Дедуктивное доказательство наиболее широко впервые использовалось в. Индуктивный и дедуктивный методы познания. Польза дедуктивного метода мышления

Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. В самом общем виде индукция есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему. В этом смысле индукция - широко используемый прием мышления на любом уровне познания.

Метод научной индукции многозначен. Он используется для обозначения не только эмпирических процедур, но и для обозначения некоторых приемов, относящихся к теоретическому уровню, где представляет собой, по сути, различные формы дедуктивных рассуждений.

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.

Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции среди многих её формулировок.

Интуитивная индукция – это мыслительный процесс, посредством которого из некоторого множества случаев выделяется общее свойство или отношение и отождествляется с каждым отдельным случаем.

Многочисленные примеры подобного рода индукции, применяемой как в обыденной жизни, так и в научной практике, математике приведены в книге известного математика Д. Пойа. (Интуиция //Д. Пойа. Математика и правдоподобные рассуждения. - М., 1957). Например, наблюдая некоторые числа и их комбинации, можно натолкнуться на соотношения

3+7=10, 3+17=20, 13+17=30 и т. д.

Здесь обнаруживается сходство в получении числа, кратного десяти.

Или другой пример: 6=3+3, 8=3+5, 10=3+7=5+5, 12=5+7 и т. д.

Очевидно, что мы сталкиваемся с фактом, что сумма нечетных простых чисел есть всегда четное число.

Эти утверждения получены в ходе наблюдения и сравнения арифметических операций. Продемонстрированные примеры индукции целесообразно назвать интуитивной, так как сам процесс вывода не является логическим выводом в точном смысле этого слова. Здесь мы не имеем дела с рассуждением, которое разлагалось бы на посылки и заключения, а просто с восприятием, «схватыванием» отношений и общих свойств непосредственно. Мы не прилагаем никаких логических правил, а догадываемся. Нас просто озаряет понимание некой сути. Такая индукция важна в научном познании, но она не является предметом формальной логики, а изучается теорией познания и психологией творчества. Более того, подобной индукцией мы пользуемся на обыденном уровне познания постоянно.

Как создатель традиционной логики Аристотель называет индукцией и другую процедуру, а именно: установления общего предложения путем перечисления в форме единичных предложений всех случаев, которые подводимы под него. Если мы смогли перечислить все случаи, а это имеет место, когда число случаев ограничено, то мы имеем дело с полной индукцией. В данном случае у Аристотеля процедура выведения общего предложения фактически является случаем дедуктивного вывода.

Когда же число случаев не ограничено, т.е. практически бесконечно, мы имеем дело с неполной индукцией. Она представляет собой эмпирическую процедуру и является индукцией в собственном смысле слова. Это процедура установления общего предложения на основании нескольких отдельных случаев, в которых наблюдалось определенное свойство, характерное для всех возможных случаев, сходных с наблюдаемым, называется индукцией через простое перечисление. Это и есть популярная или традиционная индукция.

Главной проблемой полной индукции является вопрос о том, насколько основательно, правомерно такое перенесение знания с отдельных известных нам случаев, перечисляемых в отдельных предложениях, на все возможные и даже еще неизвестные нам случаи.

Это есть серьезная проблема научной методологии и обсуждается она в философии и логике со времен Аристотеля. Это так называемая проблема индукции. Она камень преткновения для метафизически мыслящих методологов.

В реальной научной практике популярная индукция применяется абсолютно самостоятельно крайне редко. Чаще всего она используется, во-первых, наряду с более совершенными формами метода индукции и, во-вторых, в единстве с дедуктивными рассуждениями и другими формами теоретического мышления, которые повышают правдоподобность знания, полученного этим способом.

Когда в процессе индукции осуществляется перенос, экстраполяция вывода, справедливого для конечного числа известных членов класса, на все члены этого класса, то основанием для такого переноса является абстракция отождествления, состоящая в предположении, что в данном отношении все члены этого класса тождественны. Такая абстракция является либо допущением, гипотезой, и тогда индукция выступает как способ подтверждения этой гипотезы, либо абстракция покоится на каких-то других теоретических предпосылках. В любом случае индукция так или иначе связана с различными формами теоретических рассуждений, дедукцией.

В неизменном виде индукция через простое перечисление просуществовала вплоть до XVII века, когда Ф. Бэконом была сделана попытка усовершенствовать метод Аристотеля в известной работе «Новый Органон» (1620 г.). Ф. Бэкон писал: «Наведение, которое происходит путем простого перечисления, есть детская вещь, оно дает шаткие заключения и подвергается опасности со стороны противоречащих частностей, вынося решения большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов и только для тех, которые имеются налицо». Бэкон обращает внимание и на психологическую сторону ошибочности заключений. Он пишет: «Люди обычно судят о новых вещах по примеру старых, следуя своему воображению, которое предубежденно и запятнано ими. Этот род суждения обманчив, поскольку многое из того, что ищут у источников вещей, не течет по привычным ручейкам».

Индукция, которую предложил Ф. Бэкон, и правила, которые он сформулировал в своих знаменитых таблицах «представления примеров разуму», по его мнению, свободна от субъективных ошибок, а применение его способа индукции гарантирует получение истинного знания. Он утверждает: «Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарований. Но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значит твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, мало или ничего не значит, если пользоваться циркулем и линейкой; так обстоит дело и с нашим методом».

Демонстрируя несостоятельность индукции через простое перечисление, Бертран Рассел приводит такую притчу. Жил однажды чиновник по переписи, который должен был переписать фамилии всех домовладельцев в каком-то уэльском селе. Первый, которого он спросил, назвался Уильмом Уильмсом, также назвался второй, третий и т.д. Наконец, чиновник сказал себе: «Это утомительно, очевидно, все они Уильямы Уильямсы. Так я и запишу их всех и буду свободен». Но он ошибся, так как был все же один человек по имени Джон Джонс. Это показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление».

Назвав неполную индукцию детской, Бэкон предложил усовершенствованный вид индукции, которая называет элиминативной (исключающей) индукцией. Общим основанием методологии Бэкона было «рассечение» вещей и сложных явлений на части или элементарные «природы», а затем обнаружение «форм» этих «природ». В данном случае под «формой» Бэкон понимает выяснение сущности, причин отдельных вещей и явлений. Процедура соединения и разъединения в теории познания Бэкона приобретает вид элиминативной индукции.

С точки зрения Бэкона, главной причиной значительного несовершенства неполной индукции Аристотеля было отсутствие внимания к отрицательным случаям. Полученные в результате эмпирических исследований отрицательные доводы должны быть вплетены в логическую схему индуктивного рассуждения.

Другим недостатком неполной индукции, по-Бэкону, явилось ограничение её обобщенным описанием явлений и отсутствие объяснения сущности явлений. Бэкон, критикуя неполную индукцию, обратил внимание на существенный момент познавательного процесса: выводы, полученные только на основании подтверждающих фактов, не вполне надежны, если не доказана невозможность появления опровергающих фактов.

Бэконовская индукция основывается на признании:

    материального единства природы;

    единообразия ее действий;

    всеобщей причинной связи.

Опираясь на эти общие мировоззренческие посылки, Бэкон дополняет их ещё двумя следующими:

    у каждой наличной «природы» непременно имеется вызывающая ее форма;

    при реальном наличии данной «формы» непременно появляется свойственная ей «природа».

Вне всякого сомнения Бэкон считал, что одна и та же «форма» вызывает не одну, а несколько присущих ей различных «природ». Но мы не найдем у него ясного ответа на вопрос о том, может ли абсолютно одна и та же «природа» вызываться двумя разными «формами». Но для упрощения индукции он должен был принять тезис: тождественных «природ» от разных форм нет, одна «природа» – одна «форма».

По своему механизму проведения индукция Бэкона строится из трех таблиц: таблица присутствия, таблица отсутствия и таблица степеней сравнения. В «Новом Органоне» он демонстрирует, как надо раскрывать природу теплоты, которая, как он предполагал, состоит из быстрых и беспорядочных движений мельчайших частиц тел. Поэтому первая таблица включает в себя перечень горячих тел, вторая – холодных, а третья – тел с различной степенью тепла. Он надеялся, что таблицы покажут, что некоторое качество всегда присуще только горячим телам и отсутствует у холодных, а в телах с различной степенью тепла оно присутствует с различной степенью. Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы природы.

Все три таблицы обрабатываются последовательно. Сначала из первых двух «отбраковываются» свойства, которые не могут быть искомой «формой». Для продолжения процесса элиминации или подтверждения ее, если уже выбрана искомая форма, используют третью таблицу. Она должна показать, что искомая форма, например, А, коррелируется с «природой» объекта «а». Так, если А возрастает, то и «а» тоже возрастает, если А не меняется, то сохраняет свои значения «а». Другими словами, таблица должна установить или подтвердить подобные соответствия. Обязательным этапом бэконовской индукции является проверка при помощи опыта полученного закона.

Затем из ряда законов малой степени общности Бэкон надеялся вывести законы второй степени общности. Предполагаемый новый закон тоже должен быть испытан применительно к новым условиям. Если он действует в этих условиях, то, считает Бэкон, закон подтвержден, а значит, истинен.

В итоге своих поисков «формы» тепла Бэкон пришел к выводу: «тепло – это движение мелких частиц, распирающее в стороны и идущее изнутри вовне и несколько вверх». Первая половина найденного решения в общем верна, а вторая сужает и до некоторой степени обесценивает первую. Первая половина утверждения позволяла делать верные утверждения, например, признать, что трение вызывает тепло, но одновременно, давала возможность и произвольным утверждениям, например, говорить, что мех греет, потому что образующие его волосы движутся.

Что касается второй половины вывода, то она неприменима к объяснению многих явлений, например, солнечного тепла. Эти промахи говорят скорее о том, что Бэкон обязан своим открытием не столько индукции, сколько собственной интуиции.

1). Первым недостатком индукции Бэкона было то, чтоона строилась на допущении, что искомую «форму» можно точно распознать по ее чувственному обнаружению в явлениях. Другими словами, сущность оказывалась сопутствующей явлению горизонтально, а не вертикально. Она рассматривалась как одно из наблюдаемых свойств непосредственно. Здесь коренится проблема. Сущности вовсе не возбраняется быть похожей на свои проявления, и явление движения частиц, конечно, «похоже» на свою сущность, т.е. на реальное движение частиц, хотя последнее воспринимается как макродвижение, тогда как на деле оно есть микродвижение, человеком не улавливаемое. С другой стороны, следствию не обязательно быть похожим на свою причину: ощущаемая теплота не похожа на скрытое движение частиц. Так намечается проблема сходства и несходства.

Проблема сходства и несходства «природы» как объективного явления с ее сущностью, т.е. «формой», переплеталась у Бэкона с аналогичной проблемой сходства и несходства «природы» как субъективного ощущения с самой объективной «природой». Похоже ли ощущение желтизны на саму желтизну, а та – на свою сущность – «форму» желтизны? Какие «природы» движения похожи на свою «форму», а какие нет?

Спустя полвека Локк дал свой ответ на эти вопросы концепцией первичных и вторичных качеств. Рассматривая проблему ощущений первичных и вторичных качеств, он пришел к выводу, что первичные из них похожи на свои причины во внешних телах, а вторичные не похожи. Первичные качества Локка соответствуют «формам» Бэкона, а вторичные качества не соответствуют тем «природам», которые не являются непосредственным обнаружением «форм».

    Вторым недостатком метода индукции Бэкона была его односторонность. Философ недооценивал математику за недостаточную экспериментальность и в этой связи дедуктивные выводы. Одновременно Бэкон значительно преувеличивал роль индукции, считая ее главным средством научного познания природы. Такое неоправданное расширенное понимание роли индукции в научном познании получило название всеиндуктивизма . Его несостоятельность обусловлена тем, что индукция рассматривается изолированно от других методов познания и превращается в единственное, универсальное средство познавательного процесса.

    Третий недостаток состоял в том, что при одностороннем индуктивном анализе известного сложного явления уничтожается целостное единство. Те качества и отношения, которые свойственны были этому сложному целому, при анализе больше не существуют в этих раздробленных «кусках».

Формулировка правил индукции, предложенная Ф. Бэконом, просуществовала более двухсот лет. Дж. Ст. Миллюпринадлежит заслуга их дальнейшей разработки и некоторой формализации. Милль сформулировал пять правил. Суть их в следующем. Будем считать ради простоты, что имеются два класса явлений, каждый из которых состоит из трех элементов – А, В, С и а, в, с, и что между этими элементами есть некоторая зависимость, например, элемент одного класса детерминирует элемент другого класса. Требуется найти эту зависимость, имеющую объективный, всеобщий характер, при условии, что нет никаких других неучитываемых воздействий. Это можно, согласно Миллю, сделать с помощью следующих методов, получая каждый раз заключение, имеющее вероятный характер.

    Метод сходства. Его суть: «а» возникает как при АВ, так и при АС.Отсюда следует, что А достаточно, чтобы детерминировать «а» (т.е. быть его причиной, достаточным условием, основанием).

    Метод различия: «а» возникает при АВС, но не возникает при ВС, где А отсутствует. Отсюда следует вывод, что А необходимо, чтобы возникло «а» (т.е. является причиной «а»).

    Соединенный метод сходства и различия: «а»возникает при АВ и при АС, но не возникает при ВС.Отсюда следует, что А необходимо и достаточно для детерминации «а» (т.е. является его причиной).

    Метод остатков. Известно на основании прошлого опыта, что В и «в» и С и «с» находятся между собой в необходимой причинной связи, т.е. эта связь имеет характер общего закона. Тогда, если в новом опыте при АВС появляется «авс», то А является причиной или достаточным и необходимым условием «а». Следует заметить, что метод остатков является не чисто индуктивным рассуждением, так как он опирается на посылки, имеющие характер универсальных, номологических предложений.

    Метод сопутствующих изменений. Если «а» изменяется при изменении А, но не изменяется при изменении В и С, то А является причиной или же необходимым и достаточным условием «а».

Следует ещё раз подчеркнуть, что бэконо-миллевская форма индукции неразрывно связана с определенным философским мировоззрением, философской онтологией, согласно которой в объективном мире не только существует взаимная связь явлений, их взаимная причинная обусловленность, но связь явлений имеет однозначно определенный, «жесткий» характер. Другими словами, философскими предпосылками этих методов являются принцип объективности причинной связи и принцип однозначной детерминации. Первый является общим для всякого материализма, второй характерен для материализма механистического – это так называемый лапласовский детерминизм.

В свете современных представлений о вероятностном характере законов внешнего мира, о диалектической связи между необходимостью и случайностью, диалектической взаимосвязи между причинами и следствиями и т. д. методы Милля (особенно первые четыре) обнаруживают свой ограниченный характер. Применимость их возможна лишь в редких и притом весьма простых случаях. Более широкое применение имеет метод сопутствующих изменений, развитие и совершенствование которого связано с развитием статистических методов.

Хотя метод индукции Милля более разработан, чем предложенный Бэконом, но он уступает бэконовской трактовке по ряду моментов.

Во-первых, Бэкон был уверен, что истинное знание, т.е. познание причин, вполне достижимо при помощи его метода, а Милль был агностик, отрицающий возможность постижения причин явлений, сущности вообще.

Во-вторых, три индуктивных метода Милля действуют только порознь, тогда как таблицы Бэкона находятся в тесном и необходимом взаимодействии.

По мере развития науки появляется новый тип объектов, где исследуются совокупности частиц, событий, вещей вместо небольшого числа легко идентифицируемых объектов. Подобные массовые явления все больше включались в сферу исследования таких наук, как физика, биология, политическая экономия, социология.

Для изучения массовых явлений ранее применявшиеся методы оказались непригодными, поэтому были разработаны новые способы изучения, обобщения, группировки и предсказания, получившие название статистических методов.

Дедукция (от лат. deduction - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Дедукцией также называют общую теорию построения правильных выводов (умозаключений).

Изучение дедукции составляет главную задачу логики – иногда формальную логику даже определяют как теорию дедукции, хотя дедукция изучается и теорией познания, психологией творчеств.

Термин «дедукция» появился в средние века и введён Боэцием. Но понятие дедукции как доказательства какого-либо предложения посредством силлогизма фигурирует уже у Аристотеля («Первая аналитика»). Примером дедукции как силлогизма будет следующий вывод.

Первая посылка: карась – рыба;

вторая посылка: карась живет в воде;

вывод (умозаключение): рыба живет в воде.

В средние века господствовала силлогистическая дедукция, исходные посылки которой черпались из священных текстов.

В Новое время заслуга преобразования дедукции принадлежит Р. Декарту (1596-1650). Он критиковал средневековую схоластику за ее метод дедукции и считал этот метод не научным, а относящимся к области риторики. Вместо средневековой дедукции Декарт предложил точный математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

Свои представления о методе Р. Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума». Им предлагаются четыре правила.

Первое правило. Принимать за истинное все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне самоочевидно. Это указание на интуицию как исходный элемент познания и рационалистический критерий истины. Декарт верил в безошибочность действия самой интуиции. Ошибки, по его мнению, проистекают от свободной воли человека, способной вызвать произвол и путаницу в мыслях, но никак от интуиции разума. Последняя свободна от какого бы то ни было субъективизма, потому что отчетливо (непосредственно) осознает то, что отчетливо (просто) в самом познаваемом предмете.

Интуиция есть осознание «всплывших» в разуме истин и их соотношений, и в этом смысле – высший вид интеллектуального познания. Она тождественна первичным истинам, называемым Декартом врожденными. В качестве критерия истины интуиция есть состояние умственной самоочевидности. С этих самоочевидных истин начинается процесс дедукции.

Второе правило. Делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом на части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т.е. до того, что непосредственно дается интуицией. Иначе говоря, такой анализ имеет целью открыть исходные элементы знания.

Здесь надо отметить, что анализ, о котором говорит Декарт, не совпадает с анализом, о котором говорил Бэкон. Бэкон предлагал разлагать предметы вещественного мира на «натуры» и «формы», а Декарт обращает внимание на разделение проблем на частные вопросы.

Второе правило метода Декарта вело к двум, одинаково важным для научно-исследовательской практики XVIII века, результатам:

1) в итоге анализа исследователь располагает объектами, которые поддаются уже эмпирическому рассмотрению;

2) философ-теоретик выявляет всеобщие и потому наиболее простые аксиомы знания о действительности, которые могут уже послужить началом дедуктивного познавательного движения.

Таким образом, декартов анализ предшествует дедукции как подготавливающий ее этап, но от нее отличный. Анализ здесь сближается с понятием «индукция».

Выявляемые анализирующей индукцией Декарта исходные аксиомы оказываются по своему содержанию уже не только прежде неосознававшимися элементарными интуициями, но и искомыми, предельно общими характеристиками вещей, которые в элементарных интуициях являются «соучастниками» знания, но в чистом виде выделены ещё не были.

Третье правило. В познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Здесь дедукция выражается в выведении общих положений из других и конструировании одних вещей из других.

Обнаружение истин соответствует дедукции, оперирующей затем ими для выведения истин производных, а выявление элементарных вещей служит началом последующего конструирования вещей сложных, а найденная истина переходит к истине следующей ещё неизвестной. Поэтому собственно мыслительная дедукция Декарта приобретает конструктивные черты, свойственные в зародыше так называемой математической индукции. Последнюю он и предвосхищает, оказываясь здесь предшественником Лейбница.

Четвертое правило. Оно состоит в энумерации, что предполагает осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания. Оно предполагает,

во-первых, создание как можно более полной классификации;

во-вторых, приближение к максимальной полноте рассмотрения приводит надежность (убедительность) к очевидности, т.е. индукцию – к дедукции и далее к интуиции. Сейчас уже признано, что полная индукция есть частный случай дедукции;

в-третьих, энумерация есть требование полноты, т.е. точности и корректности самой дедукции. Дедуктивное рассуждение рушится, если в ходе его перескакивают через промежуточные положения, которые ещё надо вывести или доказать.

В целом по замыслу Декарта его метод был дедуктивным, и в этой его направленности были подчинены как его общая архитектоника, так и содержание отдельных правил. Также следует отметить, что в дедукции Декарта скрыто присутствие индукции.

В науке Нового времени Декарт был пропагандистом дедуктивного метода познания потому, что он был вдохновлен своими достижениями в области математики. Действительно, в математике дедуктивный метод имеет особое значение. Можно даже сказать, что математика является единственной собственно дедуктивной наукой. Но получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках.

В настоящее время в современной науке чаще всего действует гипотетико-дедуктивный метод. Это метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому гипотетико-дедуктивный метод получает лишь вероятностное знание. В зависимости от типа посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения можно разделить на три основные группы:

1) наиболее многочисленная группа рассуждений, где посылки - гипотезы и эмпирические обобщения;

2) посылки, состоящие из утверждений, противоречащих либо точно установленным фактам, либо теоретическим принципам. Выдвигая такие предположения как посылки, можно из них вывести следствия, противоречащие известным фактам, и на этом основании убедить вложности предположения;

3) посылками служат утверждения, противоречащие принятым мнениям и убеждениям.

Гипотетико-дедуктивные рассуждения анализировались ещё в рамках античной диалектики. Пример тому Сократ, который в ходе своих бесед ставил задачу убедить противника либо отказаться от своего тезиса, либо уточнить его посредством вывода из него следствий, противоречащих фактам.

В научном познании гипотетико-дедуктивный метод получил развитие в XVII-XVIII вв., когда значительные успехи были достигнуты в области механики земных и небесных тел. Первые попытки использовать этот метод в механике были сделаны Галилеем и Ньютоном. Работу Ньютона «Математические начала натуральной философии» можно рассматривать как гипотетико-дедуктивную систему механики, посылками в которой служат основные законы движения. Созданный Ньютоном метод принципов оказал огромное влияние на развитие точного естествознания.

С логической точки зрения гипотетико-дедуктивная система представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления их от эмпирического базиса. На самом верху располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из них как посылок выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне системы находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирической действительностью.

Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, которая используется как важнейшее эвристическое средство для открытия закономерностей в естествознании. Обычно в качестве гипотез здесь выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проверенных соотношений. Изменяя эти соотношения, составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к неисследованным явлениям. В процессе научного исследования наиболее трудная задача состоит в открытии и формулировании тех принципов и гипотез, которые служат основой для всех дальнейших выводов. Гипотетико-дедуктивный метод играет в этом процессе вспомогательную роль, поскольку с его помощью не выдвигаются новые гипотезы, а только проверяются вытекающие из них следствия, которые тем самым контролируют процесс исследования.

Близок к гипотетико-дедуктивному методу аксиоматический метод. Это способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) – аксиомы, или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путем, посредством доказательства. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным. Все понятия дедуктивной теории (кроме фиксированного числа первоначальных) вводятся посредством определений, образованных из числа ранее введенных понятий. В той или иной мере дедуктивные доказательства, характерные для аксиоматического метода, принимаются во многих науках, однако главной областью его приложения являются математика, логика, а также некоторые разделы физики.

Мышление - сложный психический процесс, с помощью которого мы познаем окружающий мир.

Дедукция - метод мышления, при котором умозаключения выводятся путем логики из общего.

Например, на небе всегда есть солнце, следовательно, оно есть на небе каждый день. При использовании дедуктивного метода, наше мышление становится более точным. В основе его лежит частное умозаключение, которое совершается из общих предпосылок. Дедуктивный метод дает возможность делать правильные умозаключения, на основе точных и неоспоримых фактов.

Сейчас почти каждый человек развивает и пользуется им. С помощью дедуктивного метода мышления можно до мелочей продумать свои действия на много шагов вперед.

Польза дедуктивного метода мышления

Система образования старается уровнять высоко и низко интеллектуальных детей, ведь первые представляют немалую опасность для всей системы. Ними невозможно управлять, они не будут искать себе того, кто бы сказал им как нужно поступать.

Плюс дедуктивного метода в росте над собой, умении мыслить по-новому, а также Вы:

  • научитесь быстро находить правильные решения, и быстрее справляться с поставленной задачей;
  • обретете оригинальное, нестандартное мышление;
  • сможете найти подход к любому человеку, проблеме, ситуации;
  • будете иметь гибкость ума, хорошо развитую интуицию;
  • научитесь лучше понимать поведение и мотивы действий других людей.

Развивая метод дедуктивного мышления, Вы не только получите развитие всех функций мозга, но и в жизни Вам будет легче работать. Никто не рождается интеллектуалом, этому нужно учиться и непрерывно работать над собой.

Интуиция и дедуктивный метод

В жизни каждого человека важно дедуктивное мышление. Но во избежание ошибок в его применении, следует понимать, что каждый отдельный случай имеет обобщение. Чтобы правильно , нужно непрерывно получать новые знания, искать детали и связи между событиями, т.е. развивать наблюдательность. Безусловно, поначалу могут быть затруднения, ведь мозг направлен на поиск мелочей. Однако когда внимательность перейдет в ранг привычки, Вы будете замечать детали в автоматическом режиме.

Хоть данный метод мышления – это поиск решений с помощью логики, но и интуиция важна. Потому что она бессознательна, это «чутье», которое точно знает и помнит намного больше сознательного.

Презентация: "Основные понятия логики. Умозаключение"

Интуицию тоже нужно развивать. Она должна работать без сбоев. Например, всем известный Шерлок Холмс пользовался дедуктивным методом мышления, но он также применял интуицию. Когда пару улик в наличии, расследование можно повернуть в любое русло, а их много, и каждое можно обосновать логически. На это нужно потратить много времени.

Развитие дедуктивного метода мышления

Доказано, что механическая деятельность замедляет работоспособность мозга. Наша задача заставить его активно работать, а значит необходимо привлечь новые события, которые требуют анализа.

Выполняя различные техники, перечисленные ниже, можно научиться искать нестандартные решения поставленных вопросов, применяя дедуктивный метод мышления.

  • Использование сенсорики. К примеру, в момент поглощения еды прикройте глаза и вдохните её запах. Подумайте о ней, а затем коснитесь рукой, если это позволяет блюдо.
  • Развитие гибкости мышления. Безвыходных ситуаций не существует. Поэтому рекомендуется рассматривать задачу под разным углом. Например, можно выслушать точки зрения других людей, посмотреть на свой опыт в решении данных вопросов, а затем совместить данные, использую метод дедуктивного мышления, т.е. построение логических цепочек.
  • Обязательным условием является нахождение связи не только между событиями, но и мыслями.
  • Учение и развитие. Невзирая на возраст и род занятий нужно постоянно развиваться, осваивать новые хобби или спортивные увлечения. Даже попытки понять работу какого-то механизма, помогают развитию способностей дедукции. Важное правило – не прекращать процесс обучения, т.к. Вы преследуете цель развить такую функцию мозга, как анализ.
  • Изменение хода событий в течение дня. К примеру, возвращаясь, домой после трудового дня – идите по другой дороге. Посещая кафе, выберите то блюдо, которые вы ранее не решались попробовать.
  • Путешествие – это еще одно полезное увлечение. Познавая мир, человек узнает много нового, общается с разными людьми, живущих в другой культуре и обладающих отличным от вашего темпераментом. Цель каждого путешествия – погружение в культуру другого народа и приспособление к их условиям жизни. В такое время задействуются такие мозговые функции, как анализ, память, восприятие.

С помощью данных упражнений Вы не только изучите метод дедуктивного мышления, но и приятно проведете досуг, занимаясь интересными делами. Чтобы достичь хорошего результата, нужны непрерывные тренировки.

Развить этот метод может каждый человек. Для этого нужно искрение желание, систематичное повторение заданий и воля, для того, чтобы дойти до конца.

Упражнения для развития дедукции

Дедукцию невозможно приобрести без систематических тренировок. Ниже приведен список эффективных и простых методов по развитию дедуктивного мышления.

  1. Решение задач из области математики, химии и физики. Процесс решения таких задач повышают интеллектуальные способности и способствуют развитию такого мышления.
  2. Расширение кругозора. Углубите знания в различных научных, культурных и исторических сферах. Это позволит не только развить с разных сторон личность, но и поможет накопить опыт, а не опираться на поверхностные знания и догадки. В этом случае помогут различные энциклопедии, походы в музеи, документальные фильмы и, конечно же, путешествия.
  3. Педантичность. Умение досконально изучить интересующий вас объект позволяет всесторонне и тщательно получить полное понимание. Важно, чтобы этот объект вызывал отклик в эмоциональном спектре, тогда результат будет эффективным.
  4. Гибкость ума. При решении задачи или проблемы необходимо использовать разные подходы. Для выбора оптимального варианта, рекомендуется прислушиваться к мнению окружающих, досконально рассматривая их версии. Личный опыт и знания в совокупности с информацией извне, а также наличие нескольких вариантов решения вопроса помогут выбрать наиболее оптимальное умозаключение.
  5. Наблюдательность. Во время общения с людьми, рекомендуется не только слышать, что они говорят, но и наблюдать за их мимикой, жестикуляцией, голосом и интонацией. Так, можно распознать – искренен человек или нет, каковы его намерения и т.д.

Такие простые техники неоднократно доказывали, что для успешного применения навыков дедукции следует запастись большими знаниями и опытом. 13Июн

Что такое Дедукция и Индукция

Дедукция или Дедуктивное умозаключение – это одна из двух основных форм логического рассуждения основанная на идеи о том, что если что-то справедливо для целого класса вещей, то это является справедливым и для всех членов данного класса.

Что такое ДЕДУКЦИЯ – простыми словами. МЕТОД ДЕДУКЦИИ

Простыми словами, Дедукция – это вариант мышления, при котором человек делает определенные логические выводы, основываясь на знаниях о классе вещей в целом, и переносит определенные черты на конкретную вещь. Другими словами, можно сказать что дедукция, это вариант логических рассуждений, направленных от общего к частному.

Несмотря на витиеватость определения, само понятие дедукции является весьма простым, особенно если понимать принцип работы дедуктивного метода. Итак, Дедуктивный метод работает следующим образом: Если мы знаем, что все представители определенного класса обладают каким-то свойством, то при рассмотрении одного из представителей этого класса, справедливо будет предположить, что и он обладает этим свойством. Так к примеру: Если мы знаем, что все люди смертны, а гипотетический Сережа — человек, то, следовательно, он тоже смертен.

Пример ДЕДУКЦИИ

  • У всех птиц есть перья. Попугай – это птица, следовательно, у попугая есть перья;
  • В красном мясе содержится железо. Говядина — красное мясо, поэтому в говядине есть железо;
  • Рептилии – холоднокровные, а змеи, это рептилии. Следовательно, змеи – холоднокровные;
  • Если A = B и B = C, то A = C;

Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.

Индукция или Индуктивное рассуждение — это метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны .

Подведя итог, можно сказать что:
Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория. Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов.

Дарина Катаева

О методе дедукции стало широко известно благодаря детективу Шерлоку Холмсу и его автору Артуру Конан Дойлу. Он наделил главного героя своих книг исключительными особенностями и дедуктивным мышлением. Весь мир восхищался и с внимательностью наблюдал за поведением Шерлока, ведь его способности пригодились бы каждому человеку в повседневной жизни. Но что такое дедукция? И как развить дедуктивное мышление?

Что такое дедукция?

Дедукция – это способ мышления, который основывается на исследовании общих фактов и выведении частного. В переводе это слово означает «логическое умозаключение». Уже само определение многое рассказывает об этом способе мышления. Особенно полезно оно в расследовании преступлений, ведь в этом процессе важна наблюдательность и логика. Если вам удается даже по самой поверхностной информации прийти к правильному и точному выводу, то у вас уже развито дедуктивное мышление.

Дедукция прямо противоположна индукции. Это хорошо иллюстрирует один пример. К врачу приходит пациент с язвой желудка. Доктор делает анализы, исследует симптомы, а потом или опровергает, или подтверждает диагноз. Это и есть дедукция. Но бывает человек приходит к врачу, рассказывает о болях в желудке и других жалобах. Врач проводит анализы и ставит диагноз. Это индукция, которая базируется на выводе от частного к общему.

В идеале нам нужно гармонично сочетать индуктивное и дедуктивное мышление, чтобы быть максимально объективным. Для его развития требуется время, знания и опыт. Сравнить эти взаимозависимые умозаключения можно с анализом и синтезом, которые тоже неразрывно связаны друг с другом.

Польза дедуктивного мышления

В пользе дедуктивного мышления не сомневается никто, ведь этот способ мышления помогает самосовершенствоваться и находить решение из любой, пусть даже сложной ситуации.

Благодаря дедукции вы:

Научитесь нестандартно мыслить и выходить из любой ситуации.
.
Найдете подход к любому человеку.
Будете хорошо разбираться в людях.
Станете оригинальной, интеллектуальной и творческой личностью.

Как применить дедукцию на практике?

Хотя о дедуктивном методе мы узнали из рассказов о Шерлоке Холмсе и его криминальных расследований, дедукция не ограничивается применением в этой области. Конечно, сотрудникам правоохранительных органов особенно важно иметь такой способ мышления, ведь от принятых ими решений зависит жизнь многих людей. Однако было бы мудро каждому человеку стремиться стать более наблюдательным и проницательным.

Студенты таким образом будут лучше запоминать предоставляемый им материал, врачи будут ставить пациентам только верные диагнозы, а социологи научатся анализировать данные об обществе. Даже для исследования различных форм разрушения личности человека психологам важно владеть интуицией, индукцией и дедукцией.

Как развить дедуктивное мышление?

Чтобы развить логическое или дедуктивное мышление нам нужно понять образ поведения и мыслей Шерлока Холмса. Таким образом отлично получится и овладеть техникой знаменитого детектива.

Наблюдайте.

Между просмотром и наблюдением существует большая разница. Ватсон смотрел, а Холм наблюдал, что и было отличительной характеристикой напарников. Часто мы просто смотрим и забываем о наблюдениях, так информация проскальзывает сквозь сознание и сразу же откладывается в подсознании. При такой последовательности не удается здраво оценивать ситуацию и высматривать ее детали.

Задействуйте органы чувств в комплексе.

То, что видите вы, видит каждый человек во всем мире. Поэтому вам следует развить другое мышление и «смотреть» на ситуацию или явление сухом, обонянием, осязанием и вкусом. Только при гармоничном сочетании разных органов чувств получится наблюдать правильно и индивидуально.

Учитесь фокусироваться на ситуации и событиях.

Человеческий мозг одновременно не может обрабатывать два источника информации. Чтобы быть внимательным, ограничьтесь на одной ситуации. Так вы научитесь эффективнее и логически мыслить. При этом будьте избирательны в том, на что смотрите. Не стоит хвататься за решение всех ситуаций сразу, так как решить в таком случае не получится ничего. Выделяйте регулярно 10 минут времени, чтобы в своем сознании представить какой-то образ. Тщательно обдумывайте его, рассматривайте и вникайте в каждую деталь. Такой способ развивает мышление и склонность к дедукции.

Старайтесь увидеть не только то, что хочется увидеть.

Мозг человека достаточно субъективен, поэтому мы часто смотрим сквозь проблемы и ситуации. Объективности порой не хватает, а ведь это один из показателей дедуктивного мышления. Если вы стремитесь развить у себя такую особенность, важно позабыть о предубеждениях и максимально отгородиться от них. Не воспринимайте все, что выдает мозг, как неоспоримый факт, мы часто ошибаемся, поэтому анализируйте и здраво смотрите на вещи.

Избегайте преждевременных выводов. Забудьте о предубеждениях и о ранних высказываниях мнения. Если вы недостаточно исследовали ситуацию, но уже пришли хоть к какому-то выводу, то есть большая вероятность того, что он будет ошибочным. Откажитесь от любой теории и не подгоняйте факты под предположения. Соберите все доказательства и только потом подбирайте под них теории.

Решайте головоломки.

Ваша цель – научиться находить выход из любой ситуации, а увлекательная головоломка – хороший способ подготовить себя к более глобальным проблемам. Делайте это регулярно, у вас должно войти в привычку решение задачей или загадок.

Еще одна головоломка для развития дедуктивного мышления — просмотр ситуаций с нестандартной стороны. Для этого вам требуется регулярно делать снимки с разной перспективы. Так вы научитесь в обычном замечать уникальное и своеобразное.

Не стесняйтесь делать записи.

Мы не способны удержать в памяти все, что с нами когда-либо происходило. Записи в данном случае – хороший вариант запомнить, а в будущем повторить все детали. Со временем, когда вы в полной мере овладеете дедуктивным мышлением Холмса, вам записи уже не понадобятся.

Будьте любопытны.

Развивая это качество, вы приблизитесь к дедуктивному мышлению. Смотрите на вещи с максимальной долей скептизма и постоянно задавайте себе вопросы: как, что, зачем и почему. Когда ответ кажется очевидным, не хватайтесь за него, рассмотрите и другие варианты. Разбивайте проблему на детали и рассматривайте каждую в отдельности, так вы увидите картину в подробностях.

Любопытство важно и в пополнении базы знаний. Читайте, учитесь, стремитесь к расширению кругозора и исследованию новых горизонтов. Когда у вас появится хорошая база знаний, то вы сможете трезво смотреть на вещи и быстро находить выход даже из сложных ситуаций.

Обсуждайте.

Заметьте, у Шерлока был и напарник, с которым он обсуждал даже абсурдные идеи. Последуйте примеру этого гения, найдите человека, которому вы будете доверять, и с которым вы поделитесь мнением по возникшему вопросу. А если собеседник будет еще и предлагать различные теории, опираясь на рассказы, то он станет незаменимым помощником! Вы же учитесь принимать взгляды других, особенно если они объективны.

Не забывайте об отдыхе.

Чтобы появились ясные, свежие и , нужно отдыхать. Устройте себе перерыв, при этом откажитесь от любых мыслей по данному вопросу, освободите разум! Мозг должен отдыхать, чтобы появились новые здравые мысли и теории. При правильном распределении времени вы обратите внимание на те вещи, которые были незаметными для вас до отдыха.

Постройте чертоги разума

Чертоги разума – это своеобразное хранилище в подсознании, где хранится информация. Если вы близки к овладению техники Холмса, вы с легкостью воспользуетесь этим способом запоминания важной информации. Используйте ассоциации, символы, зрительное представление фактов. Не запоминайте место, заложите в своих чертогах воспоминания о том, что с ним связано.

С помощью таких простых, но дельных советов каждый человек, даже с посредственным и стандартным мышлением сможет и овладеть этой важной для жизни техникой. У Шерлока Холмса, на самом деле, не было сверхспособностей. Поэтому каждому из нас удастся последовать примеру детектива, если мы постоянно стремимся к расширению кругозора, приобретению новых знаний и самосовершенствованию.

17 марта 2014, 12:06

В разных жизненных ситуациях человеку помогает тот или иной тип мышления. Если говорить о таком понятии, как логика, то здесь различают дедуктивный и индуктивный метод. В этой статье поговорим о том, что такое дедукция и индукция, но более подробно остановимся на первом термине.

Метод легендарного сыщика

Многие не раз восхищались тем, как известнейший персонаж Конан Дойла Шерлок Холмс разгадывал самые запутанные и таинственные преступления. В этом ему помогал дедуктивный метод мышления. В чем он заключается?

Для начала давайте дадим определение термину. Слово «дедукция» переводится с латинского как «выведение». Это особый вид , когда логическая связь выстраивается от общего к частному.

В длинной цепочке причин и следствий находится то единственное звено, которое и является ключом к искомому. Именно способность находить это звено помогала сыщику распутывать загадочные обстоятельства, работая среди непредсказуемости и хаоса жизни.

При подобном умозаключении удается достичь четкого и конкретного понимания ситуации. Как это помогало детективу? Он брал за основу общую картину преступления, куда входили все участники события, их возможности, стиль поведения, мотивы и, используя логические умозаключения, совершенно точно определял, кто из них является преступником.

Какие еще примеры дедуктивного способа мышления можно привести? Давайте рассмотрим рассуждение о металлах и их способности проводить ток. Вот пример:

  • Все металлы проводят ток.
  • Серебро является металлом.
  • Значит, серебро также проводит ток.

Конечно, это очень упрощенное умозаключение, ведь в этом рассуждении не учитываются точные знания, опыт и конкретные факты. Только это позволяет выработать правильный стиль мышления. Иначе человек приходит к совершенно ошибочному пониманию, например в таком суждении: «Все женщины – обманщицы, ты женщина – значит, ты тоже обманщица».

Плюсы и минусы использования дедукции

Теперь давайте поговорим о преимуществах и недостатках данного стиля мышления.

Для начала плюсы:

  • Возможность его использования даже в том случае, если нет никаких предварительных знаний в данной конкретной области исследования.
  • Экономия времени и уменьшение объема материала.
  • Развитие доказательного и логического способа мышления.
  • Улучшение причинно-следственного мышления.
  • Возможность проверки гипотез.

А теперь минусы:

  • Очень часто человек получает готовые знания, а потому не изучает информацию и не накапливает личный опыт.
  • Зачастую бывает сложно каждый отдельный случай подвести под одно правило.
  • Для открытия новых законов и явлений, а также для формулирования гипотез он не используется.

Навыки подобного мышления в любом случае будут полезны как в трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Многие успешные люди умеют логически мыслить, анализировать свои действия и делать соответствующие выводы. В результате этого они предугадывают исход конкретных событий.

Если человек учится, то логическое мышление помогает ему быстро и просто освоить нужный материал. Если он работает, то ему пригодится умение принимать единственно правильное решение и оценивать последствия разных вариантов своих действий, зная, к чему они приведут. В обыденной жизни человек начинает лучше разбираться в людях и выстраивает с ними эффективные и доверительные отношения.

Два стиля мышления – два вывода

Индукция – в философии это также один из способов рассуждения и исследования. В отличие от дедуктивного стиля мышления, индукция, наоборот, приводит от частного к общему. Считается, что последний метод является зачастую сомнительным и ему можно доверять лишь с некоторой степенью вероятности.

Но даже несмотря на это, следует отметить, что такие стили мышления, как дедукция и индукция, связаны между собой и являются взаимодополняющими. Это как анализ и синтез. Если вы хотите изобрести нечто новое или заново открыть старые истины, то без них вам просто не обойтись, так же как и без – полной противоположности логического умозаключения.

На самом деле каждый разумный человек использует в своей жизни оба принципа, но редко об этом догадывается. Так, если утром вы посмотрите в окно и увидите, что земля мокрая и стало холодно, то вполне закономерно предположите, что ночью был дождь. Мы знаем, что если поздно ляжем, то ранний подъем будет для нас сложен.

В каких сферах жизни и как применяются методы дедукции и индукции:

  • Логика – создание новых методов познания.
  • Экономика – разработка частных фактов на основе общих теорий.
  • Физика – понимание законов и гипотез.
  • Математика – возможность быстрее запомнить и понять материал.
  • Психология – исследование нарушений в работе мышления.
  • Менеджмент – единое правильное решение.
  • Социология – анализ данных об обществе.
  • Медицина – возможность принять единственно правильное в данной ситуации решение.

Выше перечислены далеко не все области жизни человека, где метод дедукции оказывается полезным или даже единственно верным. Он помогает и в повседневности, позволяя делать правильные выводы об окружающих людях и строить с ними взаимоотношения.

Также этот стиль мышления развивает логику, наблюдательность и память. Вы начинаете думать, а не просто жить стереотипами, и тренируете свой мозг.

Применение обоих методов важно как в обыденной жизни, так и в профессиональной среде. Так, врач не может поставить диагноз пациенту, пока не проанализирует все доступные ему сведения: анализы, симптомы, внешний вид пациента и многое другое.

Вот потому, для того чтобы успешно использовать в своей работе разные методы, необходимо очень много знать и обладать достаточным количеством опыта. Итак, на этом теория дедукции закончилась, давайте теперь поговорим о практических приемах.

Развиваем мышление

Итак, как развить дедукцию? Научиться этому несложно. Для этого можно наблюдать, играть, решать задачи и расширять свои познания. Давайте рассмотрим все предложенные способы более подробно.

1. Наблюдайте. Очень важно научиться замечать все детали и подробности. Так, общаясь в повседневной жизни с людьми, обращайте внимание на их мимику и жесты, голос, походку, стиль в одежде.

Все это помогает понять характер и намерения собеседника. Когда идете по улице, смотрите на прохожих и размышляйте о том, куда может идти человек, в каком настроении он находится, что его могло расстроить или рассмешить, каково его семейное положение и т.д.

2. Играйте. В развитии памяти очень хорошо помогают всевозможные игры, такие как судоку, шахматы, пазлы и другие.

3. Узнавайте новое. Человеку важно работать над тем, чтобы постоянно расширять свой кругозор, узнавать новую информацию, и не только по своей специальности или по работе, но и в разных других областях.

4. Будьте дотошными. Если вы начинаете изучать что-либо, то делайте это максимально всесторонне и тщательно. Важно, чтобы этот предмет вызывал у вас интерес, только тогда появится необходимый результат.

5. Решайте задачи и примеры. Можете просто взять школьный учебник математики или физики и заняться его изучением. Также советуем приобрести сборник нестандартных заданий и головоломок, которые позволяют взглянуть на проблему с новой, необычной стороны.

6. Развивайте внимание. Важно, чтобы внимание не отвлекалось на другие предметы, когда вам нужно сосредоточиться на решении поставленной задачи. Также важно тренировать непроизвольное внимание и замечать то, что обычно не вызывает у вас никакого интереса. Для этого просто наблюдайте привычные вещи в необычной обстановке.

А теперь попробуем ответить на вопрос, зачем вообще развивать дедуктивные способности. Человек – это сознательное существо, и только ему дана возможность принимать осознанные решения, основываясь на соответствующих выводах и оценках. А ведь как часто люди действуют импульсивно, на эмоциях... Но теперь вы знаете определение слова «дедукция» и сможете применить полученные сведения на своем личном опыте. Автор: Наталья Зорина