«День космонавтики». Комплексное занятие по развитию речи для старшей группы. Детям о космосе и космонавтах

Беседа на тему " День космонавтики "

Вторая младшая группа

Цели :

Познакомить с первым космонавтом Ю . А. Гагариным;

Стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Материал к беседе : изображение солнечной системы, фотография космонавта Ю . А. Гагарина, собак - Белки и Стрелки.

Ход беседы :

Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце -- это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна - спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса .

А вы ребята хотели бы стать космонавтами ? ( да! )

Кто такие космонавты ? ( ответы детей, педагог поправляет, дополняет )

Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).

А что можно увидеть на небе? (звезды)

А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Физкультминутка «Ракета»

Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимает руки вверх и машет)

Загадки:

    Ничего дороже нет,

Чем его волшебный свет!

Всех своим теплом согреет!

Света людям не жалеет!

Утром, в каждое оконце,

Входит ласковое (Солнце)

    Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо)

    Разноцветными клоками
    Вата по небу плывёт.
    Если в кучу соберётся,
    То на землю дождик льёт.
    Объясните мне, ребята,
    Как зовётся эта вата? (Облака)

    Что видно на небе только ночью? (Звёзды) .

    Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звёзд всегда одна. (Луна)

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко) . И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство .

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте )

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой )

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть )

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться )

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад )

И опять домой спешим.

(ходьба на месте )

На борту его были две собаки – Белка и Стрелка (показать детям фото), они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек .

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие , был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показать фото). Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает " День космонавтики ". Это праздник космонавтов и людей , кто участвует в создании космических ракет .

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда» .

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе , космонавтах , о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов .

Итог беседы .

Вопросы:

1. Как называется наша планета?

2. Для чего нужно солнце?

3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну?

4. Как звали человека, который первым полетел в космос ?

Задания для тех, кто не устал:

1. Построить ракету из крупного конструктора.

2. Выкладывание ракеты из счетных палочек

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Космическое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему«Космическое путешествие"

Автор : Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок» г. Серпухов МО
Описание : Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект может быть полезен,как воспитателям, так и педагогам дополнительного образования, педагогам ведущим кружковую работу.
Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи : Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.
Уточнить представления о планетах, созвездиях.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивать мелкую моторику и глазомер; Развивать детское творчество
Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне», (главы из сказки, П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»), В. Бороздин «Первый в космосе».Дидактические игры:«Будущие космонавты»,«Звезды и планеты».Строительная игра«Космодром».
Вводная часть :
Звучит песня о космонавтах.
Воспитатель :
-Кто догадается, почему я включила эту песню.
Дети : 12 апреля праздник день космонавтики.
Воспитатель :
-А почему именно 12 апреля?
Дети :
-В этот день впервые человек полетел в космос.
Воспитатель :
-Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Дети :Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель :
Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди.
Воспитатель :
Я знаю, что Витя знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звезд.
Нежен был и прост.
Воспитатель :
А как вы понимаете в этом стихотворении строки, что Юрия Гагарина весь мир носил на руках?
Дети : (ответы детей) После возвращения на землю, он объехал весь мир, встречался с жителями разных стран.
Воспитатель :
-Как вы думаете, почему его называли сыном Земли и звезд.
Дети :
Он первый человек, который полетел в космос, увидел нашу землю и звезды.

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают название планет и описывают их внешний вид, рассказывают, что они знают о космосе, космических кораблях, космонавтах.
Если дети затрудняются с ответами, педагог задаёт наводящие вопросы или рассказывает сам.
Загадки о космосе :
Сверкая огромным хвостом в темноте
несётся среди ярких звёзд в пустоте
она не звезда, не планета,
загадка вселенной
… (комета)
Освещает ночью путь,
звёздам не даёт заснуть,
пусть все спят, ей не до сна,
в небе светит нам
… (луна)
Планета голубая,
любимая, родная,
она твоя, она моя,
а называется
… (Земля)
На корабле воздушном
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер
Несёмся на
… (ракете)
Воспитатель :
-Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (ответы детей)
-Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность
Воспитатель предлагает детям провести «Космическую тренировку» и
Предлагает поиграть в игру «Ракета»
Ждут нас быстрые ракеты, для полетов на планеты.
(дети поднимают руки вверх, ладошка к ладошке, изображают ракету)
На какую захотим на такую полетим.
(Дети делают выпад вправо, правую руку ко лбу – смотрим и выбираем планеты, то же влево)
Но в игре один секрет
(дети грозят пальцем ,
Опоздавшим места нет!
(Руки скрестно )
под музыку дети бегают по группе, по окончании музыки детям нужно встать в обруч - ракету, кто не успел – выбыл. (играть 3 раза )
Организационный момент
- Ребята, мы продолжаем наше космическое путешествие, я приглашаю вас посетить космическую лабораторию. В лабораторию можно пройти, имея пропуск, для вас пропуском будут правильные ответы на вопросы. Вы готовы отвечать на вопросы?
-Как называется планета, на которой мы живём?
-Какие планеты ты знаешь?
-Как называется спутник Земли?
-Что такое кометы?
-Кто первым полетел в Космос?
-Кто был первым космонавтом Земли?
-Как фамилия первой женщины-космонавта?
-Ты хотел бы стать космонавтом?
- Почему?
-Какими качествами должен обладать космонавт?
Просмотр и беседа по презентации «Космос ».
Воспитатель :
Вы узнали, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – ….(Константин Эдуардович Циолковский) . Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.-Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых, в космос не берут,
Ведь полет - не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня - космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем!
Динамическая пауза
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
-Что еще мы можем увидеть в космосе кроме звезд, планет и солнца?
-Как по-другому можно назвать космос, то есть солнце, планеты, кометы, астероиды, метеориты?
- Правильно «вселенная».
-А на чем можно отправиться в космос?
Каждый из вас мечтает полететь к звездам, а кто построит нам средство для полета?
Давайте превратимся в конструкторов и смастерим космические аппараты.
-Для этого нам понадобятся: лист бумаги, какой формы? (квадрат), ножницы, цветная бумага и наши умелые руки.
Рассматривание образца и устные инструкции по изготовлению работы. Можно сделать несколько ракет, придумать им название и отправить их в космические дали.
-Для начала нужно сделать гармошку из квадрата.
-Отгибаем верхние уголки к линии, расположенной чуть выше середины квадрата.
«Нахлестываем» правую часть ракеты
(Дети выполняют работы .)-звучит космическая музыка
Воспитатель :
Ребята, перед тем, как мы покинем космическую лабораторию, я предлагаю
вам поиграть.
Игра с мячом «Называй-ка».
Дети выстраиваются в круг, в центре стоит педагог с мячом: воспитатель бросает мяч и каждому ребёнку предлагается назвать, что он запомнил о космосе.
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10 до одного и отправляемся в полет. Включается музыка «Земля из космоса»
Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
(Обыгрывание сделанных ракет.)
Рефлексия
-Вот и пришло время возвращаться в детский сад.
-Вам понравилось наше необычное путешествие?
-Что интересного вы узнали для себя?
-Вы узнали еще больше о космосе, вселенной и сможете своим родным и друзьям рассказать об этом.


































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;
  • способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
  • развивать память, внимание, стремление узнать новое.

Методы, применяемые на занятии:

  • видеометод (на протяжении всего мероприятия);
  • словесный;
  • практический;
  • проблемно-поисковый (сбор материала);
  • самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).

Формы работы:

  • фронтальная;
  • Индивидуальная.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Доклады учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по теме

1-й ученик.

Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.

2-й ученик.

Вселенная.

  • Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
  • Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
  • Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

3-й ученик.

Галактики.

  • Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
  • Галактики вращаются вокруг центральной точки.
  • Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
  • Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.

4-й ученик.

Звёзды.

  • Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
  • Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
  • Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
  • Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

5-й ученик.

Кометы.

  • Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
  • Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
  • Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
  • Любой комете со временем суждено исчезнуть.

6-й ученик.

Солнце.

  • Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
  • Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
  • Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
  • Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
  • Солнце вращается вокруг своей оси.

7-й ученик.

Планеты.

  • Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
  • Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
  • Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
  • Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
  • Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
  • Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

8-й ученик.

Луна.

  • Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
  • Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
  • На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
  • На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
  • Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.

Интерес к космосу.

Учитель: После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

1-й ученик. Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

2-й ученик. Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером – советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.

3-й ученик. Юрий Васильевич Кондратюк – предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль

4-й ученик. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

5-й ученик. 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

6-й ученик. Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми “космонавтами” – разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка – “космонавт” пробыла над Землёй почти целые сутки.
Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.

Собаки в космосе.

7-й ученик. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в: подворотнях – первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.

Обезьяны в космосе.

8-й ученик. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника “Бион – 11”. В течении 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все эксперименты прошли успешно.
Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.

Юрий Гагарин.

9-й ученик. Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

Покорение космоса.

10-й ученик. После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Герман Титов провёл на орбите сутки.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.

11-й ученик. Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (1961).
В первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил космический полет на “Востоке-2”, продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.

12-й ученик. Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Полет на “Восходе-2” с первым в истории выходом в космос (март 1965).

13-й ученик. Терешкова Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник, общественный деятель, Герой Советского Союза. Полет на “Востоке-6” (июнь 1963) . Председатель Комитета советских женщин. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.

14-й ученик. Николаев Андриан Григорьевич (1929–2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Востоке-3” и “Союзе-9”.

15-й ученик. Соловьев Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Союзе Т-10, -11” и орбитальной станции “Салют-7” , “Союзе Т-15”, орбитальной станции “Салют-7” и орбитальном комплексе “Мир”.

Савицкая Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта. В 60–70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и парашютному спорту. Полет на “Союзе Т-5, Т-7” и орбитальной станции “Салют-7” .

16-й ученик.

Особая профессия космонавт.

  • Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
  • Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
  • Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
  • Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.
  • Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
  • Космонавт– это строитель, монтажник.

3. Итог занятия.

– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?

Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Цели:

Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Развивающая : расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,

стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Воспитательная: воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Словарь: Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.

Материал к беседе : изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки.

Ход беседы :

(Воспитатель начинает беседу) Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце -- это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна -- спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

Кто такие космонавты?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) .

А что можно увидеть на небе? (звезды)

А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.


Саратокина Анастасия Валерьевна