Единая денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика европейского центрального банка Монетарная политика ес

В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе . Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению.Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.

Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:

  • осуществление консультаций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;
  • подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.

Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:

1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.

2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.

Бюджетная политика
Основные направления бюджетной политики в Европейском Союзе
Рост вмешательства государства в экономику, особенно в условиях финансово-

экономического и долгового кризиса, неизбежен. Государство аккумулирует необходи-

мые для своего функционирования ресурсы, составляющие значительную часть ВВП.

Важнейшим видом ресурсов являются финансовые средства, поэтому ключевым ком-

понентом общественного сектора национальной экономики выступают государственные

финансы, прежде всего, бюджет, его доходы и расходы.

ческих отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и после-

дующим использованием денежных фондов, предназначенных для осуществления

функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. В

материальном смысле бюджет можно рассматривать как фонд финансовых ресурсов,

создаваемых для покрытия государственных расходов. «Государственный бюджет –

центральное звено финансовой системы государства …важнейший инструмент дости-

жения финансовой политики государства».

Бюджетная политика подразумевает воздействие государства на уровень деловой

активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения; она

влияет на уровень национального дохода и направлена против неблагоприятных изме-

нений экономической конъюнктуры, связанных, в частности, с безработицей. Иногда в

качестве синонима бюджетно-налоговой политики применяется термин фискальная по-

В настоящем исследовании бюджетная политика понимается как определяемый на

законодательной основе процесс аккумулирования и расходования финансовых

средств, обеспечивающих исполнение государством возложенных на него функций.

Бюджетная политика представляет собой ключевой инструмент макроэкономиче-

ской политики, имеющей целью поддержать стабильный рост, противодействовать кри-

зисам и инфляции, а также обеспечить высокую степень занятости человеческих ресур-

сов. Бюджет служит материальной основой осуществления государством своих функ-

ций, в особенности социального характера.

Все больше средств перераспределяется

через бюджет и социальные фонды. Побочные эффекты глобализации вынуждают

страны прибегать к протекционизму, что негативно отражается на их стремлении пере-

распределять ресурсы на наднациональном уровне.

С одной стороны, вопросы, относящиеся к Общей бюджетной политике, чрезмерно

политизированы, с другой – неотделимы от европейской интеграции. «Политически

Общий бюджет ЕС является уникальным совместным проектом большого количества стран, которые решили объединить [частично] свои ресурсы для решения общих за-

дач», расходы Общего бюджета можно расценить как «инвестиции в будущее континен-

Бюджет ЕС, однако, до сих пор остается экономическим инструментом низкой

эффективности.

Наибольшую актуальность для бюджетной политики Союза представляет следую-

щая ключевая проблема: Общий бюджет должен находить компромисс между часто

несовместимыми национальными интересами и парадигмами, а также «меж институци-

ональной борьбой за власть [наднациональных структур ЕС]»

продолжение: http://www.imemo.ru/ru/publ/2012/12030.pdf

1. Денежно-кредитная система ЕС

2. Европейский центральный банк

3. Бюджет ибюджетным процесс ЕС

4. Налоговая гармонизация в ЕС

1. Денежно-кредитная система ЕС

Идея создать единую денежную систему на Европейском континенте появилась давно. Вопросы общих денег для народов Европы поднимали многие полководцы, ученые и мыслители, начиная с Александра Македонского и римского императора Августа. В средневековой Европе неоднократно предпринимались попытки ввести общую валюту.

Понятие «единая Европа» возникло сразу после окончания Второй мировой войны в силу объективных причин, связанных с восстановлением европейских государств. В 1946г. в Цюрихе Уинстон Черчилль заявил о необходимости создания Соединенных Штатов Европы, и уже в 1947г. был заложен экономический фундамент строительства объединенной Европы в виде плана Маршалла. В 1950г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целями были борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона. Клиринговые расчеты между участниками взял на себя Банк международных расчетов в Базеле. В апреле 1951г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали. В 1950-х гг. было создано также Европейское объединение по атомной энергии, положившее начало европейской экономической интеграции.

Официальным же началом объединения Европы можно считать подписание в 1957г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом легендарного Римского договора, который декларировал создание Европейского экономического сообщества. Позднее, в 1973г., в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981г. - Греция, в 1986г. - Испания и Португалия и в 1995г. - Австрия, Швеция и Финляндия.

Еще при образовании ЕЭС в 1957г. поднималась тема реальности функционирования данного объединения без соответствующей корректировки монетарных политик стран-участниц. Однако авторы Римского договора исходили из того, что стабильность европейских валют (обеспечивающаяся в рамках Бреттон-Вудской валютной системы) является понятием постоянным, и для создания единого европейского рынка достаточно будет обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами сообщества.

История показала ошибочность этих суждений. Бреттон-Вудская система предусматривала золото-долларовый стандарт (т.е. стабильность всей мировой финансовой системы поддерживать на постоянном уровне паритет американской валюты по отношению к золоту. Однако в конце 1950-х гг. проявились первые признаки нестабильности доллара, а в 1968-1969 гг. его колебания стали представлять реальную угрозу для европейского рынка. В результате падения доллара ставилась под вопрос общая европейская ценовая политика, в особенности в отношении продукции сельского хозяйства - наиболее ранимой отрасли европейской экономики, достижение равновесия в которой считалось достоинством Европейского сообщества в то время. Для выхода из данной ситуации были выдвинуты предложения по введению режима фиксированного валютного курса или его промежуточного аналога для стран-участниц ЕЭС.


Хотелось отметить из истории: В 1961г. в одном американском журнале была опубликована статья профессора экономики Р. Манделла «Теория оптимальных валютных зон», в которой он обосновал преимущества жестко фиксированного валютного курса в форме отказа от национальных валют и использования валюты другого государства . В 1999г., когда данная идея была фактически реализована при введении евро странами - участницами «зоны евро», автор статьи Р. Манделл получил за свои размышления и обоснования Нобелевскую премию в области экономики.

Появилось новое предложение об объединении валютных систем, которое было выдвинуто в 1977г. Роем Дженкинсом, занимавшим в то время пост президента Еврокомиссии. Именно благодаря этому предложению 13 марта 1979г. на свет явилась Европейская валютная система - ЕВС, ставшая основой будущего монетарного союза в Европе.

Характерной чертой этой системы является создание европейской валютной единицы - ЭКЮ. ЭКЮ берет начало от расчетной единицы ЕЭС, созданной в 1950г. Европейским платежным союзом. Римское соглашение приняло данную расчетную единицу для институтов ЕЭС и определило ее равной 0,88867088 г чистого золота.

Так официальная валюта ЭКЮ появилась 18 декабря 1978г., а 13 марта 1979г. вступила в силу как составной элемент Европейской валютной системы. Предполагалось, что ЭКЮ станет единой настоящей полноценной валютой. Однако вследствие этого опасались дополнительных сложностей в координации денежно-кредитной политики.

В итоге министры финансов стран Сообщества вынуждены были пойти на введения общей, а затем и единой денежной единицы Европейского союза - евро.

В декабре 1995г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая предусматривала критерии для стран-участниц процесса становления экономического и монетарного союза, а также сроки и принципы введения единой валюты. Особый интерес вызывают критерии экономических пороговых значений, которым должны соответствовать страны, претендующие на введение евро (табл.).

Таблица. Критерии экономических пороговых значений стран Евросоюза

С 01.01.1999г. был введён безналичный евро в 11 странах Европейского союза параллельно с национальными денежными единицами. Новая европейская валюта в течение первой половины 1999г. потеряла до 14 % своей первоначальной стоимости.

Отрицательное воздействие на курс оказали политические факторы, такие как коллективная отставка Европейской Комиссии, военный конфликт на Балканах, попытки ослабить финансовую систему ЕС со стороны США.

С начала 2002г. курс евро постепенно рос и к июлю евро стал дороже доллара. Наличие сильного евро отрицательно сказывается на экспортном потенциале европейского региона, что не могут не учитывать власти стран при проведении монетарной политики. Ответственность за реализацию соответствующих стратегий и тактик в основном ложится на главный монетарный орган Евросоюза - Европейский центральный банк.

2. Европейский центральный банк

Первым финансовым учреждением, которое регулировало единую денежную систему стран Европейского союза, был Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работать с 1 января 1994г. Главными задачами, которые ставил перед собой ЕВИ, были:

♦ координация монетарной политики центральных банков стран-членов ЕС;

♦ контроль за функционированием европейской валютной системы;

♦ подготовка к организации Европейской системы центральных банков и переходу к единой валюте - евро;

♦ повышение эффективности общеевропейской системы расчетов;

♦ унификация статистики центральных банков;

♦ управление официальными валютными резервами по желанию банков.

По учреждении в 1998г. Европейского центрального банка ЕВИ был ликвидирован, а все его активы и обязательства перешли к ЕЦБ. С этого же времени под руководством Европейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран - членов Европейского союза. Таким образом, эта система отчасти похожа на Федеральную резервную систему США, включающую 12 банков во главе с Нью-Йоркским банком и выполняющую роль центрального банка.

Для деятельности ЕЦБ характерно то, что все существенные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т.е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ.

Собственный капитал ЕЦБ в начале его функционирования составлял 5 млрд. ЭКЮ. Теперь он равен 5 млрд. евро. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Весь капитал принадлежит национальным центральным банкам.

Функции ЕСЦБ такие же, как и любого другого центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе:

♦ определение и осуществление монетарной политики Европейского союза;

♦ ведение валютных операций;

♦ хранение официальных валютных резервов стран - членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов - «текущие балансы» - остается в распоряжении правительств участвующих стран);

♦ обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Кроме того, Европейский центральный банк выполняет (в пределах своей компетенции) консультативные функции, собирает статистическую информацию и, что особенно важно, участвует в международном сотрудничестве, в частности, представляя ЕС в международных финансовых организациях.

Главной функциональной обязанностью ЕЦБ является проведение единой монетарной политики Европейского союза, которая направлена на обеспечение стабильности цен в странах союза.

При реализации монетарной политики ЕЦБ использует три основных инструмента:

♦ операции на открытом рынке;

♦ предоставление суточных ссуд (кредитов «овернайт»);

♦ регулирование норматива минимальных обязательных резервов.

Операции на открытом рынке направлены на регулирование спроса и предложения на ликвидные средства. В ЕЦБ выделяют четыре вида операций на открытом рынке:

основные операции рефинансирования представляют собой деятельность ЕЦБ по предоставлению ликвидных средств банковской системе на условиях возврата и воздействуют на динамику рыночных процентных ставок;

операции длительного финансирования также предназначены для предоставления ликвидности финансовому сектору, но на более длительный период времени по сравнению с основными операциями. Кроме того, ЕЦБ при проведении этих операций не преследует цели оповещения рынка и управления рыночными процентными ставками, а напротив, использует уже сложившиеся процентные ставки;

операции «точной настройки» проводятся по мере необходимости. Их целью является сглаживание тех воздействий на процентные ставки, которые связаны с неожиданными изменениями в размере рыночной ликвидности;

структурные операции проводятся для корректировки структурной позиции ЕЦБ по отношению к банковской системе на достаточно продолжительное время. Операции осуществляются нерегулярно путем возвратных и окончательных сделок по покупке активов, окончательных продаж активов и выпуска долговых сертификатов ЕЦБ.

Суточные ссуды и депозиты предназначены для пополнения или изъятия суточной ликвидности на рынке через механизм информирования участников рынка об общем состоянии и направлении монетарной политики путем установления верхней и нижней границ рыночной ставки «овернайт» по кредитам и депозитам ЕЦБ.

В круге полномочий ЕЦБ важное место занимает установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран - членов «зоны евро». Речь идет о средствах, которые эти институты обязаны держать на счетах в ЕЦБ и национальных центральных банках. В случае нарушения этих требований ЕЦБ имеет право прибегать к штрафным и другим санкциям. Норма установленных ЕЦБ в 1999 г. обязательных резервов находится на уровне 2 % от размера краткосрочных обязательств банков.

Европейский центральный банк может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (т.е. под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драгоценными металлами.

3. Бюджет ибюджетным процесс ЕС

Бюджет Европейского союза представляет собой межгосударственный централизованный фонд денежных средств стран-членов ЕС, выступая в форме основного финансового плана, в соответствии с которым происходит мобилизация и расходование средств Европейского союза.

Бюджетная система ЕС состоит из единого бюджета Евросоюза, который строится на основе ряда принципов.

Принцип единства означает, что доходы и расходы ЕС должны быть сведены в одном документе, что позволяет судить об эффективности мониторинга расходования общих ресурсов.

Принцип универсальности основан на двух правилах: бюджетный доход не может быть закреплен за отдельными статьями расходов и все доходы и расходы должны быть введены полностью в бюджет без соотнесения друг с другом.

Принцип ежегодности предусматривает соответствие бюджетных операций определенному финансовому году. Это облегчает деятельность Европейской комиссии по контролю за исполнением бюджета. В то же время иногда требуется определение многолетних бюджетных расходов, что соответствует системе финансовой перспективы и не противоречит принципу ежегодности, поскольку многолетние расходы учитываются в ежегодном бюджете.

Принцип равновесия требует, чтобы прогнозируемые доходы в финансовом году соответствовали ассигнованиям по платежам этого года. Дефицит бюджета не предусмотрен, а Европейской комиссии запрещено осуществлять займы для покрытия своих расходов. В случае же возникновения дефицита, что является исключением в европейской практике, его размер переносится в расходную часть бюджета следующего года. Как правило, бюджет сводится с профицитом и его активное сальдо зачисляется в доход бюджета следующего года.

Принцип спецификации расходов означает, что каждая сумма ассигнований должна иметь конкретное назначение и обоснование.

Бюджет Европейского союза призван содействовать реализации политики и стратегии развития ЕС, что подразумевает:

♦ создание валютной стабильности;

♦ развитие современной и динамичной европейской промышленности;

♦ стимулирование развития новых технологий;

♦ выравнивание уровней социального и культурного развития различных регионов.

Основными принципами формирования доходов бюджета ЕС являются принцип совместной финансовой ответственности, который означает, что все государства-члены ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета ЕС, и принцип финансовой солидарности государств-членов ЕС, гласящий, что взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны их финансовым возможностям.

Принципами построения бюджетных расходов в ЕС являются: укрепление экономического и социального сплочения государств - членов ЕС (бюджетное финансирование должно содействовать выравниванию экономического положения государств-членов ЕС, разрешению социальных противоречий); принцип солидарности: хотя беднейшие страны нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов, другие государства-члены ЕС также имеют право на бюджетное финансирование; принцип бюджетной дисциплины (экономической эффективности расходования средств).

Второе место в бюджете занимают структурные операции. Основными структурными фондами являются: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Фонд европейского руководства и гарантий сельского хозяйства, Фонд сплочения, Фонд рыболовства; Оперативный бюджет Европейского объединения угля и стали; Европейский фонд развития; резервные фонды.

В зависимости от сферы направления финансовых ресурсов расходы ЕС можно разделить на расходы по финансированию внутренних программ и расходы по финансированию внешних программ. К внутренним программам относятся затраты на исследование и технологическое развитие, транспорт, образование, культуру, энергию, окружающую среду, защиту потребителей и пр. К внешним программам относятся расходы по кооперации с развивающимися странами Азии, Южной Африки, Центральной и Восточной Европы, гуманитарная помощь и пр.

Бюджет Евросоюза предусматривает создание резервов, которые могут выступать в монетарной, гарантийной и другой форме.

Последним разделом бюджета Евросоюза выступают уравнительные платежи, которые будут направлены в виде помощи вновь принимаемым членам.

Бюджетный процесс в ЕС

Бюджетный процесс, или бюджетная процедура, в Европейском союзе включат несколько этапов.

Непосредственно подготовка проекта бюджета ЕС входит в обязанность трех его институтов: Европейской комиссии, Совета министров ЕС и Европарламента. Роли институтов ЕС распределены следующим образом: Европейская комиссия обычно 5 октября предлагает принятие нового законодательного акта, Европарламент высказывает по проекту свое мнение и предлагает поправки к нему, а Совет ЕС выносит окончательное решение.

Далее проект бюджета ЕС представляется в Совет министров ЕС для рассмотрения и утверждения. Совет ЕС рассматривает проект бюджета, представляемый Европейской комиссией (в части обязательных расходов), и после утверждения направляет его в Европейский парламент, который рассматривает проект в течение 45 дней. Полномочия по принятию решения разделяются между Советом ЕС и Европарламентом, поскольку все расходы делятся на обязательные и необязательные расходы бюджета ЕС:

Обязательные расходы: обязательства по внешней политике; обязательства по внутренней политике; аграрная политика (3/4 всех расходов ЕС);

Необязательные расходы: содержание управленческого аппарата; эксплуатационные расходы; кредиты на структурные фонды; научные исследования; энергетика; охрана окружающей среды; транспорт и коммуникации и т.п. (1/4 всех расходов ЕС).

После утверждения бюджета следует следующий этап бюджетного процесса - исполнение бюджета. Бюджетный год в Европейском союзе совпадает с календарным: начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Исполнением бюджета занимается Европейская комиссия. Она управляет финансами ЕС (бюджетом, фондами и программами ЕС, включая те, которые нацелены на оказание помощи государствам - нечленам ЕС). Контрольная функция Европейской комиссии проявляется в том, что она анализирует состояние дел в ЕС, для чего собирает информацию, проводит проверки, анализы (в том числе проверки исполнения бюджета). Ее обзоры и доклады, обобщаются в отчете об исполнении бюджета, направляются в Европейский парламент, Совет министров ЕС, другие институты ЕС и правительствам государств-членов ЕС.

Усилилась значимость Палаты аудиторов, придав ей статус органа ЕС и расширив ее функции. От имени ЕС Палата аудиторов может осуществлять проверку операций, выполняемых государствами-членами ЕС на своих территориях (например, расходы на сельское хозяйство, поступления от сбора таможенных пошлин), а также третьими странами, получающими финансовую помощь ЕС.

Европейский парламент контролирует и рассматривает проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета.

Европейский парламент использует возможности Палаты аудиторов проводить расследования, давать заключения и составлять ежегодные доклады для усиления парламентского контроля над расходами ЕС.

4. Налоговая гармонизация в ЕС

В Европейском союзе отсутствует единая система налогообложения. Налоговые платежи, поступающие в бюджет ЕС, среди которых можно выделить отчисления от НДС, общий таможенный тариф и др., не позволяют говорить о единой налоговой политике и налоговой системе. В целом под налоговой гармонизацией следует понимать стратегию межгосударственной налоговой политики, которая проводится путем согласования и унификации национальных налоговых систем и их базовых элементов.

Основным этапом в истории европейской налоговой гармонизации стал Меморандум Европейской комиссии, изложивший программу деятельности Сообщества на 1962-1967 гг., которая предусматривала в целях устранения дискриминации во внешней торговле отмену различных налоговых льгот, стимулирующих экспорт продукции.

Основной акцент при налоговой гармонизации всегда делался на косвенное налогообложение. Так, с 1 января 1993г. были приняты решения по гармонизации ставки НДС : страны-члены могли устанавливать не более двух ставок НДС. Минимальный уровень стандартной ставки, ниже которой не могут быть национальные ставки НДС, - 15%. Верхний предел не устанавливался. Сниженная ставка (не менее 5%) устанавливалась к отдельным, в основном социально значимым товарам и услугам. Льготные ставки (сверхнизкие), в том числе нулевая ставка, могут применяться в странах, где на момент принятия директивы они уже действовали.

Гармонизацией акцизов Совет министров ЕС занялся позже. Все акцизы были подразделены на четыре группы по классификационным категориям:

♦ акцизы, подлежащие гармонизации: на табачные изделия, алкогольные и алкоголизированные напитки, минеральные масла и производные от них продукты, сахар;

♦ акцизы, установление которых по определенным товарам требует специальной экспертизы: на неалкогольные напитки, продукты, произведенные на основе сахара;

♦ акцизы, которые не следует гармонизировать: некоторые виды местных налогов и акцизы, которые не влияют на товарообмен между государствами-членами;

♦ акцизы, которые следует упразднить, компенсируя получаемые от них доходы НДС: акцизы на некоторые тропические продукты, акцизы на соль, спички и игральные карты.

Таким образом, в качестве цели была определена гармонизация структуры акцизов. Советом министров ЕС были приняты директивы по сближению структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты путем установления общих правил их взимания: формула расчета, минимально допустимые ставки, возможность применения льготных ставок и освобождения от налогообложения.

Целью налоговой гармонизации в области прямых налогов является создание для компаний разных государств-членов в рамках общего рынка правовых условий, соответствующих аналогичным условиям внутреннего рынка.

Остальные сферы налоговых систем европейских стран пока находятся вне общеевропейской гармонизации. В целом можно заключить, что налоговая гармонизация является необходимой предпосылкой создания единой налоговой системы в интеграционном объединении.

Стран Евросоюза стало закономерным результатом развития экономической интеграции европейских государств, прошедшей несколько этапов (рис. 4.1).

Европейское экономическое сообщество функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ. Францией, Италией и странами Бенилюкса. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза.

Неотъемлемый элемент — валютная интеграция — процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создание межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций. Ее необходимость обусловлена рядом причин:

  • потребностью в валютной стабилизации для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы;
  • стремлением создать собственную региональную зону валютной стабильности для решения региональных интеграционных задач;
  • стремлением сделать Западную Европу мировым центром с единой валютой, ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Рис. 4.1. Этапы развития валютной интеграции и формирования денежной системы ЕС

Механизм валютной интеграции состоял из совокупности валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции стали:

  • режим совместно плавающих курсов;
  • валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
  • создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства;
  • совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
  • международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западно-европейской интеграции предшествовали:

  • соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии;
  • соглашение 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Европейский платежный союз (ЕПС) — многосторонний клиринг 1950-1958 гг., введение конвертируемости валют в 1958-1961 гг.

Однако процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза , в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включал несколько этапов, направленных на создание единого рынка.

В 1971 г. страны ЕЭС приняли программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. — так называемый план Вернера, рассчитанный на 10 лет, предусматривающий сужение пределов колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификацию валютной политики на основе ее координации и гармонизации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На завершающем этапе реализации плана предполагалось передать наднациональным органам некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях автоматического выравнивания валютных курсов. Ставились задачи учредить обший центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

С 1974 г. реализация плана Вернера была приостановлена в связи с разногласиями по поводу национального суверенитета и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, дифференциацией уровней экономического развития стран-членов и экономическими кризисами 70-80-х годов.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза, в частности, путем создания европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля нал. экономикой стран — членов ЕЭС. Принципы валютной интеграции были заложены в основу франко-германского проекта 1978 г., результатом которых стало создание Европейской валютной системы (ЕВС). Ее главные задачи: достижение экономической интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, зашита стран Общего рынка от экспансии доллара.

ЕВС создавалась как подсистема с отличными от нее особенностями, к которым на начальном этапе ее существования относились следующие:

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ — европейской валютной единице, условная стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран, входивших в ЕС на этом этапе. Доля валют в корзине ЭКЮ определялась в зависимости от доли стран в совокупном ВНП государств — членов ЕС в их взаимном товарообороте. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, а их «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.

2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а ЕВС использовала его в качестве реального резервного актива: эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом из специально созданного совместного золотого фонда, аккумулировавшего 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).

3. Режим валютных курсов был основан на совместном «плавании» валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.

4. ЕВС предусматривала осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Следующим шагом валютной интеграции стран ЕС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г., предусматривавший создание валютного союза — новой ступени европейской интеграции. В апреле 1989 г. разработана программа создания валютного и экономического союза под названием «План Делора», который предусматривал:

  • создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной и налоговой политики в целях сдерживания и стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
  • проведение единой валютной политики и введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.

На основе плана Делора к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г., предусматривавший дальнейшее поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу.

Первый этап начатся в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделялось сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).

Второй этап начался в январе 1994 г. с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составе управляющих центральными банками стран-членов. Этот институт заменил ранее действовавший Европейский фонд валютного сотрудничества. Его главной задачей стала подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Большое внимание было уделено координации экономической и денежно-кредитной политики стран — членов ЕС.

Третый этап - (январь 1999 г. — январь 2002 г.). Цель его — стабилизация и сближение уровней экономического развития стран — участниц ЕС для подготовки к введению единой региональной валюты — евро. Курсы валют стран ЕС были зафиксированы окончательно, что создало возможность их замены единой валютой. Были определены необходимые и достаточные условия образования экономического и валютного союза в зафиксированных Маастрихтским договором критериях для стран, намеревавшихся перейти к единой валюте: страна должна иметь уровень инфляции, не превышающий более чем на 15% средний показатель трех стран с наиболее низкими темпами этого показателя; иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг — не более 60%.

В результате проверки критериев первоначально были определены 11 стран, вошедших в зону единой европейской валюты — евро. Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Англия отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро стал Европейский центральный банк (ЕЦБ), начавший деятельность в 1999 г. Уставный капитал ЕЦБ 5 млрд евро. Доля центральных банков в капитале ЕЦБ рассчитана исходя из доли каждой из стран в ВВП и численности населения ЕС.

Основной целью деятельности ЕС является осуществление денежно-кредитной политики в рамках ЕВС. Базовыми инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

  • таргетирование основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;
  • определение диапазонов колебания основных процентных ставок;
  • установление минимальных резервных требований для коммерческих банков;
  • определение совокупности краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро (кредитные и депозитные механизмы);
  • проведение операций на открытом рынке (кредитные аукционы).

ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая объединяет 15 центральных банков стран Европейского союза. ЕСЦБ управляют три органа — Совет управляющих, Правление ЕСЦБ и Общий совет.

В настоящее время денежной единицей европейской валютной системы является евро, разделенный на 100 евроцентов. Название общеевропейской валюты было принято окончательно в декабре 1995 г. на конференции премьер-министров стран Европейского Содружества в Мадриде.

Интеграционные процессы, происходящие в европейских банках зоны евро, реализуются:

· В проведение единой денежно-кредитной политики ЕС. Эта функция ЦБ была полностью передана в ведение ЕСЦБ во главе с ЕЦБ.

В интеграции платежной системы. Для обслуживания потребностей денежно-кредитной политики и снижения рисков при проведении трансграничных платежей после введения евро потребовалось создание принципиально нового расчетного механизма. Эту задачу выполнила система TARGET (транснациональная автоматическая система расчетов при совершен крупных платежей в режиме реального времени), включающая национальные платежные системы (RTGS) и платежный механизм ЕЦБ. Ключевую роль в формировании единой платежной системы ТАРГЕТ играет ЕЦБ.

В гармонизация банковского надзора. Эта тенденция проявилась консолидации банковского надзора. Произошло юридическое и фактическое разделение компетенции деятельности ЦБ и органов банковского надзора. В функцию ЦБ не входит осуществление банковского надзора.

Для осуществления денежной политики ЕСЦБ выполняет четыре взаимосвязанные функции:

Выработка и реализация денежно-кредитной и валютной политики ЕС;

Осуществление операций с иностранными валютами;

Поддержание и регулирование официальных валютных резервов;

Содействие нормальному функционированию платежных систем.

Денежная политика.

Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях:

Первый уровень - единая независимая ДКП, разрабатывается и реализуется ЕЦБ;

Второй уровень - уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят ДКП в жизнь.

Между двумя уровнями существует тесная координация и согласованность, главными ориентирами при этом являются критерии соответствия той или иной страны валютному союзу. Согласование проводится на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.

При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.

НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС НЦБ имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Поэтому, ЕЦБ приходится последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики. Эти действия ЕЦБ повышают доверие к его деятельности.

Проводя денежно-кредитную политику, ЕЦБ действует самостоятельно и прибегает к использованию возможностей НЦБ по мере необходимости.

Цели денежно-кредитной политики ЕСЦБ

Приоритетной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Поставленная перед системой цель укладывается в рамки современных экономических теорий и практики денежной политики.

Стабильность цен неразрывно связано с понятием «инфляции». Инфляция - продолжительный по времени процесс повышения уровня цен и снижение покупательной способности денег. Стабилизация цен - общая качественная характеристика, не имеющая конкретного количественного выражения. Конкретизацией понятия «стабильность цен» является потребительская корзина.

При расчете единой потребительской корзины были определенные сложности из-за разных уровней потребления. Немцы заняты накоплением денежных средств больше, чем итальянцы. В Италии - потребление ориентировано на детей, у немцев на людей старшего покаления. Методика расчета учитывала только удельный вес потребления. Были соединены потребительские корзины 12 стран со своим удельным весом. Полученная суммарная потребительская корзина используется при расчете единого унифицированного индекса потребительских цен (гармонизированного индекса цен). ЕЦБ принял решение о допустимом росте этого показателя - не более 2% в год.

Структура гармонизированного индекса цен на потребительские товары и услуги в зоне евро, %.

Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся. Особенность концепции ГИПЦ определяется не столько его низким количественным измерением (хотя это тоже важно), сколько тем, что с его помощью можно выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того чтобы оценить, насколько в Еврозоне достигнута стабильность цен.

Главная идея ГИПЦ заключается в том, чтобы выделить и дифференцировать воздействие на него наиболее существенных факторов.

В ЕСЦБ разработана Концепция стабилизации цен, учитывающая два фактора:

· Уровень инфляции, который отслеживается через контроль над денежной массой (разработка контрольных значений денежных агрегатов).

· Группу индикаторов предложения: динамика заработной платы;

динамика цен на импорт;

динамика производственных потенциалов.

Группу индикаторов спроса: рост государственных расходов (налоговая политика);

денежная масса.

Стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ строится на двух подходах (two-pillar approach):

С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих ЕЦБ устанавливается на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения, когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превосходит ограниченные предложения товаров и услуг. В качестве показателя взят денежный агрегат М3 (М1 + средства резидентов зоны евро без учета бюджетных средств правительств, выраженных в однодневных депозитах, депозитах с согласованным сроком погашения до двух лет, трехмесячных депозитах с погашением по уведомлению, соглашениях об обратной покупке, акциях денежного рынка и ценных бумагах, долговых обязательств денежного рынка со сроками погашения до двух лет. М1- наличность (металлические и бумажные деньги, чековые вклады); М2 = М1+ бесчековые сберегательные счета +мелкие срочные вклады; М3 = М2+крупные срочные вклады).

Второй подход основан на широкой оценке перспектив изменения ценовой динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.

В целом комбинация двух подходов денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает, что денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным контролем и регулярно анализируются. Подобный подход позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные ставки на таком уровне, который наилучшим образом обеспечивает ценовую стабильность.

Защищая, таким образом, покупательную способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает курс евро по отношению к другим мировым валютам (хотя сам по себе курс евро не является главным ориентиром).

Денежно-кредитная политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях:

· Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров, принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне,

· Инструменты ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализовано.

Для решения этих задач предполагается определенный набор инструментов денежной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской системы центральных банков

В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Основной объект регулирования при проведении этих операций - ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции. Одинаковые для всех стран - участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство.

К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.

Операции на открытом рынке имеют три основные функции:

обеспечение корректировки краткосрочной процентной ставки денежного рынка евро;

рыночные интервенции ЕЦБ используются для управления ситуацией с ликвидностью кредитных организаций;

оповещение участников финансового рынка о характере ДКП, избранной ЕЦБ.

Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур.

Операции ЕЦБ на открытом рынке

Операции денежно-кредитной политики

Типы сделок

Предоставление ликвидных средств

Типы сделок Поглощение ликвидных средств

Сроки погашения

Основные операции рефинансирования

Обратные сделки (выкуп)

Две недели

Долгосрочные операции рефинансирования

Обратные сделки (выкуп)

Три месяца

Операции тонкой настройки

1. Обратные сделки.

2. Свопы в иностранной валюте.

3. Прямые покупки

1. Свопы в иностранной валюте.

2. Депозиты с фиксированным сроком.

3. Обратные сделки.

4. Прямые продажи.

Нерегулярно

Структурные операции

Обратные сделки

Выпуск долговых сертификатов.

Регулярно и нерегулярно

Прямые покупки

Прямые продажи.

Нерегулярно

В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории.

1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.

Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

· «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;

· проводятся регулярно, каждую неделю;

· имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;

· операции осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

· доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;

· все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;

· в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.

Отметим отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

· служат средством предоставления ликвидности;

· проводятся регулярно, каждый месяц;

· имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;

· все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;

· в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций - оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:

· могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;

· могут быть как регулярными, так и не регулярными;

· имеют срок погашения априори, который не регламентируется;

· операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;

· операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;

· обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);

· ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.

Они характеризуются следующими моментами:

· осуществляются с целью предоставления ликвидности;

· проводятся регулярно или не регулярно;

· имеют срок погашения, который априори не регламентируется;

· проводятся на основе стандартных тендеров;

· осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;

· все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;

· в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

Активы первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим критериям надежности, установленным ЕЦБ для всей «зоны евро».

Активы второго класса - это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.

С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Список активов, допущенных к участию в операциях на открытом рынке, публикуется, причем, 98% активов приходится на ценные бумаги, представляющие собой обеспечение первого класса.

Основная часть активов (75%), используемых в операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором - 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.

Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:

· «дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);

· «депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного - процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).

Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт. Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов.

При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям . Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.

Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.

Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время - 2%) к обязательствам в формах:

1) депозитов овернайт;

2) депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет;

3) аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг;

4) ценных бумаг денежного рынка.

Нулевая резервная ставка применяется к обязательствам по депозитам на срок свыше двух лет, по операциям РЕПО и долговым ценным бумагам со сроком погашения свыше двух лет. Обязательства по отношению к институтам, созданным в «зоне евро», и к ЕСЦБ под резервные требования не попадают.

В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, - т. е. в соответствии с рыночными условиями.

В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны - члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

Управление ликвидностью играет важную роль в реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ.

Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в ликвидных средствах, которые возникают из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов (некоторых статей баланса центрального банка, таких как наличные деньги в обращении, средства правительства и чистые иностранные активы).

Для регулирования ликвидности в банковской системе НЦБ одновременно привлекают денежные средства кредитных организаций на свои депозитные счета в том случае, если эти средства являются избыточными, а кредитные организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.

Особая роль в поддержании ликвидности принадлежит «системе постоянных механизмов»:

1. Порядок установления разницы между ставками предельных заимствований и размещения депозитов, то есть формируется коридор ставки ЕЦБ, в котором могут находиться рыночные процентные ставки на денежных рынках на одну ночь.

2. Второй составляющей «системы постоянных механизмов» является кредитная линия депозитов, которая регулируется НЦБ и позволяет операторам рынка размещать депозиты в коротких деньгах в НЦБ по заранее оговоренной процентной ставке. Регулируя процентные ставки на рынке «коротких денег» (овернайт маркет), ЕЦБ дает финансовым операторам сигналы о направлении текущей денежно-кредитной политики и при необходимости может изменить условия функционирования «постоянных механизмов».


В целом опыт деятельности Европейского центрального банка свидетельствует о возросшей гибкости денежного регулирования.

В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе . Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению. Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.

Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:

  • осуществление консультаций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;
  • подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.

Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:

1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.

2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.