Что относится к методам психокоррекции. Виды психологической коррекции

Психокоррекция - это который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.

Специфические особенности психокоррекции

На данный момент времени стала не только привычным явлением, но также и объективной необходимостью. Она подразумевает целенаправленное влияние на поведение человека, его мировосприятие и прочие сферы жизни. Хороший психолог может в корне изменить ситуацию, если речь идет об отклонениях в развитии или девиациях в поведении.

Говоря о цели психокоррекции, стоит отметить, что она заключается в выявлении и искоренении любых дефектов человека. Здесь важно понимать ее принципиальное отличие от других распространенных понятий. Она не эквивалентна ни консультированию, ни психотерапии. Коррекция возможна даже в тех случаях, когда человек не просто не осознает своих проблем, но и отказывается это делать. Также возможно целенаправленное расширение мировоззрения человека, его физических и умственных навыков.

Говоря об основных признаках психокоррекции, важно отметить ее дискретность. Имеется в виду, что психолог может воздействовать на глубочайшие внутренние системы, которые функционируют независимо друг от друга. Также важно понимать, что психокоррекция ориентируется на разные возрастные категории. Так, методики, которые используются в работе со взрослыми, будут неэффективными в случае с детьми.

Когда нужна психокоррекция

Задача психокоррекции определяется, во-первых, возрастными и прочими особенностями самого пациента. Также важно учитывать направленность работы (коррекция отклонений, задержек развития и так далее). Так, чаще всего к психокоррекции прибегают в таких случаях:

  • раздражительность и возбудимость;
  • чрезмерная злость и нетерпимость к окружающим;
  • склонность к конфликтам;
  • чрезмерная эмоциональность и восприимчивость к внешним раздражителям;
  • пессимистичное отношение к жизни;
  • совершение необдуманных поступков;
  • апатия и безразличие к происходящему вокруг;
  • чрезмерная активность или же, напротив, пассивность поведения;
  • зацикленность на одной и той же проблеме;
  • прочие девиации.

Важно понимать, что далеко не каждый человек готов открыто заявить специалисту о существующей проблеме ввиду ее интимного или конфиденциального характера. В данном случае особенно актуальной становится работа такой службы, как телефон психологической помощи, при помощи которого может быть получена абсолютно анонимная консультация.

Возникновение и развитие психокоррекции

Психологическая коррекция в своем развитии прошла четыре последовательных периода. Первый заключался исключительно в описании уже известных фактов и новых гипотез. Речь в основном шла о диагностике и коррекции состояния детей, которые отставали как в умственном, так и в физическом развитии. Разрабатывались теории, которые подразумевали работу с мировоззренческими и познавательными процессами.

На следующем этапе теория оформилась в отдельную область знаний, а потому наступило время практических экспериментов. Психологи приступили к непосредственной коррекционной работе с пациентами. Основное внимание уделялось такой деятельности, как психологическая диагностика и коррекция детских познавательных процессов. Начинает проявляться интерес к явлению памяти. Также начинается активная работа с детьми, характеризующимися деструктивным поведением.

Третий этап охарактеризовался объединением всех ранее существующих идей в единую концепцию, которая определила признаки аномальных состояний. Также были разработаны основные направления, по которым проводилась психологическая коррекция. Получают развитие теории и методики адаптации детей с аномалиями развития слуха, речи, зрения и прочих систем.

К четвертому периоду можно отнести также и современность. Он характеризуется активной деятельностью специалистов. При этом психологическая коррекция - это уже не просто теория, а общепринятая практика, которая включает работу педагогов, медиков, а также реабилитационных центров и прочих служб.

Классификация

Хороший психолог обязательно должен быть знаком с широким спектром приемов коррекции. Стоит выделить следующие ее разновидности:

  • В соответствии с задачами:
    • нормализация семейных отношений;
    • коррекция посредством игровых методик;
    • нейропсихологические механизмы;
    • стимулирование и коррекция личностного развития.
  • По направлению:
    • кратковременное воздействие на психику человека с целью устранения острых негативных симптомов;
    • работа над выявлением и нейтрализацией причин психологических отклонений.
  • В соответствии со способом воздействия:
    • директивная коррекция;
    • недирективные методы воздействия.
  • По организационной форме:
    • общая коррекция, которая приводит к оптимизации восприятия и взаимодействия с окружающей средой;
    • частная психокоррекция - это воздействие на определенные сферы деятельности индивида;
    • специальная подразумевает решение конкретных узких проблем.

Где применяется психокоррекция

Несмотря на сложность и деликатность темы, психокоррекция - это достаточно распространенная практика. У нее весьма широкая сфера применения. Наиболее часто данный механизм бывает задействован в следующих областях:

  • и подростков (также иногда речь может идти о работе со взрослыми людьми);
  • коррекция интеллектуальной деятельности (восприятие и переработка информации, а также способность усваивать и правильно оценивать ее);
  • психологическая коррекция подростков, которые под воздействием нестабильного гормонального фона могут характеризоваться девиантным поведением;
  • коррекция личностного развития человека, которая подразумевает определение жизненных ориентиров, а также постановки и достижения целей;
  • коррекция поведения (это может относиться к детям, а также реабилитации асоциальных личностей);
  • работа над эмоциональной сферой.

Методы психокоррекции

Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:

  • Простое предложение подразумевает моделирования определенных ситуаций, в которых пациенту предлагается принять решение. Стоит отметить, что категорически запрещено вести речь о жизненно важных ситуациях.
  • Инструкция-парадокс заключается в том, что пациенту будет предложено смоделировать ситуацию, в которой он продолжает вести себя неизменным образом, не внося никаких коррективов. В результате он должен самостоятельно осознать ошибочность своей позиции.
  • Фантазия - это формирование абстрактных рассуждений о реально существующей проблеме. Пациент может поразмыслить о ее причинах и возможных последствиях, а также альтернативных путях выхода из ситуации.
  • Формирование нового видения ситуации предусматривает расширение мировоззрения. Появляется возможность посмотреть на проблему с новой, позитивной, стороны.
  • Обратная связь - это метод, который подразумевает установление доверительных отношений между психологом и его клиентом. Когда цель будет достигнута, доктор будет иметь достаточное влияние на ситуацию и сознание человека.
  • Закрытые вопросы используются в том случае, когда пациент не может (или не хочет) четко объяснить свою позицию. Психолог начинает сам перечислять альтернативные варианты.
  • Выстраивание логической цепочки предоставляет возможность структурировать проблему. Таким образом, выявляются не только причины, но и промежуточные препятствия к преодолению.
  • Эмоциональное резюме возвращает пациента к пережитой ситуации. При этом он должен описать не ход развития событий, а именно свои ощущения.

Работа с детьми

Психокоррекция детей осуществляется на основании следующего ряда принципов:

  • коррекционной работе непременно должна предшествовать диагностика, по результатам которой определяются механизмы психологического воздействия;
  • работа по устранению девиаций подразумевает установление полного контакта и взаимодействия (в противном случае она окажется неэффективной);
  • в работе с детьми важно ориентироваться на ближайший период развития, а не на дальнюю перспективу;
  • коррекция должна проводиться по направлению от высших психологических процессов к элементарным их проявлениям;
  • для каждого возрастного периода определены эталонные показатели развития, поведения и мировосприятия, на которые и должен ориентироваться специалист в процессе работы с ребенком;
  • важно не просто устранить девиацию, а искоренить саму причину (в противном случае проблема может в любой момент вернуться);
  • психолог должен определить возрастную точку, в которой были замечены первые признаки отклонения, после чего предпринимать соответствующие меры;
  • психологическая коррекция не должна касаться нормально работающих процессов и механизмов, а затрагивать лишь девиантные (при этом важно предупредить возникновение отклонений в будущем);
  • нельзя работать с детьми по унифицированному сценарию (каждый сеанс должен планироваться исходя из того, какие успехи были достигнуты в ходе предыдущего);
  • психологическая коррекция поведения ребенка должна учитывать интересы и способности;
  • сеансы должны нести в себе не только практическую значимость, но также и доставлять детям эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Этапы работы с детьми

Социально-психологическая коррекция поведения детей включает в себя следующие этапы:

  • постановка диагноза по результатам беседы как с самим ребенком, так и с лицами, входящими в его окружение (друзья, родители, педагоги);
  • составление перспективных прогнозов развития ситуации (должны быть предусмотрены варианты как по результатам коррекции, так и в случае отказа от нее);
  • разработка коррекционной программы с указанием целей и детализацией их на отдельные задачи;
  • реализация намеченного плана психологической работы;
  • оценка достигнутых результатов.

Большинство специалистов сходится во мнении, что положительным сдвигом можно считать появление принципиально нового взгляда на сложившуюся ситуацию.

Подростковый телефон доверия

Подростковый период является одним из самых сложных как в плане развития, так и в плане постановки психологической работы. Важно понимать, что именно в это время человек сталкивается с серьезными проблемами мировосприятия, выбора и отношения к тем или иным ситуациям. Если учесть, что ситуация обостряется гормональной нестабильностью, то нередко вопросы имеют интимный характер. Очевидно, что молодые люди не всегда готовы говорить о своих проблемах открыто. Выходом из ситуации может стать телефон доверия для подростков.

Важно понимать, что данная форма психологической помощи является одной из самых эффективных и подходящих для детей старшего школьного возраста. Именно поэтому она получила такое широкое распространение во всем мире. При этом звонить могут не только сами подростки, но также их родители, педагоги, друзья и близкие люди. Такая востребованность вызвана также и тем, что телефонная связь - это один из самых доступных на данный момент ресурсов.

Если обратить внимание на статистику, то именно на подростковый возраст приходится наибольшее количество случаев суицида. Это вызвано в основном тем, что молодые люди не находят понимания в привычном кругу общения или же попросту не решаются рассказать о своей проблеме. Если говорить о такой службе, как телефон доверия для подростков, то появляется возможность выговориться и получить помощь от квалифицированного психолога. Молодых людей такой вариант привлекает тем, что разговор их ни к чему не обязывает и может быть закончен в любой момент.

Задача специалиста, который обеспечивает работу службы, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения и создать атмосферу взаимопонимания. Параллельно психолог должен определить степень серьезности проблемы, эмоциональное состояние клиента, а также период времени, в течение которого может быть оказана та или иная помощь. Почувствовав отсутствие критики и полное понимание, подросток наверняка раскроется перед специалистом, что позволит снять эмоциональное напряжение и перейти к непосредственному поиску путей выхода из положения.

Вывод

Психокоррекция - это исправление эмоционального состояния человека с помощью специалиста. Современный темп жизни, а также насыщенность ее событиями не могут не отразиться на душевном состоянии людей, а потому данное явление уже давно перестало быть чем-то новым и необычным. Своевременная помощь психолога порой становится определяющим моментом в решении той или иной эмоциональной проблемы. В случае деликатности вопроса может быть использован телефон психологической помощи.

Психокоррекция в своем развитии прошла несколько последовательных этапов. Поначалу это были исключительно теоретические труды, в которых выдвигались гипотезы о возможности исправить эмоциональное состояние человека или же его отношение к сложившейся ситуации. Постепенно специалисты начали переходить к практическим опытам. Наибольшее внимание уделялось именно работе с детьми и подростками, ведь в их мышлении и поведении наблюдается наибольшее количество девиаций. После того как все идеи были объединены в рамках одной концепции, психокоррекция стала распространенной практикой.

Ежедневно психологи сталкиваются теми или иными которые требуют непременного вмешательства. Если говорить о коррекции, то она направлена на состояние детей и подростков, проблем интеллектуального характера, а также решение вопросов, которые касаются личностного роста человека. Довольно часто правки требуют поведенческие характеристики человека, которые подверглись девиациям в силу тех или иных обстоятельств. Одной из самых сложных сфер для коррекции является эмоциональный фон.

Что касается работы с детьми и подростками, то здесь одну из решающих ролей в психологической коррекции играют так называемые телефоны доверия, которые характеризуются полной анонимностью. Юный возраст характеризуется гормональной и эмоциональной нестабильностью, что нередко порождает отклонения психологического характера, а также проблемы с мировосприятием. В некоторых случаях подростки просто не могут открыться постороннему человеку (тем более - взрослому) в силу деликатности проблемы. Общаясь с незнакомым человеком посредством телефонной связи, молодые люди могут дать выход эмоциям, а также получить моральную поддержку и совет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ

В переводе с латинского языка коррекция (correctio) означает «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые был использован в дефектологии как название одного из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Под ним подразумевалась совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми было обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к процессу обучения ребенка, учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и в соответствии с этим разработки индивидуально-психологических способов психолого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий - от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Широкий спектр применения понятия психологической коррекции вызывает много разногласий вокруг его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие видят в ней метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или совокупность психологических приемов, используемых для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов, 1993).

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на исправление или нивелирование отклонений в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч.psyche - душа и therapeia - уход) - это система специально организованных методов лечебного воздействия. Напротив, психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена не на лечение, а на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств. Однако выделение различий между психотерапией и психокоррекцией в нашей стране связано не столько со спецификой их воздействия наличность, сколько с укоренившимся в течение многих лет мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование, а психокоррекцией - психологи. Следует подчеркнуть, что термин «психотерапия» является международным и во многих стра­нах мира однозначно используется как метод работы, осуществляемый специалистом-психологом.

Итак, и психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способы психологического воздействия. Ряд авторов определяют различия между ними сферами их применения. Если психотерапия в основном используется в клиниках неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко распространена в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков, 1991). Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения психокоррекции - отрешения собственно лечебных психотерапевтических задач до психогигиенических и профилактических целей. «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, - пишет Г. Л. Исурина, - тем больший удельный вес приобретает метод психологической коррекции» (Р. А. Защепицкий, Г Л. Исурина, 1983, с. 250).

А. А. Осипова подчеркивает специфические черты психологической коррекции, отмечая, что психологическая коррекция направлена на помощь здоровым людям. С ориентацией на здоровые стороны личности субъекта коррекции (А. А. Осипова, 2000). Нельзя согласится с автором, что объектом психологической коррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица. Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и вольные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическими факторами.

Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психологи, пато- и нейропсихологии. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрения и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.

В процессе психологической коррекции детей с нарушениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития, необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две ее основных формы: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в разви­тии, и каузальную коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии (Эльконин, 1980).

Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого образуют различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.

Например, у ребенка с задержкой психического развития нередко наблюдаются нарушения внимания и памяти. Психолог составляет программу коррекции памяти и внимания, подбирает психотехнические методы. Однако данная программа будет неэффективна, если неучитывается форма ЗПР, степень ее тяжести, индивидуально-типологические особенности ребенка. У детей с ЗПР конституционального генеза сниженный объем памяти часто обусловлен нарушением мотивации, и соответственно приемы психокоррекционных воздействий должны быть иными, чем у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Поэтому психологическая коррекция детей с ЗПР должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а более глубоко - на действительных источниках, порождающих эти отклонения. В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития.

Биологическая модель видит причину нарушений в развитии в снижении темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).

Интеракционная модель рассматривает в качестве ведущей причины отклонений в развитии детей и подростков нарушение взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогическая модель находит причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятельностная модель объясняет причины неблагополучия ребенка несформированностью ведущего вида деятельности.

Психолог обязательно должен учитывать причины нарушения развития при составлении психокоррекционных программ для детей с ЗПР.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит не только от анализа причины, но и от структуры дефекта.

Разработка принципов является чрезвычайно важной составляющей в теории и практике психологической коррекции. Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях отечественной и зарубежной психологии:

Личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, 1968; Л. И. Божо-иич,1968,;Л. С. Выготский, 1956; П. Я. Гальперин, 1965,; А. В. Запорожец, 1986; А. Н.Леонтьев, 1975; С. Л. Рубинштейн, 1989; Д. Б. Эльконин, 1971; и др.).

Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (М. И. Лисина, 1986; Б. Ф. Ломов, 1984; и др.). Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном возрасте - игра, в младшем школьном возрасте - учебная деятельность (Д. Б. Элъконин и др.).

Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка (П. Я. Трошин, Л. С. Выготский).

При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Э. Сеген, М. Монтессори, Э. Хейсерман).

Опираясь на эти базовые положения, мы разработали следующие основные принципы психологической коррекции детей с задержкой психического развития.

Принцип комплексности отражает взгляд на психологическую коррекцию как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психокоррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка с ЗПР. Психолог обязательно должен учитывать форму ЗПР, диагностированную клиницистом, и работать в непосредственном контакте с педагогом.

Второй принцип психологической коррекции - это принцип единства диагностики и коррекции. Внутренняя психологическая сущность развития ребенка может быть раскрыта не только непосредственно в процессе психодиагностики. К сожалению, термин «психодиагностика» нередко связывают с психологическим тестированием. Не вызывает сомнений, что использованию тестов в процессе психологического изучения ребенка действительно принадлежит важная роль, особенно при изучении гностических процессов, уровня развития интеллекта. Однако опыт многолетней работы показывает, что применение тестов не является необходимым условием для правильной постановки психологического диагноза, да и сами тестовые методики не всегда пригодны для изучения детей с проблемами в развитии. Психологический диагноз может быть поставлен и на основе данных наблюдения за ребенком в процессе его деятельности (игровой, учебной, группового взаимодействия), во время направленных индивидуальных бесед с ребенком и пр. Поэтому наблюдение за ребенком непосредственно в процессе психологической коррекции дает психологу много дополнительной информации об особенностях его развития, специфике интерпсихических и интрапсихических конфликтов, особенностей межличностного общения. Вместе с тем достоверность диагностических выводов намного возрастает, когда психолог умело сочетает использование тестовых методов с методами наблюдения. Психологическая диагностика и коррекция должны быть взаимодополняющими, а не исключающими друг друга процессами. В самой психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. Или: психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Сама психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода (В. И. Лубовский, 1989).

Третий принцип психологической коррекции - принцип личностного подхода, успешно разработанный К. Роджерсом (Rogers, 1951). Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спиваковская, «на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции» (А. С. Спиваковская, 1988, с. 54).

Четвертый принцип - принцип деятельностного подхода основанный на представлении о том, что личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей с задержкой психического развития. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводится с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, то в учебной деятельности. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка. Эффективность коррекционного процесса у детей с ЗПР в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Например, рисования, конструирования, драматизации и др.

Пятый принцип - это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. Например, коррекция умственного развития ребенка, по мнению представителей ассоциативной психологии, должна протекать в форме специальных упражнений для развития сенсомоторных способностей у ребенка (М. Монтессори, 1986). В центр коррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Напротив, коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер. Например, для коррекции мнемических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания лучше, чем простая тренировка памяти.

Шестой принцип - каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Например, первопричиной интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко и сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекционной работы. Если причиной задержки психического развития является социальный фактор (педагогическая запущенность ребенка, неблагоприятная атмосфера в семье, негативно влияющая на познавательную активность ребенка и пр.), то психокоррекционный процесс должен быть направлен на преодоление этих обстоятельств, то есть на создание благоприятных условий для формирования познавательных мотивов у ребенка. Если причиной задержки психического развития является резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы у ребенка, то главным направлением коррекции когнитивной сферы ребенка становится развитие операционально-технических навыков, навыков самоконтроля своих действий с помощью специально разработанных методов.

Седьмой принцип - временной, предполагающий раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней коррекционной работы, особенно с детьми с ЗПР, вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсации нару­шенных функций. Коррекционная работа должна строится не с учетом возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития находится ребенок.

Восьмой принцип - принцип учета социальной среды ребенка. Особое внимание должно уделяться микросоциальной среде ребенка, то есть его семье. Родители, педагоги и другие близкие ребенку лица должны быть основными участниками психологической коррекции.

Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития ребенка, разработанной в зарубежной и отечественной психологии.

Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно можно выделить две основные группы: отечественную и зарубежную.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1) Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.

2) Развитие различных видов деятельности ребенка.

3) Формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (А. Фрейд, 1993; М. Кляйн, 1960; и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. В случае первого (психодинамического направления) - это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, во втором (поведенческом направлении) - это модификация по­ведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, своего внимания.

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

Целью психологической коррекции в этом направлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако использование классического психоаналитического метода в раннем возрасте невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценности у человека, А. Адлер пришел к мысли, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на протяжении его жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач пси­хологической коррекции - коррекция этих отношений. Конкретизируя цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и установление общих целей - первостепенные условия психокоррекционной работы.

Направление психокоррекции, разработанное К. Роджерсом, акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Рассматривая соответствие «реального Я» «идеальному Я» в качестве основы психического здоровья, как это уже было показано выше, конечный итог коррекции Роджерс видел в приобретении самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста.

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, являясь учителем, тренером, стремясь помочь ребенку следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующиеся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Термин "психологическая коррекция" получил распространение в начале 70-х гг. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина П. к. в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог - П. к. Тем не менее вопрос о соотношении понятия "психотерапия" и П. к. остается открытым и сегодня, и здесь можно указать две основные точки зрения. Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий П. к. и "психотерапия", однако при этом не учитывается, что П. к. как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение - психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую П. к.

Другая точка зрения основана на том, что П. к. преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения П. к. представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия "психическая коррекция" и "психотерапия", "лечение" и "профилактика" не удается, так как невроз - это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии - одного из компонентов лечебного процесса. Определить общую схему соотношения П. к. и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов П. к. на решение собственно лечебных - психотерапевтических - задач и позволяет рассматривать методы П. к. как методы психотерапии. Задачи П. к. могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии).

Сопоставление понятий П. к. и "психологическое вмешательство" обнаруживает очевидное сходство. П. к., так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействие, реализуется в различных областях человеческой практики и осуществляется психологическими средствами. П. к. в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологическое вмешательство в медицине (клинико-психологическое вмешательство) также выполняет функции профилактики, лечения и реабилитации. И П. к. и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин "психологическое вмешательство" с целью П. к., однако это слишком громоздко. Можно лишь указать, что в отечественной литературе более распространенным является понятие П. к., а в зарубежной - "психологическое вмешательство". Все же более предпочтительным представляется термин "психологическое вмешательство". Следует также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами П. к., что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов П. к. и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.

Понятие «психокоррекция» используется для обозначения комплекса мероприятий, призванных исправить недостатки поведения или психологии. Методы психокоррекции чаще применяются к психически здоровым людям, которые столкнулись с психологическими или поведенческими проблемами.

Психотерапия возникла как раздел медицины (сегодня - клиническая психотерапия), сегодня она занимается помощью людям, у которых психологические трудности. Психотерапия начинается там, где есть проблема, пациент и врач, который целенаправленно лечит расстройства поведения, используя психотерапевтические методы.

Когда применяется коррекция?

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи , оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей - «психологическое вмешательство».

Существующие методы

Выбор метода психокоррекционной работы , которых очень много, будет зависеть от пациента. Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Арттерапия

Форма психокоррекции, основанная на искусстве - в первую очередь, изобразительном, другой творческой деятельности. Гармония личности достигается при помощи самовыражения через пение, танец, сочинение историй, драматическое искусство. Так личность глубже познает себя, возрастает способность к восприятию. Творчество позволяет выпускать негативные эмоции без социальных последствий. Рисунки, сделанные на сеансах, дают психологу материал для диагностики при психотерапии, психокоррекции.

Разные подходы арттерапии преследуют разные задачи. Проективный дает возможность выразить чувства, отношения, что позволяет лучше понять причину своего состояния. Интегральный и творческий подход дает человеку быть созидательным. Пробуждаются скрытые способности, развивается личность. Деятельный подход отвлекает человека от патологического состояния, снимает фокус с болезни. Развивается здоровая часть личности, растет кругозор, появляются новые интересы.

Концепция А. Адлера

Классическая психотерапия, основанная на взглядах З. Фрейда, не всегда является единственным вариантом. А. Адлер основал собственную теорию психокоррекции . Он считал человека целостным существом, которое стремится развиваться, самостоятельно определяя свои приоритеты. Это во многом предопределило гуманистическое направление коррекции.

Адлер считал внешнее влияние на личность менее значительным, чем субъективное восприятие. Он считал, что основное внимание в психологии должно уделяться не межличностным, а внутренним проблемам клиента. Хотя и социальная роль человека имеет важное значение. По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах. Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем. Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Широко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями , комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка - естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие. Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие. Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет. Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого. План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе - 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания , поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ. Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет - начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому. Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса. Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения. Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один - значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Психокоррекция является одним из важнейших направлений практической психологии, так как именно ее методы и приемы направлены на устранение психологических проблем у психически здоровых людей и людей в пограничном состоянии (невротиков, и др.). В основе психологической коррекции лежит обучение, так как цель всех ее приемов - максимально естественно изменить устоявшиеся привычки и реакции человеческой психики на более эффективные и адекватные.

Главное отличие психокоррекции от психотерапии состоит в том, что психотерапевтические методы отличаются большей жесткостью и направлены на устранение заболеваний психики, а приемы психокоррекции используют для устранения тех или иных недостатков психики здоровых людей. К примеру, для борьбы с курением можно применять методы психокоррекции - так как эта вредная привычка помогает снять курильщику стресс, чтобы избавить человека от нее, нужно скорректировать психические реакции, научив клиента снимать душевное напряжение по-другому. А вот для лечения сильной наркотической или необходим комплекс терапевтических и психотерапевтических методов, так как психические реакции наркоманов существенно отличаются от реакций здоровых людей.

Особенности и виды психокоррекции

Психокоррекция неразрывно связана с психологической культурой - заботой о своем психологическом здоровье, умении самостоятельно разрешать психологические кризисы и адекватно воспринимать окружающий мир. Психологическая культура каждого индивида состоит из трех основных компонентов:

  • Познание и оценка самого себя;
  • Познание и оценка окружающих людей;
  • Взаимодействие с социумом при помощи общения и .

Так как зачастую и школа, и родители не уделяют должного внимания обучению детей психологической культуре, у многих людей во взрослом возрасте имеются те или иные проблемы поведенческого или психологического характера, с которыми они не могут справиться самостоятельно. К таким проблемам относятся низкая самооценка, неумение строить отношения с другими людьми, неумение сдерживать свои эмоции, неумение справляться со стрессом и др. Поэтому само по себе обучение психологической культуре является эффективным методом психокоррекции, так как посредством такого обучения можно устранить недостатки в развитии того или иного компонента психологической культуры душевно здорового человека.

В целом, психологической коррекции подлежат все недостатки и проблемы психики здорового человека, которые не являются устойчивыми качествами личности и не имеют под собой органической основы. Все методы коррекции отличаются двумя основными признаками: дискретностью и ориентацией на возраст клиента . Дискретность психокоррекции означает то, что ее приемы направлены на устранение какого-либо конкретного недостатка психики человека, а не ставят целью изменить . В зависимости от критерия дискретности, коррекция может быть нацелена на волевые качества (устранение неуверенности в себе, установка личных границ), межличностные отношение (борьба со страхом общения, избавление от негативных установок), поведенческие аспекты (снижение агрессивности, избавление от вредных привычек) и познавательную сферу (коррекция восприятия реального мира). Ориентация на возрастные нормы заключается в том, что для работы с каждой возрастной группой (детьми, подростками, юными людьми, взрослыми) используются разные приемы психокоррекции.

В зависимости от целей психокоррекционных мероприятий, коррекцию подразделяют на два основных вида:

  1. Симптоматическая - коррекция, направленная на устранение симптомов проблемы. Симптоматическая психокоррекция не позволяет полностью устранить проблему, однако дает возможность на некоторый срок устранить ее симптомы
  2. Каузальная - коррекция, что ставит целью поиск источника проблемы и его устранение. Каузальная коррекция более сложная и занимает дольше времени, чем симптоматическая, но именно с помощью ее методов можно полностью устранить тот или иной психологический комплекс или недостаток.

Методы психокоррекции

Психологическая коррекция является очень широким направлением практической психологии и имеет много общего с психотерапией, педагогикой и другими смежными науками. Однако специфических методик, которые использовались бы исключительно при психокоррекции, не существует - для этой цели психологи применяют приемы психотерапии, медицины, педагогической психологии и других смежных дисциплин. Универсальной психокоррекционной методики для устранения той или иной проблемы в любого клиента не существует, и психолог при работе с каждым человеком подбирает приемы и способы, что будут наиболее эффективны в его случае.

Для психологической коррекции психологи применяют десятки разных приемов, начиная от легкого и заканчивая сказкотерапией, но самыми распространенными и действенными методами являются: