Эго концепция эриксона период взросления. Возрастные кризисы в теории Эрика Эриксона (концепция социальной идентичности)

Эрик Эриксон был последователем.Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества. В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятых стиле воспитания. Е.Эриксон наблюдал за двумя племенами в индейских резервациях племени Сиу, занималось охотой на бизонов, и Юрок, что занималось рыбалкой и сбором желудей. В племени Сиу детей не пеленали туго, долго кормили грудным молоком, не следили за аккуратностью и вообще не ограничивали свободу их действий. Дети, ориентируясь на привычный для племени идеал сильного и отважного охотника, приобретали черты инициативности, решительности, смелости, щедрости в отношении соплеменников и жесткости в отношении к врагам, В племени Юрок, наоборот, детей рано отлучали от грудного молока, туго пеленали, рано приучали к аккуратности, были сдержанными в общении с ними. Дети вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми и склонными к накоплению.

По мнению Е.Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от "биологического начала". Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий. На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования - идентичности личности. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. п) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянной".

До юношеского возраста, когда идентичность формируется окончательно, ребенок проходит через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и тому подобное.

Важным моментом периодизации Е.Эриксоном является наличие кризисов - "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самой себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, регресс. Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и прочее. Когда выбор сделан и положительная качество закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами (табл.3.1).

Таблица 3.1

Стадии Развития

Область 1 Полярные качества личности социальных отношений

Результат прогрессивного развития

младенца

Мать или лицо, ее замещающее

Доверие к миру - недоверие к миру

жизненная

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность-стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья, сестры

Инициатива

пассивность,

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность - неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Подростковый возраст и юность (12-20)

Группы ровесников

Идентичность личности - непризнание

Самоопределение, преданность, верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья, любимые

Близость - изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Производительность - застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, близкие

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

Первая стадия развития (орально - сенсорная)

На первой стадии развития (орально-сенсорной), которая соответствует периоду младенца, возникает доверие или недоверие к миру. За прогрессивного развития личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапруженості внутренних органов, нормальной работе кишечника. Любовь матери и нежность определяют "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В этот период ребенок "впитывает" в себя образ матери и это является первой стадией формирования идентичности личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная)

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему детству. В этот период резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Возрастает чувство самостоятельности, но оно неповинне разрушить ее доверие к миру. Родители помогают ей сохранить, ограничивая желание ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует, что "глаза мира" следят за ней с осуждением и пытается заставить мир не смотрит на нее или же хочет стать невидимой. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние оси мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, грязные руки и тому подобное. Если взрослые ставят слишком жесткие требования, у ребенка возникает страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Третья стадия (локомоторно-генитальная)

Третья стадия (локомоторно-генитальная) совпадает с дошкольным возрастом. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых в быту, на производстве, в других сферах жизнедеятельности, быстро учится всему, приобретая новые права и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. В случае агрессивного поведения инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Закладываются новые внутренние инстанции-совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этой стадии происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, характерную для мужчины или женщины.

Четвертая стадия (латентная)

Четвертая стадия (латентная) соответствует младшему школьному возрасту - передпубертатному периода. Она связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Усвоение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности. Если же незначительные достижения, она переживает свою неумілість, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя посредственностью. Вместо чувства компетентности возникает чувство неполноценности.

В этот период появляется также профессиональная идентификация, чувство собственного связи с представителями определенных профессий.

Пятая стадия развития

Пятая стадия развития личности относится к подросткового и юношеского возраста. Это период глубокого кризиса. Детство заканчивается и формируется идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку ребенок по мере взросления включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Задача самоопределения, выбора жизненного пути решается в юношеском возрасте благодаря целостной идентичности личности, доверия к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности.

В случае неудачной попытки осознать себя и свое место в мире возникает диффузность идентичности. Она проявляется в желании как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, в устойчивом состоянии тревоги, услышанные изоляции и опустошенности, а также во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. п), в пренебрежении к отечественному и переоценке иностранного и др.

Шестая стадия развития

Ранняя зрелость (шестая стадия) связана с возникновением проблемы близости (интимности). В этот период проявляется истинная сексуальность. Близкие отношения с друзьями или любимыми требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к близким отношениям неповинне заглушуватися страхом потерять свое "Я".

Это период создания семьи, что сопровождается любовью. Последняя понимается Е.Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смыслах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, преобладание поверхностных контактов приводит к изоляции, чувство одиночества.

Седьмая стадия развития личности

Седьмая стадия развития личности - зрелость или средний возраст - чрезвычайно длительная. Ведущим становится отношение человека к продуктам своего труда и к своим детям, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, произведения искусства и тому подобное.

Желание сделать вклад в жизнь будущих поколений является естественным и оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Зрелый человек имеет потребность быть необходимым другим.

Если производительность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе, личная жизнь обесценивается.

Последняя стадия

Последней стадией является поздняя зрелость, которая выступает интегративной: возникают плоды всех семи предшествующих стадий. Человек понимает пройденный ею жизненный путь и приобретает целостности личности. Только теперь появляется мудрость. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя и страх смерти исчезает.

Некоторые люди не чувствуют целостности собственного "Я", недовольны прожитым жизнью, считают его цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жизнь заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Вообще проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека . Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания и забывания и пр.

Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику.

Возрастные категории всегда многозначны , потому что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость - возрастные границы этих периодов жизни человека непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества.

Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практики, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность, а это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства - юности; во-вторых, тем дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр.

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие .

индивидуального развития.

Различают 2 понятия возраста: Хронологический и психологический.

Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое –закономерное изменение психических процессов, которое выражается вколичественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов.

Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему критерию, по какому-либо одному признаку детского развития, по системе существенных особенностей самого детского развития.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – русский психолог. Разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации. Различал «натуральные» (данные природой) психические функции и функции «культурные» (приобретенные в результате интериоризации, то есть процесса освоения индивидом культурных ценностей).

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость,упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (7-10лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (10(12)-14(16) лет).

11. Кризис 17 лет.

Лев Семенович Выготский

(1896 – 1934)


Возрастная периодизация Л.С. Выготского
Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Кризис новорожденности 0-2 мес.
Младенчество 2 мес.-1 ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Кризис 1 года
Раннее детство 1-3 предметная деятельность «внешнее Я сам» Усвоение способов деятельности с предметами
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
Кризис 7 лет
Младший школьный возраст 7-12 учебная деятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Кризис 13 лет
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Освоение норм и отношений между людьми
Кризис 17 лет
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений

Эльконин Даниил Борисович - советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Периодизация:

1 период – младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям.

2 период – раннее детство (от 1года до 3 лет).

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

3 период – дошкольное детство (от 3 до 6 лет).

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

4 период – младший школьный возраст (от 7 до 10 лет).

Ведущая деятельность – учеба. Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности.

5 период – подростковый возраст (от 10 до 15 лет).

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.

6 период – ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.


Возрастная периодизация Эльконона Д.Б.
Период Годы Ведущая деятельность Новообразование и социальное развитие
младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям
раннее детство 1-3 предметно-манипулятивная ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности
дошкольное детство 3-6 сюжетно-ролевая игра ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной
младший школьный возраст 7-10 учеба Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности.
подростковый возраст 10-15 общение со сверстниками Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.
ранняя юность 15-17 учебно-профессиональная деятельность освоение профессиональных навыков и умений

Даниил Борисович

Эльконин

(1904 - 1984)

Возрастная периодизация Э. Эриксона

Эриксон, Эрик Гомбургер - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эгопсихологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент - это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

Периоды:

1. Рождение - 1 год Доверие – недоверие к миру.

2. 1-3 год Автономия – стыд и сомнение.

3. 3-6 лет Инициатива – чувство вины.

4. 6-12 лет Трудолюбие – неполноценность.

5. 12-19 лет Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение.

6. 20-25 лет Интимность – одиночество.

7. 26-64 года Производительность – стагнация.

8. 65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние.

1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона,может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается надежда.

2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и

будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получениепрофессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темойпсихосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.

8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, нотвердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Эриксон, Эрик Гомбургер

(1902 – 1994)

Возрастная периодизация

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. В современной психологии популярны периодизации психического развития раскрывающие закономерности становления интеллекта, а другая - личности ребенка. На каждом возрастном отрезке происходят имения как физиологические, так и психические и личностные. Наиболее яркие возрастные этапы – это мл. школьный возраст, подросток и юношество.

Младший школьный возраст – 6-10 лет. Смена деятельности – от игры к учебе. Смена лидера: учитель становиться авторитетом для ребенка, роль родителей уменьшается. Выполняют требования учителя, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Неравномерная адаптация к школьной жизни. На базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Повышенная восприимчивость. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей.

Психологическое развитие и формирование личности подростковом возрасте – 10-12 лет – 14-16 лет. У девочек наступает раньше.Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых.

Потребности: в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослыми. Сдвиг в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека,

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Заниженная самооценка.

Неустойчивая Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку.

  • IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории" ("Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory", 1941) - работа Маркузе

  • Одним из наиболее актуальных и острых социальных аспектов общественной жизни являются проблемы правильного развития и качественного воспитания личности. Эти проблемы всегда требуют глубокого высоконаучного обоснования сути факторов данного процесса с психологической точки зрения.

    Согласно известной эпигенетической теории, предложенной психологом Эриком Эриксоном, каждый человек в процессе своего роста и развития в течение жизни проживает определенные базовые стадии, и на каждой из них его поведение и ощущения мира отличаются. Что же представляют собой этапы развития личности человека по эпигенетической теории Эриксону?

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ

    Всего, согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, человек проходит восемь этапов развития как . При этом каждый из этих этапов может пройти как позитивно, так и негативно, то есть сценарий событий в жизни может развиваться по позитивному пути (ПП), или по негативному пути (НП).

    Каждый этап, по теории Эриксона, имеет свое название и захватывает определенный промежуток времени, а именно определенный возраст человека, выглядит это следующим образом:

    • первый этап: с 0 до 1 года – доверие/недоверие;
    • второй этап: 2-3 года – самостоятельность/нерешительность;
    • третий этап: 4-5 лет – предприимчивость/чувство вины;
    • четвертый этап: 6-11 лет – умелость/неполноценность;
    • пятый этап: 12-18 — идентификация личности/спутанность ролей;
    • шестой этап: 18-25 лет – интимность/изоляция (ранняя зрелость);
    • седьмой этап: 26-64 года – продуктивность/инертность (средняя зрелость);
    • восьмой этап: после 64 лет – интеграция/отчаяние ().

    Успешность каждого последующего этапа напрямую зависит от того, как прошел предыдущий этап.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП: ДОВЕРИЕ/НЕДОВЕРИЕ

    Если воспитание идет по позитивному пути, то ребенку уделяется достаточно внимания, о нем заботятся и его опекают. На любой крик малыша тут же прибегают взволнованные родители и тут же решают его проблемы: жалеют его, помогают с какими-либо действиями, лечат его, меняют мокрый подгузник и прочее. Малыш постоянно видит маму и папу, которые рады друг другу и ему, счастливы и приветливы. У малыша формируется позитивное представление о мире, он его видит уютным местом, где все к нему доброжелательно относятся и всем можно доверять.

    В случае развития событий по негативному сценарию ребенок видит частые ссоры родителей, ощущает общий негативный фон и недостаток внимания, даже если уход за ним осуществляется на должном уровне. Родителей он видит редко, часто бывает один, грустит и плачет. Как результат происходит формирование стойкого подозрительного отношения к миру, развивается повышенная тревожность и мнительность.

    ВТОРОЙ ЭТАП: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ/НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

    При позитивном развитии событий в жизни ребенка в этом возрасте он становится более самостоятельным, это поощряется и стимулируется родителями. Для исследования ребенку открыт весь мир, за исключением особо опасных его участков. У ребенка в этот период происходит выработка стратегии «Я сам», поэтому при условии, что родители аккуратно ограничивают этот процесс, а не угнетают его, ребенок переходит к следующему этапу воспитания личности с установками на самостоятельность.

    Совсем иначе дела обстоят у малыша, воспитание которого идет по негативному пути. В этом случае активность и самостоятельность ребенка постоянно угнетается родителями. Все намерения малыша принимать самостоятельно какие-либо решения жестко пресекаются, происходит постоянное разубеждение ребенка в его способности что-либо делать правильно, инициатива пресекается на корню. Шагая дальше по жизни, ребенок будет всяческими путями избегать любой ответственности и оглядываться на родителей при любом действии.

    ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ/ЧУВСТВО ВИНЫ

    Если события развиваются в позитивном ключе, в возрасте 4-5 лет у ребенка происходит активное осознание собственной личности. Формирование личности на этом этапе воспитания происходит в форме игры. Ребенок начинает осознавать свой пол и часто стремится занять позицию одного из родителей в отношениях с мамой или папой. Этот возраст является очень деликатным, поэтому родители ни в коем случае не должны обделять ребенка заботой и вниманием, чтобы его стремление подражать отцу (для мальчика) или матери (для девочки) вылилось в дальнейшем в уверенность и предприимчивость.

    Если ничего не изменилось с прошлого этапа и развитие все также проходит в негативном ключе, инициативы ребенка подражать кому либо из родителей подавляются и он начинает испытывать чувство вины. Поведение становится не совсем адекватным, так как ребенок не может осознать и понять, за что именно ему стыдно и за что он испытывает эту вину.

    ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: УМЕЛОСТЬ/НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

    Жизнь продолжается с позитивным настроем и игры ребенка переходят на новый, более сложный и интересный уровень. Теперь он старательно учится соблюдать определенную очередность каких-либо действий, например, он уже может сыграть с родителем в шашки. Просыпается острое желание конструировать и мастерить, и если его поделки и «изобретения» поощряются родителями, если они подбадривают его в случае неудач, помогают по мере необходимости, ребенок развивается, становится умелым, его интеллект повышается.

    При негативном развитии ребенок воспитывается бездельником, любое его желание заниматься чем-либо пресекается и называется бесполезной тратой времени. При этом любые попытки смастерить что-либо высмеиваются. Такое поведение родителей воспитывает в нем острое чувство неполноценности и со временем он теряет инициативу.

    ЭТАП ПЯТЫЙ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ/СПУТАННОСТЬ РОЛЕЙ

    Воспитанный в благополучной и позитивной обстановке уютного дома и собственного внутреннего мира, совсем уже взрослый ребенок встречает переходный возраст спокойно и уверенно. Он твердо , знает чего хочет и к чему стремится. Направленность личности и его мечты активно формируются. Происходит объединение всех «ролей» в одну общую, целую – взрослого самого себя.

    При негативном сценарии развития личности в этом возрасте ребенок превращается в неуверенного в собственных силах и умениях перепуганного подростка, испытывающего серьезные проблемы с самоидентификацией. Девочки часто начинают половую жизнь, а у мальчиков возникают проблемы с обществом – они начинают вести себя так, как запрещают взрослые. Единственным их ориентиром в жизни становится желание всем все делать «на зло».

    ЭТАП ШЕСТОЙ: ИНТИМНОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ

    На этом этапе при положительном сценарии развития событий молодая личность вступает в период зрелости, начинаются серьезные отношения, в том числе интимные. Речь идет не об интимной зрелости, а об умении брать на себя ответственность за другого человека, разделять его трудности, входить с ним в духовную и физическую близость.

    Если же все протекает неблагополучно, ранняя зрелость может обернуться изоляцией, одиночеством, чувством брошенности и внутренними неурядицами. Жажда обретения привязанности и любви так и остается неудовлетворенной из-за неумеренности в своих силах, внутренних противоречий и неспособности принимать самостоятельные решения и строить отношения.

    ЭТАП СЕДЬМОЙ: ПРОДУКТИВНОСТЬ/ИНЕРТНОСТЬ

    Это самый продолжительный этап человеческой жизни, и при благоприятном развитии именно сейчас человек начинает думать и беспокоиться не только о себе, но и об окружающих его людях. Он становится внимательным и заботливым, причем не только к своим родителям, детям и близким людям, но и в целом к посторонним окружающим.

    Плохой вариант развития и воспитания личности в этот период оборачивается цинизмом. Человек, прикрываясь надменностью и напускным высокомерием, начинает яростно защищать свои, и только свои интересы, теории и цели, отстаивать свою точку зрения и доказывать всем свою исключительность. Хотя на самом деле, причиной такого поведения является глубокая неуверенность в себе и сильная боязнь быть высмеянным за свои благие намерения.

    ЭТАП ВОСЬМОЙ: ИНТЕГРАЦИЯ/ОТЧАЯНИЕ

    На этом последнем этапе своей жизни, человек, развивавшийся в положительном ключе, обретает покой и спокойно наблюдает за жизнью. Он перестает активно работать, заменяя рабочие заботы общением с детьми и внуками, берется за дела, которые были отложены в долгий ящик, старается жить в удовольствие. Такой человек остается положительным во всем. Внутренне он уже полностью готов к окончанию жизни и оглядывается на прожитые годы с благодарностью.

    Человек, развивавшийся и живший все время негативно, совсем не готов подводить итоги своей жизни, потому что он, наконец, понимает, что положительного счета ему не увидеть в итоге. Ему становится горько и обидно, мысли о том, что все могло сложиться совсем иначе, занимают практически все его свободное время.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Развитие личности является очень сложным процессом, в котором базовые познавательные психические процессы, чувства и эмоции, воля и потребности, сознание и самосознание, теории и интересы, идеалы и убеждения, способности, характер и темперамент, умения, навыки и привычки находятся в очень сложном межэтапном взаимодействии.

    По мнению Эрика Эриксона, очень оптимистично смотревшего на собственную теорию воспитания личности, ошибки одного периода при достаточном внимании и усердии можно изменить на следующем этапе. Однако далеко не все психологи и социологи разделяют его оптимизм и советуют родителям внимательно относиться к своим детям и себе самому, обеспечивая им безболезненный переход от одного этапа к следующему этапу.

    Теория Э. Эриксон (1902-1994) – возникла как рез-т обобщения опыта работы в клинике, опирается на его сравнительные исследования особенностей развития и воспитания детей в разные периоды. Теория Эриксона более узкая, т.к. в ней рассматриваются только развитие личности, подобно Джеймсу, -развитие Я человека. Теория Эриксона охватывает всю жизнь человека, а не только временной интервал до юношеского возраста. Интересовала проблема нормально и аномального развития личности. Теория пытается решить и эту проблему тоже.

    Как и теория Эльконина, теория Эриксона очень практична. В ней содержаться прямые указания, как должен нормально развиваться человек в онтогенезе.

    Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, или, что то же самое 8 развитий Я человека. Основная специфика этих стадий заключается в том, что на каждой из них у человека возникают возможности для обретения личностью определенных качеств, которые необходимы человеку для его нормального развития. И если на каждой из этих стадий, человеку удастся реализовать эти возможности (приобрести все эти качества) и если в дальнейшем человек не утратит эти качества, а разовьет их, то можно говорить о том, что личность развивается нормально. Если же эти возможности не реализуются ни на соответствующих стадиях, ни в дальнейшем, то с т.з. Эриксона личность будет развиваться аномально. А будут ли приобретены эти качества – зависит от множества факторов. Т.о. человек на каждой из этих 8 стадий развития сталкивается с объективно существующей проблемой, а именно с проблемой приобретения его личностью определенных качеств. И от решения этой проблемы зависит, в каком направлении пойдет развитие личности – в нормальном или аномальном.

    Стадии по Эриксону:

    1. Период от рождения до 1 года (младенческий возраст) – базовое доверие против базового недоверия . В этот период нормальное развитие личности ребенка предполагает формирование базового доверия. Базовое доверие – общее отношение ребенка к жизни, которое характеризуется в том, что он принимает свою жизнь, относится к своей жизни положительно, ему интересно жить и т.д. Важнейшим фактором при этом является отношение родителей. Если они удовлетворяют насущные потребности ребенка, относятся нормально к нему, то это способствует формированию базового доверия. Не только от отношения окружающих зависит это чувство, но и от внутренних особенностей ребенка тоже. Если он часто болеет, находится часто в угнетенном состоянии – все это конечно не способствует формированию доверия.

    2 стадия: 1-3 года (раннее детство) автономия против стыда и сомнения . Нормальным является начало развития его самостоятельности . Приобретение уверенности в своих действий без поддержки взрослых. Родители должны всячески поощрять самостоятельность ребенка. Если ограничивать – то начинает формироваться зависимость от взрослых. Основные проявления этой зависимости – повышенная стыдливость и нерешительность. Стыдливость – одно из проявления зависимости от мнения и оценок других. При необходимости совершить самостоятельные действия ребенок полагается не на самого себя, а на то, как он будет выглядеть его поведение в глазах других. Нерешительность – обратная сторона уверенности в том, что он может делать без помощи.


    3 стадия 3-6лет (дошкольный возраст) – инициатива против чувства вины . Инициатива – проявление активности в постанове целей и их достижении. У детей наблюдается множество инициатив, они сами стремятся что-то узнать, стремятся к общению, знакомится, придумывают для себя занятия и игры. Родители должны поощрять инициативу в своих детях. Сами факты ее проявления. Результаты инициативной деятельности детей не могут быть особо успешным, и если взрослые относятся к этому чрезмерно критически, то у детей развивается задержка инициативы и формируется чувство вины как реакция негативной оценки взрослых на неудачное проявление инициативы.

    4 стадия 6-12 лет (мл школьн возр) – трудолюбие против чувства неполноценности . Формирование у ребенка желания трудиться. Ребенок осознает, что трудолюбие, усидчивость, прилежание, аккуратность - эти качества являются для него самого и общества ценными и желанными. Если этого нет, то ребенок испытывает неудачи в трудовой деятельности и окружающие начинают относиться к нему как к неудачнику, неспособному, что приводит к снижению самооценки ребенка. Это способствует формированию у него стойкого чувства собственной неполноценности

    5 стадия 12-19лет (юношеский, подростковый) - идентичность против смешения ролей . Переходный возраст, в течение которого у человека должен измениться образ жизни от детского ко взрослому. Ребенок должен стать полноценным членом общества и начать выполнять в нем какие-то функции. Этот переход перестраивает вся личность подростка, должна сформироваться новая личность, которая соответствует требованиям общества. В этой личностной перестройке - важно – новое представление о себе и своих социальных ролях. Эти представления должны содержать ответы на вопросы о себе – какой я человек, мои ценности, идеалы, интересы, кем я хочу быть, каким, как себя вести. Если в рез-те формирования новой личности у подростка складываются новые представления о себе, которые совпадают с представлениями о нем других людей – я подростка обретает новую идентичность , взамен той, что была до этого. Идентичность - (1)-непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности (о, бля! Опять началась леонтьевщина!) т.е. я – это я, и качества моей личности остаются со мной вне зависимости от ситуации. (2)-Другие люди тоже видят эту длящуюся самотождественость. Если этот период затягивается и новая идентичность не сформировалась, то возникает ощущение путаницы – смешение ролей , задержка формирования идентичности.

    6 стадия 20-25 лет – близость против изоляции . Нормальное развитие личности уже взрослого человека предполагает установление им близких отношений с другими людьми (после кардинальной перестройки). Желание и готовность человека посвятить себя или часть себя кому-то другому, сопереживать, заботиться, нести ответственность, жертвовать интересами, хранить ему верность. Условием формирования близких отношений, в том числе, являются формирование семьи. Если не удается устновить эти отношения – возниакает комфорт от одиночества, изоляция .

    7 стадия (средняя зрелость) 26-64 лет –генеративность против стагнации . В этот период человеку надо определиться в общей направленности своей жизни. Основная направленность – генеративность – продуктивная деятельность, труд, направленная на благо других людей и общество в целом. Например, человек стремится передать свой опыт и знания подрастающему поколению. Аномальность здесь проявляется в направленности только о себе и своем благополучии – это стагнация (застой)

    8 стадия 65-до смерти – целостность я против отчаяния . Итоговая стадия, на которой человеку невозможно изменить свою жизнь. Остается только расплачиваться за тот путь, по которому он уже прошел. Если на каждом из предшествующих этапов шло нормальное развитие личности, то Я человека обретает качество целостности . Целостность – ощущение себя, удовлетворенность прожитой жизнью, жизнь удалась и имела смысл. У таких людей отсутствует страх смерти. Им не хочется прожить жизнь по-другому. При аномальном развитии – человек испытывает отчаяние из-за неудачно прожитой жизни. У таких людей выражен страх смерти.