Бюджет от 150 баллов. Какие шансы поступить на бюджет: по количеству баллов, по вузу, по специальности. Что такое минимальный балл
Исследование качества приема в российские университеты НИУ «Высшая школа экономики» и Минобрнауки России вместе с МИА «Россия сегодня» проводят уже пять лет, с 2011 года. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, который сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов.
Результаты исследования (часто их называют мониторингом качества приема) широко используются в первую очередь абитуриентами, принимающими решение о выборе вуза и образовательной программы, а также самими вузами для анализа своего положения на рынке высшего образования. Минобрнауки России и руководство российских регионов опираются на результаты мониторинга при оценке работы вузов и выработке образовательной политики.
По традиции первая часть исследования — итоги зачисления на бюджетные места — представляется министром образования и науки России и ректором ВШЭ в начале сентября. В октябре публикуется вторая часть исследования, которая включает анализ платного приема (количество зачисленных, средний балл и стоимость обучения), а также его сопоставление с качеством и размерами бюджетного набора.
Мониторинг включает только очное обучение, а также только те вузы, прием в которые определяется конкурсом ЕГЭ и олимпиадами. В мониторинге не участвуют творческие вузы и вузы силовых ведомств.
Общие наблюдения
- Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные места, как правило, на 5-6 баллов выше средних баллов ЕГЭ зачисленных на платные места — такое соотношение сохраняется на протяжении всего мониторинга.
- По общей численности поступающих на 1-й курс бюджетный набор приблизительно в два раза превышает платный.
Рис. 1. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места и общая численность первокурсников, 2011-2016
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места | 63,6 | 63,5 | 67,2 | 64,3 | 65,7 | 66,6 |
зачислено на бюджетные места, чел. | 286 621 | 302 656 | 299 822 | 281 583 | 288 154 | 275 566 |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места | 57,5 | 56,6 | 61,9 | 57,3 | 60,3 | 60,8 |
зачислено на платные места, чел. | 99 131 | 151 581 | 158 335 | 148 393 | 136 386 | 154 293 |
- Больше всего абитуриентов поступают в классические университеты и технические вузы.
Рис. 2. Распределение первокурсников по вузам разных профилей, 2016
- В целом по России наиболее высокие средние баллы ЕГЭ абитуриентов демонстрируют медицинские вузы. Слабых абитуриентов больше в технических, педагогических и аграрных вузах.
Рис. 3. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места, по вузам разных профилей, 2011-2015
Таблица 1. Топ-20 вузов с наиболее высокими средними баллами ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, 2011-2015
Популярные направления подготовки
То, насколько та или иная профессия притягательна в глазах абитуриентов и их семей, можно косвенным образом оценить, сравнивая 1) доли победителей и призеров олимпиад среди зачисленных на разные направления подготовки (так как эта группа абитуриентов наиболее свободна в выборе вуза) и 2) доли зачисленных на платные места (так как эта группа абитуриентов выбирает, куда вложить собственные средства).
Абсолютным лидером остается направление «Международные отношения»: доля «олимпиадников» в нем достигает 13% (и это самая большая доля среди всех направлений) , а зачисленные на платные места составляют три четверти всего набора.
В целом по доле платного приема социальные и гуманитарные направления подготовки заметно опережают технические.
Таблица 2. Группы направлений подготовки с самым большим (более 70%) и самым малым (менее 5%) платным набором
Группа направлений | Зачислено в 2015 г. всего, чел. | Из них зачислено на платные места, % | |
большой | 3973 | 77,9 | |
Экономика | 35526 | 77,7 | |
Международные отношения | 4063 | 77,4 | |
6339 | 76,7 | ||
Юриспруденция | 23129 | 73,1 | |
малый | 3782 | 4,8 | |
Сельское и рыбное хозяйство | 16656 | 4,7 | |
Технологические машины и оборудование | 7578 | 4,6 | |
География | 2319 | 4,4 | |
9429 | 4,4 | ||
Управление водным транспортом | 1050 | 3,9 | |
Полиграфия и упаковка | 332 | 3,6 | |
Лесное дело | 3067 | 3,4 | |
Технологии легкой промышленности | 807 | 2,4 | |
Вооружение | 719 | 1,9 | |
Металлургия | 1492 | 1,9 | |
Материалы | 1839 | 1,5 | |
Морская техника | 1772 | 1,4 | |
Почвоведение | 297 | 1,0 |
Эти же направления подготовки выбирают для себя и льготные категории поступающих: наиболее велика их доля (от 7 до 8,5%) на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Менеджмент».
Таблица 3. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля абитуриентов с особыми правами превышает 7%, 2015 г.
По доле олимпиадников состав направлений-лидеров менее однороден: наряду с гуманитариями заметные позиции занимают физика, математика и химия.
Таблица 4. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля победителей и призеров олимпиад превышает 4%, 2015 г.
Группа направлений | Доля олимпиадников, % | |
Международные отношения | 4063 | 13,38 |
Физика | 5240 | 7,28 |
Востоковедение и африканистика | 1310 | 6,85 |
Теория искусств | 438 | 6,67 |
Дизайн | 2801 | 6,48 |
7735 | 5,35 | |
Реклама и связи с общественностью | 3973 | 5,01 |
Математика | 10463 | 4,93 |
Ядерные физика и технологии | 1201 | 4,59 |
Экономика | 35526 | 4,51 |
Химия | 3144 | 4,25 |
Потребности предприятий и организаций, региональных и муниципальных органов власти, выраженные в профиле целевого набора, фокусируются на базовых для общества профессиях: медики, педагоги, юристы и технари-специалисты в сфере транспорта.
Таблица 5. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля «целевиков» превышает 15%, 2015 г.
Группа направлений | Зачислено на бюджетные и платные места всего, чел. | Доля «целевиков», % |
Здравоохранение | 41310 | 50,12 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 3782 | 44,59 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 1712 | 28,90 |
Вооружение | 719 | 23,26 |
Транспортные средства | 13315 | 21,86 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 9429 | 19,59 |
Юриспруденция | 23129 | 19,44 |
Педагогическое образование | 27978 | 16,78 |
Нефтегазовое дело | 3194 | 16,47 |
Машиностроение | 2286 | 16,22 |
Морская техника | 1772 | 15,28 |
Сильные и слабые направления подготовки
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на бюджет 2015 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2015 | Зачислено на бюджет 2014 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2014 | Зачислено на бюджет 2013 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2013 | Зачислено на бюджет 2012 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2012 | Зачислено на бюджет 2011 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2011 |
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН | 1 | 59 | 95,5 | ||||||||||||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 436 | 94,7 | 416 | 93,8 | 450 | 96,5 | 463 | 93,7 | 448 | 93,7 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 890 | 93,8 | 926 | 92,7 | 944 | 93,6 | 867 | 91,2 | 854 | 90 | |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1989 | 91,5 | 1873 | 91,4 | 2102 | 94,2 | 1596 | 93,4 | 1721 | 90 | |
5 | 9 | 4 | 6 | 8 | 208 | 89,4 | 187 | 85,5 | 185 | 90,6 | 171 | 86,8 | 175 | 84,4 | |
6 | 4 | 7 | 9 | 9 | 2340 | 88,1 | 2365 | 88 | 2640 | 89 | 2915 | 84,2 | 2887 | 82,6 | |
7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3848 | 87,1 | 3919 | 86,3 | 3998 | 89,3 | 3829 | 86,6 | 3912 | 85,6 | |
8 | 10 | 16 | 37 | 36 | 475 | 86,3 | 607 | 84,8 | 865 | 85 | 1249 | 77,2 | 1215 | 76,9 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва | 9 | 8 | 17 | 11 | 13 | 611 | 85,6 | 640 | 86 | 575 | 85 | 561 | 83,3 | 511 | 81,1 |
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва | 10 | 11 | 8 | 8 | 5 | 75 | 85,6 | 46 | 83,5 | 42 | 87,6 | 42 | 85,7 | 40 | 89 |
11 | 15 | 21 | 14 | 34 | 529 | 84,6 | 621 | 82,8 | 697 | 84,4 | 444 | 82 | 474 | 77,8 | |
Самарский государственный экономический университет | 12 | 28 | 67 | 65 | 50 | 204 | 84 | 212 | 79,2 | 259 | 77,9 | 219 | 74,3 | 218 | 75,1 |
13 | 5 | 5 | 12 | 19 | 620 | 83,2 | 565 | 87,8 | 592 | 90,1 | 573 | 82,9 | 592 | 80,7 | |
14 | 6 | 9 | 4 | 4 | 1034 | 83 | 1032 | 87,3 | 1398 | 87,4 | 628 | 91,1 | 582 | 89,4 | |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | 15 | 12 | 26 | 15 | 20 | 1122 | 82,7 | 1173 | 83 | 1282 | 83,6 | 1372 | 81,9 | 1377 | 80,2 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | 16 | 19 | 14 | 13 | 25 | 177 | 82,7 | 181 | 80,7 | 167 | 85,3 | 167 | 82,5 | 169 | 79,1 |
17 | 18 | 13 | 29 | 29 | 576 | 82,6 | 449 | 81 | 540 | 85,3 | 510 | 79,2 | 554 | 78,5 | |
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна | 18 | 34 | 48 | 49 | 71 | 481 | 82,5 | 441 | 78 | 385 | 80,9 | 409 | 75,7 | 500 | 72,5 |
Российская академия правосудия, г. Москва | 19 | 20 | 20 | 5 | 6 | 83 | 82,5 | 91 | 80,4 | 102 | 84,5 | 87 | 87,8 | 78 | 86 |
20 | 14 | 11 | 10 | 17 | 866 | 82,3 | 1142 | 82,8 | 1146 | 85,6 | 926 | 83,3 | 850 | 80,9 | |
21 | 16 | 12 | 20 | 10 | 943 | 82 | 930 | 82,7 | 895 | 85,4 | 791 | 81,3 | 760 | 82 | |
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова | 22 | 25 | 10 | 26 | 16 | 1262 | 81,8 | 1392 | 79,6 | 1351 | 86,1 | 1084 | 80,2 | 990 | 80,9 |
24 | 13 | 28 | 27 | 58 | 1341 | 81,2 | 1024 | 83 | 1056 | 83,3 | 932 | 79,7 | 1084 | 74,2 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | 25 | 24 | 24 | 18 | 21 | 430 | 81 | 455 | 79,7 | 445 | 83,7 | 445 | 81,5 | 439 | 80 |
30 | 31 | 15 | 17 | 14 | 425 | 80 | 420 | 78,5 | 366 | 85,1 | 375 | 81,9 | 392 | 81,1 | |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | 31 | 42 | 40 | 25 | 18 | 772 | 79,7 | 1035 | 76,7 | 696 | 81,5 | 702 | 80,4 | 678 | 80,9 |
36 | 17 | 18 | 31 | 15 | 367 | 79,3 | 359 | 81,4 | 345 | 85 | 341 | 78,5 | 334 | 81,1 | |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | 42 | 52 | 27 | 22 | 11 | 3088 | 78,5 | 2968 | 75,5 | 2824 | 83,3 | 2520 | 81,1 | 2756 | 81,3 |
Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва | 49 | 21 | 33 | 19 | 22 | 91 | 77,5 | 91 | 80 | 82 | 82,6 | 71 | 81,4 | 71 | 79,5 |
58 | 26 | 19 | 34 | 12 | 635 | 75,8 | 592 | 79,4 | 452 | 84,7 | 474 | 77,9 | 350 | 81,3 | |
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала | 131 | 94 | 29 | 16 | 23 | 485 | 69,9 | 486 | 71,2 | 485 | 83 | 467 | 81,9 | 484 | 79,4 |
Таблица 9. ТОП-20 вузов по качеству платного приема (2011-2015)
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на платные места 2015 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2015 | Зачислено на платные места 2014 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2014 | Зачислено на платные места 2013 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2013 | Зачислено на платные места 2012 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2012 | Зачислено на платные места 2011 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2011 |
Московский физико-технический институт | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 149 | 82,5 | 74 | 78,9 | 119 | 80,9 | 113 | 77,7 | 60 | 76,1 |
Московский государственный институт международных отношений | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 645 | 81,3 | 716 | 78,9 | 748 | 84,9 | 597 | 79,4 | 538 | 78,8 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1965 | 79,3 | 914 | 77,8 | 1577 | 81,1 | 1145 | 77,9 | 889 | 75,8 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 4 | 5 | 9 | 13 | 13 | 774 | 77,3 | 890 | 75 | 1266 | 76,3 | 1298 | 69 | 972 | 68,1 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 5 | 9 | 32 | 53 | 62 | 305 | 76 | 66 | 71,8 | 353 | 69,7 | 340 | 61,7 | 251 | 60,8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 1807 | 74,3 | 1431 | 72,4 | 1352 | 78,3 | 1450 | 73,5 | 1339 | 72,7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 7 | 8 | 14 | 12 | 19 | 498 | 74,3 | 300 | 72 | 108 | 73,7 | 88 | 69,1 | 51 | 66,3 |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова | 8 | 7 | 6 | 6 | 33 | 415 | 72,6 | 253 | 72,2 | 345 | 77,6 | 195 | 71,9 | 222 | 63,3 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 9 | 12 | 8 | 10 | 20 | 347 | 72,5 | 373 | 69,1 | 362 | 76,5 | 371 | 69,2 | 227 | 66,2 |
Московский институт электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 10 | 10 | 17 | 28 | 91 | 63 | 71,1 | 12 | 70,4 | 35 | 72,8 | 28 | 64,6 | 24 | 58,2 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 11 | 60 | 45 | 42 | 72 | 533 | 70,7 | 367 | 61,6 | 623 | 67,7 | 481 | 62,7 | 214 | 59,3 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) | 12 | 113 | 101 | 161 | 134 | 70,6 | 129 | 62,5 | 98 | 57,4 | 97 | 55,5 | |||
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 13 | 34 | 37 | 39 | 30 | 705 | 70,4 | 1445 | 63,9 | 1211 | 69,3 | 955 | 62,9 | 725 | 63,4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 14 | 11 | 28 | 19 | 311 | 501 | 70,4 | 557 | 69,5 | 605 | 71 | 705 | 66,2 | ||
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | 15 | 26 | 20 | 22 | 32 | 269 | 70,2 | 406 | 65,8 | 498 | 71,9 | 420 | 65,2 | 327 | 63,3 |
Казанский государственный медицинский университет | 16 | 15 | 12 | 7 | 41 | 405 | 69,9 | 266 | 68,2 | 371 | 74,3 | 152 | 71,3 | 268 | 62,4 |
Тверской государственный медицинский университет | 17 | 29 | 15 | 21 | 46 | 180 | 69,9 | 166 | 64,3 | 190 | 73,7 | 188 | 65,6 | 144 | 62 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород | 18 | 18 | 22 | 57 | 29 | 58 | 69,9 | 57 | 67,5 | 146 | 71,5 | 91 | 61,4 | 103 | 63,8 |
Российская таможенная академия, г. Люберцы | 19 | 99 | 67 | 37 | 45 | 168 | 69,3 | 236 | 59,3 | 249 | 66 | 193 | 63,4 | 96 | 62,1 |
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар | 20 | 22 | 16 | 16 | 12 | 562 | 69,1 | 588 | 66,8 | 650 | 73,5 | 530 | 67,3 | 319 | 68,4 |
вузы, входившие в Топ-20 в 2011-2014 гг. | |||||||||||||||
Московский государственный лингвистический университет | 22 | 4 | 11 | 11 | 15 | 198 | 68,9 | 18 | 75,2 | 110 | 74,6 | 206 | 69,1 | 91 | 67,5 |
Южный федеральный университет | 26 | 20 | 31 | 96 | 75 | 187 | 68 | 45 | 67,4 | 310 | 70 | 1026 | 58 | 276 | 59 |
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург | 28 | 49 | 21 | 18 | 84 | 270 | 67,6 | 286 | 62,8 | 292 | 71,9 | 261 | 66,5 | 279 | 58,6 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 29 | 62 | 76 | 103 | 11 | 596 | 67,2 | 683 | 61,4 | 592 | 64,7 | 547 | 57,3 | 375 | 69 |
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко | 30 | 13 | 10 | 8 | 8 | 382 | 67,1 | 368 | 68,8 | 398 | 75,6 | 449 | 69,3 | 542 | 70,5 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва | 32 | 19 | 29 | 9 | 10 | 1301 | 66,8 | 985 | 67,4 | 785 | 70,5 | 545 | 69,3 | 532 | 69,2 |
Московский государственный медико-стоматологический университет | 43 | 14 | 19 | 334 | 7 | 400 | 65,8 | 531 | 68,4 | 542 | 71,9 | 92 | 72,4 | ||
Ижевская государственная медицинская академия | 58 | 40 | 50 | 66 | 2 | 171 | 64 | 110 | 63,5 | 141 | 67,1 | 183 | 60,1 | 146 | 79,3 |
Ростовский государственный медицинский университет | 62 | 46 | 5 | 5 | 21 | 463 | 63,6 | 328 | 63 | 245 | 77,7 | 190 | 72,5 | 169 | 65,7 |
Московский государственный университет печати | 72 | 41 | 18 | 20 | 53 | 472 | 62,6 | 260 | 63,3 | 256 | 72,1 | 249 | 66,1 | 249 | 61,4 |
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова | 78 | 16 | 70 | 71 | 51 | 108 | 62,5 | 111 | 68,1 | 190 | 65,8 | 344 | 59,8 | 80 | 61,5 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) | 85 | 17 | 251 | 221 | 288 | 428 | 62,1 | 226 | 68 | 1003 | 57,1 | 845 | 53,3 | 510 | |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 87 | 63 | 47 | 26 | 16 | 466 | 62 | 556 | 61,4 | 559 | 67,5 | 527 | 64,7 | 402 | 66,9 |
Южно-Российский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону | 112 | 78 | 65 | 51 | 17 | 322 | 61,2 | 369 | 60,5 | 371 | 66 | 357 | 61,9 | 371 | 66,9 |
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ | 118 | 58 | 7 | 14 | 1 | 88 | 61 | 89 | 61,8 | 127 | 76,6 | 97 | 67,8 | 99 | 81,5 |
Ставропольский государственный медицинский университет | 119 | 108 | 13 | 17 | 14 | 321 | 60,8 | 338 | 59 | 335 | 74,1 | 318 | 66,5 | 253 | 67,9 |
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Екатеринбург | 131 | 112 | 30 | 15 | 22 | 295 | 60,1 | 103 | 58,8 | 72 | 70,5 | 90 | 67,8 | 23 | 65,6 |
Самарский государственный медицинский университет | 134 | 27 | 41 | 33 | 9 | 265 | 60 | 240 | 64,6 | 206 | 68,4 | 278 | 63,8 | 255 | 69,9 |
Тольяттинский государственный университет | 173 | 158 | 239 | 267 | 18 | 466 | 58,1 | 494 | 56,2 | 505 | 57,5 | 515 | 51,8 | 439 | 66,8 |
Структура подготовки и платный прием
Можно выделить пять групп направлений по соотношению платного и бюджетного приема студентов.
Первая группа , наиболее многочисленная (28 направлений из 66) — платный прием незначителен, менее 10% от бюджетного. В том числе в эту группу входят шесть направлений из десяти, имеющих наибольший бюджетный прием: «сельское хозяйство», «транспорт», «энергетика», «математика», «электроника» и «экология». То, что на этих направлениям практически отсутствуют платные студенты, отражает в первую очередь традиционное «перепроизводство» кадров на бюджетных местах.
Вторая группа — платный прием есть, но невелик: от 10 до 35% бюджетного. Таких направлений 11 из 66, самые крупные — «педагогика» и «строительство». Как правило, абитуриенты этих направлений рассматривают свои перспективы будущего трудоустройства как хорошие, однако не рассчитывают на быструю карьеру.
Третья группа — платный прием от 36 до 80% бюджетного, примерно соответствует доле платного приема в системе высшего образования в целом. Это, можно сказать, оптимальное сочетание: платные студенты приносят вузу ощутимый дополнительный доход, при этом вуз не очень сильно от них зависит и может, соответственно, проводить достаточно принципиальную политику контроля качества. В эту группу входят 13 направлений, самое крупное — «здравоохранение», где на 25 тысяч бюджетных первокурсников пришлось 17 тысяч платников. Абитуриенты, зачисленные на образовательные программы по этим направлениям, имеют выраженные карьерные ожидания и настроены на достаточно высокие доходы в будущем.
Четвертая группа — платный прием составляет от 81 до 150% бюджетного. Платный набор для вузов этой группы почти так же важен, как и бюджетный, но последний все остается «опорным звеном» в экономике вуза и формировании его кадровой политики (абсолютное большинство преподавателей — на бюджетных ставках и только получают доплаты за счет платного набора). Таких направлений всего пять: «дизайн», «бизнес-информатика» и «сфера обслуживания», а также имеющие небольшой набор «издательское дело» и «теория искусств».
Наконец, пятая группа включает девять направлений, платный прием на которые более чем в два раза (а часто и в три или четыре) превосходит бюджетный. Здесь, как правило, совсем другая экономика: часть преподавателей оформлена на «внебюджетных» ставках, а платные студенты определяют качество аудитории. Вуз вынужден ориентироваться именно на платных студентов в своей политике качества. Среди наиболее крупных направлений этой группы — «экономика», «юриспруденция», «менеджмент», «лингвистика и иностранные языки», «государственное и муниципальное управление», «реклама» и «международные отношения».
Таблица 10. Группы направлений с наибольшим бюджетным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Примечания | |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема; рост цен |
Информатика и вычислительная техника | 18,5 / 17 | 2,5 / 2,6 | 13% | |
Сельское хозяйство | 16 / 16 | 0,8 / 1,3 | 5% | |
Строительство | 13,5 / 13,5 | 2,9 / 2,2 | 21% | Рост цен |
Транспортные средства | 12,5 / 12 | 0,8 / 0,6 | 6% | |
Энергетика | 11,5 / 11,5 | 0,8 / 0,5 | 7% | |
Математика | 9,5 / 9,1 | 0,8 / 0,7 | 8% | Рост цен и качества платного приема |
Электроника, радиотехника и связь | 9 / 8,7 | 0,4 / 0,3 | 5% | Небольшое снижение цен |
Экология | 8,5 / 8 | 0,8 / 1,1 | 9% | Рост цен |
Таблица 11. Группы направлений с наибольшим платным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Доля платного приема относительного бюджетного | Примечания |
Экономика | 7,9 / 8,9 | 28 / 33,5 | 356% | Единственное крупное направление, где снизились контрольные цифры бюджетного приема. Рост качества платного приема приокращении количества |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Юриспруденция | 5,7 / 5,3 | 16,5 / 15 | 289% | Рост бюджетного и платного приема |
Менеджмент | 7,7 / 7,4 | 14 / 20 | 179% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цены |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема, рост цен |
Лингвистика и иностранные языки | 2,9 / 2,8 | 5,2 / 4 | 181% | Рост качества бюджетного приема; резкий рост численности платного приема при резком росте цен |
Государственное и муниципальное управление | 1,5 / 1,5 | 4,9 / 8 | 331% | |
Сфера обслуживания | 3,9 / 3,8 | 4,4 / 5,6 | 113% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цен |
Реклама и связи с общественностью | 0,9 / 0,7 | 3,3 / 3,3 | 378% | |
Международные отношения | 0,9 / 1,0 | 3,2 / 2,9 | 348% |
Можно увидеть, что перечень самых крупных бюджетных направлений и перечень самых крупных платных направлений пересекаются только в двух случаях: по «здравоохранению» и «педагогике». Это результат того, что Минобрнауки за последние несколько лет в 1,5-2 раза сократило бюджетный прием на три наиболее популярных платных группы — «экономику», «юриспруденцию» и «менеджмент». Сокращение отражает в том числе политику вытеснения откровенно слабых образовательных программ, реализуемых непрофильными вузами, не имеющими достаточного кадрового потенциала. Такая политика началась с «обрезания» бюджетного приема, но затрагивает и платный: целый ряд вузов в последнее время сворачивает соответствующие программы.
Традиционно платный прием проводится в первую очередь на социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицинские. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного — порядка 87%. Естественные науки (направления классических университетов) занимают около 14% в бюджетном приеме, тогда как в платном наборе их доля немногим превышает 2%. На долю технических наук и технологий приходится свыше 40% бюджетного набора и лишь 10% платного. Такая структура в целом воспроизводится на протяжении всего периода наблюдений (2011-2015) с вариациями в пределах 3-5%. См. табл. 10.
Таблица 12. Структура бюджетного и платного приема в разрезе по отраслям знания, 2011-2015
Бюджетный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 6,5 | 6,7 | 6,4 | 6,4 | 6,0 | |
гуманитарные науки, % | 7,8 | 7,7 | 8,0 | 7,6 | 8,0 | |
естественные науки, % | 14,1 | 13,8 | 13,8 | 14,0 | 14,5 | |
медицинские науки, % | 8,6 | 8,5 | 7,3 | 6,9 | 7,1 | |
педагогические науки, % | 10,6 | 11,2 | 11,5 | 11,8 | 11,1 | |
социальные науки, % | 10,5 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,4 | |
технические науки, % | 41,9 | 41,1 | 41,0 | 40,3 | 40,0 | |
Всего зачислено человек | 288 808 | 282 474 | 307 046 | 314 752 | 301 327 | |
Платный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
гуманитарные науки, % | 22,9 | 18,6 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | |
естественные науки, % | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,3 | 2,7 | |
медицинские науки, % | 12,3 | 11,0 | 11,2 | 9,9 | 11,2 | |
педагогические науки, % | 6,1 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | 3,9 | |
социальные науки, % | 45,1 | 53,8 | 53,1 | 53,0 | 52,3 | |
технические науки, % | 10,7 | 8,3 | 8,7 | 11,3 | 9,8 | |
Всего зачислено человек | 135 524 | 147 660 | 157 878 | 153 389 | 99 620* |
Сравнение качества бюджетного и платного приема — 2015
Традиционно платное образование выбирается более слабыми студентами, и здесь порог задают — или не задают — сами вузы.
Больше половины «троечников» (средний балл ЕГЭ ниже 56) на платное обучение набрали в 2015 году 150 вузов из 412, вошедших в рейтинг (36%). Это значительное улучшение ситуации — в прошлом году их было 198, почти половина (48%).
Таблица 13. Распределение вузов по качеству бюджетного и платного приема
Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». С чем связан такой сдвиг? Можно сделать два предположения. Первое — студенты 2015 года в целом несколько лучше сдали ЕГЭ. Второе — произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.
На диаграммах ниже сопоставляется качество бюджетного набора с качеством платного набора. По оси У отложен средний балл платного набора, по оси Х - средний балл бюджетного набора. Цвет "горохов" отражает качество платного набора: зеленые - средний балл выше 70, белые - средний балл ниже 70 и выше 56, красные - средний балл ниже 56. В классических университетах вузы с "отличным" бюджетным приемом (средний балл выше 70) на платные места чаще всего набирают абитуриентов-"хорошистов" (средний балл 56-70). В технических вузах, где по группе в целом больше "хорошистов", до половины платного набора - "троечники" (средний балл ниже 56), однако видно, что "троечники" - как правило, вузы с не крупным набором.
Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В 2015 г. году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Если раньше информация о том, что выпускники топовых вузов зарабатывают в среднем в 1,5 раза больше, чем выпускники других вузов по тому же направлению, обсуждалась на уровне отдельных кейсов, мнений и слухов (формируя, тем не менее, общественное мнение), то теперь эту тенденцию можно считать доказанной.
Идет изменение структуры государственного задания — расширение инженерных направлений, дальнейшее сокращение социально-экономических (за счет экономики и бизнес-информатики). Предполагается, что население предъявляет достаточный платежеспособный спрос на программы социально-экономических и гуманитарных направлений, что позволяет обходиться без увеличения бюджетной поддержки.
Многие вузы, не получавшие госзадания на реализацию популярных образовательных программ (экономику, менеджмент и др.), продолжали прием абитуриентов на них уже полностью на внебюджетной основе. Это потребовало кадрового и информационного обеспечения программ, которое у вузов в такой ситуации значительно ослабло. Результат налицо: платный набор в этих вузах сокращается, в иных случаях опускаясь до уровня, критического для дальнейшего продолжения таких программ.
В зоне риска здесь вузы, набирающие на платные программы, не подкрепленные бюджетным набором по соответствующему направлению, менее 30 студентов. Ведь, во-первых, платный студент, как правило, подготовлен слабее, чем поступивший на бюджетное место, и потому больше рискует оказаться в числе неуспевающих. Во-вторых, такой студент может прекратить обучение не только вследствие неуспеваемости, но и по причинам финансового характера. Уже на третьем курсе от первоначально набранных платных студентов может остаться менее половины, и поступающих от них средств будет недостаточно даже для оплаты необходимых преподавателей.
2015 год может стать рубежным примерно для 60% ныне действующих сугубо внебюджетных программ по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» и другим социально-экономическим и гуманитарным направлениям: в 2016 году эти программы могут прекратить новый набор (в 2015 году они набрали менее 30 человек).
Динамика качества приема, 2011-2015
Самое высокое качество бюджетного набора стабильно сохраняется в медицинских и социально-экономических вузах, причем в последних за период с 2011 по 2015 г. "зеленая зона" (средний балл выше 70) заметно расширилась. Аграрные вузы остаются в основном в "красной зоне" (средний балл ЕГЭ по вузу ниже 56). Среди классических университетов и технических вузов пропорции вузов-"отличников", "хорошистов" и "троечников" примерно одинаковы и держатся без особенных изменений. Заметно повысилось качество бюджетного приема в педагогических вузах.
В платном наборе в целом сохраняются такие же пропорции, хотя и с определенным сдвигом к более низким баллам.
Ценовые стратегии вузов в условиях экономического спада
Среди вузов, предлагающих платные программы в 2015 г., 47% по сравнению с 2014 г. повысили цены, 36% сохранили их неизменными в номинальном выражении, 17% сочли необходимым снизить цены (в качестве значимых мы рассматривали изменения более 5 тыс. рублей в год). При этом 14 вузов повысили среднюю по вузу стоимость обучения на 50-100 тыс. рублей в год; 39 вузов — на 20-50 тыс. рублей в год; 124 вуза — на 5-20 тыс. рублей в год; 137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. рублей), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5-20 тыс. рублей, а 8 вузов — на 20-50 тыс. рублей.
При этом модели поведения — распределение вузов на группы повышающих и снижающих цены — разнятся по направлениям. подготовки: в отношении социально-экономических и гуманитарных программ, с одной стороны, и технических программ, с другой, вузы чаще придерживаются разных стратегий. Среди технических направлений заметно выше доля программ, снизивших стоимость обучения в 2015 г. Среди социально-экономических программ преобладает доля тех, кто повысил стоимость обучения относительно незначительно (5-20 тыс. руб.).
Так, по направлению «экономика» платный набор в 2015 году вели 305 вузов, из них 30 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 95 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 18 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. По направлению «юриспруденция» платный набор в 2015 году вели 181 вуз, из них 26 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 63 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 6 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. При этом по направлению «информатика и вычислительная техника» более трети вузов понизили цены более чем на 5 тыс. рублей, а по направлению «энергетика и энергетическое машиностроение» таких вузов почти половина.
Таблица 14. Изменение стоимости обучения по направлениям подготовки, 2014-2015 гг.
Каковы различия в ценовой политике столичных и регинальных вузов? Разброс цен среди
дорогих образовательных программ значительно
выше, чем среди программ умеренной стоимости. При этом пропорции дорогих и недорогих программ по разным направлениям подготовки примерно одинаковы. Можно выделить три стратегии ценовой политики вузов: единая стоимость для всех образовательных программ (спрос определяется качеством программы и репутацией вуза); ценовая дифференциация программ; сегментирование программ на популярные и непопулярные.
Сильные вузы, что ожидаемо, устанавливают высокие минимальные баллы. В «десятке» сильнейших вузов по качеству бюджетного приема средний минимальный балл составляет 61,3 пункта (в расчете на один предмет по всем вузам) — против 34,2 по порогам Рособрнадзора. Самые высокие баллы среди вузов-лидеров установили МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Самые низкие — МГИМО и МГУ им. Ломоносова (прочем, это никак не повлияло на высокое качество приема в эти вузы). А вот среди 74 вузов из «красной» зоны (средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в них ниже 56) ни один не установил минимальный порог выше уровня, предложенного Рособрнадзором.
Только 15% вузов используют минимальные баллы в качестве реального инструмента отбора абитуриентов.
Вузы, установившие самые высокие проходные баллы в 2015 г.:
- Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта
- Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва
- Гос. институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
- Гос. ун-т управления, г. Москва
- Кубанский гос. ун-т, г. Краснодар
- Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
- Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова
- Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики»
- Московский физико-технический институт
- Нац. иссл. Томский политехнический ун-т
- Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики», г. Москва
- Нац. иссл. ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва
- Новосибирский Нац. иссл. гос. ун-т
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова
- Самарский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский Нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики
- Смоленский гос. ун-т
- Тверской гос. ун-т
- Уральский федеральный ун-т им. Б.Н. Ельцина
- Южный федеральный ун-т
Направления подготовки, на которые вузы чаще устанавливают высокие проходные баллы.
Вот и настала летняя пора. Для кого-то это теплые деньки, долгожданный отпуск или предстоящая сессия, а вот для выпускников это первый шаг в новый, неизведанный мир. И первая ступень во взрослый мир это ЕГЭ. Каждый школьник независимо от уровня знаний прикладывает большое количество усилий и усердно готовится к предстоящим экзаменам. И вот настаёт волнительный день, когда стали известны результаты. К сожалению, они не всегда оправдывают ожидания, а порой превращаются в настоящую трагедию. Кому-то мешала патологическая лень, кому-то чрезмерная уверенность, но это лишь начало долгого пути, и отчаиваться не стоит.
Не стоит впадать в уныние и стесняться своих чувств
Первый и наиболее важный совет, это не опускать руки. Выговоритесь близким и обдумайте ситуацию. Важно сохранять спокойствие и чистоту ума. Нужно сосредоточиться и решить, что делать дальше. Если вы чувствуете, что не можете совладать с собой — без стеснения обращайтесь к специалистам. Психологи помогут вам разобраться со своими чувствами.
Можно пересдать
В случае, если набранное количество баллов не позволяет поступить в желаемый ВУЗ, экзамен можно сдать повторно. Экзамен по выбору можно пересдать в следующем году, а пока морально отдохнуть и лучше выучить предмет, чтобы не повторять прошлых ошибок.
А вот обязательные экзамены можно пересдать в дополнительный период того же года. Резервные дни для повторных попыток указаны в календаре ЕГЭ. Если и во второй раз предмет не был сдан, последняя возможность пересдачи представится осенью 2018 года.
Пересдать можно лишь один из обязательных предметов. Если не были сданы и русский, и математика, вы лишаетесь права пересдачи.
Можно поступить в колледж
Если дела с ЕГЭ совсем плохо, можно отправиться учиться в колледж при институте. При себе надо иметь лишь аттестат и желание постигать желаемую профессию. Большинство колледжей дают возможность студентам после окончания поступить сразу на второй курс института.
Смиритесь со своими баллами
Если баллы оказались не совсем низкими, а просто не такими, как вы ожидали — стоит смириться (если вы, конечно, не хотите потратить ещё год на подготовку — что тоже возможно). Помните о том, что помимо выбранного вами вуза и факультета есть и другие учебные заведения и направления. Кроме того, рассмотрите возможность вечернего, заочного или платного обучения. В случае чего — всегда можно будет перевестись.
Пойти работать
Если с поступлением сразу после вуза не получается, то и это не беда. Можно отправиться работать. Тут варианта два. Либо устроиться по интересующей профессии (скорее всего, это будет низко оплачиваемая или неоплачиваемая стажировка), либо пойти в сферу обслуживания — официантом, консультантом в магазин и так далее.
Так или иначе не стоит отчаиваться. Мы совершаем ошибки, но и учимся на них. Они помогают нам повзрослеть и переосмыслить что-то важное. Именно преодолевая преграды, мы становимся выносливее и мудрее.
Диана Печорина
В России завершается кампания ЕГЭ 2018 года, и даже вторая волна сдачи экзаменов подходит к концу. Однако проверка экзаменов требует времени, и на данный момент выпускники ожидают последних результатов ЕГЭ первой волны. Кто-то уже сейчас понимает, что набрал недостаточно баллов — намного меньше, чем рассчитывал школьник до сдачи экзаменов. Кто-то не дождался всех результатов и переживает, как быть, если баллов окажется мало. Что, если не набрал нужные баллы по ЕГЭ, можно ли поступить в институт, какие еще варианты остаются для абитуриента в 2018 году.
Что значит, не набрал нужные баллы?
Прежде всего стоит, конечно же, разобраться с тем, что такое “мало баллов за ЕГЭ”. Кто-то из выпускников всю жизнь учился на отлично и надеялся как минимум на 80-90 баллов за каждый ЕГЭ, набрал в среднем 77 и считает, что жизнь закончилась. А кто-то вообще провалил русский язык или математику и рискует остаться без аттестата об образовании как такового, до института ли здесь вообще.
Говорить как о небольшой катастрофе можно о двух ситуациях:
- школьник не смог сдать один из обязательных экзаменов (русский язык или математику) и рискует остаться без документа об образовании,
- школьник не набрал минимальные баллы по ЕГЭ, которые установили в Рособрнадзоре (таблицу минимальных баллов по каждому ЕГЭ мы на нашем сайте раньше).
Выход из первой ситуации — пересдача. На данный момент те школьники, которые не смогли сдать обязательные ЕГЭ в 2018 году в первую волну, знают об этом и даже успели пересдать экзамены в дополнительный этап ЕГЭ. Результаты этих ЕГЭ придут 10-11 июля.
Если по итогам пересдачи обязательных ЕГЭ выпускник набирает достаточно баллов, а с результатами ЕГЭ по выбору у него полный порядок, можно попробовать поступить в вуз в этом же году. Если экзамены опять провалены, пересдача возможна только в сентябре. Об институте, конечно, можно забыть, по крайней мере в 2018 году.
Если выпускник успешно справился с обязательными ЕГЭ, но по какому-то из экзаменов по выбору вышла промашка, и количество набранных баллов ниже минимального, поступить в институт не получится. Вузы просто-напросто не имеют права принимать абитуриентов, если они предоставляют результаты ЕГЭ ниже минимального порога от Рособрнадзора. Даже на платное обучение.
Выход первый — поступать через год
Ничего страшного в таком варианте нет. Отступать перед первой же небольшой сложностью, отказываясь от высшего образования из-за мелкой неудачи — не самое лучшее начало взрослой жизни. Даже если школьник привык, что все достается ему легко и просто, пора учиться добиваться своего.
Выпускнику нужно понять, что пропущенный год — это вообще не страшно. Лучше получить диплом о высшем образовании на год позже, чем не иметь его вообще. Если, конечно, он правда так важен.
Чем заниматься в течение этого года — решать вам по ситуации. Скорее всего, молодые люди рискуют армией, а девушкам будет чуть проще.
Но главное, что нужно делать в этот год, если вы не оказались в армии — усердно готовиться к пересдаче ЕГЭ. Результаты тех экзаменов, которые вас устраивают, будут действительны четыре года, так что можно сосредоточиться на проблемном предмете, ЕГЭ по которому был сдан на слишком низкие баллы.
Помните, что выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ раньше основной волны — весной. Так что времени на подготовку у вас будет меньше, чем один год.
Выход второй — поступать в институт на платное отделение
Это выход для тех, кто набрал мало баллов по ЕГЭ, но все же больше того минимума, который закрывает дорогу в вузы.
Если все варианты с поступлением на бюджет невозможны или неинтересны, поступите на платное отделение. Конечно же, для этого должны быть финансовые возможности. Возможно, придется одновременно учиться и работать.
Выход третий — получить среднее специальное образование
Этот выход подойдет вообще всем. Даже если вы провалили оба обязательных ЕГЭ и пересдача невозможна (а если не сдать сразу два обязательных ЕГЭ, ситуация именно такова), вы всегда можете воспользоваться аттестатом за девятый класс.
С этим аттестатом можно поступить в колледж, техникум или другое среднее учебное заведение. Мы советуем обратить внимание на колледжи при вузах. Довольно часто такие связанные с институтами или университетами колледжи являются поставщиками абитуриентов для них.
Работает ли колледж или техникум при вузе или сам по себе, в любом случае дорога в вуз по его завершении вам не закрыта.
В какой бы ситуации вы не оказались и насколько безвыходной она бы вам не казалась, на самом деле, если вы поставили перед собой цель получить высшее образование, вы его получите. И еще неизвестно, какой выпускник вуза добьется большего успеха — отличник, который привык получать все легко или тот, кто уже к моменту получения диплома научился преодолевать жизненные трудности.
Что делать, если плохо сдал ЕГЭ? Люди, всерьёз увлечённые целеполаганием, позитивным мышлением и самосовершенствованием, часто говорят одну простую истину: если перед вашим носом захлопнулась дверь, значит, за спиной открылось ещё пять.Даже в том случае, если ваши баллы на ЕГЭ оставляют желать лучшего, а последняя надежда попасть в вуз погибает на глазах, паниковать не стоит. Стоит всего лишь отойти от закрытой двери и повернуться.
Дверь №1: обучение на платной основе
Если в институтах, куда вы стремились, плата слишком большая, не спешите с выводами. Проведите пару дней в интернете и внимательно просмотрите сайты вузов, про поступление в которые вы, возможно, даже не думали. Сравните цены, количество человек на место, рейтинги поступления: оптимальный вариант найти вполне реально.Обратите внимание на негосударственные вузы и филиалы : Уральский Финансово-Юридический Институт (УрФЮИ), НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса», Гуманитарный Университет (ГУ). Важный плюс: в большей части платных вузов количество мест не имеет ограничения .Иногда в процессе обучения предлагаются льготы для хорошистов и отличников , например, тот же ГУ снижает стоимость на 100%, если сессия сдана на «отлично».Делимся по секрету: можно найти специальности, где абитуриентов даже не хватает. Совсем необязательно недобор – признак некачественного образования, иногда он возникает на редких специфических направлениях. Берут туда, само собой, с любыми баллами.
Дверь №2: заочное обучение
Если очное обучение вам всё-таки не по карману, рассмотрите варианты вечернего, очно-заочного или заочного обучения. К примеру, год заочного обучения специальности «Социальная работа» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) стоит 44 000 рублей, «Менеджмент» в Гуманитарном Университете (ГУ) - 38 000 рублей, «Прикладная информатика» в Уральском Институте экономики, управления и права (УИЭУиП) - 37 200 рублей.Заочка отлично сочетается с работой, хобби и при необходимости подготовкой к ЕГЭ.
Дверь №3: колледжи при вузах, среднее профессиональное образование
Обучение в колледже имеет множество преимуществ.Во-первых, для поступления вам понадобится только с редний балл на ГИА и аттестат об окончании 9 или 11 классов. Во-вторых, колледж при вузе станет крепким мостом на пути в желаемый институт. В Екатеринбурге есть Медицинский колледж при УГМУ, колледж ИМС, колледж УрГЭУ, колледж УГЛТУ, колледж УрГЭУ, колледж УрГУПС. Как правило, такие колледжи дают отличную подготовку к поступлению , приглашают институтских педагогов, помогают вам плавно подготовиться к студенчеству, в том числе и психологически. Лекции, семинары и сессии уже не станут для вас шоком.Можно остановиться на среднем профессиональном образовании , не рассматривая после колледжа поступление в вуз. Этот вариант подходит тем, кто выбрал профессию, где среднего образования при устройстве на работу будет достаточно. Вот лишь часть мест, куда можно податься: Уральский колледж индустрии красоты (УрКИК), Уральский политехнический колледж, Уральский колледж технологий и предпринимательства, Уральский радиотехнический колледж А.С. Попова (УРТК), Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства, Свердловский колледж искусств и культуры, Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова и т.д. Обучаться можно практически всему: от экономики и лингвистики до парикмахерского искусства и архитектуры.
Дверь №4: работа
Никто не мешает вам посвятить этот год получению реальных навыков .Шансов найти неплохую подработку, даже при отсутствии опыта, у вас больше, чем у ровесников-студентов, работодателей несказанно обрадует ваша независимость от вузовского расписания. Плюсов за этой дверью множество: новые люди, опыт, частичная финансовая независимость от родителей, и, конечно, возможность целенаправленно готовиться к ЕГЭ следующего года.Опять же не стоит думать, что работа ограничится прогулками в костюме чебурека и раздачей бумажек. Нередко на сайтах объявлений ищут помощников в офисы , консультантов в большие сетевые магазины, операторов в call-центры и т.д.
Дверь №5: gap-year
Можно, взяв в пример иностранных школьников и студентов, посвятить этот год впечатлениям . Чаще всего «год перерыва» берут как раз после школы перед поступлением в университет. Это прекрасная возможность посмотреть мир, пообщаться с людьми, попробовать себя в разных сферах, определиться с выбором специальности, взвесить все плюсы и минусы. К тому же вы приобретаете возможность сосредоточиться только на тех предметах, которые нужны вам для поступления, а не рассеиваться на всю школьную программу.Идите на курсы ораторов, мастер-классы рисования на песке, в бассейн – займитесь саморазвитием, потратьте это время с пользой для души, ума и тела и оно обязательно вернётся к вам плюсом.
P.S.
В каждой второй биографии известных людей находится строчка про то, как их с первого раза не взяли в университет, ставили двойки в школе, считали неспособными к обучению, но это не помешало им добиться успеха в той сфере, которая по-настоящему им интересна.Мир не перестанет вращаться, если вы попадёте в вуз мечты не сегодня, а через год, даже если сейчас вам кажется иначе.Какую бы дверь вы ни выбрали, помните о главном: учёба – только часть большой и интересной жизни, путей в которой множество.Пригодилась информация? Поделись с другими абитуриентами!Перевод баллов ЕГЭ производится после начисления первичного результата, на основании утвержденной шкалы он переводится в тестовые баллы.
Они играют важную роль при поступлении в вуз и фиксируются в сертификате о прохождении экзамена.
Тем, кто заканчивает 11 класс и готовится к поступлению в вуз, особенно интересно узнать, как осуществляется перевод балловой оценки ЕГЭ.
Ежегодно сотни тысяч учащихся проходят эту процедуру. Для получения аттестата достаточно сдать всего два предмета – математику и русский язык.
Остальные предметы – а в общей сложности их 14 – сдаются на добровольной основе в зависимости от выбранного вуза.
Для того, чтобы результаты были отображены в сертификате, выпускнику нужно набрать баллов больше установленного минимума.
Как оцениваются результаты ЕГЭ
Результаты экзамена оцениваются комиссией и переводятся в 100-балльную систему.
Существует алгоритм пересчета этих сумм в более привычные оценки. Официально этот метод не применяется с 2009 года.
Но при желании можно ознакомиться со шкалой перевода оценок ЕГЭ.
Оценка результатов проводится в два этапа:
- по количеству выполненных заданий, учащемуся выставляют первичный балл. Он складывается из суммы за все задания, выполненные верно;
- далее выполняется перевод первичных баллов ЕГЭ в тестовые. Эта цифра фиксируется в сертификате ЕГЭ и играет важную роль для поступления в вуз. Ниже – таблица перевода для экзамена по математике.
Важно: шкала разработана с учетом сложности заданий.
Актуальную информацию по ЕГЭ всегда можно получать на портале http://ege.edu.ru/ru .
Что собой представляет минимальный балл
Чтобы получить сертификат ЕГЭ, учащемуся необходимо по русскому языку и математике набрать балл больше установленной минимальной границы.
Она определяется ежегодно для каждого отдельного предмета. По сути, минимальная оценка – это эквивалент тройки.
Такой результат отражает, что учащийся удовлетворительно освоил учебную программу.
Минимальный балл:
- Определяет выдачу сертификата о сдаче ЕГЭ.
- Устанавливается по каждому предмету ежегодно после сдачи экзамена и до того, как будут опубликованы результаты.
По итогам 2016 года, для получения аттестата нужно было получить по русскому языку минимум 36 тестовых баллов.
По математике эта граница составляет 3, а по профильному уровню – 27.
Отличие первичных баллов от тестовых
При оценке результатов сдачи экзамена, сначала выставляется первичная сумма. Затем проводится перевод этих баллов ЕГЭ 2017 в тестовые.
Они определяются по 100-балльной шкале. Эта оценка и будет стоять в сертификате ЕГЭ в случае, если она выше минимальной.
При подсчете баллов, алгоритм следующий:
- За каждое верно выполненное задание начисляется один или несколько баллов.
- В конце подсчитывается сумма за всю работу.
- Осуществляется перевод первичных баллов ЕГЭ.
Касательно тестовых оценок, они насчитываются по 100-балльной системе. А вот сумма первичных может отличаться для разных предметов.
Например, по математике можно получить 30 первичных баллов, а для иностранных языков эта граница 80.
Оценка задания зависит от его сложности. Для заданий части В начисляется по одному первичному баллу за верный ответ.
Для части С есть несколько вариантов: для заданий 1 и 2 начисляется 2 первичных балла правильный ответ на вопрос 3 и 4 дает сразу 3, а задания 5 и 6 добавят к результату учащегося по 4 пункта.
Баллы ЕГЭ и оценки
Хотя существует примерная шкала перевода баллов ЕГЭ в привычные всем учащимся оценки, начиная с 2009 года эта система не применяется.
Отказ от перевода в оценки вызван тем, что сумма баллов не влияет на показатель в аттестате. Она фиксируется в отдельном сертификате.
В случае, когда учащийся по одному из обязательных предметов набрал результат меньше минимального, ему не будет выдан ни сертификат, ни аттестат.
Если же это предмет из тех, что сдаются на добровольной основе, результат просто нигде не зачтется.
Если по результатам сдачи экзамена была получена неудовлетворительная оценка, как быть? Все зависит от того, по какому предмету.
- Если набранное количество баллов ниже минимального по математике или по русскому языку, можно пересдать экзамен в том же году в один из резервных дней.
- Когда неудовлетворительная оценка получена сразу по обоим предметам, пересдача возможна только на будущий год.
- Если не получилось набрать достаточно баллов по необязательному предмету, пересдать экзамен можно только в будущем году. Неудовлетворительный результат не отразится ни в одном документе. На самом деле все будет выглядеть так, будто выпускник этот экзамен вообще не сдавал.
В зависимости от предмета, пересдача возможна либо в том же году в резервные дни, либо в следующем.
Таким образом, если учащийся не сдал математику на базовом уровне, он может воспользоваться резервными днями.
А если низкая оценка получилась по результатам профильного уровня, пересдача будет возможна только через год.
Как быть, если выпускник не согласен с оценкой
Если выпускник уверен, что его работа заслуживает более высокой оценки, он вправе подавать апелляцию.
В такой ситуации, работа заново будет рассмотрена конфликтной комиссией.
Возможно два исхода. Когда оценка кажется заниженной, учащемуся могут либо добавить баллы, либо снять.
Важно: по результатам ЕГЭ 2010 года, из всех поданных апелляций, была удовлетворена третья часть.
Первые две части экзамена проверяются без участия человека. Нельзя исключать вероятность ошибок.
Причиной этому может стать неразборчивый почерк и подобные обстоятельства.
Если создается впечатление, что оценка занижена, учащиеся подают апелляцию.
Из чего состоит экзамен
Общий текст задания состоит из трех частей.
- Часть А составлена в виде теста. Из четырех предложенных вариантов ответа выпускнику нужно выбрать один правильный.
- В части В возможны следующие типы заданий: написание однословного ответа, выбор нескольких верных вариантов или установление соответствий.
- В части С учащемуся предлагается дать развернутый ответ на вопрос.
В зависимости от типа задания, ход проверки отличается. Первые две части проверяются автоматически. Ответы сканируются системой и оцениваются.
Этот процесс проходит без участия человека. По завершении проверки, результаты пересылаются в центр тестирования, находящийся в Москве.
Часть С оценивается двумя независимыми экспертами. Если результаты совпали, выставляется этот итог.
Если после оценки обнаруживается незначительное расхождение, выводится средний результат.
При заметной противоречивости назначается третий специалист.
После завершения проверки, все данные направляются в единый центр тестирования. Там они обрабатываются и фиксируются в базе.
Оттуда они рассылаются по школам, где принимался экзамен.
Как результаты ЕГЭ влияют на поступление в вуз
Для того, чтобы подать заявление на поступление в вуз, выпускникам нужно сдавать ЕГЭ.
Всего можно обратиться в 5 вузов, в каждом из них не более, чем на три специальности.
Заявление готовят в письменной форме и передают лично, либо отправляют по почте.
Если выбран второй вариант, потребуется оформить заказное письмо с описью вложения, а также уведомлением о вручении.
Чтобы узнать, было ли удовлетворено заявление, нужно выйти на официальный сайт вуза.
Когда прием документов завершен, там выкладывается список тех, кто претендует на зачисление. Там же приводятся их результаты сдачи ЕГЭ.
Зачисление проходит в две волны.
- Когда опубликован первый список, отводится несколько дней на то, чтобы абитуриенты могли предоставить оригиналы своих документов (в большинстве случаев отправляют их копии).
- Если срок на предоставление документов закончился, но еще остались свободные места, готовится второй список.
Чтобы поступить в вуз, понадобится следующий пакет документов:
- заявление с просьбой о приеме;
- заверенные копии аттестата и документа, подтверждающего личность;
- бланк с перечнем набранных по результатам ЕГЭ баллов;
- фотографии (их размер и количество устанавливаются правилами вуза).
От абитуриента могут затребовать и прочие документы. Для получения подробной информации, нужно обратиться в интересующий вуз.
Перевод баллов ЕГЭ в 2017 году осуществляется по той же системе, что и в предыдущие годы.
Для сдачи экзамена нужно набрать хотя бы минимальное количество баллов, которое устанавливается для каждого предмета ежегодно.
Чтобы получить аттестат и сертификат с результатами ЕГЭ, нужно превысить эту границу по обязательным предметам.
Как перевести первичные баллы в тестовые ЕГЭ 2015 по русскому языку