лиц, например, педагогам.
экология
география
грамотность
педагогика
экологическая грамотность
1. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.
2. Грамотность // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 7. – С. 245.
3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.
4. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. – 276 с.
5. Методика обучения географии в школе: метод. пособие для студентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 224 с.
7. Ноосферный путь устойчивого развития России и мира / П.Т. Драчев [и др.]. – М.: ПР Стайл, 2002. – 472 с.
8. Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. – 124 с.
9. Протасов В.Ф. Экология. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 380 с.
10. Родзевич Н. Н. Экологическая глобализация // География в школе. – 2005. – № 4. – С. 8–15.
11. Флеенко А.В. Реализация принципов эколого-географического образования в школе / А.В. Флеенко. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 255 с.
12. Сергеева Т.К. Экологический туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 358 с.
13. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. – 160 с.
По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового . А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории - зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации . Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.
Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе .
Об объединении широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях в 1975 г. говорил И.П. Лаптев . Н.В. Абаев отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, следовательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.
В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня населения .
Термин «экология», обозначающий «науку, изучающую взаимосвязи между живыми организмами, включая человека, с окружающей их средой» ввел Э. Геккель в 1866 году. Предмет изучения экологии окончательно определился в 1935 году, когда А. Тенсли было сформулировано определение экосистемы как «совокупности организмов и неживых компонентов их обитания, находящихся в функциональных взаимосвязях». С течением времени объем знаний об экосистемах постепенно перешел в качество, за рубежом оформившись в «науку об окружающей среде», или энвайроментологию. У нас она разветвилась на геоэкологию, глобальную экологию, прикладную экологию, социальную экологию и др. Взаимосвязи «общество-природа» во второй половине и в конце XX века настолько обострились, что накопленная информация об этих локальных и глобальных обострениях не могла не инициировать сначала интерес, а затем потребность в новой образовательной области «Экология», или, как привычнее звучит: «экологическое образование» (за рубежом: «Образование в области окружающей среды»).
Н.Н. Моисеев отмечал , что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно принятию идей Ю.Н. Пахомова , можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др.
В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно, и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области .
В 1987 году Всемирная Комиссия по охране окружающей среды и развитию при ООН призвала создать новый документ, который сформировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Затем идея Декларации (хартии) Земли обсуждалась в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время Саммита Земли. Хартия Земли - это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Декларация Земли является своеобразным аналогом Декларации прав человека, но Хартия Земли ‒ в области охраны окружающей среды .
2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» - документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 .
На основе идей В.Ф. Протасова можно сказать, что экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Экологическая доктрина Российской Федерации состоит из отдельных пунктов, одним из интересных, на наш взгляд, является часть, посвященная экологическому образованию и просвещению. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:
Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
Включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
Усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
Подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;
Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
Государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;
Разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение опросов устойчивого развития Российской Федерации;
Развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов.
В Томской области в 2005 году для формирования региональной политики в системе непрерывного экологического образования, планов и программ по ее реализации был создан Координационный Совет по вопросам непрерывного экологического образования. В 2006 году разработана и утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.», а в 2008 году - Программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение Томской области на 2008-2010 гг.» с перечнем мероприятий и источниками финансирования. Работу данного Координационного Совета можно считать успешной, именно поэтому в 2011 году принимается «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.» и программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2011-2015 гг.». Проанализировав данные программы, автор пришла к выводу, что основные принципы формирования экологически грамотного человека заключаются в следующем:
1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.
2. Системность и непрерывность образования в области экологии.
3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.
4. Всеобщность и комплексность.
5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.
6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.
7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.
8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека.
Формы реализации формирования экологически грамотного человека:
1. Обязательное преподавание экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.
2. Эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей.
3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования.
5. Распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.
Становление формирования экологически грамотного человека открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах.
На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды», аналогичное постановление подписал и губернатор Томской области С.А. Жвачкин. Все это еще раз говорит о значимости экологической грамотности всех слоев населения, и в первую очередь, школьников.
Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в процессе формирования экологической грамотности не только детей, но и их родителей. Поскольку в настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует , автор данной работы предлагает понимать под экологической грамотностью овладение и возможность применения определенных знаний, умений, навыков в жизни и развитии человечества. По нашему мнению, экологическая грамотность является совокупностью следующих элементов: экологическое образование - экологическое воспитание - экологическое мышление - экологическое сознание - экологическая культура, помноженные на психолого-педагогические особенности обучающихся и на педагогические технологии.
Таким образом, состояние проблемы формирования экологической грамотности школьников, на наш взгляд, отражается в следующем:
1. В экологической грамотности, которая должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;
2. В стратегии формирования экологической грамотности населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;
3. В законодательной базе, которая нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической грамотности населения нашей страны.
Автором с 2005 года ведутся исследования в области формирования экологической грамотности школьников. В начале исследования носили теоретический характер, а с 2007 года - практический. В МАОУ СОШ № 31 г. Томска работа по формированию экологической грамотности ведется с 1 по 11 класс. Экологические знания можно получить через следующие виды деятельности: интегрированные уроки, система дополнительного образования, внеурочная работа. Данная работа требует постоянного мониторинга (рисунок). Анализ диаграммы показывает, что системная и непрерывная работа по формированию экологически грамотного школьника, которая проводится автором уже 7 год, не остается бесследной: школьники с большим интересом занимаются перечисленными видами работ. Из диаграммы мы видим, что растет число обучающихся с высоким и средним уровнем экологической грамотности, в то время как число учеников с низким уровнем сокращается.
Мониторинг за уровнем сформированности экологической грамотности школьников МАОУ СОШ № 31 г. Томска, 2007-2012 гг.
Результатом работы с обучающимися школы № 31 г. Томска, на базе которой проводились исследования, является тот факт, что Департаментом общего образования Томской области 19.02.2010 г. был присвоен статус экспериментальной площадки по формированию экологической культуры, а с 30.05.2011 г. школа стала экологическим центром.
Рецензенты:
Евсеева Н.С., д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии геолого-географического факультета Томского государственного университета, г. Томск;
Севастьянов В.В., д.г.н., доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.
Работа поступила в редакцию 07.05.2013.
Библиографическая ссылка
Флеенко А.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Юлия Игоревна Чигоревская
Санкт-Петербург
Елена Станиславовна Кузнецова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования экологической грамотности младших школьников посредством проектной деятельности. Данная деятельность позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности - учебную, игровую, трудовую и др.
Ключевые слова: ФГОС, экологическая грамотность, эмоционально-ценностное отношение, экологические знания, экологоориентированное поведение, проект, проектная деятельность, экологический проект.
Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений.
Формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) (здесь и далее цит. по: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009) . Однако, по исследованиям И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной отмечается, что около 50% младших школьников демонстрируют в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе. Таким образом, необходимость формирования экологической грамотности младших школьников, безусловно, является важным направлением освоения ребенком школьной программы.
Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не сформулировано. Однако, большинство авторов (И.Н. Пономарёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Д. Дерябо, Н.Е. Яценко) сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Немаловажным для формирования осознанного экологоориентированного поведения является и личная мотивация ребенка к участию в решении экологических проблем (Д.С. Ермаков, 2011) . Таким образом, при формировании экологической грамотности у младших школьников в соответствии с основной образовательной программой по предмету «Окружающий мир» можно выделить три основных компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение, потребность и осознанность экологоориентированного поведения.
Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Следует отметить, что экологоориентированное поведение – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования (Е.Е. Морозова, 2002) [ 10]. Содержание экологической грамотности включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природе и потребности в экологической деятельности (в том числе, природоохранной) возможно и результативно только в практической деятельности младших школьников в природе: наблюдении природы и взаимодействие с ее объектами (Е.С. Кузнецова, 2012) .
Таким образом, средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, и этим как мы считаем, является проектная деятельность.
Характер проектной деятельности для младших школьников заключается главным образом в том, что позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности – учебную, игровую, трудовую и др. Поэтому организации проектной деятельности необходимо уделять особое внимание.
Раскроем сущность проектной деятельности. Определённая организация и содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической грамотности на междисциплинарной основе путём интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, 2004) .
Одним из важных направлений этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.
Проектная деятельность предполагает совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения определённой проблемы, а также способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения и делает проектную деятельность столь привлекательной для системы образования.
Мы определяем проектную деятельность, как самостоятельную, самоорганизованную, практико-ориентированную деятельность интегрированного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи.
В психолого-педагогической литературе нам не удалось найти конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив экологические проекты, предложенные И.В. Цветковой, Е.Е. Морозовой мы даём следующее определение экологическому проекту.
Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.
Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника: формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.
Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы. При организации работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность.
В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходимы: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
При внедрении в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Библиография:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 2009. 64 с.
Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 2005, № 6. С. 53-55.
Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 480с.
Ермаков Д.С. Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития // XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». М. 2011. С. 15-19.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования, М.: Педагогика, 2011. 184 с.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004. 159 с.
Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.
Кривощекова Н.В. Подготовка будущих учителей к формированию экологической грамотности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2009. 18 с.
Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников// . 2012. Т. 3. . С. 223-227.
Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35
Пономарева И. Н. Экологические понятия, их система и развитие. СПб., 2009. 87 с.
ФГОС: Начальное общее образование. М, Просвещение. 2009
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.
Мы живем в бурно развивающемся мире, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня происходит проникновение экономики в природу, экологию, экосистему, и темпы этого вмешательства становятся критическими.
Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими для всего живого последствиями не могут сравниться ни с какими другими проблемами. По многочисленным данным уже уничтожено 2/3 лесов, ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, запас пригодных для сельскохозяйственного использования земель, составляющий 2,5 млрд. га, сокращается со скоростью 6 – 7 млн. га/год; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек: с 2000 года кислотность Мирового океана увеличилась в 10 раз, а за последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%; сокращается биоразнообразие планеты, каждый год человек уничтожает около 1% животных. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете. За последние 15 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 0,8 °C, это ведет к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей, к примеру, в Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами, при этом более 100 млн. россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях .
В мире регулярно проводятся конференции по вопросам изменения климата, в которых принимает участие большое количество разных стран. Одним из самых крупных международных событий 2015 года является конференция Организации Объединенных Наций по климату СОР21, проводимая на территории Франции в Париже с участием 138 стран. Значимость Конференции заключается в подписании международного соглашения по климату, в котором содержится требование по ограничению повышения температуры на 2°C к 2100 году, так как учеными доказано, что потепление климата больше чем на 2°C до конца столетия чревато тяжелыми последствиями для населения. Задача данного соглашения состоит в приостановлении изменения климата, представляющего угрозу для экономики каждой страны в мире, это, в свою очередь, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, а также соглашение призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны для решения мировых экологических проблем.
Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.
Из данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» следует, что с каждым годом объем затрат на охрану окружающей среды увеличивается и при этом ежегодно составляет 0,7-0,8% по отношению к ВВП . Эти затраты включают в себя среди прочих затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, а также затраты на научные исследования и разработки экологического характера. Таким образом, государство заинтересовано в решении экологических вопросов, в том числе в развитии экологического образования и формировании экологически грамотного населения.
В настоящее время экологическая грамотность формируется на всех уровнях государственной образовательной системы, то есть во всех социальных институтах, чьей целью является образование человека, так как формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, зарождающийся в детстве и длящийся на протяжении всей жизни.
В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, включающее бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации; а также дополнительное образование. В таблице 1 по данным Центра социологических исследований приведена численность учащейся молодежи государственных образовательных учреждений Российской Федерации.
Таблица 1- Численность учащейся молодежи в дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждениях Российской Федерации по состоянию на 2013 год
По прогнозу Центра социологических исследований общая численность учащихся дневных образовательных учреждений Российской Федерации будет неуклонно расти и к 2025 году достигнет 20561 тыс. чел. . А это приблизительно 15 % от общего количества населения Российской Федерации, составляющего сейчас более 146 млн. чел. Таким образом, существует значительный слой населения, которому необходимо формировать и развивать свою экологическую грамотность.
В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний . В процессе обучения должно происходить формирование экологически грамотного человека.
В настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует. После анализа различных определений экологической грамотности, был сделан вывод, что под экологической грамотностью понимается запас экологических знаний и возможность применения этих знаний и навыков в повседневной жизни для того чтобы изменить свой образ жизни на более экологичный для себя и окружающей среды с целью дальнейшего развития человечества. При высоком уровне экологической грамотности увеличивается продолжительность жизни населения, уменьшается число заболеваний и патологий; с помощью рационального природопользования происходит экономия и приумножение природных ресурсов, поэтому экологическое воспитание в настоящее время приобретает особую значимость в развитии любого города, региона, страны и мира.
На каждом уровне образования принципы формирования экологической грамотности имеют свои особенности, что рассмотрено в таблице 2.
Таблица 2 – Формирование экологической грамотности учащихся по уровням образовательной системы
Уровень образования |
Требования государственных образовательных стандартов в сфере экологических знаний |
Особенности формирования экологической грамотности |
Дошкольное образование | приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,
формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности . |
Формируется любовь к природе, интерес к изучению родного края, навыки ведения здорового образа жизни. |
Общее образование:
начальное общее основное общее среднее общее |
формирование системы знаний и представлений о природе . формирование понимания значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы . формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности . |
Происходит воспитание ответственного и бережного отношения к природе, развитие навыков ведения здорового и экологичного образа жизни, формируются умение практической деятельности по улучшению окружающей среды, а также навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества. |
Профессиональное образование: | В данном случае нет единого государственного образовательного стандарта; существуют стандарты отдельно для каждого направления обучения, но все они включают в себя изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые обладают значительным эколого-образовательным потенциалом. | Происходит углубление полученных ранее знаний в области экологии, приобщение к научно-исследовательской работе, к возможности поиска творческих решений проблем в области охраны окружающей среды. |
Несмотря на объем затрат со стороны государства на охрану окружающей среды, на экологическое образование, включающее изучение экологических дисциплин на всех ступенях образовательной системы и проведение различных мероприятий по формированию экологически грамотного общества, уровень экологической культуры в России остается невысоким. В первую очередь, это связано с различными проблемами федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В последние годы законодательная база в этой области ослабла и стала менее прозрачной: в действующем базовом законе «Об охране окружающей среды» от 2002 года мало норм прямого действия, тогда как в предыдущем законе их было гораздо больше. Реализация многих экологических норм осложнена тем, что в основополагающих законах не в полной мере учитываются положения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Несовершенство законодательной базы, в свою очередь, создает серьезные трудности для промышленных предприятий. Законодательные акты могут содержать термины и понятия, определение которых не раскрывается в действующем законодательстве, поэтому возникает проблема неоднозначного их толкования различными контролирующими органами, что приводит к высокой коррупционной емкости оформления документации, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» используются термины: «обработка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов», «обработанные водные биоресурсы», но нет определения (разъяснения) этих терминов .
Также на сегодняшний день серьезной проблемой является отсутствие на многих предприятиях современных улучшенных технологий очистки вод и технологий безотходного производства, что зачастую приводит к различным уловкам с их стороны. В частности, некоторые предприятия могут предоставлять не соответствующую действительности информацию о выбросах и сбросах с целью снизить плату за вредное воздействие от своей деятельности. Таким образом, бюджеты теряют значительную часть доходов, а население страдает от загрязнений среды.
На бытовом уровне существуют свои сложности с соблюдением экологических норм и правил. К примеру, несознательность и экологическая неграмотность многих людей приводит к лесным свалкам и пожарам, возникающим вследствие оставления различного мусора в лесах и непотушенных после себя костров. До тех пор, пока каждый из нас не научится бережно относиться к природе и окружающей среде, леса, парки, дворы будут наполняться мусором, и, в конечном счете, экологические проблемы и катастрофы будут существовать и разрастаться.
Итак, экологическое образование необходимо всем и каждому, население должно быть экологически грамотным.
Формированию экологической грамотности на ступени общего образования, посвятили свои труды разные авторы: Драгунов Е.А., Захлебный А.Н., Топор А.В., Валуева Н.Н. и многие другие. Также значительная часть исследований принадлежит проблеме формирования экологической культуры населения в целом, независимо от уровней образования. А работ, посвященных развитию экологической грамотности на уровне профессионального образования, существенно меньше. Поэтому в данной статье будет рассматриваться вопрос формирования экологической грамотности на ступени высшего образования.
Необходимо учитывать, что обучаться профессиональному образованию приходят люди уже имеющие определенный уровень экологических знаний и навыков, с собственным экологическим мышлением, поэтому целью формирования экологической грамотности у студентов является повышение и дальнейшее развитие экологической культуры, углубление имеющейся экологической подготовки.
Таким образом, очень важно определить реальный уровень экологической грамотности студентов, обучающихся на ступени высшего профессионального образования. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры очной формы обучения, а также преподаватели вуза. Для студентов был составлен тест, включающий в себя 5 блоков, затрагивающих разные экологические вопросы. В результате были получены следующие данные: знают экологические понятия и термины 39% студентов бакалавриата и 26% студентов магистратуры; разбираются в основных экологических проблемах 53,5% студентов бакалавриата и 68% магистрантов; умеют классифицировать природные ресурсы по категориям студенты бакалавриата и магистратуры примерно одинаково – было получено около 68% правильных ответов; на вопросы, связанные с эколого-экономическими аспектами природопользования, верно отвечают 61% учащихся бакалавриата и 68% магистрантов; 58% студентов бакалавриата и такой же процент студентов магистратуры разбираются в такой экологической проблеме как перенаселение. Вследствие чего мы видим, что у студентов средний уровень экологической грамотности: 56% студентов бакалавриата и 58% магистрантов ответили правильно на поставленные в тесте вопросы. Но также важно понять потребность студентов в экологическом образовании. Для решения этой задачи учащимся была предложена анкета, с помощью которой мы узнали, что более 50% опрошенных студентов хотели бы углубить свои экологические знания; встречи со специалистами и лекции для повышения экологической культуры нужны 27% студентов бакалавриата и 58% магистрантов; мероприятия экологической тематики хотели бы посещать 32% учащихся бакалавриата и 53% студентов магистратуры; практически все студенты в повседневной жизни задумываются о проблемах экологии, а более половины считают, что экологическая грамотность имеет значение для будущей профессиональной деятельности.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в углублении своих экологических знаний и повышении своей экологической культуры. И для того чтобы повысить уровень их экологической грамотности в процессе получения высшего образования необходимо решить следующие задачи:
Вооружить будущего специалиста системой научных знаний, умений и навыков экологического характера,
Сформировать у студента потребность в экологических знаниях: показать возможность использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности для принятия экологически целесообразных решений,
Дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных способах природопользования с целью показать необходимость гуманного отношения к окружающей природной среде, а также значимость экономии природных ресурсов и их рационального использования,
Предоставить студенту актуальную информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах, объяснить необходимость личного участия студента в экологической жизни общества; студент должен осознавать всю опасность глобальной экологической катастрофы,
Необходимо заинтересовать учащегося выполнением различных научных исследований по экологической проблематике.
Эффективное решение поставленных задач позволит углубить знания студентов в области экологии, сформировать стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, приобрести студентами знания о грамотном природопользовании, а также имеющихся экологических проблемах и, таким образом, повысить уровень их экологической грамотности.
Для успешной реализации данных задач необходимо соблюдать определенные принципы формирования экологической грамотности студентов:
Направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды,
Направленность на выработку у студентов бережного отношения к окружающей среде, культивирование гуманистического отношения к природе,
Постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована для более эффективного процесса формирования экологической грамотности.
К сожалению, в настоящее время выполняются лишь некоторые из поставленных задач и соблюдаются не все принципы формирования экологической грамотности студентов. В первую очередь, это связано с тем, что в учебных планах, которые реализуются для направлений подготовки специалистов, напрямую не связанных с экологией, очень мало дисциплин экологических и косвенно касающихся экологических проблем. Так, после проведенного анкетирования преподавателей, был сделан вывод о том, что лишь 40% из них касаются в рамках своих дисциплин экологических проблем, но это происходит редко. А также только 29% преподавателей сказали, что могут в процессе обучения влиять на формирование экологического мышления студентов, но при этом 86% преподавателей считают, что экологическая культура необходима современному студенту.
Исходя из полученных данных следует, что для повышения уровня экологической грамотности студентов вузов необходимо:
Внести в учебные планы различные экологические дисциплины, которые могут быть как основными, так и в форме факультативных занятий для действительно заинтересованных в углублении своих экологических знаний студентов, желающих заниматься научными исследованиями, решать кейсы и проблемные задачи экологического характера;
Организовать для преподавателей дополнительные курсы повышения квалификации и мастер-классы, в ходе которых будет рассматриваться вопрос значимости экологического образования и возможности каждого преподавателя внести вклад в экологическое воспитание студента;
Проводить различные экологические мероприятия внутри вуза: приглашать специалистов из этой области; показывать видео экскурсии по загрязненным и нетронутым рукой человека территориям, по промышленным заводам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и при этом применяющим современные технологии для снижения отрицательных последствий, с целью научить студента бережному отношению к окружающей среде; проводить конкурсы среди научных работ и докладов на тему экологических проблем;
Мотивировать студента на участие в различных региональных, общероссийских форумах, посвященных проблемам экологического характера с помощью поощрений в виде дипломов и возможностью выигрывать гранты;
Объединить усилия государства и различных существующих экологических организаций, направленные на охрану окружающей среды путем создания в каждом вузе экоклубов и/или экологических отрядов, которые будут заниматься природоохранной деятельностью, пропагандой здорового и экологичного образа жизни, делиться между собой опытом проведения разнообразных экологических мероприятий, для сплочения студентов вокруг принципов охраны окружающей природной среды и для формирования имиджа своего вуза как «экологически сознательного» учебного заведения.
Таким образом, формирование и повышение уровня экологической грамотности студентов невозможно без экологизации профессионального образования. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека и общества. В процессе обучения в различных учебных заведениях профессионального образования студент может углубить свои знания в области экологии, развить в себе гуманное отношение к окружающей среде, но для этого необходимо создать в вузах соответствующие условия.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- уровень естественно-научных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности.
Человек должен быть экологически грамотным. Даже и не должен, а обязан, так как это наш дом. Причём, дом общий. Человеку нужно научиться любить его, беречь, содержать в чистоте,иначе погибнет он сам. Мы привыкли говорить "природа", а не "дом". А нужно привыкать к этому понятию, тогда у нас и появится чувство ответственности за его сохранность, за его состояние.
Для этого и надо стать экологически грамотным, т.е. изучать природу, чтобы понимать и ощущать её, представлять себе, что такое компоненты природы. Самое же главное заключается в том, что природу - наш домнужно воспринимать как живое существо.
Понимание роли природы в жизни людей имеет большое значение. первым экологическим законом природы является закон единства, который гласит: в мире всё взаимосвязано и всё взаимодействует. Об этом никогда нельзя забывать.
. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе,рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологическойбезопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическимилицами.
Тот или иной уровень экологической грамотности – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в настоящем мире, а для этого оно должно овладеть системой нравственных норм по отношению к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствиедеятельность человека.
Исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной средой.
Так, Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию вчеловеке подлинной интеллектуальности и цивилизованности.
Психологи считают, что экологическая грамотность – это новообразование личности, часть ее общественной культуры.
Наиболее полно понимание экологической грамотности раскрывают такие ее компоненты:
1. Экологическое сознание, которое основывается на понимании целостности природы, стремлении к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые приводятк позитивному взаимодействию с ним.
2. Экологическая воспитанность, выражающаяся в гуманно-ценностном отношении к природе, доброжелательности к живому, в эмоциональной отзывчивости на их состояние, в интересе к природным объектам, в желании и умении заботиться о живом.
3. Экологические знания, которые включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об ихприспособленности к ней, об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Возрастные особенности обучающегося позволили нам выделить этот период как пропедевтический для формирования основ экологической грамотности в образовательном учреждении. Данный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, т. к. именно на этом этапе...
Конференция: Современные педагогические технологии
Организация: МБОУ СШ №85
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
- Почему назрела необходимость экологического образования.
- Модели экологического образования в современной школе.
- Как раскрыта тема экологического образования в Стандарте?
- Экологическая составляющая «Окружающего мира».
- Экологические аспекты в некоторых темах «Окружающего мира».
Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее -это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен - ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представителей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.
Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.
Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить свои раны. Первым забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.
В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.
Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.
Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все население страны.
Целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета.
Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников.
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.
В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных ресурсах и их рациональном использовании.
При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как природоведение, окружающий мир и других, младшие школьники знакомятся с понятиями: «объекты и явления неживой и живой природы», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрываются связи между явлениями неживой и живой природы. Формируются представления о сообществах и природных зонах, растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной среды своей страны, местности.
Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образование, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в документах международного уровня.
Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стандарте встречается лишь однажды - в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...».
С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требования) этого документа.
В обширном перечне требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы мы находим требования, отражающие весь спектр направлений воспитания, традиционно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое («формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ...») , эстетическое («формирование эстетических потребностей и чувств...»), нравственное («развитие этических чувств, доброжелательности...»), физическое («формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни...»). Качества (компетенции), непосредственно относящиеся к области экологического воспитания, здесь не называются.
Может сложиться впечатление, что только окружающий мир ответствен за экологическое воспитание младших школьников. Однако это не так. Экологическое воспитание, как составная часть экологического образования, может реализовываться в рамках уже названных направлений воспитания. Основанием для этого является то, что экологическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает аспекты других направлений воспитания, в том числе и обозначенных в Стандарте. И наоборот, традиционные направления воспитания зачастую наполнены и экологическим содержанием.
Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала оговорим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а какие - как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соответственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором - в рамках экологического.
В требованиях к личностным результатам освоения программы есть ещё одна позиция, дающая выход на экологическое образование. Это «формирование целостного... взгляда на мир...» Очевидно, что понятие «мир» включает и природную составляющую. Однако экологический смысл эта позиция будет иметь только в том случае, если параллельно с формированием идеи целостности мира будет определяться место школьника в нём. Это предполагает рассмотрение взаимозависимости человека и окружающего мира, взаимозависимости человека и окружающей природы. Последняя составляющая (взаимозависимость человека и природного окружения) есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой области - объект экологического образования. Как уже отмечалось, этот аспект учитывается, в частности, составителями программ и учебников по дисциплине «Окружающий мир», где в качестве цели образования некоторыми авторами указывается формирование целостного взгляда на мир и определение места в нём человека (школьника).
Что касается требований к метапредметным результатам , то они не включают установок, непосредственно относящихся к экологическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология - это наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освоение способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.
В требованиях к предметным результатам экологическая составляющая, как уже отмечалось, заложена в предмете «Окружающий мир». В качестве одной из задач этой дисциплины называется «осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём». Как видим, здесь к требованию формирования целостного взгляда на мир (в требованиях к личностным результатам) добавляется и осознание своего места в нём. По сути, это задача экологического образования, хотя термин «экология» и не используется. В требованиях, обозначенных в других учебных дисциплинах, экологическая составляющая не прослеживается.
Итак, в новом образовательном Стандарте экологическая составляющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «Окружающий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угрожающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс все или почти все учебные дисциплины. Другой принцип - комплементарности - предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологического воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограниченном по объёму Стандарте эти позиции не могли быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ и соответствующих учебно-методических материалов.
Во втором по значимости после Стандарта документе - в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения - экологическое воспитание выделено в качестве самостоятельного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Широкие возможности формирования экологической грамотности представляет Примерная программа курса «Окружающий мир», в которой обозначены такие экологические темы, как: «Единство живого и неживого», «Человек - часть природы», «Экосистемы и их компоненты».
Учитель в настоящее время располагает достаточной содержательной и методической базой для реализации заложенных в Стандарте и развёрнутых в названных приложениях к нему (Примерных программах) требований, относящихся к экологическому образованию. Это и учебно-методический комплект «Окружающий мир» («Зелёный дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его появлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятием «экология», «природное сообщество» (темы «Лес - природное сообщество» вместо традиционной темы «Растения и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологическая пирамида, Красная книга, заповедники. Экологическое содержание курса продолжает расширяться и углубляться (тема «Мир глазами эколога» и др.).
Экологическую «эстафету» подхватили и авторы других курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Школа 2100», например, в настоящее время рассматривается центральное понятие экологии - «экосистема», её строение, функционирование. (Из пояснительной записки программы курса «Окружающий мир», « Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания». Учитывая, что содержание знаний для курса разработано с экологических позиций, в процессе общения, воспитания и развития детей особое внимание уделяется формированию знаний о единстве живой и неживой природы. О закономерности природных явлений, о взаимосвязи, взаимодействии природы, человека, общества. Об экологических проблемах и способах их разрешения, развитии системы интеллектуальных умений по изучению и оценке экологического состояния природной среды.
Как уже отмечалось, одним из требований Стандарта к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.
Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполагает знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Экологические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать экологические аспекты.
Формирование экологической грамотности не должно осуществляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внимание на умениях использования полученных знаний в решении учебных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формировании грамотного поведения детей на природе.
Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных».
То, что растения и животные являются центральным компонентом экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей живой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.
Основные рассматриваемые вопросы:
- Кто как приспособлен?
- Чем обеспечивается единство организма и среды?
- Кто чем питается?
- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?
- Как помогают друг другу в период размножения организмы различных видов?
- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?
- Зачем создаются Красные книги?
Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.
Рассматриваемые вопросы:
- Как приспособились растения и животные к сезонным изменениям в неживой природе?
- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?
- Какие животные совершают сезонные миграции?
- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?
- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?
- Каковы сезонные особенности природопользования?
Экология при изучении природных сообществ.
Традиционно в начальном природоведении рассматривались растения и животные леса, луга, поля, мелкого водоёма. В современных вариантах «Окружающего мира» предпочтение отдаётся формулировкам типа «Лес - природное сообщество», «Луг - природное сообщество». И в том, и другом случае экологическая составляющая заключается в рассмотрении взаимоотношений живых организмов между собой, то есть, по сути, изучается экологическое понятие «биоценоз». При изучении природных сообществ могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- Природное сообщество - что это такое?
- Как организмы взаимодействуют друг с другом?
- Что такое пищевые цепи и сети?
- Что такое экологические пирамиды?
- Как устроено сообщество леса?
- Как устроено сообщество луга?
- Как устроено сообщество мелкого водоёма?
Экология при изучении темы «Организм человека» и организации здорового образа жизни детей.
Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:
- Почему мы считаем человека частью природы?
- Для чего человеку нужен скелет?
- Зачем человеку мышцы?
- Для чего человеку кожа?
- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных привычках).
- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?
- Зачем человеку органы чувств?
- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?
Экология при изучении вопросов ориентирования в пространстве и во времени.
В этой и последующих темах экологическая составляющая представлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.
Формирование умений ориентирования на местности - традиционный элемент содержания начального природоведения, географии. В современном «Окружающем мире» вопрос ставится шире: «Ориентирование во времени и пространстве». Экологическую составляющую сюда можно привнести в процессе обсуждения следующих вопросов:
- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?
- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека ? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них - результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены - лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характеру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.
- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, определять время?
Вопросы экологии при изучении рельефа.
В «Окружающем мире» обычно рассматриваются следующие темы, связанные с рельефообразованием: горы и равнины, овраги, холмы, землетрясения, вулканизм. Обсуждаемые вопросы:
- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?
- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясения, вулканизм?
- Может ли человек стать причиной землетрясений?
- Может ли человек создавать новые формы рельефа?
Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.
Понятие «полезные ископаемые» по своей сути экологическое - ведь оно изначально привязано к человеку. Полезные ископаемые - это минералы и горные породы, которые используются человеком для удовлетворения его потребностей в тепле, свете, некоторых пищевых компонентах (каменная соль), для изготовления машин, предметов домашнего обихода и т.п. Вопросы, включающие экологическую составляющую:
- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?
- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?
- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?
Экология при изучении темы «Воздух».
Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охраны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, экология в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.
- Каково значение живых организмов в формировании современной атмосферы?
- Каковы экологические следствия состава воздуха?
- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?
- Каковы главные источники загрязнения воздуха?
- Как человек охраняет воздух?
Экология при изучении темы «Вода в природе».
Традиционно в начальном природоведении изучаются свойства воды, круговорот воды в природе, родники, реки, озёра, моря и океаны. В настоящее время в некоторых курсах «Окружающего мира» вводится и понятие «гидросфера». Рассматриваемые экологические вопросы:
- Свойства воды: каковы экологические следствия?
- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?
- Каково экологическое значение круговорота воды?
- Как человек использует ресурсы, океана?
- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?
- Каковы источники загрязнения водоёмов?
- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?
- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?
Экологические вопросы при изучении темы «Почвы».
Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв является то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно экологическая составляющая будет здесь представлена, если затрагиваются вопросы:
- Можно ли рассматривать почву как экосистему!
- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?
- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!
- Может ли человек выращивать растения без почвы?
Литература
1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.
2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.
3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.
4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.
6. Педагогическа лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Выпуск 4. МУК – 21 в Сети.
7. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012.
8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.
9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.