Двигательная расторможенность признаки. Двигательная расторможенность и ее причины. Основные проявления сдвг

Среди психомоторных нарушений большое место у детей раннего возраста занимает синдром психомоторной расторможенности. Наиболее часто он наблюдается при раннем органическом поражении мозга. Характер и степень его выраженности могут быть различными. Дети расторможены, постоянно находятся в движении, ломают предметы, рвут, царапают все, что попадается под руку. При утомлении и перед сном двигательное беспокойство обычно нарастает. Психомоторная расторможенность органического генеза нередко сопровождается склонностью к ритмическим стереотипам. У одних детей на фоне психомоторной расторможенности преобладает бедность спонтанной деятельности, у других - постоянная потребность к переменам действий.

Психомоторная расторможенность обычно сочетается с частой сменой настроения в сторону раздражительно-мрачного, с повышенной аффективной возбудимостью. Отмечаются также новышенная отвлекаемость, нарушение сна, ряд патологических привычек. Дети долго и упорно грызут ногти, сосут пальцы; иногда наблюдаются патологические влечения (элементы садизма, онанизм и т. д.).

Своеобразный синдром психомоторного возбуждения может проявляться и при психических заболеваниях у детей, в частности при шизофрении. Психомоторное возбуждение при шизофрении носит название кататонического. Это пустое, нелепое, немотивированное двигательное возбуждение, которое сопровождается вычурными стереотипными движениями рук, бессвязной речью, реакциями негативизма, эхолалиями (эхообразное повторение слышимых слов), эхопраксией (эхообразное повторение видимых движений). Ребенок в состоянии такого возбуждения обычно не реагирует на окружающую обстановку, совершает ряд импульсивных действий. Для шизофрении характерна смена подобного возбуждения более или менее продолжительными эпизодами застывания, ступора.

Состояние психомоторного возбуждения может быть эквивалентом судорожного припадка. В этих случаях психомоторное возбуждение возникает внезапно, приступообразно, на фоне угнетенного сознания, иногда сопровождается отдельными мышечными подергиваниями. После приступа ребенок не помнит о случившемся. В некоторых случаях, например при глубоких церебрастенических состояниях, имеет место синдром двигательной заторможенности.

Перцепторные расстройства - нарушение ощущений и восприятия. Многие симптомы и синдромы нервно-психических заболеваний у детей связаны с нарушением перцепции. Перцепторные расстройства могут отмечаться у детей с ранним органическим поражением мозга. Они особенно выражены при церебральных параличах, для которых характерны специфические сенсорные расстройства (зрительные, слуховые, кинестетические), а также нарушение совместной деятельности различных анализаторов. Это в свою очередь приводит к недоразвитию гностических функций, в частности, оптико-пространственного гнозиса. Дети раннего возраста с церебральным параличом испытывают затруднения в различении формы, величины предметов, их пространственного расположения. В дальнейшем могут выявляться более четкие пространственно-временные нарушения.

Перцепторные нарушения характерны также для детей с умственной отсталостью, при этом выраженность нарушений соответствует степени снижения интеллекта.
Симптомы перцепторных расстройств у детей раннего возраста могут проявляться в возникновении ложного восприятия (иллюзий и галлюцинаций).

Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая трудно поддается контролю и коррекции. В медицине подобные состояния обозначаются как гиперактивность или расторможенность. Этому вопросу посвящены многочисленные специальные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Что это такое и почему возникает? Является ли гиперактивность нормальным физиологическим явлением или это один из признаков болезни? Какой режим нужен таким детям, как к ним должны относиться родители, воспитатели и педагоги?

Постараемся ответить на эти и другие вопросы, нередко волнующие родителей. Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома. Она может быть как естественным проявлением физиологических потребностей ребенка (особенно младшего возраста) к движению, наступать под влиянием конфликтных психотравмирующих ситуаций и дефектов воспитания, так и выявляться с первых лет или даже месяцев жизни. Рассмотрим по порядку все эти возможности.

Движение является одним из проявлений жизнедеятельности организма, обеспечивающим его связь с внешней средой. Как известно, с возрастом двигательная активность человека подвергается физиологическим изменениям. Она особенно развита у детей первых 3-4 лет жизни и значительно замедляется в пожилом и старческом возрасте. Все это имеет конкретное физиологическое объяснение. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо. Вследствие этого они не могут длительное время сосредоточить свое внимание на одном предмете или одной игре. Стремление к познанию окружающего, во многом еще неизвестного, побуждает детей часто менять род занятий. Они постоянно в движении, им хочется все посмотреть, самим потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть внутрь. В силу малой подвижности основных нервных процессов (возбуждения и торможения) ребенку 2-5 лет трудно внезапно остановить свою деятельность. Если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это физическое, нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка. Если вам мешает крик ребенка или шум, создаваемый во время игры, постарайтесь занять его чем-нибудь другим, более интересным, но не требуйте немедленно прекратить его занятие.

Однако родителей, особенно молодых, в некоторых случаях волнует двигательная активность ребенка. Они видят других детей такого же возраста, которые могут быть более спокойными и менее подвижными. Хорошо, если с этими опасениями мать обратится к врачу, который должен ее успокоить и дать правильный совет. К сожалению, иногда первым советчиком являются соседи, малоопытные воспитатели и другие случайные лица. Практически здоровому ребенку нередко дают широкодоступные успокоительные микстуры и таблетки или ставшие модными настои из различных трав. Нельзя заниматься самолечением без рекомендации врача! Только врач может рассеять ваши сомнения, дать правильное заключение о здоровье ребенка и при необходимости назначить лечение.

Теперь рассмотрим гиперактивность детей, возникшую вследствие различных внешних воздействий. В подобных случаях родители отмечают, что ранее спокойный ребенок вдруг становится излишне подвижным, беспокойным, плаксивым. Это особенно часто случается во время первого физиологического криза в возрасте от 2 до 4 лет. Причиной гиперактивности могут быть различные заболевания, в том числе нервной системы (преимущественно у детей более старшего возраста), но наиболее часто - дефекты воспитания. Последние можно подразделить на три группы - три крайности воспитания: очень строгий (подавляющий) стиль, излишняя опека, отсутствие единых требований, предъявляемых всеми членами семьи.

К сожалению, все еще встречаются так называемые социально запущенные семьи по отношению к ребенку, когда им вообще занимаются мало, часто без причины наказывают, предъявляют непосильные требования. Если при этом дети являются свидетелями ссор между родителями, да к тому же один из них или оба страдают алкоголизмом, то причин для гиперактивности и других невротических расстройств более чем достаточно. Из таких семей редко обращаются за медицинской помощью или приводят ребенка тогда, когда у него уже имеются выраженные патологические черты характера.

Одной из частых причин гиперактивности у детей является противоположный тип воспитания, когда им разрешается делать все и дети не знают вначале никаких запретов. Такой ребенок является кумиром в семье, постоянно гипертрофируются его способности. Но вот на определенном этапе родители убеждаются в том, что воспитание было неправильным и поэтому решают изменить отношение к ребенку, предъявить ему определенные требования и ограничения, ломать старые привычки, укоренившиеся годами. Известный советский педагог А. С. Макаренко писал о том, что воспитать ребенка нормально и правильно гораздо легче, чем перевоспитать. Перевоспитание требует больше терпения, сил и знаний, и не у каждого родителя все это найдется. Нередко в процессе перевоспитания ребенка, особенно если оно проводится не совсем правильно, возможно возникновение у детей различных невротических реакций, в том числе и гиперактивности, негативизма, агрессивного поведения. В большинстве подобных случаев не требуется специального лечения, достаточно правильно построить свои взаимоотношения с ребенком, быть постоянным до конца в своих требованиях.

Теперь рассмотрим тот тип гиперактивности, который возникает с первых лет или даже месяцев жизни ребенка и представляет в основном не педагогическую, а медицинскую проблему. Приведем вначале одно из характерных наблюдений.

Ко мне на консультацию привели мальчика Сашу 3 лет. Родителей беспокоит, что ребенок очень подвижный, быстрый, неусидчивый, постоянно в движении, часто меняет род занятий, не реагирует на замечания окружающих. Из подробного рассказа матери установлено, что это первый ребенок от молодых здоровых родителей. Отец - инженер, мать - тренер по гимнастике, в начале беременности усиленно занималась спортом, перенесла простудное заболевание и принимала антибиотики.

С первых дней жизни мальчик очень беспокойный и плаксивый. Неоднократно обращались к врачам, однако со стороны деятельности сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов никаких изменений не обнаружено. Мальчик очень плохо спал до года, и родители, дедушка и бабушка поочередно находились с ним на протяжении ночи. Мало помогали укачивание, пустышка, взятие на руки. Сидеть и ходить начал вовремя. После года постепенно отрегулировался сон, однако, по словам родителей, начались новые неприятности. Мальчик стал очень быстрым, суетливым и рассеянным.

Все это родители рассказывали без ребенка, который ожидал в коридоре с бабушкой. Когда же его ввели в кабинет и он увидел врачей в халатах, начал кричать, плакать, вырываться от родителей. Мальчика решено посмотреть дома в обычной для него обстановке. К приходу постороннего отнесся с некоторым испугом, все время уходил подальше и выжидательно смотрел. Вскоре убедился, что на него не обращают внимания и стал заниматься игрушками, однако ни на одной из них не мог сконцентрировать внимание. Все его движения быстрые и стремительные. Медленно и постепенно включился в разговор с врачом. Оказалось, что мальчик читает по слогам, буквы знает с двух лет, хотя родители стараются, чтобы книги меньше попадали в его поле зрения. Производит простые арифметические действия в пределах до пяти. Путем различных отвлекающих способов удалось осмотреть ребенка. При обследовании четких органических признаков поражения нервной системы не установлено.

В беседе с родителями выяснено, что воспитание проводится правильно. Несмотря на гиперактивность и необузданность, четко знает, чего делать нельзя. Так, не трогает стоящие в комнате посуду, телевизор, радиоприемник, они для него как бы не существуют. Зато находящиеся в комнате игрушки были разбросаны как попало. Следует отметить, что в отношении игрушек родители также поступают правильно: не дают сразу много, старые прячут на время, новые покупают не часто. Было видно, что состояние ребенка не обусловлено дефектами воспитания. Родители не считают ребенка "вундеркиндом", хотя он уже начинает читать и проявляет способности в счете. Их больше пугает это несколько преждевременное умственное развитие, а особенно его поведение.

Дан совет не опасаться раннего развития способностей ребенка, периодически предлагать ему самые простые детские книги, и при желании мальчика читать с ним в виде игры. Рекомендовано также почаще ходить на длительные прогулки (до небольшой усталости). С целью упорядочения поведения решено прописать некоторые медикаменты. Неожиданно в соседней комнате заиграла музыка. Мальчик внезапно преобразился, прошла имевшая место суетливость, он несколько секунд постоял, прислушиваясь, и быстро побежал на звуки музыки. Теперь родители вспомнили еще одну "странность" ребенка: он просто заслушивается спокойной медленной музыкой, подолгу тихо стоит около приемника и всегда недоволен, когда его выключают. И действительно, мальчик спокойно стоял около радиоприемника, слегка взмахивал руками (как бы дирижировал), тело его слегка раскачивалось в стороны. Так продолжалось минут десять, затем родители выключили приемник. Была кратковременная отрицательная реакция, но без протеста. Родители отмечают, что ребенок часто приносит поставить ряд своих любимых пластинок, которые запоминает по внешнему виду: он готов их слушать без конца, в чем ему, естественно, отказывают, так как это также в некоторой степени пугает родителей.

Реакция ребенка на музыку несколько изменила наши рекомендации. Родителям дан совет 2-3 раза в день разрешать ребенку послушать любимые им пластинки, постепенно расширяя их количество. Рекомендовано также сводить ребенка к кому-нибудь, кто играет на рояле, и разрешить ему самому "потрогать" инструмент. От медикаментозного лечения решено пока воздержаться. Результаты повторного осмотра показали, что наши рекомендации были правильными. Отмечено некоторое упорядочение поведения ребенка, хотя он продолжает оставаться быстрым и несколько суетливым.

Мы описали довольно типичный случай ранней гиперактивности, возникшей с первых месяцев жизни. Для нее характерен особый тип повышенной двигательной активности, сочетающейся с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью, рассеянностью, нарушением концентрации внимания, повышенной возбудимостью. При этом могут наблюдаться агрессивность, негативизм, некоторая неловкость и неуклюжесть. Гиперактивный ребенок как вихрь носится по квартире, наводя в ней настоящий погром и хаос, постоянно что-то ломает, бьет, крошит. Он - зачинщик ссор и драк. Одежда на нем часто порвана и испачкана, личные вещи потеряны, разбросаны или свалены в кучу. Угомонить его очень трудно, а порой практически невозможно. Родители в недоумении - откуда эта неиссякаемая энергия, не дающая покоя и отдыха всей семье? Образная характеристика гиперактивного ребенка дана мамой мальчика 5 лет, которая приведена в книге А. И. Баркан "Его Величество Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки" (1996): "Неужели никто до сих пор не создал вечный двигатель? Если вам нужны его секреты, изучите моего ребенка". Много хлопот доставляют такие дети родителям, воспитателям и учителям. У родителей возникает ряд вопросов: отчего все произошло и есть ли в этом их вина, что ожидает ребенка в будущем, отразится ли это на его умственных способностях?

Эти и другие вопросы уже давно пристально изучаются детскими неврологами и психиатрами. Многое еще остается неясным и спорным, однако некоторые вопросы уже разрешены. В частности, установлено, что при рано возникшей гиперактивности ребенка беременность у матери часто протекала с осложнениями: выраженные гестозы беременности, соматические заболевания, несоблюдение режима труда и отдыха и т.д.

Известно, что заботиться о здоровье ребенка следует еще до его рождения. Ведь жизнь человека начинается не с рождения, а с первых дней беременности. Поэтому еще и теперь в некоторых странах Востока возраст исчисляют с момента зачатия. Наукой установлено, что некоторые заболевания детей могут возникать еще в дородовый период, во время развития в утробе матери. Неправильный образ жизни, неполноценное питание матери, недостаток витаминов и аминокислот также нарушают развитие будущего ребенка. Беременной женщине как никогда следует быть осторожной в применении различных лекарственных веществ, особенно таких, как психотропные средства, снотворное, гормоны.

В то же время из сказанного не следует делать вывод, будто во время беременности нельзя принимать лечение. Ведь беременная женщина может заболеть гриппом, бронхитом, воспалением легких и т.д. В таких случаях назначение медикаментозных средств является обязательным, но всякое лечение проводится по назначению и под контролем врача.

Имеются достоверные указания на то, что в возникновении детской гиперактивности определенную роль играют наследственные факторы. При подробном расспросе дедушек и бабушек нередко удается выяснить, что родители их внуков также в детстве были гиперактивными или имели подобные неврологические нарушения. Аналогичные расстройства часто выявляются у родственников по линии как отцов, так и матерей.
Следовательно, ранняя детская гиперактивность часто является следствием неправильного внутриутробного развития или носит наследственный характер.

Относительно дальнейшего развития таких детей можно сказать следующее. На основании больших статистических исследований доказано, что у гиперактивных детей, как правило, не наблюдается задержки умственного развития. В то же время у них довольно часто имеются определенные трудности в учебе, даже неудовлетворительная или только посредственная успеваемость по 1- 2 предметам (чаще по письму и чтению), но это в основном следствие дефектов воспитания или неправильного педагогического воздействия.

Следует отметить еще одну интересную особенность гиперактивных детей. Довольно часто у них на первом году жизни более быстрыми темпами идет физическое и умственное развитие. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить и произносить отдельные слова. Может сложиться впечатление, что это очень одаренный, гениальный ребенок, от которого многого можно ожидать в будущем. Однако в предшкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе приходится убедиться, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определенному роду деятельности (музыка, математика, техника, игра в шахматы и др.). Эти данные следует использовать в воспитательной и педагогической работе.

Как известно, почти у любого ребенка при наличии конфликтных ситуаций, особенно часто повторяющихся, может возникнуть ряд невротических нарушений. Это особенно относится к гиперактивным детям. Если их воспитанию уделяется недостаточно внимания или оно проводится неправильно, то у них постепенно возникают и фиксируются различные функциональные нарушения со стороны нервной системы.

Во взаимоотношениях с таким ребенком необходимо прежде всего исходить из единства требований со стороны всех членов семьи. Такие дети не должны видеть в одном из членов семьи своего постоянного защитника, который все им прощает и разрешает то, что запрещают другие. Отношение к такому ребенку должно быть спокойным и ровным. Не следует делать никаких уступок (скидок) на особенности его нервной системы. Уже в раннем возрасте ребенка следует обучать тому, чего нельзя и что нужно делать. Все остальное он воспринимает как "можно".

В воспитательной работе необходимо учитывать повышенную двигательную активность таких детей. Поэтому игры должны быть прежде всего подвижными. Учитывая повышенную отвлекаемость таких детей, следует чаще менять род их деятельности. Необходимо дать практически наиболее целесообразный выход гиперактивности такого ребенка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. В нашем примере с Сашей отмечен его повышенный интерес к музыке. Если аналогичные склонности удается обнаружить у гиперактивных детей, то это следует максимально использовать в воспитании.

Отмечено, что гиперактивные дети плохо приспосабливаются к новой незнакомой обстановке, новому коллективу. При определении такого ребенка в детский сад очень часто вначале возникает ряд осложнений: дети через несколько дней отказываются посещать сад, плачут, капризничают. В этой связи очень важно предварительно прививать любовь к сверстникам, пребыванию в коллективе; нужно также заранее побеседовать с воспитателем об особенностях ребенка. Если же посещение детского сада начинается внезапно, то возможно усиление отрицательных черт поведения ребенка, он во многих случаях нарушает общий порядок в группе своим негативизмом и упрямством.

Примерно то же может произойти и во время посещения школы, особенно в тех случаях, когда нет должного контакта с педагогом. Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость создают таким детям репутацию нарушителей поведения. Постоянные упреки и замечания педагогов способствуют формированию у ребенка комплекса неполноценности. Он как бы защищает себя немотивированным импульсивным поведением. Это может выражаться в порче окружающих предметов, дурашливости, некоторой агрессивности. Гиперактивный ребенок нуждается в школе в особом подходе, его лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность "разрядиться" имеющейся гиперактивности. Например, можно попросить его что-то принести или подать учителю, помочь ему собрать дневники, тетради, вытереть доску и т.д. Это будет незаметно для одноклассников и поможет ребенку высидеть урок без нарушения дисциплины. Естественно, что каждый педагог найдет множество таких отвлекающих приемов.

Если гиперактивные дети проявляют желание кроме посещения школы заниматься музыкой, посещать спортивную секцию, не следует им препятствовать в этом. Тем более, нет никаких оснований освобождать их от занятий физкультурой, участия в соревнованиях и других мероприятиях. Конечно, такого ребенка нужно периодически показывать неврологу, который решит вопрос о целесообразности и характере лечебных мероприятий.

Мы рассмотрели различные проявления гиперактивности у детей и причины их возникновения. Трудно дать совет родителям на каждый конкретный случай. Следует при этом помнить, что одно из главных мероприятий для нормализации и управления поведением такого ребенка - правильно проводимое воспитание и обучение.

Другие публикации по теме данной статьи:

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

  • Непоследователен, трудно удерживать внимание.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  • Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

  • Не способен дождаться своей очереди.
  • Плохо концентрирует внимание.
  • Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка - плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

Несколько слов о наказаниях

  • Причина наказания должна быть понятна ребенку.
  • Наказание применяется сразу после проступка.
  • Наказание должно быть естественным. Например, если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете фломастер - дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
  • Физические наказания. Вспомните — вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Подумайте: «Почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои чувства?»
  1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  4. Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
  5. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

В процессе созревания ребенок проходит определенные этапы, которые постепенно дифференцируются и усложняются. У грудного ребенка психика почти не развита, и на все воздействия у него появляется реакция в виде вегетативных и соматических симптомов (повышение температуры, рвота, нарушение питания и т. д.). Взрослея ребенок достигает другого этапа развития - психомоторного, и все неблагоприятные воздействия, происходящие в возрасте от 4 до 7 лет, способны вызвать различные нарушения двигательной сферы, в виде нарушения координаций движения (тики, заикания), ребенок становится либо заторможенным либо расторможенным. При наступлении третьего уровня развития типичные нарушения проходят и двигательные расстройства уже не характерны, ведь возрастной этап прошел. Каковы причины чрезмерной суетливости? Их очень много, начиная с перинатального возраста (беременность матери, родовая травма, различные инфекционные заболевания, ушибы головы в раннем возрасте, и т.д.). Как только ребенок достиг психомоторного уровня развития, у него начинается чрезмерная двигательная активность.

Причины расторможенности действуют на ретикулярную формацию, это специфический участок мозга, который отвечает за двигательную активности и выраженность эмоций, за человеческую энергию, активирует кору больших полушарий мозга и другие структуры. Ребенок становится двигательно расторможен, когда ретикулярная формация находится в возбужденном состоянии. Двигательная расторможенность бывает разной степени, это зависит от нарушений близлежащих отделов головного мозга и от степени поражения самой ретикулярной формации. Она по-разному сочетается с другими отклонениями: например, с психической незрелостью, когда десятилетний ребенок ведет себя как шестилетний. Такие дети отстают в своем эмоционально-волевом развитии и у них преобладают реакции младшего возраста- гармонический инфантилизм. Они чрезмерно подвижны, неусидчивы, постоянно суетятся, беспечны, поверхностны в своих привязанностях, веселые. Любые игры и занятия им скоро надоедают. Занятия в школе им даются с трудом, так как требуется сосредоточения внимания, а им наоборот хочется побегать, попрыгать, поиграть. В редких случаях нужно прибегать к медикаментозному лечению, гармонический инфантилизм постепенно проходит сам, но для этого нужна помощь учителей и родителей. Гармонический инфантилизм - в основном проблема, педагогическая. Учителя и родители должны формировать у детей стремление к самостоятельности, чувство ответственности, дисциплинированность, с их стороны должен быть постоянный за детьми контроль. Наказывать таких детей не стоит. Нужно чтобы они сами научились раскаиваться за свое поведение. Для этого нужно обязательно хвалить, поощрять детей за хорошее поведение, и лишать поощрений за плохое поведение, демонстрировать свою обиду на них, игнорировать их бесчисленные капризы. Это очень длительная и кропотливая работа, которая требует выдержки и терпеливости.

Медицинской и педагогической проблемой является дисгармонический инфантилизм. Здесь кроме симптомов свойственных гармоническому инфантилизму, присутствует возбудимость, неустойчивость, склонность к обману, которая сопровождается двигательной расторможенностью.

Двигательная расторможенность сочетается с церебрестеническим синдромом и инфантильностью. В сочетании с церебростеническим синдромом дети быстро истощаются, утомляются, становятся менее выносливыми. Это сопровождается головными болями, рвотой, снижением памяти и внимания, головокружением, плохим настроением. Такие дети быстро устают от небольшой нагрузки, от различных занятий и от суеты. Они становятся вялыми, раздражительными, нуждаются в отдыхе. В этом проявляется содействие двигательной расторможенности и повышенной истощаемостью. Другие же наоборот становятся суетливыми, непоседливыми, расторможенными, которых тяжело успокоить и уложить в постель для отдыха. В сочетании двигательной расторможенности с церебрестенией и инфантильностью лечение ее очень длительно и труднее.

Психопатоподобный синдром возникает при ушибе лобных долей мозга. Дети становятся дурашливыми, суетливыми, беспечными, не реагируют на замечания, смеются, выглядят глупцами, некоторых приходится переводить на индивидуальное обучение, так как они могут создавать опасность для других детей, вносить дезорганизацию.

Бывают случаи, когда психопатоподобный синдром сочетается с двигательной расторможенностью и нарушением влечений. В таких случаях дети убегают из дому, воруют, употребляют алкоголь, курят, ведут асоциальный образ жизни, становятся бесчувственными. Здесь необходимо лечение, медикаментозное воздействие. Родители и учителя должны формировать подчинение дисциплине, способность к раскаянию. Ответственность требуется и со стороны родителей и со стороны учителей и со стороны медиков. Работа должна быть совместной, в тесном сотрудничестве.

Двигательная расторможенность - очень видный и заметный симптом, нарушения которого быстро и полностью можно излечить. Главное воспитывать в ребенке терпеливость, усидчивость и дисциплинированность, а также терпеливо лечить.

Гипердинамический синдром, или синдром двигательной расторможенности , проявляется, в первую очередь, в виде чрезмерной двигательной подвижности, неусидчивости, суетливости.

При этом страдает так называемая тонкая моторика, движения у ребёнка не точные, размашистые, несколько угловатые. Очень часто нарушается координированность движений и их целенаправленность. Такие дети, как правило неумехи. Наряду с этим страдают навыки самообслуживания, им сложно самостоятельно совершать туалет, чистить зубы, умываться. Простая процедура утреннего умывания и чистки зубов запросто может превратиться в утреннее купание.

Гипердинамический синдром. У гиперактивного ребёнка неряшливое письмо с кляксами и корявые рисунки. Гипердинамический синдром у детей всегда сочетается с неустойчивым вниманием, несобранностью. Им характерна повышенная отвлекаемость при любых занятиях. Всё это часто сочетается с повышенной утомляемостью и ранним истощением. Синдром двигательной расторможенности характерен для детей дошкольного и раннего школьного возраста.

В детских садах гиперактивных детей называют непоседами. Они постоянно находятся в движении, как заводные бегают на площадке, меняют игрушки в игре с огромной скоростью, стараются одновременно поучаствовать в нескольких играх. Очень сложно привлечь внимание такого «увлечённого» ребёнка. Гиперактивного ребёнка очень сложно уложить днём отдыхать, а если это удаётся, то сон не продолжительный и ребёнок просыпается мокрым от пота. Для него характерна повышенная потливость. Часто на лбу и висках проступают сосуды, а под глазами можно заметить некоторую синеву.

Гиперактивные дети не сидят на месте, даже в начальной школе. Их внимание постоянно переключается с одного занятия на другое. Такие дети часто встают на уроках, ходят по классу. Им крайне сложно удержаться на одном месте, а уж тем более высидеть весь урок за партой. Для гиперактивного ребёнка характерна ситуация, при которой он попадает в разряд хулиганов с педагогической запущенностью именно из-за повышенной утомляемости и истощаемости. К концу урока такой ребёнок может буквально скакать за партой, часто меняя позу и привлекая внимание других детей.



К описанному поведению гиперактивных детей часто присоединяются другие «лишние» движения, когда движения повторяются по нескольку раз, по типу тиков.

Если Вы заметили у своего ребёнка поведение, подобное описанному, то не откладывайте визит к детскому психиатру. В большинстве случаев гиперактивность у детей можно убрать.

3.Основные принципы терапии психических расстройств у детей.

Понимание своеобразия клинической картины психических расстройств у детей, ее нетипичности, изменчивости, связанности с возрастными соматическими и психическими особенностями по­зволяет сформулировать общие принципы их лечения, но не мо­жет предопределить всю терапию - в полном объеме и до мель­чайших подробностей. Терапия всегда индивидуальна, она нахо­дится в зависимости от времени ее начала, эффективности, реакции личности ребенка как на болезнь, так и на само вмеша­тельство

Выбор терапии психосоматических расстройств у детей должен исходить из некоторых основополагающих принципов, задающих направление поиска наиболее подходящих методов и средств. Предлагают следующие принципы, которые вполне может исполь­зовать не только врач, но и специальный психолог при терапевти­ческих вмешательствах у детей и подростков с психическими рас­стройствами [Каган В. Е., 1996]

Принцип системности. Целесообразна комплексная, комбини­рованная терапия психических расстройств, т. е. необходимость соче-танного, одновременного, параллельного воздействия на биологиче­ский и психический компоненты заболевания. Анализ неудач пока­зывает, что они возникают при воздействии на отдельные структуры, не затрагивая то, что делает болезнь болезнью,- системные функцио­нальные связи. Например, при проведении гипнотерапии, при прин­ципиальной однотипности этого метода, уменьшающего тревож­ность, в работе с девочками уместнее их активизировать (например, «сердце бьется уверенно, ровно, сильно»), а в работе с мальчиками правильнее предпочесть соматическую релаксацию (например, «серд­це работает ровнее, спокойнее, меньше напоминает о себе»).

Принцип клиники терапии. Одно и то же заболевание у од­ного и того же ребенка на разных этапах лечения представляет разные стороны патогенетических механизмов. Примером может быть терапия невроза, когда успешное применение психотерапии фобий и других нарушений психогенного характера приводит к тому, что на первый план выступает резидуально-органическая неврозоподобная симптоматика, не поддававшаяся психотерапии, а требующая использования медикаментов. Принцип «клиники те­рапии» диктует не только тактику коррекции, но и определяет средства и методы этой тактики.

Принцип индивидуализации. Положение о том, что следует лечить не.болезнь, а больного, должно быть уточнено, необходи­мо лечить определенную болезнь у определенного больного. Принцип индивидуализации - один из основополагающих, но и самых трудных в реализации. Он в равной мере касается и выбора средств лекарственной терапии, и выбора путей и методов психо­логической коррекции, и психотерапии. Ребенок уникален как ин­дивид (организм) и как индивидуальность (личность), а тем бо­лее - как единство индивидного и индивидуального.

Принцип опосредованности. Ни одно средство лечения не свободно от эффектов психического опосредования. Можно выде­лить несколько его видов:

Опосредование собственными установками ребенка - стра­хом перед лечением, предрассудками о «постыдности» болезни и обращения за помощью;

Опосредование установками родителей, когда их мнения или чувства прямо сказываются на действии тех или иных тера­певтических воздействий;

Опосредование установками специалиста - эффекты ис­пользования тех или иных средств и методов зависят от отноше­ния к ним специалиста (врач или психолог, верящий в конкрет­ный метод терапии, получает у своих клиентов лучший эффект, чем специалист, сомневающийся в этом методе);

Опосредование внешними характеристиками медикаментов психотерапевтических методик) и способами их введения (осуще-твления) - инъекции воспринимают как сильнодействующее редство, а тот же препарат в таблетках - как более слабое. Гип-юз в специально оборудованной комнате воспринимается ребен-:ом как магическое исцеляющее средство, а рациональная терапия: обычном кабинете кажется рутинным разговором.

Принцип отношений. Любое лечение - не воздействие на іолезнь или больного, а процесс отношений специалиста и ребен-;а (и его семьи). В этой системе отношений есть осознаваемые и іессознательньїе цели, ожидания, мотивации всех участников ле-іебного процесса. При этом принципиально важно не сводить от­ношения исключительно к тому, что о них могут сказать психолог ^врач) и пациент - мотивация отношений слишком часто не осоз­наваема. Пациент может страстно желать исцеления, но бессозна­тельно отождествлять специалиста с нелюбимым родителем. Пси­холог (врач) может стремиться помочь пациенту, но иметь бессоз­нательные ассоциации ребенка с неким неприятным для себя лицом. И то и другое, а особенно сочетание такого переноса и контрпереноса, может по существу лишать отношения специалиста и пациента смысла.

Принцип среды. Среда (одушевленная и неодушевленная) включена в систему лечебных отношений и является их существен­ным элементом. Прежде всего это касается среды лечебного, кор-рекционного учреждения, санатория: эмоциональной атмосферы, уюта и удобств для персонала и для пациентов. К сожалению, без­ликая среда в учреждениях нередко диссонирует с духом терапии.

Принцип гуманизма. Терапия не может быть удовлетвори­тельной, если ее средства и методы игнорируют интересы лично­сти ребенка и ее развития. Никакая лечебная цель не оправдывает средств, посягающих на личностную уникальность ребенка, его право «быть самим собой», его чувство собственного достоинства и интимности - телесной и психологической.

Сформулированные принципы обретают действенную силу, ес­ли они реально воплощаются в деятельности всего персонала уч­реждений, где находится ребенок.

БИЛЕТ № 19