Что писал державин. Гавриил романович державин - биография, информация, личная жизнь. В преддверии будущей карьеры

Гавриил Романович Державин - величайший поэт, представитель отечественного классицизма, общественный деятель, полностью посвятивший свою жизнь и свое творчество служению родине и императрице. Он стал основоположником торжественной поэзии, ставшей неотъемлемой частью эпохи правления Екатерины II. Неординарная личность, правдолюб и поборник чести, он на века вписал свое имя в историю нашей страны.

Путь от солдата до министра

Будущий поэт появился на свет 14 июля 1743 года в небольшой деревушке Кармачи, что близ Казани. Родители его были мелкопоместными дворянами: мать, Фекла Андреевна Козлова, и отец, которого он потерял в раннем детстве, секунд-майор Роман Николаевич.

Гавриил Романович, проучившись несколько лет в Казанской гимназии, покинул её и поступил рядовым солдатом на службу в Преображенский полк, в составе которого участвовал в свержении Петра III и возведении на престол Екатерины II. Уже в 1772 году Державин стал офицером и принял участие в подавлении пугачёвского восстания.

Променяв военную службу на гражданскую, великий поэт некоторое время находился на службе в Сенате. Но и этот путь оказался тернистым. Будучи большим поборцем чести и справедливости, Гавриил Романович никогда не ладил со сребролюбивыми и жадными чиновниками, в связи с чем постоянно менял места службы. В 1782 году Державин написал восторженную оду "Фелица", посвященную великой императрице Екатерине, за что и был назначен губернатором Олонецким, а затем и Тамбовским.

Выдающийся поэт сумел не угодить и самой императрице, за что был отставлен с должности ее личного кабинет-секретаря. В 1802-1803 годах пребывал в почетной должности министра юстиции, но морального удовлетворения не находил и здесь, поэтому в 60 лет вышел в отставку.

Творчество во имя Отчизны

Находясь на службе у государыни, Державин не оставлял поэзии. Она была его миром, его неотъемлемой частью. Печататься великий поэт стал с 1773 года. Верный идеям Державин пытался быть последователем Ломоносова и Сумарокова.

С 1779 года Гавриил Романович стал придерживаться собственного стиля в творчестве - философской лирики. Так были созданы оды "На смерть "Бог", "Водопад" и др. Гавриил Романович был многогранным поэтом. Перед самой своей смертью, в 1816 году, он начал творить в жанре драматургии и создал несколько трагедий: "Добрыня", "Ирод и Мариамна", "Пожарский" и др. Находясь у истоков литературного кружка "Беседа любителей русского слова", Державин благоволил Жуковскому, а также одним из первых увидел талант юного Пушкина. В 1816 году поэт скончался в имении Званка Новгородской губернии.

Образ Державина в портретах

Несомненно, восприятие исторической личности неразрывно связано с ее портретами, дошедшими до нас из глубины времен. Гавриил Державин не стал исключением. При его жизни было написано несколько замечательных портретов, благодаря которым мы можем получить цельное представление об этом выдающемся человеке.

Кисти художника В. Л. Боровиковского принадлежат два портрета относящиеся к 1795 и 1811 годам. На них поэт изображен в различные периоды своей жизни. Также увековечили образ поэта в своих полотнах художники А. А. Васильевский и Н. Тончи. История и судьба этих портретов различна, но едино одно: с полотен на нас смотрит человек с живыми, умными глазами, человек гениального ума и редкого достоинства.

Державин в портретах В. Л. Боровиковского

Боровиковский - знаменитый портретист 18-го века, академик живописи, благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядели выдающиеся личности того времени. Его кисти принадлежат портреты Павла I, Екатерины II, князя Куракина и многих других. Он также создал два широко известных портрета Гавриила Романовича Державина.

На портрете, относящемся 1795 году, поэт и общественный деятель предстает перед нами в своем парадном облачении с высокими наградами. Глядя на него, мы понимаем, что это человек энергичный, трудолюбивый и необыкновенно проницательный. Державин смотрит гордо, но в то же время добродушно, с некоторой полуулыбкой. Создается впечатление, что художник застал Державина за работой: поэт восседает на фоне богатого книжного шкафа, прикрытого занавесью, а рука его возложена на документы и рукописи. Созерцать это полотно можно в Государственной Третьяковской галерее.

На другом портрете Державина 1811 года мы видим уже несколько пожилого человека, в мудрых глазах которого все так же горит огонь жизни и жажда деятельности. Поэт здесь также в парадном облачении, но наград на нем уже гораздо больше, что говорит о высоких достижениях за годы жизни. Портрет написан не в интерьере, а в более серьезном ключе, на темном фоне, что нехарактерно для художника.

Благородная старость

Портрет Державина Васильевского относится к 1815 году. На нем поэт изображен за год до смерти. Васильевский видит его пожилым, умудренным опытом человеком, занимавшим когда-то высокий чин и бывшим на хорошем счету при дворе. Несмотря на преклонный возраст, в его глазах видны все та же живость и пытливый ум.

Гавриил Романович предстает перед нами в домашнем облачении, с ночным колпаком на голове. Создается ощущение, что он, готовясь ко сну, еще не успел затушить свечу в руках, и она освещает своим спокойным светом лицо в благородных морщинках и темную комнату.

Иркутский Державин

Интересна предыстория создания портретов Державина работы итальянца Н. Тончи. Дело в том, что иркутский купец и большой поклонник творчества поэта Сибиряков отправил в дар своему кумиру богатую шапку и шубу из соболя. Именно в этом облачении поэт и предстает на двух одинаковых портретах огромных размеров, созданных итальянцем. Державин изображен восседающим на снегу у подножия скалы.

Один из портретов нашел свое место в столовой петербургского дома великого поэта. На нем автор оставил подпись на латыни, гласящую: "Правосудие - в скале, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снега".

Второе полотно досталось Сибирякову, к великой его радости и гордости. Портрет Г. Р. Державина был помещен в специальную державинскую гостиную. После разорения купца картина долгое время хранилась на складе, подвергаясь сырости и холоду. Вторую жизнь ей подарил ссыльный художник Вронский, который не только искусно устранил повреждения портрета, но и стал соавтором великого Тончи, написав на заднем плане вид старого Иркутска.

На этом мытарства полотна не закончились. В 1917 году, во время боя красногвардейцев с юнкерами, оно было сильно повреждено пулями и, казалось, уже не подлежит восстановлению. Но в 1948-1952 гг. великими стараниями реставраторов это произведение искусства снова обрело новую жизнь. Портрет, принадлежащий некогда самому поэту, хранится сегодня в Третьяковской галерее, второй его вариант можно увидеть в картинной галерее города Иркутска.

Державин Гавриил Романович, биография которого легла в основу этой статьи, навсегда вошёл в российскую историю не только как выдающийся поэт и драматург, но и как государственный деятель, прошедший путь от гвардии рядового до главы министерства юстиции. Оказав огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной словесности, он стал в то же время образцом истинного гражданина и патриота.

Детство юного поэта

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в родовом селе Сокуры под Казанью. Семья была многодетной, и ввиду ранней кончины её главы - Романа Николаевича - мать будущего поэта - Фёкла Андреевна - не могла дать детям должного образования. Мешали этому и частые переезды, вызванные различными житейскими обстоятельствами.

Тем не менее, обучаясь в оренбургской школе, а затем в казанской гимназии, юный Гавриил Державин рано пристрастился к классической русской поэзии, высшими образцами которой в то время были стихи М. Ломоносова, В. Тредиаковского и А. Сумарокова. К этому времени относятся и его первые собственные поэтические опыты. Однако ранние стихи начинающего поэта выходили несколько коряво и неуклюже - сказывалось отсутствие знаний основ стихосложения и возможности посоветоваться с кем-то более опытным в этой области.

Армейская служба

В 1762 году Гавриил Державин был определён рядовым в гвардейский Преображенский полк, принимавший участие в государственном перевороте, результатом которого стало восшествие на престол императрицы Екатерины II. Годы, проведённые в армии, по собственному признанию поэта, явились самым безрадостным периодом его жизни. Тяжёлая солдатская служба отнимала почти всё время и силы, позволяя писать стихи лишь в редкие свободные минуты.

Впоследствии Гавриил Державин, кратко описывая в своих воспоминаниях особенности армейского быта, рассказывал, что в те годы часто придавался общему пороку гвардейских полков - игре в карты. Причём, попав в среду, где процветало шулерство, сам быстро обучился их плутовским приёмам, и лишь благодаря «Богу и материнским молитвам» - именно так он писал в своих мемуарах, не скатился на дно общества.

В преддверии будущей карьеры

Начиная с 1772 года дальнейшая биография Гавриила Державина приняла иное направление: он был произведён в офицеры, и в период с 1773 по 1775 год принимал участие в работе государственной комиссии, занимавшейся расследованием обстоятельств пугачевского бунта.

Испытывая тяжёлые материальные трудности, Гавриил Романович обратился за помощью к самой императрице, поскольку в те времена самодержцы ещё не гнушались читать письма своих подданных. Его прямой начальник - главнокомандующий войсками генерал-аншеф А. Бибиков приложил к посланию собственный рапорт, в котором высоко оценил заслуги Державина по «установлению законопослушания среди калмыков». В результате очень скоро молодой человек был пожалован чином коллежского советника и стал обладателем 300 крепостных душ, дарованных ему лично государыней.

Первый брак и обретение творческой зрелости

В том же 1775 году произошло ещё одно важное и радостное событие в жизни Гавриила Державина - он женился. Его супругой стала шестнадцатилетняя девица Екатерина Бастидон, отец которой являлся когда-то камердинером убиенного государя Петра III, а мать - кормилицей будущего императора Павла I. Как и подобает истинному поэту, Державин воспел свою избранницу в стихах, именуя её Пленирой - от глагола «пленять».

Большинство исследователей творчества поэта считают именно эти годы периодом обретения им собственного литературного стиля, позволившего создать цикл выдающихся произведений в жанре философской лирики. Тогда же его сочинения впервые начинают печататься, однако не приносят автору широкой известности в литературных кругах.

Золотая табакерка из рук императрицы

Слава пришла к Державину лишь после написания оды «Фелица», посвящённой императрице Екатерине II. В этом произведении, исполненном самых верноподданнических чувств, автор представил российскую самодержицу идеалом просвещённой правительницы и матерью народов.

Столь явная лесть, облечённая в высокохудожественную форму, не осталась без должного вознаграждения. «Мать народов» пожаловала поэту золотую табакерку, усыпанную бриллиантами и наполненную червонцами, после чего карьера Гавриила Романовича круто пошла в гору. Одно за другим следовали назначения на различные высокие должности, однако особенности характера Державина мешали ему уживаться с прочими чиновниками и служили причиной частых переводов с места на место.

Во главе Олонецкого края

В 1776 году созданную ранее Олонецкую провинцию преобразовали в наместничество, и указом императрицы Гавриил Державин был назначен её первым губернатором. В круг его обязанностей, кроме всего прочего, входил контроль за соблюдением законности всеми подчинёнными ему должностными лицами. Это-то и оказалось причиной многих последовавших вскоре неприятностей.

В те давние годы казнокрадов ещё не называли коррупционерами, но от этого их не становилось меньше. Воровство было повсеместным, и в обиход даже вошло выражение «брать по чину». Это означало, что мелкие чинуши могли безнаказанно «тяпнуть» лишь малую толику того, к чему имели доступ. Чиновникам среднего уровня негласно дозволялось поживиться уже в гораздо большем объёме, ну а все, «жадною толпой, стоящие у трона», - как писал М.Ю. Лермонтов, - безнаказанно запускали руку в казну по самый локоть.

Вот с этими беззакониями, творившимися когда-то в России, и столкнулся на своём новом посту Гавриил Романович. Являясь человеком порядочным и законопослушным, он по мере сил старался бороться с окружавшим его злом, но в результате лишь нажил многочисленных недоброжелателей как в подведомственных ему структурах, так и в придворных кругах, что послужило причиной последующей его отставки.

Тем не менее за годы, проведённые на посту губернатора, и имея резиденцию вначале в Петрозаводске, а затем в Тамбове, Гавриил Романович Державин до отставки успел сделать много добрых дел. Так, его трудами был открыт первый тамбовский театр, построено городское училище, открыла свои двери больница для бедных и начала работу типография.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующей ступенью на карьерной лестнице Гавриила Державина стала служба в качестве личного кабинет-секретаря Екатерины II. Оставляя без внимания наветы, сыпавшиеся на поэта со всех сторон, государыня приблизила его к себе в знак благодарности за написанную когда-то в её честь оду.

Но и на этой должности Гавриил Романович долго не удержался, поскольку имел обыкновение докладывать обо всех делах, представляя их в истинном, и подчас неприглядном, свете, чем весьма расстраивал свою благодетельницу. Докучал он ей и постоянными ходатайствами о терпящих нужду и страдающих от неправосудия. Кончилось тем, что он надоел императрице, и она отправила его с глаз долой - перевела в Сенат.

Создатель первого российского гимна

Находясь в этой почётной ссылке, Державин создал своё самое известное произведение. В 1791 году, воодушевлённый известием о взятии русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил, он написал стихотворение «Гром победы, раздавайся». Положенное на музыку композитором Осипом Козловским, оно в течение последующих лет являлось официальным гимном России, на смену которому только в 1833 году пришёл знаменитый «Боже, царя храни», написанный другим выдающимся русским поэтом - В. Жуковским в соавторстве с композитором А. Львовым.

Повторный брак

В 1794 году скончалась жена Гавриила Романовича - муза, которую он воспел когда-то в стихах, дав ей романтическое имя Плениры. По прошествии года, ещё далеко не старый вдовец вновь женился. Он соединил свою судьбу с Дарьей Алексеевной Дьяковой, также ставшей героиней его стихов на этот раз под именем Милены.

Оба брака знаменитого поэта, хотя и были наполнены любовью, оказались бездетными. Не имея собственного потомства, супруги воспитывали детей погибшего друга семьи П. Лазарева. Один из них - Михаил - впоследствии стал знаменитым адмиралом, открывателем и исследователем Арктики.

Пик карьеры

В годы правления Павла I Державин занимал должность президента Коммерц-коллегии и государственного казначея, а восшедший вслед за тем на престол Александр I назначил его министром юстиции. Но везде, где бы ни доводилось ему служить, Гавриил Романович всеми силами пытался искоренять мздоимство и казнокрадство, чем неизменно наживал себе врагов. В 1803 году он подал прошение на высочайшее имя и закончил государственную деятельность, посвятив всего себя литературе.

Последующая жизнь и творчество поэта

Ещё до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку - имение, принадлежавшее его второй жене Дарье Алексеевне. В нём он и провёл последние годы своей жизни, написав около 60 стихотворений и подготовив к печати первый том своих сочинений. Кроме поэтических произведений с его именем связаны работы в области драматургии. К ним относятся либретто, созданные для нескольких опер, а также трагедии: «Ирод и Марианна», «Евпраксия» и «Тёмный».

Поэзия Державина оказала огромное влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина, с детства читавшего его стихи и изучавшего их в лицее на уроках русской словесности. Увидеться им довелось лишь раз. В 1815 году Державин был приглашён на лицейский экзамен, где совсем ещё юный Александр Пушкин читал в его присутствии своё знаменитое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Репродукция с картины И. Е. Репина, воспроизводящей этот эпизод, представлена в статье. Почтенный мэтр, прозрев в смуглом юноше своего гениального преемника и до глубины души растроганный его стихами, хотел обнять Пушкина, но тот убежал, будучи сам не в силах сдержать рыдания.

Кончина поэта и последующая судьба его останков

Смерть настигла его в 1816 году в имении Званка, которое, как было сказано выше, Гавриил Романович Державин до отставки любил, часто навещал, и в котором провёл остаток жизни. Его прах, перевезённый по Волхову в Великий Новгород, был погребён в Спасо-Преображенском соборе, находившемся на территории Варлаамо-Хутынского монастыря. Позднее там же была похоронена и его вторая жена - Дарья Алексеевна.

В годы Великой Отечественной войны обитель оказалась в зоне боевых действий и была полностью разрушена. Могила Державиных также сильно пострадала. В 1959 году их останки перезахоронили, поместив в Новгородский детинец, а в 1993 году, когда отмечалось 250-летие поэта, вернули в возрождённый к тому времени Варлаамо-Хутынский монастырь.

Среди имён выдающихся русских поэтов, принесших славу русской словесности, неизменно упоминается и Гавриил Державин, краткая биография которого была изложена в этой статье. Изучение его жизни и творчества имеет большое значение не только с эстетической стороны, но и с воспитательной, поскольку истины, которые он проповедовал, вечны.

  1. Рядовой, картежник, коллежский советник
  2. «Фелица» и первый гимн России

Г авриил Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой - «Беседу любителей русского слова».

Гавриил Державин родился в 1743 году под Казанью. Отец его рано погиб, и матери было трудно дать сыновьям хорошее образование. Семья часто переезжала. Сначала Державин учился в оренбургской школе, потом - в казанской гимназии. Здесь он познакомился с поэзией Михаила Ломоносова , Александра Сумарокова , Василия Тредиаковского и сам попробовал сочинять стихи. Владислав Ходасевич писал о его первых произведениях: «Выходило коряво и неуклюже; ни стих, ни слог не давались, а показать было некому, спросить совета и руководства - не у кого» .

С 1762 года Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Это время поэт вспоминал как самый безрадостный период своей жизни. Он нес тяжелую солдатскую службу, а в редкие свободные минуты писал стихи. В части Державин пристрастился к картам, он писал в автобиографии: «Научился заговорам и всяким игрецким мошенничествам. Но, благодарение Богу, что совесть или, лучше сказать, молитвы матери никогда до того не допускали, чтоб предался в наглое воровство или в коварное предательство» . Из-за пагубного увлечения Державина однажды чуть не разжаловали в солдаты: он настолько увлекся игрой, что вовремя не вернулся из увольнения.

Иван Смирновский. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1790

Решив покончить с разгульной жизнью, Державин переехал в Петербург. В это время в России свирепствовала чума, и на карантинной заставе - при въезде в столицу - поэта заставили сжечь все его бумаги: «Все, что во всю молодость свою чрез 20 почти лет намарал, как то: переводы с немецкого языка и свои собственные сочинения в прозе и стихах. Хороши ли они или дурны были, того теперь сказать не можно; но из близких его приятелей кто читал… весьма хвалили» . Многие из утраченных стихов Гавриил Державин потом воспроизвел по памяти.

В годы Крестьянской войны (1773–1775) Гавриил Державин служил на Волге, работал в комиссии по расследованию дел сообщников Емельяна Пугачева. Он написал «увещание к калмыкам», в котором призывал их раскаяться и не поддерживать крестьянские волнения. Главнокомандующий войсками Александр Бибиков отправил это послание вместе с рапортом Екатерине II. Материальное положение Державина было тяжелым, и вскоре он написал императрице письмо с перечислением своих заслуг. Поэта назначили коллежским советником и пожаловали ему 300 душ. А спустя четыре года вышла книга с одами Державина.

Вскоре Гавриил Державин женился на Екатерине Бастидон - дочери бывшего камердинера Петра III и кормилицы Павла I. Державин звал жену Пленирой - от слова «пленять» - и посвящал ей множество стихотворений. Именно в эти годы он обрел свой собственный литературный стиль. Он писал философскую лирику - оды «На смерть князя Мещерского» (1799), «Бог» (1784), стихотворение «Осень во время осады Очакова» (1788).

«Фелица» и первый гимн России

Державин публиковался, однако в литературных кругах он был не слишком известен. Все изменилось в 1783 году, когда поэт написал оду «Фелица» с посвящением Екатерине II. Название поэт взял из педагогического сочинения императрицы - «Сказки о царевиче Хлоре». В его стихотворении «царевна киргиз-кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа. За оду Державин был награжден усыпанной бриллиантами золотой табакеркой, в которой лежало 500 червонцев. А после громкого поэтического выступления поэту стали жаловать высокие должности. Однако принципиальный характер мешал Державину ладить с чиновниками, и его часто переводили с места на место.

«Чуть только коснется до его слуха какая несправедливость и оказанное кому притеснение или, напротив, какой-нибудь подвиг человеколюбия и доброе дело - тотчас колпак набекрень, оживится, глаза засверкают, и поэт превращается в оратора, поборника правды».

Степан Жихарев

Сальватор Тончи. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1801

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

Спустя шесть лет поэт перешел на службу лично к императрице: стал ее кабинет-секретарем. Но поскольку честный Державин докладывал больше «все роду неприятного, т. е. прошения на неправосудие, награды за заслуги и милости по бедности» , Екатерина II старалась обращаться к своему помощнику как можно реже, а вскоре его вовсе перевели на службу в Сенат .

В 1791 году Державин создал первый гимн России, хоть и неофициальный. Шла война с Турцией, русские войска под предводительством Александра Суворова взяли крепость Измаил. Вдохновленный этой победой, Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!». Стихотворение положил на музыку композитор Осип Козловский. Только через 15 лет «Гром победы» сменился официальным гимном «Боже, Царя храни!».

После смерти первой жены поэт женился во второй раз - на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи - Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

При Павле I Державин служил в Верховном совете, был президентом Коммерц-коллегии и государственным казначеем. При императоре Александре I - министром юстиции Российской империи. Все это время поэт продолжал писать. Он создал оды «Бог», «Вельможа», «Водопад». В 1803 году Гавриил Державин окончательно ушел с государственной службы.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться,
И философа брать вид…

…Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Гавриил Державин

«Беседа любителей русского слова»

После отставки Гавриил Державин полностью посвятил себя литературе. Он писал трагедии, комедии и оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина. Также поэт сочинял басни («Жмурки», «Выбор министра»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». «Заметки», как называл их автор, содержали теорию стихосложения и примеры - поэзию разных периодов, начиная с древнегреческой. В 1812 году поэт написал сказку «Царь-девица».

Гавриил Державин организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова». В него вошли писатели Дмитрий Хвостов, Александр Шишков, Александр Шаховской, Иван Дмитриев.

«Голова его была хранилищем запаса сравнений, уподоблений, сентенций и картин для будущих его поэтических произведений. Говорил отрывисто и не красно. Но тот же самый человек говорил долго, резко и с жаром, когда пересказывал о каком-либо споре по важному делу в Сенате или о дворских интригах, и просиживал до полуночи за бумагой, когда писал голос, заключение или проект какого-нибудь государственного постановления».

Иван Дмитриев

«Беседчики» придерживались консервативных взглядов на литературное творчество, выступали против реформ русского языка - их отстаивали сторонники Николая Карамзина . «Карамзинисты» были главными оппонентами «Беседы», позже они сформировали общество «Арзамас».

Последним произведением Гавриила Державина стало неоконченное стихотворение «Река времен в своем стремленьи…». В 1816 году поэт скончался в своем новгородском имении Званка.

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство.

Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью.
Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения - ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества.
Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Валентин Круглов, учащийся 7 "А" класса 288 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

В докладе учащегося 7 "А" класса В. Круглова "Литературные портреты в оде Г.Р. Державина "Фелица"" представлен интересный и содержательный материал, касающийся знаменитых исторических деятелей времен екатерининского времени. Это и сама импереатрица Екатерина Великая, и образованнейшая женщина XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, и светлейший князь Григорий Потемкин, и русский дипломат Николай Панин, и князь Григорий Орлов, и известный балагур и весельчак Лев Нарышкин.Литературные портреты, содержащиеся в державинской оде, имеют своих прототипов и написаны гениальным поэтом второй половины XVIII века с теплой иронией, сатирической вольностью и неподражаемой обаятельностью. От бытовых черт частной жизни знаменитых людей до их великих дел - вот тот диапазон, который содержит контекст державинской оды, рассматриваемой докладчиком. Доклад был представлен на школьной конференции в рамках Ученического Научного Общества "Начало пути. Дорогу осилит идущий", которая проходила в 288 школе С-Петербурга 15 декабря 2016 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Доклад к конференции «Славные лица России: люди и дела» Валентина Круглова,

Учащегося 7 «А» класса ГБОШ № 288 Адмиралтейского района г. С-Петербург.

Научный руководитель: Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 288 Адмиралтейского р-на С-Петербурга.

Тема доклада «Литературные портреты в оде Г.Р. Державина «Фелица».

Ода “Фелица”, написанная Гавриилом Романовичем Державиным в 1782 году, сделала имя поэта известным в Санкт-Петербурге, а, значит, в России, и стала образцом нового стиля в русской поэзии. Державинская ода прославляла императрицу Екатерину Вторую и с известной долей сатиры характеризовала её ближайшее окружение.

Надо заметить, что писать подобные стихи, в которых сатирически изображаются фавориты Императрицы, было делом не безопасным, однако Державин на свой страх и риск это сделал. Теперь, по прошествии времени, мы можем говорить, что из под пера Гавриила Романовича вышли литературные портреты сподвижников Императрицы.

Эти литературные портреты славных, известных людей России второй половины XVIII века, созданные талантом Державина, вызывали неподдельный интерес современников. Ведь литературные герои угадывались читателями, фаворитов Екатерины узнавали, а это вызывало и удивление, и даже восторг в читающей публике.

Впервые в русской литературе последней четверти 18 столетия можно было наблюдать, как влиятельнейшие люди из окружения русской царицы приобретали поэтический облик, сходный с подлинником, и становились узнаваемыми литературными личностями.

Не только Екатерина Великая, но и её ближайшие всесильные вельможи, которых знала и уважала Россия, знала и опасалась политическая Европа, благодаря державинской оде оказывались вдруг такими доступными людьми, что каждый читатель мог без труда заметить черты человеческих слабостей и достоинств, забавные привычки, образ жизни, которым эти персонажи были наделены. Но что для литературы того времени являлось действительно, поразительным, так это то, что сам автор оды вводил в ее ткань образ рассказчика, то есть себя самого, и оказывался также действующей литературной личностью наравне с могущественными героями произведения. Все это было ново, неслыханно и вызывало восхищение. Стихи были отменно звучными, порой добродушно ироничными, а порой художественно изящными.

Свое название ода “Фелица” получила от имени героини “Сказки о царевиче Хлоре”, которую написала сама Императрица, Екатерина Вторая.

Надо сказать, что русская царица имела литературный дар. Она - первая женщина в России, которая довольно профессионально сочиняла либретто, басни, сказки, писала их для своего царственного внука, будущего Императора Александра Первого, Благословенного – с таким титулом Царь войдет в русскую историю. Екатерина переводила на русский язык пьесы английского драматурга Вильяма Шекспира, опередив во внимании к английскому драматургу своих современников почти на сто лет. Более того, Императрица любила театр, нередко его посещала. Она всегда с большим удовольствием смотрела талантливо написанные и талантливо сыгранные комедии и трагедии. Более того, сама писала пьесы, которые ставили на подмостках придворного театра в Зимнем Дворце. Так, только в 1771 году Екатерина написала 5 комедий. В 1772 году эти пьесы были разучены актерами и сыграны на сцене придворного театра. Художественный уровень пьес, написанный Екатериной Великой, довольно высокий для своего времени. Пьесы имели успех и нравились публике. Имя автора пьес, разумеется, не афишировалось, хотя в придворных кругах все хорошо знали их сочинителя. Пьесы имеют назидательный, нравоучительный характер, написаны в духе классицизма, высмеивают сплетни и пороки общества. Названия пьес, написанных царицей, нарицательные, порой, интригующие: «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка». Пожалуй, самая известная пьеса, вышедшая из-под пера царицы, - «О, время». Именно на нее стал нападать редактор журнала «Живописец» Николай Иванович Новиков, просветитель второй половины XVIII, редактор петербургских сатирических журналов, служивший переводчиком в Коллегии иностранных дел. В 1769 году Екатерина негласно разрешила издавать журналы всем желающем (правда, спустя несколько лет, очевидно, способствует их закрытию). Выходят журналы «Трутень», «Всякая всячина», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Некоторые журналы издаются большим тиражом. В «Трутне» и «Живописце» разворачивается спор Новикова с Императрицей. Новиков публикует написанные мнения Екатерины критического характера.

Более того, Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта - «исторического действа». Это пьеса «Начальное управление Олега». Для пьесы царица привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 2 ноября 1790 года. Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», для которых Императрица написала либретто, а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России - необычайная редкость).

Одним словом, русская правительница разбиралась в литературе, размещала свои заметки в публичном журнале Новикова, довольно сносно сочиняла сама и любила читать художественную литературу на разных языках.

Очевидно, поэтому, прочитав посвященную ей оду «Фелица», Екатерина растрогалась до слез и стала интересоваться автором произведения . Она призвала свою подругу, Екатерину Дашкову, женщину прекрасно образованную, умную и верную царице, которая и распечатала эту державинскую оду в журнале. Ее Величество сказала Дашковой: «Не опасайтесь, я только вас спрашиваю об том, кто бы меня так близко знал, который умел так верно описать, что ты видишь, что я тут как дура плачу?” Княгиня Дашкова раскрыла имя поэта. Екатерина Вторая была благодарна поэту. Для нее было важно, что ее поэтический образ в оде хорош, прост и обаятелен. Через некоторое время Державин получил по почте щедрое вознаграждение: 500 золотых червонцев и портсигар, осыпанный бриллиантами. Кроме того, автор “Фелицы” имел честь быть представленным самой Императрице, которая и облагодетельствовала его, сделав Державина своим секретарем.

Следует сказать, что ода “Фелица” отступает от правил классицизма. Державин новаторски смешивает разные жанры, рисовал сатирические образы, которые не были характерны для жанра оды. Поэт в своем произведении рисует первые реалистичные портреты своих современников и создает, по сути, идеальный образ русской Императрицы, описывая ее особое поведение и привычки, которыми не отличались ее современники:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь ”.

В самом деле, русскую царицу можно было увидеть гуляющей недалеко от Зимнего дворца. Бывали случаи, когда она не спеша проходила по Дворцовой площади или окрестным с Дворцом улицам. Рядом с Императрицей никого не было - ни охраны, ни фрейлин, ни какого-либо попутчика, сопровождавшего Ее Императорское Величество. Все было просто, обыденно, неброско, так, как бывает у неприметного человека, живущего своей личной, частной жизнью. Так Екатерина поступала тогда, когда у нее болела голова, и она выходила из Дворца, чтобы подышать свежим воздухом. Встречавшие и узнававшие ее Императорское Величество подданные останавливались. Дамы приседали, кавалеры кланялись и снимали шляпы. Строка оды «Почасту ходишь ты пешком» отражает реалистическую ситуацию. Без сомнения, Державин знал эту привычку к одиноким прогулкам Императрицы.

Державинские строки «И пища самая простая // Бывает за твоим столом» – так же правдивы. Дело в том, что в постные дни Екатерина Великая питалась очень скромно. За столом у нее во время обеда в такие дни бывало всего 4-5 человек, с которыми царица обсуждала различные государственные дела, политические новости, имела простое человеческое общение. На столе стояло 5-6 блюд, иногда не очень хорошо приготовленных. Ее старый, но верный повар иной раз мог не уследить за кашей, и она у него пригорала. Екатерина это довольно долго терпела, а перед своими гостями извинялась за его оплошность. Кислые щи, каша, огурцы, квашеная капуста, грибы, хлеб… это в постные дни. Зато в обычные, скоромные дни стол Императрицы был богат. На столе были блюда: и ндейки с шио, терины с крылами и пюре зеленым, утки с соком, маринад из цыплят, окуни с ветчиной, пулярды с труфелями, рябчики по-испански, черепахи, чирята с оливками, гато компьенский, двенадцать салатов, семь соусов, хлебцы тарталеты. А вот меню «малого» обеда императрицы: суп; отварная курица с цветной капустой; мясо с картошкой; четверть жареного барашка, утка и бекасы (на одном блюде). Кроме этого на столе обязательно были разварная говядина, котлеты, сосиски, лангусты, а также различные гарниры из тушеных и жареных грибов и овощей. Запивала обед Императрица смородиновой водкой. На десерт подавали апельсины, яблоки, персики, вишни, слоеные пирожки и бисквиты.

Однако Державин, держась пристойности, решил описать обед Екатерины в самых простых, скромных красках: «И пища самая простая // Бывает за твоим столом». Это и понравилось в оде русской Самодержицы.

«Читаешь, пишешь пред налоем // И всем из твоего пера // Блаженство смертным проливаешь ”, - здесь поэт, конечно же, говорил не только о литературных занятиях Екатерины, но и о ее обширной законотворческой деятельности. Ведь она принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и педагогических опусов. В своих мемуарах Екатерина признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Кроме образа Императрицы в державинской оде «Фелица» есть литературные портреты ее фаворитов. Сама по себе эта мысль описать властителя, полководца, вельможу не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей. И в этом Державин был новатором.

Так, например, в оде упоминается князь Григорий Александрович Потёмкин, фаворит Императрицы. Он много и успешно воевал. Однако любил в свободное от государственных дел время проводить дни в пирах и забавах, которые очень любил. Потемкин, этот выдающийся сподвижник Екатерины Великой, был не только человеком ответственным, даровитым, исполнительным и трудолюбивым, но, одновременно с этим, мог демонстрировать противоположные качества человека, избалованного властью и роскошью. Так, известно, что Григорий Александрович Потемкин мог не придерживаться четкого распорядка, необходимого для государственного деятеля, а действовал, иной раз, по своим минутным прихотям и причудам, что подметил и о чем написал в своей оде «Фелица» Державин. Говоря от первого лица, Державин говорит именно от лица Потемкина. То есть в оде как бы сам Потемкин рассказывает о самом себе, о своей жизни и времяпровождении:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою:

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Или в пиру я пребогатом,

Где праздник для меня дают,

Где блещет стол сребром и златом,

Где тысячи различных блюд:

В державинской оде упоминается другой известный екатерининский вельможа - Никита Иванович Панин. Панин являлся наставником наследника трона, Павла Первого. Французский дипломат Лаво, вряд ли имел добрые отношения к Панину, потому довольно зло описал дневной распорядок царского министра. Вот эта запись французского дипломата, скорее напоминающая пасквиль: «Он очень любил еду, женщин и игру; от постоянной еды и сна его тело представляло одну массу жира. Он вставал в полдень; его приближенные рассказывали ему смешные вещи до часу; тогда он пил шоколад и принимался за туалет, продолжавшийся до трех часов. Около половины четвёртого подавался обед, затягивавшийся до пяти часов. В шесть министр ложился отдохнуть и спал до восьми. Его лакеям стоило большого труда разбудить его, поднять и заставить держаться на ногах. По окончании второго туалета начиналась игра, оканчивавшаяся около одиннадцати. За игрой следовал ужин, а после ужина опять начиналась игра. Около трех часов ночи министр уходил к себе и работал с Бакуниным, главным чиновником его департамента. Спать он ложился обыкновенно в пять часов утра».

Был Никита Иванович большим любителем псовой охоты, из-за которой, случалось, забывал о государственных делах. Автор оды сатирически изображает эти черты службы Панина в своей оде:

“Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов”.

Трудно сказать, нравилось ли сатирическое изображение самого себя самому Панину, однако публика, читая оду «Фелица», находила слишком живым и правдоподобным литературный портрет Панина.

  • Алексей Григорьевич Орлов, сподвижник Екатерины. Был наделён большой физической силой и любил разные забавы требующие проворства, например, кулачные, бои, пляски, скачки и охота один на один с медведем, но для вельможи это были слишком недостойные и грубые забавы. Образ Алексея заметен в этих строках:

“Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух”.

  • Лев Александрович Нарышкин, был троюродным братом императора Петра первого великого, но занял лишь должность старшего начальника конюшни. Он известный при дворе шутник и бездельник. Нарышкин отличался необыкновенным гостеприимством и любовью устраивать шумные балы, маскарады и пикники. Один из маскарадов, данный Нарышкиным для Екатерины ІІ в 1772 году, стоил ему 300.000 рублей. Он обожал кататься по Неве по ночам в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами из-за чего о тишине и покое в столице можно было только мечтать обычным людям. Его можно заметить в этих строках:

“Или над невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.”

Екатерина разослала отдельные экземпляры оды КАЖДОМУ из задетых там вельмож, подчеркнув те строки, которые относились к ним. Многие эти вельможи участвовали в дворцовом перевороте 1762 года на стороне Екатерины. Почти все эти вельможи сделали многое для государства, хоть в оде их Державин показывали сатирично и с большой долей иронии. Например:

  • Григорий Александрович Потемкин был русским государственным деятелем, создателем Черноморского военного флота в Крыму (благодаря чему Российская Империя чрезвычайно усилила свое влияние на Черном море и получила выход в Средиземное море). После победы над Турцией его стараниями Крым был присоединен к России. Григорий Потемкин стал первым главноначальствующим высшего чина черноморского флота и по повелению Екатерины Великой являлся также строителем городов на юге России, например, Екатеринославля, Херсона, Севастополя, Николаева. Потемкин стал первым хозяином Таврического дворца в Петербурге. Был фактическим правителем Молдавского княжества с 1790 по 1791 годы. Потёмкин также ввёл реформу военной формы, что до этого была очень неудобной и была в основном для военных осмотров, не имела летнего типа из-за чего они ходили по жаре в двух шерстяных мундирах, а новая была легче и удобней, а летом войско носило куртки и брюки из лёгкого, белого полотна.

Новая форма также была довольно красивой, как и старая

  • Никита Иванович Панин, глава русской внешней политики в первой половине правления Екатерины Второй. Граф Панин был одним из образованнейших русских людей своего времени. Екатерина называла его энциклопедией . Он интересовался самыми разнообразными вопросами из области государственных знаний и знаком был со многими классическими произведениями философской литературы. Это рроссийский дипломат разработал аккорд, который был планом союза таких северных держав, как Россия, Пруссия, Швеция, а также Речи Посполитой, которая была королевством Польского и Литовского княжества. Северный аккорд должен был, по мысли Панина, возвеличить престиж и значение России, создать вокруг неё союз всех северных держав. После дворцового переворота 1762 года сделал попытку ограничить монархическую власть, представив императрице проект учреждения Императорского совета и реформы Сената. В введении к проекту Панин давал резкую критику господствовавшего в управлении произвола и предложил учреждение Совета из 6-8 членов-министров; все бумаги, который требуют подписи государя, должны были проходить через этот совет и быть заверены кем-либо из министров. Конечно, проект был отклонён императрицей, но после этого Панин не потерял должностей.
  • Алексей Григорьевич Орлов заставил императора Петра III подписать акт об отречении и устроил его убийство, за что получил чин генерал-майора. Орлов не получил хорошего образования и воспитания, он не знал иностранных языков, а его дурные манеры шокировали, но несмотря на это, он интересовался наукой, покровительствовал Михаилу Васильевичу Ломоносову и Денису Ивановичу Фонвизину, состоял в переписке с Жак-Жаком Руссо. Был одним из основателей первого научного общества под названием “Императорское Вольное экономическое общество и первым его выборным председателем.
  • Лев Александрович Нарышкин во время дворцового переворота был приверженцем Петра третьего из-за чего был арестован, но немного позже во время коронации Екатерины второй его выпустили и назначили старшим начальником конюшни, а до этого он был просто начальником конюшни.